Научная статья на тему 'Методологические и инженерно-психологические параметры функционирования современных социально-технических систем'

Методологические и инженерно-психологические параметры функционирования современных социально-технических систем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
866
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ / СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шестакова Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются предмет, задачи, теоретико-методологические основы, концепции и методы современной инженерной психологии. Психологические параметры инженерной психологии исследуются с позиций функционирования современных социально-технических систем. Дано определение, психологические основы и концепции современных социально-технических систем высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические и инженерно-психологические параметры функционирования современных социально-технических систем»

УДК 159.316

Л.А. Шестакова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

В статье рассматриваются предмет, задачи, теоретико-методологические основы, концепции и методы современной инженерной психологии. Психологические параметры инженерной психологии исследуются с позиций функционирования современных социально-технических систем. Дано определение, психологические основы и концепции современных социально-технических систем высшей школы.

Ключевые слова: современная инженерная психология, предмет и задачи инженерной психологии, теоретико-методологические основы, концепции и методы инженерной психологии, современные социально-технические системы, социально-техническая система высшей школы.

Инженерная психология, в качестве одной их наиболее важных специальных дисциплин науки психологии, имеет дело с целым рядом сопредельных научных дисциплин гуманитарного и технического профиля. С различных фундаментальных позиций эти дисциплины исследуют объективные закономерности сложных процессов информационного взаимодействия человека и техники. Эти сложные, многомерные и, часто, парадоксальные закономерности исследуются и используются, в том числе, и в практике функционирования систем «человек - машина» (СЧМ). Проектирование, создание, функционирование и эксплуатация систем «человек - машина» является основанием развития науки инженерной психологии.

Тезаурус, в качестве специальной терминологии инженерной психологии, включает в себя следующие основные понятия.

Во-первых, это понятие «человек-машина». Оно, в свою очередь, включает в себя понятия «человек-оператор» и «машина».

Второй блок понятий - «деятельность человека-оператора» и «труд» - включает в себя социальную и психофизиологическую характеристики труда. Наиболее сложными и многомерными являются понятия «человек-машина-среда», «человек-техника-среда». Они становятся особенно важными при исследовании взаимодействий человека и машины в целостной динамической и сложно организованной природной или техносреде.

Наконец, наиболее многоплановым является третий блок понятий, объединенных вокруг понятия «социально-техническая система». Как и предыдущий блок, он определяется параметрами природной среды или техносреды обитания человека. Помимо вышеназванных систем, это понятие включает в себя систему управления и эргономическую систему среды обитания человека. Исходя из необходимости научного исследования инженерной психологией объективных закономерностей системных процессов, все эти понятия имеют системный характер и системное строение. Исходя из общей теории систем: «Система - это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи» [1, с. 6]. Система имеет ряд взаимодействующих и взаимообусловленных подсистем, она представляет собой целостный «организм», состоящий из отдельных органов. Систему функционально строит единая задача и общая цель.

Понятие «человек — машина» формулируется в стандарте ГОСТ 26387-84 «Система «человек-машина» (СЧМ). Термины и определения». Согласно этому стандарту система «человек-машина» - это система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он (они) осуществляет трудовую деятельность.

Понятие «человек-оператор (оператор)» - в системе «человек-машина» это человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет его взаимодействие с машиной при помощи информационной модели и органов управления.

Понятие «машина» в системе «человек-машина» - это совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности.

Понятие «деятельность человека-оператора» - это процесс достижения поставленных в системе целей, посредством упорядоченной совокупности действий человека.

Понятие «труд» - это деятельность человека-оператора, направленная на производство общественно полезных продуктов - материальных или идеальных, а трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека.

Социальная характеристика труда отражается в целях трудовой деятельности, которая задается человеку обществом, поэтому трудовая деятельность людей является по своей природе общественной.

Психофизиологическая характеристика труда отражает тот факт, что в процессе трудовой деятельности, совершая полезную работу, производительно используются возможности мозга, мускулов, органов чувств, нервной системы человека.

Функционирование системы «человек-машина» имеет ряд особенностей. Первой важнейшей особенностью является включение в систему «человек-машина» человека в качестве активного субъекта деятельности, со всеми его культурными, социальными, физиологическими и психологическими особенностями. Во-вторых, наличие в данной системе человеческой деятельности природной и искусственной среды обитания человека. В-третьих, сегодня мир машин, все больше развиваясь, преобразуется из мира машин в мир сложной техники. Наличие всех этих особенностей приводит сегодня к появлению и интенсивному развитию в современном обществе и производственной среде такого явления как социальнотехнические системы.

Включение в систему «человек-машина» искусственной среды в качестве результата человеческой деятельности приводит к преобразованию системы «человек-машина» в систему «человек - машина - среда».

Понятие «человек — машина - среда» связано с процессом и результатом деятельности человека-оператора, осуществляющего свою трудовую деятельность во взаимодействии человека с предметом труда, машиной, природной и искусственной внешней и внутренней средой. В современном обществе наблюдается колоссальное развитие и усложнение мира машин, который сегодня называется техническим миром или миром сложной техники. Поэтому понятие «человек-техника-среда» включает в себя всю совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. В состав данной системы входят следующие функционально обусловленные компоненты: человек, как субъект труда; предмет труда (объект обслуживания); средства труда (орудия труда или машины и рабочее место); производственная среда (условия труда).

Включение в систему «человек-техника-среда» человека в качестве активного субъекта деятельности требует особого внимания. По словам Ю.К.Стрелкова, с позиций современной психологии труда, предметом инженерной психологии сегодня является не просто система «человек - техника», а система «человек как субъект - сложная техника». Исследователь справедливо отмечает, что «изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)» [2, с. 7].

Нынешний период изучения труда человека-оператора формирует особое отношение к его труду. Важно не просто отмечать особенности его трудовой деятельности, понимать особенности его психологи, опираться на конструкторские решения. Важно соединить в себе особенности психологии испытателя и пользователя, в результате чего, сами операторы, работая в системе и об-

служивая ее в течение нескольких лет, особым образом адаптируются к системе «человек-техника-среда» в течение времени.

Человек - активный субъект деятельности. Он обладает такими психологическими качествами как творческое мышление, адаптивность, интуиция, спонтанность мышления и оценок, готовность к творческим, внешне нелогичным и неординарным действиям. В непредвиденных и сложных ситуациях, человек демонстрирует способность к осмыслению ценности своего труда, к рефлексии своей деятельности. Он обладает целостными культурными, социальными, физиологическими и психологическими человеческими особенностями, а также особенностями темперамента, характера, личностной и мотивационной деятельности. В этом состоит антропологический аспект системы «человек-техника».

Рис. 1. Система инженерной психологии социально-технических систем

Таким образом, мы имеем дело со сложной, диффузной, саморазвивающейся современной системой, включающей в себя человеческие и технические ресурсы, которую можно назвать социально-технической системой.

Понятие «социально-техническая система» связано с функционированием современного предприятия любого уровня и представляет собой: во-первых, целостное системное социально-техническое образование; во-вторых, системное социально-техническое образование, основанное на взаимодействии всех подуровней этой целостной системы. Функционирование современных социально-технических систем характеризуется наличием двух основных параметров этого функционирования: системой управления социально-

технической системой и эргономической системой.

Понятие «система управления» включает в себя психологические аспекты управления современными социально-техническими системами. Психологически процесс управления социально-техническими системами, включает в себя, в свою очередь, управление социально-техническими группами - коллективами современных предприятий. Организация процесса управления современными социально-техническими системами помимо социальногрупповых компонентов несет в себе также отпечаток личностных особенностей участников этих организационных процессов, имеющих свои собственные личные цели. Эти организационные особенности состоят в том, что важнейшей задачей процесса управления социально-техническими системами в настоящее время является необходимость соединения производственной функции с процессами реализации личностных потребностей каждого человека - члена коллектива. В этом случае можно говорить об оптимальном психологическом управлении всей производственной социально-технической системы и об организации общей системы социально-технической деятельности, необходимой для личностного роста человека, и выполнения им коллективных производственных задач.

С другой стороны, в процессе управления инженерно-техническим коллективом нередко выявляются специфические психологические личностные проблемы оператора, которые определяют наличием целого комплекса проблем. К ним относятся такие проблемы, как автоматизм в прослеживании ситуаций оператором. Автоматизм в прослеживании ситуаций приводит к выходу на неверное решение проблемы. Оператор часто демонстрирует отсутствие умения мыслить за пределами данной узкой задачи. Эта задача определяет наличие рутинности мыслительно-эмоциональных реакций, а в определенных ситуациях наличие ухода-отключения оператора от реальных пространственно-временных параметров. Оператор может демонстрировать эмоциональную негибкость, нечуткость, равнодушие как к процессу, так и, что случается чаще, равнодушие к окружающим людям, работающим над данным проектом. Наконец, оператор может обладать особого рода неадекватностью - реакцией только на сильные раздражители.

Эргономика - это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой деятельности человека-оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого производительности его труда, сохранения его здоровья и работоспособности [2, с. 9].

Понятие «эргономическая система» предполагает наличие системных образований, которые включают в себя распределение функций между машиной и человеком. Также учитывается обязательное соответствие этих функций не только особенностям конструкции машины, но и анатомо-физиологическим и психофизиологическим особенностям человека. При моделировании мимических и жестовых движений, поз и положения тела человека в процессе выполнения им тех или иных операций в процессе трудовой деятельности необходимо учитывать антропологический аспект эргономической системы.

Функционирование современных социально-технических систем с учетом существующей сегодня эргономической системы включает в себя два разноплановых действия. Первое действие связано с реально доминирующей адаптацией человека к свойствам машины. Это действие осуществляется как приспособление человека на основе его профессиональной и лично-

стной подготовки к условиям конкретного производства. Кроме того, сегодня осуществляется конкретный профессиональный отбор рабочих, с позиций соответствия их данной эргономической социально-технической системе по целому ряду профессиональных параметров.

В свою очередь, с позиций проектируемой эргономической системы, параметры эксплуатируемой машины и производственной среды адаптируются к свойствам человека. Однородность производственных параметров позволяет формировать параметры совместимости эксплуатируемой машины и производственной среды, адаптируются анатомические и психологические свойства человека. Компоненты социально-технических систем функционируют синхронно, синхронно работают и обусловленные производственными задачами компоненты. Это позволяет привести всю систему к взаимной адаптации машины, производственной среды и человека-оператора.

Общая система инженерной психологии социально-технических систем представлена на рис. 1. В представленной схеме показано, каким образом соотносятся между собой понятия «инженерная психология» (ИП), «система «человек-машина» (СЧМ)», «система «человек-машина-среда» (СЧМС)», «система «человек-техника-среда» (СЧТС)», «социальнотехнические системы», «системы управления»» (СУ)», «эргономические системы» (ЭС)». Из приведенной схемы видно, что понятие «инженерная психология» (ИП) оказывается наиболее всеобъемлющим, оно включает в себя все существующие социально-технические образования -подсистемы. Наиболее узко конкретным образованием является система «человек-машина» (СЧМ)». Большинство исследований по инженерной психологии посвящены именной этой системе, так как она включает в себя ряд наиболее существенных операций по взаимодействию человека и машины на уровне крупномоторных навыков - то есть взаимодействие человека с механическими средствами - автоматами и станками, где используется преимущественно физическая сила, выносливость, внимание и рефлекторная память.

Понятие «система «человек-машина-среда» (СЧМС)» является наиболее часто употребляемым сегодня в научной литературе, так как включает в себя помимо взаимодействия человека и машины исследование искусственной и окультуренной природной среды обитания человека, которая неизменно влияет на общее функционирование социальнотехнических взаимодействий. Понятие «система «человек-техника-среда» (СЧТС)» по отношению к предыдущему понятию является более общим, что связано с постоянно ускоряющимся процессом производства новых машин и механизмов - техники, которая приобретают целостное онтологическое содержание и имеет все большее значение в жизни современного человека. Можно ли современному человеку существовать без техники? Ответ, думается, лежит на поверхности. Утрата современным человеком технической составляющей его жизни неизбежно изменит само существование человека. Наряду с развитием техники сегодня следует отметить и стремительное развитие биосоциальных и психологических технологий управления процессом развития человека. Оно, в свою очередь, также продвигается с использованием технических закономерностей. Все эти закономерности имеют краеугольное значение для образования целостных «социально-технических систем», которые внедряются во все сферы жизни. Социально-технические системы включают в себя «системы управления»» (СУ)» и «эргономические системы» (ЭС)». Системы управления в социальнотехнических системах связаны с процессами управления коллективами. Эргономические системы в социально-технических системах являются основой организации производственно-эксплуатационных процессов, которые развиваются по эргономическим законам.

В условиях развития современных социально-технических систем особенно важным становится кадровое обеспечение этих систем - необходимость обучения и воспитания преподавателей инженерно-технических дисциплин. В социально-технических системах для человека становится важным не только овладение постоянно обновляемыми навыками и умениями технического регулирования, но, прежде всего, развитие интеллектуального потенциала человека. Этот процесс, в частности, в образовательных социально-технических системах может быть обеспечен наличием необходимых психолого-педагогических условий

развития интеллектуального потенциала, использованием метода психолого-педагогического проектирования профессиональной деятельности и созданием базовой модели психологопедагогического проектирования профессиональной деятельности преподавателя инженерно-технических дисциплин.

Таким образом, инженерная психология, которая сегодня включает в себя базовые понятия «человек-машина», «человек-оператор», «машина», «деятельность человека-оператора», «труд», «человек-машина-среда», «человек-техника-среда», «социальнотехническая система», является сегодня той необходимой научной дисциплиной, которая может и должна исследовать процессы психологического обеспечения функционирования современных социально-технических систем.

Инженерная психология и эргономика современных социально-технических систем включает в себя основные сведения о психологических параметрах функционирования современных социально-технических систем, исследовании предмета и задач инженерной психологии и эргономики. В нем рассматриваются такие важные составляющие деятельности современных социально-технических систем, как психологический аспект управления современными социально-техническими системами и антропологический аспект эргономической системы. Процесс управления социально-техническими системами в современных условиях включает в себя управление всеми подсистемами современных социальнотехнических систем. Современное предприятие любого уровня представляет собой целостное системное социально-техническое образование, основанное на взаимодействии всех подуровней этой целостной системы. Системное социально-техническое взаимодействие базируется на отношении «человек-техника» и проникает сегодня во все области жизнедеятельности. Человеческий и технологический фактор, взаимодействуя между собой, оказываются взаимосвязанными на всех уровнях, а человек оказывается включенным в объективно существующие технически и социальные процессы.

Сегодня особенно важным становятся также исследование основ и специфики методов инженерной психологии и эргономики, особенностей классификации и показателей качества систем «человек-машина» (СЧМ) и «человек-машина-среда» (СЧМС). Деятельность оператора в системе «человек-машина» (СЧМ) требует особенно пристального внимания. В деятельности оператора в системе «человек-машина» исследуется общая схема деятельности оператора, процесс принятия решений оператором, профессиональные действия, профессиональные задачи и категория ошибки в труде оператора. Кроме того, в деятельности оператора выделяются основы проектирования и эксплуатации СЧМ, общий психологический анализ деятельности оператора в социально-технических системах.

Особое место в современном инженерно-психологическом знании занимает рассмотрение количественных характеристик деятельности оператора - их видов и влияющих факторов, а также рассмотрение качественных характеристик деятельности оператора - напряженности, эмоциональных состояний, уровней утомления. Кроме того, сегодня важно исследовать инженерно-психологический алгоритм деятельности оператора в целом. Этот алгоритм непосредственно связан с изучением эргономических особенностей функционирования автоматов и машин, так как социально-технические системы и системы «человек-машина» включают в себя целый ряд необходимых эргономических требований, связанных с обеспечением профессиональной деятельности конструкторов станко-инструментального направления.

Чрезвычайно важным сегодня представляется рассмотрение психологопедагогических условий развития интеллектуального потенциала преподавателя инженернотехнических дисциплин. В нем важен метод психолого-педагогического проектирования профессиональной деятельности и изучение базовой модели психолого-педагогического проектирования профессиональной деятельности преподавателя инженерно-технических дисциплин. Это становится особенно важным для обучения и воспитания современных кад-

ров - преподавателей инженерно-технических дисциплин, составляющих кадровое обеспечение современных социально-технических систем.

Исследование предмета, задач, теоретико-методологических основ, концепций и методов инженерной психологии определяется психологическими параметрами функционирования современных социально-технических систем. Психологические параметры функционирования социально-технических систем определяются, прежде всего, определением предмета, задач теоретико-методологических основ, и методов инженерной психологии, а также психологическими аспектами управления современными социально-техническими системами.

Предмет инженерной психологии в научной литературе определяется научными изысканиями в области исследования объективных закономерностей и процессов информационного взаимодействия человека и техники. Такое сложное взаимодействие связано с определенной целью. Оно определяется не только использованием технологий взаимодействия человека и техники, но и в практике проектирования технических объектов. На основе этого проектирования создаются и эксплуатируются всевозможные системы «человек - машина» и их модификации. Кроме этого, предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники [3, с. 7].

Главным субъектом труда инженерной психологии является «оператор» - человек, взаимодействующий со сложной техникой физически и с помощью информационных процессов. Субъект труда инженерной психологии должен иметь соответствующую профессиональную подготовку и осуществлять свою деятельность в рамках современных технологий, с учетом эргономических особенностей техники и эргономики профессиональной среды. Процессы информационного взаимодействия человека и техники и также являются предметом инженерной психологии.

В современных энциклопедиях и интернет-википедии в определении предмета инженерной психологии предлагаются следующие направления. «Энциклопедия техники» рассматривает инженерную психологию в качестве направления психологии, изучающее поведение человека в условиях производственной деятельности. В «Большом Энциклопедическом словаре» инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности, результаты изысканий которой используются для оптимизации деятельности людей при взаимодействии их с техникой. «Финансовый словарь» предлагает считать инженерную психологию - отраслью психологии, изучающую закономерности процессов информационного взаимодействия человека и технических устройств с целью: использования этих закономерностей при проектировании и эксплуатации систем «человек - машина». С позиций «Психологического словаря», инженерная психология - раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. В «Психологической энциклопедии» дается следующее определение: инженерная психология (engineering psychology) - это ветвь психологии, которая

изучает человеческое поведение в его связи с оборудованием, компьютерными программами, производственными условиями и системами «человек - машина», характерными для современной техники и технологии. В «Большом энциклопедическом политехническом словаре» инженерная психология рассматривается в качестве научного направления, изучающего проблемы, которые возникают в сложных системах управления орудиями труда и технологическими процессами класса «человек - машина», тесно связанного с физиологией, кибернетикой, математикой и другими техническими науками [3, с. 9].

Начиная с середины ХХ века, инженерная психология развивается как традиционное направление научной психологии труда. Основным объектом инженерной психологии первоначально было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями механизированного труда. К орудиям труда можно отнести наличие у оператора определенных навыков инструментальной деятельности, физические характеристики инструментов, эргономические параметры станков, базовые характеристики эксплуатации кон-

вейеров, а также эргономические характеристики задействованных в производственном процессе средств транспорта. Задачи инженерной психологии в это время включали в себя не только эргономические параметры механического оборудования и особенностей их проектирования, но и процессы подготовки операторов и выявление факторов, влияющих на эффективность функционирования социально-технической системы «человек-машина». В это время, в связи с развитием НТР вырабатывались необходимые рекомендации по эргономическому конструированию пультов управления различного типа, разрабатывались удобные в эксплуатации шкалы приборов. Особой областью эргономического проектирования была разработка различного типа индикаторов и индикационных средств.

Инженерная психология, являясь одной из наиболее динамично развиваемых специальных дисциплин, сегодня имеет целый ряд гуманитарных и технических направлений. Профиль этих дисциплин исследуют с фундаментальных позиций объективные закономерности сложных процессов инженерного и информационного взаимодействия человека и техники. Система «человек - машина» и сложные социально-технические системы используют в своем функционировании закономерности, которые включают в себя исследование процессов проектирования, создания, функционирования и эксплуатации систем «человек-машина», что, в свою очередь, является основанием развития науки инженерной психологии.

Сложное системное взаимодействие «человек-машина» только приоткрывает нам свои тайны. При этом, деятельность и труд человека в формах «человек-машина-среда» и «человек-техника-среда» становятся особенно важными при исследовании взаимодействий человека и природной или технической среды его обитания.

Библиографический список

1. Зеленов, Л.А. Курс лекций по основам эстетики [Текст] / Л.А. Зеленов - Нижний Новгород, ННГАСУ, 2005. - 178 с.

2. Стрелков, Ю.К. Психологическое содержание операторского труда / Ю.К. Стрелков. - М., Российское психологическое общество, 2001. - 196 с.

3. Основы инженерной психологии: учебник [Текст] / под ред. Б.Ф. Ломова - М., Высшая школа, 2006. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.