МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДВУХПРОФИЛЬНОГО БАКАЛАВРИАТА
Ю.А. Быстрова, д-р психол. наук, доцент
Московский государственный психолого-педагогический университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-83-85
Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Разработка модели содержания подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях двухпрофильного бакалавриата», рег. № 1024032600028-25.3.1 (соглашение № 073-03-2024-005/2 от 27 августа 2024 г.)
Аннотация. В статье представлена методология, которая лежит в основе Модели содержания подготовки педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Модель опирается на четыре методологических подхода: компетентностный, партиципатив-ный, деятельностный и доказательный, предполагающие готовность и активную вовлеченность педагогов в создание условий для реализации права на качественное доступное образование для всех без исключения детей. Определены основные ценности образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: готовность педагогов, дети с ограниченными возможностями здоровья, программа подготовки, особые образовательные потребности.
Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - создание условий для качественного образования всех без исключения детей не смотря на различия в их образовательных возможностях, но с учетом их. Особенно остро этот вопрос стоит в плане образования детей с ОВЗ. Обеспечение для них возможных условий для получения качественного образования предполагает помимо прочего создание организационно-управленческого компонента образовательной среды, включающего организационную деятельность по развитию инклюзивной культуры в организации и обеспечивающего кадровый потенциал образовательной организации - педагогов и специалистов сопровождения, готовых работать с различными нозологиями детей с ОВЗ, учитывающих в своей деятельности их особые образовательные потребности [2]. Данная проблема требует переосмысление подходов к подготовке педагогов дошкольного образования для работы в условиях инклюзивной образовательной среды, что и стало целью исследования.
Модель содержания подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ в условиях двух-профильного бакалавриата опирается на че-
тыре методологических подхода: компетент-ностный, партиципативный, деятельностный и доказательный, предполагающие готовность и активную вовлеченность педагогов в создание условий для реализации права на качественное доступное образование для всех без исключения детей [5].
Таким образом, при разработке Модели содержания подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ мы ориентируемся на ряд научных подходов. Во-первых, компетент-ностный, в основе которого лежат положения о формировании профессиональных качеств педагога, как интегративных личностных новообразований, включающих в себя готовность и способность к профессиональной деятельности [7].
Другим основанием является опора на деятельность по обеспечению закрепленных государством прав каждого индивида на получение качественного и доступного образования [6], т.е. функционал педагога, определенный профессиональным стандартом «Педагог дошкольного образования» с обобщенной трудовой функцией 3.1 «Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования» [4], ко-
торый задает трудовые функции педагога с учетом специфики работы с детьми с ОВЗ и который был учтен нами при разработке содержания подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ в условиях двухпрофильного бакалавриата:
1) «образовательная деятельность» (трудовая функция 3.1.1);
2) «организация образовательной среды» (трудовая функция 3.1.2);
3) «взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ» (трудовая функция 3.1.3);
4) «взаимодействие со специалистами сопровождения детей с ОВЗ при реализации АОП ДОО» (трудовая функция 3.1.3);
5) «организационно-методическое обеспечение процесса индивидуализации обучения детей с ОВЗ» (данная трудовая функция представлена в Профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» в рамках обобщенной трудовой функции «Тьюторское сопровождение обучающихся»).
Третье основание - это партиципативный подход - ценностный фундамент образования детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ, который, согласно Т. Буту, А. Шеманову и М. Эйнскоу [7], образует педагогическую культуру принятия разнообразия воспитанников.
Партиципативный подход в модели содержания подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ в условиях двухпрофильного бакалавриата - это подход, основанный на идее методической и психологической готовности педагога к созданию в образовательной организации условий обеспечения участия всех без исключения детей в их разнообразии в процессе обучения [7; 9]. Такой подход позволит сформировать у будущего педагога компетенции создания и оценки условий в ОО для наращивания коммуникативно-адаптивных навыков у детей с ОВЗ и инвалидностью.
Разработка Модели содержания подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ в условиях двухпрофильного бакалавриата на основе партиципативного подхода является значимым методологическим основанием, поскольку дает возможность подготовить педагогов для реализации деятельности, ориентированной на обеспечение права каждого индивида
на получение качественных образовательных услуг по месту жительства и преодоление проблемы его социальной изоляции от общества [3].
Доказательный подход. Четвертым значимым аспектом при разработке Модели содержания подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ в условиях двухпрофильного бакалавриата является привлечение к анализу экспертного сообщества, обладающего необходимыми профессиональными знаниями и компетенциями для составления соответствующего экспертного заключения о степени разработанности трудовых функций педагога, работающего в том числе с детьми с ОВЗ, и последующей разработки возможных рекомендаций по наиболее актуальным направлениям и эффективным способам подготовки кадров [1; 6].
В разработке заявленной Модели целесообразно применять методологию доказательного подхода, которая объединяет четыре взаимосвязанных требования к проведению такого исследования: регламентированность, теоретическая обоснованность, результативность и обоснованность данных о результатах внедрения Модели [3]. Таким образом, доказательный подход, основанный на экспертном оценивании фактического состояния содержания подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ в условиях двухпрофильного бакалавриата, ориентирован на то, чтобы помочь всем участникам - субъектам оценивания занять рефлексивную позицию в отношении анализа профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования». Ориентация на доказательный подход позволяет достичь на практике ряда значимых положительных эффектов:
- обеспечить подготовку кадров для работы с детьми с ОВЗ с учетом нозологических знаний и принципов инклюзии на основе доказательности;
- использовать в симбиозе теоретическое обоснование и практический опыт апробации технологий и методов подготовки педагогов для работы с детьми с ОВЗ;
- привлечь профессиональные знания и компетенции экспертов для обеспечения качества подготовки педагогов.
Учет всей указанной совокупности методологических оснований при разработке заяв-
ленной Модели позволит создать необходи- для его качественного улучшения и повысить мую концептуально-инструментальную базу эффективность подготовки кадров.
Библиографический список
1. Бусыгина Н.П., Подушкина Т.Г., Станилевский В.В. Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы // Социальные науки и детство. -2020. - Т. 1. № 1. - С. 8-26. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyjournals.ru/ssc/2020/n1/Busygina_Podushkina_Stanilevsky.shtml.
2. Быстрова Ю.А. Практическая подготовка специалистов сопровождения для работы по специальной индивидуальной программе развития в инклюзивном классе // Наука и школа. - 2022. -№ 6. - С. 134-145. - D0I:10.31862/1819-463X-2022-6-134-145.
3. Быстрова, Ю.А. Ресурсы формирования психологической готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде / Ю.А. Быстрова // Современный учитель: профессиональная компетентность и социальная значимость: Материалы I Международной научно-практической конференции, Донецк, 24 июня 2022 года. Том 1. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. - С. 93-98. - EDN LZWKWK.
4. Карпенкова И.В. Анализ программ профессиональной подготовки тьюторов для инклюзивного образования // Психолого-педагогические исследования. - 2022. - Т. 14. № 3. - С. 78-96. -DOI: 10.17759/psyedu.2022140305.
5. Лапп Е.А., Криулина К.С., Резанова Е.В. Потребности педагогов вновь присоединившихся территорий в освоении умений по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Современные наукоемкие технологии. - 2024. - № 10. - С. 171-176. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40190 (дата обращения: 10.11.2024).
6. Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26. № 3. - С. 5-39. - DOI: 10.17759/pse.2021260301.
7. Подход к оценке особенностей профессиональной компетентности тьютора в условиях инклюзивного образования: пилотное исследование / А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, Е.Н. Кутепова // Клиническая и специальная психология. - 2022. - Т. 11, № 4. -С. 233-263. - DOI: 10.17759/cpse.2022110410. - EDN IAUZBH.
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A MODEL OF THE CONTENT OF TRAINING TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CONTEXT OF A DUAL-PROFILE BACHELOR'S DEGREE
Yu.A. Bystrova, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor Moscow State University of Psychology and Education (Russia, Moscow)
Abstract. The article presents the methodology that underlies the Model of the content of training teachers to work with children with disabilities. The model is based on four methodological approaches: competence, participatory, activity and evidence-based, which assume the readiness and active involvement of teachers in creating conditions for the implementation of the right to quality accessible education for all children without exception. The main values of education for children with disabilities are defined.
Keywords: teacher readiness, children with disabilities, training program, special educational needs.