Научная статья на тему 'Методологические аспекты конституирования мифа как элемента постнеклассической научной рациональности'

Методологические аспекты конституирования мифа как элемента постнеклассической научной рациональности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансценденталистская концепция мифа / нуминозность / постнеклассическая наука / холизм / transcendental conception of myth / numinous / non-classical science / holism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тычкин Павел Борисович

Осуществен анализ трансценденталистской методологии в философии ХХ в. в контексте проблемы соотношения мифологической и научной традиции, обоснованы методологические аспекты формирования онтологии современной науки с использованием элементов логики мифа.gnoseological phenomenon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All other properties and functions of the problem are conditioned by a priority of the true as a basic criterion of scientific knowledge

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты конституирования мифа как элемента постнеклассической научной рациональности»

УДК 165.19

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУИРОВАНИЯ МИФА КАК ЭЛЕМЕНТА ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

П.Б. Тычкин

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Осуществен анализ трансценденталистской методологии в философии ХХ в. в контексте проблемы соотношения мифологической и научной традиции, обоснованы методологические аспекты формирования онтологии современной науки с использованием элементов логики мифа.

Ключевые слова:

Трансценденталистская концепция мифа, нуминозность, постнеклассическая наука, холизм.

Key words:

Transcendental conception of myth, numinous, non-classical science, holism.

Обращаясь в рамках современной философии науки к постнеклассической научной картине мира мы обнаруживаем в качестве одной из ее значимых позиций утверждение о социокультурной обусловленности научного познания. Данная обусловленность репрезентируется посредством включения в процесс познавательной деятельности ценностных и, собственно, когнитивных составляющих, которые формируются на основе не только строго вну-тринаучной деятельности, но и в рамках других традиций. Эти составляющие «предстают в форме мировоззренческих, ценностных предпосылок, различных убеждений, парадигмальных образцов, способов видения» [1].

В этой связи представляет интерес оценка мифа как формы мировоззрения и познания в контексте возможности его использования как элемента современной научной парадигмы. Исследование проблематики взаимоотношениий мифа и науки в философии имеет достаточно длительную историю, данной тематике посвящено большое количество как отдельных работ, так и концептуальных подходов. Однако в этом утверждении необходимо сделать важное уточнение, выступающее одновременно в качестве проблематизирующей ситуации. Дело в том, что в указанном многообразии концепций, подходов и теорий в подавляющем большинстве случаев основное внимание уделяется вопросам изучения онтологических оснований собственно мифа и собственно науки, в то время как проблема их возможного соотношения и, более радикально говоря, взаимодействия либо вообще опускается, либо рассматривается преимущественно в логике обоснования тезиса о их принципиальной различности и, как следствие, невозможности позитивного взаимодействия между ними. Причем такая магистральная направленность исследований с различными вариациями прослеживается с завидным постоянством в рамках разнообразных и даже зачастую противостоящих друг другу философских традиций: позитивистской философии, структурализме, трансценденталистской теории мифа, постмодернистской традиции (если допустить саму воз-

можность совместного использования таких понятий, как «постмодернизм» и «традиция»).

Несмотря на указанную тенденцию, экспликация возможных путей конституирования логики мифа в качестве одного из элементов постнеклас-сической научной рациональности с необходимостью требует выявления основных методологических подходов в контексте поставленной проблемы, без чего любая попытка такой экспликации будет обречена на неудачу. В данной статье мы обратимся к трансценденталистской концепции, в которой, на наш взгляд, наиболее рельефно представлены именно методологические аспекты проблемы взаимоотношения мифа и науки как форм знания и которая в большей степени дает возможность с одной стороны, проследить эволюцию этой проблемы в философском дискурсе, и, с другой стороны, позволяет предложить основные элементы для формирования методологии ее решения сегодня.

Видными представителями трансценденталист-ской теории мифа являются Э. Кассирер и К. Хюб-нер. Одним из главных положений в концепции Э. Кассирера выступает отказ от рассмотрения мифа как производной случайных представлений, формируемых на основе сугубо эмпирического восприятия природы, так же, как и развенчание точки зрения психологизма, согласно которой «проникновение в условия его (мифа - П.Т) возникновения равнозначно отрицанию самостоятельной основы» и что «понять содержание мифа означает не что иное, как доказать его объективную несостоятельность, разгадать пусть и всеобщую, но тем не менее совершенно «субъективную» иллюзию, которой он обязан своим существованием» [2].

Э. Кассирер предлагает совершенно иной подход к пониманию мифа, базирующийся на признании наличия в последнем весьма сложной и стройной онтологии, различных априорных форм, определяющих содержание и логику мифологического мировоззрения. Миф для Э. Кассирера «имеет свои собственные фундаментальные законы образования, <...> является собственной сферой с собствен-

ными закономерностями» [3]. Миф не может и не должен пониматься как лишь субъективный взгляд на мир, напротив, будучи одной из ранних первых форм осознания мира, он порождает целостный взгляд, в котором не происходит во многом механического разделения на строго субъективное и объективное, но в котором эти последние выступают в неразрывной связи, причем характер этой связи определяется собственно закономерностями мифа. Принципиально важным является тезис о интерпретации отношений между мифом и наукой. Их различие не основывается на использовании абсолютно несхожих языков, а скорее выражается через разное качественное содержание схожих форм мышления. Так, категории «пространство и время», «причина и следствие», «субъект и объект» используются и в мифе, и в науке, однако законы и правила этого использования различны.

Таким образом, Э. Кассирер делает вывод о том, что «вместо того, чтобы сравнивать содержание мифа с содержанием окончательной картины мира, полученной познанием, сопоставить процесс построения мифологического мира с логическим генезисом научного понятия природы» [2]. Вследствие этого, Э. Кассирер утверждает тезис о том, что миф как форма мышления являлся предпосылкой появления научного знания, поскольку содержал в себе необходимые основы опыта, позднее развившиеся в науке.

Другой представитель трансценденталистской концепции - К. Xюбнер, существенно углубивший взгляды Э. Кассирера. По мнению К. Xюбнера, в основе понимания мифа лежит категория «нуми-нозности», определяемой, в частности, как данность мира сознанию в акте их слияния, нерасчле-ненности, в качестве всеобъемлющего знака, причем «речь идет не о таких знаках, которые символизируют собой просто человека или просто природу, а о таких, которые постоянно объемлют собой обоих, ибо они относятся к той связи, от которой они оба изначально производны. В ней все живое имеет свое начало, свое смыслосодержание (Sinnbezug), утрата которого сравнима со смертью. В силу этого данная связь является божественной и священной. Вне ее ни человек, ни природа не существуют в подлинном смысле, по отдельности они оба выступают как пустые и безжизненные тени» [4].

Исходя из этого, К. Xюбнер создает стройную модель онтологии мифа, доказывая, в отличие от Э. Кассирера, необоснованность рассмотрения мифа и науки как низшей и высшей ступеней развития мышления. В этом доказательстве важное место занимает изучение понятия рациональности. Вопреки распространенной точке зрения на рациональность как категорию, принадлежащую исключительно научному дискурсу, К. Xюбнер анализирует рациональность, эксплицируя ее основу - категорию интерсубъективности, выделяя виды последней - эмпирическую, семантическую, операциональную и т. д. Миф, согласно Xюбнеру, обла-

дает (как и наука) своей рациональной структурой, включающей различные виды интерсубъективности, которые обладают в случае мифа и науки различным качественным наполнением, однако сам факт наличия рациональной структуры говорит о возможности взаимопроникновения и взаимодействия. Следовательно, миф и наука должны рассматриваться как различные, но рядоположенные типы мышления.

К. Хюбнер, как и его предшественник Э. Кассирер, использует и другие категории, являющиеся по своей форме словоупотребления общими как для науки, так и для мифа. Но принципиально различна их смысловая наполненность. В частности, по мнению К. Хюбнера, понимание логики соотношения между целым и частью в ситуации мифического мышления приводит нас к выводу о стирании границ между ними (подробнее об этом будет сказано ниже). Также К. Хюбнер уделяет внимание необходимости рассмотрения такого специфического аспекта логики мышления в мифе, как единство идеального и материального. Это единство характеризует нуминозную сущность мифа, вне которой последний не может быть осмыслен как целостное явление. «Единство идеального и материального, - пишет К. Хюбнер, - имеет для мифа столь же фундаментальное значение, как и его отрицание для научной онтологии. Это единство является собственно первичным, оно задает основания мифической предметности и составляет источник всякого явления» [4].

Вытеснение наукой мифа в ходе исторического развития объясняется, по мнению К. Хюбнера, во многом исходя не из закономерного процесса совершенствования мышления (ибо, как было сказано выше, миф не является низшей формой по отношению к науке), и не из законов природы и исторических правил (поскольку первые, будучи понимаемыми как выражение закономерного стремления человека к счастью, зависят от исторически преходящих вариантов понимания последнего, а вторые являются, по сути, лишь субъективным выбором человека), а как раз из проявления действия нуми-нозного начала, то есть из логики самого мифа.

Таким образом, мы видим в последнем выводе выражение проблемы, заключающейся в трудности объяснения перехода от мифа к науке, которое основывалось бы не на логике мифического мышления, а на выявлении предпосылок такого перехода, опирающихся на логику взаимосвязи мифологической и научной традиции.

В целом, трансценденталистская концепция мифа представляет собой во многом успешную тенденцию в трактовке и обосновании как самого мифа, так и в связи последнего с наукой. Миф здесь открывается нам в подчас поражающей глубине своих смыслов, в удивительно стройной и яркой системе логических связей, образов, понятий. Это уже не поэтическая, и даже не психоаналитическая позиции, которые при всей своей ориги-

нальности рисуют все же одностороннюю, а потому во многом неадекватную картину мифического. Именно трансценденталистский подход в качестве метода дает нам возможность вплотную подойти к решению задачи, поставленной в начале - выявления возможности построения онтологии постне-классической науки с участием элементов мифического мышления. По словам А.П. Круглова, «благодаря трансценденталистской интерпретации мы видим в мифе категориальное единство» [3].

В этой связи важно показать возможности использования мифа в науке сегодня, конечно, учитывая мифологические ее истоки, но главным образом подчеркивая мысль о том, что именно современная наука создает для этого условия. К тому же это будет одновременно и попыткой преодоления современных взглядов о мифе как вымысле, о мифе как тоталитарном и выхолащивающем явлении

[5]. Необходимо обратиться к мифу как к целостной системе мировоззрения в той форме, которая изначально была ему присуща, что позволит адекватно понять и использовать его сегодня - не в смысле механического перенесения его логики на современную почву, а в смысле гармоничного использования в свете критериев современной науки. Тем более миф сам говорит о возвращении как о возможности и залоге развития [6]. Именно современная наука, в рамках современных условий является открытой и позволяет использовать логику мифа в ней не столько потому, что эта логика содержится в науке с самых истоков, сколько потому, что именно современное понимание науки позволяет сделать это (хотя роль мифологических истоков науки мы не сбрасываем со счетов).

В контексте этой проблемы необходимо подчеркнуть несколько важных моментов.

В частности, каким образом мы будем понимать сам миф, его дефиниции сегодня? В частности, одна из существующих по этому поводу точек зрения постулирует тезис о возможности адекватного понимания мифа только в себе самом, без перенесения на него современных представлений и оценок

[6]. С другой стороны, миф здесь является «вневременным» образованием, имеющим для нас непосредственное значение [4]. Отсюда с неизбежностью возникает вопрос о том, в чем воплощается и как может быть реализовано это значение в ситуации его взаимодействия с научным дискурсом. Иначе говоря, как можно обосновать миф как истину сегодня, исходя из современных, научно обусловленных представлений об истине? [4].

Природа понимания истины в постнеклассиче-сной научной рациональности во многом является холистической, подразумевающей целостное видение мира с учетом множества факторов. Истина не предстает перед нами как результат исключительно дедуктивных доказательных (в смысле классической науки) процедур, а является итогом разносторонней творческой деятельности, природа истины динамична и определяется, в частности, понятием

голографического эффекта, в котором «часть перестает быть всего лишь кусочком целого, но при определенных обстоятельствах отражает и содержит в себе целое» [7].

Обращаясь к мифу, мы обнаруживаем в нем логику, во многом схожую с ситуацией, описанной выше. В мифе стирается различие между целым и частью. К примеру, в каждом поле пшеницы как в части «присутствует» Деметра, богиня плодородия как целое, выражая, языком К. Xюбнера, «нуминозную» реальность - логика и тип мышления, абсолютно не укладывающиеся в классическую научную рациональность, но определенно релевантные постнеклассическому научному мировоззрению. Приведенное сравнение позволяет высказать точку зрения, отличную от позиции К. Xюбнера, который утверждает, что ситуация исчезновения различий между целым и частью в мифе встречается в науке лишь в форме аналогии [4]. Дело в том, что К. Xюбнер рассматривает науку скорее в ее классическом понимании, тогда как постнеклассическая рациональность принимает такую ситуацию как укладывающуюся в систему ее критериев. Таким образом, рациональность мифа, ее понимание вполне гармонично могут стать одним из элементов в современной модели научного поиска.

Наука в ходе теоретического и эмпирического познавательных процессов очень часто оперирует абстракциями. Это обусловлено необходимостью построения математически точных моделей объектов и их изучения. Методы абстрагирования и идеализации ориентированы на работу с «идеальными объектами», т. е. объектами с заданными и контролируемыми свойствами, что позволяет совершать теоретические построения и создавать на их основе концептуальные модели. Этот процесс характерен в первую очередь для фундаментальной науки. Но если мы обратимся к сфере прикладных наукоемких технологий, то с очевидностью обнаружим необходимость реализации теоретических построений на практике, в частности, в производственной реальности. Именно эта задача является в современной науке одной из приоритетных и, одновременно, сложных. Одной из проблем в этой связи выступает необходимость интерпретации формализованных языков в процессе перехода от фундаментальной науки к науке прикладной.

Иначе говоря, в теоретической плоскости «идеальный объект» функционирует, соответственно, в определенной «идеальной среде». Но переходя в область физического мира «идеальный объект» с неизбежностью перестает быть таковым, включаясь с сложную систему многообразных связей, процессов, факторов. Среди последних немаловажную роль играет категория человекоразмерности, интегрированности знания (воплощенного в различные формы) в том числе и в социальный мир. Поэтому проблема трансформации теоретического знания помимо собственно утилитарных, специализированных аспектов, включает и антропные элементы.

Это, в частности, обладание возможностью целостного видения реальности, где определенная научная технология осуществляется в системе сложных взаимосвязей, где задействованы различные закономерности и типы мышления и практики. Только такая холистическая позиция позволяет сегодня реализовывать научный поиск, решать поставленные задачи, достигать разностороннего и, одновременно, наиболее полного понимания происходящих процессов.

В этой связи обратимся к описанию А.Ф. Лосевым одной из характеристик мифа. «Мифическая отрешенность» есть <...> отрешенность от чисто отвлеченного и дискретного существования. Она есть та специальная сфера, в которую погружаются отвлеченные понятия, чтобы превратиться в живые вещи живого восприятия» [8]. В данном случае категория «мифической отрешенности» является примером того самого холистического видения, о котором шла речь выше. Обращение к такому способу восприятия мира и, соответственно, практической деятельности как к методу, позволяющему достигать целостности мировоззрения, как к приемлемому элементу научного мышления вполне допустимо и именно в контексте постнекласси-ческой научности. Данный тезис является тем бо-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. - М.: РОССПЭН, 1997. - 240 с.

2. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2: Мифолги-ческое мышление. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001. -280 с.

3. Круглов А.Н. Трансценденталистская интерпретация мифа (Э. Кассирер и К. Хюбнер) // Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышления. - СПб.: РХГИ, 1999. - 402 с.

4. Хюбнер К. Истина мифа. - М.: Республика, 1996. - 448 с.

лее верным, так как холизм в современном научном дискурсе выступает не только в качестве его критерия, но и реализуется в таких магистральных сегодня концепциях, как синергетика и глобальный эволюционизм. Последние ориентированы именно на идеи открытости, инвариантности, коэволюции, понимания и могут развиваться на основе корреляции различных типов мировоззрения и видов знания, обеспечивая достижение как утилитарных задач науки, так и задачи роста и совершенствования познания как глобального процесса во всех его многообразных формах.

Выводы

Проанализирована трансценденталистская концепция мифа в качестве методологического подхода в решении проблемы возможностей взаимодействия мифа и науки как дискурсивных практик. Обоснована значимость как отдельных положений, так и трансценденталистской интерпретации мифа в целом для формирования методологических и онтологических оснований эволюции по-стнеклассической научной рациональности.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.

5. Барт Р. Мифологии. - М.: Академический проект, 2008. - 351 с.

6. Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Академический проект; Парадигма, 2005. - 224 с.

7. Гроф С. Холотропное сознание: три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. - М.: АСТ, 2003. - 267 с.

8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Академический проект, 2008. - 303 с.

Поступила 23.11.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.