Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К БЮДЖЕТНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К БЮДЖЕТНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ ГОД / БЮДЖЕТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков Д.А.

В статье рассматриваются особенности бюджетного планирования. Делается акцент на теоретико-методологические основы составления и реализации бюджета. Обозначены место и роль системы бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования в экономической системе.The article discusses the features of budget planning. The emphasis is on the theoretical and methodological framework for the compilation and implementation of the budget. Designated place and role of budget planning and budget forecasting in the economic system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К БЮДЖЕТНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ»

Плазменная переработка отходов - это самый новый способ утилизации как твердых бытовых отходов, так и радиоактивных, который по существу, представляет собой их газификацию.

Плазменные методы прямой переработки радиоактивных отходов позволяют получать продукт, пригодный для транспортировки и захоронения или долгосрочного хранения.

На Новоронежской АЭС был создан комплекс плазменной переработки твердых радиоактивных отходов.

Реализация данного способа позволяет достичь следующих показателей:

1. Выбрасываемый в систему вентиляции воздух будет иметь удельную активность не более 3,7 Бк/м3, что значительно ниже допустимой.

2. Суммарный газоаэрозольный выброс в атмосферу при нормальной эксплуатации комплекса не превысит 4,9 104 Бк/сут или 1,5 107 Бк/год, что составляет порядка 1 % от годового допустимого выброса.

Таким образом, дозовые нагрузки на население, обусловленные выбросом радионуклидов от проектируемого объекта, не превысят установленных нормативов [3].

Использованные источники:

1. Алимкулов С. О., Алматова У. И., Эгамбердиев И. Б. Отходы — глобальная экологическая проблема. Современные методы утилизации отходов // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 66-70.

2. Щедрина Г.Г. Разработка энергоэффективных устройств для нужд биоэнергетики / Г.Г. Щедрина, Н.С. Кобелев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2016. № 3(66). С. 71-77.

3. Серия проектных и отчетных материалов по переработке РАО, г. Курчатов 1998-2012 г.

УДК 338.2

Щербаков Д.А. преподаватель ЮРИУ РАНХ и ГС при Президенте РФ Россия, г. Ростов-на-Дону МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К БЮДЖЕТНОМУ

ПЛАНИРОВАНИЮ

В статье рассматриваются особенности бюджетного планирования. Делается акцент на теоретико-методологические основы составления и реализации бюджета. Обозначены место и роль системы бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования в экономической системе.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, планирование, финансовый год, бюджетные расходы, бюджетные механизмы., бюджетное прогнозирование.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO BUDGET PLANNING

The article discusses the features of budget planning. The emphasis is on the theoretical and methodological framework for the compilation and implementation of the budget. Designated place and role of budget planning and budget forecasting in the economic system.

Keywords: budget, fiscal policy, planning, fiscal year, budgetary expenditure, budgetary mechanisms., budget forecasting.

Обеспечение устойчивого поступательного развития государства зависит от эффективности бюджетной политики, которая должна быть направлена на повышение результативности государственных расходов и улучшение качества и доступности государственных услуг. В процессе планирования и исполнения бюджета решается основная задача экономики -получение максимального объема благ в условиях ограниченности ресурсов, а рациональные объемы и их соотношение являются действенным рычагом влияния на экономику, так как, формируя приоритеты и структуру бюджетных расходов, государство реализует выработанную политику социально-экономического развития.

В Российской Федерации приоритетным направлением развития бюджетной системы является переход к программному бюджету, при этом начало активной фазы внедрения принципов бюджетирования, ориентированного на результат, совпало во временном периоде с мировым финансово-экономическим кризисом, что стало главным препятствием и проблемой реализации финансово-бюджетных механизмов. В этих условиях возникает необходимость разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного планирования, а также к моделированию процессов развития общественных финансов с учетом влияния факторов внешней среды.

В условиях неравномерности развития бюджетных механизмов в территориальном аспекте необходима реализация комплексного подхода к формированию показателей развития федеральных и территориальных систем бюджетного планирования, а также научно-методологическое и практическое обоснование организационно-финансовых механизмов бюджетного планирования и выработка путей их развития

Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике многолетнем опыте сбора распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом. Весь цикл управления процессам формирования, распределения, перераспределения потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных межотраслевых пропорций,

определяются пути рационального использования трудовых, материальных финансовых ресурсов.

В настоящее время в качестве основного результата бюджетного планирования выступает формирование проекта бюджета на определенной территории (региона либо муниципалитета) на очередной финансовый год. В качестве важнейшего направления совершенствования бюджетного планирования выступает расширение его границ с одновременным включением в его состав бюджетных проектировок, которые выходят за рамки очередного финансового года. При этом данные проектировки должны отражать главные направления бюджетной политики на среднесрочный период. Все это находит выражение в процессе подготовки перспективных финансовых планов с одновременным последующим переходом к бюджетам среднесрочного уровня (на три года).

Система бюджетного планирования представляет собой совокупность организации методов формирования проекта бюджета.

Существует три основных варианта бюджетного планирования[1]:

1. Годовое бюджетное планирование.

2. Годовое планирование - перспективное финансовое планирование (включающее в себя два этапа формирования бюджета с одним агрегированным показателем на очередной финансовый год)

3. Перспективное (многолетнее планирование), в котором годовое планирования в целом интегрировано (один формат, одни процедуры).

В соответствии со статьей 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации перспективный финансовый план формируется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Перспективный финансовый план содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных ил муниципальных заимствований финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план составляется на три года.

В процесс среднесрочного финансового планирования входят процедуры разработки, принятия, мониторинга и корректирования финансового плана среднесрочного уровня. Формирование и утверждение бюджетов только на очередной финансовый год не позволяет осуществить выработку необходимых шагов по планированию изменений при возникновении потребности в корректировке продвижения их направлений.

В качестве недостатков (ограничений) годового планирования выступают:

• несвязанность текущего, среднесрочного стратегического планирования;

• отсутствие преемственности в бюджетной политике;

• годовой бюджет не согласуется с долгосрочными целями государства в области общественных финансов, а также с целевым показателем дефицита долга на многолетнюю перспективу;

• отсутствует программный подход в планировании;

• проблемы планирования реализации инвестиционных программ;

• невозможность заключения долгосрочных контрактов.

В процесс годового планирования входит формирование проекта бюджета на очередной финансовый год. Данный процесс может быть обеспечен за счет выделения детализации конкретных элементов перспективного финансового плана, которые относятся к очередному финансовому году.

Бюджет на год должен быть рассмотрен только в качестве более детализированной неотъемлемой части перспективного финансового плана. Однако, в связи с тем, что могут возникать объективные факторы, которые обуславливают появление отличий годовых объемов финансовых ресурсов регионального бюджета или бюджета муниципалитета, а также в связи с тем, что иногда в течение года возникает потребность получения точных планов поступления доходов, отдельные отличия могут быть. Вместе с тем, все это является справедливым исключительно только в отношении доходной части бюджета.

Расходы, которые предусмотрены перспективным финансовым планом, при отсутствии весомых обстоятельств, которые оказывают влияние на трансформацию условий формирования расходов (к примеру, слишком резкая смена тарифов на услуги естественных монополий и так далее), должны в полной мере соотноситься с планируемыми расходами в годовых бюджетах на этот период.

Сама процедура бюджетного планирования очень тесно связана практически со всей совокупностью сфер деятельности финансовых органов. Так, например, для процесса бюджетного планирования информация отраслевых структурных подразделений государственных и муниципальных финансовых органов выступает в качестве необходимых исходных данных (к примеру, реестры расходных обязательств, оценка возможного уровня заимствований). Также и наоборот, сами результаты процесса бюджетного планирования выступают в качестве исходных данных для последующей деятельности по иным направления деятельности финансовых органов.

Очень много функций, которые связаны с процессом бюджетного планирования, могут быть возложены напрямую на отраслевые структурные подразделения, которые непосредственно занимаются, к примеру, управлением расходами и доходами. При этом важно в финансовом органе выделить то структурное подразделение, которое должно непосредственно заниматься разработкой проекта бюджета перспективного финансового плана в процессе бюджетного планирования.

Следует отметить, что достаточно длительное время, когда

происходило становление бюджетной системы РФ, при регламентации реализации процедур бюджетного планирования главное внимание было уделено именно процессу годового планирования, который связан с разработкой проекта бюджета на очередной год исполнением данного бюджета. Однако, когда бюджетная система межбюджетных отношений начала стабилизироваться стала возрастать актуальность и значимость расширения границ бюджетного планирования за границы очередного финансового года в среднесрочном периоде.

Когда была начала реформа бюджетного процесса, то в качестве основного принципа бюджетной политики выступил тот принцип, при котором конкретное принятие решение выступало в качестве средства для достижения ожидаемых результатов.

Нужно использовать основные шаги, процедуры и методы бюджетного планирования в тесной связи с социально-экономическим планированием на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, что предоставляет возможность:

• оптимизировать последовательность и содержание процедур формирования перспективного финансового плана проекта бюджета;

• прогнозировать поступления доходов и планировать объем обязательств в соответствии с располагаемыми ресурсами;

• находить оптимальный баланс между собственными и заемными средствами;

• обеспечить максимальное соответствие годового бюджета среднесрочным приоритетам.

Эти рекомендации могут быть применены в целях утверждения системы как института, который обеспечивает результативное выявление перспективных потребностей территории в тех государственных услугах, которые данной территории необходимы.

Роль и место системы бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования в экономической системе определено их крайне тесной связью друг с другом и тем фактом, что прогнозирование выступает в качестве концептуальной базы для проработки, подготовки, анализа и утверждения планируемых решений. Важнейшая функция планирования в том, что оно предопределяет пути развития планирования и выработки конкретных планов, которые учитывают специфику особенностей ситуаций, в которых происходит разработка планов и тех ситуаций, в которых они будут действовать.[2]

Построение бюджетного прогнозирования происходит на основе структурного анализа вероятных вариантов их развития в перспективе. Прогнозы являются определенной подложкой для процесса планирования. Прогнозы прокладывают будущий маршрут движения экономики государства в условиях быстро изменяющейся экономической внешней среды.

Таким образом, в наиболее общем виде бюджетное планирование

представляет собой комплекс организационно-технических, методических и методологических мероприятий определения доходов и расходов бюджетов в ходе их составления, рассмотрения и утверждения. На уровне государства бюджетное планирование представляет собой научно обоснованный процесс централизованного распределения и перераспределения во время со-составления бюджета, внутреннего валового продукта и национального дохода по всем звеньям бюджетной системы.

Использованные источники:

1. Ильяшенко В.В. Сущность и содержание бюджетного планирования как основы бюджетного процесса//Известия уральского государственного экономического университета. № 4 (42), 2012. - С. 45.

2. Шимширт Н.Д. Роль инструментов бюджетного планирования в повышении эффективности бюджетных расходов// Вестник Томского государственного университета. № 343, 2011. - С. 19.

УДК 504.06: 622.692.4

Юнусова Д.М. студент 4 курса

Институт управления и безопасности предпринимательства

Нурутдинов А.А., к.т.н.

доцент кафедра БЖДиООС ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Россия, г. Уфа О ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА

ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В статье рассматриваются вопросы безопасной транспортировки нефти на территории Республики Башкортостан. Приведены данные по аварийным ситуациям, связанными с разливами нефти. Предложены пути повышения безопасности при транспортировке нефти и нефтепродуктов.

Ключевые слова: экология, загрязнение окружающей среды, аварийные ситуации, разлив нефти, риски.

ON INCREASING THE LEVEL OF SAFETY BY THE TRANSPORTATION OF PETROLEUM AND PETROCHEMICALS ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article considers the questions of safe transportation ofpetroleum on the territory of the Republic of Bashkortostan. Reduced facts about emergencies, which connected with floods of petroleum. Suggested ways of improving safety by the transportation petroleum and petrochemicals.

Keywords: ecology, pollution of the environment, emergencies, flood of petroleum, risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.