Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ИСТОРИЯ / ВОЙНА / СТРАННАЯ ВОЙНА / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковыршина С.В.

В статье предпринята попытка обоснования методологии в процессе создания школьного проекта по истории. Опираясь на большой исторический материал и различные методологические подходы, автор очертил круг вопросов, необходимых для успешного создания проекта. Феномен «странной войны» - явление малоизученное, но тем не менее уже являющееся дискуссионым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF CREATING A SCHOOL PROJECT IN HISTORY LESSONS

The article attempts to substantiate the methodology in the process of creating a school history project. Based on extensive historical material and various methodological approaches, the author outlined the range of issues necessary for the successful creation of the project. The phenomenon of «strange war» is a little-studied phenomenon, but nevertheless it is already debatable.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

УДК 303.01

Ковыршина С.В., к.филос.н., доцент

доцент кафедра ГСЭиЕНД Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказания Россия, Новокузнецк

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Аннотация: В статье предпринята попытка обоснования методологии в процессе создания школьного проекта по истории. Опираясь на большой исторический материал и различные методологические подходы, автор очертил круг вопросов, необходимых для успешного создания проекта. Феномен «странной войны» - явление малоизученное, но тем не менее уже являющееся дискуссионым.

Ключевые слова: проект, история, война, странная война, методология.

Kovyrshina S. V., candidate of philosophy, associate professor

associate professor department of GSEiEND Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service

Russia, Novokuznetsk

METHODOLOGICAL FEATURES OF CREATING A SCHOOL PROJECT IN HISTORY LESSONS

Annotation: The article attempts to substantiate the methodology in the process of creating a school history project. Based on extensive historical material and various methodological approaches, the author outlined the range of issues necessary for the successful creation of the project. The phenomenon of «strange war» is a little-studied phenomenon, but nevertheless it is already debatable.

Key words: project, history, war, strange war, methodology.

Проектная деятельность - явление в современном образовании сложное, дискуссионное. Но и противники, как и сторонники внедрения проектной деятельности в образовательный процесс сходятся в том, что проект - это возможность для обучающегося, независимо от уровня образования, более глубже и детальнее познакомиться с изучаемым

явлением, что не представляется возможным сделать это на аудиторных занятиях.

Особые возможности и поле для деятельности представляет собой дисциплина «История». Обучающийся может самостоятельно установить границы или предел выбранного явления, события. В большинстве методических рекомендациях по созданию проекта говорится о том, что мало составить план, определить цели и задачи, необходимо обозначить актуальность, что, в свою очередь, указывает на межпредметные связи и позволяет работать не только в рамках истории, но и культурологии, экономики, социологии, политологии и философии. Используемые при этом методы анализа, синтеза, компаративистики позволят развить навыки критического мышления, метод историцизма расширит мировоззрение учащегося.

На примере проекта «Феномен «странной войны»» хотелось бы обозначить методологические особенности создания и апробации проекта.

Всем известен тот факт, что вся история человечества - это история войн и вооруженных конфликтов. От межплеменной розни через межнациональную, межрасовую и межрелигиозную вражду общество в ХХ веке пришло к двум мировым войнам, охватившим пять континентов, в которых, по самым скромным подсчетам, погибло более 60 млн. человек. Не стал исключением и век XXI. Война приобретает разные причудливые формы и всё чаще в обыденной речи проскальзывает словосочетание «странная война». Если войну рассматривать как особый вид деятельности, то все составляющие ее элементы должны быть налицо: субъект, объект, мотив, цель, средства, действия и результаты. Но не всегда в таком специфическом виде деятельности есть составляющие, поэтому появляется возможность говорить о странностях. Нахождение этих странностей, выявление особенностей, их сравнение и обобщение - те самые четыре кита, которые обусловили специфику методологии создания проекта.

Объясняя школьнику разницу между объектом и предметом исследования, необходимо понимать, что в представлении современного подростка наблюдается однобокость, узость мышления. Поэтому, задача педагога - объяснить разницу между объектом и предметом на самых простых примерах. Так, в частности объектом исследования феномена странной войны является конфликт как форма социального взаимодействия, предметом - странная война как особое общественно -политическое явление. И мы исследовали только те события, которые представляют особую значимость в плане специфики стратегии и тактики, выявляя общие тенденции для понимания развития социальных отношений в будущем.

Сложность исследования заключается в том, что присутствует засекреченность информации: некоторые исторические события, в

частности, военные операции до сих пор находятся под грифом «Секретно». И мы исследовали только те события, которые широко известны. Сюда, по нашему мнению, можно отнести детский крестовый поход (1212 г.), стояние на реке Угре (1480 г.), холодная война (05.03 1946 - 26.12.1991 гг.) собственно само событие, давшее название явлению -странная война (03.09 1939 - 10.05.1940 гг.). Это войны, в которых воюют, не воюя, используют психологические приемы, силу пропаганды, идеологию, социальные группы.

Обращаясь к исследованиям войны, многие обращают внимание на тот факт, что «современные войны еще более тесно переплетаются с невоенными средствами и формами противоборства. Они оказывают свое влияние и на способы ведения вооруженной борьбы».70

Помимо термина «странная война» достаточно активно используется термин «гибридная война». А.А. Бартош указывает на то, что одной из важнейших характеристик современных военных столкновений является «многомерность, которая предполагает сочетание информационного, военного, финансового, экономического и дипломатического воздействия на противника в реальном времени».71 Он отмечает, что «меняется соотношение военных и невоенных способов действий, к которым прибегают стороны конфликтов».72

В 1977 на экран вышел фильм режиссера Дж. Лукаса «Звездные войны». В аллегорической форме мы видим наступление нового витка -космических войн.

Возрастает роль киберопераций в киберпространстве. «Считается, что даже сравнительно небольшие государства с некрупными вооруженными силами при соответствующей организации могут весьма масштабно проводить кибероперации со значительными результатами. Все чаще поднимается вопрос о том, что кибероружие может быть

73

использовано и для поражения личного состава, уничтожения людей.»73

Информационные войны, так называемые контентные, тоже имеют место быть. Их цель - «изменение массового, группового и индивидуального сознания», соответственно в процессе таких «войн» идет борьба за умы, ценности, поведенческие характеристики и т. п.74

Инвариативность самого феномена войны, при этом, странной позволяет нам обратиться к самим событиям, давшим название этому явлению. Странной или сидячей войной называют период с 3 сентября 1939 года по 10 мая 1940 года в Западной Европе, когда между

70Гареев М.А. О выработке у офицеров качеств и навыков, необходимых для проявления высокого уровня военного искусства // Военная мысль. 2017. № 12. С. 76.

71Бартош А.А. Стратегия и контрстратегия гибридной войны // Военная мысль. 2018. № 10. С. 7. 72Там же. С. 8.

73 Кокошин А.А. О некоторых методологических вопросах изучения войн// Вопросы философии. 2020. № 1. С. 14.

74 Там же. С. 14.

враждующими сторонами не было фактически боевых действий на суше, только на море. 10 мая в действие был приведен план «Гельб», когда фашистские войска начали широкомасшатбное наступление на территории нейтральных государств. Несмотря на численное преимущество Великобритании и Франции (48 дивизий) против Германии (42 дивизии), западные страны союзники потерпели поражение. «Phoney War» - термин, введенный американскими журналистами после того, как французский журналист Ролан Доржелес обозначил ситуацию затишья после неудачных выступлений французов и англичан.

Таким образом, появляется возможность изучать события не только Отечественной истории, но и зарубежной, привлекая не только исторический материал, но и достижения мировой культуры.

Использованные источники:

1. Бартош А.А. Стратегия и контрстратегия гибридной войны // Военная мысль. - 2018. - № 10.

2. Гареев М.А. О выработке у офицеров качеств и навыков, необходимых для проявления высокого уровня военного искусства // Военная мысль. -2017. - № 12.

3. Кокошин А.А. О некоторых методологических вопросах изучения войн // Вопросы философии. - 2020. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.