Научная статья на тему 'Методологические аспекты оценки конкурентоспособности региона'

Методологические аспекты оценки конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1840
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / COMPETITIVENESS / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ECONOMIC FACTORS / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / SOCIAL FACTORS / РАНГОВЫЙ МЕТОД / RANKING METHOD / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / INTEGRAL INDICATOR / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реброва Н. П., Седельников В. М.

В условиях повышенной конкуренции между регионами и дальнейшего расширения их самостоятельности особую актуальность приобретает разработка комплексной и достоверной методики оценки их конкурентоспособности. Цели исследования разработка методики оценки конкурентоспособности региона, а также выделение и обоснование социальных и экономических показателей региональной конкурентоспособности. В работе, выполненной на основании рангового метода и метода экспертных оценок, разработан методологический инструментарий алгоритм оценки конкурентоспособности региона, базирующейся на предложенных и обоснованных социальных и экономических показателях его конкурентоспособности. Предложены и обоснованы необходимые для данной оценки социальные и экономические показатели. Кроме того, представлены три ключевых условия, при соблюдении которых исследователь сможет получить достоверную и комплексную оценку региональной конкурентоспособности. По мнению авторов, результаты данного исследования могут быть использованы в ходе стратегического регионального планирования, в частности для разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов, а также при осуществлении регионального маркетинга, опирающегося на имеющиеся и потенциальные конкурентные преимущества краев и областей. Сделан вывод о том, что использование рангового метода и метода экспертных оценок в качестве методологической базы для исследования конкурентоспособности региона позволяет получить комплексную и достоверную картину их конкурентного положения и конкурентных преимуществ. Кроме того, авторы отмечают универсальность данной методики, так как любой исследователь может применять ее по собственному усмотрению, внося необходимые поправки и улучшения на любом этапе проводимого исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of assessing competitiveness of a region

Importance Under the conditions of increased competition between regions and further expansion of their independence, the development of comprehensive and reliable methodology for assessing the competitiveness of regions is of particular relevance. Objectives The research aims to develop a methodology to assess competitiveness of regions and to identify and justify social and economic indicators of regional competitiveness. Methods On the basis of the ranking method and the method of expert assessments, we have developed methodological tools, in particular, an algorithm of assessing competitiveness of a region, which is based on the proposed and substantiated social and economic indicators of competitiveness. We proposed and justified the social and economic indicators, which are necessary for the assessment. In addition, we presented three key conditions, under which a researcher will obtain reliable and comprehensive assessment of regional competitiveness. Results We conclude that the findings of this paper can be used in the course of strategic regional development, in particular, in developing and implementing strategies of social and economic development of regions, and for the purpose of regional marketing based on existing and potential competitive advantages of territories and regions. Conclusions and Relevance We conclude that the use of the ranking method and the method of expert assessment as a methodological base for the study of region’s competitiveness enables to get a comprehensive and reliable picture of competitive position and competitive advantages of investigated regions. In addition, we emphasize the universality of this technique as any researcher can use it discretionary, making necessary adjustments and improvements at any stage of research.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты оценки конкурентоспособности региона»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 332.146

методологические аспекты оценки конкурентоспособности региона

н.п. реброва,

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой экономики, менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected] Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

в.м. седельников,

аспирант кафедры менеджмента E-mail: sedelnikov_vlad@maiLru Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

В условиях повышенной конкуренции между регионами и дальнейшего расширения их самостоятельности особую актуальность приобретает разработка комплексной и достоверной методики оценки их конкурентоспособности.

Цели исследования - разработка методики оценки конкурентоспособности региона, а также выделение и обоснование социальных и экономических показателей региональной конкурентоспособности.

В работе, выполненной на основании рангового метода и метода экспертных оценок, разработан методологический инструментарий - алгоритм оценки конкурентоспособности региона, базирующейся на предложенных и обоснованных социальных и экономических показателях его конкурентоспособности. Предложены и обоснованы необходимые для данной оценки социальные и экономические показатели. Кроме того, представлены три ключевых условия, при соблюдении которых исследователь сможет получить достоверную и комплексную оценку региональной конкурентоспособности.

По мнению авторов, результаты данного исследования могут быть использованы в ходе

стратегического регионального планирования, в частности для разработки и реализации стратегий социально-экономического развития регионов, а также при осуществлении регионального маркетинга, опирающегося на имеющиеся и потенциальные конкурентные преимущества краев и областей.

Сделан вывод о том, что использование рангового метода и метода экспертных оценок в качестве методологической базы для исследования конкурентоспособности региона позволяет получить комплексную и достоверную картину их конкурентного положения и конкурентных преимуществ. Кроме того, авторы отмечают универсальность данной методики, так как любой исследователь может применять ее по собственному усмотрению, внося необходимые поправки и улучшения на любом этапе проводимого исследования.

Ключевые слова: конкурентоспособность региона, развитие регионов, экономические факторы конкурентоспособности, социальные факторы конкурентоспособности, ранговый метод, интегральный показатель региональной конкурентоспособности

В настоящее время термин конкурентоспособность приобретает особую актуальность в связи с тем, что регионы начинают проявлять себя в качестве отдельных субъектов конкуренции, которые в условиях рыночной экономики становятся экономически самостоятельными. Это приводит к тому, что они должны как соизмерять свои возможности с ресурсами, поступающими из федерального центра, так и находить в случае необходимости альтернативные источники пополнения регионального бюджета со стороны, с учетом роли того или иного региона в экономике страны. Наконец, перед местными органами власти определена задача делегирования полномочий региональному и местному сообществу в целях достижения устойчивого экономического развития.

В существующей политике Российской Федерации акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с дальнейшего роста крупных населенных пунктов на возрождение малых городов и сельских поселений. Кроме того, изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления [4, 12]. К подобным выводам в своих исследованиях пришли отечественные ученые Л.М. Григорьев, Н.В. Зубаре-вич, Ю.В. Урожаева, Г.Р. Хасаев и др. [5, 13].

Однако в теории конкуренции роль пространства стала учитываться сравнительно недавно, поскольку до этого регион воспринимался как точка на карте, положение которой не изменить и не улучшить. Стоит отметить, что в рыночной экономике регион является плацдармом для привлечения финансовых, инвестиционных, трудовых и других видов ресурсов и борется за свое выживание с другими конкурентами.

Поэтому можно сделать вывод о необходимости применения теории конкурентоспособности в отношении таких обширных районов. Благодаря этому возможно проведение компетентной оценки региона по уровню его конкурентоспособности, что позволит определить его сильные и слабые стороны, внешние и внутренние угрозы, а также влияние отдельных экономических, социальных, управленческих и других факторов на его экономику. В дальнейшем такой анализ позволит экономическому району оценить свой конкурентный потенциал, а также использовать свои конкурентные преимущества в отношении других регионов [11].

Однако, по мнению Б.М. Гринчеля, наличие конкурентных преимуществ еще не является га-

рантией того, что регион будет высоковостребован-ным, а все потребители останутся довольны своим местоположением и хорошо смогут использовать конкурентные преимущества [6]. Благоприятное сочетание конкурентных свойств необходимо не только для привлечения или удержания потребителей. С этим мнением согласна целая группа как отечественных (И.В. Арженовский, Д.В. Визгалов, А.П. Панкрухин, Т.В. Сачук), так и зарубежных (Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер) исследователей. Они рассматривают маркетинг в качестве основы для развития любой территориальной единицы, будь то страна, регион или город [10, 15, 7].

Как отмечает Ю.Н. Старцев, в основе маркетинга как формы менеджмента, ориентированного на удовлетворение нужд потребителей, лежит достаточно простая идеология: территория должна процветать, а качество жизни на ней должно быть наивысшим из возможных [18].

Однако в научном сообществе не существует единой точки зрения на проблему, касающуюся того, как добиться желаемой цели с помощью маркетинговых технологий. Так, И.В. Арженовский понимает под маркетингом регионов передовую идею, философию, которая требует ориентации на потребности целевых групп покупателей услуг территории и предлагает использовать подходы, подобные используемым в маркетинге предприятий [1]. Использовать маркетинг территорий для достижения ими устойчивого инновационного развития предлагает С.В. Комаров, при этом в качестве основных задач маркетинга он выделяет повышение уровня инвестиционной привлекательности и повышение имиджа территории [8]. Наконец, Д.В. Визгалов предлагает использовать стратегическое планирование в целях формирования положительного имиджа города на основании проводимой им брендинговой политики [2, 3].

В настоящее время существует определенная потребность в анализе имеющихся теоретических и методологических подходов к оценке конкурентоспособности самостоятельных экономических районов, поскольку именно количественная оценка является необходимым условием и основанием для формирования маркетинговой стратегии региона, основной целью которой является его устойчивое экономическое развитие [14, 19].

Стоит отметить, что в настоящее время отсутствует единый методологический подход к оценке конкурентоспособности региона. По мнению авторов, разработка такой методики оценки целесооб-

разна и необходима. Это сложная многофакторная задача, которая заключается не только в экономически обоснованном выборе экономических и социальных факторов для анализа и расчета их значимости, но и в практическом использовании полученных результатов в региональном планировании и стратегическом развитии региона.

Среди научных работ, в которых предлагаются конкретные методики оценки конкурентоспособности региона, можно назвать работы К.М. Ханна-нова, Д.И. Кузьмина, А.А. Соколовского, Б.М. Грин-челя, С.И. Евдокимова, В.В. Худеевой, Л.Н. Чайни-ковой, а также Г.Г. Аралбаевой и Д.Ф. Ахметовой, В.В. Смирнова.

Например, К.М. Ханнанов использовал в своей работе ранговый метод, который сводится к выявлению наиболее значимых факторов конкурентоспособности и их интегрированию, т.е. приведению к единому интегральному показателю. В качестве наиболее значимых факторов автором выделены экономические, социальные и управленческие, которые подразделяются:

- на производственную деятельность и финансы;

- на инновационную деятельность и инвестиции;

- на образование, культуру, здравоохранение и

правонарушения;

- на уровень жизни и окружающую среду.

Методика проверена на материалах Приволжского и Уральского федеральных округов.

Исследователи Д.И. Кузьмин и А.А. Соколовский в своем исследовании опирались на метод рейтингового шкалирования, который позволяет соотнести фактические значения статистических показателей с наилучшими. Авторы рассматривают факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность региона с позиций концепции устойчивого развития и выделяют три группы показателей, отражающих конкурентные позиции: экономические, социальные и экологические. В качестве объекта исследования выступал Красноярский край, который сравнивался с остальными субъектами Сибирского федерального округа. Несомненным преимуществом работы являются выводы о конкурентных преимуществах и ключевых сферах низкого и среднего уровней конкурентоспособности Красноярского края.

В свою очередь Б.М. Гринчель разработал методику оценки потенциала экономической и социальной конкурентоспособности регионов Российской Федерации на основании статистических показателей, которые отображают те или

иные преимущества территории по отношению к конкретному или абстрактному экономическому потребителю. Автором выделены 16 экономических и 15 социальных показателей, которые подразделяются на пять подгрупп:

- инвестиции, инфраструктура и правопорядок;

- уровень экономического развития и экономический рост;

- инновационное развитие;

- развитие человеческого потенциала;

- уровень жизни и потребительский спрос населения.

Кроме того, автор приводит примеры различных критериев, позволяющих проверить и сопоставить результаты, полученные в рамках данной методики и других методик оценки конкурентоспособности региона.

Методику, основанную на расчете системы взаимосвязанных индикаторов региональной конкурентоспособности, использовал в своей работе С.И. Евдокимов. При этом объектом исследования выступали регионы Северо-Западного экономического района. Конкурентоспособность в качестве динамического понятия рассматривается автором как текущая и стратегическая. Для оценки текущей конкурентоспособности использовался интегральный индикатор состояния производственно-финансовой и социально-демографической сфер, а также индикатор деловой активности региона. В рамках стратегической конкурентоспособности применялись два основных индикатора: развития внутреннего инновационного потенциала («экономика знаний») и развития внешнеэкономических связей. Согласно методике, предложенной автором, обобщающим показателем конкурентоспособности региона является сводный индикатор конкурентоспособности, который рассчитывается на базе индикаторов текущей и стратегической конкурентоспособности.

В своей работе В.В. Худеева предложила использовать интегральный показатель для определения уровня конкурентоспособности региона. Для этого автором была разработана классификация частных и обобщающих показателей по признаку соответствия детерминантам конкурентоспособности региона, при этом общее количество показателей, отобранных для оценки конкурентоспособности, составляет 116 ед. Особенностью данного подхода является тот факт, что весовые коэффициенты частных показателей определяются путем анкетирования экспертов, представляющих различные регионы Российской

Федерации. Кроме того, была разработана экспресс-методика оценки, основанная на исследовании ключевых показателей конкурентоспособности региона, в выявлении которых принимали активное участие руководители управлений, отделов администрации Тамбовской области, руководители предпринимательских структур, общественных объединений. Однако из-за того, что ряд показателей не представлен в статистических сборниках, в настоящее время расчет по данной экспресс-методике невозможен.

Свой алгоритм оценки конкурентоспособности региона представила Л.Н. Чайникова, который был апробирован на примере областей Центрально-Черноземного экономического района (Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской) [20]. В качестве единичных показателей конкурентоспособности автором выделены:

- среднедушевой денежный доход населения;

- рентабельность валовой продукции (работ, услуг) региона;

- удельный вес убыточных организаций;

- удельный вес инвестиций в основной капитал в валовый региональный продукт;

- расходы консолидированного бюджета на душу населения;

- удельный вес инновационно активных организаций в общем числе организаций;

- объем отгруженной инновационной продукции от общего объема отгруженной продукции;

- объем экспорта;

- удельный вес транспортных услуг и связи в валовом региональном продукте;

- удельный вес малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий;

- доля выпуска специалистов, аспирантов и докторантов в процентном соотношении от количества населения в трудоспособном возрасте. По мнению Г.Г. Аралбаевой и Д.Ф. Ахметовой,

наиболее перспективным является использование метода, основанного на сравнении показателей с эталоном или критерием. Авторами была разработана система показателей оценки конкурентоспособности региона, которая обеспечивает интегральную оценку подсистем, которая включает:

- уровень экономического развития региона (девять показателей);

- жизненный уровень населения региона (семь показателей);

- инвестиционная привлекательность региона (три показателя).

Методика была апробирована на примере Оренбургской области.

Методику оценки конкурентоспособности региона, основанную на системном подходе, предложил в своей работе В.В. Смирнов. В качестве ключевых показателей конкурентоспособности региона он выделил:

- природные ресурсы;

- производственный потенциал;

- трудовые ресурсы;

- инвестиционную привлекательность;

- инновационный потенциал;

- рыночную инфраструктуру и социальную

сферу.

Методика была апробирована на примере Чувашской Республики [17].

Сравнительный анализ используемых в настоящее время в Российской Федерации способов оценки конкурентоспособности регионов демонстрирует некоторую ограниченность в методологическом плане. При исследовании комплексной оценки многие ученые не учитывают основополагающие факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности. Это приводит к сужению самого понятия «конкурентоспособность региона». Так, во многих исследованиях в ранг синонима конкурентоспособности ставится региональная привлекательность, особенно в сфере финансов и инвестиций. Однако интересы других важных целевых групп (туристы, региональные товаропроизводители, население, потенциальные жители и бизнес) могут не учитываться, следовательно, вывод о комплексности полученных результатов будет не совсем верным.

В настоящее время не существует единственно верного и универсального набора факторов оценки. Каждый исследователь классифицирует показатели в соответствии с целями и задачами, которые определены у него в работе, поэтому методологические аспекты региональной конкурентоспособности разработаны в недостаточной степени. Это же можно сказать и о теоретических аспектах региональной конкурентоспособности, поскольку само понятие «конкурентоспособность» в большей степени разработано на микро- и макроуровнях, а в отношении региона оно стало использоваться сравнительно недавно [16]. Такое пристальное внимание к проблемам регионального развития во многом обусловлено процессом регионализации, при котором кардинально изменяется роль региона как в региональной, так и в национальной экономике [9].

Кроме того, во многих работах можно отметить подход к изучению отдельных аспектов конкурентоспособности региона и их преобладание над комплексными интегральными оценками конкурентного положения региона.

Таким образом, рассмотрев несколько методологических подходов к оценке конкурентоспособности региона, можно сделать вывод о том, что ни один из существующих методов не является абсолютно верным или полным. Каждому из них присущи свои достоинства и недостатки, и каждый используется тем или иным исследователем в силу целей и задач, которые они перед собой поставили.

По мнению авторов, среди всего многообразия подходов к оценке конкурентоспособности региона достаточно простым и дающим при этом достоверные результаты является ранговый метод. В качестве дополнения к нему можно рассматривать метод экспертных оценок, который позволяет на более высоком уровне определить весовые коэффициенты показателей, что уменьшает субъективность получаемых результатов.

Однако и ранговый метод оценки конкурентоспособности региона, и метод экспертных оценок, и любые другие методы имеют как преимущества, так и недостатки (табл. 1).

В связи с этим представляется актуальным разработать методику оценки конкурентоспособности региона на основании именно этих двух методов.

По мнению авторов, оценку конкурентоспособности региона необходимо проводить на основании алгоритма, который включает в себя восемь последовательных этапов (см. рисунок).

Наиболее часто для оценки конкурентоспособности региона исследователи применяют ранговый метод и метод экспертных оценок [20]. Ранговый метод, который используется в данной работе, основан на выявлении факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкурентоспособность региона, и их интегрировании. Что касается экспертного метода, то он может использоваться для нахождения весовых коэффициентов данных факторов.

На первом этапе необходимо определить основную цель анализа конкурентоспособности. По мнению авторов, основная цель - оценка конкурент-

Таблица 1

Достоинства и недостатки методов оценки конкурентоспособности региона

Авторы Метод Достоинства Недостатки

К.М. Ханнанов Ранговый метод Универсальность (может быть использован не только в региональных исследованиях). Выборочность (могут быть рассмотрены не все факторы, а только самые необходимые). Гибкость (пространственные критерии могут изменяться в зависимости от целей и задач исследования). Комплексность (основной источник информации - показатели, представленные в официальных статистических сборниках) Отсутствие анализа развития конкурентных преимуществ в самом регионе. Отсутствие стратегической основы оценки конкурентоспособности региона

Б.С. Жихаревич, А.Б. Крыловский Метод экспертных оценок Возможность использования опыта экспертов в процессе анализа. Учет влияния разнообразных качественных факторов. Возможность охвата больших групп экспертов. Применимость для прогнозирования любых ситуаций, в том числе в условиях неполной информации Трудности, связанные с: - наличием экспертов; - организацией их работы; - значительными финансовыми издержками; - проведением опроса экспертов и обработкой полученных результатов. Субъективность экспертных оценок. Неполнота ответов, данных экспертами. Возможность неправильного понимания анкетных вопросов. Отсутствие гарантии, что полученные в результате опроса экспертов данные в действительности достоверны

Алгоритм оценки конкурентоспособности региона

ного положения региона через набор статистических показателей за определенный период времени.

На втором этапе необходимо определить уровень проводимых исследований. Это может быть сравнение показателей региона со средними по Российской Федерации, по федеральному округу, в который входит тот или иной регион, или сравнение с соседними регионами.

Третий этап подразумевает подбор таких социальных и экономических показателей, которые в наибольшей степени отражают состояние и положе-

ние одного региона по отношению к другому. Авторы считают, что следует рассматривать показатели, которые приведены в статистических сборниках. С одной стороны, это обеспечит общедоступность для проведения исследования, а с другой - позволит получить достоверные и объективные результаты.

Среди научного сообщества не существует единой точки зрения относительно того, какие факторы отражают в большей мере конкурентоспособность региона. Некоторые авторы предлагают рассматривать в качестве ключевых показатели инвести-

ционной привлекательности, другие берут в расчет инновационную активность, третьи - уровень жизни населения и развитости инфраструктуры. Существует также точка зрения, согласно которой отдельно стоит выделять так называемые управленческие факторы, характеризующие качество управления государственными институтами.

Несмотря на такое многообразие подходов, по мнению авторов, целесообразно использовать наиболее проверенные показатели, т.е. те, которые содержатся в статистических сборниках, а это, как правило, социальные и экономические показатели.

Для оценки конкурентоспособности региона предлагаются следующие экономические и социальные показатели (табл. 2).

В рамках четвертого этапа данной методики количественная оценка конкурентоспособности регионов может осуществляться математическими методами на основе четырех групп статистических показателей, в числе которых выбраны: - инвестиции и финансы (Кнф);

Социальные и экономические показ

- инновации, торговля и услуги (К );

- окружающая среда и уровень жизни (Ко с );

- образование и здравоохранение (Коз). Каждая группа показателей представлена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

семью индикаторами (факторами) конкурентоспособности, что позволяет оценить конкурентоспособность регионов по 28-ми параметрам, взятым из статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013».

Таким образом, можно сделать вывод, что 50% составляют экономические показатели (Е1, Е2,..., Е14), а 50% - социальные S2,..., S14.

Экономические показатели, характеризующие инвестиции и финансы, являются, по мнению авторов, ключевыми при оценке конкурентоспособности региона, поскольку способствуют значительному росту валового регионального продукта, который состоит из суммы доходов, полученных всеми производителями товаров и услуг. Кроме этого показателя, очень важным является сальдированный финансовый результат деятельности организаций,

Таблица 2

ели конкурентоспособности региона

Факторы Показатели

Экономические Среднедушевые денежные доходы населения. Потребительские расходы в среднем на душу населения. Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Инвестиции в основной капитал. Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала. Организации, выполняющие научные исследования и разработки. Затраты на технологические инновации. Оборот розничной торговли. Оборот общественного питания. Объем коммунальных услуг населению. Объем транспортных услуг населению. Объем услуг связи населению

Социальные Численность экономически активного населения. Численность безработных. Количество предприятий и организаций. Средние цены на первичном рынке жилья. Средние цены на вторичном рынке жилья. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты. Выпуск обучающихся государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений). Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием. Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием. Число дошкольных образовательных учреждений. Численность врачей всех специальностей. Число больничных коек. Детские оздоровительные учреждения

особенно его положительное значение, что говорит о безубыточности деятельности организаций. Наконец, немаловажный фактор для развития любого региона - соотношение денежных доходов и потребительских расходов населения.

Таким образом, инвестиционный и финансовый потенциалы служат определенной базой для развития показателей конкурентоспособности регионов, в том числе для привлечения инвестиций и создания условий для инноваций.

В настоящее время сфера услуг преобладает над производственной сферой, поэтому предоставление качественных услуг населению является не только ключевой задачей любой региональной власти, но и определенным показателем конкурентоспособности региона. Это же самое можно сказать и про сферу торговли, в частности про розничную торговлю и общественное питание. Кроме того, любое прогрессивное общество не представляет своей жизни без инноваций, поэтому объем затрат на технологические инновации и количество организаций в регионе, которые ими занимаются, являются также очень важными показателями конкурентоспособности региона.

Среди социальных факторов ключевыми, на взгляд авторов, являются показатели уровня жизни (численность экономически активного населения в соотношении с численностью безработных, число организаций в данном регионе), а также показатели окружающей среды, в частности выбросы вредных веществ в атмосферу и в водные объекты. Кроме того, безусловным конкурентным преимуществом региона можно назвать цены на первичном и вторичном рынке жилья, которые выгодно отличают его от регионов-конкурентов.

К числу немаловажных социальных факторов конкурентоспособности относятся также показатели образования и здравоохранения (наличие дошкольных, детских оздоровительных учреждений, количество выпускников школ, средних и высших учебных заведений, а также наличие врачей всех специальностей).

На пятом этапе осуществляются основные расчеты методики оценки конкурентоспособности региона. При этом определяются: - групповые показатели конкурентоспособности; показатели экономической и социальной кон-

курентоспособности; - интегральный показатель конкурентоспособности.

Рассмотрим каждый из них более подробно с учетом того, что исходные показатели берутся в

относительных величинах и нормируются в безразмерный вид путем деления на соответствующий показатель Российской Федерации или федерального округа в зависимости от уровня, выбираемого исследователем.

В начале расчетов определяются групповые показатели конкурентоспособности К ,, К , К

г и.ф и.т.у о.с.у.ж

и Ко з методом среднегеометрических нормированных показателей, в которых весомости отдельных факторов внутри каждой группы считаются одинаковыми. Тогда для первых двух групп с учетом семи экономических показателей в каждой из них можно записать:

Ки.ф (E ' E2 ' E3 ' • • •' E7 )

(1)

Ки.т.у = (^8 • Еэ • Е10..... еЕ14)7. (2)

Для других социальных показателей формула имеет вид:

К

К

= (Si'^2'^ '•'S7)7,

(3)

• ^ • ^0 •...• Sl4)). (4)

Далее подобным способом находятся показатели экономической КЕ и социальной К конкурентоспособности по 14 параметрам.

Интегральный показатель конкурентоспособности как обобщенный критерий конкурентоспособности широко применяется для оценки конкурентоспособности экономических объектов на различных уровнях конкурентной иерархии:

- продукция (товар, услуга);

- предприятие (организация, фирма);

- отрасль (компания, кластер);

- территория (страна, регион).

Наиболее широко применяется интегральный показатель конкурентоспособности I представленный в виде суммы:

Ip=ё ь. к,

(5)

где К. - частные показатели конкурентоспособности, относящиеся к группе факторов, характеризующие данный объект;

Ь. - весомости группы факторов в общей сумме, определяемые экспертным путем, для которых сумма всех весомостей равна 1, а именно:

IЬ = 1. (6)

Однако стоит отметить, что кроме экспертного способа нахождения весомостей каждого фактора в математической статистике используется метод наименьших квадратов.

7

Интегральный показатель конкурентоспособности может быть представлен также в виде среднегеометрического показателя, в котором все весомости одинаковы:

п 1

1р =(П К )п . (7)

1=1

Достоинством такого метода является то, что он позволяет исключить субъективизм экспертной оценки весомостей и степень влияния отдельных факторов при расчетах как частного, так и интегрального показателей конкурентоспособности.

По мнению авторов, частные показатели конкурентоспособности для каждой группы факторов К. должны рассчитываться как среднегеометрические величины, в которых весомости факторов внутри групп одинаковы. Что же касается интегрального (общего) показателя конкурентоспособности региона I то его целесообразно представить в виде суммы частных показателей конкурентоспособности для групп факторов с учетом их весомостей, поскольку степень влияния факторов отдельных групп на общую конкурентоспособность региона не одинакова.

Далее определяют общую конкурентоспособность региона по интегральному показателю, который за каждый рассматриваемый год рассчитывается методом средневзвешенных нормированных показателей I по формуле (5), записываемой в виде: I Кф + Ь2 • К + Ь3 • К + Ь4 • К ,(8)

св.н 1 и.ф 2 и.т.у 3 о.с.у.ж 4 о.з' V /

где весомости могут приниматься по экспертным оценкам или рассчитываться методом наименьших квадратов.

В целях сравнения результатов расчета интегральный показатель конкурентоспособности региона можно рассчитать также методом среднегеометрических нормированных показателей I по формуле (7), записываемой в виде:

1

4, = (Ки.ф • Ки.т.у • Ко.с.у.ж • Ко.з)4 . (9)

По результатам расчетов на шестом этапе путем сопоставления интегральных показателей определяется ранг региона внутри рассматриваемого исследователем уровня (страна, федеральный округ и т.д.). При этом регион, набравший значение большее этого показателя, считается более конкурентоспособным.

В целях анализа конкурентоспособности региона в динамике на седьмом этапе целесообразно вычислить итоговый показатель конкурентоспособности I который определяется как среднее значение интегрального показателя за рассматриваемый исследователем период.

Наконец, на восьмом этапе определяют перспективность полученных данных в целях внесения корректировок в региональное планирование и стратегии развития регионов, в том числе маркетинговую. При этом также определяются сильные и слабые конкурентные позиции региона для дальнейшего их исследования и изменения.

Таким образом, можно сделать вывод, что универсальность и комплексность предложенной авторами методики оценки конкурентоспособности заключается в том, что в нее закладываются три ключевых условия, которые могут быть изменены в зависимости от целей и задач, ставящихся перед тем или иным исследованием:

1. Все данные, необходимые для расчетов, в частности социальные и экономические показатели, берутся из статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели».

2. Все данные рассматриваются и анализируются, как правило, не за один год (статика), а в динамике (3-5 лет).

3. Все данные раскрываются в рамках анализа уровня, выбираемого исследователем (уровень Российской Федерации, федеральных округов, соседних регионов и т.д.).

Соблюдение этих условий позволит другим исследователям вносить необходимые коррективы в виде временного периода, брать любые имеющиеся в статистических сборниках показатели и анализировать их на самых различных уровнях в целях оценки конкурентоспособности региона.

В качестве возможных направлений дальнейших исследований стоит назвать проведение комплексной оценки конкурентоспособности регионов Сибирского федерального округа для выявления конкурентного положения и конкурентных преимуществ Омской области и использование полученных результатов в разрабатываемой автором маркетинговой стратегии региона.

Список литературы

1. Арженовский И.В. Маркетинг регионов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 135 с.

2. Визгалов Д.В. Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. 160 с.

3. Визгалов Д.В. Маркетинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. 110 с.

4. Вилков Н.О. Региональная экономика: учеб. пособие. Тюмень: ТГУ, 2008. 353 с.

5. Григорьев Л., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 83-98.

6. Гринчель Б.М. Механизмы реализации политики повышения конкурентного потенциала регионов // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 2. С. 181-186.

7. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 382 с.

8. Комаров С.В. Маркетинг территорий и инновационное развитие региона // Управление инновационным развитием социально-экономических систем. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2010. С. 218-258.

9. Межевич Н.М. Определение категории «регион» в современном научном дискурсе // Псковский регионологический журнал. 2006. № 2. С. 3-22.

10. ПанкрухинА.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 416 с.

11. Реброва Н.П., Седельников В.М. Концептуальные аспекты стратегического территориального маркетинга: монография. Омск: ОмГТУ, 2014. 128 с.

12. Региональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2007. 666 с.

13. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации. М.: ТЕИС, 2011. 357 с.

14. СавельевЮ.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2010. 516 с.

15. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

16. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. М.: Российско-европейский центр экономической политики (РЕЦЭП), 2005. 42 с.

17. Смирнов В.В. К вопросу повышения конкурентоспособности региона в условиях нестабильной экономики // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 2. С. 1-16.

18. Старцев Ю.Н. Территориальный маркетинг. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2004. 84 с.

19. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. 355 с.

20. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография. Тамбов: ТГТУ, 2008. 148 с.

Regional economics: theory and practice Development strategy

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

METHODOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSING COMPETITIVENESS

OF A REGION

Natal'ya P. REBROVA, Vladislav M. SEDEL'NIKOV

Abstract

Importance Under the conditions of increased competition between regions and further expansion of their independence, the development of comprehensive and reliable methodology for assessing the competitiveness of regions is of particular relevance . Objectives The research aims to develop a methodology to assess competitiveness of regions and to identify and justify social and economic indicators of regional competitiveness

Methods On the basis of the ranking method and the method of expert assessments, we have developed methodological tools, in particular, an algorithm of assessing competitiveness of a region, which is based on the proposed and substantiated social and economic indicators of competitiveness . We proposed and justified the social

and economic indicators, which are necessary for the assessment. In addition, we presented three key conditions, under which a researcher will obtain reliable and comprehensive assessment of regional competitiveness . Results We conclude that the findings of this paper can be used in the course of strategic regional development, in particular, in developing and implementing strategies of social and economic development of regions, and for the purpose of regional marketing based on existing and potential competitive advantages of territories and regions

Conclusions and Relevance We conclude that the use of the ranking method and the method of expert assessment as a methodological base for the study of region's competitiveness enables to get a comprehensive and reliable picture of competitive position and competitive

advantages of investigated regions. In addition, we emphasize the universality of this technique as any researcher can use it discretionary, making necessary adjustments and improvements at any stage of research .

Keywords: region, competitiveness, development, economic factors, social factors, ranking method, integral indicator

References

1. Arzhenovskii I . V. Marketing regionov [Marketing of regions]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012, 135 p .

2. Vizgalov D.V. Brending goroda [Branding of a city]. Moscow, Fond "Institut ekonomiki goroda" Publ., 2011, 160 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vizgalov D.V. Marketing goroda [Marketing of a city]. Moscow, Fond "Institut ekonomiki goroda" Publ., 2008, 110 p.

4. Vilkov N.O. Regional'naya ekonomika: ucheb. posobie [Regional economics: a textbook]. Tyumen, Tyumen State University Publ., 2008, 353 p.

5. Grigor'ev L., Zubarevich N., Urozhaeva Yu. Stsilla i Kharibda regional'noi politiki [Scylla and Charybdis of regional policy]. Voprosy Economiki, 2008, no. 2, pp. 83-98.

6. Grinchel' B.M. Mekhanizmy realizatsii poli-tiki povysheniya konkurentnogo potentsiala regionov [Mechanisms of implementing a policy of increasing competitive potential of regions]. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii - Journal of legal and economic studies, 2012, no. 2, pp. 181-186.

7. Komarov S.V. Marketing territorii i innovatsion-noe razvitie regiona. Upravlenie innovatsionnym raz-vitiem sotsial'no-ekonomicheskikh system. [Marketing of territory and innovation development of a region. In: Management of innovative development of socio-economic systems]. Yekaterinburg, Institute of Economics of Ural Branch of RAS Publ., 2010, pp. 218-258.

8. Mezhevich N.M. Opredelenie kategorii "region" v sovremennom nauchnom diskurse [Definition of the "region" category in the modern scientific discourse]. Pskovskii regionologicheskii zhurnal - Pskov regional journal, 2006, no. 2, pp. 3-22.

9. Pankrukhin A.P. Marketing territorii [Marketing of territories]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006, 416 p.

10. Rebrova N.P., Sedel'nikov V.M. Kontseptual'nye aspekty strategicheskogo territorial'nogo marketinga: monografiya [Conceptual aspects of strategic territorial marketing: a monograph]. Omsk, OSTU Publ., 2014, 128 p.

11. Regional 'naya ekonomika [Regional economics]. Moscow, INFRA-M Publ., 2007, 666 p.

12. Rossiiskie regiony: ekonomicheskii krizis iprob-lemy modernizatsii [Russian regions: the economic crisis and the problems of modernization]. Moscow, TEIS Publ., 2011, 357 p.

13. Savel'ev Yu.V. Upravlenie konkurento-sposobnost'yu regiona: ot teorii k praktike [Managing competitiveness of a region: from theory to practice]. Petrozavodsk, KarRC of RAS Publ., 2010, 516 p.

14. Sachuk T.V. Territorial'nyi marketing [Territorial marketing]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009, 368 p.

15. Sepik D. Konkurentosposobnost 'regionov: neko-torye aspekty [Competitiveness of regions: some aspects]. Moscow, RECEP Publ., 2005, 42 p.

16 . Smimov V. V. K voprosu povysheniya konkurent-osposobnosti regiona v usloviyakh nestabil'noi ekonomiki [On the issue of improving the region's competitiveness in the conditions of unstable economy]. Audit i finans-ovyi analiz - Audit and financial analysis, 2008, no. 2, pp. 1-16.

17. Startsev Yu.N. Territorial'nyi marketing [Territorial marketing]. Chelyabinsk, Izd-vo Tat'yany Lur'e Publ., 2004, 84 p.

18. Uskova T.V. Upravlenie ustoichivym razvitiem regiona: monografiya [Management of sustainable development of a region: a monograph]. Vologda, ISEDT of RAS Publ., 2009, 355 p.

19. Kotler F., Asplund K., Rein I., Khaider D. Marketing mest. Privlechenie investitsii, predpriyatii, zhitelei i turistov v goroda, kommuny, regiony i strany Evropy [Marketing of places. Attraction of investments, businesses, residents and tourists to cities, communes, regions and countries of Europe]. St. Petersburg, Stockholm School of Economics in Saint Petersburg Publ., 2005, 382 p.

20. Chainikova L.N. Metodologicheskie i prak-ticheskie aspekty otsenki konkurentosposobnosti regiona: monografiya [Methodological and practical aspects of regional competitiveness evaluation: a monograph]. Tambov, TSTU Publ., 2008, 148 p.

Natal'ya P. REBROVA

Financial University under Government of Russia, Omsk branch, Omsk, Russian Federation [email protected]

Vladislav M. SEDEL'NIKOV

Siberian Institute of Business and Information Technologies, Omsk, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.