Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ЭТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ПОЛИТИКА "БОЛЬШИХ ВЫЗОВОВ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левин Юрий Анатольевич, Фомина Галина Юрьевна, Волков Андрей Валентинович

Цель статьи заключается в формировании современной методологии, позволяющей исследовать теоретический базис этического предпринимательства. Рассмотрены вопросы совместимости и разграничения понятийного аппарата, обоснования методов исследования, определения понятий «этическое предпринимательство». Проанализированы гносеологические корни этического предпринимательства и отмечено, что для современного этапа мирового социально-экономического развития характерна особая актуальность решения задач научно-технической, продовольственной и экологической политики «больших вызовов». Приведены истоки формирования теоретических представлений об этическом предпринимательстве. Показано, что на формирование этического предпринимательства влияют общественное сознание, моральные принципы, организационное поведение и мотивы предпринимателей. Обусловлена трифункциональная природа этического предпринимательства. Доказано, что вопросы этического предпринимательства по своему содержанию являются междисциплинарными на стыке экономики, менеджмента, социологии, психологии, философии. Проводится анализ этического предпринимательства в контексте устоявшихся доктрин, распространяющих социальные и экономические правила на различные составляющие общественной жизни. Отмечается наличие совокупности организационных процедур и процессов с помощью которых этическое предпринимательство приобретает, усваивает, трансформирует и используют знания. В заключение приведены основные постулаты, дающие практическое осмысление теоретического базиса этического предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левин Юрий Анатольевич, Фомина Галина Юрьевна, Волков Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL AND THEORETICAL ASPECTS OF ETHNIC ENTREPRENEURSHIP

The purpose of the article is to form a modern methodology that allows to explore the theoretical basis of ethical entrepreneurship. The issues of compatibility and differentiation of the conceptual apparatus, substantiation of research methods, definition of the concepts of «ethical entrepreneurship» are considered. The epistemological roots of ethical entrepreneurship are analyzed and it is noted that the current stage of world socio-economic development is characterized by the special relevance of solving the problems of scientific, technical, food and environmental policy of «big challenges». The sources of the theoretical ideas formation about ethical entrepreneurship are given. It is shown that the formation of ethical entrepreneurship is influenced by public consciousness, moral principles, organizational behavior and motives of entrepreneurs. The three-functional nature of ethical entrepreneurship is determined. It is proved that the issues of ethical entrepreneurship in their content are interdisciplinary at the intersection of economics, management, sociology, psychology, philosophy. The analysis of ethical entrepreneurship is carried out in the context of established doctrines that extend social and economic rules to various components of public life. It is noted that there is a set of organizational procedures and processes through which ethical entrepreneurship acquires, assimilates, transforms and uses knowledge. In conclusion, the main postulates that give a practical understanding of the theoretical basis of ethical entrepreneurship are given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

SCIENTIFIC SUPPORT AND MANAGEMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Научная статья УДК 338.222+ 174.4

doi: 10.55186/25876740_2022_65_5_546

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Ю.А. Левин1, Г.Ю. Фомина2, А.В. Волков3

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия Международная промышленная академия, Москва, Россия

Аннотация. Цель статьи заключается в формировании современной методологии, позволяющей исследовать теоретический базис этического предпринимательства. Рассмотрены вопросы совместимости и разграничения понятийного аппарата, обоснования методов исследования, определения понятий «этическое предпринимательство». Проанализированы гносеологические корни этического предпринимательства и отмечено, что для современного этапа мирового социально-экономического развития характерна особая актуальность решения задач научно-технической, продовольственной и экологической политики «больших вызовов». Приведены истоки формирования теоретических представлений об этическом предпринимательстве. Показано, что на формирование этического предпринимательства влияют общественное сознание, моральные принципы, организационное поведение и мотивы предпринимателей. Обусловлена трифункциональная природа этического предпринимательства. Доказано, что вопросы этического предпринимательства по своему содержанию являются междисциплинарными на стыке экономики, менеджмента, социологии, психологии, философии. Проводится анализ этического предпринимательства в контексте устоявшихся доктрин, распространяющих социальные и экономические правила на различные составляющие общественной жизни. Отмечается наличие совокупности организационных процедур и процессов с помощью которых этическое предпринимательство приобретает, усваивает, трансформирует и используют знания. В заключение приведены основные постулаты, дающие практическое осмысление теоретического базиса этического предпринимательства.

Ключевые слова: потенциал этического предпринимательства, принципы ведения бизнеса, мультидисциплинарность, политика «больших вызовов» Original article

METHODOLOGICAL AND THEORETICAL ASPECTS OF ETHNIC ENTREPRENEURSHIP

Yu.A. Levin1, G.Y. Fomina2, A.V. Volkov3

'Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia 2Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

international Industrial Academy, Moscow, Russia

Abstract. The purpose of the article is to form a modern methodology that allows to explore the theoretical basis of ethical entrepreneurship. The issues of compatibility and differentiation of the conceptual apparatus, substantiation of research methods, definition of the concepts of «ethical entrepreneurship» are considered. The epistemological roots of ethical entrepreneurship are analyzed and it is noted that the current stage of world socio-economic development is characterized by the special relevance of solving the problems of scientific, technical, food and environmental policy of «big challenges». The sources of the theoretical ideas formation about ethical entrepreneurship are given. It is shown that the formation of ethical entrepreneurship is influenced by public consciousness, moral principles, organizational behavior and motives of entrepreneurs. The three-functional nature of ethical entrepreneurship is determined. It is proved that the issues of ethical entrepreneurship in their content are interdisciplinary at the intersection of economics, management, sociology, psychology, philosophy. The analysis of ethical entrepreneurship is carried out in the context of established doctrines that extend social and economic rules to various components of public life. It is noted that there is a set of organizational procedures and processes through which ethical entrepreneurship acquires, assimilates, transforms and uses knowledge. In conclusion, the main postulates that give a practical understanding of the theoretical basis of ethical entrepreneurship are given.

Keywords: the potential of ethical entrepreneurship, principles of doing business, multidisciplinar^ the policy of «big challenges»

Введение. Решение проблем по этическому обоснованию отношения к природе, обеспечению продовольственной безопасности, переходу к производству и потреблению экологически чистой продукции в условиях роста мировой опасности становления техногенного типа развития экономики, с которыми мир сталкивается в последние десятилетия, требует новых междисциплинарных знаний, а сами научные исследования вступили в эпоху

546 -

© Левин Ю.А., Фомина Г.Ю., Волков А.В., 2022

Международный сельскохозяйственный журнал, 20;

мультидисциплинарных подходов и кооперационных отношений предпринимательства, фундаментальной и прикладной науки, образования и различных уровней власти в силу особой актуальности и вместе с тем нарастающей сложности приобретения, усвоения, трансформации и использования знаний [3, 7, 12, 13] ].

Методы исследования. В генезисе этического предпринимательства — исследования, посвященные вопросам «зеленой» экономики

:, том 65, № 5 (389), с. 546-549.

и «зеленого» банкинга, внутреннего консенсуса бизнес-сообщества, философский анализ, а также работы в области психологии, классической, поведенческой, промышленной и аграрной социологии.

Изучение базиса формирования этического предпринимательства производится в рамках аналитического и синтетического методов. Авторы, соглашаясь с тем положением, что изначально требуется воспринять окружающую

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

природную и социальную реальность в совокупной целостности, признают, что для исследования этой реальности фундаментально, такое восприятие будет слишком поверхностным. Познанию целого чаще всего сопутствует познание частей этого целого, а следовательно, разложение (мысленное или иногда — реальное) целого на отдельные части в ходе проводимого анализа. При этом совместное использование методов анализа и синтеза предполагает изучение сути и содержания этического предпринимательства; сравнение различных подходов к осмыслению этического предпринимательства и последующий синтез, сопоставляющий исследования и содержащиеся в них концепции для нахождения в них общего и особенного. Эти методы в формате междисциплинарного взаимодействия дополняют логический анализ, помогающий показать истоки этического предпринимательства в качестве основополагающих принципов хозяйственной практики в социуме, и диалектический метод, предполагающий, что все события, связанные с формированием этического предпринимательства находятся в развитии и в неразрывной связи между причинами ее формирования и возможными результатами.

Исследование. Исследование проведено в Российско-итальянском координационном Совете «Этическое предпринимательство», членами которого авторы являются, в 2021-2022гг. Гипотеза исследования заключается в том, что поскольку предпосылки этического предпринимательства связаны с формированием морального авторитета бизнеса, то в контексте взглядов экономики, философии и социологии предпринимательства, изучающей предпринимательство как одну из социально-экономических подсистем, ключевым фактором появления этического предпринимательства, считается возникновение в социуме потребности в этическом обосновании норм предпринимательской деятельности и ответной реакции бизнеса и власти.

Еще в античные времена и в Средневековье многие мыслители, изучая экономические проблемы, проводили их анализ с моральных позиций [11]. Можно полагать, что первые попытки рассмотреть в своих трудах вопросы долга и перечень этических обязанностей по отношению к обществу представителей различных слоев бизнеса — фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов — предпринял изначально О. Конт [6], а в дальнейшем, в конце XIX и начале XX столетий, изучались Э. Дюркгеймом [4], М. Вебером и А. Вебером, Г. Геркнером [10, с. 289]. Практика этического анализа предпринимательства рассматривались в трудах А. Смита, В. Зомбарда. Этическая направленность экономики признавалась Дж. Кейнсом, Ф. Хайеком, Дж. Ролзом.

Однако как самостоятельная концепция этическое предпринимательство начало приобретать системный вид относительно недавно, менее полувека назад в США и странах Западной Европы. Специальные исследования в этой области стали проводиться с начала 1980-х гг. многими зарубежными учеными, среди которых Ч. Блац, П.Б. Томпсон, Г. Комсток, X. Леман. Их усилиями этическое предпринимательство, как один из аналитических компонентов этики природопользования, стало превращаться в междисциплинарное научное направление, а также в учебную дисциплину. Этическое

предпринимательство, как и ряд других направлений исследований, «продолжает заимствовать многие идеи из других областей знаний, все более расширяя свои междисциплинарные границы». При этом «социальные науки «задают» объяснительные модели поведения, а управленческие — практическое использование этих моделей» [3].

Хотя появление этического предпринимательства опосредованно связано с рядом новых тенденций в политике, экономике, культуре, общественном мнении, однако еще до научного осмысления понятия «этическое предпринимательство» сформировались принципы экологического отношения к окружающей среде. Существуют различные подходы к определениям понятия «этическое предпринимательство», обусловленные междисциплинарным характером концепции этического предпринимательства, которые позволяют решить методологические вопросы совместимости и разграничения понятийного аппарата, методов исследования, полноты описания.

Этическое предпринимательство можно определять как сложившуюся совокупность принципов и методов ведения бизнеса в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Согласно подхода считающего, «что предпринимательство является частью инвестиционной политики» [1, с. 41], можно под термином «этическое предпринимательство», представлять собой совокупность моральных норм и принципов как механизма взаимодействия контрагентов, которая является одним из факторов роста спроса и тем самым повышает отдачу на инвестированный в бизнес капитал.

Хотя этическое предпринимательство считается одной из движущих сил экономического развития, вместе с тем во внеэкономической сфере этическое предпринимательство характеризуется трифункциональностью (т.е. совмещением трех функций), являясь специфической подсистемой общественной нравственности и социальной этики, особым сектором профессиональной морали предпринимателя, совпадающей одновременно как с трудовой моралью, так и с организационным поведением.

Отражение во взгляде на этическое предпринимательство принципов трудовой морали, индивидуального и организационного поведения, соответствует утверждению Д. Мак-Грегора: «успех менеджмента...в значительной степени зависит от способности предсказать и контролировать человеческое поведение» [5, с. 473-479].

Отечественные исследования этического предпринимательства начали проводиться относительно недавно и сейчас, наряду с изучением их проявления в сфере сельского хозяйства, торговли, промышленности ведется анализ мо-тивационных паттернов. Поскольку эмпирический анализ этического предпринимательства часто затрудняется отсутствием настоящих экспериментальных данных, то на основании институциональных данных, которые можно интерпретировать как естественные эксперименты, делается вывод о том, что несмотря ни на какие этнические, климатические, религиозные, географические условия развитие этического

предпринимательства происходит в зависимости в первую очередь от экономических условий, созданных для ведения того или иного типа хозяйствования. Вместе с тем следует признать, что неэкономические условия, например, правовые, политические, технологические и др. без сомнения влияют на такие факторы, непосредственно или опосредованно связанные с формированием предпринимательской этики, как транзакционные издержки, контрагентские отношения и др.

Неотъемлемой составляющей социальной ответственности предпринимательства является участие в решении проблем, устранению угроз и реализации возможностей, отраженных в концепции научно-технической политики «больших вызовов» Следует сказать, что понятие «большие вызовы» предполагается закрепить законодательно, поскольку в последние годы на повестке дня перед государством как регулятором и бизнес-сообществом поставлен вопрос об использовании потенциала этического предпринимательства в решении задач, связанных с междисциплинарным комплексом проблем, среди которых выделяют в качестве ключевых — задачи сохранения и укрепления продовольственной безопасности, решения актуальных вопросов развития сельскохозяйственных рынков и применения технологических инноваций в промышленности и сельском хозяйстве.

Концепция научно-технической политики «больших вызовов» основана на ключевых тенденциях в области науки, технологий и экологии, отраженных докладе ЮНЕСКО по науке «На пути к 2030 году», который позволяет выделить среди присущих этическому предпринимательству задач охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и создание соответствующих условий экологической безопасности жизнедеятельности на фоне роста антропогенной нагрузки, глобальных и региональных вызовов в экономике и политике. Добавим по опыту последних месяцев нарастание негативных тенденций и рисков в национальных и мировой системах продовольственной безопасности, усилившихся как в силу последствий пандемии, которая нанесла удары по продовольственным цепочкам, так и санкци-онной политики.

Системообразующий характер и много-аспектность поставленных задач требуют объединения усилий многих научных дисциплин и дальнейшего развития кооперационных отношений науки и производства, государства и бизнеса. При этом важной областью такой кооперации становится создание передовой инфраструктуры знаний научной, научно-технической и инновационной деятельности, необходимой для формирования различных вариантов корпоративной ответственности в контексте устойчивого развития и становления этического предпринимательства [13].

В результате складывается комплекс теоретических исследований, которые синтезируются в зависимости от решаемой задачи в различные комплексные модели сложной системы. Этическое предпринимательство — это своего рода синтез традиционной неоклассической экономики и ресурсной экономики в сочетании с технологической, социальной, философской оценками воздействия на окружающую среду, с одной стороны, и экологической экономики с традиционной экономикой — с другой.

- 547

Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 65, № 5 (389). 2022

ш

SCIENTIFIC SUPPORT AND MANAGEMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

В фокусе этического предпринимательства находится устойчивое управление экономико-экологической системой, а временной горизонт включает постиндустриальное общество.

В современных условиях соблюдение принципа этики экономических отношений является атрибутом развития предпринимательства независимо от отраслевой принадлежности. Промышленность, торговля, лесное и сельское хозяйство, строительство и сфера услуг — все эти отрасли подчинены законам этического предпринимательства, выступающего инструментом анализа и решения проблем, которые возникают в деятельности предпринимателей, необходимой для обеспечения создания валовой добавленной стоимости по всей цепочке ее формирования.

Этическое предпринимательство» согласуется с планами международного стандарта ISO 26000, а также с планами по присоединению к инициативе ООН PRME-Principles for Responsible Management Education, призванной поощрять образовательные учреждения внедрять принципы корпоративной социальной ответственности в программы обучения.

Со становлением постиндустриального общества в условиях современного этапа мирового социально-экономического развития гносеологические корни этического предпринимательства особо актуализируются и в связи с тем, что решение проблем экономического роста становится одним из магистральных направлений политики страны, а угрозы деградации научно-технического потенциала страны, снижения конкурентоспособности национальной экономики, экологическая катастрофа могут привести к необратимой утрате возможностей будущего социально-экономического развития [8].

Как известно из теории инноваций, скорость распространения инновации возрастает с ростом ее прибыльности. Поэтому одним из факторов масштаба распространения инноваций служит предпринимательский мотив получения прибыли, что вполне объяснимо с позиций теории Й. Шумпетера о предпринимательстве [15]. Однако, давая оценку предпринимательскому фактору, следует признать, что прибыль производителей нельзя считать основным фактором. Без сомнения немаловажным, но не столь заметным, фактором является «...моральная потребность в, выступающая в виде соблюдения этики предпринимательства, обусловленного экономической ситуацией, степенью удовлетворения потребностей, требованиями потребителя и др.» [16].

Обсуждение и выводы. В современных условиях соблюдение принципа этики экономических отношений является атрибутом развития предпринимательства независимо от отраслевой принадлежности. Промышленность, торговля, лесное и сельское хозяйство, строительство и сфера услуг — все эти отрасли подчинены законам этического предпринимательства, выступающего инструментом анализа и решения проблем, которые возникают в деятельности предпринимателей, необходимой для обеспечения создания валовой добавленной стоимости по всей цепочке ее формирования [2].

Развитие этического предпринимательства требует не только соответствующих социальных, технологических, финансовых, институциональных нововведений, которые определяют черты новой «зеленой» экономики, соответствующий

International agricultural journal. Vol. 65, No. 5 (389). 2022

ей тип потребления, производительные силы и производственные отношения, но и важным аспектом является способность применения на практике теоретических междисциплинарных знаний [9].

Приобретение знаний напрямую связано со способностью приобретать внешние знания или информацию о рынке. Усвоение знаний означает способность анализировать и, по сути, разбираться в информации, которая была приобретена. Трансформация представляет собой синтез существующих и освоенных знаний. Эксплуатация (использование) касается способности применять эти знания к уже существующим возможностям [7].

Поскольку в общем виде измерение экологического потенциала по освоению природных ресурсов базируется на экономике знаний и возможностей, то весьма важным аспектом является способность применения знаний и опыта, рассматриваемая как совокупность организационных процедур и процессов с помощью которых этическое предпринимательство приобретает, усваивает, трансформирует и используют знания.

Осмысление методологического базиса этического предпринимательства базируется на двух постулатах. Первый постулат заключается в том, что процесс освоения возможностей этического предпринимательства является динамическим, т.е. он не статичен. Поэтому использование понятия потенциала, который расценивался как запас знаний, а не как поток, давало бы достаточно ограниченные результаты при оценке возможностей этического предпринимательства по сохранению и функционированию природных систем, рациональному использованию всех компонентов биосферы в интересах человека. К этому следует добавить, что способности абсорбировать информацию и навыки в первую очередь ориентируются на преобразование технологического способа производства, который должен обеспечивать сохранность экологических систем и их развитие.

Второй постулат заключается в создании новых знаний. Необходимо концентрировать свое внимание на постоянном обучении этическому предпринимательству. Следует отметить, что ответом на возрастающее ограничение ресурсов, с чем сталкивается человечество, является стремление к максимальному увеличению потенциальной полезности природных ресурсов, которыми оно обладает, что в свою очередь требует обязательного учета экологических ограничений.

Восприятие этих постулатов способно дать рынку практико-ориентированную информацию о соблюдении этики экономических отношений бизнеса с потребителями, партнерами и государством и стать межотраслевым стандартом этического предпринимательства.

Список источников

1. Бас В.Н. Управление организационным поведением // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2009. № 146. С. 41-49.

2. Волков А.В., Левин Ю.А. Плодородие земель и развитие органического сельского хозяйства в регионах России в контексте этического предпринимательства // Московский экономический журнал. 2019. № 10. с. 8-10. Рок 10.24411/2413-046Х-2019-10032

3. Горчаков С.Е. Теория организационного поведения в структуре управленческого знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. 575 с.

5. Классики менеджмента : энциклопедия. Под ред. М. Уорнера: пер. с англ. Питер, 2001. 1160 с.

6. Конт О. Общий обзор позитивизма: пер. с фран. 2-е изд. М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 296 с.

7. Данилочкина Н.Г., Левин Ю.А., Тебекин А.В. [и др.] Актуальные проблемы взаимодействия теории и прикладной экономики в эпоху перманентного кризиса: монография. Под общ. ред. К.К. Кумехова. Москва: Русайнс. 2022. 212 с.

8. Левин Ю.А. Методологические аспекты политико-экономического синтеза и анализа // Инновации и инвестиции. 2020. № 11. С. 35-38.

9. Левин Ю.А., Фомина Г.Ю., Волков А.В. Концептуальные положения сельскохозяйственной этики и пути их практической реализации // Международный сельскохозяйственный журнал. 2021. № 6 (384). С. 65-68. Doi: 10.24412/2587-6740-2021-6-65-68

10. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Управленческая мысль Западной Европы, США и Японии (XIX-XX вв.). М.: Изд-во «Спутник+», 2011. 744 с.

11. Минервин И.Г. Экономика и этика: этические предпосылки хозяйствования // Экономические и социальные проблемы России. 2008. № 1. С.122-160

12. Karlik A.E., Platonov V.V., lakovleva E.A. Participative Cognitive Mapping as a Multidisciplinary //Approach for Managing Complex Systems. Lecture Notes in Network and Systems Vol. 442 2022. Pp. 225-237 Doi: 10.1007/ 978-3-030-98832-6_20

13. Ivanova O.P., Daneykin Yu.V., Tumin V.M. [et al] Strategy of development of the regional ecosystem «Education-Science-Industry» // Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). Proceedings of International Scientific and Practical Conference «Russia 2020 — a new reality: economy and society». 2021. С. 23-26. Doi: 10.2991/aebmr.k.210222.005

14. Science, Technology and Industry Outlook. 2018. Paris: OECD. URL: http://www.oecd.org/sti/oecd-science-technology-and-industry-outlook. 195

15. Shumpeter J.A. The analysis of economic change. / In Richard V. Clemence, editor, Essays on Entrepreneurs, Innovations, Business Cycles and the Evolution of Capitalism // Transactions Publishers, New Brunswick, 2000. Originally published in Review of Economic Statistics, 1935. Pp. 134-149

16. Vanberg V. J. On the Economics of Moral Preferences // American Journal of Economics and Sociology. Wiley Blackwell. 2008. Vol. 67(4). October. Pp. 605-628.

References

1. Bas V.N. (2009). Upravlenie organizacionnym povede-niem [Management of organizational behavior]. Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii [Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation], no. 146, pp. 41-49.

2. Volkov A.V., Levin Yu.A. (2019). Plodorodie zemel i razvitie organicheskogo selskogo khoziaistva regionov Rossii v kontekste eticheskogo predprinimatelstva [Land fertility and the development of organic agriculture in the regions of Russia in the context of ethical entrepreneurship]. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [ Moscow Economic Journal], no. 10, pp.8-10. Doi: 10.24411/2413-046X-2019-10032

3. Gorchakov S.E. ( 2019). Teoriya organizacionnogo pove-deniya vstructure upravlencheskogo znaniya:preprint [Theory of organizational behavior in the structure of managerial knowledge]. Petersburg: SPbGEU.

4. Durkheim E. (1991). O razdelenii obshchestvennogo truda metod sociologii [On the division of social labor. The method of sociology]. Moscow: Nauka, 575 p.

5. Klassiki menedzhmenta: ehnciklopediya. Pod red M.Uornera: [Classics of management encyclopedia: Ed.by M. Warner: translated from English]. (2001), St. Petersburg: Peter Press, 1160 p.

6. Conte, O. (2011). Obshchij obzor pozitivizma per s fran. 2-e-izd [General overview of positivism: trans. from France. 2nd ed.]. Moscow: Book House LIBROCOM, 296 p.

7. Danilochkina N.G., Levin Yu.A., Tebekin A.V. [et al.] (2022). Aktualnyeproblemy vzaimodejstviya teorii i prikladnoj ehkonomiki v ehpohu permanentnogo krizisa [Actual problems of interaction between theory and applied economics

www.mshj.ru

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

ш

in the era of permanent crisis: monograph]. Pod obshch red. K. K. Kumekhova [ Ed. by K.K. Kumekhov]. Moscow: Ruscience, 212p.

8. Levin Yu.A. (2020). Metodologicheskie aspekty politico ehkonomicheskogo sinteza i analiza [Methodological aspects of political and economic synthesis and analysis]. Innovacii i investicii [Innovations and investments], no. 11, pp. 35-38.

9. Levin, Yu.A., Fomina, G.Yu., Volkov, A.V. (2021). Kon-ceptualnye polozheniya selskohozyajstvennoj ehtiki i puti ih prakticheskoj realizacii [Conceptual provisions of agricultural ethics and ways of their practical implementation]. Mezhdunarodnyj sel'skohozyajstvennyj zhurnal [International Agricultural Journal], no. 6 (384), pp. 65-68. Doi: 10.24412/ 2587-6740-2021-6-65-68

10. Makashov I.N., Ovchinnikova N.V. (2011J. Uprav-lencheskaya mysl Zapadnoj Evropy ssha i Yaponii (XIX- XX vv.)

[Managerial thought of Western Europe, the USA and Japan (XIX-XX centuries)]. Moscow: Sputnik+, 744 p.

11. Minervin I.G. (2008). Ehkonomika i ehtika: ehticheskie predposylki hozyajstvovaniya [Economics and ethics: ethical prerequisites of management]. Ekonomicheskie i social'nye problemy Rossii [Economic and social problems of Russia], no. 1, pp.122-160.

12. Karlik A.E., Platonov V.V. & Iakovleva E.A. (2022). Participative Cognitive Mapping as a Multidisciplinary. Approach for Managing Complex Systems. Lecture Notes in Network and Systems, vol. 442. pp: 225-237. Doi: 10.1007/ 978-3-030-98832-6_20

13. Ivanova O.P., Daneykin Yu.V., Tumin V.M. & [et al] (2021). Strategy of development of the regional ecosystem «Education-Science-Industry» Advances in Economics, Business and Management Research (AEBMR). Proceedings of

International Scientific and Practical Conference «Russia 2020 — a new reality: economy and society», pp. 23-26. Doi: 10.2991/aebmr.k.210222.005

14. Science, Technology and Industry Outlook (2018). Paris: OECD. URL: http://www.oecd.org/sti/oecd-science-technology-and-industry-outlook.

15. Shumpeter J.A. (2000). The analysis of economic change. In Richard V. Clemence, editor, Essays on Entrepreneurs, Innovations, Business Cycles and the Evolution of Capitalism. Transactions Publishers, New Brunswick, Originally published in Review of Economic Statistics, 1935, pp. 134-149.

16. Vanberg V. J. ( 2008). On the Economics of Moral Preferences. American Journal of Economics and Sociology, Wiley Blackwell, vol. 67(4), October, pp. 605-628.

Информация об авторах:

Левин Юрий Анатольевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1140-5778, levin25@mail.ru Фомина Галина Юрьевна, кандидат экономических наук, доктор бизнес-администрирования, президент Российско-итальянского координационного совета «Этическое предпринимательство», вице-президент АО «Альфа-Банк», директор научно-исследовательского центра финансовой дипломатии факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9568-7866, fomina-gy@ranepa.ru

Волков Андрей Валентинович, кандидат экономических наук, доцент, руководитель центра органических и цифровых технологий, Международная промышленная академия, ORCID: http://orcid.org/0000- 0002-1827-5606, wolk448822@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors:

Yuri A. Levin, doctor of economic sciences, professor with the department of economics and finance, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, ORCID: http:// 0000-0002-9568-7866, levin25@mail.ru

Galina Yu. Fomina, candidate of economic sciences, doctor of business administration, president of the Russian-Italian coordination council «Ethical Entrepreneurship», vice-president of Alfa-Bank, director of the research center for financial diplomacy of the faculty of finance and banking,Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1140-5778, fomina-gy@ranepa.ru

Andrey V. Volkov, candidate of economic sciences, associate professor, head of the center for organic and digital technologies, International Industrial Academy, ORCID: http://orcid.org/0000- 0002-1827-5606, wolk448822@yandex.ru

0 levin25@mail.ru

Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 65, № S (389). 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.