представляю к защите
DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1-104-112 УДК 342.922
Д. П. Шабурова
Методологические и организационные подходы оптимизации предоставления статистической информации органам исполнительной власти региона
В статье представлен анализ особенностей предоставления статистической информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю органам исполнительной власти региона. Проблемы адаптации содержания статистической информации к новым требованиям управления диктуют необходимость повышения достоверности, оперативности и четкости методологии обработки статистической информации для эффективного управления прогнозирования и своевременной корректировки социально-экономических процессов, демографической и социальной ситуации в регионе. Автором разработан проект методологических и организационных рекомендаций по сбору и обработке актуальной и достоверной статистической информации и представления ее органам исполнительной власти субъекта федерации на примере Хабаровского края.
Ключевые слова: статистическая информация, оценка эффективности органов исполнительной власти, методология сбора и обработки данных, система статистических показателей, расчет показателей, прогнозная оценка.
В современных условиях одной из приоритетных задач развития экономики Российской Федерации является обеспечение устойчивого экономического роста путем принятия стратегически верных управленческих решений, основой которых выступает информация, формируемая органами государственной статистики1.
На основе статистических данных органы исполнительной власти получают всестороннюю характеристику управляемого объекта, которая позволяет оценить уровень и качество жизни на-
селения, определить объемы валового и регионального продукта, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, состояние социальной сферы, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции. Но, несмотря на усиление законодательной базы в сфере предоставления статистической информации органам исполнительной власти, зачастую случаются искажение, дублирование, неправильная интерпретация, несвоевременное предоставление и сложность обработки значительного массива стати-
1 Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ. URL: http://base.garant. ru/12157384/
Диана Павловна Шабурова - аспирант, Дальневосточный институт управления -филиал РАНХиГС (680000, Россия, Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). Е-тай: diana_shaburova@mail.ru
стических данных, что влечет за собой некачественный анализ происходящих явлений и, как следствие, принятие неэффективных управленческих решений по развитию региона.
Реформирование статистической деятельности неизбежно связано с адаптацией содержания статистической информации к новым требованиям управления: оптимизацией механизмов обеспечения государственного управления статистической информацией, повышением ее достоверности и оперативности обработки, а также интеграцией статистической информации для ее эффективного использования при прогнозировании социально-экономических процессов, демографической и социальной ситуации. В связи с этим необходимость разработки современных методологических приемов и методов обработки и свода официальной статистической информации является актуальной темой.
Статистическая информация как часть государственных информационных ресурсов представляет собой совокупность сводных показателей, характеризующих развитие экономики, культуры и социально-демографического положения отдельных территорий2. С начала 2013 г. формирование статистической информации осуществляется по новой системе показателей в разрезе оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации3, которое регламентируется Указом Президента от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной вла-
сти субъектов Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199». В соответствии с данными нормативными актами Правительством разработан основной и индивидуальный перечень соответствующих показателей по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов и порядок предоставления грантов регионам. По новым правилам перечень показателей при оценке деятельности органов власти субъектов РФ сокращен с 48 до 8 показателей4. Однако, по мнению автора, некоторые из них имеют недостатки, к примеру:
- многие показатели обобщены и укрупнены (при этом на уровне регионов требуется применение более конкретных и детальных показателей);
введены новые показатели, регулярные расчеты которых, требуют совершенствования методологии и организации дополнительного статистического обеспечения;
- при расчете некоторых показателей часто используются неэффективные методы статистического наблюдения, что затрудняет получение достоверных результатов на региональном уровне.
Оценка эффективности органов исполнительной власти производится ежегодно на основании данных, предоставляемых Росстатом (срок предоставления предварительной информации - 15 марта), а также на основании сводных докладов Министерств регионального развития субъ-
2 Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции «Предоставление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также международным организациям: приказ Федеральной службы государственной статистики от 18 марта 2008 г. № 61 // Российская газета. 2008. № 4710
3 Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: указ Президента Российской Федерацииот 21.08.2012 № 1199. URL. http://gov. khabkrai.ru/invest2.nsf/pages/ru/ocen_eff.Mml
4 Об утверждении методик расчета показателей для оперативной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: приказ Федеральной службы государственной статистики № 261 от 5 июля 2013 г. URL: http:// www.gks.ru/ metod/metod.html
ектов РФ, которые обязаны предоставить их в тот же срок - 15 марта. Общие сроки предоставления статистических данных для Росстата и для органов исполнительной власти регионов не позволяют учесть сводные статистические данные как при формировании регионального бюджета (который утверждается в конце года, предшествующего отчетному5), так и при формировании сводного доклада о развитии региона. Целевые значения показателей Министерствами регионального развития субъектов РФ формируются не на основании статистических данных, а на основе базовых значений отчетных данных министерств и ведомств за предшествующий период6, актуальность и точность которых подвергается сомнениям.
Таким образом, разработка информации по основным социально-экономическим показателям регионов все еще является серьезной проблемой, стоящей перед органами государственной статистики, и, несмотря на реформирование существующей системы, потребности органов исполнительной власти в сфере эффективного управления регионами до сих пор не обеспечены комплексной информацией в полном объеме7. В качестве первопричин несовершенства системы реформирования, по мнению автора, выступают:
- несовершенство методологии и методики сбора и обработки данных показателей, что вызывает значительные трудности из-за больших массивов обработки статистических данных и определения их достоверности;
- отсутствие оперативности формирования статистической информации8, что сокращает возможность применения
полученных результатов (несоответствие сроков формирования статистических показателей срокам подготовки информации органами исполнительной власти при формировании бюджетов, сводных докладов о развитии региона и т. д.);
- ограниченность ресурсов при оптимизации методологии сбора информации, что требует проведения ряда дополнительных организационных мероприятий по обработке и своду официальной статистической информации.
На основе анализа и оценки выявленных проблем в сфере предоставления информации, автором предложен проект методологических рекомендаций по сбору и обработке статистической информации органам исполнительной власти Хабаровского края (в части сбора и обработки показателей, включенных в Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти) с учетом организационных мер, которые позволят повысить эффективность и скорость обработки информации.
Методология сбора, обработки и передачи статистической информации органам исполнительной власти Хабаровского края9 сформирована в соответствии с перечнем показателей в разрезе оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которое регламентируется Указом Президента от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Базовую основу методологии составляют:
- альтернативные подходы к прове-
5 Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года: постановление Правительства Хабаровского края от 13.01.2009 № 1-пр. URL: http://gov.khabkrai. ru/invest2.n.sf/pages/ru/postan_13012009.htm
6 О подготовке доклада Губернатора Хабаровского края о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края: распоряжение Губернатора Хабаровского края № 89-р от 12 марта 2013 года. URL: http://gov.khabkrai.ru/invest2.nsf/pages/ru/ocen_eff.htmL
7 Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета: постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620. URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/onlinje.cgi?req=cloc;base=LAW;n=140010
8 Федеральный план статистических работ: распоряжение Правительства Российской Федерации от 6мая 2008 г. № 671-р. URL: http:// www.gks.ru/metod/fpl08-10.html
Таблица 1
Методологические рекомендации по сбору, обработке и передаче статистической информации органам исполнительной власти
Хабаровского края
Утверждение методологии сбора, обработки и передачи информации Росстат
Сбор статистической информации для расчета показателей Формы федерального статистического наблюдения, выборочные обследования
Конечные пользователи статистической информации Росстат Министерство экономического развития Хабаровского края
Формат использования показателей Обеспечение мониторинга хода реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г. и внесения предложений по ее корректировке с учетом мониторинга показателей. Актуализация основных направлений деятельности правительства Хабаровского края с учетом задач Указа Президента №1199 и достижения целевых показателей
Сроки предоставления информации Оперативная информация об изменении показателей - на начало каждого квартала. Прогнозные данные - 15 августа. Предварительные данные для формирования сводного доклада -1 февраля
Источник: составлено автором.
дению сбора информации;
- уточненные методы расчета показателей;
- указания по использованию оптимальных методов прогнозирования целевых значений;
- увязка сроков предоставления информации.
Общие положения методологического подхода по сбору, обработке и передаче статистической информации органам исполнительной власти приведены в таблице 1.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Описание и метод расчета показателя: число лет, которое в среднем предстояло бы прожить человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычислен пока-
затель.
Источники сбора первичной статистической информации: оценка повозрастного состава населения Хабаровского края (представляемая ежеквартально), число умерших в Хабаровском крае.
Методы прогнозирования показателя: метод интерполяции сводных квартальных данных на конец отчетного периода (с предположением о неизменности параметров демографических процессов в течение отчетного периода).
Численность населения
Описание и метод расчета показателя: к числу жителей на территории Хабаровского края (по данным последней переписи населения), к которому ежегодно прибавляется число родившихся, а также число мигрантов прибывших на территорию Хабаровского края, и вычитается число умерших и выбывших с территории Хабаровского края. Расчет
9 Об утверждении методик расчета показателей для оперативной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: приказ Федеральной службы государственной статистики № 261 от 5 июля 2013 г. URL: http:// www.gks.ru/ metod/metod.html
осуществляется на начало каждого года, следующего за переписью населения.
Источники сбора первичной статистической информации: итоги Всероссийской переписи населения 2010, данные текущего учета населения.
Методы прогнозирования показателя: метод экстраполяции линейной функции на основе построенных временных рядов (с предположением, что среднегодовые абсолютные приросты численности, рассчитанные для конкретных периодов, сохранятся в будущем).
Объем инвестиций в основной капитал Инвестиции в основной капитал -единовременные затраты на создание, воспроизводство и приобретение основных фондов (новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение, приобретение и монтаж оборудования).
Источники сбора первичной статистической информации: формирование показателя осуществляется по организациям, малым предприятиям, микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям за вычетом данных, представленных Министерством финансов Хабаровского края о расходах бюджета, направленных на увеличение стоимости основных средств.
Методы прогнозирования показателя: корреляционный и регрессионный анализ ретроспективных данных об объемах затрат предприятий на финансирование инвестиций, а также объемы финансирования инвестиций из регионального и местных бюджетов с учетом взаимосвязей с другими факторами, такими как сезонность, спад производства, финансовая нестабильность и др. Для оценки правдивости прогноза рекомендуется также использование методов экономико-математического моделирования и построения трендовых прогнозов. Оборот продукции, производимой малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями Описание и метод расчета показателя: показатель формируется по Хабаровскому краю на основании суммарных данных об объемах продукции, услуг, производимых малыми предприятиями, микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями.
Источники сбора первичной статисти-
ческой информации: выборочные федеральные статистические наблюдения за деятельностью малых предприятий, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей, осуществляемые на основе репрезентативной выборки на уровне Хабаровского края. Выборочная совокупность создается на основе многомерного расслоенного случайного отбора.
Методы прогнозирования показателя: анализ имеющихся отчетных данных выбранной совокупности и построение трендовых рядов с учетом значений абсолютных приростов (для оценки влияния общеэкономических показателей развития региона), а также использование метода линейной интерполяции экспертных значений.
Уровень безработицы Описание и метод расчета показателя: удельный вес численности безработного населения в рассматриваемый период времени в общей численности экономически активного населения.
Источники сбора первичной статистической информации: выборочное обследование на основе проведения выборочных исследований домашних хозяйств с включением в форму опроса данных по проблемам занятости в исследуемом домохозяйстве.
Методы прогнозирования показателя: экстраполяция выборочных данных на всю генеральную совокупность (определение доли опрашиваемых в общей численности населения) при соблюдении требований репрезентативности выборки.
Реальные располагаемые денежные доходы населения Описание и метод расчета показателя: количество жизненных благ и услуг, которое может быть приобретено населением на их доходы, в форме оплаты труда и других выплат. Показатель всех реальных располагаемых доходов населения рассчитывается путем деления индекса номинального размера располагаемых денежных доходов населения (за вычетом обязательных платежей) на индекс потребительских цен (в процентах к предыдущему году).
Источники сбора первичной статистической информации: выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств (с применением многоступенчатого отбора
и постоянной ротацией выборки, т. е. заменой домашних хозяйств, включаемых в выборку).
Методы прогнозирования показателя: на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами, с использованием метода экстраполяции данных на всю совокупность численности населения.
Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда
Описание и метод расчета показателя: показатель удельного веса показывает долю введенной общей площади жилых домов за отчетный год в Хабаровском крае по отношению к общей площади жилищного фонда Хабаровского края [Пят-ницына, 2012. С. 54-60].
Источники сбора первичной статистической информации для расчета показателя: формы федерального статистического наблюдения по вводу жилья и данные по жилищному фонду.
Методы прогнозирования показателя: в связи с краткосрочными периодами прогнозирования, а также с природными климатическими условиями в Хабаровском крае, непригодными для проведения работ по строительству в холодное время года, прогнозные данные рассчитываются на основе данных текущей отчетности, которые интерполируются на конец отчетного периода (с предположением о неизменности параметров между опорными точками).
Смертность населения
Описание и метод расчета показателя: общий коэффициент смертности населения (без показателя смертности от внешних причин) рассчитывается по Хабаровскому краю как отношение чисел умерших от всех причин смерти за вычетом числа умерших от внешних причин к среднегодовой численности населения по текущей оценке (на 100 тыс. человек населения).
Источники сбора первичной статистической информации: форма статистического наблюдения «Сведения об
умерших».
Методы прогнозирования показателя: метод экстраполяции линейной функции на основе построенных временных рядов данных за отчетный период (с предположением, что среднегодовые приросты смертности населения, рассчитанные для отчетного периода, сохранятся в будущем).
Оптимизация методологии расчета показателей невозможна без проведения ряда организационных мероприятий по обработке и своду официальной статистической информации с применением современных средств, методов сбора и обмена статистической информацией, которые позволят повысить эффективность и скорость обработки информации. Предложения по внедрению организационных мероприятий разделены на несколько разделов по отдельным аспектам реформирования деятельности Хабаровскстата10.
Предложения по дальнейшему совершенствованию методов сбора статистической информации. В настоящее время сформирована техническая база для сбора статистической информации в электронном виде, поэтому основные усилия должны быть направлены на:
- актуализацию регистра по Единому государственному регистру предприятий и организаций (ЕГРПО) в части выборки респондентов, отчитывающихся по формам статистического наблюдения (включенных в перечень показателей оценки эффективности органов исполнительной власти);
- систематическое отслеживание и контроль за респондентами, вовлечение респондентов во взаимный обмен информацией;
- заключение договоров о взаимных обязательствах между органами статистики и хозяйствующими субъектами по организации статистической деятельности и сдаче отчетности в электронном виде.
Предложение по информационному взаимодействию органов статистики с информационными системами органов
10 Положение о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю: приказ Федеральной службы государственной статистики от 11.01.2010 года № 27. URL: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/TOGS/sub.../prik_567.pdf
власти11 12. С целью оценки достоверности статистической информации Хаба-ровскстатом должны быть заключены соглашения об информационном взаимодействии с органами государственной власти Хабаровского края, территориальными органами федеральных органов
власти11 12.
Предложения по подготовке и переподготовке кадров, занятых обработкой и сводом статистической информации.
Обеспечить создание системы подготовки и переподготовки специалистов, занимающихся обработкой и сводом статистической информации на базе Хабаровской государственной академии экономики и права. Централизация данной деятельности на краевом уровне позволит обеспечить выработку единых требований к формированию информационных статистических ресурсов и методологию расчета показателей.
Предложения по совершенствованию организационной структуры: Организационная структура Хабаровскста-та должна строиться на программно-целевом подходе к формированию статистической информации, при этом крайне важно выделить отдельное подразделение для занятия аналитическими работами и прогнозированием статистических показателей.
По мнению автора, эффект от реализации методологических рекомендаций будет выражаться в повышении роли официальной статистической информации вследствие:
1) расширения доступа пользователей к официальной оперативной статистической информации (правительство Хабаровского края, Министерство экономического развития Хабаровского края и другие органы исполнительной власти Хабаровского края);
2) повышения оперативности предоставления статистической информации за счет сокращения сроков ее формирования на 30 дней при использо-
вании современных информационных технологий;
3) повышения достоверности статистической информации с учетом применения эффективных методов математико-статистического прогнозирования.
Реализация предложений по систематическому охвату и вовлечению респондентов в электронный обмен информацией обеспечит:
- создание информационных статистических ресурсов хозяйствующих субъектов Хабаровского края основанных на единой системе показателей и предназначенных для принятия управленческих решений;
- формирование и актуализация баз данных, необходимых для расчета прогнозов и сценариев по развитию региона;
- увеличение объема данных при информационном обмене с другими федеральными органами.
Применение в деятельности Хаба-ровскстата данных методологических и организационных подходов создаст необходимые условия для принятия своевременных и эффективных решений по управлению развитием региона, направленных на развитие отдельных сфер, предупреждение, минимизацию или ликвидацию негативных последствий протекающих процессов в экономической системе региона.
Список литературы
1. Виноградова Н. А. Модернизация методологии оценки конечных результатов и эффективности общественного развития // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 43 (394). С. 11-27.
2. Пятницына А. А. Роль обследования бюджетов домашних хозяйств в изучении уровня жизни населения и отражении социально-экономического развития региона // Вопросы статистики. 2012. № 10. С. 54-60.
11 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный Закон Российская Федерация от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ // Российская газета. 2010. № 4849
12 О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена: указ Президента РФ от 17.03.2008 г. № 351. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_109359/
3. Садков В. Г., Молоканов В. Д., Дмитриева Н. Е. Эффективное управление и его информационное обеспечение органами государственной статистики // Вопросы статистики. 2002. №10
4. Френкель А. А., Сурков А. А. Методологические подходы к улучшению точности прогнозирования путем объединения прогнозов // Вопросы статистки. № 8. 2015. С. 17-36
5. Шамин А. Е. Проблемы доведения статистической информации до её
пользователей // Роль статистики в управлении социально-экономическим развитием территории: материалы научно-практической конференции, посвященной 200-летию образования государственной статистической службы в России. 2011. С. 55-58.
6. Шуметов В. Г. О преобразовании социально-экономических показателей в безразмерные индексывзадачахматематического моделирования // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4.
Библиографическое описание статьи
Шабурова Д. П. Методологические и организационные подходы оптимизации предоставления статистической информации органам исполнительной власти региона // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 1 (82). С. 104-112. DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1-104-112_
Diana P. Shaburova - graduate student, Far Eastern Institute of Management - branch RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E -mail: diana_shaburova@mail.ru
Methodological organizational approaches optimization providing statistical information the Executive authorities of the region
The article presents the analysis of peculiarities of providing statistical information of the Territorial body of the Federal state statistics service to the Khabarovsk territory public authorities. The problems in adapting the content of statistical information to the new management requirements dictate the need to increase the reliability, efficiency and clarity of the statistical information and its processing methodology for the effective management, forecasting and timely adjustment of economic processes, demographic and social situation in the region. The author developed the draft with methodological recommendations for the collection and processing of relevant and reliable statistical information and its submission to the Executive authorities of the Khabarovsk territory.
Keywords: sstatistical information of the Executive authorities, effectiveness, methodology of collecting and processing data, system of statistical indicators and calculation of indicators, forecast estimation.
References:
1. Vinogradova N. A. Modernizaciya metodologii ocenki konechnyh rezultatov i ehffektivnosti obshchestvennogo razvitiya [Modernization of methodology of assess the outcomes and effectiveness of social development] // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika [Economic analysis: theory and practice]. 2014, no. 43 (394), pp. 11-27.
2. Pyatnicyna A. A. Rol' obsledovaniya byudzhetov domashnih hozyajstv v izuchenii urovnya zhizni naseleniya i otrazhenii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya regiona [Role of the Household budget survey in the study of living
standards of population and a reflection of social and economic development of the region] // Voprosy statistiki [Statistical issues]. 2012, no.10, pp. 54-60.
3. Sadkov V. G., Molokanov V. D, Dmitrieva N. E. Effektivnoe upravlenie i ego informacionnoe obespechenie organami gosudarstvennoj statistiki [Effective management and its information support by the state statistics authorities] // Voprosy statistiki [Statistical issues]. 2002, no. 10.
4. Frenkel A. A, Surkov A. A. Metodologicheskie podhody k uluchsheniyu tochnostipro-gnozirovaniyaputem ob'edineniya prognozov [Methodological approaches to
112
B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2018. №1 (82)
improvement of a forecast accuracy by combining the forecasts] // Voprosy statistiki [Statistical issues]. 2015, no. 8, pp. 17-36.
5. Shamin A. E. Problemy dovedeniya statisticheskoj informacii do eyo pol'zovatelej. Rol' statistiki v upravlenii social'no-ehkonomicheskim razvitiem territorii:
Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 200-letiyu obrazovaniya gosudarstvennoj statisticheskoj sluzhby v Rossii [The role of statistics in managing the socio-economic development of the territory: Materials of International Conference "The
Russian State Statistics and the Challenges of the 21 Century", dedicated to the 200 years of the state statistics service in Russia]. 2011, pp. 55-58.
6. Spumetov V. G. Opreobrazovaniisocialno-ehkonomicheskih pokazatelej v bezrazmernye indeksy v zadachah matematicheskogo modelirovaniya [On the transformation of socioeconomic indicators into dimensionless indices in problems of mathematical modeling] // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk [Central Russian Herald of Social Sciences] 2014, no. 4.
Reference to the article
Shaburova D. P. Methodological organizational approaches optimization providing statistical information the executive authorities of the region // Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 1 (82). PP. 104-112. DOI 10.22394/1818-4049-2018-821-104-112