Завести ЛПХ 1
Отказаться от ведения ЛПХ 7,3
Не знаю 2
Более 36 % от общего числа опрошенных (всего опрошено) 150 чел., заявили о своем желании расширить личное подворье и только 11, 3 % выразили желание сократить размеры ЛПХ населения.
В то же время мы считаем, что в целом по стране практически исчерпаны резервы трудовых ресурсов для расширения землепользования личных подворий, что и подтверждается вариантами распоряжения земельными долями (табл.3)., где на расширение ЛПХ населения направлено всего 7,9 % земельных долей.
Правовой вакуум в области федерального законодательства привел к кризисному состоянию в земельных отношениях это обусловливает стихийное развитие земельных отношений, что не отвечает интересам аграрной реформы и состоянию экономики республики в целом.
Во многом это явилось следствием недооценки важности и масштаба земельных преобразований, чрезмерной политизации земельного вопроса, а также отсутствием четких и обоснованных концепций, программ и планов реализации земельной политики.
Неоднозначность общих подходов к преобразованию земельных отношений как во времени, так и применительно к конкретным экономическим, социальным, психологическим, демографическим и иным условиям предопределяет необходимость взвешенного гибкого подхода к реформированию земельных отношений по регионам страны и особенно при включении земли в рыночный оборот. В Дагестане с учетом вышеперечисленных особенностей введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения в настоящий момент нецелесообразно и нет объективной необходимости в этом.
В то же время, что касается земель владельцев садовых, огородных, дачных участков и т.д. , то этот их оборот, как мы знаем, на практике существует, и проблема здесь стоит в упорядочении системы его государственного регулирования, включая регулирование размеров частного землевладения, введение других определенных ограничений частного землевладения.
Учитывая роль и место личных подворий в аграрной структуре Дагестана, назрела необходимость создания соответствующей законодательной базы, регулирующей все стороны функционирования ЛПХ. Законодательная база должна быть направлена на закрепление позитивных явлений в развитии личных подворий населения, на возобновление интеграционных связей с коллективными сельхозтоваропроизводителями, на правовую защищенность ЛПХ населения.
Одновременно необходимо обеспечить, чтобы направления аграрной политики предусматривали вовлечение ЛПХ населения в сферу внимания и заботы соответствующих органов управления. По нашему мнению, актуальны следующие направления работы с ЛПХ: 1)создание системы закупок производимой в ЛПХ продукции; 2) обеспечение личных подворий молодняком скота и птицы, кормами на основе установленного порядка их выделения; 3) передавать незанятые животноводческие помещения сельхозпредприятий в аренду населению для организации производства сельскохозяйственной продукции; 4) включение личных подворий в систему государственного племенного, ветеринарного и зоотехнического обслуживания ; 5) обучение сельского населения новым методам хозяйствования, оказания им соответствующих консультационных услуг, распространения высокоурожайных сельскохозяйственных культур, и т.д.; 6)развитие эффективных форм рыночной интеграции ЛПХ путем создания снабженческо-сбытовых кооперативов, налаживания взаимовыгодных связей ЛПХ с перерабатывающими и торгово-закупочными организациями, системой Дагпотребсоюза и т.д.; 3)совершенствование механизма взаимодействия ЛПХ с коллективными сельскохозяйственными предприятиями, что возможно при реальной реорганизации последних; 4)развитие сельской кредитной кооперации и обеспечение доступа владельцев ЛПХ к фондам льготного кредитования, лизинговым фондам и пр.
Реализация этих и других мер позволит увеличить производство сельхозпродукции в личных подсобных хозяйствах и тем самым повысить их роль в продовольственном обеспечении населения республики.
Муртилов Н.А.
Методологические аспекты взимания земельного налога
Категории земельного налога и земельной ренты тесно взаимосвязаны и взаимоообусловлены. Первоначальными являются именно рентные отношения, поскольку они определяют функции земельного налога, на основе которых, в свою очередь, устанавливаются величины налоговых ставок и принимаются другие конкретные решения по реализации прав собственника на землю.
С возникновением многоукладной экономики, отменой монополии государственной собственности на землю, признанием равных прав коллективной и индивидуальной собственности на землю споры о земельной ренте как научной категории утратили чисто теоретическое значение и приобрели большой практический интерес. Земельный налог - одна (но не единственная) из форм проявления земельной ренты. Последняя присутствует также в цене земли, влияет на другие элементы налогообложения в сельском хозяйстве. Наряду с этим значительная часть земельной ренты через ценовой диспаритет изымается из сельского хозяйства промышленной переработкой и всплывает сверхдоходами в рыночной инфраструктуре. По своей природе вся масса ренты, производимая в стране, представляет собой стоимостную оценку сверхнормативных затрат труда, объективно обусловленных специфическим характером сельскохозяйственного труда (ненормированным по продолжительности и интенсивности труда рабочим днем, всепогодностью, сезонностью).
В агроэкономической науке до сих пор не разрешен ряд методологических вопросов, определяющих взаимосвязь земельной ренты и земельного налога.
1. Какую долю ренты следует изымать в форме налога? Но мнению одних специалистов, изыматься должна вся сумма ренты, другие же считают, что часть ренты нужно оставлять в распоряжении коллективов предприятии для стимулирования более рационального использования земельных и других ресурсов и в особенности для интенсификации производства. Сторонники второй позиции предлагают изымать в виде налога только дифференциальную ренту I, связанную с плодородием и местоположением земель, а дифференциальную ренту II, связанную с дополнительными вложениями капитала в земельные участки, - оставлять в распоряжении трудовых коллективов. Сторонники третьей позиции считают, что изыматься в виде налога должна только абсолютная рента, а дифференциальная рента рента I должна идти целевым назначением на мелиорацию земельного участка. По нашему мнению, более убедителен третий подход, поскольку он способствует лучшему использованию и повышению урожайности земли в перспективе. Но при этом возникают трудности методического характера, вызванные необходимостью разделения общей суммы ренты на три части.
Попытки довести уровень земельного налога до уровней ренты сводят на нет значение собственника земли в классической рыночной экономике. Таким образом государство расписывается в своем неумении обеспечить другими способами налоговую базу местных бюджетов в сельской местности.
2. Кто является субъектом рентного платежа и налога на землю, то есть кто конкретно должен его вносить? Сегодня плательщиками земельного налога выступают субъекты, получающие землю во владение или в собственность. Применительно к колхозам и совхозам это означает, что именно они должны быть плательщиками налога, если им переданы рентоносные земли. За земли, переданные во временное пользование (аренду), абсолютная и дифференциальная рента выплачивается арендатором собственникам или владельцам земли, поскольку по логике вещей рента должна быть включена в состав арендной платы, взыскиваемой с арендатора. Во всех случаях источником платежей по налогу на землю является избыточная прибыль, получаемая собственником или владельцем земли.
3. На основе каких цен на сельскохозяйственную продукцию нужно определять величину дифференциации налога? Здесь есть два подхода. Согласно первому, дифференцированный налог, как и вообще оценка земли, должны определяться на основе расчетных (кадастровых) цен, отражающих в той или иной форме затраты на производство продукции в худших условиях. Такой подход, по нашему мнению, правомерен для анализа межотраслевых отношений, решения задач размещения производства и т.д. Но он неприемлем для построения системы налогообложения в условиях кризиса, так как местные бюджеты должны опираться на реальную сумму прибыли, получаемую сельскохозяйственными предприятиями. Этим целям лучше отвечает другой подход к исчислению ренты, суть которого состоит в определении ее суммы на основе действующих закупочных и других цен.
4. Каковы конкретные формы передачи земельной ренты в распоряжение общества? Следует отметить, что, как показывает мировая практика, земельный налог - не единственная форма изъятия части земельной ренты. Она передается в бюджет и по другим каналам - через налоги с оборота и на прибыль перерабатывающих промышленных предприятий, подоходный налог с собственника земли. Во многом формы и степень передачи (изъятия) ренты зависят от развитости всей системы налогообложения и других факторов, которые, в свою очередь, обусловливают разделение функций между разными видами налогов.
5. Стимулируется ли рациональное использование земли? На величину земельного налога, определяемого по стабильным ставкам на единицу площади, не влияют фактические результаты хозяйственной деятельности (доход, прибыль). Несомненно, при этом налог выполняет и функцию стимулирования рационального использования земли. Однако эффективность данной функции зависит от тяжести налогообложения, то есть от величины налоговой ставки на единицу земел ьной площади. Таким образом, изъятие части земельной ренты в форме земельного налога, установленного на единицу площади, предпочтительнее, чем введение налога на прибыль или валовой доход.
На основе изучения форм земельного налога, применяемых в развитых странах и странах СНГ, можно предложить следующую классификацию отдельных его элементов с учетом конкретных социально-экономических условий, складывающихся в тех или иных государствах:
- функции земельного налога - конкретные формы воздействия земельного налога на предприятия, фермерские хозяйства (фискальная, стимулирующая и т.д.);
- источники уплаты налога - та или иная часть дохода хозяйства, из которой уплачивается налог;
- установление величины налога - способы определения тяжести налогообложения;
- объекты налогообложения - состав земель, подлежащих налогообложению; база для определения ставок налога - например, цена, величина ренты, оценочный балл земли;
- получатели налога - в какой бюджет (федеральный, республиканский, местный) этот налог поступает;
- взаимосвязь с другими налогами - распределение функций между земельным и другими налогами в общей системе налогообложения;
- категории плательщиков земельного налога - государственные, кооперативные предприятия, акционерные общества и т.д.
В соответствии с данной классификацией был проведен анализ систем налогообложения (см. табл. 1). Отметим, во-первых, взаимосвязь функций земельного налога и источника его уплаты. Как подчеркивалось выше, функция рационального использования земли является специфической для переходного этапа экономики России. Поэтому предполагается, что источником уплаты земельного налога выступает земельная рента. Такой подход характерен практически для всех стран СНГ. В странах Европейского союза нет надобности в специальном стимулировании, так как эта функция успешно выполняется в условиях частнособственнической, преимущественно семейной системы предпринимательства в сельском хозяйстве.
Таблица 1.
Анализ систем земельного налога
Классификация элементов, характеризующих налог Российская Европейский
на землю Федерация союз
/, Функции налога
рациональное использование земли + -
выравнивание условий хозяйствования + -
аккумуляция средств на финансирование зем- + -
леохранных мероприятий
для муниципальных нужд - +
2. Источники уплаты налога
земельная рента + -
вся прибыль независимо от доли земельной ренты - +
3. База для определения ставок налога
цена земли - +
величина ренты; оценочный балл земли + -
4. Взаимосвязь с другими налогами
единственный налог + -
сочетание с налогом на прибыль - +
Примечание:"+" показывает наличие элемента, "-" -его отсутствие.
Во-вторых, существует взаимосвязь функций земельного налога и других элементов системы налогообложения. В случае, когда земельный налог является единственным, он выполняет все функции, включая перераспределение ренты в пользу общества.
В-третьих, база для определения ставок земельного налога зависит как от его функций, так и от развитости системы платного землепользования. При отсутствии цены земли ставки налога увязываются либо с оценочным баллом земли, либо с величиной ренты.