УДК 65.018
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
М.М. Абусафиа1, А.П. Романов1, А.С. Емельянов2
Кафедра «Экономика и управление» (1), ГОУ ВПО «ТГТУ»; [email protected]; Академия управления МВД РФ (2), г. Москва
Ключевые слова и фразы: конкурентоспособность; система менеджмента качества; предприятие; продукция.
Аннотация: Анализируется комплекс методических положений по повышению уровня конкурентоспособности системы менеджмента качества промышленного предприятия посредством развития ее технологических элементов.
Введение
Качество сегодня уже не рассматривается как сильное конкурентное преимущество. Это уже необходимая предпосылка для существования в бизнесе. Оно обеспечивает высокие лояльность потребителей, долю рынка и дивиденды для инвесторов, а также более низкие расходы и меньшую уязвимость в ценовой конкуренции. Предприятия, производящее товары и услуги высшего качества, имеют более высокую мотивацию собственного персонала, который удовлетворен имиджем организации, работает более производительно и не создает текучести кадров.
Сказанное выше подчеркивает объективную необходимость осмысления, изучения и целенаправленного внедрения концепции всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - глобальный менеджмент качества) и международных стандартов качества ISO 9000.
Ключевым объектом менеджмента качества в современной России является промышленное предприятие (ПП) реального сектора экономики. В отличие от постиндустриальных стран, в большинстве отечественных предприятий системы менеджмента качества (СМК) не стали доминирующими в идеологических и, как следствие, в технологических форматах производственной, финансово-хозяйственной и управленческой деятельности, что и порождает проблему их конкурентоспособности, и, зачастую, просто экономической устойчивости. Именно поэтому потребитель при заключении контрактов требует наличия у изготовителя системы гарантированного обеспечения качества путем проверки на реальное ее соответствие жестким требованиям международных стандартов.
Таким образом, российским ПП без подобного рода систем обеспечения качества угрожает стратегическое банкротство [1, 2].
Методика
Предприятия и организации реального сектора экономики являются доминирующими субъектами современных конкурентных отношений. Структурная схема функционального (процессного) менеджмента ПП в общем виде представлена на на рис. 1.
Рис. 1. Структурная схема функционального менеджмента ПП
Промышленные предприятия, имеющие правильно оформленные и эффективно функционирующие СМК, располагают высоким экономическим и управленческим потенциалом.
Первый и главный принцип концепции TQM - концентрация на клиенте: необходимо выполнить и превзойти требования и ожидания клиентов с первого раза и в дальнейшем. Этим принципом должен руководствоваться весь персонал ПП и он должен быть частью организационной культуры. Только в этом случае СМК ПП становятся реальностью и эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и ее конкурентоспособности.
Если качество продукции в каждый момент времени - это определенная совокупность ее свойств, то конкурентоспособность продукции все время подвергается изменению под действием внешних факторов (доверие потребителей, спрос и предложение, условия производства и реализации). Отсюда следует, что для снижения коммерческого риска ПП необходимо проводить как маркетинговые исследования конкурентоспособности своего товара на рынке, так и бенчмаркинг -изучение положительного опыта других ПП, которые добились успеха в аналогичных условиях (рис. 2).
Рис. 2. Параметры конкурентоспособности продукции/услуги ПП
Таблица 1
Интерес потребителей, производителей и общества к СМК ПП
Потребитель Производитель Общество
Функциональность Расширение рынка Ограниченные опасности
Соблюдение сроков Возможность процесса производства Экологическая чистота
Хорошее сервисное обслуживание Ограничение риска Сбережение природных ресурсов
Приемлемая цена Снижение расходов Социальные аспекты
Рассмотрим процесс управления качеством продукции ПП, как составную часть деятельности, надежно гарантирующий постоянное соответствие продукции/услуги требованиям спецификаций и полное удовлетворение запросов пользователей. Это достигается путем контроля над показателями процесса и необходимой корректирующей деятельностью, позволяющей поддерживать его в пределах установленных допусков.
Для ПП качество продукции и снижение затрат на его обеспечение является определяющим в производственно-хозяйственной деятельности. В табл. 1 представлены интересы качества потребителя, производителя и общества в целом [3].
Экспериментальная часть
Важным вопросом при функционировании СМК ПП являются вопросы снижения цены при одновременном сохранении или даже повышении качества продукции и услуг. Оптимизацию конкурентоспособности продукта, выпускаемого предприятием, предложено осуществлять на основе решения следующей задачи [4]
ТУ
К =----^ max, (1)
Ц ’ w
где К - уровень конкурентоспособности продукции; ТУ - технический уровень продукции (показатели назначения, надежности, эргономические, экологические, патентно-правовые и др.); Ц - цена продукции.
Функциональная связь качества продукции, потребительной стоимости и полезного эффекта представляет собой функцию
ПС = f (КП, ПЭ), (2)
где ПС - потребительная стоимость; КП - качество продукции; ПЭ - полезный эффект.
Одной из главных задач улучшения СМК ПП является повышение ее оперативности, то есть своевременное обнаружение допустимых дефектов (отклонений) в процессе работы и их предотвращение.
Если воспользоваться терминами и обозначениями, принятыми в общей теории управления, то эту задачу можно формализовать следующим образом, относительно СМК ПП
ЛК = Кф - Кз, (3)
где ЛК - изменение значения показателя качества; Кф - текущее значение одного из параметров, характеризующих фактическое состояние объекта управление;
Кз - значение этого параметра, заданное программой управления.
Разность является основанием для выработки управляющего решения при получении обратной информации о состоянии СМК.
При соблюдении неравенства управленческое решение должно быть направлено на поддержание существующего (фактического) состояния объекта управления. В противном случае это решение должно предусматривать такое управляющее воздействие на объект управления, которое восстановит условие, выраженное формулой (3)
|ак| < г, (4)
где 2 - предельно допустимое отклонение значение параметра Кф от заданного.
На СМК ПП возлагаются следующие функции:
- получение достоверной и точной информации о значениях параметров Кф;
- определение величины и знака А К;
- передача соответствующего донесения субъекту управления для выработки оптимального управленческого решения;
- осуществление командой намеченного управляющего воздействия.
На состояние СМК оказывают влияние не только целенаправленные управляющие воздействия, но и помехи, факторы непредвиденного характера, вызывающие недопустимые отклонения значений Кф от Кз (неритмичная работа служб, перебои в снабжении материалами, продуктами, разладка технологического оборудования, нарушение трудовой дисциплины и так далее). Данные помехи и факторы обусловливают возникновение дефектов и снижение качества продукции.
Результаты и их обсуждение
Эффективность реализации задачи повышения уровня конкурентоспособности СМК ПП должна выступать критерием научности управления в реальном секторе экономики, что позволит определить степень знания и использования законов и закономерностей управления качеством на практике [5].
Большое значение для эффективного функционирования СМК ПП имеют ее входные элементы, такие как качество человеческого ресурса, предметов труда и средств труда. При этом очень важно обеспечить пропорциональность и оптимальное соотношение между этими и другими элементами системы, потому что непропорциональное повышение качества одного процесса СМК, при неизменном качестве других, может вызвать кратковременное повышение качества продукции/услуги, которое вскоре замедляется и может совсем прекратиться, несмотря на повышение качества одного из элементов.
Таким образом, способность ПП достигать своих стратегических целей, обеспечивая конкурентоспособность предоставляемых продукции/услуг, определяется эффективностью действующей на нем СМК (рис. 3).
Организация
работ по
созданию
СМК ПП ч________________/
Г > Проектирование Г Л Документирование С і Внедрение
процессов -> процессов -) процессов V У
Подготовка к с ертификации
ЗАДАЧА: Создание организационных предпосылок для совершенствования качества продукции
ЗАДАЧА:
Создание организационной структуры совершенствования процессов СМК
ЗАДАЧА:
Создание
организационно-
нормативной
базы
совершенствования
СМК
ЗАДАЧА: Обеспечение функционирования СМК согласно установленным требованиям
ЗАДАЧА:
Обеспечение готовности к проведению сертификации СМК
Рис. 3. Схема повышения уровня конкурентоспособности продукции и СМК ПП
Обобщая сказанное, можно заключить, что СМК ПП представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные управленческие и технические методы, обеспечивающие наиболее результативные и практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации, с целью удовлетворения постоянно изменяющихся требований потребителей к качеству продукции и услуг при постоянном относительном снижении цены качества, то есть затрат на него.
Значительных изменений требует TQM в культуре российских ПП, прежде всего стратегического мышления топ-менеджеров.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М. : Изд-во стандартов, 2001. - 30 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9004 - 2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М. : Изд-во стандартов, 2001. - 52 с.
3. Квитко, А.В. Управление качеством : учеб. пособие / А.В. Квитко. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та экономики, статистики и информатики, 2005. - 183 с.
4. Пестунов, М. А. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / М. А. Пестунов. -Екатеринбург, 2008. - 48 с.
5. Алтунина, Л.Н. Управление качеством продукции промышленного предприятия в целях повышения его конкурентоспособности : монография / Л. Н. Алтунина. - Курск : Изд-во РОССИ, 2006. - 192 с.
Guidance for Boosting Competitiveness of Products and Quality System of Industrial Enterprise
M.M Abusafia1, A.P. Romanov1, AS. Emelyanov2
Department “Economics and Management” (1), TSTU; [email protected]; Management Academy of Ministry of Home Affairs RF (2), Moscow
Key words and phrases: competitiveness; quality management system; products.
Abstract: The paper analyses the complex of theoretical and methodical theses on the improvement of the level of competitiveness of industrial enterprise through the development of its technological elements.
Methodologische Grundlage der Erhöhung des Niveaus der Konkurrenzfähigkeit der Produktion und der Qualitätssytem des Betriebes
Zusammenfassung: Im Artikel wird der Komplex der methodischen Stellungen für die Erhöhung des Niveaus der Konkurrenzfähigkeit des Systems des Qualitätsmanagementes des Betriebes mit Hilfe der Entwicklung von seinen technologischen Elementen analysiert.
Bases métodologiques de l’augmentation du niveau de la compétitivité des produits et du systhème de la qualité de l’entreprise industrielle
Résumé: Dans l’article est analysé le complexe des positions théoriques et méthodiques sur l’augmentation du niveau de la compétitivité des produits et du systhème de la qualité de l’entreprise industrielle par l’intermédiaure du développement de ses éléments technologiques.
Авторы: Абусафиа Мохаммед Мохмудвич - аспирант кафедры «Экономика и управление»; Романов Анатолий Петрович - кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление», ГОУ ВПО «ТГТУ»; Емельянов Александр Сергеевич - соискатель Академии управления МВД РФ, г. Москва.
Рецензент: Герасимов Борис Иванович - доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономический анализ и качество», ГОУ ВПО «ТГТУ».