Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ / МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ / PROBLEMS OF THE HOUSING SPHERE AT THE REGIONAL LEVEL / MECHANISMS AND INSTRUMENTS OF THE STATE HOUSING POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Д.К., Жук С.И.

Статья посвящена анализу формирования и реализации государственной жилищной политики на региональном уровне в Российской Федерации. Изложены и систематизированы проблемы, механизмы и инструменты формирования и реализации жилищной политики региона. Исследование проводилось на основании сравнительного анализа семи субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимов Д.К., Жук С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF DETERMINING AND IMPLEMENTING PUBLIC HOUSING POLICY AT THE REGIONAL LEVEL

The article is devoted to the analysis of the formation and implementation of state housing policy at the regional level in the Russian Federation. The problems, mechanisms and tools for the formation and implementation of the region’s housing policy are described and systematized. The study was conducted on the basis of a comparative analysis of seven subjects of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

6. StudFiles: Геологические основы разработки нефтяных и газовых месторождений [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3846718/page:20/ (дата обращения 25.11.18).

УДК 332.821

Максимов Д.К. студент магистратуры

Жук С.И., к.э.н. доцент

Набережночелнинский институт К(П)ФУ Россия, г. Набережные Челны МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ

ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Аннотация: Статья посвящена анализу формирования и реализации государственной жилищной политики на региональном уровне в Российской Федерации. Изложены и систематизированы проблемы, механизмы и инструменты формирования и реализации жилищной политики региона. Исследование проводилось на основании сравнительного анализа семи субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: проблемы жилищной сферы на региональном уровне, механизмы и инструменты государственной жилищной политики.

Maksimov D.K.

Master's student Naberezhnye Chelny Institute of K(P)FU Russia, Naberezhnye Chelny Zhuk S.I., Ph. D., associate Professor

professor

Naberezhnye Chelny Institute of K(P)FU Russia, Naberezhnye Chelny METHODOLOGICAL ASPECTS OF DETERMINING AND IMPLEMENTING PUBLIC HOUSING POLICY AT THE REGIONAL

LEVEL

Abstract: The article is devoted to the analysis of the formation and implementation of state housing policy at the regional level in the Russian Federation. The problems, mechanisms and tools for the formation and implementation of the region's housing policy are described and systematized. The study was conducted on the basis of a comparative analysis of seven subjects of the Russian Federation

Key words: problems of the housing sphere at the regional level, mechanisms and instruments of the state housing policy.

Жилище является важнейшей ценностью человека, обеспечивающей ощущение стабильности и безопасности жизни в обществе. Желание иметь собственное жилье стимулирует к эффективному и производительному труду. Способы получения жилья в значительной степени формируют отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.

Жилищная политика занимает уникальное положение в общей системе социальной политики государства, так как, во-первых, затрагивает экономические интересы каждого гражданина страны, и во-вторых, находится в тесной взаимосвязи с другими направлениями социально-экономической активности государства.

Целью данного исследования выступают методологические основы существующей и перспективной политики государства в области обеспечения граждан страны отдельным жильем. Для решения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: статистический предполагающий сбор информации; аналитический, ориентированный на обработку собранной информации; наблюдения за существующим положением дел в данной сфере государственного строительства; классификации элементов анализа.

Анализ документов, лежащих в основе реализуемой региональной политики в жилищной сфере, осуществлялся посредством сравнения семи субъектов РФ. Осуществленное исследование жилищной политики позволило выявить значительное количество типичных проблем, наблюдаемых для жилищной сфере субъектов РФ. Систематизация выявленных проблем позволила определить ряд негативных факторов, доминирующих в большинстве рассматриваемых субъектов. Перечень проблем представлен в таблице 1.

Таблица 1. Проблемы жилищной сферы субъектов РФ

1 2 3 4 5 Проблемы в жилищной сфере субъектов РФ 6 Ленинградская область 7 Пензенская область 8 Пермский край 9 Самарская область 10 Санкт-Петербург 11 Республика Татарстан 12 Ростовская область 13 Всего «+»

14 Недостаточное количество земельных участков, обустроенных 15 инженерной и коммунальной инфраструктурой 16 - 17 - 18 19 - 20 - 21 - 22 - 23 (

24 Непригодность части жилого фонда для проживания 25 - 26 - 27 - 28 29 - 30 - 31 - 32 6

33 Административные 34 35 - 36 37 - 38 - 39 - 40 - 41 5

барьеры при строительстве

жилья

42 Высокая стоимость 43 - 44 - 45 46 - 47 - 48 49 - 50 5

жилья

51 Недоступность 53 54 55 - 56 - 57 58 - 59 - 60 4

кредитных ресурсов,

отсутствие эффективных

52 механизмов

кредитования

61 Низкая 62 - 63 64 - 65 66 67 - 68 - 69 4

платежеспособность

участников мероприятий программ (подпрограмм)

70 Высокая доля 71 - 72 - 73 74 75 - 76 77 78 3

нуждающихся в улучшении

жилищных условии

79 Недостаточное 80 - 81 82 - 83 84 85 86 - 87 3

бюджетное

финансирование

88 Значительные риски 89 90 91 92 - 93 94 95 - 96 2

и низкая прозрачность для

инвестирования и

кредитования

97 Неясная система 98 99 100 101 - 102 103 104 - 105 2

градостроительного

регулирования и

землепользования

106 Отсутствие у 107 109 110 112 113 114 115 116

муниципальных образовании финансовых 108 - 111 - 117 2

возможностей на

строительство и

приобретение жилья,

предоставляемого по

договору социального

найма;

118 Слабая инициатива 119 - 120 121 122 123 124 125 - 126 2

граждан по переходу на

самоуправление

127 Устаревшие 128 129 130 131 - 132 133 134 - 135 2

технологии и проектные

решения

136 Высокая 137 - 138 139 140 141 142 143 144 1

потребность в

благоустроенном жилье

145 Медленное развитие 146 147 148 - 149 150 151 152 153 1

частного арендного фонда

154 Несовершенство 156 157 158 159 160 161 162 - 163 1

законодательства по

отдельным вопросам

155 жилищной политики

164 Неудовлетворительн 166 - 167 168 169 170 171 172 173 1

ый уровень качества обслуживания жилья

165 и предоставления

коммунальных услуг

174 Низкие объемы 175 176 177 178 - 179 180 181 182 1

строительства жилья

экономического класса

183 Отсутствие в 184 - 185 186 187 188 189 190 191 1

сельской местности рынка

продажи нового жилья

192 Слабая 193 194 195 196 197 198 199 - 200 1

осведомленность жителей о

действующих программах

жилищного строительства

Как следует из таблицы 1, к важнейшим факторам, сдерживающим развитие жилищной сферы в субъектах России, ухудшающих ее текущее состояние, относятся:

- недостаточное количество земельных участков, обладающих необходимой инфраструктурой;

- аварийность и частичная непригодность части жилого фонда для проживания;

- административные барьеры при строительстве жилья;

- высокая стоимость квадратного метра жилья;

- недоступность кредитных ресурсов, отсутствие эффективных механизмов кредитования;

- низкая платежеспособность участников мероприятий программ развития жилищного строительства [4, с. 2].

Для решения выявленных проблем развития жилищной сферы в ряде субъектов РФ разработаны документы стратегического характера. Чаще всего это концепции жилищной политики, реже встречаются стратегии развития жилищного строительства.

Проведенный анализ стратегических документов, лежащих в основе реализуемой жилищной политики на региональном уровне, продемонстрировал разнообразие ее целей. Цели региональной жилищной политики, наблюдаемой в субъектах России, можно систематизировать по ключевым направлениям их постановки. Данные цели представлены в таблице 2.

Таблица 2. Цели жилищной политики субъектов РФ

201 202 203 204 Цели региональной жилищной политики в субъектах РФ 205 Ленинградская область 206 Пензенская область 207 Пермский край 208 Самарская область 209 Санкт-Петербург 210 Республика Татарстан 211 Ростовская область 212 Всего «+»

213 Обеспечение конституционных прав малоимущих и иных категорий граждан на получение бесплатного жилища или жилья по доступным ценам 214 215 + 216 217 + 218 219 + 220 221 222 + 223 224 + 225 226 + 227 228 6

229 Создание условий для граждан по реализации конституционного права на жилище 230 + 231 232 + 233 234 + 235 + 236 + 237 5

238 Создание устойчивой системы обеспечения доступным жильем и комфортных условий проживания для всех категорий граждан 239 240 + 241 242 243 + 244 245 246 + 247 248 + 249 250 + 251 252 5

253 Формирование современного и ориентированного на инновации производственно- строительного комплекса на базе нескольких «технологических коридоров» 254 255 256 + 257 258 + 259 260 261 262 + 263 264 265 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

266 Развитие конкуренции в сфере жилищного строительства и 267 коррекция базовых условий рынка жилья без прямого 268 вмешательства в рыночные механизмы 269 270 271 272 273 + 274 275 276 + 277 278 279 2

280 Расширение доли эффективного 281 282 + 283 + 284 285 286 287 288 2

289 Рациональное 290 территориальное планирование строительства и

модернизации жилья

291

-

292

293

294

295 -

296

297 2

298 Эргономическо 299 е градостроительство и жизнеобустройство

300

-

301

302

303

304

305 -

306 2

307 Обеспечение сохранности жилищного фонда

308

309

310

311

312 -

313

314

315 1

316 Расширенное воспроизводство эффективным жильём

317 жилищного фонда_

318

319

-

320

321

322

323

324

325 1

326 Создание 328 эффективной системы управления жилищным

327 фондом и обеспечения граждан необходимым комплексом жилищно коммунальных услуг надлежащего качества

329

330

331

332

333 -

334

335

336

337

338 Укрепление института семьи

339

340 -

341

342

343

344

345

346 1

347 Формирование 348 сегмента жилья

эконом-класса

349

350

351

352

353 -

354

355 1

1

Исходя из целей, систематизированных в таблице 2, можно сформулировать важнейшую цель региональной жилищной политики. Региональная жилищная политика ориентирована на создание устойчивой системы обеспечения доступным жильем и комфортных условий проживания для всех категорий граждан путем формирования условий для граждан по реализации конституционного права на жилище и обеспечение социальных гарантий и конституционных прав малоимущих и иных категорий граждан на получение бесплатного жилища или жилья по доступным ценам [1, Ст. 40].

Проведенный анализ позволил также систематизировать направления жилищной политики субъектов РФ. Направления жилищной политики субъектов РФ представлены в таблице 3.

Таблица 3. Направления жилищной политики субъектов РФ

356 357 358 359 Направления жилищной политики субъектов РФ 360 Ленинградская область 361 Пензенская область 362 Пермский край 363 Самарская область 364 Санкт-Петербург 365 Республика Татарстан 366 Ростовская область 367 Всего «+»

368 1 369 2 370 3 371 4 372 5 373 6 374 7 375 8 376 9

377 Развитие рынка доступного арендного жилья и развитие 378 некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих 379 низкий уровень дохода 380 381 + 382 383 + 384 385 + 386 387 388 + 389 390 + 391 392 + 393 394 6

395 Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий 396 + 397 398 + 399 400 + 401 + 402 + 403 5

404 Развитие финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья 405 406 407 + 408 409 + 410 + 411 + 412 4

413 Снижение стоимости одного квадратного метра жилья 414 + 415 416 417 + 418 419 + 420 + 421 4

422 Улучшение качества жилищного фонда, повышение 423 комфортности условий проживания 424 + 425 + 426 427 + 428 429 430 431 3

432 Развитие малоэтажного жилищного строительства 433 434 + 435 436 437 438 + 439 440 2

441 Расселение аварийного жилищного фонда 442 + 443 444 445 446 + 447 448 449 2

450 Стимулирование жилищных и градостроительных инноваций, формирование основных 451 452 453 + 454 455 456 457 458 + 459 460 461 2

технологических коридоров в строительном комплексе, создание системы мониторинга качества (эффективности) жилья

462 Модернизация производств предприятий промышленности 463 строительных материалов 464 465 466 467 468 469 + 470 471 1

472 Поддержка федеральных жилищных программ 473 474 + 475 476 477 478 479 480 1

481 Развитие городских агломераций 482 483 484 485 486 487 + 488 489 1

490 Развитие сферы содержания и обслуживания жилищного 491 фонда 492 493 494 + 495 496 497 498 499 1

500 Реформирование сферы жилищного строительства, 501 землепользовани я и градостроительного регулирования 502 503 504 + 505 506 507 508 509 1

Проведенный анализ и систематизация положений документов стратегического характера позволили выявить четыре основных направления региональной жилищной политики:

1) развитие рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;

2) поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

3) развитие финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;

4) снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь, жилья экономического класса [6, с. 694].

Для наиболее эффективного достижения целей и решения задач регион должен формировать и реализовывать свою жилищную политику на следующих принципах жилищной политики:

- государственного стимулирования и создания условий для обеспечения доступности жилья - предполагает оказание государственной

поддержки гражданам по улучшению жилищных условий;

- повышения доступности земельных участков для жилищного строительства означает, в том числе формирование новых площадок для жилищного строительства за счет территорий с ограниченным режимом использования;

- сбалансированности жилищной политики - предполагает учет баланса интересов населения, частного бизнеса и государства, а также сбалансированность бюджетов всех уровней, соблюдение баланса между социальным и коммерческим жильем, основными направлениями жилищного строительства, социальную справедливость в жилищной сфере [2, Ст.78];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сберегания жилья и ресурсов - совпадает по смысловому значению с рациональностью и ресурсосбережением - данный принцип связан с рациональным использованием материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, внедрение инновационных и ресурсосберегающих технологий при строительстве жилья (в ряде субъектов РФ - принцип экологичности и энергоресурсосбережения).

Следующим элементом методологии проведения жилищной политики выступают механизмы ее реализации. Каждый действующий механизм предполагает набор методов и инструментов реализации. Механизмы и инструменты реализации государственной жилищной политики представлены в таблице 4.

Таблица 4. Механизмы и инструменты реализации стратегических целей государственной жилищной политики субъектов РФ

510 511 512 513 514 Механизмы и инструменты реализации жилищной политики 515 Ленинградская область 516 Пензенская область 517 Пермский край 518 Самарская область 519 Санкт-Петербург 520 Республика Татарстан 521 Ростовская область 522 Всего «+»

523 Совершенствован ие механизмов приобретения и 524 строительства жилья 525 + 526 + 527 + 528 + 529 + 530 + 531 + 532 7

533 Подготовка площадок под жилищное строительство, обеспеченных инфраструктурой 534 + 535 536 + 537 + 538 539 + 540 + 541 5

542 Комплексное освоение и развитие территорий 543 + 544 545 546 547 548 + 549 + 550 3

551 Консолидация ресурсов и участников на 552 553 + 554 555 556 557 558 + 559 2

направлениях развития

560 Развитие

малоэтажного

строительства

561

562

563

564

565

566 +

567

568

569 Развитие промышленной базы стройиндустрии и

570 промышленности строительных материалов

571

572

573

574

575

576 +

577 +

578

579 Разработка градостроительной и проектной документации

580 для муниципальных образований_

581

582

583

584

585

586 +

587 +

588

589 Снижение административных барьеров_

590

591

592

593

594

595 +

596 +

597

598 Увеличение 600 предложения доступного жилья экономического

599 класса (типовые проекты)_

601

602

603 +

604

605

606 +

607

608 Обеспечение 609 информационной открытости, реализации мер стимулирования развития жилищного строительства_

610

611

612

613

614 +

615

616 1

617 Повышение 619 качества жилищного фонда, жилищных и

618 коммунальных услуг_

620

621

622

623

624

625

626 1

627 Развитие 628

свободной конкуренции между застройщиками

629

630

631

632

633

634 +

635 1

636 Реализация целевых программ

637

638

639

640

641 +

642

643

644 1

645 Регулирование 646 жилищной сферы через региональное законодательство, налоговую политику и институты развития

647 +

648

649

650

651

652

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

653 1

654 Формирование 656 политики, направленной на создание нового облика городов и сел с сочетанием разнообразных типов

657

658

659

660

661

662 663

+

664

665

1

655 строительства

Как видно из таблицы 4 важнейшими инструментами реализации жилищной политики в регионах являются:

- совершенствование механизмов приобретения и строительства жилья (в том числе накопительные механизмы, ипотека, социальная ипотека, доходные дома, социальный и коммерческий наем);

- подготовка площадок под жилищное строительство, обеспеченных инфраструктурой;

- комплексное освоение и развитие территорий [5, с.19].

Кроме того, государственное регулирование развития рынка жилья можно систематизировать в разрезе существующих форм. Можно говорить о существовании двух групп важнейших форм. Первая группа - формы государственной поддержки граждан при приобретении (строительстве) жилья. Вторая группа - формы государственной поддержки застройщиков. Все формы государственного регулирования в субъектах РФ представлены в таблице 5.

Таблица 5. Формы государственного регулирования развития рынка

жилья в субъектах РФ

666 667 668 669 670 Формы государственного регулирования в субъектах РФ 671 Ленинградская область 672 Пензенская область 673 Пермский край 674 Самарская область 675 Республика Татарстан 676 Ростовская область 677 Всего «+»

678 Формы государственной поддержки граждан при 679 приобретении (строительстве) жилья 680 681 682 683 684 685 686

687 субсидия на уплату процентных выплат по ипотечным и строи- 688 тельным кредитам 689 + 690 + 691 + 692 + 693 + 694 + 695 6

696 бесплатное предоставление квартир на праве социального найма с возможностью их дальнейшей приватизации 697 + 698 699 + 700 + 701 + 702 + 703 5

704 субсидия на уплату первоначальных взносов 705 + 706 + 707 708 + 709 + 710 + 711 5

712 субсидия в форме жилищных сертификатов на 714 + 715 + 716 + 717 718 + 719 720 4

погашение части

713 стоимости жилья

721 формирование 722 723 724 725 727 729 731

земельных участков и 726 + 728 + 730 + 732 3

оснащение их инженерными

коммуникациями для

бесплатного предоставления

многодетным семьям в целях

индивидуального жилищного

строительства

733 бесплатное или на 734 + 735 736 737 738 739 + 740 2

льготных условиях

предоставление земельного

участка под жилищную

застройку

741 социальная выплата 742 743 744 745 + 746 747 + 748 2

молодым семьям

749 субсидия на погашение 750 + 751 + 752 753 754 755 756 2

части арендной платы за жильё

757 единовременная 759 760 761 762 + 763 764 765 1

денежная выплата при

рождении (усыновлении)

758 третьего ребенка

766 организация 767 768 + 769 770 771 772 773 1

государственных жилищных

лотерей

774 поддержка в виде 776 + 777 778 779 780 781 782 1

социальных выплат по

компенсации расходов

775 на оплату жилищно-

коммунальных услуг

783 предоставление 785 786 787 + 788 789 790 791 1

льготных (беспроцентных)

долгосрочных

784 жилищных ссуд за счет

бюджетных средств

792 Формы 793 794 795 796 797 798 799

государственной поддержки

застройщиков

800 государственные и 801 803 804 806 808 809 811

муниципальные инвестиции в 802 + 805 + 807 + 810 + 812 4

массовое строительство и (или)

приобретение жилья,

предоставляемого гражданам в

социальный наем

813 субсидии на погашение 815 816 819 820 821 824 827

части процентных выплат по 817 822 825 828

лизингу оборудования и 818 + 823 + 826 + 829 3

техники, а также кредитам,

привлекаемым на

строительство объектов

коммунальной

инфраструктуры, на

814 модернизацию

производств промышленности

строительных материалов

830 государственные 831 832 + 833 834 835 836 + 837 2

гарантии

838 налоговые льготы 839 840 + 841 842 843 844 + 845 2

846 освобождение 848 850 851 852 853 854 856

застройщика от оплаты 849 + 855 + 857 2

аукционной цены

847 земельного участка в

случае строительства жилья,

предоставляемого в наем по

регулируемым расценкам

858 предоставление 860 + 861 862 863 864 865 + 866 2

налоговых льгот для частных

компаний,

859 строящих жилье для

сдачи в наем

867 создание условий для 869 871 872 873 874 875 877

инвестирования средств 870 + 876 + 878 2

пенсионных накоплений в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

массовое строительство жилья

для предоставления

868 в наем

879 создание условий для 880 + 881 882 883 884 885 + 886 2

развития конкуренции и

снижения административных

барьеров на рынке жилья

887 стимулирование 888 890 891 892 893 894 896

развития некоммерческих 889 + 895 + 897 2

объединений граждан для

строительства и приобретения

жилья в форме ограничения

участия иных видов

застройщиков в аукционах

898 государственный заказ 899 900 + 901 902 903 904 905 1

906 субсидии на 908 909 910 911 912 + 913 914 1

строительство объектов

дорожной и социальной ин-

907 фраструктуры

915 установление размера 917 + 918 919 920 921 922 923 1

платы за наем жилья органами

местного

916 самоуправления

924 финансирование 926 927 928 929 930 + 931 932 1

разработки градостроительной

и проектной до-

925 кументации

933 финансирование 934 935 936 937 938 + 939 940 1

строительства автомобильных

дорог и инженерных сетей для

площадок жилой застройки под

ИЖС

941 Иные формы 942 943 944 945 946 947 948

государственного

регулирования

949 государственные 950 951 953 954 955 956 957

гранты на исследования и 952 + 958 1

призовые фонды для конкурсов

на инновационные разработки,

в том числе для пилотных

проектов

959 дотации, субсидии, 961 962 + 963 964 965 966 967 1

субвенции и бюджетные

кредиты

960 муниципалитетам

968 организация научно- 969 970 972 973 974 975 976

практических, 971 + 977 1

просветительских и благотворительных

мероприятий, инновационных

конкурсов на региональном

уровне

978 софинансирование 979 980 981 982 983 + 984 985 1

мероприятий по переселению

граждан из аварийного жилого

фонда

986 социальная реклама в 987 988 + 989 990 991 992 993 1

региональных СМИ

994 участие в уставном 996 997 + 998 999 1000 1001 1002 1

капитале региональных

институтов развития

995 жилищной сферы

Как видно из таблицы 5, наибольшее развитие получила государственная поддержка граждан при приобретении (строительстве) жилья. Второй по степени развития в стратегических документах рассматриваемых субъектов РФ формой государственного регулирования является государственная поддержка застройщиков [3, с. 54].

В результате проведенного исследования, нами были выявлены основные проблемы в жилищной сфере регионов РФ и систематизированы основные элементы методологии формирования и реализации жилищной политики, такие как: цели и задачи, принципы жилищной политики, механизмы ее реализации, а также формы государственной поддержки граждан и застройщиков как основных участников жилищного рынка.

Как показал проведенный нами анализ, в стратегических документах в

сфере разработки государственной жилищной политики на региональном уровне наибольшее развитие получили следующие инструменты реализации политики:

- совершенствование механизмов приобретения и строительства жилья (в том числе накопительные механизмы, ипотека, социальная ипотека, доходные дома, социальный и коммерческий наем);

- подготовка площадок под жилищное строительство, обеспеченных инфраструктурой;

- комплексное освоение и развитие территорий.

Проведенное исследование показало, что региональная жилищная политика представляет собой сложный комплекс различных отраслей в жилищной сфере, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в жилье.

Для решения выявленных проблем развития жилищной сферы в ряде субъектов РФ разработаны документы стратегического характера (в основном концепции жилищной политики, реже - стратегии развития жилищного строительства).

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30. 12. 2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, 21. 01. 2009. - № 4831, Ст.40;

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КноРус, 2015. - 320 с.;

3. Иванкина, Е.В. Государственно-частное партнерство в жилищной сфере / Е.В. Иванкина, Е.Н. Косарева, Н.Н. Рогожина. - М.: Проспект, 2016. - 80с.;

4. Ильина, Е.В. Анализ строительной индустрии в условиях импорто-замещения (на примере города Казань) / Е.В. Ильина, Л.Ф. Талипова // Управление экономическими системами, 2016. - № 12 (94).- С. 2;

5. Ильина, Е.В. Формирование положительного имиджа компаний в сфере жилищно-коммунальных услуг / Е.В. Ильина, А.И. Романова // Управление экономическими системами, 2017. - № 7 (101). - С. 19;

6. Максимов Д. К. Реализация жилищной политики в городе Казани / Д.К. Максимов, С.И. Жук, В.В. Табольская // Финансовая экономика. - 2018. - № 7 (Ч. 6). - 693-694.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.