Научная статья на тему 'Методологические основы разработки автоматизированной системы управления очередью для банка'

Методологические основы разработки автоматизированной системы управления очередью для банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТОМ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ / INFORMATION SYSTEM MANAGEMENT SOFTWARE / DATABASE MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремина И.И., Макусева Т.Г.

Рассматриваются вопросы создания автоматизированной системы управления очередью для банка. Для проведенных исследований выбраны методы объектно-ориентированного программирования, алгоритмизация, формализация задачи исследования, моделирование и конструирование логической и физической структуры сети, проектирование объектной и инфологической модели электронной очереди. В результате проведенного анализа были выделены основные подсистемы существующей на предприятии информационной системы и определены взаимосвязи между ними; рассмотрена логическая и физическая структура компьютерной сети банка, как один из основополагающих элементов эффективной работы информационной системы банка. Такой комплексный подход дал возможность разработать объектную модель и представить алгоритмы и технологии решения задачи создания автоматизированной системы управления очередью для банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Еремина И.И., Макусева Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы разработки автоматизированной системы управления очередью для банка»

УДК 004.77

И. И. Еремина, Т. Г. Макусева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОЧЕРЕДЬЮ ДЛЯ БАНКА

Ключевые слова: информационная система управления документооборотом, программное обеспечение, система управления

базами данных.

Рассматриваются вопросы создания автоматизированной системы управления очередью для банка. Для проведенных исследований выбраны методы объектно-ориентированного программирования, алгоритмизация, формализация задачи исследования, моделирование и конструирование логической и физической структуры сети, проектирование объектной и инфологической модели электронной очереди. В результате проведенного анализа были выделены основные подсистемы существующей на предприятии информационной системы и определены взаимосвязи между ними; рассмотрена логическая и физическая структура компьютерной сети банка, как один из основополагающих элементов эффективной работы информационной системы банка. Такой комплексный подход дал возможность разработать объектную модель и представить алгоритмы и технологии решения задачи создания автоматизированной системы управления очередью для банка.

Keywords: information system management software, database management system.

The article discusses the creation of automated systems for the Bank. As methods of the conducted research selected methods of object-oriented programming, algorithmization, formalization of the objectives of the study, modeling and design logical and physical structure of the network design object and the entity-relationship model the e-queue. As a result of conducted-tion analysis identified the key subsystems of the existing enterprise information system and defined the relationship between them; dismantled the logical and physical structure of the computer network of the Bank, as one of the fundamental elements of an effective operation of the information system of the Bank. This integrated approach gave the opportunity to develop the object model and present algorithms and technology, the creation of AV-aromatizirovannaya of systems for the Bank.

Сегодня повсеместное использование информационных технологий стало объективной необходимостью. Спектр областей, в которых применяются информационные технологии, чрезвычайно широк. Одной из сфер, где их значение было традиционно велико с момента начала их бурного развития, является банковская сфера.

Банковская деятельность всегда обладала и обладает рядом специфических особенностей, главными из которых являются высокая ответственность и высокие требования к скорости принятия решений. Это, безусловно, накладывает определенные ограничения как на сроки принятия решений, так и на сроки их документального оформления. Прием платежей и вкладов от населения, обслуживание предприятий,

предоставление кредитов - все эти постоянные банковские задачи должны выполняться с высокой скоростью и точностью, ведь конкуренция в банковской сфере на сегодняшний день высока, как ни в какой другой деятельности [1].

Существуют различные модификации систем от простых, обеспечивающих только продвижение очереди, до систем с расширенными сервисными функциями. В практике разработки и реализации систем электронного управления очередью существует большой диапазон их функциональных и инженерных решений. На сегодняшний день на рынке систем данного типа представлено множество готовых решений, различной функциональности. Каждый разработчик позиционирует свою систему управления очередью для работы в определенных учреждениях (банк, туристическое агентство и т.д.).

Прежде чем осуществлять модернизацию

банковских систем и технологий, необходимо оптимизировать существующие бизнес-процессы банка, выявить и исключить так называемые узкие места (части бизнес-процесса, не отвечающие требуемому уровню непрерывности деятельности). Возникновение "узких мест" может быть обусловлено отсутствием квалифицированного персонала и необходимых информационных ресурсов, высокой трудоемкостью некоторых операций из-за ручного труда и т.д.

Проанализировав статистику по данным стороннего банка, в котором была внедрена система управления очередью, были сделаны следующие выводы:

1) после внедрения системы управления очередью наблюдалось ежемесячное увеличение количества клиентов в течение летнего периода, на фоне снижения среднего времени ожидания вызова клиентами: в июле сокращение на 10%, при повышении количества клиентов на 44% в августе сокращение на 14%, при повышении количества клиентов на 37%

2) на дату старта проекта исследуемый банк занимал 17-ое место, а через 9 месяцев (окончание первого этапа внедрения систем управления очередью в 23 офисах), банк вошел в десятку лидеров Народного рейтинга и занял 10-ое место.

Таким образом, практическая потребность в разработке автоматизированной системы управления очередью для банка и недостаточная научная разработанность данной проблемы определили цель исследования: создание автоматизированной системы управления очередью для Банка. Внедрение такой системы управления

очередью для Банка позволит уменьшить время обслуживания клиентов и повысить эффективность работы банка в целом. Разрабатываемая система должна отвечать всем требованиям предъявляемым к системам данного типа, быть ориентированной на предприятия сферы услуг, а также иметь функциональность, делающую ее универсальным средством для работы в системах массового обслуживания [2].

В соответствии с целью исследования были определены и решены следующие задачи исследования:

1. выделены основные подсистемы

существующей на предприятии информационной системы и определены взаимосвязи между ними:

Подсистема «Обеспечение собственными средствами» предназначена для оперативного управления формированием собственного капитала банка на основе прогноза динамики уставного и других фондов, а также для автоматизации задач учета размеров его элементов.

Подсистема «Привлечение средств банков» предназначена для автоматизации задач оперативного планирования объема привлеченных ресурсов других банков.

Подсистема «Привлечение средств клиентов» предназначена для автоматизации процесса прогнозирования сроков нахождения в банке привлеченных ресурсов клиентов и процентных ставок депозитов с целью эффективного формирования ресурсной базы кредитной организации.

Подсистема «Эмиссия ценных бумаг» предназначена для оперативного управления выпуском, регистрацией и размещением собственных ценных бумаг банка на основе прогнозирования и планирования количества сделок с ценными бумагами, а также для автоматизации задач учета операций с выпущенными ценными бумагами и анализа эмиссии ценных бумаг с целью эффективного формирования ресурсной базы банка.

Подсистема «Размещение ресурсов»

предназначена для автоматизации задач оперативного планирования объема размещенных ресурсов банка в денежные средства, кредитование физических и юридических лиц, межбанковское кредитование, инвестиций в ценные бумаги, объема вложений средств в основные средства и нематериальные активы. Также подсистема ориентирована на комплексное решение задач учета и анализа данных операций и их влияния на финансовые результаты кредитной организации.

Целью данной подсистемы является эффективное размещение имеющихся средств банка, повышение его прибыльности.

Подсистема «Маркетинг» используется для оперативной работы подразделения маркетинга, предназначена для автоматизации коммерческой деятельности банка на основе разработанной среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга с учетом потребностей потребителя, емкости рынка и платежеспособности спроса.

Подсистема «Кадровое обеспечение»

предназначена для автоматизации функций оперативного планирования и учета личного состава работников, учета и функционального анализа движения кадров, повышения квалификации и т.д.

Подсистема «Финансы» предназначена для эффективного управления финансами, а также ориентирована на комплексное решение задач учета, контроля и планирования доходов и расходов. Целью создания подсистемы является эффективное использование собственных средств и привлеченных инвестиций, повышение в целом управляемости бизнеса, его рентабельности и конкурентоспособности.

Подсистема «Бухгалтерский учет»

предназначена для автоматизации учета хозяйственно-финансовой деятельности

предприятия, контроля за экономичным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Целью выделения данной подсистемы является повышение оперативности и достоверности учетной информации, расширение и усиление аналитических и контрольных функций учета.

Подсистема «Социальное обеспечение» предназначена для планирования, учета и регулирования мероприятий социального характера, таких как пенсионное обеспечение, предоставление банковских услуг на льготных условиях и т.д.

Подсистема «Обеспечение основной

деятельности» предназначена для поддержки правовых информационных систем, систем безопасности, а также планирования, учета и регулирования правовой деятельности и хозяйственного обслуживанию и т.д.

Подсистема «Транспортное обеспечение» предназначена для учета работы автотранспорта и автоматизации документооборота по учету служебных и инкассаторских перевозок банка. Цель создания подсистемы - сокращение времени трудоемких расчетов по оперативному планированию и регулированию движения транспортных средств, и как следствие более эффективное их использование.

Подсистема «Энергетическое обеспечение» предназначена для планирования и учета операций банка по энергообеспечению его деятельности, а также автоматизации типовых операций с энергетическим оборудованием.

Подсистема «Информационное обеспечение» автоматизирует расчет и анализ потребности в информационных ресурсах: технических, информационных, программных, организационно-правовых, а также управление информационными потоками.

Подсистема «Управление» предназначена для оперативного управления бизнес-проектами предприятия а также для учета и анализа их реализации.

2. Проанализирована логическая и физическая структура компьютерной сети банка, как один из основополагающих элементов эффективной работы информационной системы банка.

Рис. 1 - Логическая схема компьютерной сети

Сеть представлена в виде топологии «звезда». Она является интерсетью. В сетях с топологией «звезда» подключение кабеля и управление конфигурацией сети централизованы.

На первом уровне иерархии находится сервер с информационным обеспечением информационной системы, которое используется всеми подразделениями учреждения. Сервер подключен к центральному коммутатору (1000 Base T).

На втором уровне расположены локальные сети отделений банка. Коммутаторы коммутационных узлов (коммутаторы 100 Base TX) подключаются к центральному коммутатору 4-х парным кабелем витая пара категории 5Е по технологии Fast Ethernet.

Рис. 2 - Физическая схема компьютерной сети

3. Разработана объектная модель, алгоритмы и технологии решения задачи создания автоматизированной системы управления очередью для Банка, структурная схема которой имеет следующий вид (рис. 3).

Рис. 3 - Структурная схема электронной очереди

Одним из методов программирования является объектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированное программирование

(ООП) — это способ организации кода в программе путем его группировки в виде объектов, то есть отдельных элементов, которые включают информацию (значения данных) и функции. Объектно-ориентированный подход к организации программы позволяет группировать определенные фрагменты информации вместе с часто используемыми функциями или действиями, связанными с этой информацией. Эти элементы объединяются в один элемент, так называемый объект. Возможность связать вместе эти значения и функции дает несколько преимуществ. Например, нужно отслеживать только одну переменную, а не несколько; можно сгруппировать вместе связанные между собой функции; можно организовать структуру программы так, чтобы она больше соответствовала реальным потребностям [4].

Характерными особенностями современного рынка банковских услуг являются большая все универсализация банков борьба за клиентов. В целях повышения эффективности работы банки вынуждены инвестировать в IT-технологии. Таким образом, на данный момент сложилась уникальная ситуация: у многих банков появились финансовые возможности для покупки современной автоматизированной системы, с одной стороны, с другой существует необходимость

совершенствоваться. По данным компании «Диасофт» (лидера среди российских производителей ПО для банков), в среднем каждый банк раз в пять лет либо меняет АБС (примерно треть финансовых учреждений), либо переходит на новую версию. Ежегодно подобные акции осуществляет порядка 20-30% банковских структур

[7].

Приведем обзор и сравнительный анализ существующих автоматизированных систем управления очередью на рынке по шести показателям: 1 - Программный пульт оператора; 2 -Изменение набора предоставляемых услуг без привлечения разработчика; 3 - Возможность работы с сенсорным диспенсером; 4 - Индивидуальный подход к обслуживанию клиентов; 5 - Возможность работы диспенсера, как справочного киоска; 6 -Автоматическое прекращение записи в очередь, при невозможности обслужить клиентов за текущий рабочий день.

Для нашей системы «Next» характерно выполнение всех шести показателей.

В системе «Вызов» (Россия) выполняются четыре показателя, кроме 2 и 4.

В системе «Q-Control» (Венгрия) не выполняется ни один из предложенных показателей.

Система «ДАМАКС» (Россия) предусматривает выполнение только 3 и 4 показателей, остальные четыре не выполняются.

В системе «СУО-32» (Россия) выполняются только 1 и 4 показатели.

В системе «MQS-3000» (Корея) не выполняется ни один из шести показателей.

Система «Q-Matic» (Швеция) выполняет четыре показателя: 1, 3, 4, 5. [3]

Разработана структура базы данных для системы

«Next» на основе системы управления базами данных Microsoft SQL Server, которая расположена на выделенном сервере, создан интерфейс с использованием языка программирования C#. Приведено описание функциональных

возможностей автоматизированной

информационной системы управления очередью, которая работает через сеть.

База данных программы представляет собой набор таблиц, которые связаны между собой. Учетные записи сотрудников: Сотрудники, Клиенты, Информация об оказываемых услугах, Информационные сообщения.

Все таблицы взаимосвязаны между собой программно, за исключением таблицы информационные сообщения, так как в этом нет необходимости, данная таблица содержит только информационные сообщения, отображаемые на главном табло. Взаимосвязь остальных таблиц обуславливается тем, что при запросах информации, необходимо получать всю информацию о запрашиваемом объекте [5].

Так, например, при работе с учетными записями сотрудников, администратор системы также получает информацию о личных данных сотрудника (адрес, телефон). Но хранить всю информацию в одной таблице не целесообразно, так как таблица в этом случае будет занимать слишком много места и работа с такой базой данных неудобна, также такой подход ведет к наращиванию избыточности данных [6].

Рассмотрим более подробно структуры нескольких вышеперечисленных таблиц и задачи, которые возложены на них. Тип полей указывается в терминологии Microsoft SQL Server. В столбце свойств нижеприведенных таблиц указываются специфические для базы данных параметры, которые имеют следующие расшифровки: Primary Key - первичный ключ, Not Null - не нулевое значение, Unsigned - значение без знака, Auto Increment - автоматическое увеличение счетчика.

В таблице «Информация об оказываемых услугах» хранится перечень услуг и описание к каждой услуге.

Разработанная и представленная система

обеспечивает автоматизацию системы управления очередью Банка в процессе деятельности банка. Необходимость эффективного подхода к решению проблем, связанных с обслуживанием клиентов, только подтверждает, что за автоматизированными системами управления очередью будущее.

Литература

1. Safargaliev E.R., Savitsky S.K., Eremina 1.1., Camelina V.A. Mathematical model and qualimetric assessment of graduate education quality in environment saturated with information and communication technologies // International Education Studies. 2015. Т. 8. № 2. С. 78-83.

2. Еремина И.И., Ишмурадова И.И., Сибаева, Г.Р. Концептуальная модель государственного регулирования и поддержки предпринимательства. Conceptual model of state regulation and support of entrepreneurship. - Proceedings of the 1st International Academic Congress "Fundamental and Applied Studies in the Pacific аМ Atlantic Oceans Countries". (Japan, Tokyo, 25 October 2014). Volume I. "Tokyo. University Press", 2014. - 713 p. P.75-81.

3. Интернет-ресурс: Автоматизированная банковская система. http://translate.academic.ru/ (Дата обращения: 28.03.2015).

4. Интернет-ресурс: Объектно-ориентированное программирование.

http://help.adobe.com/ru_RU/ActionScript/3.0_Programmin gAS3/WS5b3ccc516d4fbf351e63e3d118a9b90204-7f35.html (Дата обращения: 29.03.2015).

5. Методология создания информационных систем: Учебное пособие / А.М. Карминский, Б.В. Черников. - 2e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.

6. Проектирование информационных систем: Учебное пособие / Н.Н. Заботина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. -331 с.

7. Еремина, И.И., Макусева, Т.Г. Серверная компонента информационной образовательной среды вуза на платформе LMS Moodle как основа управления интерактивным взаимодействием студентов / И.И. Еремина, Т.Г. Макусева // Вестник технологического университета, 2015. №6. С.216-221.

8. Макусева, Т.Г. Коммуникативные функции компьютерной учебно-деловой игры / С.К. Карауылбаев, Т.Г. Макусева // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 16, С.308-312.

© И. И. Еремина - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических моделей и информационных технологий в экономике Набережночелнинского института КФУ, ereminaii@yandex.ru, Т. Г. Макусева - доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой математики Нижнекамского химико-технологического института (филиал) КНИТУ, makuseva2008@yandex.ru.

© 11. Eryemina - PhD, Associate Professor of the department «Mathematical modeling and information technology in the economy» Branch of the Federal state Autonomous educational institution of higher professional education «Kazan (Volga) Federal University» in the city, ereminaii@yandex.ru, T. G. Makuseva - the Candidate of Pedagogical Science, Reader of chair of mathematic and math-ematic teaching method, head of the Department of Mathematics Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology (branch of) Kazan National Research University of Technology, makuseva2008@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.