УДК 796.072.2
И.Л. Миронов*
Методологические подходы к формированию идеала духовного и физического совершенствования у специалистов силовых структур России
Статья содержит результаты изысканий автора в области методологии формирования идеала духовного и физического совершенствования у специалистов силовых структур. В ней раскрываются культурологические, философские и психологические предпосылки данного педагогического процесса.
Ключевые слова: идеал духовного и физического совершенствования воина, архетип, элитарная культура, массовая культура.
I.L. Mironov*. Methodological approaches to formation of an ideal of spiritual and physical perfection at experts of power structures of Russia.
This article contains the results of research the author of the methodology of forming an image of spiritual and physical perfection of the uniformed services of specialists. The article disclosed cultural, philosophical and psychological assumptions of the pedagogical process.
Keywords: military ideal of spiritual and physical perfection, аrchetype, elite culture, mass culture.
На современном этапе реформирования силовых структур России как никогда важна проблема конкретизации идеала духовного и физического совершенства воина. Данная статья посвящена методологическому обоснованию процесса формирования данного идеала в процессе обучения и воспитания специалистов силовых структур.
Физическое воспитание является стороной, частью воспитания в широком педагогическом смысле [5], и именно в данной плоскости выявляется диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность физического воспитания и духовного.
Необходимость тесного единства физического и духовного воспитания в процессе целенаправленного формирования личности подчеркивают многие педагоги [2, 5 и др.].
Объективной основой этого является единство духовного и физического развития человека, закономерности организации всей социальной системы воспитания. Физическое воспитание является целостным педагогическим процессом, в котором решаются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспитания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом.
Духовность входит в физическую культуру вместе с определением общественных и культурных целей, ради которых осуществляется процесс физического совершенствования. На первый план при этом выдвигается мировоззренческая духовность, определяющая конечные цели занятий физической культурой. Физическая культура выступает выражением идеала, образца физически развитого человека. В процессе формирования своих физических качеств человек так или иначе руководствуется этим идеалом, старается быть похожим на него как в физическом, так и в социальном отношении.
Таким образом, диалектическая взаимосвязь физического и духовного воспитания в процессе формирования личности воина является важной методологической предпосылкой нашего исследования. Социально-мировоззренческий аспект духовности физической культуры представлен социальными идеалами, во имя которых осуществляется развитие физических качеств. Проявляется это в понимании сущности, основ и конечной целевой установки физической культуры.
Процесс формирования идеала духовного и физического совершенствования воина у специалистов силовых структур должен начинаться с конкретизации данного идеала.
Поиск рассматриваемого идеала, по-видимому, целесообразно осуществлять в отечественной культуре. Данное обстоятельство обусловлено рядом философских, культурологических и психологических концепций.
Так, Шпенглер критерием типологизации культур считает внутренний, психологический строй коллективной души народа. Суть культуры - стремление коллективной души народа к самовыражению. Каждой коллективной душе (народу) присущ свой мир переживаний, свое мироощущение, свой психологический первосимвол, из которых происходит все богатство культурных форм, на основе которых коллективная душа живет, чувствует, творит: «... Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит. Чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина» [10, с. 255].
* Миронов, Игорь Леонидович, Доцент кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 459-6599. E-mail: [email protected].
I.L. Mironov*, assistant professor of physical education of St. Petersburg University, Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences, tel. 459-65-99; E-mail: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Кадровое обеспечение
В нашем исследовании важна идея О. Шпенглера о специфичности развития разных культур, каждая из которых по-своему встраивается в общемировой цивилизационный процесс, опираясь на свои глубинные духовно-нравственные архетипы.
Известный отечественный философ Ю.М. Бородай считает, что «... там, где земная жизнь людей складывается наиболее сносно, она строилась не на умозрительных домыслах и расчетах, но на святынях, т.е. на нравственных императивах, “предрассудках”, если угодно, своеобразных у каждого из народов, что и делает их неповторимыми соборными личностями, общественными индивидуальностями. Человеческий мир интересен и многоцветен именно потому, что основу культуры каждого из народов составляют свои культовые святыни, не подлежащие, ни какому логическому обоснованию и не переводимые адекватно на язык культуры иной» [3, с. 380, 381].
Культурологическая идея архетипа находит свое проявление и на психологическом уровне, что составляет важную теоретико-методологическую предпосылку предстоящего исследования. При этом если философы и культурологи рассматривают эту проблему на сознательном уровне, в плоскости национальных традиций, то Юнг понимает под архетипом подсознательную структуры коллективной психологии народа. Архетипы Юнга представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно.
В своей работе «Архетип и символ» Юнг следующим образом разъясняет суть этого понятия: «Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся индивидуальными автохтонными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут своё начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как самые сложные архетипические образцы могут спонтанно производиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итого огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа» [11].
Понятие «архетипы» Юнг разъясняет на основе учения о «коллективном бессознательном». Если у Фрейда бессознательное имеет исключительно личностную природу, то Юнг вводит в его структуру сверхличностный уровень. При этом психолог проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным «бессознательным».
«Конечно, - пишет Юнг, - поверхностный слой «бессознательного» является, в известной степени, личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретенном уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным» [11].
Культурологическая и психологическая идея архетипа обусловливают целесообразность поиска идеала духовного и физического совершенствования воина в отечественной культуре.
Культурная отечественная традиция создала определенный образ духовного и физического совершенства воина, который представлен в религиозном и светском духовном творчестве: изобразительном искусстве, агиографии, музыкальном творчестве, художественной литературе. Знакомство с лучшими произведениями элитарной отечественной культуры (а не с дешевой продукцией современной массовой культуры) сегодня будет способствовать, на наш взгляд, приобщению военнослужащих к истинным духовным ценностям.
На современном этапе развития общемировая глобалистическая тенденция заполняется в основном массовой культурой, которая есть проявление американской культуры, сложившейся к середине XX в. как синкретическая национальная культура. «Индустрия словесности», «индустрия зрелищ» и т.п. - слагаемые и проводники массовой культуры.
Американская массовая культура основана на биологических и социальных архетипах, не имеющих национальной природы, и отличается некоторой агрессивностью, навязчивостью. Такая установка достаточно успешно реализует себя, и не только внутри страны. Поскольку потребности, воплощаемые интернациональной массовой культурой, имеются у абсолютного большинства людей, то американская культура оказывает большое влияние на другие культуры. Это обусловливает необходимость весьма осторожного отношения к массовой культуре.
Однако предосудительность в отношении содержания массовой культуры не должна умалять ее роль как средства массовых коммуникаций. В современном мире человек чаще соприкасается с массовой культурой как средством получения информации.
Данное обстоятельство успешно использовалось советскими идеологами, о чем свидетельствует, например, филумения.
Так, с конца 50-х гг. прошлого века в СССР производителями спичечной продукции осуществлялся выпуск «этикеток-плакатов» идеологического содержания: «1 мая» (1959), «Этапы большого пути» (1959), «Штурм Вселенной» (1962), «50 лет Октября» (1967) и других.
В этикетках символическим языком пропагандировались достижения советского строя. В качестве символов использовались информативные и доступные для восприятия обозначения: книга
- символ знаний, учения; белый голубь - символ мира; восходящее солнце - символ наступающего светлого будущего и т.п. [4].
Примечательно, что в советский период регулярно выпускались этикетки с изображением «Медного всадника» [13], который является не только символом города, но и воинской доблести, проложившей путь российской государственности на берега Балтийского моря. Прототип всадника, попирающего змею (змея - символ зла, врага отечества), является древним архетипом, пришедшим на Русь с христианством. Изображение Георгия Победоносца - воина, сочетающего в себе физическую мощь с нравственной силой, - включено в герб Российского государства, который сегодня является атрибутикой и военной формы одежды.
Таким образом, вышесказанное является примером положительного использования средств массовой культуры в воспитательном процессе.
Задачей педагога в данном случае выступает: во-первых, ориентирование военнослужащих в пространстве культуры (акцентирование внимания обучаемых на тех или иных образах), во-вторых, разъяснение языка культуры.
Под языком культуры понимается универсальная форма осмысления реальности, в которую «организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода, смысловые конструкции (носители смысла)» [9, с. 35].
Культура выполняет функции коллективной памяти [1]. В ней сведения передаются от поколения к поколению через разнообразные знаковые системы, единицы информации - «мемы» [6].
Мемофонд выражается в текстах, под которыми в современной европейской традиции принято понимать все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер и многое другое (артефакты).
Процесс постижения знаково-смысловой стороны этих произведений (семиозис) может явиться дидактическим актом формирования конкретного идеала духовного и физического совершенства воина, адекватного культурной отечественной традиции.
В теории знаков [7, 12] под симиозисом понимается процесс, включающий три фактора: то, что выступает как знак; то, на что указывает знак; воздействие, в силу которого соответствующая вещь оказывает на интерпретатора знаком. Эти три компонента семиозиса называются соответственно знаковым средством или знаконосителем, десигнатом и интерпретантой. В качестве четвертого фактора может быть введен интерпретатор. Процесс семиозиса выступает как «опосредованное учитывание». При этом посредниками выступают знаковые средства, обобщенное учитывание - это интерпретанта, действующие лица процесса - интерпретаторы, а то, что учитывается, - десигнаты.
Десигнат знака - это класс объектов, к которым применим знак, т.е. объекты, обладающие определенными свойствами, которые интерпретатор учитывает благодаря наличию знакового средства. Реальные объекты, принадлежащие к определенному классу, в теории знаков называются денотатами.
В учении стоиков знак рассматривался как сущность, образуемая отношением означающего и означаемого. Первое определялось как «воспринимаемое», а второе как «понимаемое» [12].
Явления культуры имеют два плана: материальный и нематериальный, проникновение в которые происходит через освоение знакового языка видимого плана, доступного органам чувств [8].
Применительно к нашему исследованию знаковыми средствами являются объекты культуры, десигнатом которых является образ духовного и физического совершенства воина. Педагогический процесс является интерпретантой - процессом обобщенного учитывания указанных десигнат. Интерпретатором являются субъекты педагогического процесса - специалисты силовых структур.
Процесс семиозиса, очевидно, предполагает знание языка культуры интерпретаторами. Действие иконического знака, например, основано на фактическом подобии означающего и означаемого. Действие символа основано главным образом на установленной по соглашению, усвоенной смежности означающего и означаемого. Сущность этой связи состоит в том, что она является правилом и не зависит от наличия или отсутствия какого-либо сходства или физической смежности [12].
Рассмотрение физического воспитания специалистов силовых структур с точки зрения системного подхода позволяет включить воинский идеал гармонического духовного и физического совершенствования не только в концептуальные основы рассматриваемой системы, но и в качестве духовных средств физического совершенствования. При этом в качестве педагогических средств выступают объекты культуры, знаковые средства, указывающие на данный идеал.
В данном случае процесс физического совершенствования специалистов силовых структур можно рассматривать не только как формирование определенных двигательных навыков и физических качеств, но и в широком педагогическом смысле как воспитание у них физической культуры, включающей и идеалы гармонического духовного и физического развития. Формирование данных идеалов, безусловно, связано с освоением объектов элитарной отечественной культуры. Педагогический процесс по освоению обучаемыми образов духовного и физического совершенствования требует серьезного обоснования и продуманности, т.к. речь здесь идет об альтернативе деструктивным образцам, навязываемым массовой культурой.
Вышеприведенная методология позволила нам рассматривать педагогический процесс по формированию у специалистов силовых структур идеала духовного и физического совершенствования не только в вербальной форме, но и как самостоятельное постижение данного идеала в соответствующей культурной среде (семиозис). При этом в качестве знакового образа могут быть использованы объекты светской и религиозной духовной культуры. Знаковыми средствами могут служить иконописные, скульптурные (памятники выдающимся полководцам), живописные (портреты,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Кадровое обеспечение
панорамы сражений и другие жанры), литературные, фотографические, кинематографические изображения.
В условиях такого культурного центра, как Санкт-Петербург, имеется широкий доступ обучаемых к культурным объектам. Для реализации воспитательных целей можно использовать экскурсии к памятным местам, в музеи, связанные с деятельностью выдающихся полководцев. Наглядно-образное восприятие произведений культуры, связанных с образами духовного и физического совершенства воинов, является необходимым условием для организации семиотического процесса, где в качестве текста и языка культуры выступают знаково-символические объекты.
Организацию мероприятий семиотического-педагогического процесса мы основываем на следующей трактовке термина «понимание» - понимание не только в смысле интеллектуальном, познавательном, но и как сопереживание.
Таким образом, в качестве методологических предпосылок формирования идеала духовного и физического совершенства воина у специалистов силовых структур могут быть использованы следующие философские и научные положения:
- диалектика единства духовного и физического воспитания;
- философско-культурологические концепции специфичности национальных культур;
- учение К.Г. Юнга об архетипе;
- теория знаков (семиотика).
Список литературы
1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология: учебник для студентов техн. вузов / Н.Г.
Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.
2. Барабанщиков, А. В. Военная педагогика и психология / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко - М.: Воениздат, 1986. - 240 с.
3. Бородай, Ю.М. Эротика - смерть - табу: трагедия человеческого сознания / Ю. М. Бородай. - М.: Гнозис, 1996. - С. 380-381.
4. Голядкин, Г. Н. Символика советской этикетки / Г.Н. Голядкин // Невский филуменист. -2007. - № 21. - С. 42-47.
5. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методологические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
6. Медников, Б. М. Гены и мемы - «субъекты эволюции» / Б.М. Медников // Человек. - 1990.
- № 4. - С. 24-25.
7. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков / Ч.У. Моррис // Семиотика. - М.: Радуга, 1983. -С. 37-79.
8. Ортега-и-Гассет,X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - С. 301-302.
9. Парахонский, Б. А. Язык культуры и генезис знания / Б.А. Парахонский. - Киев: Наукова думка, 1988. - С. 35.
10. Шпенглер, О. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность. / О. Шпенглер. - Новосибирск, Наука, 1993. - 592 с.
11. Юнг, К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Архетип и символ.
- М.: Ренессанс, 1991. - С. 95-128.
12. Якобсон, Р. В поисках сущности языка // Семиотика / Р. Якобсон. - М.: Радуга, 1983. - С. 102-117.
13. Янколович, П., Голядкин, Г.Н. Любимый спичечный бренд Санкт-Петербурга / Павел Янколович, Геннадий Голядкин // Невский филуменист - 2007. - № 19. - С. 16-19.
Literature
1. Bagdasaryan, N. G. Culture: Textbook for students of Tech. universities / N.G. Bagdasaryan, G.V. Ivanchenko, A.V., Litvintseva etc. - M., 2002. - 511 р.
2. Barabanchikov, A. V. Military education and psychology / A.V. Barabanchikov, V.P. Davydov, E.P. Utlik, N.F. Fedenko. - M., 1986. - 240 p.
3. Boroday, Y. M. Erotic - Death - Taboo: the tragedy of human consciousness / Y.M. Boroday. -Moscow., 1996.
4. Golyadkin, G. Symbolism of Soviet labels / G.N. Golyadkin // Nevskiy filumenist. - 2007. - № 21.
5. Matveev, L. P. Theory and Methods of Physical Education (General basic theory and methodology of physical education, theoretical and methodological aspects of sports and professional applications of Physical Culture) / L.P. Matveev. - M., 1991. - 543 р.
6. Mednikov, B. M. Genes and memy - «actors evolution» / B.M. Mednikov // Man. -1990, - № 4.
7. Morris, C. U. Foundations of the theory of signs / C.U. Morris // Semiotics. - M., 1983.
8. Ortega-i-Gasset, J. Aesthetics. Philosophy of Culture / J. Ortega-i-Gasset. - M., 1991.
9. Parahonsky, B. A. Language Culture and the genesis of knowledge / B.A. Parahonsky - Kiev., 1988.
10. Spengler, O. The Fall of Europe. T. 1. Image and reality. / O. Spengler. - Novosibirsk, 1993. - 592 p.
11. Jung, K.G. On the collective unconscious archetypes / K.G. Jung // Archetype and Symbol. - M., 1991.
12. Jacobson, R. In search of the essence of language // Semiotics / R. Jacobson. - Moscow, 1983
13. Yankolovich, P., Golyadkin, G. The greatest match label’s brand of St. Petersburg / P. Yankolovich, G. Golyadkin // Nevskiy filumenist. - 2007. - № 19.
УДК 658.386.4
O.A. Распопин*, В.Я. Слепое**
Педагогические аспекты обеспечения качества образования в военном вузе
В статье анализируется качество образования как реальное явление и конкретная научная категория, имеющая сложную интегративную структуру.
Ключевые слова: качество образования, качество обучения, качество образовательного процесса, внутреннее и внешнее качество образования.
O.A. Raspopin*, V.J. Slepov**. Pedagogical aspects of assuring education quality in a military higher education establishment.
In the article is analyzed the quality of formation as real phenomenon and the concrete scientific category, which has complex integrative structure.
Keywords: the quality of formation, the quality of instruction, the quality of educational process, are internal and the external quality of formation.
Педагогическая теория и практика свидетельствуют о том, что качество подготовки специалистов всегда находилось в центре внимания профессорско-преподавательского состава, руководителей вузов, факультетов и кафедр. В современных условиях необходимость повышения качества высшего профессионального образования обусловливается рядом объективных причин:
- во-первых, возросшими требованиями к уровню подготовки специалистов, неудовлетворенностью работодателей, общественных организаций, государственных органов качеством высшего профессионального образования. Опрос 274 руководителей предприятий, организаций, отделов и служб, в которые за последние три года пришли работать выпускники вузов, показал, что 32,3% из них имеют серьезные претензии к уровню профессиональной подготовки молодых специалистов. В ходе проверок, проведенных Министерством образования и науки РФ в 2004-2005 гг., в 54 из 125 вузов и филиалов (43,2%) выявлены значительные нарушения государственных образовательных стандартов, лицензионных требований и нормативов. Приняты решения о ликвидации одного вуза и трех филиалов, у восьми вузов и филиалов приостановлены лицензии;
- во-вторых, произошедшим переходом от избирательной, селективной модели высшего образования, при которой по результатам конкурса в вуз отбирались наиболее способные абитуриенты, к массовой высшей школе, когда высшее образование становится доступным любому гражданину. Начиная с 2000 г., количество поступающих в вузы уже превосходит количество выпускников общеобразовательных школ. Данное обстоятельство означает, что перед высшими учебными заведениями встает сложная задача - дать качественное образование всем студентам, в т.ч. и тем, кто не имеет достаточной общеобразовательной подготовки;
- в-третьих, активным внедрением в систему высшей школы международных и отечественных стандартов качества серии ГОСТ Р ИСО, развитием Болонского процесса, в котором качество
* Распопин, Олег Анатольевич, главный специалист департамента вагонного хозяйства РЖД (г. Москва), соискатель Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук. Тел. 8-926-221-68-10.
** Слепов, Владимир Яковлевич, профессор кафедры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д.87, кв. 425. Тел. 759-66-33
* Chief Specialist Department of rolling farm RZhD Moscow, candidate of pedagogical sciences.
** Professor of the St. Petersburg Military Institute, Ministry of Internal Affairs internal troops of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of science.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009