Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕОРИЯ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ИНДИКАТОР / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ладыкова Татьяна Ивановна

Развитие современных социально-экономических систем объективно предполагает широкое использование инструментария индикативного планирования. В современных условиях большое внимание уделяется показателям, характеризующим экономическую и национальную безопасность. Цель статьи: индикативное планирование базовых процессов, влияющих на доходы населения, выступающих одной из основ безопасного и устойчивого развития государства и регионов. Исследуется система индикаторов, сгруппированных по шести аналитическим блокам на основе метода линейного масштабирования с целью обеспечения их сопоставимости. В рамках каждого блока строятся базовые матрицы следующих коэффициентов: доходности, отражающего степень воздействия индикатора на положительную динамику доходов населения, устойчивости - влияния на экономическую безопасность, региональности - усиления сильных сторон региональной социально-экономической системы. На основе блочных матриц коэффициентов и используемых индикаторов рассчитывается интегральный индекс доходов населения, а также создаются предпосылки для оценки влияния на их динамику санкций, принятых в отношении Российской Федерации после начала специальной военной операции на Украине. Предлагаемый методологический подход может использоваться в процессах индикативного планирования на различных уровнях: национальном, региональном, муниципальном, обеспечивая тем самым сквозную сопоставимость показателей индикативного и стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ладыкова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR BUILDING A SYSTEM OF INDICATORS FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEMS

The development of modern socio-economic systems objectively implies a widespread use of indicative planning tools. In modern conditions, much attention is paid to indicators that characterize economic and national security. The purpose of the article: indicative planning of basic processes affecting the incomes of the population, acting as one of the foundations for safe and sustainable development of the state and its regions. The system of indicators grouped into six analytical blocks on the basis of the linear scaling method is studied in order to ensure their comparability. Within each block, the basic matrices of the following coefficients are drawn up: profitability, reflecting the indicator's degree of impact on the positive dynamics in the income of the population, sustainability - the impact on economic security, regionality - enhancing the strengths of the regional socio-economic system. On the basis of block matrices of coefficients and indicators used, an integral index of population income is calculated, and prerequisites are created for assessing the impact on their dynamics of sanctions adopted against the Russian Federation after the start of the special military operation in Ukraine. The proposed methodological approach can be used in indicative planning processes at various levels: national, regional, municipal, thereby ensuring cross-cutting comparability of indicative and strategic planning indicators.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.47026/2499-9636-2022-3-1-7

УДК 330.1 ББК 65.01

Т.И. ЛАДЫКОВА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Ключевые слова: индикативное планирование, теория индикативного планирования, индикатор, доходы населения, экономическая безопасность и устойчивость, стратегическое планирование.

Развитие современных социально-экономических систем объективно предполагает широкое использование инструментария индикативного планирования. В современных условиях большое внимание уделяется показателям, характеризующим экономическую и национальную безопасность. Цель статьи: индикативное планирование базовых процессов, влияющих на доходы населения, выступающих одной из основ безопасного и устойчивого развития государства и регионов. Исследуется система индикаторов, сгруппированных по шести аналитическим блокам на основе метода линейного масштабирования с целью обеспечения их сопоставимости. В рамках каждого блока строятся базовые матрицы следующих коэффициентов: доходности, отражающего степень воздействия индикатора на положительную динамику доходов населения, устойчивости - влияния на экономическую безопасность, регио-нальности - усиления сильных сторон региональной социально-экономической системы. На основе блочных матриц коэффициентов и используемых индикаторов рассчитывается интегральный индекс доходов населения, а также создаются предпосылки для оценки влияния на их динамику санкций, принятых в отношении Российской Федерации после начала специальной военной операции на Украине. Предлагаемый методологический подход может использоваться в процессах индикативного планирования на различных уровнях: национальном, региональном, муниципальном, обеспечивая тем самым сквозную сопоставимость показателей индикативного и стратегического планирования.

В «Основах государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2021 г. № 6331, в п. 9 внедрение современных методов индикативного планирования отнесено к основным направлениям государственной политики в сфере стратегического планирования. Индикативное планирование в качестве инструментов предусматривает формирование комплекса согласованных показателей, характеризующих состояние и цели социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. При этом система показателей должна обеспечивать согласованность документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования,

1 Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 18.11.2021 г. №№ 633 [Электронный ресурс] // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244 (дата обращения: 27.04.2022).

целеполагания, планирования и программирования, а также на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации.

Цикл стратегического планирования предусматривает этап планирования и программирования, в ходе которого органы государственной власти разрабатывают программно-плановые документы в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности на шесть лет. Кроме того, одной из основных задач научно-методологического обеспечения стратегического планирования сформулировано развитие методологии индикативного планирования, а также мониторинга реализации документов стратегического планирования.

Индикативное планирование обладает большой важностью в современных условиях и используется многими государствами в сочетании с директивными (балансовыми) методами управления [2. С. 40-41].

На основе анализа опыта зарубежных стран и мнений экспертов по актуальным вопросам индикативного планирования возможна разработка рекомендаций по созданию национальной системы планирования, функционирование которой будет способствовать росту эффективности процесса развития социально-экономических систем [5. С. 59, 61, 67]. При этом по мере перехода на шестой технологический уклад роль и значение индикативного планирования повышаются. Индикативное планирование базируется на иерархически выстроенных специализированных институтах и предполагает наличие рекомендуемых параметров ключевых экономических индикаторов как ориентиров для хозяйственной деятельности субъектов, активную роль низовых единиц, итеративные связи при корректировке целей и задач государственных и корпоративных планов и проектов.

Предлагается использовать государственное индикативное планирование перехода РФ на твердую национальную валюту [3].

В предыдущих работах нами был предложен методологический подход, базирующийся на определенной системе индикаторов (статистических показателей Росстата и рассчитанных на их основе), выступающий основой для разработки и реализации индикативного планирования региональных и национальных социально-экономических систем, мониторинга их реализации, а также их прогнозирования и стратегического планирования. Кроме того, он предполагает оценку потенциала роста доходов населения на региональном уровне, устойчивости региональной социально-экономической системы к негативным факторам внешнего воздействия, а также уровня ее региональности [4].

На основе предложенных показателей и их оценки строится сравнительная матрица вертикальных и горизонтальных показателей по каждому направлению индикативного планирования региональной социально-экономической системы: потенциала роста доходов населения, устойчивости системы и региональности. Для обеспечения сопоставимости индикаторов используется их нормирование по методу линейного масштабирования. При этом одни показатели обладают прямой корреляционной зависимостью с доходами населения, другие - обратной.

Доходы населения зависят от воздействия большой совокупности факторов. В рамках предлагаемого подхода показатели, их характеризующие, объединены в несколько блоков, рассчитываются блочные матрицы коэффициентов, а на их основе - итоговый индикатор доходов населения.

Затем на основе полученных коэффициентов значимости показателей становятся возможными более объективная оценка уровня развития конкретного российского региона, выявление его сильных и слабых сторон, построение промежуточных и итоговых рейтингов, проведение кластерного анализа регионов в аспекте потенциала роста доходов населения.

Научная мысль постоянно развивается, совершенствуются оценки и подходы, вносятся коррективы, связанные как с внутренними причинами методологического характера, так и с внешними факторами, среди которых можно выделить пандемию СОУГО-19 и экономические санкции, наложенные на Российскую Федерацию «западным миром» после начала военной специальной операции на Украине. Вследствие этого при сохранении общих методологических подходов был скорректирован комплекс показателей Росстата, используемых как прямо, так и косвенно в качестве основы для расчетных индикаторов.

В рамках предлагаемого методологического подхода первым и основным индикатором выступает удельный вес граждан, обладающих доходами в интервале от 19 до 60 тыс. руб. в месяц в 2016-2020 гг. В теоретическом аспекте с определенными допущениями данную группу населения можно отнести к «среднему классу», являющемуся базовым фундаментом любой социально-экономической системы. В соответствии с распределением Росстата сюда входили три группы населения с доходами от 19 до 27 тыс. руб., от 27 до 45 тыс. руб. и от 45 до 60 тыс. руб. В 2010-2011 гг. - объединение 3 групп, имевших доходы от 14 до 45 тыс. руб., 2008-2009 гг. - от 8 до 25 тыс. руб., 2006-2007 гг. - от 4,5 до 12 тыс. руб., 2003-2005 гг. - от 3 до 7 тыс. руб., в 2002 г. - от 1,5 до 4 тыс. руб.

Задание и использование различных классификационных признаков «среднего класса» как в России, так и в других странах относятся к активно дискуссионной тематике. При этом контекст обсуждения данной проблематики в РФ по объективным причинам связан с вопросами обеспечения устойчивости социально-экономической системы и ее развития как в нормальных условиях, так и в условиях негативного влияния внешних факторов, среди которых особенно выделяются последствия экономических санкций против РФ и пандемии СОУГО-19, экономической и национальной безопасности.

Вторым индикатором выступает удельный вес населения, обладающего доходами, не позволяющими им удовлетворять минимальные жизненные потребности. Это современные нищие, существование которых реально, но объективно не оправдано.

Третьим показателем предлагается использовать коэффициент фондов, отражающий отношение доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых жителей. При этом более равномерному распределению доходов будет соответствовать меньшее значение этого коэффициента. В этой связи отмечалось, что увеличение данного показателя и выход за рамки критических значений

свидетельствуют о снижение уровня экономической и национальной безопасности [6. С. 16].

Четвертым показателем блока «Доходы» должен выступать коэффициент Джини, характеризующий степень расслоения населения страны или региона по доходам. Уменьшение данного показателя будет свидетельствовать о большей равномерности в распределении национального или регионального дохода. При этом указывалось, что данный коэффициент не в полной мере отражает как реальный уровень неравенства, так и степень бедности [7. С. 20].

Пятым показателем выступает баланс среднедушевых денежных доходов населения и потребительских расходов на душу населения. Данный индикатор показывает сумму денежных средств, которые остаются у населения после совершения потребительских расходов и, в частности, могут быть направлены на сбережения (накопления).

Следующий показатель, который используется многими учеными при анализе доходов, - это ВРП на душу населения [1. С. 91]. В блоке «Доходы» данный показатель применяется для расчета относительных показателей. При этом следует его сопоставлять с фактическим конечным потреблением домашних хозяйств на душу населения. Результат подобного сопоставления будет выступать шестым показателем. С точки зрения устойчивости региональной экономики значение данного индикатора должно превышать 1.

Седьмым показателем выступает отношение среднего размера назначенных пенсий к величине прожиточного минимума. С помощью данного индикатора возможна оценка достаточности доходов лиц пенсионного возраста в экономических условиях конкретного региона.

Доходы населения преимущественно зависят от их включенности в процессы общественного производства и трудовой деятельности. Поэтому в блоке «Труд» следует анализировать уровень занятости населения вообще и отдельно уровень занятости населения в трудоспособном возрасте, уровень безработицы, уровень безработицы в трудоспособном возрасте, уровень зарегистрированной безработицы, отношение численности безработных к потребности в работниках, отношение зарегистрированных безработных к имеющимся вакансиям в службе занятости.

В свою очередь, занятость населения во многом зависит от финансово-экономических индикаторов, характеризующих деятельность предприятий и организаций. Поэтому в блоке «Бизнес» предлагается использовать следующие индикаторы: число предприятий и организаций на 10 000 человек населения, финансовый результат деятельности предприятий в расчете на душу населения, удельный вес убыточных организаций, удельный вес просроченной кредиторской и дебиторской задолженности в структуре кредиторской и дебиторской задолженности, сальдо кредиторской и дебиторской задолженности в расчете на душу населения, сальдо просроченной кредиторской и дебиторской задолженности на душу населения.

В составе экологических индикаторов (блок «Экология») следует использовать такие, как загрязнение атмосферного воздуха от стационарных источников, улавливание загрязняющих атмосферу веществ из стационарных

источников, объем оборотной и последовательно используемой воды, сброс загрязненных сточных вод, отношение объема оборотной и последовательно используемой воды к использованию свежей воды, отношение объема оборотной и последовательно используемой воды к сбросу загрязненных сточных вод. Эти показатели необходимо рассчитывать на душу населения. Кроме того, следует использовать такой показатель, как доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве загрязняющих веществ от стационарных источников.

В блок «Социум» необходимо включить следующие индикаторы: коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения на 1000 человек населения, численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, по программам подготовки специалистов среднего звена, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Эти показатели в статистике приводятся в расчете на 10 тыс. населения. Кроме того, в данном блоке предлагается использовать показатель соотношения браков и разводов.

В блоке «Перспективы» необходимо использовать следующие показатели: стоимость основных фондов, ввод в действие основных фондов, инвестиции в основной капитал, затраты на инновационную деятельность, объем инновационных товаров, работ, услуг. Эти показатели следует приводить на душу населения. Также в рассматриваемом блоке необходимо использовать удельные показатели введенных основных фондов и организаций, осуществлявших технологические инновации.

В состав блока «Финансы» предлагается включить следующие показатели: доходы и расходы консолидированных бюджетов, отношение доходов и расходов консолидированных бюджетов, валовой региональный продукт, отношение ВРП к доходам и расходам консолидированных бюджетов, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Все эти показатели следует анализировать в расчете на душу населения.

В заключение необходимо отметить, что категория индикативное планирование в современных санкционных и постковидных условиях, в том числе на региональном уровне, приобретает все большую значимость. Российские регионы являются составными частями общероссийской социально-экономической системы. Поэтому объективно, что закономерности их развития, находящие свое отражение в статистических показателях и индикаторах, являются основой индикативного планирования регионального развития, а также составными и важными условиями общенационального стратегического планирования, нацеленного на обеспечение национальной и экономической безопасности, на основе чего возможно обеспечение роста уровня жизни населения.

Литература

1. Блусь П.И., Плотников Р.В. Пространственная кластеризация как инструмент снижения внутрирегиональной неравномерности // Journal of New Economy. 2022. Vol. 23, no. 1. P. 88-108. DOI: 10.29141/2658-5081-2022-23-1-5.

2. Бухвальд Е.М. «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования» нерешенные проблемы // Вестник института экономики Российской академии наук. 2022. № 1. С. 32-49. DOI: 10.52180/2073-6487_2022_1_32_49.

3. Глотов В.И., Горюнов П.В. Оценка эффективности поэтапного перехода к твердой национальной валюте с помощью индикативного планирования // Финансы. Налогообложение. Кредит. 2021. № 2. С. 54-62.

4. Ладыкова Т.И., Берсенёв В.Л. Типология макроэкономических параметров доходов населения // Экономика региона. 2018. Т. 14, вып. 2. С. 380-394.

5. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Планирование в России: истоки и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. Вып. № 90. С. 59-73. DOI: 10.24412/2070-13812022-90-59-73. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2022/vipusk_90._fevral_2022_g./prob-

lemi_upravlenija_teorija_i_praktika/10-03-41molchanov_molchanova.pdf.

6. Свинухова Ю.Н. Коэффициент фондов в России: тенденции, основные факторы роста и меры по их устранению [Электронный ресурс] // Национальная безопасность / nota bene. 2019. № 2. С. 15-26. DOI: 10.7256/2454-0668.2019.2.29441. URL: https://nbpublish.com/library_read_ar-ticle.php?id=29441.

7. Сухарев О.С. Социальная политика в решении проблемы неравенства и бедности // Экономика. Налоги. Право. 2021. Т. 14(2). С. 16-31. DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-2-16-31

ЛАДЫКОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и региональной экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ladykova@mail.ru; ОКСГО: https://orcid.org/0000-0003-3125-8429)._

Tatiana I. LADYKOVA

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR BUILDING A SYSTEM OF INDICATORS FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEMS

Key words: indicative planning, the theory of indicative planning, indicator, income of the population, economic security and sustainability, strategic planning.

The development of modern socio-economic systems objectively implies a widespread use of indicative planning tools. In modern conditions, much attention is paid to indicators that characterize economic and national security. The purpose of the article: indicative planning of basic processes affecting the incomes of the population, acting as one of the foundations for safe and sustainable development of the state and its regions. The system of indicators grouped into six analytical blocks on the basis of the linear scaling method is studied in order to ensure their comparability. Within each block, the basic matrices of the following coefficients are drawn up: profitability, reflecting the indicator's degree of impact on the positive dynamics in the income of the population, sustainability - the impact on economic security, regionality - enhancing the strengths of the regional socio-economic system. On the basis of block matrices of coefficients and indicators used, an integral index ofpopulation income is calculated, and prerequisites are created for assessing the impact on their dynamics of sanctions adopted against the Russian Federation after the start of the special military operation in Ukraine. The proposed methodological approach can be used in indicative planning processes at various levels: national, regional, municipal, thereby ensuring cross-cutting comparability of indicative and strategic planning indicators.

References

1. Blus' P.I., Plotnikov R.V. Prostranstvennaya klasterizatsiya kak instrument snizheniya vnutriregional'noi neravnomernosti [Spatial clustering as a tool to reduce intraregional unevenness]. Journal of New Economy, 2022. vol. 23, no.1, pp.88-108. DOI: 10.29141/2658-5081-2022-23-1-5.

2. Bukhval'd E.M. «Osnovy gosudarstvennoi politiki v sfere strategicheskogo planirovaniya» nereshennye problemy ["Fundamentals of state policy in the field of strategic planning" unsolved problems]. Vestnik instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk, 2022, no. 1, pp. 32-49. DOI: 10.52180/2073-6487_2022_1_32_49.

3. Glotov V.I., Goryunov P.V. Otsenka effektivnosti poetapnogo perekhoda k tverdoi natsional'noi valyute s pomoshch'yu indikativnogo planirovaniya [Evaluation of the effectiveness of a phased transition to a solid national currency using indicative planning]. Finansy. Nalogooblozhenie. Kredit, 2021, no. 2, pp. 54-62.

4. Ladykova T.I., Bersenev V.L. Tipologiya makroekonomicheskikh parametrov dokhodov naseleniya [Typology of macroeconomic parameters of income of the population]. Ekonomikaregiona, 2018, vol. 14, iss. 2, pp. 380-394.

5. Molchanov I.N., Molchanova N.P. Planirovanie v Rossii: istoki i perspektivy [Planning in Russia: origins and prospects]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2022, iss. 90, pp. 59-73. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-90-59-73.

6. Svinukhova Yu.N. Koefftsient fondov v Rossii: tendentsii, osnovnye faktory rosta i mery po ikh ustraneniyu [Fund ratio in Russia: trends, main growth factors and measures to eliminate them]. Natsional'naya bezopasnost / nota bene, 2019, no. 2, pp. 15-26. DOI: 10.7256/2454-0668.2019.2.29441 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29441.

7. Sukharev O.S. Sotsial'nayapolitika v resheniiproblemy neravenstva i bednosti [Social policy in solving the problem of inequality and poverty]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2021, vol. 14(2), pp. 1631. DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-2-16-31

TATIANA I. LADYKOVA - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Management and Regional Economy, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (ladykova@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3125-8429).

Формат цитирования: Ладыкова Т.И. Методологические основы построения системы индикаторов развития региональных систем [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2022. -№ 3. - С. 1-7. - URL: http://oecomia-et-jus.iu/single/2022/3/1. DOI: 10.47026/2499-9636-2022-3-1-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.