Научная статья на тему 'Методологические основания математической подготовки будущих менеджеров производства'

Методологические основания математической подготовки будущих менеджеров производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / МЕНЕДЖЕР ПРОИЗВОДСТВА / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / MATHEMATICAL PREPARATION / METHODOLOGICAL BASES / PRODUCTION MANAGER / MATHEMATICAL TOOLS / SOCIAL AND ECONOMIC SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адигамова Эльмира Борисовна

В статье показана роль математической подготовки будущих менеджеров, определяемая требованиями ФГОС, запросами работодателей, потребностями социально-экономической сферы, обеспечивающей возможность посредством использования математических методов и математического инструментария исследовать широкий круг экономических и управленческих вопросов, возникающих на производстве. Представлены методологические основания проектирования математической подготовки, обеспечивающие выработку научных положений и практических рекомендаций по ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адигамова Эльмира Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF MATHEMATICAL PREPARATION FOR FUTURE PRODUCTION MANAGERS

The article demonstrates the role of mathematical training for future managers which is determined by requirements of FGOS, requests of employers, needs of the social and economic spheres providing the opportunity to research a wide range of economic and managerial problems by using mathematical methods and the questions arising during the production process. The methodological bases of designing mathematical preparation which provide development of scientific provisions and practical recommendations on its implementation are provided.

Текст научной работы на тему «Методологические основания математической подготовки будущих менеджеров производства»

УДК 378

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Э.Б. Адигамова

Аннотация. В статье показана роль математической подготовки будущих менеджеров, определяемая требованиями ФГОС, запросами работодателей, потребностями социально-экономической сферы, обеспечивающей возможность посредством использования математических методов и математического инструментария исследовать широкий круг экономических и управленческих вопросов, возникающих на производстве. Представлены методологические основания проектирования математической подготовки, обеспечивающие выработку научных положений и практических рекомендаций по ее реализации.

Ключевые слова: математическая подготовка, методологические основания, менеджер производства, математический инструментарий, социально-экономическая сфера.

METHODOLOGICAL BASES OF MATHEMATICAL

PREPARATION FOR FUTURE PRODUCTION MANAGERS

E. Adigamova

Abstract. The article demonstrates the role of mathematical training for future managers which is determined by requirements of FGOS, requests of employers, needs of the social and economic spheres providing the opportunity to research a wide range of economic and managerial problems by using mathematical methods and the questions arising during the production process. The methodological bases of designing mathematical preparation which provide development of scientific provisions and practical recommendations on its implementation are provided.

Keywords: mathematical preparation, methodological bases, production manager, mathematical tools, social and economic sphere.

Современный менеджер - это активный, динамичный, перспективный специалист, способный на научной основе принимать управленческие решения и осуществлять инновационную деятельность в

профессиональной сфере. Синтез

профессиональных, психологических,

экономических и инновационных характеристик позволил нам определить совокупность системных свойств будущего менеджера: лидерские качества; системно-функциональное и проблемно-превентивное восприятие

управляемого объекта, его процессов и внешней среды; перспективное мышление, научный и инновационный подход к управлению; отсутствие инерционности мышления; адаптивная способность к динамичным изменениям; антиномичность как возможность понимания и использования противоположной личной, обоснованной альтернативы;

экспрезентность - перспективное восприятие объекта при дефиците информации. Поиск инновационных решений, освоение новых возможностей, умение быстро принять решение и рассчитать риски во многом зависят от наличия стойких творческих и исследовательских навыков, формируемых математической подготовкой. Очевидно, что все эти качества

взаимосвязаны и отражают необходимость знания основных законов и методов математических наук, без которых невозможны принятие обоснованных решений, тщательный расчет, риск в том или ином производственном деле. Будущий менеджер в процессе профессиональной подготовки в вузе должен не только получить и усвоить систему знаний по математике, но и приобрести профессионально значимые умения применять язык, символику, аппарат и методологию математики, которые с учетом их многообразия и универсализма могут применяться для анализа и решения различных экономических, финансовых или деловых проблем.

Современное состояние образования подтверждает необходимость усиления профессиональной направленности, изменения структуры и содержания математической подготовки в направлении интеграции с будущей профессиональной деятельностью [1]. Для этого необходимо такие компоненты

профессиональной подготовки, как цель, содержание, методы, формы и средства обучения, подчинять целенаправленному формированию профессиональных компетенций будущего менеджера, которые могут быть обеспечены за счет его математической подготовки.

В контексте организации профессионально -ориентированной математической подготовки будущих менеджеров необходимо

принципиально изменить сам подход к обучению, обеспечив переход к формированию у студентов стойких творческих и исследовательских навыков, умению решать профессионально -ориентированные проблемы. Преодоление изолированности модулей обучения и самих дисциплин, реализация междисциплинарных изысканий, понимание необходимости наличия исследовательской практики в современном бизнесе (когда каждое значимое управленческое решение можно рассматривать как эксперимент) и образовательная среда вуза определяют особенности и отбора содержания, проектирования и реализации математической подготовки будущих менеджеров [2].

Для обеспечения профессионально-ориентированной математической подготовки менеджеров необходимо структурировать ее методологию, обеспечивающую визуализацию содержания, методов и описание педагогических функций. Профессионально-ориентированная математическая подготовка будущих менеджеров обусловливается методологическими подходами и принципами, определяющими целостность исследования и его границы на философском, общенаучном, конкретно-научном и

технологическом уровнях.

Мы считаем необходимым применять для проектирования содержания профессионально-ориентированной математической подготовки будущих менеджеров следующие

методологические подходы:

1) системный, обеспечивающий целостность, комплексность и системность проектирования и определяющий междисциплинарные связи математикосодержащих дисциплин, пролонгированный эффект формирования профессиональных компетенций в ходе математической подготовки;

2) компетентностный, усиливающий профессиональную ориентацию математической подготовки, предполагая практически направленный результат образовательного процесса. Наряду с формированием профессиональных знаний, умений, навыков в профессиональной сфере, он нацелен на развитие опыта самостоятельной математико-ориентированной деятельности. При таком подходе знания, умения и навыки служат фундаментом, на который опираются компетенции. На передний план выходят такие технологии обучения, при которых происходит включение студентов в разные виды деятельности и акцент ставится на самоопределении,

самообучаемости, самореализации и индивидуализации студента;

3) личностно-ориентированный, концентрирующийся на учете индивидуального характера усвоения учебного материала каждым обучающимся; его способностях, возможностях и особенностях. Средством реализации этого подхода в математической подготовке будущих менеджеров может являться построение индивидуальных образовательных траекторий на основе использования разноуровневых по сложности индивидуальных заданий соответствующих способностям и возможностям обучающихся. Данный аспект стимулирует обучающихся к постоянному росту и обновлению себя за счет обеспечения условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания;

4) задачный, определяющий способ организации математической профессионально-ориентированной подготовки через систему профессиональных задач различного уровня сложности [3], организацию учебного материала на основе учебного моделирования и прогнозирования. Данный подход реализуется через создание квазипрофессиональной среды и системы заданий, побуждающих к решению реальных экономико-управленческих задач. Предлагаемая будущему менеджеру система задач обладает индивидуальной спецификой (в зависимости от уровня студента); устраняет разрывы между профессиональными и общими дисциплинами; определяет познавательную, репродуктивную, исполнительскую, творческую деятельность студента; осуществляет развитие способностей к перебору, абстракции, индукции; формирует логическое мышление.

На основе представленных методологических подходов (системного, компетентностного, личностно ориентированного и задачного) нами были выделены следующие принципы проектирования и реализации профессионально-ориентированной математической подготовки будущих менеджеров в условиях исследовательского университета:

1. Принцип интегративности,

предполагающий изучение математических дисциплин таким способом, при котором проявляется связь одних учебных элементов науки математики с другими (так проявляется внутрипредметная интеграция); связь

математических дисциплин с учебными элементами других дисциплин (межпредметная интеграция); связь обучения математике, особенно на практических занятиях, с элементами будущей профессиональной деятельности (деятельностная интеграция). Принцип

интегративности раскрывает межпредметный интегративный характер математикосодержащих дисциплин, обосновывая целесообразность и необходимость многоуровневой математической подготовки менеджеров.

2. Принцип научности, обусловливающий объективность и адекватность содержания профессионально-ориентированной математической подготовке менеджеров в текущих условиях. В соответствии с данным принципом важно обеспечить усвоение не только научных фактов, понятий и теорий, но и современных тенденций развития математики (универсальность, практическая применимость, культуросообразность) [4]. Этому способствует внедрение в математическую подготовку элементов проблемности исследовательских работ; обучение наблюдению; умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения; рационально использовать научную литературу.

Можно выделить следующие аспекты реализации принципа научности в математической подготовке будущих

менеджеров: отбор и проектирование содержания профессионально-ориентированной математической подготовки; высокий научный уровень изложения учебного материала преподавателем в ходе изучения математикосодержащих дисциплин; содействие развитию у обучающихся учебно-исследовательских навыков и умений (например, посредством применения метода проектов, использования методов математического моделирования в специальных дисциплинах).

3. Принцип единства фундаментального и профессионально-ориентированного содержания математической подготовки.

Данный принцип признается важнейшим принципом при отборе содержания и построения учебного материала и обеспечивается следующими средствами, отражающими достижение единства фундаментальной и профессиональной направленности

математической подготовки будущих менеджеров:

- наполнение текстов математических задач профессионально-ориентированным содержанием, включающим, в частности, специфические термины из профессиональной области;

- проведение классических лабораторных и практических работ по математическим дисциплинам с ориентацией на будущую профессиональную сферу обучающихся;

- решение математических задач, сочетающих в себе необходимость применения классического

математического аппарата и профессионально-ориентированное содержание;

- использование тематических расчетно-графических работ, выполнение которых связано с применением знаний по циклу профессиональных дисциплин менеджеров и экономистов;

- выполнение обучающимися отчетов и проектов, требующих синтеза математических и профессиональных знаний и умений.

4. Принцип модульности, определяющий организационную форму и методы подготовки. В соответствии с этим принципом математическая подготовка строится по отдельным функциональным узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. В основу разработки каждого модуля закладывается формирование определенных математических знаний и умений. Содержание и объемы модулей могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, индивидуальной траектории обучения [5].

5. Принцип индивидуализации, заключающийся в учете индивидуальных особенностей каждого обучающегося, и особенно их способностей к усвоению знаний. Чем больше увеличивается объем, и усложняется содержание знаний, тем более четко выступают на передний план индивидуальные различия в обучаемости и становится понятным, что невозможно создать оптимальные для всех обучающихся условия обучения одновременно, что особенно важно для проведения практических занятий и самостоятельных работ. Основным средством реализации данного принципа являются индивидуальные самостоятельные работы, задания, проекты.

6. Принцип проблемности, позволяющий построить процесс обучения путем разрешения проблемных задач и ситуаций. Проблемная ситуация представляет собой явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Проблемная ситуация требует активной познавательной деятельности обучающихся, применения логических умозаключений для ее правильной оценки и разрешения, в ходе чего происходит углубление имеющихся знаний, развитие умения решать проблемы и коммуникативные умения. Построение математической подготовки с учетом принципа проблемности способствует развитию творческого мышления, так как поиск решения

проблемной ситуации, поиск новых знаний из-за недостаточности имеющихся и является компонентом креативности.

Математическая подготовка бакалавров менеджмента, основанная на названных подходах, принципах и отвечающая требованиям ФГОС, должна рассматривать в едином блоке как подготовку по математическим дисциплинам (высшая математика, теория вероятностей и математическая статистика, методы принятия управленческих решений), так и по связанным с ними дисциплинам («Информационные технологии в менеджменте», «Статистика», «Методы принятия управленческих решений», «Теория игр»). Выделенная методология обусловливает изменение подхода к обучению, переход к формированию у студентов стойких

творческих и исследовательских навыков, умению решать профессионально-

ориентированные проблемы. Преодоление изолированности модулей обучения и самих дисциплин, реализация междисциплинарных изысканий, понимание необходимости наличия исследовательской практики в современном бизнесе (когда каждое значимое управленческое решение можно рассматривать как эксперимент) и существующая научно-методическая база вуза определяют способы реализации

профессионально-ориентированной математической подготовки студентов бакалавриата, формы и методы организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.

Литература:

1. Щербаков В.С., Загитова Л.Р. Формирование математической компетентности будущих инженеров-нефтяников / В.С. Щербаков, Л.Р. Загитова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 1(96). -С. 74-81.

2. Адигамова Э.Б. Педагогические условия профессионально-ориентированной математической подготовки будущих менеджеров / Э.Б. Адигамова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2015. - № 2. - С. 33-36.

3. Щербаков В.С., Кабиров Р.Р. Роль задачно-модульной технологии в повышении качества подготовки компетентных специалистов / В.С.

Щербаков, Р.Р. Кабиров // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 1. - С. 98-110.

4. Шафаревич И.Р. О некоторых тенденциях развития математики: лекция по случаю официального вручения Хейнемановской премии Геттингенской Академии наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shafarevich.voskres.ru/

5. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р., Левина Е.Ю. Реализация модульно-компетентностного подхода при проектировании учебных модулей естественнонаучных и профессиональных дисциплин / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева, Е.Ю. Левина // Инновации в образовании. - 2016. - № 3. - С. 62-73.

Сведения об авторе:

Адигамова Эльмира Борисовна (г. Казань, Россия) старший преподаватель кафедры Теоретической и прикладной механики и математики Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, e-mail: elle05@list.ru

Data about the author:

E. Adigamova (Kazan, Russia), senior professor of the department of Theoretical and application-oriented mechanics and mathematics of Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev, e-mail: elle05@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.