Си Чжан
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В КИТАЕ
В статье рассмотрены китайские учебники и учебные пособия по религиоведению, кратко проанализированы особенности и методологические принципы учебно-методического обеспечения преподавания этой дисциплины. В данном исследовании автор особо выделяет работы Люй Дацзи, показывает новизну и оригинальность его теории "Четыре основных составных элемента религии", обращает внимание на непрерывное совершенствование китайской религиоведческой учебно-методологической системы. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/3/2016/7-1/47.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 164-167. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
УДК 1(091) Философские науки
В статье рассмотрены китайские учебники и учебные пособия по религиоведению, кратко проанализированы особенности и методологические принципы учебно-методического обеспечения преподавания этой дисциплины. В данном исследовании автор особо выделяет работы Люй Дацзи, показывает новизну и оригинальность его теории «Четыре основных составных элемента религии», обращает внимание на непрерывное совершенствование китайской религиоведческой учебно-методологической системы.
Ключевые слова и фразы: религиоведческое образование; учебники и учебные пособия; Люй Дацзи; теория «Четыре основных составных элемента религии»; учебно-методическое обеспечение преподавания религиоведения.
Си Чжан
Санкт-Петербургский государственный университет zhxzhangxi@hotmail. com
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В КИТАЕ
Систематическое и специализированное развитие китайского религиоведения стало возможно лишь в результате реформ и открытости Китая (ФШЙ^^^Й, 1978 год), когда китайское общество преодолело политический радикализм. После 80-х годов XX века в КНР ведущие вузы и академии общественных наук на разном уровне начали принимать учащихся по направлению «Религиоведение». Соответственно, появилась потребность в учебниках и учебных пособиях, которые начали составляться по программе «Построение марксистской религиоведческой системы», ориентирующейся на правильное понимание религии и всестороннюю разработку ее социальных функций в современном Китае. В этом научно-исследовательском контексте опубликованы многочисленные теоретические работы (Ло Чжуфэн [16], Чжо Синьпин [27], Люй Дацзи [13; 14; 17], Чжан Чжиган [25; 26], Ван Сяочао [6], Ми Шоуцзян [8], Чень Линьшу и Чэнь Ся [19], Дуань Дэчжи [10; 11], Ван Сяочао и Ли Лэй [7], Сунь Шаньянг [23], Пэн Цзыцян [21], Цзинь Цзэ и Чэнь Цзиньго [5], Цзинь Цзэ и Лян Хэнхао [20], Жэнь Цзиюй [12], Цзинь Цзэ и Ли Хуавэй [22]), в том числе работа Люй Дацзи (и^^, 1931-2012), которая стала выдающимся трудом по основам религиоведения [18].
В ней не только анализируется на основе исторического материализма сущность религии, но и объективно исследуются религиозные феномены. Как отметил известный китайский философ Чэнь Сяньда од. 1930), раньше в Китае учебные пособия по гуманитарным наукам уделяли меньше внимания вопросам религии, а теперь в учебном процессе не только следует развивать атеистический взгляд учащихся, но и объективно исследовать культурно-исторические ценности религий и их наследие [Там же, с. 2]. Особенно необходимо подчеркнуть, что в данной работе автор впервые официально предложил свою грандиозную теоретическую систему - «Четыре основных составных элемента религии» ("ж^И^ЖШ"). До сих пор данная теория вызывает огромный интерес у китайского и международного научного сообщества.
В работах российских исследователей религии также обсуждаются вопросы, касающиеся структуры религии, но до сих пор нет единой и общепринятой точки зрения на эту проблему. В советский период среди религиоведов-атеистов предложенная Г. В. Плехановым структура религии стала доминирующей. По его классификации, религия включает в себя: 1) мифологический элемент, или религиозные представления; 2) эмоциональный элемент, или религиозное чувство; 3) культовый, или обрядовый, элемент [2, с. 92]. В 70-х годах известный советский религиовед И. Н. Яблоков предложил свое решение проблемы, согласно которому религия содержит четыре элемента: 1) религиозное сознание; 2) религиозную деятельность; 3) религиозные отношения; 4) религиозные институты и организации [Там же]. В конце XX века схема И. Н. Яблокова о составных элементах религии представляет собой активное переосмысливание самого понятия и его структуры и сохраняет свою актуальность. Но по мере популяризации плюрализма в изучении религии, естественно, возникли новые подходы к этой проблеме. Из них наиболее яркая точка зрения отражена в издании «Религиоведение: энциклопедический словарь»: «Религия... одна из сфер духовной и практической жизни людей, состоящая из следующих элементов: 1) религиозное сознание. 2) культ религиозный... 3) религиозные организации различного типа.» [1, с. 872]. Такой подход к структуре религии распространен в современном религиоведении. Однако многие исследователи трансформируют эту схему, добавляя или убирая какой-либо элемент из вышеуказанных. Например, первый элемент может называться по-разному: «религиозное сознание», «религиозное мировоззрение», «идейная доктрина», «система вероучения» и так далее [2, с. 92].
Поскольку новизна и оригинальность теории позволяют «Основам религиоведения» неоднократно переиздаваться, мы проведем подробный анализ этой работы. В первой ее части «Суть религии и ее проявления» автор не только систематически обобщил с междисциплинарной точки зрения современные западные результаты изучения религии, но и впервые в китайской истории изучения религии выдвинул оригинальную теорию - «Четыре основных составных элемента религии». Как отметил исследователь, религия как один из объективных общественных феноменов имеет собственные основные составные элементы, то есть по структуре элементы различных религий сходны между собой. Составные элементы религии разделяются
им на внутреннюю и внешнюю части. Ее составные внутренние элементы включают в себя религиозные идеи (ядро религии) и религиозный опыт, а внешние элементы - религиозное поведение и религиозные институты. Структура каждой религии состоит из вышеуказанных внутренних и внешних элементов [18, а 69].
Такое объяснение сути религии отличается от устаревших абстрактных концепций. По мнению автора, изучение религии не может находиться в узком зазоре между теизмом и атеизмом, оно должно включать анализ различных религиозных феноменов. Люй Дацзи формулирует определение религии с использованием своей теории: «Религия есть форма общественного сознания, в которой фантастическим образом отражаются в виде сверхъестественных сил все чуждые человеку силы, управляющие его обыденной жизнью; эта форма общественного сознания включает обусловленные представлениями о сверхъестественных силах веру и почитание. Религия есть стандартизированная социокультурная система, возникающая в результате синтеза определённого типа сознания и поведения» [Цит. по: 4, а 64]. Можно считать, что первая часть данной работы не только открывает перед читателями красочную картину религиозной жизни, но и ставит проблемы изучения религии.
Во второй части «Происхождение религии и ее развитие» автор в диахроническом аспекте раскрывает исторический процесс происхождения и развития религии. Отмечается, что возникновение первоначальной религии связано с развитием первобытного общества, концепция «Дух» является первым религиозным представлением человека, возникновение и развитие поклонения синхронны с возникновением и развитием родового строя первобытного общества [18, с. 36].
В третьей части исследование религии проводится с точки зрения духовной культуры. Без преувеличения можно назвать данную часть культурологией религии [15, а 7]. Пристальное внимание здесь обращается на отношения между религией и моралью, политикой, искусством, наукой и другими составляющими человеческой культуры, не только анализируется положительное и отрицательное воздействие религии, но и проясняются некоторые смутные представления.
Например, в главе «Религия и мораль» автор сделал четкое различие между конфессиональной и светской моралью, отметив, что межчеловеческие отношения разделяются на светские и отчужденные конфессиональные, а соответствующая им общественная мораль выражается на двух образцах: конфессиональной и светской. Именно конфессиональная мораль, по мнению автора, стала нравственной основой отношений между человеком и Богом, на базе которой он вынужден нести на себе некоторое моральное притягивание к Богу, как, например, благоговение и страх Бога, любовь и послушание к Богу и так далее. Исходя из функций религии, таких как «поддержка», «контроль» и «обеспечение», автор отметил, что религия возникла позже появления нравственного сознания, в большей или меньшей степени она может играть объективную роль в становлении общественной нравственности. Но религия не может устанавливать основные нравственные нормативы, а также иногда может оказывать негативное воздействие на воспитание общественной морали [18, с. 167].
Четвертая часть имеет глубокий теоретический и практический смысл для развития общества в нашей стране и посвящена обсуждению отношений между религией и социализмом. В данной части не только выясняется происхождение религии и ее суть в социалистическом обществе, но и уясняется основная политика КНР в вопросах религии. Автор отвечает на ряд вопросов. Могла бы религиозная концепция существовать в социалистическом обществе? Следует ли проводить трансформацию религии, для того чтобы она смогла стать частью социалистической надстройки? Как марксизму использовать и решать вопросы религии в социалистическом обществе?
Оригинальность и уникальность данной работы отражаются не только в теории, но и в методологии. Например, при представлении социально-исторических функций религии автор проводит объективный исторический анализ религиозных феноменов, отмечает, что в определенный период отношение между человеком и Богом на самом деле стало отражением межчеловеческого отношения. Не следует лишь с точки зрения идеологии оценивать религии и религиозные концепции, следует исходить из отношения между надстройкой и способами общественного производства. Религия развивается в определённых социально-исторических условиях, в классовом обществе религия защищала интересы господствующих классов, но если религия господствующего класса могла бы соответствовать тенденциям общественного развития и потребностям общественных производительных сил, то она получила бы положительную оценку. И наоборот, если бы религия не находилась бы в соответствии с тенденцией социально-исторического развития и потребностью производительных сил, хотя и защищала бы интересы управляемых классов, она не могла бы оцениваться положительно [Там же, с. 142].
Другая специфика данной работы состоит в поиске китайских религиозных культур. Китай - страна с различными религиозными культурами, особенность китайской социально-исторической среды сформировала самобытный образ традиционных религий. В связи с этим автор на основе многочисленных данных провел систематический анализ исторического развития китайских религий, отметив несколько моментов: во-первых, основной признак китайского религиозного верования состоит в концепции «Почтение к единобожию и поклонение предкам»; во-вторых, взаимодействие между конфуцианством, буддизмом и даосизмом привело к доминированию первого в китайской традиционной культуре, а буддизм и даосизм стали дополняющимися факторами; в-третьих, традиционные патриархальные религии тесно связаны с политикой и этикой, трудно установить их строгое различие [Там же, с. 97]. Такое осознание китайской религиозной культуры нашло глубокий отклик среди российских исследователей религии, например в работе «Религиоведение» под редакцией М. М. Шахнович [3, с. 85-116]. Можно сказать, что данная глава о китайских религиях представляет собой набросок общей истории китайской религии, помогает читателям познакомиться с ее развитием.
Кроме того, при составлении рассматриваемой работы Люй Дацзи также изучал западные источники, полагая, что на протяжении сотен лет большинство западных религиоведческих теорий, по сути, являлись
просветительскими. И феноменология религии, и история религии, и социология религии, и психология религии ориентированы на превращение богословия в антропологическое человековедение. Несмотря на то, что в западных исследованиях религии существует некоторая классовая и историческая ограниченность, ученые обращают внимание на изменение межчеловеческих отношений, развитие человеческого мышления, стремятся к ослаблению конфликта между различными религиозными организациями и содействию их сотрудничеству.
В 1989 году была опубликована коллективная работа «Основы религиоведения» под редакцией Люй Дацзи как итоговый результат построения марксистской религиоведческой системы, в которой всесторонне обсуждаются концепции развития различных религий, демонстрируется результат китайского религиоведения. Основополагающие концепции данной монографии были созданы самим Люй Дацзи. Китайский религиовед Ло Чжуфэн 1911-1996) отметил, что данная работа, выполненная на основе многочисленных материалов, касается китайской общественной жизни и результатов современных исследований религии, заслуживает названия «беспрецедентный труд» в области китайского изучения религии [24, с. 4]. В «Основах религиоведения (новая редакция)» не только сохраняются основные оригинальные главы старой версии, но и совершенствуется основная логическая структура. Автор отметил, что основные концепции марксистского материализма (в том числе социальное существование и социальное сознание, экономический базис и надстройка, классовая борьба и принципы классового анализа) имеют научное значение для изложения сути различных социальных идеологий и функции культурных образов. Во-вторых, Люй Дацзи выдвинул положение, что в изучении религии необходимо твёрдо придерживаться рационального подхода, а в общественной жизни нужен толерантный, уважительный подход к религиозным взглядам верующих. В-третьих, важнейшая специфика данной работы состоит в совершенствовании теории «Четыре основных составных элемента религии». Во многих местах старой версии существуют разногласия, в новой версии теория «Четыре основных составных элемента религии» является гносеологической и методологической основой изучения различных религиозных феноменов [9, с. 10].
Содержание работы «Основы религиоведения» оказалось сложным для понимания и чересчур объемным для использования в образовательном процессе. Автору было предложено вычленить ключевые положения для приспособления к учебным потребностям. Итак, в конце 2003 года вышла в свет работа «Общее введение в религиоведение». Она не представляет собой простую сокращённую версию прошлых работ, в ней подчеркнуто своеобразие теорий, добавлены новые главы «Религия и общественно-экономическая жизнь», «Религия и философия», «Развитие современного общества и эволюция религии, религия в будущем». Особенно следует отметить, что в данной работе был дополнен раздел «Тенденция развития религии в современном обществе». В нем автор приходит к выводу, что в будущем не будет вечно существующей религии, но она уже существует достаточно длительный срок, поэтому в настоящее время следует обращать внимание не на пути ее уничтожения, а на создание идеального общества.
В своей работе Люй Дацзи неоднократно подчеркивал, что никто не вправе говорить об обладании абсолютной истиной. Следовательно, в его переиздававшихся учебниках сохраняется научный и свободный академический стиль. Можно считать, что вышеописанные работы по основам религиоведения представляют собой развитие китайских религиоведческих исследований в миниатюре.
Список литературы
1. Забияко А. П. Религия // Религиоведение: энциклопедический словарь / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006.
2. Пестренко С. П. Религия и этносфера: общие элементы структуры как фактор взаимодействия // Религиоведение. 2015. № 2.
3. Религиоведение: учебное пособие / под ред. М. М. Шахнович. СПб.: Питер, 2011.
4. Хаймурзина М. А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства в конфуцианской мысли и религиоведении Китая XX - начала XXI в.: дисс. ... к. филос. н. Благовещенск, 2014.
5. 2010 (Антропология религии / под ред. Цзинь Цзэ, Чэнь Цзиньго. 2010).
6. 1ШШ: жШ^ШЩ—ЕЩ, jt^A^^Ktt, 2003 (Ван Сяочао. 15 лекций по основам религиоведения. 2003).
7. ^ШШ 2006 (Введение в религиоведение / под ред. Ван Сяочао, Ли Лэй. 2006).
8. тШ^-ШУ^, 2003 (Введение в религиоведение / под ред. Ми Шоуцзян. 2003).
9. - // 2004 щ.
Ш 5 Ш (Гун Сюэцзэн. Развитие религиоведческих теорий в современном Китае // Социальные науки Китая. 2004. № 5).
10. ШШМЖШШ^, АйЩМ±, 2005 (Дуань Дэчжи. Введение в религию. 2005).
11. Ш!®: жШ^, АйЩШ±, 2010 (Дуань Дэчжи. Религиоведение. 2010).
12. жЖЩЩХ, 2013 (Жэнь Цзиюй. Лекции по религиоведению. 2013).
13. BAS: ШАжШ^Ш^, 1994 (Люй Дацзи. История западных теорий по изучению религии. 1994).
14. BAS: ЖШ^ШУёШШ, 1998 (Люй Дацзи. Основы религиоведения (новая редакция). 1998).
15. ФШЖШ^^+Щ // ЖШ—КШ. 2009. Ш 6 Щ (Моу Чжунцзянь. Китайское религиоведение на протяжении последних 30 лет // Религия и этнос. 2009. № 6).
16. ^^Й^Ш: жШ^в^, 1991 (Общее введение в религиоведение / под ред. Ло Чжуфэна. 1991).
17. oAoi^: 2003 (Общее введение в религиоведение / под ред. Люй Дацзи. 2003).
18. Й^^Ш: 1986 (Основы религиоведения / под ред. Люй Дацзи. 1986).
19. ШШ^ШЯ^Ш: 2003 (Основы религиоведения / под ред. Чень Линьшу, Чэнь Ся. 2003).
20. -Ш^'ЩЖШ ^-Ш: тШ'ЬШ^, 2013 (Психология религии / под ред. Цзинь Цзэ, Лян Хэнхао. 2013).
21. ШёШ rntflte, 2008 (Пэн Цзыцян. Общее введение в религиоведение. 2008).
22. : ЖШЙ^^, 2015 (Социология религии / под ред. Цзинь Цзэ, Ли Хуавэй. 2015).
23. ШШШ ^ЬЖ^^ЩШй, 2007 (Сунь Шаньянг. Социология религии (исправленное издание). 2007).
24. А~±±^~жШ. ^Ш^Ш. 1995 (Человек. Общество. Религия / под ред. Ло Чжуфэна. 1995).
25. 2005 (Чжан Чжиган. Основы религиоведения. 2005).
26. жШ^^+^^М^^ЖЙ, 2002 (Чжан Чжиган. Что такое религия. 2002).
27. 1992 (Чжо Синьпин. Мировые религии и религиоведение. 1992). METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF TEACHING RELIGIOUS STUDIES IN CHINA
Xi Zhang
Saint Petersburg University zhxzhangxi@hotmail. com
The article deals with textbooks and teaching aids on religious studies in China, briefly analyzes the peculiarities and methodological principles of the academic support of teaching. In this paper the author highlights works by Lyui Datszi, shows the novelty and originality of his theory "Four Major Constituent Elements of Religion", draws attention to the continuous improvement of the Chinese theological academic system.
Key words and phrases: education in religious studies; textbooks and teaching aids; Lyui Datszi; theory "Four Major Constituent Elements of Religion"; educational-methodological support of religious studies teaching.
УДК 937.07
Исторические науки и археология
Проблема почитания Геракла в Риме затрагивалась во множестве работ, как отечественных авторов, так и зарубежных. Однако особенности отправления его культа воинами римской армии рассматриваются впервые. Геркулес в посвящениях воинов выступает в качестве бога-покровителя императоров и их легатов, а также как божество-воитель и исцелитель. Проникновение его в части римского гарнизона связано как с официальной политикой, так и с воинами греческого происхождения, служившими в римской армии. Памятники, поставленные воинами, несут в себе значительные черты романизации.
Ключевые слова и фразы: религия римской армии; греческие культы; принципат; Геракл; Геркулес; легионы; вспомогательные войска.
Соловьянов Николай Иванович, к.и.н., доцент
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева nikolai_solovyanov@mail. т
ГРЕЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ В ПАНТЕОНЕ РИМСКОЙ АРМИИ В ЫП ВВ. ГЕРАКЛ
Актуальность темы определена тем, что, как общеизвестно, величие такой мировой державы древности, как Римская империя, держалось на двух столпах: религиозности жителей и мощи императорской армии.
Историография почитания Геракла в Риме среди гражданского населения империи весьма обширна. Однако военные аспекты культа специально не рассматривались.
Наиболее близки к теме заявленного исследования статьи А. Домашевского, Е. М. Штаерман, Г. А. Коше-ленко, А. В. Колобова.
А. Домашевский утверждал, что Геркулес почитался воинами в качестве главного божества-покровителя вспомогательных войск [9].
Е. М. Штаерман отмечала, что в Риме существовало два культа Геракла: непобедимый воин для римской элиты и труженик, совершающий подвиги для простых людей [7]. Это, вероятно, верно для гражданского населения Империи, но отнюдь не для армии.
Г. А. Кошеленко высказал мнение, что Геракл олицетворял цивилизаторскую роль Рима в покоренных областях [5].
А. В. Колобов высказался за то, что греческие культы проникали в римскую армию с выходцами из Греции и эллинизированных еще в доримскую эпоху Балканских провинций [4].
Автор данной публикации еще в первых работах отмечал, что культ Геракла даже в Балканских провинциях почитался воинами в сугубо римском варианте и проникал в пантеон армии через Рим [6].