Научная статья на тему 'Методологические основы повышения качества и конкурентоспособности управленческих работников строительной организации'

Методологические основы повышения качества и конкурентоспособности управленческих работников строительной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / КАЧЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА / КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / КАЧЕСТВО ПЕРСОНАЛА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ольга Александровна

В статье обоснована актуальность проблемы управления качеством интеллектуального потенциала управленческого персонала как основы повышения качества строительной продукции. Также приведена разработанная и апробированная автором комплексная методика повышения интеллектуального потенциала персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы повышения качества и конкурентоспособности управленческих работников строительной организации»

Методологические основы повышения качества и конкурентоспособности управленческих работников строительной организации

Морозова Ольга Александровна Ростовский государственный строительный университет, Ростов-на-Дону

Экономическая ситуация в стране требует от субъектов рыночных отношений новых подходов к использованию собственного потенциала. Основой деятельности современной фирмы, ее конкурентоспособности является интеллектуальный потенциал. Рост его определяется знаниями и способностями руководителей, обладающих компетентностью, их человеческим капиталом.

Конкурентоспособность специалиста определяется степенью соответствия его компетенции требованиям рынка труда. В настоящее время компетенция специалиста в строительстве устанавливается при его аттестации. Отсутствие согласованных с работодателем критериев приводит к несовпадению результатов аттестации и оценки специалиста рынком труда. Вследствие этого необходимо либо повышать квалификацию в начале трудовой деятельности специалиста, либо перепрофилировать его с целью освоения смежных и дополнительных дисциплин. В условиях практической деятельности аттестация специалиста также не позволяет своевременно определить направление и глубину требуемых изменений в совокупности компетенций специалиста, а также оценить затраты на них.

На основании теоретических исследований предлагается комплексное определение понятия управленческой компетентности, как обладание высоким уровнем знаний, практических навыков и умений, соответствующих конкретным целям, способностью реализовывать эти знания, личностно-психологическими характеристиками поведения, соответствующими культуре организации и значимыми для управленческой деятельности. Структурная схема формирования интеллектуально капитала, в которой этап «оценка уровня компетентности» является определяющим, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема формирования интеллектуального капитала строительной организации.

Предлагаемая методика позволит повысить объективность аттестации и дает возможность оценки компетенции специалиста на всех этапах его подготовки и практической деятельности в любом временном сечении. В основе метода — следующие исходные положения:

1) специалиста оценивают по совокупности квалификационных параметров (характеристик) — компетенций (показателей качества);

2) конкурентоспособность специалиста — степень соответствия совокупности

квалификационных характеристик специалиста предъявляемым требованиям, его качество;

312

3) качество специалиста определяют соотношением значений показателей качества специалиста на оцениваемый момент времени и значений соответствующих показателей в предъявляемых требованиях;

4) показатели качества специалиста и их совокупность устанавливают в зависимости от целей и задач оценки;

5) качество специалиста формируется в непрерывном процессе его обучения и трудовой деятельности и является объектом управления и совершенствования;

6) совокупность квалификационных параметров специалиста — квалификационная характеристика — объективное свидетельство его позиции на рынке труда и средство обеспечения его конкурентоспособности [1].

Совокупность профессиональных компетенций специалиста можно представить в виде круговой диаграммы — совокупности п секторов — квалификационных характеристик, где:

Вп — уровень подготовки специалиста по каждому из п квалификационных характеристик — показателей качества специалиста;

Сп — максимально возможное значение п-й квалификационной характеристики (размер шкалы);

Ап — уровень (уровни) требований к специалисту по соответствующим квалификационным характеристикам, т.е. значение, устанавливаемое работодателем, аттестационной комиссией.

Степень соответствия реального уровня квалификации специалиста требованиям по одной из п квалификационных характеристик определяется по единичному или частному показателю соответствия ПСКп с помощью следующего соотношения [2]:

ПСКп - 1 - (А 2 - ВI) / сп , (1)

Инвестиции в повышение квалификации по одной из п квалификационных характеристик определяются следующим образом:

Ип - (1 - ПСКп) * Бп* Тп , (2)

где Бп — стоимостной показатель инвестиций в повышение квалификации в единицу времени (например, цена часа, дня или другого временного интервала обучения), Тп — время, необходимое для обучения с целью повышения квалификации по п-му квалификационному параметру и доведение компетенции специалиста до уровня Ап.

Показатель целесообразности (ПЦп) повышения квалификации, или временной эквивалент возврата инвестиций в специалиста, может быть оценен с помощью следующего соотношения:

ПЦп - Тп / Тэ , (3)

где Тэ — время, необходимое для получения экономического эффекта от повышения квалификации специалиста по п-й квалификационной характеристике (определяемое как время окупаемости инвестиций в повышение квалификации).

Обобщенный показатель соответствия квалификации ПСК по всей совокупности п квалификационных характеристик определяется как сумма частных показателей ПСКп с их весовыми коэффициентами Кп:

N

ПСК X Кп* ПСКт , (4)

п=1

Подобным образом определяются и суммарные инвестиции в повышение квалификации:

N

И е - X и„, (5)

п=1

С помощью соотношений (1) и (4) степень соответствия специалиста квалификационным критериям, а другими словами — качество специалиста, может быть определено объективно на любом этапе жизненного цикла специалиста. Требуемые инвестиции в повышение квалификации и доведение его компетенций до требуемого

уровня составляют величину, рассчитываемую с помощью соотношений (2) и (5). Соот -ветственно, обобщенный показатель целесообразности повышения квалификации специалиста, перепрофилирования, обучения дополнительным профессиям вычисляется по формуле:

I

(6)

п=1

где Т^ — общие временные инвестиции на повышение квалификации, пе-репрофилирование и др. по всем необходимым квалификационным характеристикам,

Тэ^ — временные инвестиции, необходимые для получения экономического эффекта от повышения квалификации специалиста, определяемые по времени окупаемости инвестиций в повышение квалификации по всей совокупности квалификационных характеристик.

Проведенный анализ показал, что качества компетентного руководителя становятся главным фактором, определяющим рост интеллектуального капитала организации, а существующая методическая база оценки руководителей в строительных организациях не ориентирована на выявление и развитие качеств компетентного руководителя. При этом исследования, проведенные в строительной организации ОАО «Ростовгорстрой», занимающей одно из ведущих мест на рынке строительных услуг Ростовской области, подтвердили данные краевой статистики и позволили сделать вывод о наличии объективных предпосылок совершенствования системы оценки персонала в строительстве и востребованности именно компетентных руководителей, способных создавать творческую обстановку в коллективе, обеспечивающую рост интеллектуального капитала организации. Все вышеизложенное отражает необходимость в разработке методики комплексной оценки компетентности руководителей, обеспечивающей развитие интеллектуального капитала строительных организаций с учетом специфики их деятельности.

Методические основы комплексной оценки компетентности руководителей были сформулированы при помощи алгоритма на рис. 2.

Рис.2. Алгоритм разработки методики оценки уровня компетентности руководителей. В результате комплексной оценки качеств компетентности руководителей, предприятие сможет повысить эффективность своей деятельности. Составляющие ожидаемого эффекта от внедрения комплексной оценки руководителей представлены на рис. 3.

Комплексная оценка компетентности руководителей

М о теш ацил щи о ф е с с ио - Планирование

напь но и д е ят ель но с ти щи о ф е с с ио напь но го р аз в ития

рУЕОВ 0 ДИТ&Пе И и карьерный рост

Я., Я

Обучение и повышение квалификации руководителей

я я

Ожидаемый эффект

Повышение эффективности деятельности руководителей в направлении капитализации знаний и роста интеллектуального капитала организации.

Создание творческой обстановки в коллективе.

Выявление творческих резервов управленческого потенциала. Повышение эффективности системы стимулирования руководителей.

Ускорение процессов обучения и повышения квалификации Планирование карьеры руководителей.

Оптимизация системы управления развишем управленческих кадров.

Рост интеллектуального потенциала организации.

Повышение качества продукции.

Рост конкурентоспособности предприятия.

Повышение эффективности бизнеса в целом.

Рис.3. Ожидаемый эффект от внедрения комплексной системы компетентности

руководителей.

Заключительным этапом исследований явилась апробация предложенного подхода и разработанной на его основе методики оценки компетентности руководителей в строительной организации ОАО «Ростовгорстрой».

Оценка проводилась в два этапа с интервалом в один год. На первом этапе оценка проводилась согласно блокам качеств компетентного руководителя и в соответствии с занимаемой должностью.

По результатам оценки были принято решение о дальнейшем углубленном профессиональном обучении группы наиболее перспективных руководителей, а также намечены и проведены следующие мероприятия:

- повышена мотивация деятельности руководителей в направлении формирования в коллективе духа поддержки и взаимопомощи;

- положено начало созданию «банка данных» качеств компетентных руководителей;

- на основании имеющихся данных выявлены наиболее перспективные руко -водители, что позволило выдвинуть их в кадровый резерв;

- проведена необходимая индивидуальная психологическая поддержка и помощь руководителям, намечены пути дальнейшего совершенствования их личностных и профессиональных качеств (составлены индивидуальные планы развития компетентности).

Оценка, проведенная на втором этапе, позволила провести анализ динамики развития качеств компетентности оцениваемых руководителей. Данные апробации показали, что у 85,3% оцениваемых руководителей имеет место наличие положительной динамики развития качеств компетентности, у 2,9% -стабильная динамика и у 11,8% - отрицательная.

Важным этапом предлагаемого подхода оценки управленческой компетентности явилась оценка динамики развития качеств компетентности, в результате которой организация получает информацию, кто и как из руководителей работает над собой в данном направлении, выясняет каков потенциал руководителей и обосновывает принятие кадровых решений.

Итак, результаты оценки компетентности руководителей строительной организации ОАО «Ростовгорстрой» показали, что предложенный подход позволяет не только выявить и оценить их компетентность, но и дает возможность каждому руководителю определить точку отсчета для самосовершенствования и развития качеств компетентного руководителя, способствующих росту интеллектуального капитала компании.

Таким образом, разработанная на основе предложенного подхода методика оценки компетентности руководителей, имеет не только теоретический аспект, но и активно может воплощаться в практику реальной строительной организации, а полученные данные целесообразно использовать в практических целях при решении кадровых задач. При этом периодическая оценка качеств компетентности руководителей направлена на их самосовершенствование в интересах обеспечения конкурентоспособности организаций и повышении качества продукции.

Литература

1. Материалы международного научно-технического семинара "Европейский опыт и отечественная практика подготовки, повышения квалификации и аттестации персонала строительной отрасли" [Электронный ресурс]. - Электрон. дан., - 2011.-Режим доступа: http:// nestor.minsk.ru

2. О.Л. Митрюкова. Содержание образования как базовый элемент качества подготовки профессиональных кадров // Качество, инновации, образование.- 2009.-№9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.