ББК 65.9 (2)
О. В. Конаныхина
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
Каждая страна, регион, разрабатывая программы своего дальнейшего развития, не может не учитывать в них наличие возможностей и выбора рациональных путей участия в глобализирующемся мире с тем, чтобы эффективно использовать его преимущества и парировать возможные опасности. Следует заметить, что в условиях посткризисного развития, протекающих глобализационных процессов, наступления шестого технологического уклада, перед экономикой России стоит стратегически важная задача по осуществлению перехода от топливносырьевой модели к инновационной, где ядром должны выступать такие продукты и услуги, которые являются результатом инновационно-технологического прорыва в области микроэлектроники, нанотехнологий и наноматериалов.
Решение проблемы развития и расширения поставок продукции высокой степени обработки, разработки наукоемких и высокотехнологических изделий требует усиления и активизации внешнеэкономической деятельности на региональном уровне. От эффективности производства, возможностей экспортно-ориентированных региональных организаций производить конкурентоспособную продукцию зависит и уровень развития национальной экономики страны в целом. Однако увеличение числа конкурентоспособных организаций и их продукции на экспорт, адекватной сегодняшним требованиям, возможно лишь в условиях создания «оптимального внешнеэкономического климата» и наличия адекватных механизмов их поддержки как со стороны государства, так и региональных властей.
Следует отметить, что в настоящее время в экономической литературе существует ряд устоявшихся экономических понятий, таких как «инвестиционный климат региона», «предпринимательский климат региона» или «бизнес-климат», «хозяйственный климат региона». Но при этом не выделяется категория «внешнеэкономический климат», которая приобретает, на наш взгляд, в последнее время большое экономическое значение, особенно в посткризисный период. Введение в научный оборот данной категории позволит определить не только условия по созданию эффективной и сбалансированной экономики, но и четко выделить ключевые факторы развития инновационной и конкурентоспособной среды и на этой основе сформировать приоритетные и стратегически правильные направления развития внешнеэкономической деятельности не только региона, но и страны в целом. Кроме того, наличие методики позволило бы, в свою очередь, комплексно оценить внешнеэкономический климат региона. Однако в условиях стабильного развития региона подобная методика не была создана, и разработка системы ее показателей, отражающих значимость внешнеэкономического климата региона, в посткризисный период становится еще более актуальной и значимой. Следовательно, необходима разработка сквозной, согласованной по всем уровням и временным этапам методики, представляющей собой совокупность конкретных шагов (этапов), конструктивно реализуемых правил принятия решений на основе имеющейся соответствующей аналитической и исходной информации. Подобные методические рекомендации должны стать стратегическим управленческим инструментом, позволяющим оценить фактическую эффективность результатов как отдельных элементов единой стратегии, так и интегральную, общую экономическую эффективность от комплексных мероприятий, способных улучшить развитие внешнеэкономической деятельности в регионе. В основе методики должна лежать, прежде всего, системная оценка факторов, формирующих и определяющих внешнеэкономический климат региона.
Под внешнеэкономическим климатом региона целесообразно понимать конкретное состояние внешней и внутренней среды региона, содействующей или противодействующей достижению существующего потенциального уровня внешнеэкономической деятельности, с учетом имеющегося инновационного и инвестиционного потенциала региона.
Целью методики формирования внешнеэкономического климата является непосредственная оценка экономической структуры факторов, определяющих внешнеэкономический климат, способных обеспечить мощный синергетический импульс для модернизации структуры экономики региона, с целью принятия соответствующих управленческих решений по формированию приоритетных, стратегических, перспективных и эффективных направлений внешнеэкономической деятельности региона.
Кроме того, мы также исходим из того, что достижение вышеобозначенной цели будет, в свою очередь, способствовать:
— эффективному использованию имеющегося потенциала региона (географического, ресурсно-сырьевого, экономического, производственного, трудового, научного, транзитного);
— диверсификации структуры экспорта региона (увеличения доли обработанных изделий и услуг, роста поставок высокотехнологичной продукции);
— развитию финансовых институтов и повышению инвестиционной привлекательности региона;
— всемерному развитию государственно-частного партнерства;
— формированию на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений.
Следовательно, основными элементами, определяющими внешнеэкономический климат, по нашему мнению, должны являться: внешнеэкономическая активность, инвестиционная привлекательность и инновационная активность региона (рис. 1).
Внешне-
экономический
климат
региона
Внешнеэкономическая
активность
Инновационная
активность
Инвестиционная
привлекательность
Мониторинг Механизм
показателей —► реализации
Механизм по улучшению внешнеэкономического климата в регионе
Рис. 1. Элементы, определяющие внешнеэкономический климат региона
Важную роль в практической реализации методики оценки внешнеэкономического климата играет предварительная диагностика внешнеэкономической активности региона, под которой понимается степень участия и вовлеченности региона во внешнеэкономические связи макрорегиона, своевременность и интенсивность осуществляемых действий по мобилизации инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности в целях активизации внешнеэкономической деятельности региона.
В свою очередь, внешнеэкономическая активность региона находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с инновационной активностью региона, которая определяется его инновационным потенциалом. Под инновационным потенциалом региона мы понимаем меру готовности региона выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, в том числе и во внешнеэкономической деятельности региона. Иными словами, инновационный потенциал региона образует предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели или стратегии ресурсы и организационный механизм региона. От состояния инновационного потенциала напрямую зависят выбор и реализация той или иной инновационной стратегии, реализуемой и во внешнеэкономической деятельности. Инновационный потенциал по своей качественной определенности представляет совокупность основных региональных блоков: продуктового, функционального, ресурсного и организационно-
управленческого. Кроме того, мы полагаем, что степень состояния ресурсов инновационного потенциала региона, в свою очередь, способна влиять и на степень инновационной активности в регионе. Структура инновационного потенциала и факторы инновационной активности представлены на рис. 2.
Рис. 2. Инновационный потенциал и факторы инновационной активности региона
Инвестиционную привлекательность в контексте внешнеэкономического климата следует рассматривать как один из факторов, способных повысить инновационную активность и тем самым улучшить внешнеторговые позиции региона, но, безусловно, при наличии «оптимального» или привлекательного инвестиционного климата самого региона.
Рассмотренные выше элементы внешнеэкономического климата составляют основу методики оценки внешнеэкономического климата региона. Реализация данной методики представляет собой совокупность трех последовательных этапов:
— первый этап включает в себя анализ влияния тенденций внутренней и внешней среды региона, региональных особенностей и конкурентных преимуществ региона. Результатом анализа данного этапа выступает совокупность ключевых факторов успеха, сильных сторон и возможностей региона;
— второй этап составляет непосредственно оценку внешнеэкономического климата региона. Для того чтобы оценить уровень внешнеэкономического климата, целесообразно оценить ключевые параметры внешнеэкономического климата, в качестве которых выступает внешнеэкономическая активность, инвестиционная привлекательность и инновационная активность региона. Кроме того, оценка параметров внешнеэкономического климата региона позволит выявить факторы, которые способны улучшить состояние внешнеэкономического климата региона и способствовать его инновационно-экономическому росту;
— третий этап представляет собой организационно-управленческую деятельность региона по реализации соответствующих мер и средств с целью улучшения состояния внешнеэкономического климата. Механизм реализации этого этапа обеспечивается при условии тесной взаимосвязи и взаимодействия региональных властей и предпринимательских структур региона. Результатом является формирование приоритетных направлений, выделение стратегически значимых предприятий (организаций) региона, непосредственно участвующих в формировании внешнеэкономической стратегии.
Для того чтобы понять, каким должен быть фактический уровень внешнеэкономической деятельности в регионе, позволяющий поддержать развитие не только собственных региональных внешнеэкономических связей, но и внешнеэкономических связей страны в целом, необходимо, прежде всего, учитывать глубинные изменения самой сути мирового общественного производства, выражающиеся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости федеральных и региональных управленческих воздействий. Образно говоря, «правительство должно чувствовать «дыхание» руководства регионов, а территории активнее влиять на формирование международной стратегии и практики» [1, с. 38]. Следовательно, для достижения эффективного и сбалансированного развития регионам необходимо, во-первых, определить отраслевые приоритеты внутри отраслей, во-вторых, выбрать стратегически значимые (базовые) предприятия и, в-третьих, последовательно проводить политику формирования оптимального профиля международной специализации региона, рассчитанную на использование как собственных возмож-
ностей, так и возможностей международного разделения труда. Такой подход необходим не только для оптимального удовлетворения потребностей региона, но для и селективного развития экспортных производств региона и страны в целом. Перечень возможных критериев для отбора приоритетных предприятий (организаций) представлен в табл. 1.
Таблица 1
Критерии для отбора стратегически значимых (базовых) предприятий региона
Г руппы критериев Критерии для оценки
1. Соответствие экономическому развитию региона, его научно-технологическим направлениям инновационной структуры 1. Совместимость с экономической ориентацией региона 2. Количество новых рабочих мест 3. Взаимодействие с национальной научно-технической политикой 4. Соответствие научно-техническим направлениям инновационной структуры, долговременным и стратегическим целям 5. Уровень применения инновационных технологий 6. Освоение технологии позволит выступать в роли адаптера, инноватора или реципиента
2. Коммерческий успех реализации инновационных технологий, товаров, услуг 1. Соответствие потребностям рынка (оценка общей емкости и доли рынка, периода выпуска продукции) 2. Цена продукта (по отношению к аналогам и товарам-субститутам), вероятный объем продаж 3. Взаимодействие с имеющимися технологиями и продуктами 4. Взаимодействие с конкурентами 5. Обеспечение каналами продвижения на рынок
3. Научно-технические критерии 1. Новизна и соотношение с мировым уровнем 2. Уровень изобретательской и патентной активности 3. Уровень удельного веса новых информационных технологий 4. Увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов 5. Обеспеченность научно-техническими ресурсами 6. Возможность разработки «серии» новых технологий и продуктов 7. Вероятность технической реализации
5. Финансовые критерии 1. Стоимость проекта (текущая стоимость, внутренняя норма доходности) 2. Ожидаемый срок действия инвестиций
6. Экономический критерий 1. Величина прибыли от внедрения изобретений, ноу-хау, патентов 2. Ожидаемый объем продаж 3. Ожидаемая величина налоговых отчислений
7. Производственные критерии 1. Возможность обеспечения производственными мощностями и производственными площадями 2. Наличие производственного персонала соответствующей квалификации 3. Возможность развития производства 4. Материалоемкость, энергоемкость 5. Экологичность и безопасность производства
8. Социальный критерий 1. Увеличение рабочих мест 2. Повышение квалификации работников 3. Повышение степени безопасности условий труда работника
9. Экологический критерий 1. Уровень выбросов во внешнюю среду 2. Величина отходов производства 3. Уровень экологической безопасности выпускаемой продукции
Приведенные критерии имеют разновеликую значимость, определяющую во многом будущее состояние внешнеэкономического климата региона. В связи с вышеизложенным критерии целесообразно проранжировать в соответствии с весовыми коэффициентами, определяющими степень важности данного критерия в развитии инновационной активности и инвестиционной привлекательности региональных предпринимательских структур. Весовые коэффициенты обычно получаются с применением аналитического метода или метода экспертных оценок. После получения суммарных количественных оценок по всем отобранным приоритетным проектам региональными органами власти отбираются проекты, получившие максимальные оценки, которые ранжируются в порядке убывания.
Следует отметить, что в процессе отбора стратегически важных предприятий региональные органы власти должны ориентироваться именно на те предприятия, которые отвечают приоритетным направлениям развития стратегии внешнеэкономической деятельности России, способным улучшить не только внешнеторговые позиции страны в целом, но и показатели социально-экономического развития региона. В свою очередь, под приоритетными направлениями нами понимаются такие научно-технические направления, которые в наибольшей степени адекватны внешнеэкономической стратегии страны и ее социально-экономической политике и обеспечивают достижение поставленных целей развития страны и ее регионов.
Согласно приведенному алгоритму формируется система критериев для проектов инновационно активных предприятий, которая дает возможность объективно оценить их вклад в достижение инновационных целей региона. Нами рекомендуется использовать приведенный в табл. 2 примерный перечень критериев оценки приоритетных инновационных проектов, реализуемых инновационно активными предприятиями. Предполагается каждый критерий количественно оценивать по пятибалльной шкале.
Таблица 2
Критерии оценки приоритетных инновационных проектов, реализуемых инновационно активными предприятиями
Критерий Оценка
1 2 3 4 5
1. Совместимость проекта с текущей региональной стратегией
2. Соответствие определенным потребностям рынка
3. Оценка конкурентов
4. Оценка доли рынка, емкости рынка
5. Возможный объем продаж
6. Согласованность с существующими каналами сбыта
7. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия, региона
8. Динамика объема инновационной продукции и вклада субъекта в научно-технической и инновационной деятельности в валовой региональный продукт
9. Ожидаемый срок действия инвестиций
10. Наличие научно-технических ресурсов
11. Вероятность технического успеха
12. Возможность будущих разработок продукта, услуг и дальнейшее применение внедряемой технологии
13. Согласованность с другими инновационными проектами региона для получения максимального синергетического эффекта
14. Наличие вредных воздействий продукта, технологии на окружающую среду
15. Уровень безопасности производства
Примечание. 5 - очень высокая оценка; 4 - высокая оценка; 3 - удовлетворительная оценка;
2 - низкая оценка; 1 - очень низкая оценка.
В свою очередь, для оценки качественных характеристик проектов требуется содержательная информация и сравнительное сопоставление экспертами результатов достижения количественно измеряемых объективных данных по проекту с соответствующими качественными критериями, состав и перечень которых представлены в табл. 3.
Таблица 3
Состав количественных и качественных показателей
Количественные показатели Качественные показатели
1. Вклад в решение ключевых социально-экономических проблем региона: - увеличение объема экспорта инновационных товаров, товаров высокой степени обработки и услуг, %; - развитие импортных технологий, ориентированных на получение синергетического эффекта в производстве традиционных для региона товаров и услуг, количество; - увеличение налоговых поступлений, тыс. руб.; - увеличение численности занятых, чел.; - рост доходов на душу населения, руб.; %; - создание новых рабочих мест, количество 1. Конкурентоспособность на внешнем рынке: - рост доли продукции на экспорт; - производство продукции, услуг, удовлетворяющих международным стандартам ИСО; - соответствие научно-технической продукции прогнозируемому мировому уровню
2. Показатели конкурентоспособности на внешнем рынке: - снижение материалоемкости на единицу выпускаемой продукции, %; - снижение трудоемкости на единицу выпускаемой продукции, % 2. Вклад в развитие научно-технического потенциала региона. Степень новизны и перспективности
3. Требуемые ресурсы: - трудовые; - производственные; - финансовые; - научные; - институциональные (инфраструктурные) 3. Вклад в развитие других приоритетных направлений, развитие диверсификации, создание новых видов производств.
В качестве оценки эффективности методики принята известная система сбалансированных показателей, включающая в себя как финансовую, так и нефинансовую составляющие и учитывающая цели (или точки зрения) всех заинтересованных групп участников, связанных с улучшением качественных характеристик реализуемых мероприятий. В современных условиях сбалансированность и стратегическая направленность показателей имеет первоочередное значение для повышения эффективности внешнеэкономического климата региона. На рис. 3 представлена разработанная система показателей, отражающих эффективность методики внешнеэкономического климата региона. Предложенная система показателей эффективности основывается на идеях сбалансированности и стратегической направленности. В свою очередь, сбалансированность системы показателей определяется следующими положениями:
1) в систему входят индикаторы, определяющие и формирующие приоритетные эффективные направления развития внешнеэкономической деятельности в регионе;
2) в систему входят индикаторы, характеризующие и оценивающие как настоящее, так и будущее состояние внешнеэкономического климата региона;
3) система содержит индикаторы, характеризующие основные факторы, способствующие достижению этих результатов.
Требования к системе показателей
Характеристик а направлений и процессов региона
и | ^ Комплексность Унифицированность^^ Универсальность "^Однозначность^ ^Доступность^ ^ Р^ктивностъ
Связь со стратегическими целями
Инновационные процессы
- функционирование региональной инновационной подсистемы
- совершенствование трансфера технологий, инноваций
- эффективное функционирование инфраструктуры
Инвестиционные процессы
- благоприятный инвестиционный климат
- совершенствование форм и методов привлечения иностранного капитала
Внешнеэкономические процессы
- диверсификация структуры экспорта
- освоение новых рынков
- участие в международных производственно-сбытовых цепочках
- развитие транспортной инфраструктуры
Экономические процессы
- повышение качества человеческого капитала
- развитие финансовых институтов
- развитие государственночастного партнерства
Характеристика
ресурсов
региона
с
Трудовые
Производственные
Финансовые
Научные
Институциональные (инфраструктурные)
Рис. 3. Система показателей стратегической сбалансированности внешнеэкономического климата региона
Стратегическая направленность данной системы определяется тем, что в систему входят показатели, характеризующие те аспекты деятельности внешнеэкономической деятельности региона, которые должны способствовать достижению желаемых результатов, усилению конкурентного преимущества, реализации имеющего инновационного потенциала, усилению внешнеэкономических позиций региона.
Наряду со стратегической направленностью и сбалансированностью целесообразно выделить и охарактеризовать следующие требования к системе показателей эффективности внешнеэкономического климата региона:
— комплексность - показатели должны учитывать все стороны и составляющие внешнеэкономического климата региона;
— связь со стратегическими целями - система показателей должна быть сконцентрирована на тех аспектах деятельности региона, которые наиболее эффективны в настоящий момент и в перспективе, должна определять основные направления внешнеэкономической деятельности для достижения успеха и выполнения стратегических планов;
— унифицированность - показатели должны быть недвусмысленными;
— универсальность - система показателей должна предоставлять возможность оценивать и сравнивать показатели соответствующей деятельности всех уровней управления;
— однозначность - система показателей должна обеспечивать единое толкование и методику расчета показателей;
— доступность - система показателей должна иметь относительную простоту в технике расчета показателей;
— реактивность - система показателей должна реагировать на происходящие изменения во внешней и внутренней среде как региона, так и страны в целом. В зависимости от условий окружающей среды и стоящих целей и задач соответственно должны меняться приоритетность и значимость тех или иных показателей.
Разработанные и принятые на региональном уровне сбалансированные системы показателей должны стать объектом информационного агрегирования и координации для разработки системы показателей на макроуровне. Внедрение системы сбалансированных показателей на макроуровне несложная, но достижимая задача, которая позволит сочетать стратегии на микро-, мезо-, и макроуровнях и способствовать повышению эффективности внешнеэкономической деятельности как в регионе, так и в страны в целом.
Таким образом, разработанные методологические основы по формированию внешнеэкономического климата позволяют оценить реальное состояние климата региона и на основе полученных результатов разработать механизм по его улучшению и определить стратегически приоритетные, эффективные направления в развитии внешнеэкономической деятельности региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грибова С. Н. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития приграничных регионов в условиях экономики переходного типа. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - 118 с.
Статья поступила в редакцию 11.03.2010 в окончательном варианте - 27.05.2010
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF THE FOREIGN ECONOMIC ENVIRONMENT OF THE REGION
O. V. Konanykhina
The results of the research are represented; according to them to increase the efficiency of the foreign economic activity a science-based technology is required, it helps to estimate the state of the foreign economic environment of the region. The method consists in the integrated assessment of the economic structure of factors, affecting the foreign economic environment. The basis of the foreign economic environment is provided by such characteristics as a foreign economic activity, an investment appeal and factors of the innovative activity of the region. The criteria for the estimation of the priority innovative projects, aimed at the formation of the foreign economic environment of the region are considered. The system of the balanced criteria, providing the qualitative assessment of the implemented actions, is used to estimate the efficiency of the technology of the foreign economic environment.
Key words: a foreign economic environment of the region, a foreign economic activity, innovative potential, the factors of the innovative activity of the region, the system of the balanced criteria.