Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru
УДК 370.12
Методологические аспекты проблемы воспитания в современной школе
А. С. Косогова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
А.НН°Тация. В статье рассмотрены методологические аспекты
воспитания молодого поколения в информационном обществе, выделены наиболее значимые направления воспитания: идентичности, безопасности и сохранения здоровья, свободы и ответственности, равенства и социальной справедливости. Дан анализ процессов творческого самовыражения как действенного инструмента воспитания.
Ключевые
слова: воспитание, информационное общество, творческое
самовыражение, идентичность, свобода, ответственность, справедливость и равенство.
В российском обществе в настоящее время воспитание рассматривается как определяющее условие прогрессивного и стабильного развития всех сторон жизни человека. Однако особенность этого процесса заключается в том, что условия жизни в постиндустриальном или информационном обществе отличаются от условий жизни предыдущих поколений. Интернет (социальные сети) становится своеобразной «средой обитания» молодёжи. В этой среде представители молодого поколения получают информацию, общаются и принимают жизненно важные решения. В пространстве социальных сетей учащиеся усваивают социальный опыт посредством взаимного информирования друг друга [6].
Информационные технологии создают определённые проблемы, бросают вызов личности, повышая требования к скорости её реакций, к уровню компетентности, усложняя деятельность, однако наряду с этим они же предоставляют и новые возможности для творческой самореализации. На наш взгляд, этот процесс может быть продуктивен, если будет реализовываться как творческое самовыражение.
В рамках самопознания и идентификации процесс самовыражения можно организовать достаточно качественно, используя большие информационные потоки. Благодаря Интернету этот процесс можно, например, выстроить на противоречии, контрасте своих личных и общественных установок. Это индивидуалистическая установка. Можно, наоборот, самовыражение выстраивать на их гармоничном соединении. Это коллективистическая установка. Наконец, установка может быть функциональной, и она строится на превращении внешних тенденций в средство реализации внутренних установок. И только самовыражение позволит сделать оптимальный выбор.
Благодаря возможности выбора информации и реализации себя через презентацию окружающим можно осознать, что самовыражение как успешная жизненная самореализация - это когда человек всегда, везде и во всём следует голосу совести, проявляет уважение и любовь к людям.
В связи с этим насущной потребностью в современном обществе становится формирование информационной культуры личности, т. е. развитие навыков определения собственных информационных потребностей, критического анализа источников информации, формирование умений интерпретации и синтеза поступающих сведений, усвоение сетевого этикета и т. д. [6]. И в этом процессе главный инструмент - самовыражение.
Один из разделов Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования посвящён описанию современного национального воспитательного идеала [2]. Это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». В основе Концепции и стандартов нового поколения лежит целостный подход к формированию школьников. С учётом основных положений этих документов воспитательный процесс в современной школе можно рассматривать как направленность на:
- осознание себя гражданином России на основе принятия базовых национальных нравственных ценностей (патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, природа);
- реализацию принципов безопасного и здорового образа жизни, формирование готовности к поведению, сохраняющему и развивающему здоровье своё собственное и других на основе полученных знаний и умений;
- осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи своего самовыражения с ответственностью, развитость правосознания;
- принятие идеалов равенства и социальной справедливости.
Очевидно, чтобы воспитать гражданина России, основу всего уклада школьной жизни должны составлять базовые ценности. Важно определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей с учётом этих ценностей. Школа, семья, общественные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации совместно обеспечивают условия для реализации Концепции и стандартов в рамках поставленных задач.
Анализируя представленные направления, относительно второго направления мы можем сказать, что воспитание ориентируется на осознание того, что
ДПШИ'И.Г
первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. В реальной ситуации школьники в большинстве случаев отказываются ответственно относиться к собственному здоровью и вести здоровый образ жизни до тех пор, пока не возникает серьёзная угроза физическому и психическому благополучию. Отсюда следует, что в среде учащихся необходимо повышать мотивацию заботы о собственном здоровье, его укрепления и улучшения, развивать понимание, что творение здоровья - это потребность и обязанность каждого человека. Очевидно, что в решении первостепенной задачи повышения уровня здоровья первое место занимает не медицина, а сознательная, целенаправленная работа самого обучающегося по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе, а также формирование новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. Второй шаг - это, на наш взгляд, погружение в процессы творческого самовыражения, где раскрывается возможность познать себя не только в актуальном состоянии, но и в ракурсе потенциальных возможностей своего развития и, как следствие, в ракурсе укрепления своего здоровья. Это разработка здоровьесберегающих проектов и участие в них, занятие спортом, реализация программ оздоровления и др., где каждому предоставляется возможность презентации своих физических и интеллектуальных возможностей.
Обращаясь к следующему направлению воспитания в школе, можно сказать, что полноценная в нравственном отношении свобода предполагает осознание человеческой субъективности в собственной воле, умение подчинять её общечеловеческим смыслам и ценностям, нормам универсального общения. Освоение внешней реальности и нравственный контроль над самим собой актуализируют два противоположных по своей сути направления. Это освобождение и ответственная причастность человека. Внутреннее освобождение даёт импульс творчеству человека, раскрывает перед ним новые возможности, ответственность ведёт к осознанию последствий, которые могут повлечь его действия.
Важный аспект воспитания - это осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью. На наш взгляд, это процесс освоения в процессе обучения и воспитания социальных норм и ценностных ориентиров, прежде всего, глобального масштаба, и это самопознание через акты творческого самовыражения. В этих условиях можно прогнозировать эффективность для себя и для общества не только исполняемой социальной (профессиональной) роли, но и смысла жизни в целом, её качества.
И наконец, рассматривая в качестве одной из важных задач воспитания принятие идеалов равенства и социальной справедливости, мы полагаем, что к этому направлению очень важно обратиться. Мы исходим из определения О. Г. Дробницкого и Ф. А. Селиванова, которые полагают, что справедливость «соответствует определённому пониманию сущности человека».
В анализе авторов справедливость выступает как мера соответствия «меж-
ду практической ролью различных индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием» [2, с. 119].
Мы согласны с Н. О. Исмаиловым [3], который полагает, что высшее благо -это справедливое неравенство, а худшая несправедливость - насильственная уравниловка во имя восстановления справедливости. На наш взгляд, направленность воспитания на осознание этого феномена будет эффективной при погружении обучающихся в процессы творческого самовыражения. Самовыражение - это способность человека раскрыть свою сущность во внешнем мире. Творческое самовыражение - это способность проявлять себя, следуя голосу совести, показывать своё отношение к миру не только в форме отдельных чувств, поступков, слов, мимики и жестов, но и в презентации своей личности с большей или меньшей степенью индивидуальности, оригинальности, самобытности и выразительности. В самовыражении учащийся осознает феномен «справедливое неравенство», видит в нём оптимальную соразмерность индивидуального и коллективного. Он видит также наиболее гармоничное (для себя и в рамках своих возможностей) условие самореализации.
В синтезе вышеперечисленные направления воспитания ведут обучающихся к осознанию своей идентичности. Идентичность означает твёрдо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всём богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе её развития. Понятие идентичности помимо личностной тождественности подразумевает также и групповую тождественность, то есть осознание себя членом той или иной социальной общности [1].
Основные инструменты воспитания в современной школе в контексте представленных направлений - это интерактивное взаимодействие, в котором каждому даётся возможность для творческого самовыражения. «В рамках интерактивного взаимодействия осуществляется подведение учащегося к открытию недостаточности своей картины мира, к пониманию того, что смысл жизни не только за пределами собственного «Я» и школы, но и за пределами конкретного социума. Тем самым активизируется поиск новых оснований, так или иначе связанных с проектированием жизни, ответственности за будущее и
др.» [5].
В заключение мы делаем вывод, что человек, лишённый возможности самовыражения, не может найти, исследовать и осознать себя. Создавать условия для творческого самовыражения школьников - это значит способствовать формированию у них информационной культуры, в рамках которой и создаются условия для осознания своей идентичности, цели и смысла своей жизни в актах творческого самовыражения. И в этом главная цель воспитания современной молодёжи.
Список литературы
1. Гаязов, А. С. Демократические ценности, принципы и воспитание гражданина /
Ж
ДПШИ'И.Г
A. С. Гаязов // Вестник ОГУ - 2001. - № 1. - С. 4-10.
2. Дробницкий, О. Г. Справедливость / О. Г. Дробницкий, Ф. А. Селиванов // Философская энциклопедия в 5 т. Т. 5. - М. : Советская энциклопедия, 1970. - 119 с.
3. Исмаилов, Н. О. Справедливость как мера равенства / Н. О. Исмаилов // Социология власти. - 2009. - № 8. - С. 95-103.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
B. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 29 с.
5. Косогова, А. С. Методологические и практические аспекты проблемы формирования у будущих педагогов культуры трансляции способов познавательной деятельности [Электронный ресурс] / А. С. Косогова, Н. В. Калинина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=26244 (дата обращения: 31.03.2017).
6. Лысак, И. В. Личность в информационном обществе: проблемы и перспективы исследования [Электронный ресурс] / И. В. Лысак, А. В. Максимов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 517. - URL: https://science-education. ru/ru/artide/view?id=20289 (дата обращения: 01.05.2017).
Methodological Aspects of Up-bringing in Modern School
A. S. Kosogova
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. In the methodological aspects of education of the young generation in the informational society are considered. The author defines the most meaningful lines of upbringing: identity, safety and health, freedom and responsibility, equality and social justice. The analysis of the process of creative self-expression as an efficient tool of upbringing is given.
Keywords: education, informational society, creative self-expression, identity, freedom, responsibility, justice and equality
Косогова
Анастасия Самсоновна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики
Педагогический институт Иркутского государственного университета
664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Бато-ра, 9
тел.: 8(3952)240700 e-mail: [email protected]
JL
ДП01Ш1Г
Kosogova
Anastasiya Samsonovna
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor of the Pedagogics Department
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
9 Sukhe-Bator St, Irkutsk, 664011
tel.: 8(3952)240700 e-mail: [email protected]