УДК 159.9
Nazarenko T.I. TO THE QUESTION OF FAMILY EDUCATION IN FOREIGN BEHAVIOURAL PSYCHOLOGY. In
article the retrospective analysis of development of the main theories of family education in foreign psychology is given.
Key words: family education, theories of social learning, foreign psychology, behavioural psychology.
Т.И. Назаренко, канд. пед. наук, доц. каф. «Психология» Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В статье дается ретроспективный анализ развития основных проблем семейного воспитания в зарубежной психологии.
Ключевые слова: семейное воспитание, теории социального научения, зарубежная психология, поведенческая психология.
В психологическом литературе в качестве ведущих направлений социализации личности выделяют процессы целенаправленного воспитания и социального научения. Ретроспективный анализ развития основных проблем психологии воспитания в мировой науке и практике актуализировал необходимость исторического подхода к рассмотрению данной проблематики.
Бихевиоризм (поведенческое направление) оформился в 1913г. в Соединенных Штатах как альтернатива предшествующей ему психологии сознания. Однако появлению бихевиоризма способствовал ряд научных открытий второй половины XIX столетия, ведущими из которых были эволюционные теории Ч. Дарвина и Г. Спенсера, теория индивидуальных различий Ф. Гальтона. Они благодатно легли на американскую почву, удовлетворив прагматизм, практицизм, индивидуализм и дух свободного предпринимательства американского общества. Определенное влияние на развитие американской психологии оказали идеи английского исследователя Ф. Гальтона. Оно определялось вопросами, которые Гальтон рассматривал в своих исследованиях: адаптации, применения статистических методов, опросников и психологических тестов, выяснение наследственного характера основных индивидуальных различий и способностей, и, вследствие этого, снижение воспитательных и развивающих функций социальных институтов [1]. Определив свою цель как улучшение человеческого рода, Гальтон создал новую науку евгенику, предлагающую пути искусственной селекции людей. Теория Гальтона была по сути противоречива и породила множество различных споров среди психологов.
Функциональная психология, осуществившая переход от содержания сознания к изучению его функций (В. Джемс, Д. Энджелл, Г. Кэрр, Р. Вудвортс) значительно расширила круг исследуемых проблем, включив в поле исследования особенности психического развития детей различного возраста. Начало этому новому прикладному направлению в психологии было положено Г. Стенли Холлом [2].
Появление и развитие бихевиористских концепций воспитания определяются тремя основными направлениями научения, получившими развитие и теоретическое обоснование в психологии США: классическое обусловливание; оперантное обусловливание; обучение посредством наблюдения.
Классическое обусловливание представляет собой процесс, при котором в результате научения условный стимул связывается с безусловным. Это простейший тип обучения, использующий только непроизвольные рефлексы, которые являются врожденными. Ребенок в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на нейтральные стимулы. Эта теория получила теоретическое обоснование в классическом бихевиоризме Д. Уотсона [2]. Она была основана на целом ряде экспериментальных опытов и прочно вошла в практику бихевиористского воспитания. Возможность сформировать человека по заданному проекту путем научения позволила Уотсону не только опровергнуть биогенетический подход Ф. Гальтона, но и провозгласить целенаправленное воспитание и окружающую среду ведущими факторами генезиса. Этим объясняется интерес би-хевиористов к психологии семейного воспитания.
В 1920-е годы выходят популярные работы Уотсона по воспитанию детей «Психологический уход за ребенком» (Psychological care of infant and child, 1928). Считая, что семья отвечает за будущее ребенка, критикуя как традиционные семьи, так и новые, либеральные семейные модели, Уотсон полагал, что девочек необходимо обучать ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей и сексуальным техникам как будущей профессии. Такой интерес к сексуальному просвещению был вызван чрезмерной привязанностью матери к ребенку, имеющей место во многих семьях. Проявление нежности к ребенку трактовалось как нереализованные сексуальные потребности матери [3, с. 393].
Учение Уотсона носило откровенно бихевиористский характер, было направлено на формирование у детей устойчивых связей с окружающей средой. Система воспитания, предложенная основоположником бихевиоризма, отвечала задачам американского общества в формировании будущих бизнесменов. Обращаться с детьми рекомендовалось как с маленькими взрослыми. От родителей требовалось быть всегда объективным и добрым, но твердым. Большое зло Уотсон видел в привязанности детей к дому. Он считал, что мальчики и девочки, обладающие глубоко въевшимися гнездовыми привычками, испытывают жестокую муку, когда покидают дом, чтобы заняться бизнесом, поступить в школу или вступить в брак.
Предложенная Уотсоном модель семейной психологии воспитания, преобразила принятую в Америке практику детского обучения. Поколения детей, включая его собственных, были воспитаны в соответствии с установленными предписаниями. Так К. Роджерс, основатель клиент-центрированной психотерапии в воспитании своего первого ребенка применял советы Уотсона. Сын Уотсона Джеймс вспоминал, что отец был не способным к эмоциональному общению, лишил своих сыновей душевной поддержки. Розалия Рейнер (жена Уотсона) высказала некоторое несогласие с методами воспитания мужа. Она опубликовала статью в журнале для родителей, озаглавленную «Я -мать сыновей бихевиориста» (I am the Mother of a Behaviorist's Sons), в которой писала, что ей трудно подавить проявления нежности к детям и что нередко она желает поломать рамки и правила бихевиоризма [3].
Дальнейшее повышение интереса к семье было обусловлено начавшимся в 20-х годах кризисом семьи, который наиболее ярко проявился в урбанизированном американском обществе. Американский ученый Т. Лихи отмечает в своих исследованиях, что молодежь отказывалась от многих традиционных ценностей, обретала в лице своих сверстников новый центр жизни вне семьи, ценила самовыражение и общительность, уделяя внимание личному удовлетворению, а не объективным достижениям. Родители утрачивали контроль над своими детьми. Кризис семьи позволил ученым, специализировавшимся в области общественных наук, в том числе и психологам, распространить сферу научного социального контроля на частную жизнь. Традиционно понимаемая и организованная семья устарела для современного мира. Если раньше семьи были экономическими ячейками, в которых отец, мать и ребенок играли ясно различимые и продуктивные роли, то в индустриальном мире работа
вышла за пределы дома, а экономическими единицами стали индивиды, а не семьи. Проблема изменения и адаптации семьи к современным условиям стала ключевой в психологии. Семья должна была обеспечить эмоциональное приспособление детей к жизни [3].
Разработка проблем психологии воспитания осуществлялась также в рамках оперантного бихевиоризма. Суть оперант-ного обусловливания, разработанного Б.Ф. Скиннером, заключается в том, что ребенок контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные или отрицательные) [3]. В данной теории подкрепление рассматривается как стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть негативным и позитивным. Наказание рассматривалось как специфическое средство обучения, как стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Проводя разницу между понятиями «наказание» и «негативное подкрепление», Скиннер подчеркивал, что при наказании человеку дается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то действия и поступки.
Признавая важность обучения по типу классического и опе-рантного обусловливания американский психолог Альберт Бандура в своей теории социального научения подчеркивал, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению. Ребенок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя родители, бабушки, дедушки и другие люди в его социальном окружении, и старается воспроизводить образцы их поведения. Суть обучения посредством наблюдения заключается в том, что человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении он может и не воспроизводить их. Однако если он видит, что поступки, поведенческие реакции других детей поощряются, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их. Кроме того, он будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие.
Библиографический список
Одной из ведущих современных проблем является проблема агрессивного поведения ребенка. Авторы теории социального учения (А. Бандура, Р Уолтерс, Ф. Петерман Р Нисбетт и др.) рассматривают агрессию как социальное явление, а именно, как модель поведения, усвоенную в процессе социального научения. В своей социально-когнитивной теории Альберт Бандура, анализируя агрессивное поведение, обращает внимание на необходимость учета трех моментов: 1) способа усвоения агрессивных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление, 3) условий, при которых они закрепляются. По мнению Бандуры, повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации [3].
Исследования Бандуры показали, что дети подражают сначала взрослым, прежде всего родителям, а затем сверстникам. Если детям не демонстрировалась взрослая модель агрессивного поведения, то они не проявляли агрессию в игре. Наблюдение агрессивного поведения взрослых ослабляло у них торможение и приводило к определенному способу проявления агрессии. В этой связи важное значение имели работы Бандуры по коррекции отклоняющегося поведения детей, рекомендации родителям по моделированию и поощрению конструктивных форм поведения. В концепции Бандуры утверждается приоритет сознательного фактора над бессознательными детерминантами поведения. Так люди приходят к рациональным решениям, прогнозируя влияние своих действий на обстоятельства. При наблюдении за различными жизненными ситуациями включается когнитивный процесс, обычно приводящий к разумному поведению. Таким образом, в отличие от предшествующих теоретических направлений, теории социального научения более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии детей или взятия ее под контроль путем ослабления аверсив-ной стимуляции.
Изучение ведущих аспектов поведенческой психологии в мировом образовательном пространстве позволяет, на основании научного анализа развития данной проблемы в различных культурах, выявить основные тенденции этого процесса и наметить перспективы его дальнейшего развития.
1. Кун, Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб., 2002.
2. Лихи, Т. История современной психологии. - СПб., 2003.
3. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 1997.
Bibliography
1. Kun, D. Osnovih psikhologii. Vse tayjnih povedeniya cheloveka. - SPb., 2002.
2. Likhi, T. Istoriya sovremennoyj psikhologii. - SPb., 2003.
3. Khjell, L. Teorii lichnosti / L. Khjell, D. Zigler. - SPb., 1997.
Статья поступила в редакцию 04.07.13
УДК 37.014.3-053.5
Sklyueva E.S. SELF-ESTEEM OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY. In
this article the essence of the concept «self-esteem of pupils», its structural components reveals, Russian teachers’ views about the studied phenomenon are analyzed.
Key words: self-esteem, educational activity, humanistic pedagogics, elementary school students.
Е.С. Склюева, зам. руководителя Центра дистанционного обучения детей-инвалидов ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается сущность понятия «самостоятельность учащихся», его структурные компоненты, анализируются взгляды отечественных педагогов на исследуемый феномен. Ключевые слова: самостоятельность, саморазвитие, учебная деятельность гуманистическая педагогика, младшие школьники.
Термин «самостоятельность» определялся в Толковом словаре Д.Н. Ушакова (1935-1940) как независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи; ...способность к независимым действиям, суждениям,
обладание инициативой, решительность. В современной Большой энциклопедии по психиатрии (2012) самостоятельность -черта личности, характеризующая тенденцию к самодетерми-нации поведения, автономии, относительной независимости от