Научная статья на тему 'Методологические основы подготовки педагогов к освоению гуманитарных образовательных технологий'

Методологические основы подготовки педагогов к освоению гуманитарных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
603
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / педагогическая технология / гуманитарные образовательные технологии / педагогическая коммуникация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заир-бек Сергей Измаилович

Раскрываются методологические подходы к проектированию педагогических технологий как процесса «гуманитарных отношений» и теоретические основы обучения преподавателей и учителей к построению способов взаимодействия и коммуникации общения с различными в культурном и социальном плане учащимися и студентами. На основе анализа работ в области философии, социологии, политологии, психологии раскрываются варианты междисциплинарных исследований для создания конструктов различных видов педагогической коммуникаций в разнообразии реалий современных социальных отношений. В статье также представлен краткий обзор имеющихся в практике высшего образования программ и форм социально-коммуникативного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to designing pedagogical / educational technologies regarded as a process of «humanitarian relationship», as well as theoretical foundationas of training teacher-trainers and school-teachers for constructing interaction and communication with students with different social and cultural background are presented. An analysis of works in philosophy, sociology, political science and psychology is the basis for regarding variants of interdisciplinary studies aimed for creating constructs of different kinds of pedagogical communication in a variety of modern social relations. A brief review of programs and forms of social communicative learning applied in higher education is given.

Текст научной работы на тему «Методологические основы подготовки педагогов к освоению гуманитарных образовательных технологий»

С. И. Заир-Бек

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ОСВОЕНИЮ ГУМАНИТАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раскрываются методологические подходы к проектированию педагогических технологий как процесса «гуманитарных отношений» и теоретические основы обучения преподавателей и учителей к построению способов взаимодействия и коммуникации общения с различными в культурном и социальном плане учащимися и студентами. На основе анализа работ в области философии, социологии, политологии, психологии раскрываются варианты междисциплинарных исследований для создания конструктов различных видов педагогической коммуникаций в разнообразии реалий современных социальных отношений. В статье также представлен краткий обзор имеющихся в практике высшего образования программ и форм социально-коммуникативного обучения.

S. Zair-Bek

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TRAINING TEACHERS FOR ACQUIRING HUMANISTIC EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Methodological approaches to designing pedagogical / educational technologies regarded as a process of «humanitarian relationship», as well as theoretical foundationas of training teacher-trainers and school-teachers for constructing interaction and communication with students with different social and cultural background are presented. An analysis of works in philosophy, sociology, political science and psychology is the basis for regarding variants of interdisciplinary studies aimed for creating constructs of different kinds of pedagogical communication in a variety of modern social relations. A brief review of programs andforms of social communicative learning applied in higher education is given.

Образование педагогических кадров для различных систем образования является сегодня процессом, который в значительной степени влияет на характер динамики изменений в различных образовательных учреждениях как социальный институт общества. С другой стороны, по его состоянию можно судить о происходящих тенденциях в развитии образования.

Любая профессионально-образовательная система включает в себя иерархию

различных взаимосвязанных элементов. Во-первых, идеологию, которая опосредуется рядом социальных переменных и уровнем развития науки и общества в целом. Второй элемент — содержание образования. Его можно рассматривать: в виде дисциплин учебного плана или программ образования, в информационном аспекте — ориентируясь на набор дидактических единиц, содержащихся в стандартах или других документах, в учебни-

ках и в различных информационных источниках. Третий элемент системы — методы, формы и технологии обучения. Указанные составляющие могут находиться в определенных взаимоотношениях с базовой парадигмой образования, т. е. опережать ее, соответствовать или отставать. Эти взаимоотношения имеют для педагогики как теоретическое, так и практическое значение. При этом сам характер этих взаимоотношений, в силу инертности образования, характеризуется противоречиями, которые часто приводят к процессам, затормаживающим динамику его развития.

Традиционная образовательная парадигма интерпретирует педагогический процесс как информационный или дея-тельностный, значительно реже — как процесс гуманитарных отношений или процесс коммуникации. При этом «гуманитарные отношения» и «коммуникации» имеют в данном случае широкую трактовку — взаимоотношения культурного и антропологического характера, социально-педагогические коммуникативные действия1. Традиционно образование предполагает поиск оптимальных оснований для структурирования и трансляции необходимого количества предметных знаний, которые тематически разбиваются по циклам, единицам обучения и транслируются учащимся в ограниченные промежутки времени. Задача педагогов — формирование умений оперирования ими, то есть применения в соответствии с потребностями практики. Сегодня эта парадигма не всегда работает в образовании. Требуется актуализация личностного и диалогического аспекта обучения. Учитывая реалии сегодняшнего общества, педагог должен быть менее консервативен, должен уметь активизировать позиции учащихся, способность мыслить критически, принимать решения. При этом от педагогов требуется уметь организовать общение с различ-

ными учащимися и студентами, которые сегодня, как правило, достаточно неоднородны в культурном и социальном плане.

Гуманитарные аспекты обучения не сводятся к некоторому набору знаний. Определяющим становится способность к профессионально окрашенному порождению смыслов, к их трансляции в поведенческие, речевые акты. Все это связано с умением увидеть и услышать себя «со стороны»2, глазами другого человека, который является партнером в образовании. Суть высказанных положений сводится к тому, что необходимо привести технологический уровень образовательного процесса к его гуманитарному построению. Для этого необходимо найти те способы и средства, которые позволят педагогам освоить сущность современных гуманитарных технологий.

Проблема образовательных технологий не нова для педагогических исследований. В научном плане определено, что образовательные технологии относят к классу социальных технологий и что они представляют собой систему последовательных действий, с помощью которой возможно получение желаемого педагогического результата. При таком подходе образовательные технологии рассматривают под углом зрения методологии социального или педагогического проектирования. Однако гуманитарные аспекты образования сложно задаются в проектной деятельности, что не позволяет рассмотреть технологии обучения в разрезе коммуникации или общения, вследствие этого гуманитарные технологии чаще рассматриваются в рамках создания типов диалогических ситуаций, что не раскрывает весь смысл понятия «гуманитарная технология».

Термин «образовательная технология» в нашей стране используется уже более 20 лет и не вызывает той негативной реакции, которую вызывало это понятие

ранее. Развиваемый технологический подход к организации и реализации образовательного процесса получил серьёзную научную и практическую педагогическую поддержку. В научных исследованиях зарубежных и отечественных авторов достаточно подробно рассмотрены вопросы терминологии учебных технологий, научно-теоретических основ их классификации, структуры технологичности образования, а также методологические основы выбора технологий в обучении. К объектам технологизации в образовании отнесены: цели, содержание, организационные способы восприятия, переработки и представления информации, формы взаимодействия субъектов, процедуры и приемы воздействия на механизмы самоуправления, мотивации, развития когнитивных и творческих умений.

Несмотря на имеющийся широкий спектр наработок в данной области педагогических знаний, гуманитарные аспекты новых технологий не в должном объеме входят в практику образования. Поэтому возникает проблема между имеющимися наработками в этой области и неразработанностью подходов к их освоению педагогическими кадрами, что не позволяет ввести их более широко в практику обучения.

Как показывает анализ работ в области философии, социологии, политологии, психологии, гуманитарные технологии следует исследовать и конструировать в контексте различных типов коммуникаций, работы с текстом как культурным, герменевтическим объектом. В основу их исследования и конструирования заложены идеи различных социальных теорий — теории коммуникации, теории социальных отношений, теории социального действия3.

В западной философской традиции зарождение этих идей связывают с работами Н. Лумана4 и Ю. Хабермаса5. В них разработка теории коммуникаций опира-

ется на многие теоретические ресурсы, накопленные как гуманитарными, так и естественными науками. Поэтому их теории содержат в себе как философский, так и междисциплинарный аспекты. Лу-ман и Хабермас заложили основы подхода к обществу как к системе коммуникаций, т. е. с точки зрения того, насколько его (общества) коммуникация является открытой, насколько сама коммуникация является основополагающей для общества и определяет характер социальных взаимоотношений. Гуманитарные технологии выполняют коммуникативную функцию, т. е. они обеспечивают коммуникацию между различными элементами социально дифференцированного общества. Дальнейшее применение понятия гуманитарная технология доказало преимущества междисциплинарного подхода в социальных исследованиях, особенно в тех, которые своим предметом делают не структуры, а социальный контекст, вследствие того, что социальные отношения не могут быть объяснены с помощью универсальных категорий, так как существуют в социальном контексте. Поэтому в фокусе исследований проблем образования появились проблемы молодежи, мигрантов, бедных социальных групп, малых народностей, инвалидов, женской проблематики, неравенства, справедливости и т. д. В таких исследованиях заметно стремление преодолеть ограниченность предметных методов с помощью использования междисциплинарных подходов.

Во многом благодаря появлению междисциплинарных направлений социальной антропологии в среде социальных наук Запада развиваются такие области социально-научных знаний, как Communication или Communication Studies (теория коммуникации). Заметный вклад в развитие этого направления внесла калифорнийская группа исследователей — Palo Alto Group. В их подходах коммуни-

кация рассматривается как взаимодействие, признается, что каждый из участников оказывает влияние на ход этого взаимодействия. Акцентируется необходимость обратной связи и наложения сфер личного опыта в создании взаимопонимания. При этом особое внимание отводится проблеме генерирования смысла (meaning) в коммуникативном взаимодействии. Выделяются два уровня смысла: содержательный (content meaning) и отношенческий (relationship meaning). В настоящее время теория коммуникации характеризуется расширением системного подхода. Коммуникация рассматривается как социальный процесс. Подчеркивается ее не просто интерактивный, но трансактный характер, заключающийся в том, что любой субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно, любой коммуникативный процесс включает, помимо настоящего, прошлое (пережитый опыт), а также проецируется в будущее. Теоретики, разделяющие взгляд на коммуникацию как на социальный процесс, относят себя к различным исследовательским школам в области коммуникации.

Современные исследования коммуникации отличаются многообразием объектно-предметных оснований, вариативностью методов и эпистемологических статусов, реализуемых в образовательных, профессиональных и научных проектах. Представительство этих направлений: теория систем, социальный конструктивизм, социальный конструкцио-низм (родственный когнитивной психологии), критическая теория, культурология, постмодернизм, символический ин-теракционизм, диалогизм, семиотика, феминизм, социолингвистика, натурали-стика, этнография коммуникации, кон-версационный анализ, дискурсивный анализ, прагматика, теория координированного согласования смыслов, критиче-

ская социология, теория социального

6

действия и другие .

Несмотря на то, что большинство этих школ уходит корнями в другие социальные науки и дисциплины и опирается на использование различных исследовательских методологий и традиций, их объединяет ряд общефилософских и теоретических положений во взглядах на коммуникацию. Это общефилософское единство получило определение «социальные подходы к коммуникации»7. Наиболее важные положения во взглядах на процесс человеческой коммуникации можно обобщить следующим образом.

Коммуникация — это основной социальный процесс со-творения, сохранения-поддержания и преобразования социальных реальностей.

Коммуникация есть формирующий процесс, способ человеческого существования, основополагающий, первичный социальный процесс, в котором мы совместно создаем, воспроизводим и преобразуем социальные миры, качества нашего существования.

Социальные смыслы создаются. Проблема создания смыслов является ключевой для этого направления. Коммуникация — не просто процесс обмена информацией, это процесс создания некоей общности, в котором мы осмысливаем информацию и соотносим наши смыслы со смыслами наших партнеров, создавая определенную степень взаимопонимания. При этом происходит не столько самовыражение и прием уже сформированных смыслов, сколько совместное смыс-лосозидание. Динамичность смыслов характерна для любого вида коммуникации, включая все виды образования8.

Коммуникативные процессы приобретают тот или иной смысл лишь в определенном контексте. Разговор, сообщение может иметь разную значимость, может наделяться разными смыслами в зависимости от того, рассматриваем ли мы его в

контексте конкретного эпизода или в контексте отношенческом (друзья, коллеги, соперники), либо в контексте культуры и культурных отношений.

Коммуникация — процесс, в котором мы конструируем не только свою социальную реальность, но и свое собственное «я». Восприятие себя — не фиксированное внутреннее образование, а социально-культурный конструкт, постоянно модифицируемый9.

Коммуникация — процесс создания общих смыслов посредством использования символов, среди которых первоочередная роль принадлежит языку, отсюда — признание значимости социолингвистических и семиотических исследований в социальных подходах к коммуникации.

Коммуникативная теория — это практическая теория. Учитель, преподаватель формирует, «культивирует» эту коммуникативную практику.

Коммуникативные связи имеют производный характер и зависят от деятельности различных социальных субъектов.

Коммуникация в современном мире опосредована знаково-символическими системами культуры и используемыми в

жизни общества дискурсивными практи-

10

ками .

Данные положения, суммирующие современные социальные подходы к коммуникации, важны концептуально и практически для подготовки педагогов к освоению и использованию гуманитарных технологий. Концептуально — поскольку дают представление о сложности и многомерности природы коммуникации как социального феномена. Практически — потому что ориентируют на то, чтобы понять и использовать в своей преподавательской деятельности эту многоплановость. В рамках парадигмы теорий коммуникации решается сегодня и важная для образования проблема связи содержания образования и профессиональных

коммуникативных практик, которые формируют социальные компетенции.

Нужно отметить, что и в отечественной науке есть ряд философских подходов, которые могут быть использованы для построения новых гуманитарных технологий образования. К ним можно отнести разработки таких философов и методологов, как М. Бахтин, М. Мамар-дашвили, В. Библер, П. Щедровицкий11. Продуктивными идеями в работах М. Бахтина выделяют диалог как общение и оппонента в тексте как продукте культуры. В работах М. Мамардашвили для гуманитарных технологий считают важным концепцию сообщенности знания, пространства преобразования, представление о содержательном характере коммуникации. У П. Щедровицкого — вычленяют идею о коммуникативном характере смысла и содержания деятельности. Однако в отечественной науке эти философские идеи и коммуникативная парадигма в образовании не утвердилась так широко, как в практике западного образования. Среди факторов, которыми можно это объяснить, наиболее значимы: разнонаправленность философских традиций, меньшая значимость для развития социальных наук операционализма и эмпирических исследований. Российская интеллектуальная традиция сориентирована более на познание всеобщих законов, концептуализацию, что и отражается на содержании высшего образования даже на социальных и педагогических факультетах. В результате в образовательной практике высшего образования недостаточно курсов, которые учат профессионалов сознательно конструировать посредством языковых средств (вербальных и невербальных) свои взаимодействия с разными партнерами, будь то ученик, родитель или коллега. В педагогических университетах нет курсов, которые учат различать свои смыслы и смыслы другого, понимать, что эти смыслы могут

не совпадать. В подготовке специалистов, включая не только специалистов гуманитарных профессий, но и руководителей-управленцев, работников сферы образования, в урезанном виде представлена или совсем не представлена коммуникативная компонента преподавания.

В американских и во многих европейских университетах коммуникативная подготовка осуществляется как отдельная программа-специализация по коммуникации или как курсы коммуникации, обязательные для специалистов различных направлений. В учебниках по коммуникации приводятся ссылки на то, что среди всех профессиональных качеств коммуникативные умения высоко ценимы. Например, в одном из базовых курсов университетов Великобритании по межличностной коммуникации все студенты должны защитить собственные выступления на избранную тему (пять типов речей). Одновременно вырабатываются навыки критического анализа выступлений. Каждое выступление анализируется. Другой курс направлен на формирование основных знаний, умений межличностного общения (быть эффективным слушателем, распознавать партнерское восприятие, выбирать «язык» общения, преодолевать неблагоприятный климат, управлять межличностным конфликтом и т. д.).

В ходе теоретических курсов в университетах США рассматриваются: роль языка в коммуникации; социальная природа коммуникации, вопросы самовыражения; гендерные различия коммуникации; динамика развития партнерства. Курсы обязательны для будущих социологов, психологов, педагогов, юристов, специалистов по информатике, менеджменту. Наиболее типичные курсы коммуникативных кафедр университетов США: теория коммуникации, методы коммуникативных исследований, массовая коммуникация, теория риторики, риторический анализ, аргументация и деба-

ты, межличностная коммуникация, критическое чтение и речь, организационная коммуникация, лидерство и коммуникация, коммуникация в образовании, межкультурная коммуникация, интернациональная коммуникация, коммуникация в малых группах, деловая коммуникация, интервью и интервьюирование, коммуникация здоровья и другие. Можно обратиться к сайтам коммуникативных кафедр, чтобы увидеть разнообразие курсов, которые готовят специалистов различных профилей к использованию гуманитарных технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что гуманитарные технологии возникают из синтеза философского знания и различных частных наук, в том числе и педагогики. В результате этого появляются различные направления исследований, философских и научных взглядов, результаты которых транслируют на построение практик в образовании. Новые практики образования рассматриваются не только в плане решения конкретных учебных задач, но и в плане самой трактовки образования, понимания образования как справедливого, демократического и гражданственного процесса социализации и развития личности.

Как показывает анализ международных документов, посвященных проблемам образования, создание более справедливых образовательных институтов за счет внедрения в образование новых гуманитарных технологий становится актуальной социальной задачей и широким поиском педагогической общественности. Эти тенденции порождают и новые формы подготовки к профессиональной преподавательской и учительской деятельности — подготовка осуществляется средствами специальных учебных курсов в университетах, с освоением новых моделей образования в международных ассоциациях, консорциумах, объединениях, сетевых сообществах и т. д.

Рассматривая эти явления в целом, можно педагогические технологии интерпретировать как гуманитарную межкультурную, диалогическую парадигму мышления и деятельности, которой придерживается уже большая часть международного педагогического сообщества. По существу, эта парадигма выстраивает новую педагогическую матрицу. Ее можно назвать матрицей, потому что она может быть составлена из упорядоченных элементов различного рода (типов коммуникаций и взаимоотношений). При этом каждый тип может порождать новое знание о способах образования, но все они объединены общими ценностными установками и пониманием себя как

партнера другого в системе различных социальных отношений.

Следует также отметить, что необходимым условием подготовки педагогов становится соответствие международным стандартам профессионализма. Коммуникативная теория — во всей ее разветвлен-ности и междисциплинарности, то есть коммуникативное образование — становится важным средством формирования этого профессионализма. Основополагающая роль коммуникации в создании новых реалий в образовании в значительной степени зависит от того, как будут подготовлены к ней педагоги, преподаватели высшей и средней школы, специалисты в области педагогического образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Куропятник А. И. Традиции антропологического образования // Социологическое образование в России: итоги, проблемы и перспективы. СПб., 1998.

2 Поченцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2001.

3 Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование // Сибирь: Философия. Образование. 2002. № 6.

4 Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994: Невероятность коммуникации http. // www/soc.pu.ru

5 Фурс В. Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск, 2000.

6 Littlejohn S. W. Theories of Human Communication (7th ed.). Belmont, CA: Wadsworth. 2002.

7 Miller K. Communication Theories: Perspectives, Processes, and Contexts. Boston: McGraw-Hill. 20802.

8 Сгaig R. T. Сommunication Theory as a Field // Communication Theory. 1999. № 9. Р. 119-161.

9 Griffin E. A. A First Look at Communication Theory (5th ed.). IL: McGraw-Hill. 2003.

10 Wood J. T. Interpersonal Communication: Everyday Encounters (3rd ed.). Belmont, CA: Wadsw1o1rth. 2002.

11 Щедровицкий П. Г. Философия. Наука. Методология. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.