УДК 159.972
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИСУИЦИДНОЙ РАБОТЫ
Реферат: актуальности проблемы связана с опасностью массовизации суицида, перехода в статус общесоциальной проблемы.
Предмет исследования - самоубийство как сложный феномен, имеющий философский, социальный, психологический, медицинский, юридический, религиозный, культурологический и другие аспекты.
Важный методологический принцип - изучение явления в широком социальном контексте, понимание смысла суицида в уходе человека из традиционной социальной среды: группа суицида, экстремистская, националистическая или религиозная группа, антиправительственные организации и т. п.
Выделяется целое направление по негативному воздействию на молодежь в существующих социальных институтах. В течение почти 20 лет воспитание не являлось приоритетным направлением деятельности образования, что сформировало нравственный и мировоззренческий вакуум в образовательном пространстве и предпосылки для превращения школы в асоциальный институт.
Ключевые слова: суицид, антисоциальное поведение, антисуицидная работа, общесоциальная проблема,
Еще классик мировой социальной мысли Эмиль Дюркгейм достаточно
© Степанов Н. А., 2017
Н. А. Степанов
убедительно показал необходимость рассмотрения суицида как социального явления, указав на ограниченность подхода, при котором этот общественный феномен рассматривался бы только с биологических или географических позиций при объяснении его содержания и причин возникновении. Факт самоубийства классик рассматривал в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями, такими как: а) семейными; б) религиозными; в) национальными и т. д.
А за несколько десятилетий до него в начале 19 в русские исследователи К. Герман и К. С. Веселовский увидели прямую связь самоубийств с состоянием общества.
В соответствии с общей концепцией Дюркгейма самоубийство рассматривается в качестве социального факта. Главной его причиной как одного из наиболее ярких примеров разрушения социальных связей является негативное воздействие социальной среды на поведение личности и целых общественных групп.
Сейчас мы исходим из того, что самоубийство - сложный феномен, имеющий философский, социальный, психологический, медицинский, юридический, религиозный, культурологический и другие аспекты. Полипарадигмаль-ность подхода, то есть познавательный принцип, заключающийся в объяснении сущности явления с разных сторон, предполагает учет различных и всех возможных версий трактовок самоубийства: биологическое, психологическое (например, фрейдовское
«влечение к смерти»), социологическое (теория аномии Э. Дюркгейма) и многие другие.
Суицид - явления многослойное, многоуровневое и многостороннее. Единичный суицид как частный социальный факт также имеет сложную структуру, спроецированную из общего комплексного полипарадигмального подхода. Так среди причин его возникновения следует видеть как минимум общесоциальные (социетальные, связанные с общей ситуацией, сложившейся в социуме: мире, стране, регионе), институциональные (связанные с ролевой структурой конкретной личности, его положением в системе общественных отношений и институтов - семье, правовом поле, непосредственно на рабочем или учебном месте), микросоциальные (связанные с ситуацией в непосредственном человеческом и социальном окружении индивида), непосредственно индивидуальные (связанные с внутренним миром индивида, его психологическими особенностями). Рассматривая ситуацию суицида как экстремальную форму деструктивного человеческого поведения, можно предложить образ выстрела из пистолета: взводимый курок - это социальное, институциональное, микросоциальное (в предложенной классификации), психологическое - это спусковой крючок.
Другими словами, феномен суицида состоит как минимум из двух фаз:
- подготовительной, «восходящей», доводящей до пика накала внутренние переживания индивида, делающие его жизнь «непомерной» для человека, слишком тяжелой или бессмысленной, но в любом случае приводящей к ситуации отчуждения от жизни, отделения жизни от сущности человека, к необходимости изменить не условия жизни, а качество самой жизни, где наиболее
полным и радикальным является ее завершение;
- актуальной, то есть фазы окончательного разрыва с жизнью, «нисходящей», фазы разрешения противоречия (индивидуального, мнимого и ложного).
Особую опасность суицида составляет то, что в основе его лежат общие законы диалектики, развития всего, каждого явления и вещи: накопление противоречий и их разрешение. Другими словами, основа суицида не может быть в принципе уничтожена, поскольку зиждется на общих механизмах бытия.
Но беда и коварство ситуации в том, что с разрешением этого индивидуально ощущаемого противоречия перехода на другой, качественно высокий уровень не происходит, наступает физическая гибель.
Здесь более чем уместен известный императив: бог в главном, а дьявол в деталях. Помочь человеку постоянно видеть главное, то есть ценность самой жизни, не позволяя микросреде, частным житейским вопросам оказываться на первом плане, составлять смысл жизни человека - вот, по большому счету, в чем содержание и смысл профилактики суицида (как частной задачи).
Аглавноеусловие умения человека стать человеком, понимать сущность своей жизни, видеть свое высокое предназначение - это формирование широкого всеобъемлющего мировоззрения человека и включение его (человека) в столь же широкую общественную практику.
В настоящее время крайне высокая степень актуальности работы в этой проблематике связана с тем, что суицид может начать обретать черты массового явления, перехода в статус общесоциальной проблемы, предполагающий совсем другой уровень решения проблемы, который не исчер-
пывается повышением уровня жизни, наполнением тем или иным содержанием идеологической работы, а требует качественного изменения всех сторон общества на уровне действующих социальных институтов. Но пока этого не произошло, достаточным для решения проблемы можно понимать меры более частные, системные, но превентивные. Тем не менее, эти меры должны быть адекватны предполагаемой опасности по масштабу и рычагам воздействия -социальные.
Важный методологический принцип изучения феномена суицида на наш взгляд таков - суицид следует рассматривать в более широком социальном контексте. Суицид должен рассматриваться как крайняя форма деструктивного антисоциального поведения, общий смысл которого заключается в уходе (или вырывании) человека из традиционной социальной среды, включения его в поведенческую структуру субкультуры, возможно переходящей в формат антикультуры - фактически речь идет о сектантской практике, будь то группа суицида, экстремистская, националистическая или религиозная группа, антиправительственные организации и т. п.
Другими словами процессы втягивания молодежи в «группы смерти» и сектантские и экстремистские организации имеют в своем основании единые сущностные и организационные черты, базирующиеся на фундаментальном принципе - нарушении эффективной социализации, вырывании человека из традиционного социального контекста, замене культуры субкультурой с переходом в контркультуру.
Поскольку молодежная субкультура - это своего рода необходимый обязательный, внутренне присущий молодежи атрибут как способ познания мира, зачастую вытесняющий и проти-
востоящий традиционной форме культуры, то молодежь (вся молодежь, особенно в начальной фазе этого периода) по определению объективно является группой риска в процессе эффективной социализации.
Таким образом, мы можем говорить как об объективных комплексных предпосылках феномена суицида, так и о потенциальной опасности целенаправленной организованной деятельности заинтересованных субъектов по формированию асоциального сознания и поведения детей и молодежи.
Опыт исследований и наблюдений последних лет показывает, что подобная деятельность осуществляется по целому ряду направлений, в том числе суицидальному, экстремистскому и др., как уже было сказано - в широком социальном контексте. При этом объект этих отношений остается неизменным (молодежь особенно в первой фазе тинейджерства как группа риска), как неизменной остается и механизм этих действий - десоциализация молодежи, так и конечная цель - физическое или социальное уничтожение поколения (или его части), входящего в жизнь.
Ряд исследований, проведенных Московским психолого-социальным университетом в течение последних 7 лет по проблемам социализации и экстремистского поведения учащейся молодежи позволяет как минимум обозначить эту проблему уже не как гипотезу, а как целое направление по негативному воздействию на молодежь в существующих социальных институтах, которые изначально призваны воспитывать и социализировать молодежь. Фактически здесь используется потенциал объективного воздействия, формирующего мировоззрение молодого человека, таких социальных институтов как школа и вуз. Вне зависимости от
того, насколько осуществляется воспитательное воздействие на молодого человека в школе, его мировоззрение с неизбежностью проходит полный цикл становления. А вот каков результат -зависит от конкретной организации работы социальных институтов. В любом случае молодой человек становится более зрелым, но благодаря, без участия или вопреки школе - это вопрос.
То явление, что в течение почти 20 лет воспитание не существовало в квалификационных характеристиках преподавателей и учителей, не было зафиксировано в нормативных документах как цель работы ряда образовательных учреждений, не являлось приоритетным направлением деятельности образования, сформировало нравственный и мировоззренческий вакуум в образовательном пространстве, а также сформировало предпосылки для превращения школы в своего рода асоциальный и даже антисоциальный институт, которым вполне возможно было удобно пользоваться для достижения любых целей заинтересованных субъектов.
Так, нами были зафиксированы устойчивые процессы «вербовки» школьников в экстремистскую и ксенофобскую идеологию (и даже можно предположить в соответствующие группы и движения) с 12 лет.
Наиболее популярным форматом или фоном этой работы были спортивные секции, особенно вне территории школ. Культ силы и справедливости придуман не вчера.
Кумулировал этот эффект (гипотетического использования школы как асоциального института) сосредоточение деятельности школы на собственно образовательном аспекте своей работы и фактический уход школы из сферы организации взаимодействия мо-
лодежи с институтами гражданского общества.
Для абсолютного большинства молодежи, которому приходилось иметь дело с молодежными организациями как наиболее распространенной молодежной форме гражданского общества, эти контакты происходили вне территории и влияния школы. Был даже констатирован эффект «фильтрующей воронки»: контакты учащихся с институтами гражданского общества происходят, прежде всего, через молодежные организации, не связанные со школой. Школа не выступает лидером по вовлечению учащихся в деятельность молодежных организаций. Старшеклассники вовлечены в процесс формирования гражданского общества посредством участия в деятельности молодежных организаций, но вне школы, несмотря на то, что школа объективно выступает основным местом социализации учащихся.
В настоящее время ситуация на со-циетальном уровне кардинально меняется: внесены необходимые дополнения в нормативную базу деятельности образовательных учреждений, предприняты необходимые меры организационного характера и пр. Однако без полного институционального восстановления школы как основного пространства социализации, воспитания, формирования мировоззрения, гражданственности и нравственных основ проблема общественно неконтролируемого взросления подростков останется нерешенной.
И это только одна сторона проблемы, связанная с действующими социальными институтами и традиционными процессами социализации молодежи. Эта сторона наиболее проста с точки зрения достижения результата: выбора путей, средств, поиска испол-
нителей, наличия информационной основы и т. п.
Другая сторона проблемы связана с организацией безопасности в ки-берпространстве. В отличие от школы и других устоявшихся и проверенных институтов, киберпространство представляет собой новую часть жизни общества и новую ипостась сущности человека. А возможно, это новое измерение жизни. Пока мы пытаемся рассмотреть эту новую реальность в качестве прикладной сферы, этакой новой формой коммуникации, образования, труда и прочего традиционно человеческого, просто дающего некоторое расширение возможностей. Своего рода «новое телевидение+телефон». Предполагается, что эта реальность есть некая функциональная особенность современного общества, принципиально регулируемая, познаваемая, построенная на общих основаниях с уже давно существующими сторонами жизни общества. Если это так, то в принципе регулирование этой сферы возможно уже существующими социальными институтами: право, семья, система образования.
Но есть некоторые основания предполагать, что эта новая реальность вполне самодостаточная форма организации жизни со своим языком и тезаурусом, своей сетевой структурой, системой ценностей, возможно собственными особенными закономерностями развития. В чем смысл такого предположения? В том, что в этом случае существующие социальные институты, на которые мы возлагаем надежду в деле социализации и воспитания, скорее всего, не смогут работать в этой реальности. Соответственно для организации антисуицидной работы здесь придется выстраивать новую систему жизнеобеспечения человека.
Но пока сосредоточимся на уже имеющихся реальностях, будем строить программу действия, исходя из точного знания об обществе.
Говоря более подробно о возможной программе построения антисуицидной работы (полагаем, что такой термин возможен в качестве рабочего определения), на наш взгляд очевидно просматриваются три группы задач:
1) понять содержание и причины процесса, организовать доступными средствами диагностику на всех уровнях общества, разработать единые стандарты и реализовать постоянно действующую систему мониторинга;
2) создать систему превентивной антисуицидной работы;
3) разработать и реализовать собственно реабилитацию склонных к суициду.
1. Здесь необходимо изучить современные, новые причины суицида как массового явления: объективные и субъективные, социальные и индивидуально-психологические и другие парные причины. Нужно понять причины и степень их влияния на ситуацию. Что можно блокировать, а что локализовать.
Суицид как частный, конкретный феномен - многослойное действие: как минимум есть социальные, социально-экономические причины (1 уровень -базовый): аномия, перекос, диспропорция между развивающимися сферами (ВПК, ВС, международная политика -образование, сложная социальная ситуация, диверсии, информационная война, санкции). Возникает своего рода обратная аномия - ситуация, при которой в аномичном обществе (обществе с нарушенной системностью, в том числе с разрушенной нравственностью) начинают в отдельных сферах формироваться нравственные императивы, в других
- пока нет, за счет этого разрыва формируются предпосылки фундаментальной неудовлетворенности индивидуальной жизнью в ряде социальных групп, не связанных непосредственно с позитивными изменениями в стране. На этом уровне следует организовать эффективный и дешевый мониторинг уровня суицидной склонности населения.
2 уровень - конкретной организационной ситуации (ситуативный уровень), уровень организации массовой антисуицидной работы (в том числе в образовательных организациях), возможно, здесь проявляется субъективный фактор (деструктивная деятельность, диверсии и т. п.). Здесь необходима нормативная база всех уровней проблемы (федеральный закон - региональный закон - уставы организаций), дополнения в образовательные стандарты, стандарты антисуицидной работы и образования, социальные технологии противодействия и организации социальной среды, методики антисуицидной грамотности, методики антисуицидной работы педагогов, способы организации антисуицидной работы в школах и т. д.
3 уровень - индивидуально-психологический (уровень «спускового крючка»), непосредственная работа психологов и других специалистов с подростками.
Итак, программа действий включает в себя: мониторинг, систему профилактики суицида, организационные и психологические технологии массового внедрения (в том числе во все элементы деятельности образовательных учреждений: учебные блоки, вопросы, темы), технологии работы психолога, организатора, учителя (памятки и т.п.), нормативная база: уставы образовательных учреждений, законы об образовании РФ и субъектов федерации (типовой), образовательные стандарты, учебные
планы, методические рекомендации по предметам, и др.
Одним из условий успеха антисуицидной работы и соответственно принципом ее организации является тотальное массовое внедрение элементов антисуцидной работы в практику целого ряда организаций, деятельность которых связана с группами риска молодежи.
Вторым условием и принципом выступает тотальная стандартизация и операционализация всего объема антисуицидной работы: критериев состояния, организации профилактики, методик и нормативных документов, то есть доведения всех форм антисуицидной работы до уровня эмпирического индикатора и расписанного конкретного действия, необходимо поставить дело так, чтобы исключить из механизма антисуицидной работы личностную окраску, человека, исключить флуктуации и «отсебятину», не ставить жизнь клиента в зависимость от особенностей личности спасающего, оставив его только там, где этого требует технология (беседы психолога с клиентом, переговоры с самоубийцей). Во всех остальных случаях должна работать только система, человек должен выполнять стандарты, а стандарты должны быть эффективны и всеобъемлющи.
Особняком здесь стоят проблемы:
- тотального создания институтов гражданского общества в школе, организация массовой разнообразной социальной практики молодежи;
- массового просвещения в области антисуицидной практики и профессионального обучения основам антисуицидной работы.
Третье условие - понимание, что всё это - огромный объем работы с вполне определенным содержанием и конечным продуктом.