Некрасов В.Н., д.э.н., проф., Дрыгина Ю.А., асп.
Методологические аспекты разработки и реализации государственной аграрной политики
В статье рассмотрены вопросы разработки и реализации аграрной политики в качестве главной практической задачи аграрной экономической науки (АЭН), представляющей собой раздел экономической теории.
Ключевые слова: аграрная политика; агроэкономическая наука; агропромышленный комплекс; методология; метод; исследовательский подход (политэко-номический, неоклассический, институционально-эволюционный), эффективность.
Аграрная политика является частью государственной экономической политики [1; 19]. Экономическая политика - это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.
Аграрная политика в экономической теории определяется как деятельность государства, направленная на создание экономических и политических рамочных условий в аграрном секторе. В процессе упорядочивающей деятельности государства и санкционированных им общественно-правовых институтов формируются экономические, правовые, социальные, культурные условия жизни сельского населения.
Выделение аграрной политики как относительно самостоятельной области общеполитического курса государственной власти связано с особенностями социально-экономической структуры сельского хозяйства, спецификой регулирования экономических отношений в этой отрасли, с существованием различий между городом и деревней в условиях труда, жизни и быта, с системой рисков в процессе аграрного производства.
В ходе разработки аграрной политики на первом этапе необходимо выбрать цели и приоритеты развития аграрного сектора. Реализуется аграрная политика путем воздействия на происходящие в аграрном секторе экономические процессы с использованием определенных форм и методов, действенность которых для аграрной экономики должна быть научно доказанной. Эффективными инструментами реализации аграрной политики в настоящее время являются государственные программы и проекты.
В рамках аграрной политики формируется аграрное законодательство и аграрная структура, при этом аграрная структура определяется аграрным законодательством [2].
Теоретико-методологической основой аграрной политики служит агроэкономическая наука (АЭН), или аграрная экономика, являющаяся самостоятельной частью экономической теории.
Практическая функция АЭН призвана осуществлять научную разработку и обоснование хозяйственной практики, важнейшей формой которой в аграрном секторе выступает аграрная политика государства. Формируемая и реализуемая соответствующими государственными органами управления аграрная политика является основным потребителем результатов агроэкономи-ческих исследований.
Поскольку аграрная политика имеет многоаспектный, многоэлементный характер, то ее рассмотрение требует привлечения сведений не только из аграрной (сельской) экономики (как раздела экономической теории или отраслевой экономической науки) и других разделов экономики, но и таких наук, как менеджмент, государственное и муниципальное управление, политология, аграрное, земельное и административное право, социология, психология, история.
Аграрная политика обладает определенной самостоятельностью и активно влияет на аграрную экономику, причем как ускоряя, так и тормозя ее развитие. Положительное воздействие аграрная экономика испытывает при наличии научно обоснованной аграрной политики. Знание же аграрной политики помогает предвидеть процессы и явления в аграрной сфере, позволяя агентам аграрного рынка осуществлять надлежащие действия.
В таблице 1 авторами обобщены теоретико-методологические основы формирования и реализации аграрной политики в многообразии ее
элементов. Таблица 1
Наименование элемента Содержание
Теоретико- методологическая основа Агроэкономическая наука (АЭН), или аграрная экономика, являющаяся самостоятельной частью экономической теории. Практическая функция АЭН призвана осуществлять научную разработку и обоснование хозяйственной практики, важнейшей формой которой в аграрном секторе выступает аграрная политика (АП) государства. Формируемая и реализуемая соответствующими государственными органами управления АП является основным потребителем результатов агроэко-номических исследований.
Степень политического вмешательства Степень и интенсивность политического вмешательства в аграрные рыночные отношения может быть различной. В большинстве развитых западных стран сельское хозяйство является сектором экономики, пользующимся со стороны государства значительной поддержкой.
Субъект Органы, выполняющие политические и административные функции государственного управления в аграрной сфере.
Объект В настоящее время объектом АП в зависимости от поставленных целей служат разные структуры: 1) агропромышленный комплекс (АПК) (включает свыше 60 отраслей и подотраслей); 2) агропродовольственный комплекс; 3) сельское
хозяйство («ядро» АПК); 4) аграрный сектор; 5) аграрная сфера; 6) агробизнес (на Западе) и др.
Цели (главные) В отношении сельскохозяйственного производства: а) повышение конкурентоспособности и устойчивости, б) обеспечение доходности. В отношении аграрного рынка: всестороннее развитие.
Цели (второго порядка) • Обеспечение населения страны доступными высококачественными продуктами питания в объёмах и ассортименте, поддерживающих здоровый образ жизни; • обеспечение рационального использования природных ресурсов (земельные, водные и т.д.); • обеспечение развития сельской местности, формирование её привлекательности и удобства для работы и отдыха; • создание для сельхозтоваропроизводителей одинаковых условий получения дохода; • регулирование импорта и стимулирование экспорта сельскохозяйственных продуктов.
Принципы (в аспекте господдержки) 1) Устойчивость, 2) адресность, 3) гарантированность, 4) разграничение полномочий, 5) учет международных обязательств, 6) равнодоступность, 7) недопустимость нарушения рыночной среды, 8) максимально возможное использование косвенных рычагов и минимальное - инструментов прямого воздействия, 9) обеспечение наиболее высокой эффективности средств, выделяемых для поддержки АПК, 10) адекватность системы мер регулирования изменяющимся макроэкономическим условиям, конъюнктуре рынка, мировым тенденциям.
Структура В широком смысле аграрная политика включает: 1) политику развития аграрного сектора; 2) продовольственную политику, относящуюся к потреблению продуктов питания, социальной поддержки населения и т.д.; 3) агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства, включая переработку, производство средств производства для сельского хозяйства и торговлю; в узком смысле рассматривается как: 1) политика развития аграрного сектора, направленная на поддержку той или иной формы организации сельхозпроизводства; 2) регулирование системы доходов и расходов на сельское хозяйство и определение форм сотрудничества государства и профессиональных организаций; по длительности воздействия - среднесрочная и долгосрочная; по масштабу воздействия - общесистемная и селективная (либо горизонтальная и вертикальная, либо пассивная и активная); по территориальному охвату (уровням управления) - федеральная, региональная, районная; по направленности участия в международном разделении труда - импортозамещающая и экспортно-ориентированная; по превалирующему функциональному направлению: земель-
ная, сельскохозяйственная, агропродовольственная, агропромышленная, научно-техническая; инновационная; инвестиционная; амортизационная; финансовая; социальная; политика в области формирования продовольственного рынка и др.
Формы Под формами управления принято понимать внешнее выражение деятельности субъектов управления. В аграрной политике к ним относятся: 1) государственное регулирование (регулирование производства, регулирование рынка; прямое и косвенное); 2) государственная поддержка (прямая и косвенная).
Направления процесса формирования Осуществляется по двум основным направлениям: - продуктовый (методы косвенные и прямые, их комбинации) - структурный (методы косвенные и прямые, их комбинации)
Функции (направления воздействия) Основные: макроэкономические, институциональные, ресурсные (затратные), информационные, политикоадминистративные, инновационно -технологические.
Инструменты реализации Инструменты реализации аграрной политики весьма разнообразны и классифицируются в соответствии с формами аграрной политики - государственным регулированием и государственной поддержкой.
Нормативно- правовое обеспечение Аграрное законодательство: - федеральное (федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, подзаконные акты); - региональное (региональные законы и проч.). Нормативно-методические документы государственных органов управления федерального и регионального уровня: приказы, методические указания, письма и т.п.
Информационное обеспечение В современной России созданы и используются: - информационно-консультационная система (ИКС); - система АРИС; - геоинформационные системы.
Исследовательские подходы Политэкономический, неоклассический, институционально-эволюционный.
Внешние условия разработки и реализации Степень участия страны в глобализационных процессах; модель социально-экономической системы; сформированность постиндустриального общества; макроэкономическая ситуация; уровень институционализации; уровень инновационности; сформированность системы государственного управления.
Оценка эффективности В основном проводится путем оценки эффективности государственной поддержки АПК или оценки показателей для определенного вида политики.
Примечание. Таблица составлена авторами, использован Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
В таблице 2 приведены основные функции сельскохозяйственной политики, являющейся базовым направлением аграрной политики.
Таблица 2
Сфера сельского хозяйства Основная функция
Производство Способствование росту объемов производства сельскохозяйственной продукции и её конкурентоспособности.
Рынки Формирование эффективно функционирующих рынков сельскохозяйственной продукции, маркетинговая поддержка, обеспечение доступа к рынкам сбыта.
Инфраструктура Развитие производственной, торговой и социальной инфраструктуры.
Управление Прогнозирование, планирование, программирование, мониторинг, контроль.
Социально-трудовая 1) Обеспечение роста доходов товаропроизводителей в сельском хозяйстве; 2) обеспечение устойчивого роста занятости сельского населения; 3) повышение уровня жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.
Экология Сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов.
Инвестиции Создание условий роста инвестиций в сферу сельского хозяйства.
Цены Мониторинг цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, поддержание паритета индексов этих цен (тарифов).
Информация Создание информационно-консультационной системы, базы данных по состоянию рынков продуктов питания.
Законодательство, право Принятие и внедрение государственных нормативных актов, защита прав собственников, контроль и обеспечение принятых «правил игры».
Государственная аграрная политика характеризуется сложностью и масштабностью процесса формирования и реализации, что определяется:
- во-первых, тем, что за прошедшие 20 лет аграрные реформы так и не проведены в полном объеме, сельское хозяйство не отличается стабильностью, дореформенный уровень производства достигнут только в некоторых подотраслях сельского хозяйства: птицеводстве, свиноводстве, производстве зерна и подсолнечника, в большинстве аграрных хозяйств наблюдается низкая производительность труда, что затрудняет выбор приоритетов (табл. 3,4);
Виды продукта 1990 год 1995 год 2000 год 2005 год 2009 год 2009 г. в % к 1990 г.
Мясо и субпродукты 1 категории, тыс. т 6884 2370 1193 1857 3306 48,0
Колбасные изделия, тыс.т. 2283 1293 1052 2014 2263 99,1
Мясные полуфабрикаты, тыс.т. 1075 268 244 987 1474 137,1
Мясные и мясорастительные консервы, туб 545 348 508 674 717 131,5
Масло животное, тыс.т. 833 421 267 254 246 29,5
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс.т. 20,8 5,6 6,2 9,7 10,5 50,5
Сыры жирные (включая брынзу), тыс.т. 458 218 221 378 436 95,2
Молочные консервы, туб 980 527 620 897 831 84,8
Примечание. Таблица приведена по: Гончаров В.Д. Мясомолочная промышленность России: проблемы развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 9. - С. 25.
- во-вторых, многими функциональными направлениями, в связи с чем она подразделяется на агропромышленную, агропродовольственную, земельную, в сфере аграрного образования, инвестиционную, инновационную и др., что затрудняет выбор цели и приоритетов;
- в-третьих, участием многих организаций и отдельных личностей, среди которых наиболее важную роль играют: 1) законодательные (представительные) органы власти; 2) исполнительные органы власти; 3) группы интересов и группы давления, что обусловливает столкновение различных интересов;
- в-четвертых, проблемами государственного управления в рамках субъектно-объектных управленческих отношений, где субъектом (управляющая подсистема) выступает государство и его исполнительные органы, а объектом (управляемая подсистема) - агропромышленный комплекс. При этом одним из условий создания и функционирования эффективной системы управления является разрешение объективных противоречий и достижение общности целей субъекта и объекта управления. В процессе взаимосвязи каждый из них имеет собственный интерес, и эти интересы зачастую не совпадают.
Основные проблемы развития сельского хозяйства в современной России
Проблема Содержание
Необходимость приоритетного развития сельского хозяйства Главным источником обеспечения приоритетной поддержки сельского хозяйства Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного комплекса» (1997 г.) определялся федеральный бюджет. Однако на деле произошло резкое сокращение прямого бюджетного финансирования. За годы реформ доля аграрного бюджета в общем бюджете страны сократилась на целый порядок (к 2008 г. до 1,05% на 27% численности сельского населения). В то же время одно рабочее место в сельском хозяйстве - это 7-8 мест в других отраслях экономики.
Проблема земельных отношений Земельная реформа до конца не доведена, основные проблемы следующие: 1) не создан рынок недвижимости и его инфраструктура, которые находятся в начальной стадии становления; не решена проблема цены земли, арендной платы за землю; 2) не обеспечен широкий доступ населения к земельным ресурсам, нет системы реальных гарантий прав на земельные участки; практически не развита земельная ипотека; 3) не эффективно используются земельные ресурсы -десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного оборота, имеют место деградация и уничтожение плодородия земель (по расчетам на восстановление необходимо затратить 400 млрд. руб.); основные площади заброшенных земель находятся в регионах, охватывающих две трети сельских территорий; 4) наблюдается несогласованность большого числа нормативно-правовых актов (за 1991-2005 гг. принято на федеральном уровне - 1000, на региональном - около 20 тыс. документов).
Выравнивание экономических условий хозяйствования Отсутствие государственной политики в данном направлении стало причиной появления в стране депрессивных регионов, в то время как в странах ЕС система выравнивания экономических условий хозяйствования широко распространена.
Продовольственная безопасность За 2005-2007 гг. (нацпроект «Развитие АПК») импорт продовольствия возрос с 17,4 до 27,6 млрд. долл. США, а за первый год выполнения Госпрограммы (на 2008-2012 гг.) - еще на 9 млрд. долл., то есть по срав-
нению с 2005 г. более чем в 2 раза.
Государственное регулирование рынков сельхозпродукции осуществляется наиболее затратным и наименее эффективным способом В статье 14 закон «О развитии сельского хозяйства» предусмотрен механизм государственного регулирования рынка зерна, гарантирующий поддержание рыночных цен в интервале между минимальным и максимальным уровнем. Однако за 4 года после принятия закона максимальная цена так и не была установлена, механизм залога не введен, а установленная минимальная цена на зерно систематически нарушалась. Прием зерна государством по минимальной цене не организован. Проводимые интервенции закупки зерна на бирже ведут к огромным бюджетным затратам. Интересы производителей ущемляются, так как от имени государства интервенционные закупки осуществляет Объединенная зерновая компания, которая заинтересована в уменьшении закупочных цен. Минсельхозу РФ не удалось организовать государственное регулирование рынка зерна, обучить соответствующих специалистов, правильно определить уровень минимальных и максимальных цен, вселить в производителей и потребителей зерна уверенность, что цены будут удержаны в заявленном интервале.
Необходимость технического перевооружения и модернизации производства В сельском хозяйстве остро требуются техническое перевооружение и модернизация производства. Например, обеспеченность сельхозтоваропроизводителей тракторами составляет только 57%, из них 75% эксплуатируются за пределами амортизационного срока.
Примечание. Таблица составлена авторами по: Безверхова Е.В., Русский В.Г. Ресурсосберегающие технологии как основа инновационного развития отрасли растениеводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 9. С. 45-47; Буздалов И.Н. О главном условии обеспечения продовольственной безопасности России // Там же. С. 12-14. Варламов А.А. Трансформация земельных отношений в России // Там же. С. 60-62. Пошкус В.И. Аграрные проблемы России сегодня и в перспективе // Там же. С. 10-11.
Сложность и проблемность аграрной политики диктует необходимость создания современных теоретико-методологических основ разработки и реализации аграрной политики в рамках АЭН, опирающихся на научные разработки ученых, занимающихся проблемами аграрного сектора экономики, к числу которых относятся не только экономисты, но и политологи, юристы, социологи, историки, филологи, журналисты и т.д., что объясняется возрастание в последнее время междисциплинарного характера различных отраслей науки.
Изучение литературы по аграрным вопросам показывает, что многие ученые-аграрии считают, что кризис сельскохозяйственного производства
(продовольственный кризис) и кризис землевладения (кризис аграрных отношений) в стране продолжается. В этой связи сложилось неоднозначное мнение в среде ученых, политиков, общественных деятелей относительно путей дальнейшего развития аграрной экономики, разработки и реализации аграрной политики, что объясняется различным уровнем экономической подготовки, глубиной познания теоретических основ аграрной экономики, идеологическими расхождениями и т.д. Так, по направленности процесса реформирования отношений собственности ученые высказывают различные точки зрения: В.Я. Узун, А.В. Петриков, И.Н. Буздалов в ряде работ теоретически обосновывают устойчивость мелкотоварного частного агробизнеса, в то же время В.В. Милосердов и В.Р. Боев доказывают целесообразность рационального сочетания различных форм собственности и хозяйствования, а М. Палладина и В. Новиков указывают на функциональные особенности и значимость для экономики России сельскохозяйственных унитарных предприятий. Одни ученые (И.Н. Буздалов, В.Я. Узун) защищают основные положения аграрных реформ, другие же (И. Д. Афанасенко, В.В. Милосердов,
А.А. Шутьков) считают, что аграрная реформа провалилась.
Пытаясь осмыслить существующее разнообразие мнений относительно дальнейшего развития аграрного сектора экономики, ученые обращаются к теоретико-методологическим основам агроэкономической науки (АЭН), или аграрной экономики, составными частями которой являются «экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий» и «экономическая теория». В качестве части экономической теории аграрная экономика изучает использование ограниченных ресурсов в производстве, переработке, реализации и потреблении продовольствия. При этом многие законы рыночной экономики проявляются в АЭН в более чистом виде, чем в других отраслях, поэтому в учебниках по экономической теории можно часто найти примеры из аграрной сферы. Более того, аграрная экономика обычно выделяется в особый курс, и для аграрного сектора развивается самостоятельная экономическая теория. В настоящее время аграрную экономику трактуют более расширительно - как сельскую экономику, например, так ее рассматривают в учебнике Московского государственного университета под редакцией профессора С.В. Киселева ввиду ее многофункционального характера [3].
Академик И. Буздалов, проанализировав в 2004 году изданные за последнее время научные работы в этой сфере знаний, отмечает только единичные работы фундаментального характера. При этом, по его мнению, отсутствуют научные разработки, в которых излагаются концептуальные аспекты аграрной теории, а также «критика «устоявшихся» в советский период догм по ее принципиальным положениям» [4]. За прошедшие годы появилось не так много подобных работ - это несколько обстоятельных учебников [5] и отдельные публикации известных экономистов-аграриев в периодической печати [6].
При этом необходимо отметить, что, если теория аграрной экономики в определенной степени в России развивается, то методология АЭН разрабо-
тана недостаточно, хотя её использование в теоретических и практических исследованиях является насущной потребностью.
Современные определения экономической и агроэкономической методологии следующие: экономическая методология - важнейшее направление в экономических исследованиях, изучающее фундаментальный, метатео-ретический уровень экономического знания, принципы его вывода и доказательства разнообразных экономических положений, теорем и теорий (М.С. Орехов); агроэкономическая методология - «...системы принципов, положений, методов и моделей анализа или прогнозирования развития экономических процессов и объектов АПК, сельского хозяйства, сельской местности» (академик РАСХН Э.М. Крылатых).
Принимая во внимание, что методология аграрной экономики базируется на методологии экономической науки, можно сказать, что определенная недостаточность методологических разработок характерна и для самой экономической науки. Если обратиться к истории рассматриваемого вопроса, то можно заметить, что развитие методологии современной экономической науки движется по сложной траектории. Так, во второй половине XX века на Западе возникла длительная дискуссия по данной проблеме, которую инициировала статья М. Фридмена «Методология позитивной экономической науки» (1953 г.). В этот же период существенное влияние на методологию экономической науки оказали философы (Кун, Лакатош, Поппер). Дискуссия продолжалась десять лет и получила обобщение в ряде статей и монографий, в частности в работах Блауга (Blaug M. The Metodology of Economics, 1980) и Стюарта (Stewert I. Reasoning and Method in Economics. London, 1979). Наибольшую известность получил учебник Линси (Linsey, «An introduction to Positive Economics», 1963). Кроме того, существуют специальные периодические издания «Research in the History of Economic Thought and Methodology», «Economics and Philosophy», «The Journal of Economic Methodology», посвященные данной проблематике [7; 22-24]. На русский язык переведены следующие методологические издания - монография М. Блауга [8] и книга под редакцией Д. Гигуэйя, М. Блини и И. Стюарта [9]; ряд статей по вопросам методологии содержится также в переводном сборнике «Экономическая теория» [10].
Что касается отечественных работ по методологии экономической науки, то они достаточно малочисленны: только в последние годы появились монографии О. Ананьина [11] и С.В. Мочерного, Я.С. Лариной, В.В. Некрасовой [12], пособие к кандидатскому экзамену С.А. Бартенева [13], учебное пособие С.В. Орехова [14], докторская диссертация (08.00.01) М.М. Мокия [15], посвященная трансдисциплинарной методологии в экономических исследованиях.
Действительно, методы экономических исследований и методология экономической науки стали разрабатываться позже других гуманитарных наук, в частности, учебные курсы по этой тематике в российских вузах начали преподавать только в последние годы. Термины «метод» и «методология» широко ис-
пользуются в большинстве наук, в том числе в гуманитарных, причем в разных науках в разных смыслах.
Характеризуя экономическую методологию, А.М. Орехов рассматривает ее формирование в двух направлениях: со стороны экономистов-исследователей, которые разрабатывают специальные методы постижения нового экономического знания и со стороны методологий более высокого уровня - всеобщей (философия) и общенаучной, посредством которой на экономическую науку влияют естественные и ряд социальных дисциплин, а именно математика, кибернетика, социология, история, психология, политология. Он также подчеркивает, что наблюдается различие в толкованиях «экономическая (социологическая) методология» и «методы (методики) экономических (социологических) исследований». Если социологи сближают эти понятия, то в экономике понятие «экономическая методология» гораздо шире по своему объему и глубже по своему содержанию, чем понятие «методы (методики) экономического исследований» (особенно если к трактовке последних подходить с точки зрения социологии, то есть как к методам сбора экономической информации). Экономическая методология лишь в узком понимании есть совокупность экономических методов и процедур, если же трактовать ее во всей полноте, то она включает в себя такие сферы знаний, как методологическая история экономической науки, исследование идеалов и стандартов экономического знания, изучение мировоззренческих ориентиров и ценностей экономистов и многое другое.
Этот вывод А.М. Орехова соотносится с заключением С.А. Бартенева о специфике экономической науки, для которой, по его мнению, характерны: 1) параллельное (одновременное) развитие нескольких знаний - теорий, школ, противоречащих друг другу; 2) тесная связь со смежными отраслями знаний -психологией, социологией, политологией, математикой и др.; 3) наличие нескольких уровней развития экономики при взаимодействии между ними; 4) наряду с обычной (официальной) функционирование теневой формы деятельности; 5) выдвижение и обоснование нескольких взаимосвязанных и конкурирующих целей развития. Выявленная специфика в значительной степени оказывает влияние на формирование методологии экономической науки и ее составных частей, в частности АЭН.
После того как в России в начале 90-х годов XX в. отменили политическую экономию как учебную дисциплину и заменили экономической теорией, проблема развития её методологии стала весьма актуальной по причине того, что раньше преподавание политэкономии базировалась на хорошо разработанной методологии марксизма-ленинизма, внедрение же учебной литературы, основанной на теориях западной «экономикс», сделало необходимым пересмотр методологии экономической науки. Это объясняет и тот факт, что учебные курсы по методическим проблемам экономической науки в российских вузах начали преподавать только в последние годы.
Важной проблемой является разработка и использование соответствующей методологии в такой части экономической науки, как АЭН. В на-
стоящее время российская АЭН испытывает дефицит научных разработок в области методологии, хотя теоретические исследования ведутся. Надо сказать, что многие видные отечественные и зарубежные экономисты начинали с теоретических исследований именно в аграрной экономике, например, Н. Кондратьев, В. Немчинов, Дж. Гелбрейт и др., так как законы рыночной экономики в этой сфере проявляются в наиболее «чистом виде».
Проблемы теоретико-методологического анализа аграрной сферы получили развитие в работах зарубежных экономистов М. Трейси, Т. Шанина, С. Ритсона, У. Коестера и др. Теоретический анализ аграрной политики развитых стран базировался на таких современных теоретических концепциях, как общая теория экономической политики Тинбергена; микроэкономические основы макроэкономической политики Стиглера; экономическая теория поведения политиков и избирателей Доунса; методологический «индивидуализм Бъюкенена и Таллока»; теория поведения коллективных групп Олсона; теория поиска ренты Таллока, Крюгера; теория регулирования Пельтцмана и др. [16]. Эти исследования позволили, в частности, определить стратегию реформирования аграрной сферы и существенно повысить эффективность аграрной политики на Западе.
Российские ученые конца XIX - начала XX вв. А.В. Чаянов,
Н.П. Макаров, А.Н. Челинцев, Н.Д. Кондратьев, Б. Бруцкус, Л. Литошенко, М.И. Туган-Барановский, в той или иной мере занимавшиеся аграрными проблемами, внесли существенный вклад не только в российскую науку - их работы стали частью мировой научной мысли. В конце XX - начале XXI вв. теоретические аспекты АЭН разрабатывались в трудах российских ученых Л.И. Абалкина, А.И. Алтухова, В.Г. Андрийчука, А.А. Анфиногентовой,
B.П. Алферьева, И.Д. Афанасенко, В.И. Баутина, Г.В. Безпахотного, О.С. Белокрыловой, В.Р. Боева, И.Н. Буздалова, А.М. Гатаулина, А.В. Гордеева, Е.Е. Жоголевой (Румянцевой), А. Зельднера, А.П. Зинченко, В.Г. Игнатова,
О.В. Иншакова, В.В. Казарезова, Н.П. Кетовой, С.В. Киселева, В.А. Клюкача,
Э.Н. Крылатых, В.В. Кузнецова, В.А. Кундиус, И.В. Курцева, А.Н. Медушев-ского, В.В. Милосердова, В.И. Назаренко, А.А. Никонова, В.Н. Овчинникова, А.Г. Папцова, А.В. Петрикова, Г. Романенко, А.Ф. Сидорова, А.А. Семенова, А.Ф. Серкова, Е.В. Серовой, А.Ф. Тарасова, В.А. Тихонова, В.Я. Узуна, Л.Н. Усенко, И.Г. Ушачева, И.М. Шабуниной, Г.И. Шмелева, А.А. Шутькова, А.Г. Фонотова, Г.Е. Яковлева и многих других.
Среди авторов, исследующих различные аспекты функционирования и развития институтов аграрной сферы современной России, следует отметить А.А. Анфиногентову, А.И. Алтухова, А.А. Барлыбаева, Г.В. Безпахотного, О.С. Белокрылову, И.Н. Буздалова, А.Л. Буркова, В.В. Вольчика, А.В. Гордеева, Л.Ф. Гусарову, В.В. Зотова, С.В. Киселева, Э.Н. Крылатых,
C.А. Липски, В.В. Милосердова, В.И. Назаренко, С.Б. Огнивцева, А.Г. Папцова, П.С. Першукевича, В.Ф. Преснякова, В.О. Розенталь, Т.Г. Романова, А.А. Серкова, Е.В. Серову, В.Я. Узуна, ИГ. Ушачева, ИГ. Шашкову, СИ. Шка-пенкова, А.А. Шутькова и др. Макроэкономические аспекты развития аграрной
сферы представлены в работах А.В. Гусакова, Е.Е. Жоголевой (Румянцевой), А. Захарова, А.П. Зинченко, С.В. Киселева, А.М. Прокопьева, А.В. Недосекина и др.
(Окончание в следующем номере)
Литература
1. Файзуллин Г.Г. Аграрная политика как важнейшее направление внутренней политики Российской Федерации II Аграрное и земельное право. 2007. № 9. С. 19.
2. Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса I Под ред. С.А. Боголюбова. М.: НОРМА, 2009; Козырь М.И. Аграрное право России: состояние, проблемы и тенденции развития. М.: Норма, 2008.
3. Сельская экономика: Учебник I Под ред. С.В. Киселева. М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Буздалов И. Аграрная теория: концептуальные основы, тенденции развития, современные представления. М.: Academia, 2005.
5. Аграрная политика: Учебное пособие I Под ред. А.П. Зинченко. М.: КолосС, 2QQ4; Сельская экономика: Учебник I Под ред. С.В. Киселева. М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Прокопьев А.М. Методы экономических исследований в агропромыыш-ленном производстве II АПК: Экономика, управление. 2009. № 7; Он же. Методология разработки экономической политики в сфере АПК. М, 2006; Сиптиц С.О. Актуальные проблемы агроэкономической науки: методология исследований, качество научной продукции II Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 9. С. 7-1Q.
7. Хубиев К.А. Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории I Тезисы докл. науч. конф. М., 2006. С. 22-24. [Электронный ресурс]: http:IIinc.kursknet.ruImsu2QQ6.htm.
8. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют I Под ред. B.C. Автономова II Ж. «Вопросы экономики». 2QQ4.
9. Панорама экономической мысли конца XX столетия I Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини, И. Стюарта: В 2-х т. СПб: Экономическая школа, 2002.
1Q. Экономическая теория I Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М., 2004.
11. Ананьин О. И. Структура экономико-теоретического знания: методологический анализ М., 2QQ5.
12. Мочерный С.В., Ларина Я.С., Некрасова В.В. Методология экономической науки. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2010.
13. Бартенев С.А. История и философия экономической науки: Пособие к кандидатскому экзамену. М.: Магистр, 2008.
14. Орехов А.М. Методы экономических исследований: учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2009. - З92 с.
15. Мокий М.М. Трансдисциплинарная методология в экономических исследованиях: Дис. ... докт. экон. наук: М., 2010.
16. Княгинина Г.В. Институциональные риски в переходной экономике России и пути их снижения в аграрной сфере: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.