Научная статья на тему 'Методологические основания процессуальной обусловленности межведомственной профессиональнообразовательной среды в процессе подготовки специалистов социальной сферы'

Методологические основания процессуальной обусловленности межведомственной профессиональнообразовательной среды в процессе подготовки специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ В СРЕДЕ / УСЛОВИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / PROFESSIONALLY-ORIENTED EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF STRATEGIC COMPONENTS IN THE ENVIRONMENT / IN TERMS OF QUALITY OF TRAINING OF SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железкина И. И.

В статье рассматриваются проблемы процессуальной обусловленности профессионально-ориентированной образовательной среды в условиях гуманитарного вуза. Предлагается методологическое обоснование выстраивания межведомственного пространственно-средового взаимодействия в процессе подготовки специалистов социальной сферы (на примере уголовно-исполнительной системы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROCEDURAL CONDITIONALITY INTERAGENCY OF THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF TRAINING OF SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE

The article deals with the problem of procedural conditionality professionally oriented educational environment in a liberal arts college. The methodological rationale of building interagency space-environment interactions in the process of preparation of experts of social sphere (for example, penal system) has been proposed.

Текст научной работы на тему «Методологические основания процессуальной обусловленности межведомственной профессиональнообразовательной среды в процессе подготовки специалистов социальной сферы»

УДК 378.046.4:34:364 И.И. ЖЕЛЕЗКИНА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики и технологии социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет

E-mail: gelezkina2010@ mail.ru

UDC 378.046.4:34:364 I.I. ZHELEZKINA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of methods of social pedagogy and social work, Orel State

University

E-mail: gelezkina2010@ mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PROCEDURAL CONDITIONALLY INTERAGENCY OF THE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF TRAINING

OF SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE

В статьерассматриваются проблемы процессуальной обусловленности профессионально-ориентированной образовательной среды в условиях гуманитарного вуза. Предлагается методологическое обоснование выстраивания межведомственного пространственно-средового взаимодействия в процессе подготовки специалистов социальной сферы (на примере уголовно-исполнительной системы).

Ключевые слова: профессионально-ориентированная образовательная среда, методологические основы системообразующих компонентов в среде, условия качественной подготовки специалистов социальной сферы.

The article deals with the problem of procedural conditionality professionally oriented educational environment in a liberal arts college. The methodological rationale of building interagency space-environment interactions in the process ofpreparation of experts of social sphere (for example, penal system) has been proposed.

Keywords: professionally-oriented educational environment, the methodological foundations of strategic components in the environment, in terms of quality of training of specialists of social sphere.

В настоящее время понятие «среда» обрело актуальность в описании процессов образовательной деятельности. Такое видение обусловлено потребностью поиска иных концептуальных позиций, определяющих повышение качества образования с учетом изменяющихся условий, взглядов, требований к процессу обучения, с точки зрения приемлемости в системе образования позиций, диктуемых временем. Изначально термин «среда» заимствован из биологии как ключевое понятие эволюционной теории Ч. Дарвина, который показывает единство и взаимовлияние существования организма и естественных условий. По мнению Менг Т.В., широким пониманием среды может выступать ее представление как элемента действительности, определяющего поведение человека с учетом обоюдного взаимовлияния как среды на человека, так и человека на среду [9, с.19].

Современное толкование «образовательной среды» обусловлено ее рассмотрением с позиций процессуальной значимости, в которой на протяжении своей жизнедеятельности индивид вступает в разнообразные отношения, обретая возможность развития и самоопределения. В нашем исследовании понятие «образовательная среда» обретает особый оттенок, обусловленный потребностью повышения качества профессионального образования с использованием системы единения

процесса профессионального обучения и области возможного практического применения. Как показали исследования, для определения процессуальной позиции профессионально-ориентированной образовательной среды требуется конкретизация механизмов, способствующих ее функционированию и развитию.

В зависимости от целевого предназначения среда в образовательном учреждении рассматривается с разных позиций: как система, процесс или условие. В общенаучном значении «система» определяется как целостность взаимосвязанных элементов, имеющих особые интегративные свойства, связанная с внешней средой [13]. «Процесс» рассматривается как последовательная смена состояний в развитии явления [6]. «Условие» - это то, от чего зависит успешность явления, что-либо для правильного разрешения проблемы [11]. Терминологический анализ ключевых понятий, определяющих процессуальную значимость профессионально-образовательной среды, обуславливает потребность ее представления в их рациональном единении.

По мнению ученых, понимание образовательной среды как системы характеризует ее в совокупности влияний для формирования личности по заданному образцу в условиях социального и пространственно-предметного

© И.И. Железкина © I.I. Zhelezkina

окружения для обеспечения высокого академического уровня подготовки специалистов. Под заданным образцом понимается компетентностная модель выпускника, а под социальным и пространственно-предметным окружением - не только среда образовательного учреждения, но и малого города в целом [15., с.92] [2, с.14].

Следуя таким рассуждениям, в нашем понимании компетентностная модель выпускника в условиях профессионально-ориентированной образовательной среды определяется не только в соответствии с компетенциями, регламентирующими процесс обучения, но предполагает использование ее системообразующих компонентов. Системообразующие компоненты профессионально-ориентированной среды раскрываются в ресурсных возможностях профориентационной и узкопрофессиональной деятельности, реально и условно предшествующей и сопровождающей процесс подготовки специалистов в условиях гуманитарного вуза. Реализация компонентов такой среды обеспечивается социальным и пространственно-предметным наполнением процесса профессионально-ориентированного обучения с включенными возможностями среды иного профессионального и образовательного ведомства.

Важной особенностью образовательной среды как системы является ее способность к решению проблемы качества обучения с учетом уровней интересующих элементов общей системы как внешних, так и внутренних. Как отмечает Малюшко К.Н., элементами внешней системы могут выступать социально-общественные отношения, системы более высокого уровня, имеющие воздействие на образовательную среду с учетом требований общественного мнения. При этом образовательная среда выступает внешней системой по отношению к внутренней среде индивида для перехода на более высокий уровень взаимодействия и функционирования в обществе [7]. Внутренняя среда индивида включает совокупность актуализированных знаний и навыков, определяющих представление о «своей среде» [9, с.10].

Подобная позиция прослеживается и в профессионально-ориентированной образовательно среде, определяет ее пространственно-временную обусловленность как элемента общей системы, указывает на необходимость выстраивания и использования внешних влияний и внутреннего потенциала индивида с учетом определенных временных границ. Неоднородность пространственно-временных границ в условиях внешних и внутренних взаимовлияний в образовании означает «отход от модели передачи опыта в одном месте в одно время и возможность управлять эффективностью образования, создавая новые пространственно-временные целостности или образовательные среды» [9, с.14]. В основе таких рассуждений потребность в рассмотрении образовательной среды в системе многомерного пространства. Существует мнение, что основными задачами среды в условиях такого пространства являются «развитие коммуникаций, связей и взаимоотношений между образовательными системами, объединениями (ассоциациями) образовательных учреждений и их образователь-

ных сред в единую коммуникативную культурную среду региона» [5].

Опыт работы межведомственной научно-исследовательской лаборатории профессионально-ориентированного обучения Орловского

государственного университета и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (с 2004 года по настоящее время (далее лаборатория) показывает, что понимание профессионально-ориентированной образовательной среды в системе многомерного образовательного пространства не ограничивается различного уровня связями между образовательными системами. Системообразующим компонентами в такой среде выступают: межведомственное взаимодействие, внутриведомственное и межрегиональное сотрудничество. Созданная в контексте деятельности лаборатории, профессионально-образовательная среда функционирует в определенных временных границах, включает в себя пошаговое взаимодействие с учетом следующих пространственно-средовых системных элементов.

1. Внутриведомственное средовое пространство -это системный элемент профессионально-образовательная среды, в котором сотрудничество рассматривается как профориентационная работа с учащимися школ, лицеев с целью донесения профессионально значимой информации, создания условий, определяющих правильный выбор профессии, с использованием таких форм работы, как проведение бесед, консультаций, разработка концепций взаимодействия, направлений профработы в среде вуза. Данное сотрудничество реализуется в контексте организации деятельности, в которую активно включаются студенты с целью улучшения их познавательной активности через дополнительное осмысливание информации о своей будущей профессии.

2. Межведомственное средовое пространство. Данный системный элемент профессионально-образовательной среды раскрывается в активном взаимодействии с заинтересованным профессиональным ведомством. Определяется в перечне работ по реализации профессионально-образовательной деятельности: документирование совместной деятельности (разработка соглашений, договоров, Положений, планов, отчетов, социального заказа на проведение научно-практических разработок и др.). В тесном межведомственном взаимодействии проводится совместная учебная, научно-исследовательская, научно-методическая, грантовая деятельность, олимпиадное движение, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, волонтерская практика, тьюторское сопровождение в условиях профессионально-образовательной студии лаборатории (разработка и реализация предложений для участия в областной программе «Комплекс мер по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации в Орловской области на период с 2010 по 2012 г.г.», мастер-классы по формированию профессионально-значимых качественных новообразований у студентов

и специалистов-практиков, участие в межрегиональных олимпиадах, разработка научно-исследовательских тем по оказанию социально-педагогической помощи различным категориям осужденных в рамках курсовых и квалификационных работ и др.).

3. Межрегиональное средовое пространство, как системный элемент профессионально-образовательной среды, усматривается в потребности расширения взаимодействия с учреждениями, заинтересованными в решении проблем узкопрофессиональной подготовки специалистов социальной сферы (например, с Академией права и управления ФСИН России г. Рязани, Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, учебным центром и подведомственными подразделениями УФСИН России по Орловской области и др.). Формами сотрудничества в межрегиональной пространственно-средовой плоскости являются: обмен опытом, информацией, документированием совместного сотрудничества, участие в научно-практических семинарах, конференциях, мастер-классах, взаимообусловленная научно-методическая работа и др.

Таким образом, представление профессионально-образовательной среды раскрывается в ее понимании как системообразующего элемента, объединяющего иные среды с различными характеристиками и разным предназначением в единое поле активного сотрудничества с использованием различных видов деятельности в процессе подготовки специалистов социальной сферы. Ключевой позицией такого сложносочиненного системного единения выступает сопроводительное взаимодействие в единой целевой установке. Любая деятельность должна выстраиваться в соответствии с необходимостью достижения конечного результата, иметь перспективную обозначенность. Данная позиция реализуется в условиях целеполагания профессионально-образовательной среды и рассматривается как совокупность определенных достижений, имеющих свои характерные особенности.

Важной целевой особенностью профессионально-образовательной среды является относительно завершенный характер любых реализуемых направлений деятельности, обеспечивающих одновременно возможности среды для собственного перспективного развития. Конечный результат в такой среде определяется апробацией и внедрением новых форм и методов подготовки специалистов в соответствии с постоянными изменениями теории, практики, общественной жизни в целом. Дальновидная установка на потребность в эффективных качественных преобразованиях отражается в самой среде как структурной единице, обеспечивающей реализацию различных направлений профессионально-образовательной деятельности; в пространственно-средовой обусловленности среды, рассматриваемой в совокупности перечня различного рода внутреннего и внешнего сопроводительного взаимодействия (межведомственного, межрегионального, международного). Контроль результативности совместной работы определяется в использовании и разработке контрольно-

диагностического инструментария для констатации, выявления и определения уровневой нормы преобразований в среде, внесения необходимых коррективов.

Кроме того, значимая целевая предназначенность профессионально-ориентированной образовательной среды усматривается в ее ресурсных возможностях, обеспечивающих качественные изменения личностных характеристик всех участников средового взаимодействия. Такая область профессиональной деятельности как уголовно-исполнительная практика в частности и социально-профессиональная деятельность в целом требуют наличия у специалиста перечня устойчивых личностных характеристик, способствующих решению сложных практических задач. Особое предназначение специалиста социальной сферы в условиях юридической практики предъявляет серьезные требования к сформированности его компетентностных позиций, обуславливающих возможность не только качественного выполнения своих профессиональных обязанностей, но использования в процессе профессиональной деятельности нетрадиционных решений.

Таким образом, целеполагание профессионально-ориентированной образовательной среды определяется совокупностью частных целевых установок, к которым следует отнести:

- среду, определяемую совокупностью профессионально-образовательной деятельности, которая должна иметь непрерывный характер своего развития;

- среду как гарант качественной подготовки специалистов, определяя ее результативность, которая находится в состоянии постоянных внутренних и внешних преобразований и изменений;

- среду как условие развития личности, которая обеспечивает возможность формирования личностных новообразований, стремления к самосовершенствованию специалиста.

Целевая обозначенность профессионально-ориентированной образовательной среды обеспечивается решением перечня задач, среди которых можно выделить следующие: оказание помощи в профессиональном самоопределении; восполнение недостающей информации об особенностях внешней среды; формирование адекватных жизненных ориентиров; правильный выбор сферы узкопрофессиональной деятельности и др.

Целевые установки, перечень задач профессионально-ориентированной образовательной среды определяют потребность ее рассмотрения с позиций понимания ее процессуальной сущности. Нам приемлема позиция Решетниковой Е.В., которая, рассматривая образовательную среду как процесс, предполагает в ее основе совокупность определенных компонентов (например, целостного, ценностного, социокультурно обусловленного, субъектно ориентированного процессов), обеспечивающих продуктивную деятельность субъекта образования через формирование универсальных навыков и умений (креативность), взаимодействие с миром посредством сложных связей (опосредствование), определение вектора личностного развития через формирование образцов

когнитивного и коммуникативного поведения в условиях состязательности (атональность)» [10]. Карпов А.О. отмечает, что образовательная среда как процесс обеспечивает возможность использования новых подходов в образовании, обусловленных необходимостью освоения больших объемов информации, опыта практической деятельности в условиях прохождения практик, совместного решения преподавателем и студентами научных проблем «не по заданным образцам с целью стимулирования творческой активности всех субъектов образовательного процесса, но выработку у них способности решать нестандартные задачи» [3].

Большинство специалистов сходятся в том, что технологии создают новую обучающую среду (образовательную среду), способствующую более интерактивному, требующему совместной деятельности, ориентированному на учащегося стилю образования, который соответствует условиям жизни в реальном мире [9, с.29]. «Технология» как общенаучная категория представляет собой выстроенный в логической последовательности процесс совместной деятельности. Рассмотрение профессионально-ориентированной образовательной среды как процесса усматривается в необходимости выстраивания любых видов деятельности в условиях сопроводительного межведомственного сотрудничества в технологической последовательности ее составляющих. Как показывает опыт, любая деятельность в такой среде определяется рассмотрением ее процессов с позиций целостности, логичности, насыщенности с учетом индивидуальных особенностей субъектов образования.

Процессуальная целостность указывает на необходимость тщательного подбора и реализации видов профессионально-образовательной деятельности в рамках единого целеполагания образовательного и практического ведомств. Общая целевая установка способствует концентрации усилий, направленных на решение разнонаправленных важных совместных задач. Процессуальная логичность совместных действий усматривается в технологизации происходящих процессов в межведомственной среде, которые определяют ее развитие с позиций: «от простого - к сложному» в выборе совместных форм работы; приемлемости поступательного использования полученных результатов совместной деятельности с учетом полученных результатов; обоснованного вкрапления в реализуемые процессы современных инновационных методов профессионально-образовательной деятельности. Процессуальная насыщенность обеспечивает эффективность реализуемых направлений и форм работы в среде, подразумевает потребность комплексного использования средств, приемов, видов профессионально-образовательной деятельности.

Таким образом, профессионально-образовательная среда как процесс предполагает технологическую целостность используемых видов и форм совместной работы, направленных на качественное преобразование разнонаправленных ведомств, к которым можно отнести: теоретико-прикладные лекции, семинары

практикумы, мастер-классы. Логика, определяющая совместные процессуальные действия, усматривается в подборе и реализации объединяющих видов работы, которыми являются методы для решения социально-педагогических проблем осужденных. Представляет особую значимость не просто использование форм и методов для оказания помощи осужденным, но реализация выбранных форм работы с изначальной установкой на формирование компетентностной позиции ее основных участников - студентов и специалистов-практиков.

В словарном понимании категория «условие» рассматривается как существенный компонент комплекса объектов, взаимодействий, как нечто внешнее для явления, включающего как внешние, так и внутренние факторы, может представлять собой не только существование, но и познания. [12]. Рассмотрение учеными образовательной среды как условия определяется в следующих характеристиках: как условие, которое предполагает раскрепощение, мобилизацию внутренних резервов человека и его стремления к самореализации, развитию способностей в высококультурной среде как в пространстве эмпатийного и творческого взаимодействия во всех видах деятельности и общения в системе вуза [1, с.21]. Как совокупность условий становления и развития личности, в которых протекает образовательная деятельность, которая включает в себя не только материальное, техническое, информационное и методическое обеспечение учебного процесса, но и пространственно-предметные обстоятельства, социальные компоненты и межличностные отношения, являясь при этом характеристикой конкретного учебного заведения. Вуз формирует собственную образовательную среду с определенными спецификами, характеристиками (традиции, стиль взаимодействия, формы интеграции учебного заведения с внешней средой) [8]. Корбут A.M. считает, что образовательная среда вуза наряду с перечнем материальных условий, обеспечивающих образовательную деятельность, выступает как «символическое поле» и «коммуникативный феномен» [4].

Анализ теоретических источников, результаты исследований позволили определить, что рассмотрение профессионально-образовательной среды как условия обеспечивает возможность не просто качественного образования, но личностного развития, опыта адекватного взаимодействия, способности решать сложные жизненные ситуации. Понимание образовательной среды как условия для развития личности предполагает учет: индивидуально-психологических особенностей обучающихся, специфики межличностных взаимоотношений студентов и преподавателей и т.д. Становление и развитие личности происходит под воздействием эффективной образовательной среды, в которой все больший акцент делается на формирование потребности студентов к самообразованию, саморазвитию.

Ключевая роль преподавателя усматривается не только в определении условий профессионально-образовательной среды, но и в управлении процессом ее создания совместно со студентами. По мнению

Шефера И. А., образовательная среда должна создаваться совместно, спонтанно, должна быть неожидаемой, но при этом вызывать такие эффекты, которые соответствовали бы общепринятым принципам дифференциации и идентификации личности [4]. Примером активного развития личности в профессионально-образовательной среде является дифференциация ее внутренней структуры через создание профессионально-ориентированных мастерских. Каждая мастерская усматривает в своем содержании рациональное, поэтапное распределение нагрузки выполняемой деятельности в соответствии с уровнем подготовки студентов на определенном этапе обучения. Совокупность используемых методов и форм учебной работы в мастерских способствует эффективному выстраиванию индивидуальной образовательной траектории, формированию профессионально-значимых новообразований личности обучающегося. Формирование личности в образова-

тельной среде вуза является важным психологическим условием в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков и в развитии стремления к самосовершенствованию и самореализации.

Профессионально-образовательная среда может рассматриваться как совокупность организационно-дидактических условий, факторов и межличностных отношений, оказывающих влияние на формирование личности с заданными качествами, к которым следует отнести современные образовательные технологии, индивидуализацию обучения, уровень развития материально-технической базы. В основе реализации основных позиций функционирования и развития профессионально-ориентированной образовательной среды - глубокое понимание ее системной и процессуальной значимости, совокупности условий, определяющих ее содержательное наполнение.

Библиографический список

1. Бурдуковская Е.А. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза: монография / Е.А. Бурдуковская, А.А. Шумейко, Н. К. Щепкина. Федеральное агентство по образованию, Амурский гос. ун-т Благовещенск : Изд-во АмГУ , 2006. 174 с.

2. Гапоненко А.В. Основные требования к построению образовательной среды университета при двухуровневой системе подготовки специалистов (методологический и методический аспекты). Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. 231с.

3. КарповА.О. Современная теория научного образования: проблемы становления. // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 15-24.

4. Корбут А.М. Университет как центр культуропорождающего образования: Изменение форм коммуникации в учебном процессе. Мн.: БГУ, 2004.

5. Крылова Н. Б. Культурология образования. М: Народное образование, 2000.

6. ЛопатинВ.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. 2-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1993. 704 с.

7. Малюшко К.Н. Социально-экономические факторы определения качества образовательной среды // Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / СГУПС, НТИ МГУДТ. Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2011. С.390-392.

8. Мартишина Н.И. Логическая универсальность образовательной среды // Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / СГУПС, НТИ МГУДТ. Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2011. С.51-54.

9. Менг ТВ. Исследование образовательной среды: проблемы подходы, модели: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. 98 с.

10. Решетникова Е.В. Семантические константы концепта «образовательная среда» // Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / СГУПС, НТИ МГУДТ. Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2011. С.93-95.

11. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н.Ушакова. в 4-х т. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ, 1935-1940.

12. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

13. Философский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1996.

14. Шеффер И.А. Интерпретация понятия «образовательная среда» как результат в коммуникативном аспекте // Образовательная среда как фактор качественной профессиональной подготовки: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / СГУПС, НТИ МГУДТ. Новосибирск: изд-во СГУПСа, 2011. С.185-186.

15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2011. 365 с.

References

1. Burdukovskaya E.A. Personal formation of the student in socio-cultural environment of the University: monograph / E.A. Burukovskaya, A. A. Shumeiko, N. K. Schepkina; the Federal Agency for education, Amur state University, Blagoveshchensk : Publishing house of Amgu , 2006. P. 174.

2. Gaponenko A. V. Basic requirements for the construction of the educational environment of the University under a two-tier system of training (methodological and methodical aspects). Krasnodar: Education-South, 2010. 231 p.

3. KarpovA. O. Modern scientific theory of education: problems of formation. // Questions of philosophy. 2010. No. 5. Pp. 15-24.

4. KorbutA. M. University as a center of cultural generating education: Changing forms of communication in the educational process. Mn.: BSU, 2004.

5. Krylov N. B. Cultural studies of education. M: National education, 2000.

6. Lopatin V. V. Small explanatory dictionary of the Russian language / V. V. Lopatin, L. E. Lopatin. 2 edition, erased. Moscow: Rus. lang., 1993.704 p.

7. Malyshko K. N. Socio-economic factors determining the quality of the educational environment Educational environment as a factor of quality of professional training: Materials of all-Russian scientific-methodical conference / STU, STI MSUDT. Novosibirsk: publishing house of STU, 2011. Pp. 390-392.

8. Marchesina N.I. And. Logical universality of the educational environment Educational environment as a factor of quality of professional training: Materials of all-Russian scientific-methodical conference / STU, STI MSUDT. Novosibirsk: publishing house of STU, 2011. Pp. 51-54.

9. Meng T. V. Study of the educational environment: issues approaches, models: Monograph. SPb.: Publishing house RGPU. A.I. Herzen, 2011. 98 p.

10. ReshetnikovaE. V. Semantic constants of the concept "educational environment" // Educational environment as a factor of quality of professional training: Materials of all-Russian scientific-methodical conference / STU, STI MSUDT. Novosibirsk: publishing house of STU, 2011. Pp. 93-95.

11. Explanatory dictionary ofRussian language / ed. by D. N. Ushakov. in 4 vols, Moscow: GOS. in-t "Joint. the ENCYCLOPAEDIA."; Ogiz, 1935-1940.

12. Encyclopedic dictionary of philosophy. M.: Soviet encyclopedia. CH. editors: L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. 1983.

13. Encyclopedic dictionary of philosophy. M.: Encyclopedia, 1996.

14. SchaefferI. A. the concept of "educational environment" as a result, in the communicative aspect of the Educational environment as a factor of quality of professional training: Materials of all-Russian scientific-methodical conference / STU, STI MSUDT. Novosibirsk: publishing house of STU, 2011. Pp. 185-186.

15. Jasvin V. A. Educational environment: from modeling to design. M: Meaning, 2011. 365 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.