Научная статья на тему 'Методологические основы концепции стратегического развития лекарственной отрасли Республики Беларусь'

Методологические основы концепции стратегического развития лекарственной отрасли Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ СЫРЬЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ / DRUG INDUSTRY / PLANNING / STRATEGY / MEDICINAL RAW MATERIALS / STRATEGIC DEVELOPMENT / ORGANIZATION OF PRODUCTION / PRODUCTION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карачевская Е.В.

В статье обоснована необходимость стратегического индикативного планирования лекарственной отрасли в Республике Беларусь и обоснованы его базовые методологические положения. Сформулированы принципы разработки стратегии устойчивого развития отрасли лекарственного растениеводства, в числе которых обеспечение увязки экономического, социального и экологического аспекта развития отрасли, партнерство, горизонтальная и вертикальная сбалансированность и др. Обоснованы основные составляющие механизма разработки стратегии устойчивого развития отрасли лекарственного растениеводства Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE CONCEPT OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF MEDICINAL BRANCH IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The article substantiates the need for strategic indicative planning of the drug industry in the Republic of Belarus and substantiates its basic methodological provisions. We have formulated the principles of developing a strategy for the sustainable development of medicinal plant growing industry, including ensuring coordination of economic, social and environmental aspects of the development of the industry, partnership, horizontal and vertical balance, etc. We have substantiated the main components of the mechanism for developing a sustainable development strategy for the medicinal plant growing industry of Belarus.

Текст научной работы на тему «Методологические основы концепции стратегического развития лекарственной отрасли Республики Беларусь»

УДК 338.43:615.32

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Е. В. КАРАЧЕВСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE CONCEPT OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF MEDICINAL BRANCH IN THE REPUBLIC OF BELARUS

E. V. KARACHEVSKAIA, Candidate of economic sciences, Associate professor Belarusian State Agricultural Academy

В статье обоснована необходимость стратегического индикативного планирования лекарственной отрасли в Республике Беларусь и обоснованы его базовые методологические положения.

Сформулированы принципы разработки стратегии устойчивого развития отрасли лекарственного растениеводства, в числе которых обеспечение увязки экономического, социального и экологического аспекта развития отрасли, партнерство, горизонтальная и вертикальная сбалансированность и др. Обоснованы основные составляющие механизма разработки стратегии устойчивого развития отрасли лекарственного растениеводства Беларуси.

The article substantiates the need for strategic indicative planning of the drug industry in the Republic of Belarus and substantiates its basic methodological provisions.

We have formulated the principles of developing a strategy for the sustainable development of medicinal plant growing industry, including ensuring coordination of economic, social and environmental aspects of the development of the industry, partnership, horizontal and vertical balance, etc. We have substantiated the main components of the mechanism for developing a sustainable development strategy for the medicinal plant growing industry of Belarus.

Введение. Как показывает мировая практика, рыночные отношения предполагают взаимодействие современных законов и нормативов,

плановых требований и показателей, учитывающих интересы производителей и потребителей товаров.

Согласно исследованию, проведенному инвестиционной компанией UNITER, фармацевтический рынок является стратегическим как для Республики Беларусь, так и всего мира, что влияет на характер развития отрасли. Данный рынок высокорентабелен, особенно в розничном сегменте. В то же время ему присущи такие специфические особенности, как регулирование цен, что отражается не только на аптечном секторе производства, но и на деятельности производителей. Программа импортозамещения фармацевтической отрасли во многом зависит от непроизводимого в республике сырья и субстанций для производства лекарственных средств (по оценкам экспертов департамента фармацевтической промышленности доля импорта в производстве отдельных видов продукции достигает 70-80 %) [10].

В данном контексте актуализируется проблематика формирования научно-теоретической и методической баз систем отраслевого управления, ориентированных на стимулирование инновационной активности и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, занимающихся лекарственным растениеводством, а также предприятий фармацевтической промышленности.

Следовательно, эффективное функционирование отрасли лекарственного растениеводства могут быть успешно решены с помощью стратегического прогнозирования на основе применения системы индикативного планирования, нацеливающей производство товаров, выполнение работ и оказание услуг на удовлетворение потребностей людей и получение высокого конечного результата производственно -финансовой деятельности организаций рынка лекарственного растительного сырья.

Анализ источников. Принципиальное значение и эффективность стратегии развития определяется, в свою очередь, той функцией, которую она выполняет в системе управления деятельностью организации. Следует отметить, что в условиях нестабильной внешней бизнес-среды функционирования объекта является нецелесообразным разработка стратегий, так как реализовать данный план развития будет довольно проблематичным. Даже кратковременное планирование не даст приемлемых результатов.

Потребность в разработке и в дальнейшем реализации стратегии возникает в условиях стабилизации внешней и внутренней макроэкономической и политической ситуации, что приводит к повышению точности прогнозов развития отрасли в целом и отдельной организа-

ции в частности. С другой стороны, необходимости стратегического управления вызвана усилением конкуренции, с другой - в потребности повышения конкурентоспособности как отрасли лекарственного растениеводства на внешних и внутреннем рынках, так и организаций в отдельности.

Особенности применения стратегического планирования социально-экономического развития раскрыты в работах И. К. Ларионова, А. Сидорова, В. Р. Веснина и др. Теоретические и методологические основы развития отрасли лекарственного растениеводства рассматривали такие зарубежные и отечественные ученые, как В. Л. Шелютто, Е. Грицак, А. М. Битерякова, С. Г. Сбоева и др. Несмотря на разработанность понятийного аппарата стратегического планирования в системе управления отраслью, недостаточно изученными остаются вопросы оценки результативности реализации стратегий и применения стратегического планирования как инструмента регулирования развитием лекарственного растениеводства.

Методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии, сравнения, монографический и аналитический методы.

Основная часть. Стратегия - это бизнес-перспектива или основной способ деятельности организации. Стратегическое развитие ориентировано на внутренние ресурсы предприятия, точнее, на потенциал персонала с точки зрения будущего развития и на оптимальное использование материальных ресурсов с целью получения качественного готового продукта. Перспективы бизнеса во многом определяются структуризацией эффективности инвестиций и инноваций, использованием современных технологий в производстве и управлении предприятием [2].

Понятие «стратегия» также трактуется по-разному И. К. Ларионов, А. Сидоров, В. Р. Веснин выделяют пять определений понятия стратегии: «стратегия как план», «стратегия как принцип поведения», «стратегия как позиция», «стратегия как перспектива», «стратегия как прием» [1, 8, 9].

В работе В. Н. Круглова: дается следующее определение «стратегия - подробный всеобъемлющий комплексный план, разрабатываемый с тем, чтобы обеспечить выполнение миссии и достижение целей организации» [7]. Следует дать следующее определение стратегии применительно к отрасли лекарственного растениеводства «стратегия развития отрасли лекарственного растениеводства - это выраженное документально обобщенное представление о стратегических целях и

задачах будущего развития отрасли, потенциальных возможностях и перспективных направлениях развития отрасли лекарственного растениеводства как системы», а «стратегический план представляет собой сложный по структуре документ, интегрирующий в некое согласованное целое взаимообуславливающий общий замысел, миссию, главные цели развития, внутренние ресурсы, методы, способы и организационные действия, обеспечивающие достижение желаемых целей и продвижение в избранном направлении» [5].

С позиции методологических подходов понятие «стратегическое планирование отрасли лекарственного растениеводства» трактуется по-разному, анализ научной литературы позволил выделить двойственность позиций к содержанию данного понятия: стратегическое планирование как деятельность (процессный подход) и как инструмент управления социально-экономическим развитием отрасли лекарственного растениеводства. Первый аспект подразумевает представление стратегического планирования как последовательности взаимосвязанных этапов с позиции содержания данного инструмента. Второй аспект заключается в согласованности принимаемых решений органов районного управления, местных программ и проектов с действующим стратегическим планом, а также в координации действий субъектов экономики отрасли лекарственного растениеводства.

Следовательно, стратегия социально-экономического развития отрасли лекарственного растениеводства включает ряд последовательных, взаимосвязанных этапов: стратегический анализ, целеполагание, разработка программных мероприятий, мониторинг и контроль реализации.

Процесс стратегического планирования представляет собой сложную многоуровневую систему процедур, которые должны быть связаны между собой, не противоречить друг другу, обеспечивать эффективность предлагаемых мероприятий.

Следует отметить, что для восстановления и активизации функционирования отрасли лекарственного растениеводства Республики Беларусь, прежде всего, необходимо принятие ряда нормативно-правовых документов, в основе которых будут разработаны направления развития производства лекарственного растительного сырья.

С этой целью следует определить структуру организации и управления производством лекарственного растительного сырья на промышленной основе, установление полномочий министерств и ведомств, координирующих работу в отрасли, и определим направления

их деятельности во взаимодействии с организациями, работающими в данной отрасли (рис. 1).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Научно -исследовательские институты

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Отрасль лекарственного растениеводства

Государственные, коммунальные и унитарные сельскохозяйственные организации, занимающиеся культивирование лекарственного растительного сырья

Крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся культивирование лекарственного растительного сырья

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся культивирование лекарственного растительного сырья

Лично-подсобные хозяйства, культивирующие лекарственное растительное сырье

Другие организации, занимающиеся культивированием лекарственного растительного сырья

Производственные кооперативы, акционерные общества по переработке лекарственного растительного сырья (собственная первичная переработка)

Заводы и пункты по углубленной переработке лекарственного растительного сырья

Заготовительные организации

Департамент ветеринарного и продовольственного надзора

Уполномоченные по защите прав потребителей облисполкомов, Минского горисполкома

Производственные лаборатории по оценке качества

Пункты по реализации лекарственного растительного сырья

Рис 1. Структура организации и управления производством лекарственного растительного сырья Республики Беларусь

Белорусские товаропроизводители лекарственного растительного сырья нуждаются в государственной поддержке: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Государственные органы

исполнительной власти республики определяют основные направления развития отрасли лекарственного растениеводства на региональном и местном уровнях. Полномочия Правительства Республики Беларусь в целях развития лекарственной отрасли страны должны включать:

- осуществление единой государственной политики в области осуществления населениям различными видами экономической деятельности Республики Беларусь обеспечивающих фармацевтическую отрасль лекарственным сырьем, а население лекарственными средствами на основе лекарственного растительного сырья;

- разработку и реализацию стратегии, концепции, республиканской целевой программы развития отрасли лекарственного растениеводства, государственных программ, стимулирующих развитие отрасли;

- контроль качества, эффективности и безопасности новых и существующих лекарственных средств из растительного сырья, осуществление контроля над ценообразованием в области производства лекарственного сырья растительного происхождения, а также аттестация и сертификация специалистов, занятых в данной сфере обращения;

- разработку и принятие мер по стимулированию производства и выращивания перспективных лекарственных растений;

- совершенствование налогового законодательства для организаций-производителей лекарственного растительного сырья;

- формирование новых требований к таможенному оформлению лекарственного растительного сырья поступаемого из-за рубежа, с целью стимулирования импортозамещения в этой сфере;

- регулирование цен для организаций, работающих в области производства лекарственного растительного сырья на энергоносители;

- предоставление земельных участков для государственных и частных нужд с целью увеличения протяжённости сырьевой зоны отрасли лекарственного растениеводства.

- Полномочия органов исполнительной власти субъектов Республики Беларусь в данной сфере должны сводиться к следующему [3]:

- разработке и осуществлению на основе принятых правительством стратегии, концепции и государственной целевой программы, региональных программ развития отрасли лекарственного растительного сырья для субъектов Республики Беларусь;

- экспертизе экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности производства лекарственных средств на основе лекар-

ственного растительного сырья на территориях субъектов Республики Беларусь;

- лицензированию, в соответствии с действующим законодательством, деятельности по производству лекарственных препаратов на основе лекарственного растительного сырья, контролю за соблюдением лицензионных требований и условий;

- созданию для организаций, производящих лекарственное сырье растительного происхождения благоприятного инвестиционного климата;

- софинансированию закупок лекарственного растительного сырья.

Полномочия районных органов исполнительной власти должны включать:

- разработку и реализация местных программ развития культивирования лекарственных трав,

- контроль за использованием средств, выделяемых на закупку семян лекарственных трав;

- организацию закупок дикорастущего лекарственного растительного сырья у частных (индивидуальных) сборщиков;

- организацию закупок культивируемого лекарственного растительного сырья у личных подсобных хозяйств;

- помощь в организации пунктов реализации лекарственного растительного сырья;

- предоставление в аренду под льготные условия земельных участков для культивирования лекарственных растений [4].

От государства зависит разработка нормативных правовых документов: концепции, стратегии развития отрасли лекарственного растениеводства; разработка республиканской целевой программы развития сырьевой базы лекарственных растений и их переработки на 20202030 годы. При этом следует отметить, что разработка и утверждение программы по развитию сырьевой базы лекарственных и пряно-ароматических растений осуществлялась в 2005 году. (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.07.2005 N 749 «Об утверждении Государственной народнохозяйственной программы развития сырьевой базы и переработки лекарственных и пряно-ароматических растений на 2005-2010 годы «Фитопрепараты»). В силу недостаточно успешно реализации данной программы, регулирование развития лекарственного растительного сырья на государственном уровне в настоящее время не осуществляется на должном уровне. Од-

нако для дальнейшего стимулирования развития отрасли невозможно без должной законодательной поддержки (рис. 2).

Рис 2. Правовое обеспечение развития отрасли лекарственного растительного сырья отрасли в системе законодательного регулирования социально-экономической сферы деятельности Республики Беларусь

Как видно из рис. 2 концептуальные и программные документы развития отрасли лекарственного растительного сырья базируются на основополагающих документах, формирующих основные направления развития республики, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей и пр. На основе концепции как основного документа, отражающего замысел и цель развития производства, разрабатывается стратегия развития лекарственной отрасли.

Стратегия развития отрасли лекарственного растениеводства должна реализовываться через программу развития государственного сектора, которая, в свою очередь, реализуется через подпрограммы развития областных и районных структур и конкретных сельскохозяйственных организаций. В организациях на основании государственных документов должен быть разработан бизнес-план развития культивирования лекарственного растительного сырья, а также первичной и углубленной его переработки [6].

Концепция развития лекарственного растительного сырья Республики Беларусь в промышленном масштабе должна быть реализована по следующим направлениям:

1. Разработка и развитие интенсивной ресурсосберегающей системы промышленной селекции и развитие семеноводства лекарственных культур, ресурсосберегающих технологий производства посадочного материала многолетних лекарственных растений.

2. Внедрение в производство адаптированных лекарственных растений, районированных в условиях климата Республики Беларусь, адаптация традиционных сортов для выращивания в условиях Республики Беларусь, а также селекция новых лекарственных культур.

3. Использование адаптивных, ресурсосберегающих технологий выращивания лекарственных культур в соответствии с зональными технологическими картами, разработанными на основании условий их возделывания.

4. Использование высокотехнологических и экологически чистых технологий для первичной (углубленной) переработки лекарственных культур.

5. Разработка, серийное производство машин, агрегатов, технического оборудования, максимально учитывающего биологические характеристики растений, специфику технологий их выращивания и уборки, а также дальнейшее совершенствование специального оборудования для первичной (глубокой) обработки лекарственных растений.

6. Разработка и освоение производства новых видов продукции с использование лекарственных растений (экстракты, воски, биоконцентраты, витаминная мука, шрот).

7. Внедрение достижений научно-технического прогресса (разработка и внедрение в производство новых сортов, новых технологий выращивания и переработки) путем образования интегрированных инновационных структур (агрохолдинги, агрокластеры, технопарки) по выращиванию и переработке лекарственного сырья.

8. Координация технических инноваций и маркетинговой политики в области фармацевтического и лекарственного производства в Республике Беларусь через ассоциации производителей лекарственного сырья.

9. Совершенствование научно-методического обеспечения и сопровождение решений организационных, экономических, социальных, экологических проблем в лекарственной отрасли страны.

10. Формирование системы экономического стимулирования развития отрасли лекарственного растениеводства в Республике Беларусь.

Заключение. Таким образом, современные методологические основы стратегии развития лекарственного растениеводства определяют ее как согласованное концептуальное развитие субъектов отрасли лекарственного растениеводства ее реализации на всех территориальных уровнях перспектив развития экономики Республики Беларусь в целом, что должно сопровождаться переходом от существующей экономической структуры к развитию отраслей промышленности на современных инновационных продуктах, технологиях, технологиях, основанных на широком использовании инновационных возможностей. Основными направлениями развития инновационных проектов для лекарственного растениеводства могут быть селекционно-генетические, производственно-технологические, организационно-управленческие и экономико-социально-экологические инновации, комплексная реализация которых обеспечит достижение стратегических целей развития. В системе программного развития отрасли лекарственного растениеводства стратегия инновационного развития определяет приоритеты в области экономического развития и рассматривает интегрированные и целевые программы развития отрасли в качестве механизмов реализации данных приоритетов.

Список литературы

1. Веснин, В. Р. Стратегическое управление / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 192 с.

2. Иванов, В. А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса. / В. А. Иванов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2016. - № 2. - С. 50-59.

3. Карачевская, Е. В. Реализация государственной инвестиционной политики на рынке лекарственного растительного сырья Республики Беларусь / Е. В. Карачевская // Современные социально-экономические и правовые основы государственного регулирования экономики региона: сб. науч. статей [Электронный ресурс] / отв. ред. Е. А. Ильина. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019 - C. 121-128

4. Карачевская, Е. В. Рынок лекарственного растительного сырья Республики Беларусь: инвестиционная привлекательность, риски и перспективы развития / Е. В. Карачевская // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества. Сборник докладов по итогам V Международной научно-практической интернет-конференции Тула, 22 мая 2019 года) [Текст] /Под общ. редакцией к.п.н. Д. А. Овчинникова. - Тула: Изд. ИЗУ ВПА, 2019. - С. 179-184

5. Карачевская, Е. В. Стратегия устойчивого развития лекарственной отрасли Республики Беларусь / Е. В. Карачевская // Вклад молодых ученых в аграрную науку: сб. науч. труд. - Кинель : РИО Самарского ГАУ, 2019. - С 630634

6. Карачевская, Е. В. Экономическая эффективность выращивания лекарственных трав в условиях экономики Республики Беларусь / Е. В. Карачев-ская // Международный рецензируемый научный журнал «Экономика и парадигма нового времени» Выпущено под редакцией Научного объединения «Вертикаль Знания» - г. Казань, 2019 - № 3 (11). - C. 12-17

7. Круглов, В. Н. Управление инновационным развитием отрасли. Докторская диссертация. / В. Н. Круглов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //diss.rsl.ru). Дата доступа: 10.11.2019

8. Ларионов, И. К. Стратегическое управление: Учебник для магистров / И. К. Ларионов. - М.: Дашков и К, 2015. - 235 c.

9. Сидоров, А. Стратегия инновационного развития АПК муниципального района / А. Сидоров // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //agro-inform.ru>2009/03/strategia.htm. Дата доступа: 10.11.2019

10. Фармацевтический рынок Беларуси. Материалы для скачивания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uniter.by/insights/?PAGEN_1=3 Дата доступа: 10.11.2019

Информация об авторе

Карачевская Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, докторант экономического факультета УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8(02233)7-96-10; моб. +375291771565. Email: karachevskaya-e@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материал поступил в редакцию 10.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.