Научная статья на тему 'Методологические подходы к анализу и моделированию развития высшего образования'

Методологические подходы к анализу и моделированию развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АБИТУРИЕНТЫ / СТУДЕНТЫ / ВУЗЫ / ВЫПУСКНИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольховик Александра Олеговна

В данной статье рассматриваются и анализируются основные методологические подходы к исследованию высшего образования. В результате на основе анализа литературных источников были выделены 7 групп подходов к анализу и моделированию развития данной сферы в экономическом контексте: обоснование общественной значимости, обоснование индивидуальной значимости, финансовые модели, общий анализ, количественный анализ, качественный анализ и структурные модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к анализу и моделированию развития высшего образования»

УДК: 33:378

Ольховик Александра Олеговна

аспирант кафедры экономической кибернетики. Санкт-Петербургский государственный университет alex_olkhovik@inbox.ru Alexandra O. Olkhovik

post-graduate student of department of economic cybernetics. Saint Petersburg State University alex_olkhovik@inbox.ru

Методологические подходы к анализу и моделированию развития высшего

образования1

Methodological approaches to the analysis and modelling of the development of higher education

Аннотация. В данной статье рассматриваются и анализируются основные методологические подходы к исследованию высшего образования. В результате на основе анализа литературных источников были выделены 7 групп подходов к анализу и моделированию развития данной сферы в экономическом контексте: обоснование общественной значимости, обоснование индивидуальной значимости, финансовые модели, общий анализ, количественный анализ, качественный анализ и структурные модели.

Ключевые слова: экономика образования, высшее образование, абитуриенты, студенты, вузы, выпускники, экономический анализ, рынок труда.

Annotation. The paper deals with the analysis of the basic methodological approaches to the research of higher education development. As a result 7 groups of methodological approaches to the analysis and modelling of the development of higher education in economic context were highlighted: socio-economic efficiency analysis, individual efficiency analysis, financial analysis, general analysis, quantitative analysis, qualitative analysis and structural analysis.

Key words: economics of education, higher education, university applicants, students, universities, graduates, economic analysis, labour market.

Значение сбалансированного развития образования для состояния национальной социально-экономической системы достаточно очевидно. При этом в сфере высшего образования современной России сохраняется ряд проблем, связанных со структурой и качеством подготовки. Настоящая работа

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ (грант № 17-32-00036 а1)

посвящена анализу и классификации основных методологических подходов к исследованию высшего образования в экономическом контексте.

Направления анализа и моделирования развития высшего образования в экономическом контексте, в основном, сводящиеся к поиску путей обеспечения сбалансированного взаимодействия образования и рынка труда, можно разделить на ряд блоков и свести в таблицу (таблица 1).

Таблица 1. - Основные методологические подходы к анализу и моделированию процессов

развития высшего образования в экономическом контексте

Блок Основные методы Представители

Обоснование общественной значимости статистические, эконометрические: корреляционный анализ, построение однофакторных и многофакторных регрессионных моделей, общенаучные: метод библиографического поиска, анализ, синтез, сравнение и т.д. Е.В. Гаврилова, D. Bloom, D. Canning, K. Chan, А.Х. Адухова, M. Oketch, T. McCowan, R. Schendel, P. Pillay (теоретический анализ)

Обоснование индивидуальной значимости статистические, эконометрические: корреляционный анализ, построение регрессионных моделей P. Courtioux, S. Gregoir, D. Houeto , A. Hu, J. Hibel, J.E. Brand, Y. Xie

Финансовые модели построение описательных моделей, статистические методы: временной, структурный, пространственный анализ, анализ относительных показателей и т.д. И.А. Аветисян, В.Г. Халин, Г.В. Чернова, M. Herbst, J. Erina, I. Erins, S. Teker, D. Teker

Общий анализ статистические, аналитические, базовые («традиционные») методы научных исследований Г.В. Леонидова, К.А. Устинова, И В. Магера, Е.И. Беглова, Н.В. Разнова, И.В. Филимоненко, M. Branine, A. Avramenko, D. Bok

Количественный анализ балансовый метод, анализ временных рядов, корреляционный анализ, построение регрессионных моделей, имитационное моделирование В.А. Гуртов, Л.М. Серова, И.С. Степусь, Л.С. Гринкруг, В.С. Василенко, А.Г. Коровкин, Д.А. Гайнанов, Л.И. Мигранова, M. Oliveira, C. Vieira, I. Vieira

Качественный анализ методы экспертных оценок, кластерный и дискриминантный анализ А.Л. Кекконен, С.В. Сигова, A.Y. Noaman, A.H.M. Ragab A.I. Madbouly, A.M. Khedra, A.G. Fayoumi

Структурные модели построение описательных институциональных моделей, структурных и функциональных схем, когнитивный анализ, использование аппарата теории игр, case study И.П. Лотова, Л.С. Гринкруг, В.С. Василенко, Е.Г. Гущина, В.В. Шиховец, Г.В. Горелова, Л.В. Макарова, Р. Мэтьюз, Е. Карпухина, K.J. Joseph, V. Abraham

Источник: составлено автором на основании анализа литературных источников

Первые два блока представляют собой развитие концепции человеческого капитала, ведущей начало от работ Дж. Минцера, Г. Беккера, Т. Шульца. Разработке способов оценки общественного и индивидуального экономического эффекта от вложений в образование также посвящены такие работы, как [1, 2].

Третий блок имеет более узкую направленность и прикладной характер исследований. На основании различных моделей финансирования высших образовательных учреждений принимаются конкретные управленческие решения, во многом определяющие функционирование и дальнейшее развитие изучаемой сферы см., в частности, такие работы как [3].

Под общим анализом, прежде всего, понимается изучение положения выпускников, так как именно при трудоустройстве данной категории особенности взаимодействия высшего образования и рынка труда проявляются особенно наглядно. Данный блок представлен в работах таких авторов как, например, Г.В. Леонидова, К.А. Устинова [4] и др. К этому же направлению со стороны сферы образования относятся обзорные труды, посвященные характеристике функционирования высшего образования в целом и/или на отдельной территории, см. [5].

Простейший подход к исследованию взаимной динамики высшего образования и рынка труда состоит в анализе структуры и динамики основных показателей, их характеризующих, логическим продолжением которого является построение моделей временных рядов. В качестве отдельного самостоятельного метода может быть использован баланс рабочих мест. Следующий путь - рассмотрение причинно-следственного механизма функционирования взаимосвязанных рынков - высшего образования и рынка труда. Как правило, в рамках данного направления рассматриваются базовые («традиционные») регрессионные модели, см. в частности [6]. Ряд исследователей для анализа, моделирования и прогнозирования взаимной динамики рынка труда и высшего образования предлагает использование имитационного похода, см., например [7].

Следующий блок - изучение качественного соответствия спроса и предложения рабочей силы, состоит преимущественно из анализа взаимных ожиданий работодателей и соискателей. В наиболее систематизированном и ориентированном на практическое применение виде данный блок представлен в работе А. Л. Кекконен и С. В. Сиговой [8], предлагающих использование для формализации взаимных требований работодателя и соискателя «Профилей профессии», объединяющих информацию о количественных и качественных характеристиках спроса и предложения на рынке квалифицированного труда. Важным аспектом в рамках рассматриваемого направления является разработка показателей качества - определение критериев оценки, см., например, [9].

Среди различных способов формализованного отображения отношений между агентами в системе «высшее образование - рынок труда» можно выделить использование маркетингового механизма (см., в частности [10]), построение описательных институциональных моделей, структурных и функциональных схем (например, [11]), когнитивный анализ [12 и др.], а также использование аппарата теории игр [13].

Проведенный в рамках настоящей работы анализ научных трудов и методических разработок отечественных и зарубежных авторов, посвященных экономике высшего образования, может послужить теоретической основой

дальнейших исследований закономерностей развития и особенностей взаимодействия субъектов изучаемой сферы. Результаты могут быть интересны студентам, аспирантам, представителям вузов, а также исследователям, изучающим экономические аспекты функционирования высшего образования.

Литература:

1. The economics of human system integration: Valuation of investments in people's training and education, safety and health, and work productivity. / Ed. by W.B. Rouse. - New York: Wiley. - 2010. - 380 p.

2. Courtioux P., Gregoir S., Houeto D. Modelling the distribution of returns on higher education: a microsimulation approach // Economic Modelling. - 2014 - No. 38. - pp. 328-340.

3. Чернова Г.В., Халин В.Г. Образовательное кредитование: российский и зарубежный опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. - 2011. - Вып. 4. - С. 161-173.

4. Леонидова Г.В., Устинова К.А. Занятость молодежи как условие модернизации социально-трудовой сферы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - №2. - С. 101-110.

5. Bok D. Higher education in America.- Princeton University Press, 2015. -

478 p.

6. Гуртов В.А., Серова Л.М., Степусь И.С. Приоритеты экономики: прогнозирование потребностей в кадрах с высшим профессиональным образованием // Университетское управление: практика и анализ. - 2011 - № 4 (74). - С. 43-51.

7. Игнатьевский Д.В. Создание программного комплекса прогнозирования потребности профессиональных кадрах экономики и социальной сферы региона // Материалы VII ежегодной научной сессии аспирантов и молодых ученых по отраслям наук: в 2 т. Т. 1. / ВоГТУ. - Вологда, 2013. - С. 35-39.

8. Гайнанов Д.А., Мигранова Л.И. Агент-ориентированный подход к сбалансированному взаимодействию региональных рынков труда и образовательных услуг // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8 (часть 2). - С. 394-398.

9. Higher education quality assessment model: towards achieving educational quality standard / A.Y. Noaman, A.H.M. Ragab A.I. Madbouly, A.M. Khedra, A.G. Fayoumi // Studies in Higher Education. - 2015. - pp. 1-24.

10. Гущина Е.Г., Шиховец В.В. Сущность маркетингового механизма взаимодействия субъектов социально-значимых рынков - рынка образовательных услуг и рынка труда // Современная экономика: проблемы и решения. - 2010. - № 3. - C. 90-100.

11. Гринкруг Л.С., Василенко В.С. Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 3. - С. 29-36.

12. Горелова Г.В., Макарова Е.Л. Моделирование взаимосвязи проблем системы высшего образования и социально-экономической системы

средствами когнитивного подхода // Управление большими системами. - 2010.

- Спец. выпуск 30.1 «Сетевые модели в управлении» - С.431-452.

13. Мэтьюз Р., Карпухина Е. Стратегические альянсы в высшем образовании: теория игр и сложности воплощения // Экономическая политика.

- 2007. - №4. - С. 102-125.

Literature:

1. The economics of human system integration: Valuation of investments in people's training and education, safety and health, and work productivity. / Ed. by W.B. Rouse. - New York: Wiley. - 2010. - 380 p.

2. Courtioux P., Gregoir S., Houeto D. Modelling the distribution of returns on higher education: a microsimulation approach // Economic Modelling. - 2014 - No. 38. - pp. 328-340.

3. Chernova G.V., Khalin V.G. Educational Loans: Russian and International Experience // Vestnik of Saint Petersburg University. The Series 5 Economics. -2011. - Issue 4. - pp. 161-173.

4. Leonidova G.V., Ustinova K.A. Youth employment as a condition of the social-labour sphere modernization // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. - 2013. - №2. - pp. 101-110.

5. Bok D. Higher education in America.- Princeton University Press, 2015. -

478 p.

6. Gourtov V.A., Serova L.M., Stepous I.S. The priority of economy: forecasting of needs whith personnel with higher vocational education is considered // ournal University Management: Practice and Analysis. - 2011 - № 4 (74). - pp. 43-51.

7. Ignatievskiy D.V. Creation of a software complex for forecasting the needs of professional cadres of the economy and social sphere of the region // Materials of VII annual scientific session of post-graduate students and young scientists on branches of sciences: in 2 vol. Vol. 1. / VoSTU. - Vologda, 2013. - pp. 35-39.

8. Gainanov D.A., Migranova L.I. Agent-oriented approach to the balanced interaction of the labor market and the education market // Fundamental research. -2013. - № 8 (part 2). - pp. 394-398.

9. Higher education quality assessment model: towards achieving educational quality standard / A.Y. Noaman, A.H.M. Ragab A.I. Madbouly, A.M. Khedra, A.G. Fayoumi // Studies in Higher Education. - 2015. - pp. 1-24.

10. Gushchina E.G., Shikhovec V.V. The essence of the marketing mechanism of subjects' interaction of the socially-significant markets - the market of educational services and the labour market // Modern Economics: problems and solutions. -2010. - № 3. - pp. 90-100.

11. Grinkroug L.S., Vasilenko V.S. The Renovation Educational System in University: Model of Interaction with External Environment // Journal University management. - 2011. - № 3. - pp. 29-36.

12. Gorelova G.V., Makarova E.L. Modeling Correlation Between Socio-economical System and Higher Education System Problems with Cognitive Approach // Large-scale Systems Control.-2010. -Sp. Is.30.1 «Network models in control» -pp.431-452.

13. Matthews R., Karpukhina E. Strategic Alliances in Higher Education: Game Theory and the Complexity of Realization // Economic Policy. - 2007. - №4. -pp. 102-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.