Научная статья на тему 'Методологические основы институционального анализа аграрного рынка'

Методологические основы институционального анализа аграрного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЫНКА / ИНСТИТУТЫ АГРАРНОГО РЫНКА / INSTITUTIONALIZATION OF MARKET RЕLATION / INSTITUTIONAL MARKET CONCEPTION / INSTITUTION OF AGRARIAN MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришаева Людмила Васильевна

В статье обоснована необходимость институционального анализа аграрного рынка, раскрыта сущность рынка как института, обозначены основные институты аграрного рынка и их роль. Результаты исследования могут быть использованы для анализа аграрного рынка России и определения направлений его реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of institutional analysis of agrarian market

The necessity of institutional analysis of agrarian market is substantiated in this article. The nature of market as institution is also revealed and the basis institutions of agrarian market and their role are market. The results of investigation can be used for analysis of agrarian market of Russia and for determination of its reformation tendency.

Текст научной работы на тему «Методологические основы институционального анализа аграрного рынка»

6. Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориентированного университета / А.О. Грудзинский // Университетское управление: практика и анализ. - Екатеринбург, 2003. - 3(26). - С. 24-37.

7. Фуллер С. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства / С. Фуллер // Вопр. образования. - 2005. - Т. 2. - № 4. - С. 2-28.

8. Юрьев В.М. Университет как центр научно-образовательного кластера / В.М. Юрьев, М.С. Чванова,

B.М. Передков // Вестн. ТГУ. - Вып. 5 (49). - 2007. - С. 1-12.

9. Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура / А.И. Николаев // Наука и науко-знание. - 2001. - № 2. - С. 54-65.

10. Герасимов Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы / Г.И. Герасимов, J1.B. Илюхин. - Ростов н/Д : Логос, 1999.

11. Делия В.П. Инновационное мышление / В.П. Делия // Сб. материалов Всемир. философ, конгресса. -М., 1993.-С. 291-292.

12. Делия В.П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление : монография / В.П. Делия. - ИСЭПИМ, 2005. - 223 с.

13. Константинов Г.П. Университеты, общество знания и парадоксы образования / Г.Н. Константинов,

C.Р. Филонович // Вопр. образования. - 2005. - № 1. - С. 106-126.

14. Полещенко К.Н. Инновационно-образовательная деятельность как ресурсная основа повышения конкурентоспособности классического университета / К.Н. Полещенко // Вестн. Ом. ун-та. - 2010. - № 2 (56). -С. 211-214.

15. Крючков В.Н. Менеджмент высоких технологий: научно-образовательные аспекты подготовки кадров для инвенциональной экономики / В.Н. Крючков, К.Н. Полещенко, В.И. Разумов // Вестн. Ом. ун-та. Сер. Экономика. - 2009. - № 2. - С. 122-126.

16. Полещенко К.Н. Пространство инноваций: структурный анализ проблемной области инновационной деятельности / К.Н. Полещенко, В.И. Разумов, Л.И. Рыженко // Инновации. - № 11 (145). - 2010. - С. 34-38.

SUMMARY

K.N. Poleshchenko

INTELLECTUAL BUSINESS IN INNOVATIVE DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES

In a context of search of adequate models of the life device, corresponding to a contour of reproduction of new knowledge, ways of innovative development of universities are considered. The model of university of the enterprise type, developed on the basis of intellectual business is offered. The mechanism of integration of educational and enterprise activity of universities is considered.

Key words: innovations, economy, intellectual business, models of development of universities, innovative culture, educational space, technology of training, innovative formation.

УДК 339.13.017 Л. В. Гришаева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА АГРАРНОГО РЫНКА

В статье обоснована необходимость институционального анализа аграрного рынка, раскрыта сущность рынка как института, обозначены основные институты аграрного рынка и их роль.

Результаты исследования могут быть использованы для анализа аграрного рынка России и определения направлений его реформирования.

Ключевые слова: институционализация рыночных отношений, институциональная концепция рынка, институты аграрного рынка.

© Гришаева Л.В., 2011

Основной тенденцией эволюции рыночных отношений в современном обществе является их институционализация, то есть усиление воздействия старых и возникновение новых институтов, определяющих рыночные отношения. Растет число рыночных сфер и процессов, которые можно назвать институциональными: институционализация процесса ценообразования (монополистическое ценообразование, государственное регулирование рыночного ценообразования), институционализация формирования доходов (фиксированные доходы), инсти-туционализация рыночных структур (естественная монополия, технологическая олигополия).

Обозначенные процессы свидетельствуют о том, что экономическую координацию нельзя связывать исключительно с ценовыми сигналами, поступающими от рынка, ей всегда содействует широкий спектр социальных и экономических институтов. Особенно это справедливо для аграрного рынка. Игнорирование специфических для аграрной сферы институциональных ограничений, таких как погодные условия, расположение плодородных земель, традиции общинного землевладения, привело к резкому падению эффективности агропромышленного производства, поэтому сегодня актуальным направлением экономических исследований является использование понятий, методологии и методики современной институциональной теории. Анализ институциональной составляющей функционирования аграрного рынка является важнейшим шагом к достижению нового качества развития экономических отношений.

Позиция институционального направления экономической науки заключается в том, что отношения обмена - далеко не однозначная форма связи предприятий и домашних хозяйств, поэтому они сосредотачиваются на исследовании координационного аспекта рыночных отношений. Для институционализма рынок - не отражение «естественного порядка», а «продукт культуры, призванный регистрировать то, что общество считает нужным регистрировать» [1].

Конкретные формы рыночной деятельности регулируются экономическими нормами и правилами. Они структурируют отношения кооперации или, напротив, конкуренции субъектов рынка и материализуются в конкретных законах: о создании хозяйственных организаций и начале предпринимательской деятельности, о формах организации рыночной деятельности, о запрете на монопольное поведение и поощрении конкуренции, о слиянии, поглощении, ликвидации и банкротстве компаний и т.п. Иными словами, экономические нормы и правила структурируют и регулируют отношения обмена в экономике, вход предпринимателей на рынки и выход. В этой связи система рыночных отношений выступает как система институтов: формальных и неформальных правил и норм, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защитой.

В рамках институциональной парадигмы различают многообразие исследовательских направлений. В соответствии с первым направлением рыночные отношения определяются как система институтов хозяйствования, которая обеспечивает аллокацию экономических благ посредством ценового механизма. В этой связи предметом исследования институциональной концепции рыночных отношений являются ценовые нормы и функции «неэластичности» рынков, которые подрывают неоклассический тип совершенной конкуренции. Согласно второму направлению рынок - особый социальный институт общества, воспринимающий, акуммулирующий и создающий свои нормы и ценности, требования, с помощью которых он формирует социально-значимые признаки у субъектов, взаимодействующих с рынком или по поводу рынка, и осуществляет регулирование социально экономического поведения людей [2]. Социальный институт рынка выражает и формирует свои типичные социально-экономические связи и отношения, реализующие культурные функции и дисфункции. Р. Коуз подчеркивает, что без соответствующих рыночных институтов невозможно развитие рыночной экономики любого уровня [3]. Третьим направлением, которое представляет концепция экономического контрактуализма, делающая акцент на инструментальной рацио-

нальности и стоимости сделок между индивидами, рынок рассматривается как совокупность взаимосвязей, опосредованных относительно краткосрочными контрактами.

На наш взгляд, определение рынка как системы институтов должно отражать зависимость обмена от правовых институтов, так как при этом подходе речь идет не только об обмене товарами и услугами, но и об обмене правами собственности на них. Рыночным отношениям благоприятствуют встроенные в механизм рынка экономические, правовые и политические правила, обычаи и процедуры, рыночный механизм обмена функционирует как система институтов, выступающих в качестве рамок, внутри которых регулярно происходит большое количество сделок купли-продажи. Поэтому можно утверждать, что рынок - систематический, институционализированный процесс купли-продажи. Институты определяют основы рационального поведения экономических субъектов. Они выполняют важнейшую роль в обществе, обеспечивая сбалансированность посылаемых ценовых сигналов рынка и соблюдение контрактов при заключении сделок.

Аграрный рынок формирует система социально-экономических институтов, которая включает в себя национальные и профессиональные традиции села, обычаи, привычки, принципы формирования цены, распределения прибыли и т.д. Доминирующим институтом этого рынка, как и предусмотрено в Конституции РФ, является право собственности на основные факторы производства. Также в институциональной структуре аграрного рынка выделяют институты, обеспечивающие четкое и гарантированное разграничение ответственности. К ним относятся коммерческие кодексы, гражданские права, залоговые права, кооперация по совместному использованию сельскохозяйственной техники, кредитная кооперация, законная легализация купли-продажи и права пользования земельными участками, иные финансовые учреждения. Следует выделить институты, определяющие ответственность за собственность других лиц (нормы бухгалтерского учета, банковское регулирование, регулирование рынка ценных бумаг и деятельности инвестиционных посредников). Еще одна группа институтов - это институты, структурирующие и делающие предсказуемым поведение партнеров по рыночным отношениям (например, контрактное право). Особое значение в процессах построения цивилизованного рынка, как в отдельных субъектах РФ, так и в масштабах всего Российского государства, приобретают государственные и общественные институты (общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности) - правовые, экономические и организационные формы воздействия на процесс социально-экономического развития. В комплекс рыночных институтов также включаются закупочные агентства в местах производства агропродовольственной продукции; фирмы, занимающиеся хранением и транспортировкой агропродовольственной продукции; дилерские фирмы, биржи, оптовые рынки, ярмарки и аукционы, сети продовольственных магазинов; таможенные службы; агентства, осуществляющие информационное обеспечение; банковские и кредитные организации, расчетные и клиринговые центры; налоговая система и налоговая инспекция; система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; коммерческо-выставочные комплексы; аудиторские компании; консультативные (консалтинговые) компании; специальные зоны свободного предпринимательства.

Подобно другим социально-экономическим институтам аграрный рынок выполняет ограничительные функции и создает общественно эффективные и неэффективные формы взаимодействий субъектов рынка и способствует их интеграции.

Список литературы

1. История экономических учений (современный этап) : учебник / под общ. ред. А.Г. Худокормова. -М. : ИНФРА-М, 1999. - С. 260-261.

2. ОлейникА.Н. Институциональная экономика : учеб. пособие. - М. : ИНФРА-М, 2000.

3. КоузР. Фирма, рынок, право / Р. Коуз. - М. : Дело, 1993.

SUMMARY

L.V. Grishaeva

Methodological basis of institutional analysis of agrarian market

The necessity of institutional analysis of agrarian market is substantiated in this article. The nature of market as institution is also revealed and the basis institutions of agrarian market and their role are market.

The results of investigation can be used for analysis of agrarian market of Russia and for determination of its reformation tendency.

Key words: institutionalization of market relation, institutional market conception, institution of agrarian market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.