Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕВОЙСКОВЫМИ ТАКТИЧЕСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРСПЕКТИВНЫХ АСУ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕВОЙСКОВЫМИ ТАКТИЧЕСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРСПЕКТИВНЫХ АСУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЫТ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябчук Виктор Дмитриевич, Ничипор В.И., Кондратьев В.В.

В статье предложен новый теоретико-методологический подход к анализу путей решения проблем совершенствования управления общевойсковыми формированиями тактического звена (ОВФ ТЗ). Авторами доказано, что только полная и качественная реализация основных концептуальных методологических аспектов совершенствования ОВФ ТЗ на базе современных АСУ позволит значительно поднять общий уровень управления этими формированиями, а также обеспечить превосходство в уровне управления над аналогичными структурами армий наиболее развитых иностранных государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕВОЙСКОВЫМИ ТАКТИЧЕСКИМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРСПЕКТИВНЫХ АСУ»

ВОЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Методологические аспекты совершенствования управления общевойсковыми тактическими формированиями с применением перспективных АСУ

Генерал-майор в отставке В.Д. РЯБЧУК, доктор военных наук

Полковник В.И. НИЧИПОР, кандидат военных наук

Полковник в отставке В.В. КОНДРАТЬЕВ, кандидат технических наук

ОПЫТ боевых действий по принуждению Грузии к миру, а также анализ современных требований к уровню развития теории и практики применения общевойсковых формирований (ОВФ) тактического звена (ТЗ) (в том числе бригадной организации), непосредственно выполняющих боевые задачи, позволяет сделать однозначный вывод о безусловной необходимости коренного улучшения эффективности управления данными структурами в различных условиях. Суть этих требований заключается в кардинальном повышении оперативности, надежности и качества управления ОВФ ТЗ.

Для решения данной проблемы могут использоваться несколько возможных путей и способов, в число которых входят: применение новейших технических средств управления на базе последних достижений науки и техники; совершенствование организационно-структурных основ управления; разработка и внедрение наиболее эффективных методов работы командиров и офицеров штабов.

Наиболее эффективным и комплексным решением проблемы совершенствования управления ОВФ ТЗ, объединяющим в себе возможности всех названных выше путей, в настоящее время считается автоматизация процессов управления на базе методов и средств автоматизированных систем управления (АСУ), ядро которых на современном этапе составляют интеллектуальные системы поддержки принятия решений (ИСППР) в составе информационной и расчетной подсистем (ИПС и РПС) и подсистемы формирования решений (ПФР).

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию особо подчеркнул: «Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех «и» — институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплен и в подготовленной Правительством Концепции развития до 2020 года. Реализовать его нужно в полном объеме, добавив к нему, как я уже об этом как-то говорил, пятую составляющую — интеллект»1.

Из этого следует, что кроме известных аспектов автоматизации интеллектуализация управления ОВФ на современном этапе приобретает не только решающее значение, но и включает в себя и ряд специфических компонент, к которым можно отнести:

более широкий и разнообразный перечень используемых логико-математических методик в составе специального программного обеспечения (СПО);

1 Российская газета. 2008. 6 ноября.

более высокий качественный уровень методик расчетов и моделей СПО, а также возможностей общего программного обеспечения;

наличие в составе СПО разнообразных систем искусственного интеллекта, реализующих творческие этапы процессов управления;

создание принципиально новых технических средств, с помощью которых осуществляются важные функции управления (автоматическая подготовка к стрельбе и наведение оружия на цели, опознавание, классификация и определение типа объектов, реализация элементов информационной борьбы);

использование методов, способов и программно-технических средств гибкой перестройки (трансформации) структуры системы управления с внедрением новых функций и задач управления в соответствии с изменением обстановки;

применение новых методов в управлении (принятие решения не по элементам решения, а по элементам обстановки, оптимизация порядка и сроков выполнения функций управления, автоматизация рекогносцировки и организации взаимодействия);

максимальное приближение реализации процессов управления к режиму реального времени;

реорганизацию структуры и методологии информационных процессов в системах управления;

поиск новых и реализация реальных возможностей управления не только своими войсками, но и противником и даже некоторыми условиями обстановки;

автоматизацию вспомогательных и служебных функций управления (контрольных, диспетчерских, распределительных, диагностических).

Интеллектуализация управления в современных условиях является совершенно объективной необходимостью, без реализации которой результаты любой военной реформы окажутся недостаточно эффективными.

Подробное и разностороннее рассмотрение каждого из путей совершенствования управления ОВФ ТЗ на базе АСУ целесообразно проводить с позиций ряда аспектов, учитывающих прежде всего специфику, а также общие черты этих направлений. Таковыми можно считать методологические, оперативно-тактические, технические, экономические, системотехнические, кадровые и другие проблемы и вопросы, возникающие и решаемые при реализации названных выше путей. Причем для анализа наиболее важными являются методологические аспекты, поскольку именно они оказывают определяющее влияние на структуру, содержание соответствующих мероприятий и решений, последовательность и способы их реализации, а также критериальную основу и порядок оценки ожидаемой эффективности каждого пути или способа совершенствования управления.

Необходимость создания и применения современных АСУ для совершенствования управления ОВФ ТЗ в настоящее время общепризна-ны и уже не подвергаются сомнению. В то же время анализ состояния системы управления данными формированиями приводит к выводу о недооценке некоторых аспектов разработки и внедрения АСУ (особенно интеллектуальных), которые, как отмечалось, имеют возможность автоматизации ранее считавшихся «неформализуемыми» так называемых «творческих» составляющих процесса управления в части уяснения задачи, оценки обстановки, определения замысла, выработки решения, планирования применения сил и средств, подготовки документов и т. д.

Таким образом, существующая методология создания и внедрения АСУ ОВФ ТЗ уже не в полной мере соответствует условиям и требованиям сегодняшнего дня, поскольку затягивает сроки создания такой системы и во многом удорожает этот процесс.

Общепринятый сейчас порядок и стадии разработки АСУ предусматривают принятие решения на создание этих систем, организацию их разработки и внедрения на уровне военного и государственного руководства. При этом определяются организации — заказчики, организации — разработчики и изготовители, генеральный конструктор (ГК) системы, наиболее общие принципиальные вопросы ее создания, приемки и внедрения. Заказчиком АСУ должно разрабатываться и согласовываться основное тактико-техническое задание (ТТЗ), а головным разработчиком — частные технические задания (ЧТЗ) для соисполнителей.

Как показывает опыт, к основным недостаткам, которые особенно болезненно сказываются на организационных основах, следует отнести недооценку формирования и использования аппарата ГК и его ресурсов для выработки общей методологии и идеологии создания интеллектуальных АСУ ОВФ ТЗ, отсутствие общепринятой развернутой комплексной системы количественных показателей, опираясь на которые было бы возможно разрабатывать исключительно важные именно для сегодняшних условий оптимальные (или достаточно обоснованные) решения по главнейшим вопросам в данной области.

К явно недооцениваемым сейчас основным средствам оптимизации решений при создании АСУ следует отнести моделирующий стенд (МС). Его главное назначение заключается в компьютерно-аппаратном моделировании процессов функционирования возможных вариантов АСУ для различных идеологических и даже конструкторско-технологичес-ких решений создания АСУ в ходе ее разработки. Важнейшей частью и инструментом МС будет являться экспертно-аналитический аппарат (ЭАА), перечень информационно-расчетных и моделирующих методик которого должен быть не только разработан, но и соответствующим образом утвержден.

В целом отмеченные обстоятельства могут потребовать включения в число обязательных основных стадий создания АСУ этапа моделирования функционирования варианта системы, положенного в основу решения на ее создание.

Существенную роль в обеспечении высокого качества создания АСУ ОВФ ТЗ должно сыграть обязательное участие в разработке методик МС специалистов оперативно-тактического профиля. Моделирующий стенд и его методики должны стать также постоянным рабочим инструментом аппарата военного представителя.

До настоящего времени практически отсутствует качественная и соответствующим образом утвержденная методология определения обоснованного состава опытного образца АСУ. Требует своего исследования и проблема установления целесообразного соотношения перечня и содержания проводимых предварительных и приемо-сдаточных (государственных) испытаний.

К числу важнейших методологических принципов создания АСУ ОВФ ТЗ, непосредственно влияющих на организацию ее разработки, должны быть отнесены: кооперативность (участие головного исполнителя и соисполнителей), представительность и компетентность (привлечение наиболее опытных исполнителей), координация (согласование усилий разработчиков заказчиком), технологичность и экономичность

(реализация разработки по критерию «эффективность — стоимость — время»), оптимальное финансирование, принципы «опытного образца» и « основания пирамиды» (проверка принятых решений на минимальном составе опытного образца, начало разработки с нижних звеньев системы и этапов первоначального сбора информации), преемственность (учет предшествующего опыта разработки), обязательность оценки эффективности решений на этапе их подготовки и обязательность включения требований по основным аспектам боевой эффективности проектируемой системы в ТТЗ на ее создание, разумная последовательность реализации (не полный отказ от предшествующей системы управления, а использование промежуточных комплексов переходного характера и назначения).

К числу недооцениваемых до настоящего времени принципов из числа вышеперечисленных относится и принцип оптимального финансирования. Как показывает всесторонний анализ опыта создания и применения АСУ ОВФ ТЗ, стоимость такой системы оказывается в два-три раза меньше стоимости вооружения и боевой техники этого формирования. В то же время внедрение АСУ ОВФ ТЗ по боевой эффективности (боевым возможностям) эквивалентно дополнительному появлению почти еще одного такого же формирования. Поэтому требуется оптимальный подход к наиболее целесообразному по общей (итоговой) эффективности варианту распределения финансов на АСУ, а также на вооружение и боевую технику.

Следует особо подчеркнуть неудовлетворительное состояние решения проблемы оценки ожидаемой эффективности данной системы, поскольку без научно-обоснованной, в разумных пределах оперативной и качественной методологии определения боевых, технико-экономических, системотехнических, кадровых аспектов сейчас невозможна выработка обоснованной идеологии создания и даже применения АСУ.

Оценка эффективности АСУ ОВФ ТЗ должна быть комплексной, использовать как единый интегральный критерий боевой эффективности в соответствии с основным целевым предназначением АСУ, так и систему вспомогательных критериев, отражающих технико-экономические и другие показатели эффективности. При этом проведенные исследования дают основания предложить для критериальной основы оценки эффективности в качестве интегрального критерия эффективности АСУ ОВФ ТЗ вероятность выполнения формированием типовой боевой задачи, а в качестве вспомогательных критериев — показатели боевой и технической оперативности и надежности, показатели качества управления с применением АСУ, а также систему стоимостных показателей.

Внедрение АСУ в практику управления ОВФ ТЗ неизбежно приведет к значительным преобразованиям в организации и структуре системы управления формированиями, причем методологические аспекты организационно-структурных преобразований отражают основные направления возможных перестроечных процессов. Прежде всего, потребует пересмотра известное положение о составе системы управления ОВФ, поскольку именно АСУ и будет составлять организационно-структурную и техническую основу функционирования органов управления. При внедрении современных высокоинтеллектуальных АСУ в ОВФ ТЗ исчезнет большинство причин, обусловивших необходимость создания пунктов управления, так как техническая среда и информационно-программное обеспечение автоматизированных ра-

бочих мест (АРМ) АСУ создадут все возможности непосредственной оперативной аудио- и видеосвязи командиров с офицерами штаба, начальниками служб и командирами подчиненных формирований, а также с вышестоящим командованием в режиме, близком к режиму личного общения, а также возможности непрерывного мониторинга обстановки и обработки данных.

При этом на начальном этапе данного процесса пункты управления могут иметь модульную структуру в виде комплекса отдельных рассредоточенных организационно-функциональных модулей (блоков) управления, объединенных телекоммуникационной связью и распределенных максимально близко к управляемым объектам. В последующем эти модули войдут в состав соответствующих органов управления.

Важным методологическим аспектом внедрения АСУ в ОВФ ТЗ является появление перспективы гибкой перестройки самой АСУ, когда ее структура должна адаптироваться к изменившимся условиям обстановки. Сейчас АСУ ОВФ строятся, как правило, по принципу, обусловленному организационной структурой и составом ОВФ: в состав АСУ входят общевойсковая подсистема, подсистема управления артиллерией, подсистема ПВО и т. д. В современных условиях в различные периоды подготовки и ведения боя некоторые подсистемы могут быть перегружены, а другие, наоборот, окажутся недогруженными. Кроме того, часть функций в некоторых подсистемах может дублироваться или вообще отсутствовать, а у некоторых подсистем может потребоваться дозагрузка или перезагрузка информационно-программного обеспечения. Тем не менее, структура АСУ будет оставаться неизменной и в большей степени пригодной для повседневной деятельности в мирный период.

Для боевых условий адаптивная гибкость структуры АСУ ОВФ ТЗ может быть обеспечена реализацией функционального принципа построения АСУ, который определяет для каждого периода подготовки и ведения боя порядок автоматизированной перестройки АСУ в новую структуру в соответствии с функциями и задачами управления ОВФ в этот период. Например, в соответствующие периоды могут создаваться (формироваться заново или перестраиваться из других подсистем) подсистема управления приведением ОВФ в соответствующие степени боевой готовности, подсистема управления всеми видами разведки, подсистема управления комплексным огневым поражением, подсистема управления ближним боем, подсистема управления восстановлением боеспособности и т. д.

Наиболее существенные и даже революционные изменения при внедрении АСУ ОВФ ТЗ ожидаются в методологии реализации основных функций и задач управления должностными лицами на этапах применения АСУ. Эта методология в первую очередь зависит от изменений функциональных обязанностей должностных лиц ОВФ ТЗ при внедрении АСУ, а также от порядка их реализации.

Главным организатором работы по подготовке и применению интеллектуальных систем и АСУ в ОВФ ТЗ должен являться начальник штаба. Он должен определять основные задачи по организации и планированию применения системы, подготовке ее технических средств, всех видов ее обеспечения, личного состава к предстоящей работе. Начальник штаба должен отвечать не только за общую организацию и эффективное применение интеллектуальной системы, но и за защиту находящейся и циркулирующей в ней информации. Непосредственно

применение системы в ОВФ должен организовывать начальник оперативного отделения (отдела) штаба (или заместитель начальника штаба по АСУ) соответствующего общевойскового формирования.

В число важнейших методологических аспектов организации применения АСУ ОВФ ТЗ как в мирное, так и в военное время должны входить: планирование применения АСУ; организация ее всестороннего обеспечения; подготовка личного состава органов управления и технического персонала к работе; подготовка технических средств и видов обеспечения АСУ к применению; определение и реализация режимов функционирования средств и систем АСУ; организация развертывания средств АСУ на пунктах управления; организация и проверка систем связи и обмена информацией; комплексная настройка АСУ и проверка ее функционирования; практическая организация наиболее эффективной работы должностных лиц системы управления в АСУ.

При организации применения АСУ ОВФ ТЗ важнейшую методологическую роль будут играть документы планирования этого процесса. При этом в ОВФ ТЗ типа «соединение» и «часть» могут разрабатываться два новых (по сравнению с традиционной системой управления) планирующих документа: план боевого применения АСУ, а также план информационно-расчетного обеспечения управления. Содержание обоих документов в зависимости от конкретных условий обстановки может корректироваться по указанию командира или начальника штаба.

Следует отметить, что применение новых информационных технологий современных АСУ ОВФ ТЗ может коренным образом изменить содержание практически всех основных этапов процесса управления войсками. Суть этих изменений заключается в следующем.

Первое. Может произойти объединение этапов уяснения задачи, оценки обстановки и даже определения замысла, при котором на основании функционирования штабных математических моделей действий войск, а также работы ИПС и РПС ИСППР могут вырабатываться и «укладываться в скелет» замысла и решения в целом основные идеи выполнения задачи. Кроме того, в отличие от существующей методики в число проводимых мероприятий необходимо включить работу по формированию баз данных в АСУ, а также формирование и передачу в подчиненные части или подразделения данных предварительных распоряжений, которые сейчас сообщаются в предварительном боевом распоряжении (сведения о характере предстоящих действий, общей задаче, применении средств старшего начальника, данные о противнике, соседях и т. д.). Это увеличит ресурс времени частей и подразделений на подготовку к боевым действиям.

Второе. Определение замысла и формирование решения в целом может происходить в кардинально (в 5—10 раз) укороченные сроки за счет автоматизированной подготовки и представления на рассмотрение командира ОВФ с помощью ПФР ИСППР нескольких наиболее целесообразных вариантов этих документов. Рассмотренный выше порядок совмещения этапов уяснения задачи, оценки обстановки и т. д. создает реальные предпосылки принятия решения не по его элементам, как это принято сейчас, а по элементам обстановки, когда создаются предпосылки однократной, но полной реализации большинства процессов (например, оценки противника, своих войск).

Третье. Проведение рекогносцировки при использовании технических средств АСУ может быть организовано и реализовано без выезда на местность, и в то же время с участием не ограниченного круга должностных лиц, а с привлечением максимального их количества.

Четвертое. Организация взаимодействия при внедрении АСУ как методом розыгрыша, так и методом указаний может быть проведена на основе реализации математических моделей возможных вариантов действий войск с наглядной практической иллюстрацией их результатов на экранах АРМ должностных лиц.

Пятое. Резко возрастет эффективность реализации контроля действий войск, а также процессов оказания им помощи за счет полномасштабной работы контролирующих, диспетчирующих и справочно-кон-сультирующих программ СПО АСУ. Например, при получении сигнала по командно-сигнальному тракту АСУ программное обеспечение АРМ получателя может автоматически определить и выдать командиру: смысл сигнала или команды, какие действия должны быть выполнены немедленно, сроки выполнения, кому и с какими задачами должен быть доведен далее этот сигнал, какие документы должны быть вызваны или сформированы на экране данного АРМ.

Шестое. Существенные изменения могут коснуться не только сроков формирования, но и форм и содержания боевых документов в сторону значительного увеличения их графических составляющих, например, доведение боевых задач или представление внесрочных донесений в виде графического документа с условными знаками на фоне электронной карты и необходимым текстовым пояснением.

В целом анализ основных методологических аспектов совершенствования управления ОВФ ТЗ на базе современных АСУ приводит к выводу о том, что полная и качественная их реализация позволит не только значительно поднять общий уровень управления этими формированиями, но и обеспечить превосходство в уровне управления над аналогичными структурами армий наиболее развитых иностранных государств.

Методики оценки эффективности снижения заметности наземных объектов при защите от тактической

авиации

Полковник в запасе Ю.Е. ДОНСКОВ, доктор военных наук

Полковник В.Г. КЕРКОВ, кандидат технических наук

Подполковник В.В. ВАСИЛЬЕВ

В ТЕОРИИ и практике оперативной подготовки сил общего назначения вооруженных сил США и стран НАТО значительная роль отводится реализации концепции «воздушно-наземной операции (сражения)». Важнейшее место в данной концепции занимает авиация и в первую очередь тактической авиация (ТА), активные действия которой способны оказать существенное, а в ряде случаев и определяющее влияние на ход и исход боевых действий сухопутных войск. При этом она является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.