Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ Н.И. КАРЕЕВА'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ Н.И. КАРЕЕВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
485
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
позитивистская методология / статика и динамика / феноменологические и номонологические науки / интегральный характер социологии / коллективная психология / сравнительно-исторический и субъективный методы / positivist methodology / statics and dynamics / phenomenological and nomonological sciences / integral character of sociology / collective psychology / comparative-historical and subjective methods

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Mихаил Борисович Глотов

Статья посвящена рассмотрению концепции методологии социологического исследования Н.И. Кареева. Показаны воздействия на него методологических воззрений предшественников и современников, а также новаторский подход к разработке собственной социологической методологии. Основное внимание сосредоточено на использовании Н.И. Кареевым сравнительно-исторического метода, позволяющего представить социологическую модель общества, а также на применении субъективного метода, который способствует выявлению социологических законов функционирования общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF N.I. KAREEV’s SOCIOLOGY

The article scrutinizes the conception of the methodology of sociological research by N.I. Kareev. The author shows both how the methodological views of the predecessors and contemporaries influenced Kareev’s own sociological methodology and his innovative approach to the methodology. The main focus concerns the fact how N.I. Kareev used the comparative historical method which allows to represent the sociological model of society, as well as the use of the subjective method, which contributes to the identification of sociological laws of society.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ Н.И. КАРЕЕВА»

УДК: 316

DOI: 10.24411/2414-9241-2020-10002

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ Н.И. КАРЕЕВА

Mихаил Борисович Глотов

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия e-mail: glotov.45@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению концепции методологии социологического исследования Н.И. Кареева. Показаны воздействия на него методологических воззрений предшественников и современников, а также новаторский подход к разработке собственной социологической методологии. Основное внимание сосредоточено на использовании Н.И. Кареевым сравнительно-исторического метода, позволяющего представить социологическую модель общества, а также на применении субъективного метода, который способствует выявлению социологических законов функционирования общества.

Ключевые слова: позитивистская методология, статика и динамика, феноменологические и номонологические науки, интегральный характер социологии, коллективная психология, сравнительно-исторический и субъективный методы

В истории научной русской и зарубежной общественной мысли Н.И. Кареев (1850-1931) известен как выдающийся историк и социолог, как активный участник процесса ее профессиональной институциализации. М.М. Ковалевский называл Н.И. Кареева «пионером русской социологии» (Миненков, 2000: 153).

С 1891 г. Н.И. Кареев читал в университете курс по теории истории, который по существу уже имел социологическое содержание. В 1895 г. Н.И. Кареев первым в России издал «Программу чтения для самообразования» по социологии, а в 1897 г. — первое в России учебное пособие по социологии: «Введение в изучение социологии» и «Указатель социологической литературы». Однако в 1899 г. Н.И. Кареев был уволен из университета за «неблагонадежность» в связи с поддержкой студенческого движения.

В период с 1899 по 1906 г. Н.И. Кареев неоднократно выезжал за границу, главным образом в Париж. За границей он имел личные контакты с ведущими западными социологами, принимал участие в работе основанного в 1893 г. Международного института социологии, в 1897 и 1903 гг. был его президентом, а также принимал участие в проводимых институтом международных социологических конгрессах. С 1901 г. Н.И. Кареев по просьбе М.М. Ковалевского преподавал курсы «Введение в социологию» и «Роль личности в истории» в Высшей русской школе общественных наук в Париже.

Н.И. Кареев до 1923 г. преподавал исторические дисциплины и социологию в Петербургском — Петроградском университете, а также до 1917 г. был профессором Политехнического университета и деканом словесно-исторического отделения Психоневрологического института. В 1906 г. Н.И. Кареев был избран депутатом Первой государственной думы, а в 1910 г. — членом-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1919 г. Н.И. Кареев возглавил Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского, а в 1929 г. стал почетным академиком Академии наук СССР.

Особое место в теоретическом наследии Н.И. Кареева занимают работы, которые посвящены методологии социологического познания. К таковым можно отнести: «О субъективизме социологии» (1880), «Основные вопросы философии истории» (1897), «П.Л. Лавров как социолог» (1884), «Сущность

исторического процесса и роль личности в истории» (1889), «Введение в изучение социологии» (1897), «Задачи социологии и теория истории» (1897), «Историко-философские и социологические этюды» (1899), «Огюст Конт как основатель социологии»

(1903), «Основные направления социологии и ее современное состояние» (1903), «Памяти Н.К. Михайловского как социолога»

(1904), «Историология: Теория исторического процесса» (1915), «М.М. Ковалевский как историк и социолог» (1917), «Общие основы социологии» (1919), «Исторический материализм как наука» (1929), а также изданные в 1990-х гг. «Прожитое и пережитое» (1990), «Отношение историков к социологии» (1992), «Основы русской социологии» (1996). Как подсчитал И.А. Голо-сенко, всего Н.И. Кареевым было написано 17 монографий и 58 статей социологического содержания (Голосенко, 1995)2. Сам Н.И. Кареев упоминает о публикации 80 книг и статей по философии, истории и социологии (Кареев, 1913: 32).

А.А. Галактионов отмечал, что вклад Н.И. Кареева в социологическую науку «велик и значителен <...> он создал труды большой научной ценности» (Галактионов, 2002: 385). По мнению А.Н. Медушевского, Н.И. Кареев наиболее полно разрабатывал вопрос о методах социальных наук. В его трудах «мы находим наиболее общее и систематическое изложение классификации всех общественных наук, места социологии среди них и обоснование ее специальных методов» (Медушевский, 1993: 163). Н.И. Кареевым были выделены три основные и взаимосвязанные науки об обществе: философия, история и социология, каждая из которых имеет свой предмет и свою методологию

В 2008 г. Казанский университет издал работу «Николай Иванович Кареев: Библиографический указатель (1869-2007)», где, по подсчетам составителей, список трудов Н.И. Кареева насчитывает 345 наименований. В.В. Козловский и И.Д. Осипов в статье «Синтез истории и социологии в трудах Николая Кареева» утверждают, что было обнаружено более 600 публикаций Н.И Кареева (Козловский, Осипов, 2000: 86).

познания. Главными показателями формирования социологической концепции Н.И. Кареева А.В. Воронцов и И.А. Громов считают:

• признание психологической основы общественных явлений,

• признание роли личности,

• защиту «субъективного метода» в подходе к познанию общественных явлений (Воронцов, Громов, 2005: 143).

Н.И. Кареев был знаком со многими современными социологическими теоретико-методологическими достижениями. В теории социологического познания он выделял четыре основных направления: органическое (дарвинистское), позитивистское, экономическое и социально-психологическое. Особое внимание он обратил на распространенный в Западной Европе позитивизм О. Конта, Э. Дюркгейма, Р. Вормса, Г. Спенсера, Дж. С. Милля, Г.М. Бокля, а также философские концепции неокантианца Г. Риккерта, неогегельянца Л. Фейербаха и немецкого психолога В. Вундта.

Н.И. Кареев был лично знаком с К. Марксом, который прислал положительный отзыв на его магистерскую диссертацию, начинавшийся словами: «Сочинение господина Кареева превосходно» (Кареев, 1990: 12). Русский социолог с большим уважением отзывался о К. Марксе как об ученом, называя его «Капитал» (1885-1905) «великой книгой», а его экономическую теорию «самой верной из всех существующих». Отмечая значимость марксизма в деле введения в социологию экономического анализа социальных явлений, Н.И. Кареев упрекал теоретика марксизма за абсолютизацию экономического фактора и зависимость общественных явлений только исключительно от экономики. У К. Маркса, заявлял Н.И. Кареев, налицо «понимание исторического процесса в духе философии Гегеля, хотя бы и с заменой идеализма материализмом» (Кареев, 1913: 50). В работах Н.И. Кареева был представлен критический анализ социологических концепций зарубежных социологов, что можно

признать как начало русской традиции историко-критического обозрения социологических учений.

Н.И. Кареев вспоминал, что «пристально следил за движением русской социологической мысли с появления самых первых работ» (Кареев, 1897: 8). По его признанию, из русских социальных мыслителей и первых отечественных социологов значительное влияние на его методологию социологического познания оказали Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, М.М. Ковалевский и Е.В. Де Роберти. Кроме того, как отмечала Е.И. Кукушкина, «в методологии социального познания Кареев был близок к позиции неокантианства» (Кукушкина, 2009: 119).

Как и основоположник социологии О. Конт, Н.И. Кареев считал, что социология должна изучать общество «интегрально», являя собой общую теорию социального. Он первым в России предложил все науки об обществе разделить на две группы: феноменологические — науки о явлениях и номонологиче-ские — науки о законах. При этом русский социолог заявлял, что он предвосхитил деление наук об обществе немецкими неокантианцами В. Виндельбандом, Г. Риккертом и Г. Зиммелем, которые много лет спустя сделали «аналогичное различие между двумя категориями наук, из которых одна получила название наук "номотетических", т.е. устанавливающих законы, другая — наук "идеографических", т.е. описывающих отдельные, единичные предметы» (Кареев, 1916: 21).

К феноменологическим наукам Н.И. Кареев относил те науки, которые описывают явления и показывают их взаимную связь, например, историю и философию истории. Социологию же он причислил к группе номологических наук. По мнению Н.И. Кареева, социолог должен «открывать законы, управляющие общественными явлениями», и «находить проявление эволюционной законосообразности не только там, где она прямо бросается в глаза, но и там, где она более или менее

замаскирована разными побочными явлениями или несущественными подробностями» (Кареев, 1915: 23, 45).

Он определял социологию как общую абстрактную науку «о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, об их изменениях, о характере процессов, в нем совершающихся, где бы, когда бы все это ни существовало и не происходило» (Кареев, 1919: 9). Интегральный характер социологии он объяснял следующим образом: социология не может быть простым механическим соединением общих теорий политики, юриспруденции и экономики, так как она изучает «не три различных предмета — государство, право и народное хозяйство, а один предмет — общество» (Кареев, 1897: 159). Различие социологии, истории и политики Н.И. Кареев видел в том, что задача социологии — интегрировать знания общественных наук, «открывать законы, управляющие общественными явлениями». Задача истории — изучать конкретное прошлое, «без какого бы то ни было поползновения предсказывать будущее». Задача политики — «давать практические наставления». История, по его мнению, подготавливает для социологии «необходимый фактический материал», а дело социологии — «находить проявления эволюционной законосообразности» (Кареев, 1915: 23).

Н.И. Кареев трактовал социологию как науку теоретическую, которая лишена прикладного характера. Он утверждал, что если социология желает быть наукой, то она должна «не только не решать вопросов о наилучшем устройстве общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет дальнейшее развитие существующего общества» (Кареев, 1919: 51). Чтобы оставаться положительной наукой, социология также должна быть «беспартийной и надклассовой» и не давать нравственных оценок.

Так же как основоположник позитивистской социологии О. Конт, Н.И. Кареев считал, что социология должна изучать общество в статике и динамике, являя собой общую теорию

социального. С этой целью он использовал сравнительно-исторический метод, который позволял охарактеризовать статическую модель общества, и эволюционный метод, позволяющий представить развитие общества как смену его культурных типов.

Н.И. Кареев с позитивистских позиций заявлял: «...социологическая методология должна быть создана самим социологом» (Кареев, 2013: 217). Поэтому он определил контовскую статику как «анатомию», а динамику — как «физиологию общественного организма». По мнению Н.И. Кареева, анатомия должна изучать явления общественного строения и быть теорией общественного равновесия, а физиология общественного организма — исследовать совершающиеся в общественном организме процессы и быть теорией общественного развития. При этом социология должна изучать общество «интегрально», являя собой общую теорию социального. Он утверждал: «.общество должно изучаться так же, как естественные науки изучают явления природы» (Кареев, 1897: 5). Для Н.И. Кареева «главный вопрос социологической методологии касается способов открытия законов, которыми управляются общественные явления» (Кареев, 1897: 191).

Сравнительно-исторический метод, считал он, позволяет представить статическую картину общества, а эволюционный раскрывает динамику развития общества как смену фаз или культурных типов, а также причин их возникновения, оформления и смены. Для него основной вопрос социологической методологии — использование дедукции и индукции с целью открытия законов, управляющих общественными явлениями.

С точки зрения Н.И. Кареева, цель социологического исследования состоит не только в том, чтобы «теоретически понять происхождение общественных форм, но и в том, чтобы установить законы их развития» (Кареев, 1897: 134).

Вместе с тем Н.И. Кареев признавал и значимость основных положений методологии субъективной социологии

П.Л. Лаврова и Н.Н. Михайловского. Он считал, что субъективный элемент при изучении общества необходим, так как любое общественное явление должно рассматриваться познающим субъектом сквозь призму определенного идеала. По мнению Н.И. Кареева, «...наука не может быть простым каталогом объективно данных фактов, нужен известный их выбор, известная группировка, которые в данном случае зависят от руководящей идеи, т.е. от известного субъективного взгляда, решающего в данном случае, что важно и что неважно, какие факты и как должны быть сгруппированы, и какие можно устранить как несущественные» (Кареев, 1897: 100-101).

Н.И. Кареев выделил три основных правила субъективной социологической методологии:

• «каждое явление следует изучать не как проявление какой-то сущности, а как продукт других явлений и фактор в произведении новых»;

• «то, что должно быть, есть лишь субъективный идеал, а не в нас существующий обязательный тип вещей» (Кареев, 1899: 83).

• руководствуясь идеалами, конструировать «нормальные формы общественного бытия» (Кареев, 1897: 2: 25).

Возражая установкам дарвинизма в социологии, Н.И. Ка-реев констатировал, что в обществе совершаются процессы биологические, психологические и социологические. Однако биологические явления общественной жизни осложняются и видоизменяются под влиянием психических и социальных факторов (Кареев, 1897: 64).

По мнению Н.И. Кареева, методология социального познания должна включать оценочный момент, который привносит в познавательный процесс восприятие изучаемого явления глазами живой личности. Общество, с точки зрения Н.И. Кареева, — это «надорганическая среда» — сложная система психических и практических взаимодействий личностей. В этой среде социолог выделял культурные группы и социальную организацию.

По мнению Н.И. Кареева, культурные группы формируются под воздействиями традиций, подражания и воспитания, а социальная организация — результат психического взаимодействия людей. Поэтому для изучения культурных явлений достаточно исследования интеллектуальных и эмоциональных явлений индивидуальной и коллективной жизни людей. Для объяснения же социальных явлений необходимо изучение волевых процессов и их результатов, наблюдаемых во взаимных отношениях членов общества. Для этого социальная организация должна изучаться экономическими, политическими и юридическими науками.

Личность и общество, согласно пониманию Н.И. Кареева, находятся в непрерывном взаимодействии. Отправным пунктом социологии должно стать признание «общественности человека». Н.И. Кареев утверждал, что личность — это единственное реальное существо, с которым имеет дело социология. Народы или отдельные классы одного и того же народа — это суть собирательные единицы, состоящие из отдельных личностей, и лишь последние мыслят, чувствуют, желают, стремятся и действуют.

В противоположность О. Конту русский социолог предлагал: «.между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную» (Кареев, 1887: 2: 40). По мнению Н.И. Кареева, поскольку человеческие индивидуумы находятся в постоянном взаимодействии, именно изучение разных видов взаимодействий между отдельными людьми и составляет главную задачу коллективной психологии, которая должна быть непосредственной основой социологии.

Личность в социологических воззрениях Н.И. Кареева предстает как микрокосмос, как субъект психических переживаний, чувств и мыслей, потребностей и интересов, желаний и стремлений. В личности социолог выделял два основных аспекта — психологический и этический. Особое внимание он уделял

антропологическим, психологическим и социальным характеристикам личности как субъекта культуры. С точки зрения Н.И. Кареева, личность является не только носителем существующей культуры, но и ее творцом. Взаимодействие личности и социальной среды рассматривалось им как противодействие «традиций и инноваций». Если социальная среда посредством традиций стремится подавить индивидуальность, то вслед за П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским Н.И. Кареев признавал, что личность посредством инноваций должна бороться за свою индивидуальность. Н.И. Кареев был уверен, что будущее за той социологией, «которая усвоит установки психологизма» (Кареев, 1899: 84).

В истории русской социологии Н.И. Кареев остался как сторонник субъективного метода, в котором «ведущую роль играют идеальные принципы» (Кареев, 1899: 24). Он различал два вида субъективизма: случайный и закономерный. Случайный субъективизм обусловлен личными особенностями ученого и его положением в обществе. Закономерный субъективизм заключен в характере процесса познания, при котором «явление не может быть понято без субъективного к нему отношения» (Кареев, 1887: 1: 235). В социологической теории Н.И. Кареева общество представлено в абстрактной форме вне его исторических и экономических особенностей. По его мнению, социолог в соответствии своим идеалами конструирует «нормальные формы общественного бытия» (Кареев, 1887: 2: 25).

Методологические основы социологического познания Н.И. Кареева не утратили своей актуальности и в настоящее время. Например, как отмечал И.А. Голосенко, «Кареевым была предложена используемая и сегодня дихотомическая типология основных социологических направлений (позитивизм и антипозитивизм, натуралистическая и психологическая социология). Сам Кареев был убежденным сторонником социологического "психологизма"» (Голосенко, 1996: 10).

Литература

Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. 623 с.

Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. XIX — начало ХХ века: В 2 ч. Ч. 2: Русская социология. М.: Владос, 2005. 477 с.

Галактионов А.А. Русская социология XIX-XX веков. СПб.: Лань, 2002. 416 с.

Голосенко И.А. Социологическая литература в России второй половины XIX — начала XX века. Библиографический указатель. М.: Онега, 1995. 223 с.

Голосенко И.А. Предисловие: Историко-социологические взгляды Н.И. Кареева // Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: Лимбах, 1996. С. 5-26.

Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. Обе части в одном томе. 3-е изд. (сокр.). СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1897. 472 с.

Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1897. 436 с. (2-е изд.: 1907; 3-е изд: 1913).

Кареев Н.И. Историко-философские и социологические этюды. 2-е изд. СПб.: Издатель, 1899. 523 с.

Кареев Н.И. Теория исторического знания. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1913. 326 с.

Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1914. 586 с.

Кареев Н.И. Историология: Теория исторического процесса. Пг.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1915. 324 с.

Кареев Н.И. Историка. Теория исторического знания. Пг., 1916.

Кареев Н.И. Общие основы социологии. Пг.: Наука и школа, 1919. 210 с.

Кареев Н.И. Прожитое и пережитое / Подг. текста, вступ. ст. и коммент. В.П. Золотарева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 382 с.

Козловский В.В., Осипов И.Д. Синтез истории и социологии в трудах Николая Кареева // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 4 (12). С. 86-98.

Кукушкина Е.И. История социологии. М.: Высшая школа, 2009. 486 с.

Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993. 317 с.

Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск: Экономпресс, 2000. 343 с.

Николай Иванович Кареев: Биобиблиографический указатель (18692007) / Сост. В.А. Филимонов. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. 224 с.

METHODOLOGICAL BASIS OF N.I. KAREEV's SOCIOLOGY

Mikhail B. Glotov

Doctor of Sociology, Professor

Department of Sociology Faculty of Social Sciences,

Herzen State Pedagogical University of Russia,

St Petersburg, Russia

e-mail: glotov.45@mail.ru

The article scrutinizes the conception of the methodology of sociological research by N.I. Kareev. The author shows both how the methodological views of the predecessors and contemporaries influenced Kareev's own sociological methodology and his innovative approach to the methodology. The main focus concerns the fact how N.I. Kareev used the comparative historical method which allows to represent the sociological model of society, as well as the use of the subjective method, which contributes to the identification of sociological laws of society.

Keywords: positivist methodology, statics and dynamics, phenomenological and nomonological sciences, integral character of sociology, collective psychology, comparative-historical and subjective methods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.