МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСА ИННОВАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В РЕГИОНЕ
Н. В. ДЕНИСОВ
Целью данной статьи является рассмотрение методологических основ разработки комплекса инновационных мероприятий по стимулированию потребительского спроса. Исходя из данной цели, в статье обосновывается значимость потребительского спроса и приводится авторская схема разработки комплекса региональных мероприятий по стимулированию потребительского спроса.
Ключевые слова: потребительский спрос, региональная экономика, государственное регулирование экономики, инструменты стимулирования потребительского спроса.
Современная рыночная экономика характеризуется наличием множества товаров-конкурентов, следовательно, без использования рыночных механизмов формирования потребительского спроса фирмы не вытерпят конкуренцию и потерпят крах. Однако, учитывая специфику рыночных регуляторов, направленных на достижение максимальной прибыли в обход социально эффективного формирования структуры потребительского спроса, государству необходимо внедрение и перманентное совершенствование системы мер стимулирования потребительского спроса. Заметим, что потребительский спрос формируется в зависимости от специфичных условий и факторов, что определяет необходимость разработки комплекса инновационных мероприятий по стимулированию потребительского спроса для конкретных регионов.
Комплекс инновационных мероприятий региона, способствующих стимулированию потребительского спроса - это конкретный набор мероприятий по активации или деактивации потребительского спроса, применяемый в конкретном регионе, в соответствии со специфичными для данного региона условиями [4].
Вопрос специфичности условий в данном контексте занимает одну из ведущих позиций, выступает своеобразным ограничителем применения неэффективных мероприятий и прямого копирования опыта других регионов или макроуровня. Безусловно, преемственность опыта, уже разработанных программ, доказавших свою эффективность, позволяет снизить огромные потери времени и средств на разработку того или иного
комплекса мероприятий, но любая преемственность должна быть строго обдумана в соответствии с условиями конкретного региона. При этом также актуален вопрос степени инновации и её взаимосвязи с инвестициями. Инвестиции, возможные для одного региона, абсолютно невозможны для другого, а инновационное решение зачастую позволяет снизить расходы для достижения одной и той же цели.
Исходя из этого, в рамках региональных мероприятий по стимулированию потребительского спроса необходима четкая политика администрации региона по формированию системы средств и методов активации или деактивации потребительского спроса, которая должна включать в себя механизм соотнесения затрат и результатов, а также должна быть необходимая доля инновационной составляющей. То есть комплекс мер по стимулирования потребительского спроса должен быть построен таким образом, чтобы затраты на него были минимальны, а результаты - максимальными.
Анализируя затраты и результаты, также необходимо учитывать и значимость потребительского спроса, которая определяется следующими основными принципами, сформированными А. Ю. Гладковым:
1. Потребительский спрос является ключевым слагаемым макроэкономической системы, оказывающим непосредственное влияние на динамику развития национальной экономики и играющим важную роль в трансформации существующих и развитии новых общественных потребностей, как базового элемента процесса воспроиз-
водства. Развитие сфер экономики, направленных на всестороннее удовлетворение усложняющихся потребностей современного человека, служит укреплению механизма национального хозяйства в целом и формированию конкурентной реакции на глобальные вызовы мировой экономики.
2. Расширение потребительского спроса занимает важное место среди факторов обеспечения сбалансированного экономического роста. Значимое положение потребительского спроса в числе компонентов совокупного спроса, выступающего одной из сторон макроэкономического равновесия, определяет его существенное влияние на долгосрочное улучшение экономической динамики национальной экономики. То есть потребительский спрос выступает основой для повышения уровня благосостояния населения, интенсификации развития сферы производства, освоения новых инновационных технологий, ускоренного развития механизмов рыночной экономики.
3. Качество и устойчивость экономического роста, являющиеся приоритетными целями макроэкономического развития, тесно взаимосвязаны с оптимизацией структуры потребительских расходов, повышением жизненных стандартов и условий восполнения человеческого капитала. Индивидуальный потребительский спрос является исходным элементом расширения потребительского спроса как на уровне государства, так и на уровне корпорации. На современном этапе развития повышается роль человеческого капитала среди факторов сбалансированного роста экономики, увеличивается его значимость по отношению к традиционным факторам роста (земле, труду, капиталу, предпринимательским способностям). Комплексное воспроизводство человеческого капитала требует повышения качества потребления, прироста в его структуре значимости сферы услуг в части развития образования, здравоохранения и культуры.
4. Потенциал потребительского спроса не используется в современной российской экономике в необходимом объеме, что обусловлено широким кругом ограничительных факторов, таких как высокая дифференциация и поляризация доходов населения, сжатие основных источников потребительского спроса, неблагоприятная демографическая ситуация, низкая конкурентоспособность отечественного производства. Несбалансированность потребительского спроса связана, прежде всего, со слабостью политики перераспределения доходов в пользу групп с высокой склонностью к потреблению, в частности лиц наемного труда, начальным этапом формирования
«среднего класса» как основы развития потребительского рынка, низким уровнем вклада заработной платы в системе источников доходов населения, удовлетворением широкого круга потребностей вне рынка.
5. Влияние на формирование потребительского спроса осуществляется со стороны всех основных субъектов экономической системы: домохозяйств, корпоративного сектора, государства. Таким образом, определение природы и форм проявления потребительского спроса осуществляется на всех указанных уровнях экономики, что позволяет учитывать все многообразие взаимодействий, возникающих между основными субъектами воспроизводственного процесса. Важно отметить, что в рамках реализации собственных экономических целей все экономические субъекты, как правило, способствуют расширению потребительского спроса в долгосрочной перспективе, укреплению его роли среди факторов экономического роста.
6. Стимулирование расширения потребительского спроса выступает одной из ключевых целей государства и общества в свете его высокого значения в системе показателей улучшения качества жизни населения. Решение поставленной задачи требует осуществление системы стимулирующих мер как на уровне государственной политики, выражаемой в повышении качества распределения доходов, снижения дифференциации, развитии внутреннего рынка, повышении конкурентоспособности отечественных предприятий, развитии институтов современной рыночной экономики, так и на уровне корпоративного сектора, реализующего стратегии расширения рынков и интенсификации потребления, внедрения инноваций, применения зарекомендовавших себя технологий маркетинга и менеджмента.
7. Особое значение в формировании механизмов расширения потребительского спроса должно придаваться приоритету развития личности и наиболее полному удовлетворению потребностей индивида в современном обществе. Увеличение потребительского спроса необходимо рассматривать не только как рост материальной обеспеченности базовых субъектов экономики (домохозяйств), но и возрастание возможностей прироста человеческого капитала, повышения качества трудовых ресурсов. Реализация всех указанных стратегий в развитии национальной экономики России позволит добиться сбалансированного экономического роста, основанного на всестороннем развитии национальной промыш-
ленности, что сделает возможным ослабление зависимости экономического развития от сырьевых и экспортных факторов [3].
Исходя из вышеперечисленных принципов актуальности потребительского спроса как экономической категории, можно сделать вывод, что администрациям регионов необходимо уделять должное внимание разработке комплекса мер по активации и деактивации потребительского спроса.
Разработка комплекса мер по стимулированию потребительского спроса должно исходить из четкого осмысления всех региональных особенностей, а также из анализа существующей рыночной конъюнктуры. Исходя их этого, первым пунктом при разработке системы региональных мероприятий по стимулированию потребительского спроса будет выступать анализ существующего потребительского спроса. В данном контексте необходимо изучить динамику потребительского спроса за последние годы и выявить существующую структуру потребительского спроса на данный момент, при этом особо важным является выбор методов изучения потребительского спроса.
Процесс исследования потребительского спроса состоит из пяти этапов.
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.
2. Отбор источников информации.
3. Сбор информации.
4. Анализ собранной информации - извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Исследователи сводят их в таблицы, на основе этих таблиц выводят и рассчитывают такие показатели, как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния. Затем исследователь обрабатывает полученные данные с помощью современных статистических методик и моделей принятия решения, применяемых в системе анализа маркетинговой информации [1].
5. Формирование полученных результатов, анализ существующей конъюнктуры спроса на основе полученных данных и выработка комплекса мероприятий по стимулированию потребительского спроса.
В схематическом виде процесс исследования потребительского спроса можно представить на рисунке 1.
Рис 1. Схема разработки комплекса региональных мероприятий по стимулированию потребительского спроса
Рассмотрим подробнее схему разработки ре- На стадии выявления проблем и формулиро-
гиональных мероприятий по стимулированию по- вания целей исследования необходимым является
требительского спроса. грамотный анализ существующих негативных
моментов в сфере потребительского спроса, четкое определение цели, содержащей в себе установку на нивелирование проблем и задач.
Переходя на вторую стадию, необходимо помнить, что каждый сбор информации начинается со сбора вторичных данных - это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей; и первичной информации - это информация, собранная впервые для конкретных целей. Для сбора первичных данных лучше всего разработать специальный план, требующий принятия решения относительно [9]:
а) методов исследования. Существует три способа сбора первичных данных: наблюдение, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой; эксперимент, требует опроса сопоставимых между собой групп субъектов, создание для групп различной обстановки, контроль за переменными составляющими, установление степени значимости наблюдаемых различий; опрос, информация о знаниях, убеждениях, предпочтениях.
б) орудия исследования: анкеты (открытые, закрытые), механические устройства;
в) составления плана выборки.
Выборка - это сегмент населения, который представляет собой население в целом. Необходимо принять три решения: кого опрашивать, какое количество людей, каким образом следует отбирать членов выборки.
г) способов связи с аудиторией: по телефону; анкеты, рассылающиеся по почте; личное интервью (индивидуальное, групповое).
1. Сбор информации.
Существуют следующие проблемы при сборе информации:
- респондента может не оказаться на месте;
- респондент может отказаться участвовать;
- ответы могут быть пристрастными и неискренними.
2. Анализ собранной информации - извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Исследователи сводят их в таблицы, на основе этих таблиц выводят и рассчитывают такие показатели, как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния. Затем исследователь обрабатывает полученные данные с помощью современных статистических методик и моделей принятия решения, применяемых в системе анализа маркетинговой информации.
3. Формирование полученных результатов, анализ существующей конъюнктуры спроса на основе полученных данных и выработка комплек-
са мероприятий по стимулированию потребительского спроса.
Одним из наиболее распространенных методов изучения спроса является оперативный метод, который основан на применении специальных многосчетчиковых кассовых аппаратов [8]. В качестве информации для изучения спроса могут служить данные, полученные в результате применения кассовых аппаратов, среднем количестве товаров, приходящемся на одного покупателя. Такие данные позволяют сделать выводы о степени загрузки торгового зала мест, изменения режима работы предприятия и т. д. Синтезируя полученные от различных мест продажи товаров данные, можно выявить, безусловно, с определенной долей погрешности, реально существующую структуру потребительского спроса.
Современные многосчетчиковые кассовые аппараты считывают информацию со штрихкодов, которыми снабжены товары и которые расположены на упаковке, что также позволяет получать полную информацию о реализованном ассортиментном наборе.
Изучение спроса на уровне предприятия может изучаться в форме покупательских конференций, выставок, выставок-продаж, ярмарок, презентаций и т. п. [10].
Проведение покупательских (иногда их называют потребительскими) конференций наиболее целесообразно на предприятиях, имеющих достаточно постоянный контингент покупателей (потребителей) (например, дома моделей, дома техники, предприятия общественного питания), а проведение таких конференций на региональном уровне хотя и затруднено, но, тем не менее, целесообразно.
Изучив потребительский спрос, необходимо переходить к разработке системы мероприятий по стимулированию потребительского спроса. Данная система должна включать в себя комплекс методов по активации и деактивации потребительского спроса. То есть, целесообразно активизировать общественно полезный спрос, например, спрос на спортивный и туристический инвентарь, а деактивация потребительского спроса целесообразна, скажем, в контексте потребления алкогольных и слабоалкогольных напитков.
Таким образом, осуществляется постановка цели - разработать комплекс мер по активации потребления общественно полезного спроса и деактивации потребления общественно опасных товаров.
Определившись с целью разработки системы региональных мероприятий по стимулированию
потребительского спроса, мы переходим к следующему этапу - выбору средств и методов активации и деактивации потребительского спроса. Выбор средств и методов - это параллельный процесс, то есть необходимо четко проанализировать все возможные методы достижения цели и, соответственно, необходимые для каждого метода средства. При этом следует учитывать, что процесс выбора методов и средств одномоментен. Если мы сначала выбираем методы, какими нам достигать поставленной цели, то могут возникнуть затруднения с поиском средств, и мы рискуем не достичь желаемого результата, а если мы стремимся подогнать методы под имеющиеся средсва, то существует риск недостижения результата из-за несоответствия методов. Таким образом, процессы выбора методов и привлечения средств должны идти параллельно, а не восприниматься как подгон одного к другому. Однако первый вариант более предпочтителен.
Остановимся теперь более подробно на конкретных методах, применяемых административным аппаратом для стимулирования потребительского спроса. Как известно, для активации потребительского спроса во многих случаях применяется способ снижения цены на тот или иной товар. В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные [6]. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.
К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкуретной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о «разумной» политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены,
осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
Налоги могут стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика или предоставляется свобода товарному рынку [5].
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования ко всему прочему воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Государство может фиксировать цены. Общая формула фиксирования цены чрезвычайно проста: цена предприятия равна фиксированной цене. Государство фиксирует цены следующими способами. Оно может ввести государственные прейскурантные цены. Государственный прейскурант - это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами. Обычно государство устанавливает прейскурантные цены на те товары, которые образуют каркас системы: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского
транспорта, железнодорожные и авиатарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя на определенном уровне эти цены, государство оказывает воздействие на всю систему цен. Если государство устанавливает цены, то это приводит к двум очень важным последствиям: если цена «свободна», то рост спроса приводит к росту цены. Если же цена зафиксирована, то рост спроса приведет к дефициту. В данном случае велика вероятность возникновения явных ценовых диспропорций. К этому обычно приводит практика установления ценовых дотаций. Ценовые дотации необходимы, если государством оптовые цены на товары (например, на продукты питания) установлены выше розничных [7].
Одним из наибоеее эффективных методов стимулирования потребительского спроса является выплата дотаций. Дотация в Большом юридическом словаре под редакцией А. Н. Азрилияна понимается следующим образом. Дотация - денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами [2]. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело, бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственноадминистративное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими. Также дотации государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.
Таким образом, основные инструменты стимулирования потребительского спроса - это налоги, дотации, детерминация цен, издание различных нормативно-правовых актов, а также государственное инвестирование в определенные отрасли, что порождает увеличение частных инвестиций в смежные отрасли. Например, если региональные власти дотируют сферу строительства, то частный бизнес, скорее всего, будет направлять свои ресурсы в сферы домового сервиса (установка окон, дверей, ремонтно-отделочные работы, производство мебели и т. д.). Применительно к Тамбовской области, такой метод видится целесообразным в сочетании с материальным стимулированием смежных региональному инвестированию отраслей (снижение налогового бремени, предоставление субсидий, малопроцентного кредита и т. д.).
Дотации являются мощным инструментом стимулирования потребительского спроса. Дотации потребителю снижают в его глазах цену товара, но ценность остается для него той же, то есть действует формализованный механизм снижения цены, но не ценности товара. При этом необходимо учитывать, что дотировать целесообразней не потребителя напрямую, а продавца того или иного товара или услуги, а также определить цель, на которую должна идти дотация, то есть на активацию или деактивацию потребительского спроса. Например, в сфере доступа к Интернет-ресурсам представляется целесообразным поощрять пользователей образовательных порталов, то есть формировать перерасчет стоимости для пользователя потребления именно этой информации. Допустим, что с данного 1Р-адреса более 70 % времени / трафика уделяется образовательным ресурсам, тогда оплата услуг провайдера для него будет снижаться на определенную процентную долю общей стоимости всех услуг провайдера. Дотация в этом случаи выплачивается непосредственно провайдеру.
Очевидно, что дотации - мощный и крайне эффективный инструмент стимулирования потребительского спроса, но специфика Тамбовской области состоит в том, что она сама является дотационной. В этой связи целесообразным видится проведение конкурса среди предприятий и организаций на самый востребованный и общественно-полезный товар или благо (при этом должна учитываться классификационная составляющая того или иного предприятия и организации, с тем, чтобы в одну конкурсную группу не попали, скажем, продукты питания и услуги связи).
Важным аспектом в контексте стимулирования потребительского спроса является активация общественно-полезного спроса, например, активация занятий спортом. Однако, спортивный и туристический инвентарь достаточно дорог для рядового тамбовского обывателя, поэтому целесообразно открыть региональный комплекс по прокату спортивного и туристического инвентаря. Также чрезвычайно эффективным и малозатратным способ является такой PR-ход как действенность массового сознания. Например, если в маршрутном автобусе в течение всего пути двое молодых людей будут активно восхищаться здоровым образом жизни, и данная процедура будет проходить по многим маршрутам в течении нескольких месяцев, то количество населения, занимающегося спортом, скорее всего, повысится.
Также следует помнить, что потребительский спрос тогда является нормальным и общественнополезным, когда потребляются качественные товары. Поэтому необходим четкий контроль над качеством предоставляемых товаров и услуг. Также важно заметить, что зачастую продавцы стимулируют потребительский спрос различными маркетинговыми методами, среди которых встречаются и тормозящие экономику в целом. Например, рекламируя сотовый телефон по цене чуть ниже рыночной они «забывают» предупредить, что данный экземпляр сотового телефона был в употреблении или после ремонта. Поэтому необходимо не только четкий контроль за качеством предоставляемых на территории области услуг и продаваемых товаров, но и проведение комплекса мероприятий по ознакомлению потребителей с маркетинговыми уловками продавцов. При этом следует помнить, что проведение таких мероприятий должно проводиться крайне осторожно, с тем, чтобы потребительский спрос не падал, а переориентировался, иначе возможен спад деловой активности.
Таким образом, система инновационных мероприятий по стимулированию потребительского спроса должна включать в себя два дихотомич-ных процесса: активацию и деактивацию потребительского спроса. Система региональных мероприятий должна разрабатываться в соответствии со спецификой региона и учитывать все затраты на её осуществление. При этом она должна включать в себя следующие инструменты: налоги, дотации, субсидии, проведение конкурса среди предприятий и организаций на самый востребованный и общественно-полезный товар, четкую социальную рекламу, комплекс мер по ознакомлению потребителей с маркетинговыми уловками
продавцов, налаженный механизм взаимосвязи с потребителями и постоянный поиск инновационных решений по стимулированию потребительского спроса.
Литература
1. Антохонова И. В. Потребительский спрос в переходной экономике: методология статистического исследования. Улан-Удэ, 2005.
2. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2004.
3. Гладков А. Ю. Потребительский спрос как фактор экономического роста // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 5.
4. Денисов Н. В. Специфика разработки и внедрения системы региональных мероприятий по стимулированию потребительского спроса в условиях системного кризиса // Системный кризис мирового глобального хозяйства: национальная модель преодоления: мат-лы ме-ждунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2009.
5. Карпунина Е. К. Ключевые вопросы современной экономической политики России // Социальноэкономические явления и процессы. 2010. № 2.
6. Лоскутова М. В. Государственная социальная политика как неотъемлемый элемент существования общества в условиях экономической нестабильности // Социально-экономические явления и процессы. 2009. №3.
7. Маренков Н. Л. Государственное регулирование экономики и цен // Ценообразование. 2006. № 1.
8. Николаева Т. И. Потребительский рынок и торговля: вопросы развития и регулирования // Вестник ВлГУ. 2006. № 4.
9. Рыбников К. А. Методологические аспекты исследования сущности потребительского спроса // Проблемы современной экономики. 2007. № 6.
10. Скуба Р. В. Комплекс маркетинговых коммуникаций в продвижении товаров широкого потребления // Вестник ВлГУ. 2006. № 6.
* * *
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF DESIGN OF COMPLEX OF INNOVATIVE ARRANGEMENTS AIMED AT STIMULATION OF CONSUMER DEMAND WITHIN REGION
N. V. Denisov
The purpose of this paper is to consider the methodological foundations of design of the complex of innovative arrangements aimed at stimulation of consumer demand. Proceeding from this, this paper proves the significance of consumer demand and gives the author’s plan of design of the complex of regional arrangements aimed at stimulation of consumer demand.
Key words: consumer demand, regional economy, government regulation of economy, instruments of stimulation of consumer demand.