Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / БИХЕВИОРИЗМ / ПОВЕДЕНИЕ / ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / НАУЧЕНИЕ / ПОДРАЖАНИЕ / SPECIAL EDUCATION / BEHAVIORISM / BEHAVIOR / APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS / TRAINING / LEARNING / IMITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Татьяна Михайловна

В статье представлены актуальные для специального образования бихевиористские основы изучения поведения как предмета исследования. Рассмотрены основные поведенческие концепции Дж. Уотсона, Э. Торндайка, Б. Скиннера, А. Бандуры. С позиций поведенческого подхода представлено развитие личности ребенка и формирование поведения. Показана практическая значимость поведенческих технологий в изучении и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF ANALYSIS OF BEHAVIOR OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article presents the behavioral foundations of behavior study as a subject of research that are relevant for special education. The main behavioral concepts of J. Watson, E. Thorndike, B. Skinner, A. Bandura. From the point of view of the behavioral approach, the development of the child's personality and the formation of behavior is presented. The practical significance of behavioral technologies in the study and training of people with disabilities is shown.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Попова Татьяна Михайловна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. В статье представлены актуальные для специального образования бихевиористские основы изучения поведения как предмета исследования. Рассмотрены основные поведенческие концепции Дж. Уотсона, Э. Торндайка, Б. Скиннера, А. Бандуры. С позиций поведенческого подхода представлено развитие личности ребенка и формирование поведения. Показана практическая значимость поведенческих технологий в изучении и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: специальное образования, бихевиоризм, поведение, прикладной анализ поведения, обучение, научение, подражание.

Annotation. The article presents the behavioral foundations of behavior study as a subject of research that are relevant for special education. The main behavioral concepts of J. Watson, E. Thorndike, B. Skinner, A. Bandura. From the point of view of the behavioral approach, the development of the child's personality and the formation of behavior is presented. The practical significance of behavioral technologies in the study and training of people with disabilities is shown.

Keywords: special education, behaviorism, behavior, applied behavior analysis, training, learning, imitation.

Введение. Современное специальное и инклюзивное образование делает необходимым изучение поведенческих подходов для анализа и предупреждения нарушений поведения детей с особыми образовательными потребностями. Методологические основы изучения поведения позволяют рассмотреть изменение, усложнение поведенческих реакций ребенка в зависимости от изменений социальной ситуации развития и его деятельности. Актуальным для педагогов становится изучение поведенческих технологий для повышения профессиональной компетентности и контроля поведения учащихся в процессе обучения.

Совместное обучение детей с разными образовательными потребностями предполагает создание специфических образовательных условий для активного включения всех учащихся в образовательный процесс. Изучение поведенческих подходов, способов формирования поведения позволит использовать теоретические основы бихевиоризма для анализа неадаптивного поведения учащихся, а также использовать некоторые способы изменения поведения для развития социально значимого поведения учащихся. В связи с этим, цель данного исследования состоит в психолого-педагогическом анализе бихевиористкого подхода к развитию личности ребенка и формированию его поведения, в раскрытии практической значимости поведенческих технологий в изучении и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. Поведение - одно из основных понятий бихевиоризма. Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии, которое возникло в начале XX века в США и буквально означает «наука о поведении». Появление этого направления связывают с именем Джона Уотсона (1878-1958), который выступил с программным докладом «Психология с точки зрения бихевиориста» в 1913 году на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации. Уотсон заявил о необходимости пересмотреть вопрос о предмете психологии, с сознания на поведение: «Никто никогда не видел сознание, не трогал, не нюхал, не пробовал на вкус, не двигал. Это лишь допущение, и такое же бездоказательное как древняя концепция души. И для бихевиориста эти два термина по существу идентичны» [10]. Поведение в противоположность сознанию можно наблюдать и объективно изучать. Поведение как систему реакций Уотсон представил в формуле «S - R» (стимул - реакция). Это соотношение «стимул-реакция» стало единицей поведения для бихевиористов. Анализ поведения состоял в том, чтобы по стимулу (ситуации) предположить реакцию (поведение) человека и, наоборот, по реакции человека определить вызвавший ее стимул.

Исследование феномена поведения осуществлялось бихевиористами в двух планах: теоретическом и экспериментальном. Разрабатывая теоретические основы бихевиоризма, Джон Уотсон описал типы реакций и классифицировал их по двум основаниям: 1) наследственные или приобретенные, 2) скрытые или видимые. Таким образом, согласно Уотсону, в поведении человека можно наблюдать четыре типа реакций: 1) скрытые наследственные реакции (система желез внутренней секреции, процесс кровообращения и прочие физиологические изменения), 2) видимые наследственные реакции (мигание, хватание, чихание, а также реакции при страхе, ярости, любви и т.д.), 3) видимые приобретенные реакции (например, игра на скрипке, открывание двери), 2) скрытые приобретенные реакции (мышление, опосредованное внутренней речью).

При описании врожденных реакций Джон Уотсон наблюдал за новорожденными детьми и пришел к выводу, что незначительное количество наследственных реакций после рождения не может обеспечить приспособления ребенка и не объясняет возникновение приобретенных реакций. При изучении вопроса о формировании новых реакций Уотсон обратился к работам В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. Он заимствует у И.П. Павлова концепцию условных рефлексов и формирование новых реакций рассматривает как результат образования связи между условным стимулом и безусловной реакцией. Согласно Дж. Уотсону, все наследственные реакции человека представляют собой безусловные рефлексы, а приобретенные реакции -условные рефлексы [6].

Все человеческие действия представляют собой сложные цепи, или комплексы реакций. Исходя из этого, любое практическое поведение человека является результатом научения. Речь и мышление также рассматриваются как виды навыков. Далее главной задачей бихевиоризма становится изучение проблемы формирования навыка и научения.

Одним из ученых, изучавшим процессы научения стал американский психолог Эдвард Торндайк (1874-1949). В результате своих исследований Торндайк представил следующие законы научения: 1) закон повторения (упражнения) - частое повторение связи между стимулом и реакцией приводит к быстрому и прочному закреплению реакции; 2) закон эффекта или подкрепления - если выполнение действия приводит к желаемым результатам, то вероятность повторения действия возрастает, к нежелательным результатам -

снижается; 3) закон ассоциативного сдвига (смежности во времени) - нейтральный стимул, связанный ассоциативно со значимым, также вызывает нужное поведение [9].

Перечисленные законы составляют основу обучения и воспитания ребенка. Согласно Торндайку, воспитание и обучение ребенка есть научение методом проб и ошибок. Основная задача педагога - закрепить социально желаемое поведение и предотвратить нежелательные действия ребенка. Педагог располагает следующим арсеналом средств: словом, жестом, учебниками, обстановкой класса, событиями, которыми педагог может оперировать или на которые может влиять. Чтобы оказывать изменяющее влияние на ребенка, педагог должен считаться с его «природными силами». Под «природными силами» Торндайк подразумевает врожденные инстинкты ребенка, которые не зависят от обучения. Торндайк отождествляет развитие и научение, представляя умственное развитие ребенка как постепенное и последовательное накопление связей между стимулами и реакциями (т.е. формирование сложных условных рефлексов) [6].

Однако «научение методом проб и ошибок» не объясняло наличия у ребенка мотивации, способов усвоения нового поведения. Для объяснения способов формирования и закрепления нового поведения Беррес Скиннер (1904-1990) разработал принципы оперантного научения и формирование новой реакции путем последовательных приближений. Способ формирования реакций состоит в том, что весь процесс от начала обучения до конечного результата (реакции), которого педагог стремится достичь, разбивается на этапы. Затем последовательно и систематически подкрепляется каждая «правильная» реакция ребенка на всех этапах и таким образом закрепляется нужная форма поведения [8]. При таком способе обучения ребенка поощряют за каждое действие, приближающее его к педагогической цели, и у него постепенно вырабатывается социально желаемое поведение.

Скиннер полагал, что развитие устной речи ребенка это также процесс формирования поведения. Речь, согласно Скиннеру, это вербальные навыки, выборочно подкрепленные в первые годы жизни. Социально желаемое поведение ребенка формируется в результате избирательного поощрения со стороны взрослых правильных реакций и отсутствия социального подкрепления за неправильные. Воспитание и обучение ребенка Б. Скиннер рассматривал как процесс формирования желаемых реакций и отрицал наказание как способ контроля поведения. Наказание нежелательного поведения ребенка может вызвать тревогу, фобии, асоциальные действия и т.д. Основное возражение Скиннера состояло в том, что наказуемое поведение может повториться в случае отсутствия человека, который применял наказание. Например, в отсутствии родителей, которые наказывали ребенка за неуспеваемость, учащийся может вести себя еще хуже -проявлять агрессию в отношении одноклассников и педагогов, прогуливать уроки, портить школьное имущество. В воспитании и обучении ребенка Скиннер рекомендовал применять позитивное подкрепление как эффективный метод для устранения нежелательного поведения. Он доказывал, что подкрепляющие позитивные стимулы не вызывают негативные реакций, как в случае наказания, и они наиболее эффективны для формирования поведения ребенка.

Несмотря на значительные успехи Б. Скиннера в объяснении причин поведения, множество форм социальной активности человека нельзя объяснить с помощью оперантного научения. Поэтому сторонники бихевиоризма переключили свое внимание с объяснения причин поведения на влияние окружения. Так Альберт Бандура на основе своих исследований разработал теорию социального научения или научение путем наблюдения. По мнению А. Бандуры поведение ребенка формируется на основе наблюдения за другими людьми из ближайшего социального окружения, которые становятся моделью для подражания. Бандура выделяет чистое подражание и викарное научение.

Подражание - это научение, при котором ребенок воспроизводит поведение модели, не понимая значение выполненных действий. Викарное научение - это научение, когда ребенок усваивает поведение другого человека и понимает последствия этого поведения. Бандура и его коллеги экспериментально показали, что научение через наблюдение регулируется четырьмя компонентами: внимание, сохранение, мотивация и моторно-репродуктивные процессы [7].

С помощью внимания ребенок тщательно выбирает характерные черты поведения модели, которые он будет демонстрировать сам. Сохранение обеспечивает запоминание поведения модели в памяти, благодаря чему возникают стойкие и воспроизводимые образы увиденного. Моторно-репродуктивные процессы способствуют переходу закодированной символической информации в действия. Мотивационные процессы предполагают наличие подкрепления, увеличивающего выполнение требуемого поведения. Наблюдение ребенка за поведением, которое предотвращает наказание или позитивно поощряется, может стать сильным стимулом к вниманию, сохранению и воспроизведению в аналогичной ситуации такого же поведения. В таком случае подкрепление представляется косвенно, у ребенка возникает образ, что его подобное поведение приведет к сходным последствиям.

Согласно А. Бандуре, у ребенка формируется когнитивный образ поведенческой реакции путем наблюдения, и затем эта информация становится ориентиром их действий.

Однако, не каждое научение путем наблюдения приводит к социально ожидаемому поведению, ребенок может научиться и асоциальным формам поведения. Сторонники социального научения признают большое влияние телевидения на формирование агрессивного поведения у детей.

Значительное количество экспериментальных данных показывают, что длительное наблюдение за насилием по телевидению может привести к увеличению агрессивного поведения ребенка, уменьшению чувствительности к агрессии, снижению контроля над агрессивными поступками, формированию образа социальной реальности агрессивных действий [2]. Для предупреждения агрессивного поведения Бандура предложил родителям заранее оценивать содержание программ и в ходе совместного просмотра телевидения комментировать программы для развития у детей восприимчивости к агрессивным действиям и сострадания.

Сфера применения бихевиористских концепций очень велика. Среди основных областей применения -образовательные технологии, формирование вербального поведения, прикладной анализ поведения, профилактика агрессивного поведения, нарушения пищевого поведения и др.

Технологии бихевиористов нашли применение в образовании. Концепция позитивного и негативного подкрепления реакции учащегося в качестве необходимого фактора формирования положительного поведения и закрепления навыков на уроке представлена в образовании в виде школьной оценки.

Формирование поведения путем последовательных приближений и техника позитивного подкрепления Скиннера составляют основу методов модификации поведения детей с особыми образовательными потребностями. В практике специального образования используется способ формирования поведения детей с

особыми образовательными потребностями, основанный на закреплении «правильных» реакций и устранении «неправильных». Процесс социализации и научения детей с нарушениями развития, например с аутизмом, понимается как обучение метолом проб и ошибок, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее закрепление с помощью тренировки.

В поведенческой психологии разработан прикладной поведенческий анализ (Applied Behavior Analysis, ABA) для коррекции поведения детей с расстройствами аутистического спектра. В рамках АВА схема поведения задается извне и формируется на основе социальных критериев поведения с помощью характерных для бихевиоризма средств-инструкций, подкреплений и видов помощи. Методика формирования поведения с помощью положительного подкрепления успешно используется в работе у аутичными детьми, когда они получают поощрение, например, за каждый физический контакт. С помощью АВА формируются навыки самообслуживания, речь, подражание, учебные навыки и т.д. Таким образом, главной целью применения поведенческого анализа является социальная адаптация ребенка с расстройствами аутистического спектра. Специалисты прикладного анализа признают эффективным «технологию строительства поведения», но отмечают механистичность метода и игнорирование других факторов развития: интересов, мыслей, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Практическое применение бихевиоральных методов продемонстрировало высокую эффективность в области профилактики неадаптивного поведения ребенка. Сторонники поведенческого направления рассматривали неблагоприятные эмоциональные состояния как следствие неправильного поведения. Согласно бихевиористам, если ребенок умеет налаживать и поддерживать отношения с окружающими людьми, не может отстоять свои интересы, самостоятельно решать возникающие проблемы, то неизбежно развитие депрессии, комплексов и неврозов, которые выступают следствиями, симптомами неадаптивного поведения. Другими словами, для предупреждения развития неблагоприятных эмоциональных состояний, ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо научить «правильному» поведению, которое обеспечит высокий уровень адаптации в обществе [4, 5].

В области образования Скиннер также выдвинул концепцию программированного обучения. По его мнению, программированное обучение освобождает учащегося и педагога от процесса простой передачи знаний: учащийся постепенно осваивает любую тему урока в собственном ритме и небольшими этапами, каждый из которых подкрепляется; эти этапы и составляют процесс последовательного приближения. Использование компьютера в программированном обучении основано также на концепциях бихевиоризма.

Выводы. Анализ бихевиористских подходов Дж. Уотсона, Э. Торндайка, Б. Скиннера, А. Бандуры показывает, что поведение как предмет исследования сложный феномен, который представляет собой не только внешне наблюдаемые действия, но влияние внутренних факторов, которые недоступны для объективного наблюдения (когнитивные функции, эмоционально-волевая сфера, индивидуально-психологические особенности и др.). Сложность поведения для изучения представлено тем, что в рамках одного бихевиористкого направления представлены разные единицы для анализа поведения. Технологии бихевиористов широко используются в специальном образовании в виде программированного обучения, коррекции нарушений поведения детей с особыми образовательными потребностями, прикладного анализа поведения для коррекции поведения детей с расстройствами аутистического спектра. Тем не менее, реализация целей и задач специального образования на современном этапе развития общества предусматривает необходимость изучения поведения детей с особыми образовательными потребностями.

Литература:

1. Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — С. 117.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 89.

3. История зарубежной психологии конца XIX - начала XX века. - М., 2009.

4. Попова Т.М. Теоретико-методологические проблемы изучения девиатного поведения подростков с нарушениями развития // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография. Москва: Логомаг, 2013. - С. 130-140.

5. Попова Т.М. Индивидуально-психологические предпосылки аддиктивного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-1. - С. 408.

6. Торндайк Э., Уотсон Дж. Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. Психология как наука о поведении. - М.: АСТ-ЛТД, 1998 г. - С. 96.

7. Bandura A. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory Englewood Cliffs. -N.J.: Prentice-Hall, 1986. - Р. 34

8. Skinner B.F. The Origins of Cognitive Thought // American Psychologist. 1989. Vol. 44. - P. 13-18.

9. Thorndike Ed.L. Human Nature and Social Order. - N.Y., 1940. - Р. 46.

10. Watson J.B. Behaviorism - the Modern Note in Psychology // Watson J.B., MacDou-gall W. The Battle of Behaviorism. 1929. URL:http://psychclassics.yorku.ca

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.