Научная статья на тему 'Методологические основы изучения влияния современных информационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности'

Методологические основы изучения влияния современных информационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
867
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / VALUES / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATIONAL SOCIETY / SENSE-VALUE SPHERE / SENSE / MEANING / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгополов Вячеслав Николаевич

В статье рассматриваются методологические и теоретические основы влияния информационно-коммуникационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире происходит революция в информационных технологиях, основанная на крупных успехах физики, радиотехники, нейроматематики, психологии, нейрофизиологии, когнитологии, социологии и других гуманитарных наук. Деятельность человека определяется его образом мира, системой ценностей и смысложизненных ориентаций. Это положение является нетривиальным в контексте воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на личность человека. Научная новизна содержит выявление тенденции развития информационно-коммуникационных технологий (сети Интернет) и описание на теоретическом уровне перспективы трансформации картины мира и ценностно-смысловой сферы личности. В работе представлен обзор современных концепций влияния информационных технологий на ценностно-смысловые ориентации личности с точки зрения отечественных и зарубежных научно-психологических школ. Дано развернутое описание содержания ценностно-смысловой сферы личности и определены основные механизмы влияния информационных технологий. Актуальной задачей является изучение особенностей психологических механизмов идентификации и самопрезентации у пользователей информационно-коммуникационных технологий. Проанализированы актуальное состояние и перспективные направления развертывания дальнейших исследований познавательных и коммуникативных применений сети Интернет. Практическая значимость исследования состоит в том, что детальный анализ воздействия информационно-коммуникационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности имеет широкий спектр возможностей применения в таких сферах, как: идеология, имиджелогия, психотерапия, создание электронных масс-медиа, компьютерная психокоррекция, управление бизнесом и политикой, информационное противоборство (информационная и интеллектуальная войны).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Foundations of Studying of Information Technologies'' Influence on the Sense-Value Sphere of a Person

The article analyzes the methodological and theoretical bases of influence of information and communication technologies on sense-value sphere of the person. The urgency of the study is determined by the fact that in the modern world there is a revolution in information technologies, based on major advances in physics, radio, neuromathematics, psychology, neuroscience, cognitive science, sociology and other humanities. Human activity is determined by the personal view of the world, values and life orientations. This position is a non-trivial in the context of the impact of modern information and communication technologies on the person's identity. Scientific novelty includes identification of trends in the development of information and communication technologies (the Internet) and the description on the theoretical level, the prospects of the transformation of personal view of world and sense-value sphere of the person. The paper provides an overview of the impact of modern concepts of IT-technologies for sense-value orientations of the person in terms of domestic and foreign scientific and psychological schools. The detailed description of the personal content sense-value sphere and the basic mechanisms of the influence of information technology have been discussed. The important task is to study the characteristics of the psychological mechanisms of selfidentification and self-presentation among the users of information and communication technologies. The current status and future directions of the deployment of further studies of cognitive and communicative applications on the Internet have been analyzed. The practical significance of the study lies in the fact that a detailed analysis of the impact of information and communication technologies on sense-value sphere of the person has a wide range of applications in areas such as ideology, image making, psychotherapy, development of electronic media, computer psycho-correction, business and politics, information warfare (information and intellectual war).

Текст научной работы на тему «Методологические основы изучения влияния современных информационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВУЮ

СФЕРУ ЛИЧНОСТИ

Долгополое В. Н.

В статье рассматриваются методологические и теоретические основы влияния информационно-коммуникационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире происходит революция в информационных технологиях, основанная на крупных успехах физики, радиотехники, нейроматематики, психологии, нейрофизиологии, когнитологии, социологии и других гуманитарных наук. Деятельность человека определяется его образом мира, системой ценностей и смысло-жизненных ориентаций. Это положение является нетривиальным в контексте воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на личность человека.

Научная новизна содержит выявление тенденции развития информационно-коммуникационных технологий (сети Интернет) и описание на теоретическом уровне перспективы трансформации картины мира и ценностно-смысловой сферы личности. В работе представлен обзор современных концепций влияния информационных технологий на ценностно-смысловые ориентации личности с точки зрения отечественных и зарубежных научно-психологических школ. Дано развернутое описание содержания ценностно-смысловой сферы личности и определены основные механизмы влияния информационных технологий.

Актуальной задачей является изучение особенностей психологических механизмов идентификации и самопрезентации у пользователей информационно-коммуникационных технологий. Проанализированы актуальное состояние и перспективные направления развертывания дальнейших исследований познавательных и коммуникативных применений сети Интернет.

Практическая значимость исследования состоит в том, что детальный анализ воздействия информационно-коммуникационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности имеет широкий спектр возможностей применения в таких сферах, как: идеология, имиджелогия, психотерапия, создание электронных масс-медиа, компьютерная психокоррекция, управление бизнесом и политикой, информационное противоборство (информационная и интеллектуальная войны).

Ключевые слова: личность, ценностно-смысловая сфера, ценности, смыслы, информационные технологии, Интернет, информационное общество.

В наше время компьютер используется практически во всех социальных сферах деятельности человека. Так же, как телевизор и телефон, за последние двадцать лет компьютер нашел нишу в персональном пользовании для связи пользователей с миром (электронная почта, социальные сети, новостные порталы), для интеллектуального развития личностей любого возраста, утоления их информационного голода. При этом, наряду с ростом производительности компьютеров, наблюдается непрерывный процесс информатизации и компьютеризации населения. Используя компьютер, каждый житель Земли может осуществить свой интеллектуальный вклад в информационную жизнь общества. Однако появление Интернета может означать трансформацию привычных традиционных ценностных ориентаций, изменение видов взаимодействия между людьми.

Рассматривая методологические и теоретические основы влияния информационных технологий на личность, важно отметить, что направления и приоритеты развития человека определяются прежде всего особенностями ценностно-смысловой сферы личности.

Феномен взаимодействия информационно-коммуникационной среды и личности изучался многими российскими и зарубежными психологами, социологами, философами с 50-х гг. XX в. Впервые термин «информационное общество» был предложен Ю. Хаяши для описания общества будущего, в котором компьютерные технологии предоставят человечеству удобный и надежный источник информации.

Японский социолог и футуролог И. Масуда в работе «Информационное общество как постиндустриальное общество» говорил о том, что информационно-технологический прогресс сделает возможным производство качественно новой информации, новых знаний и технологий. При этом он предсказал создание Интернета, утверждая, что накопленная информация будет распространяться с помощью набирающей обороты телекоммуникационной сферы. И. Масуда также предположил трансформацию ценностно-смысловой сферы людей в информационном обществе, считая, что это будет общество согласия

с формальным правительством, небольшим бюрократическим и государственным аппаратом [11].

Канадский философ М. Маклюэн рассматривал информационные технологии как самый важный фактор, влияющий на формирование не только социальной, но и экономической основы общества нового типа. В результате распространения компьютерных и телекоммуникационных сетей абсолютное большинство жителей планеты окажется втянуто в создание информационного общества, при этом развитие СМИ приведет к возрастанию власти разного рода масс-медиа.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. работы американских экономистов П. Дракера и М. Кастельса определили следующий этап развития теории информационного общества. Так, П. Дракер предположил, что при переходе к информационному обществу формируется новая система ценностей человека и происходит трансформация национального государства вследствие процессов глобализации социума и экономики. М. Кастельс в работе «Информационная эра: экономика, общество и культура» также рассматривал информационную эру как эру глобализации, поскольку информацию можно оценивать как ресурс или валюту, которая легче всего проникает через любые преграды и границы.

Концепции формирования нового общества были отражены и в работах отечественных ученых. Так, А. И. Ракитов ввел в научный оборот термин «философия революции» и разработал концепцию «информационной эпистемологии», в которой знания исследуются с позиции переработки и преобразования кодифицированной информации.

Г. Л. Смолян выдвинул теорию «электронной демократии», согласно которой предполагается, что наиболее продвинутые на пути к информационному обществу страны будут обладать наивысшим интеллектуальным потенциалом и занимать доминирующие позиции в экономике. Дополнительное внимание уделяется интеллектуальной и информационной безопасности общества и вопросу обеспечения прав граждан на свободное получение, распространение и использование информации.

И. Штомпель связывает негативное влияние современных компьютерных технологий на физическое и душевное здоровье человека с формированием компьютерной зависимости. Им отмечены случаи соматических нарушений зрения, общего недомогания, ослабления иммунитета, болезней,обусловленных сидячим образом жизни. Повышенный уровень электромагнитных полей и излучений провоцирует появление и обострение онкозаболеваний. Исследователи, практикующие врачи говорят об изменениях в ценностно-смысловой сфере, что дает повод говорить о явлении компьютерной зависимости.

Дж. Бенингер, Э. Гидденс, П. Дракер, М. Маклюэн, Дж. Нейсбит, Т. Стоунер, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма в своих работах показали, что главные особенности информационного общества связаны с повышением роли и значения человека в развитии этого общества, как субъекта производства и активного субъекта истории. И, несмотря на различия определений и терминов в отношении информационного общества, все исследователи уделяют пристальное внимание изменению в ценностно-смысловой сфере личности в новом типе общества.

Говоря о ценностно-смысловой сфере человека, важно подчеркнуть, что она представляет собой иерархическую структуру смысловых образований (И. В. Абакумова, Д. А. Леонтьев и др.), которые детерминируют пристрастность личности (А. Н. Леонтьев) и определяют ее взаимоотношения с внешним миром. Ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и определяет место данной потребности в системе потребностей личности (В. Ф. Анурин). Потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые, в свою очередь, определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации (Д. А. Леонтьев). Система личностных ценностей, смысловых конструктов и смысловых диспозиций, а также смыслообразующие мотивы определяют границы и задают направленность деятельности личности. Объекты, действия и явления приобретают смысл для человека только тогда, когда они имеют отношение к возможности

реализации его личностных потребностей, смыслов и ценностей. Здесь также важно отметить, что каждый человек обладает своим набором смыслов, что вытекает не только из несовпадения индивидуальных потребностей, терминальных и инструментальных ценностей разных людей, но и из особенностей способов их реализации (Д. А. Леонтьев) [6]. Представители отечественных и зарубежных научно-психологических школ акцентируют внимание на особом влиянии ценностных и смысловых конструктов на поведение личности. Углубляясь в понимание роли смысловых конструктов в жизнедеятельности человека, мы оперируем общепризнанными представлениями отечественных психологов о смысле (В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев и др.).

Опираясь на вышеизложенные взгляды различных отечественных и зарубежных научно-психологических школ, мы можем говорить о том, что смысл является особой психологической реальностью, несводимой к другим явлениям. Смысловая регуляция жизнедеятельности, т. е. регуляция действий на основе их смысла, который определяется всем жизненным миром субъекта, является основой специфического для человека способа существования. Она является одной из высших форм регуляции жизнедеятельности.

Будучи производным от реального бытия субъекта, ориентированным на предмет деятельности и, тем самым, - предметным, личностный смысл не зависит в значительной степени от осознания и полностью некодифицируем [1]. Суть личностного смысла невозможно воплотить в систему объективных значений, поскольку он принадлежит всем уровням психического отражения, а не только осознаваемому.

В. К. Вилюнас различает эмоционально-непосредственную и вербализованную формы существования личностного смысла, которые в то же время являются стадиями развития смысла. Эмоционально-непосредственная форма «истиннее», поскольку мотивационная обусловленность выступает здесь прямо вне опосредования процессами осознания. Однако далее, при вербализации личностного смысла, было бы неправильно предполагать, что «мы

можем выразить его в "готовом", суммированном и целостном виде» [5]. Вербализованный личностный смысл будет включать в себя и эмоционально-непосредственный, неосознаваемый, однако влияющий на личностно-смысловые проявления. Использование Интернет-технологий может влиять на эмоционально-непосредственный или вербализованный личностные смыслы.

Важно осознавать, что интроспективно личностный смысл не выявляется абсолютно, в осознании он существует лишь в относительных формах, осознанный более-менее глубоко [1].

Смысловая сфера человека состоит из трех уровней смысловых структур. К первому уровню относятся личностные смыслы и смысловые установки, оказывающие непосредственное влияние на деятельность. Второй уровень составляют мотивы, смысловые конструкты и смысловые диспозиции. Эти структуры ответственны за смыслообразование и оказывают непосредственное влияние на структуры первого уровня. Третий уровень - высшие смыслы, к которым относятся личностные ценности [6].

Ценностно-смысловые ориентации оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки.

Анализируя смысловые структуры, Д. А. Леонтьев выводит основные структурно-функциональные составляющие смысловой сферы человека и описывает их взаимодействие.

«Личностный смысл - это форма субъективного отражения жизненного смысла в сознании субъекта, в его образе мира». Специфическая функция личностного смысла - «презентация субъекту в образе роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в его жизнедеятельности», которая реализуется с помощью таких психологических механизмов, как эмоциональная индикация и трансформация образа [4]. Механизм эмоциональной индикации представляет собой эмоционально окрашенные значимые образы восприятия. Таким образом, мы можем предположить, что у личности, которая в течение длительного времени использует Интернет, может фор-

мироваться замещение аутентичных образов восприятия на те, которые предлагаются в сети Интернет.

Использование человеком информационных технологий может влиять на смысловые установки, мотивы, смысловые конструкты и диспозиции, а также на личностные смыслы, - таким образом, можно сделать вывод, что ценностно-смысловая сфера находится под влиянием информационных технологий.

Рассматривая механизмы порождения смысла на основе теоретического структурно-функционального анализа, Д. А. Леонтьев выделяет шесть психологических механизмов порождения смысла: замыкание жизненных отношений, индукция смысла, идентификация, инсайт, столкновение смыслов, полагание смысла.

Для анализа влияния информационных технологий на ценностно-смысловую сферу личности необходимо также рассмотреть субъективную картину мира, включающую как самого субъекта, так и внешнюю среду, - «психический образ», который подробно изучен в работах Б. М. Петухова, Е. Ю. Артемьевой, Д. А. Леонтьева и др. [4, 6, 8]. Трансформации психического образа мира, как указывает Д. А. Леонтьев, могут возникать как вследствие особенностей структурирования личностью целостной картины мира, так и под влиянием внезапных мотивов (инсайтов).

На современном этапе психологической науки проведены исследования мотивации пользователей Интернета, проанализированы актуальное состояние и перспективные направления развертывания дальнейших исследований познавательных и коммуникативных применений Интернета (И. В. Абакумова) [1].

Анализируя современные исследования, мы можем сказать, что большинство из них были посвящены изучению особенностей психологических механизмов идентификации и самопрезентации у пользователей информационных технологий. Поэтому очевидной становится задача выявления особенностей восприятия личностью информации на ценностно-смысловом уровне с целью определения специфики воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на приоритеты личностного развития пользователей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И. В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. -М.: КРЕДО, 2008. - 386 с.

2. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технология направленной трансляции смыслов в обучении. - Нальчик: Изд-во КБГУ, 2008. - 312 с.

3. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. - СПб.: Речь, 2003. - 296 с.

4. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Смысл, 2003.

5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

6. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003.

7. Песков Д. Н. Интернет в России: политическая утопия? // Полис. - 2002. - № 1. - С. 35.

8. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1984. -№ 21.- С. 13-21.

9. BellD.The Social Framework of the Information Society // The Microelectronics Revolution. -1980. - P. 500.

10. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture Oxford. - UK: Blackwell Publishers Ltd., 2000.

11. Masuda Y. Computopia: Rebirth ofTheological Synergism // The Information Society as PostIndustrial Society. - 1980. - pp. 146-154.

12. Toffler A. The Politics of the Third Wave. The Third Wave. - New York: Bantam., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.