Научная статья на тему 'Методологические аспекты исследования факторов адаптированности спортсменов к соревнованиям'

Методологические аспекты исследования факторов адаптированности спортсменов к соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FACTORS OF ADAPTATION / ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ / SIGNS OF DEADAPTATION / SUCCESSFUL ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY TRAITS / СПЕЦИФИКА АДАПТИРОВАННОСТИ / ADJUSTMENT SPECIFICS / УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин М.А.

The study of the applicability of the differentiated approach with the use of means of acceleration of adaptation of athletes to competitive conditions is impossible excluding sports specialization. Athletes' adaptation and its mediating factors are specific in different sports. So far, trainers have not enough knowledge about who of athletes and in what cases needs assistance in speeding up the process of adaptation to adverse and frequently unforeseen competitive conditions. Further improvement of the system and methods of special psychological training of athletes for competitions is required in view of modern methods of sports psychology and pedagogics. The stipulated above circumstances make relevant the structural-functional modeling of adaptation, allocation of its factors and role in the success in competitive activity, as well as chances to speed up this process using the differentiated approach. The purpose of the present study was to make a theoretical analysis of the factors of athletes' adaptation to competitive conditions. The data obtained both in the theory of sport and sports psychology do not give the overall picture, as specific relations between the personality traits and characteristics of athletes' adaptation take place in every sport. The role of personality traits for adaptation to competitions is hardly studied in the comparative aspect with other sports. Hence, there is very little information on both the specificity of objective factors of athletes' adaptation to competitive conditions, depending on sport and specifics of subjective factors in sports psychology. There is a mismatch of great practical importance of speeding up athletes' adaptation to competitive conditions and little research of its factors, which condition the design of the speeding up technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты исследования факторов адаптированности спортсменов к соревнованиям»

теоретические основы физической культуры

УДК: 796.071

методологические

аспекты исследования факторов адаптированности спортсменов к соревнованиям

Кандидат психологических наук, доцент м.А. кузьмин

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDY OF FACTORS OF ADAPTATION OF ATHLETES TO COMPETITIONS

MA. Kuz'min, associate professor, Ph.D.

National Mineral Resources University «Mining», St.Petersburg Key words: adaptation, objective and subjective factors of adaptation, signs of deadaptation, successful activity, motivation, personality traits, adjustment specifics. The study of the applicability of the differentiated approach with the use of means of acceleration of adaptation of athletes to competitive conditions is impossible excluding sports specialization. Athletes' adaptation and its mediating factors are specific in different sports. So far, trainers have not enough knowledge about who of athletes and in what cases needs assistance in speeding up the process of adaptation to adverse and frequently unforeseen competitive conditions. Further improvement of the system and methods of special psychological training of athletes for competitions is required in view of modern methods of sports psychology and pedagogics. The stipulated above circumstances make relevant the structural-functional modeling of adaptation, allocation of its factors and role in the success in competitive activity, as well as chances to speed up this process using the differentiated approach.

The purpose of the present study was to make a theoretical analysis of the factors of athletes' adaptation to competitive conditions.

The data obtained both in the theory of sport and sports psychology do not give the overall picture, as specific relations between the personality traits and characteristics of athletes' adaptation take place in every sport. The role of personality traits for adaptation to competitions is hardly studied in the comparative aspect with other sports.

Hence, there is very little information on both the specificity of objective factors of athletes' adaptation to competitive conditions, depending on sport and specifics of subjective factors in sports psychology. There is a mismatch of great practical importance of speeding up athletes' adaptation to competitive conditions and little research of its factors, which condition the design of the speeding up technology.

Ключевые слова: адаптация, объективные и субъективные факторы адаптации, признаки дезадаптации, успешность деятельности, мотивация, свойства личности, специфика адаптированности.

Введение. Исследование возможностей использования дифференцированного подхода с применением средств ускорения адаптации спортсменов к условиям соревнований невыполнимо без учета спортивной специализации. Адаптация спортсменов и опосредующие ее факторы в различных видах спорта являются специфическими. До настоящего времени тренеры не вооружены знаниями о том, кому из спортсменов и в каких условиях следует оказывать помощь, направленную на ускорение процесса адаптации к неблагоприятным и часто непредвиденным условиям соревнований. Необходимо дальнейшее совершенствования системы и методов специальной психологической подготовки спортсменов к соревнованиям с учетом современных достижений спортивной педагогики и психологии.

Перечисленные выше обстоятельства делают актуальными структурно-функциональное моделирование адаптации, выявление ее факторов и роли в успешности соревновательной деятельности, а также возможностей ускорения этого процесса с использованием дифференцированного подхода.

Цель исследования - теоретический анализ факторов адаптации спортсменов к условиям соревнований.

Результаты исследования и их обсуждение.

Б. Г. Ананьев (1967) отмечал, что факторы, влияющие на успешность протекания адаптационных процессов, можно разделить на две группы: субъективные и объективные (средовые). К субъективным факторам относятся возраст, пол, физиологические и психологические характеристики человека. К объективным -условия труда, режим и характер деятельности. Субъективные факторы могут быть более значимыми, чем объективные, так как внешние причины часто действуют через внутренние. В дальнейшем выделение этих

двух групп факторов стало традиционным. Объективные и субъективные факторы диалектически связаны друг с другом.

А. П. Олюнин (2000) отмечает, что трудности в соревновательной деятельности обусловлены, с одной стороны, спецификой вида спорта, а с другой - особенностями личности самого спортсмена.

На данный момент не существует обобщенной классификации факторов, воздействующих на психическое состояние спортсмена. Это можно объяснить тем, что как состав факторов, так и степень их влияния на спортсмена определяются спецификой вида спорта. В научной литературе отражены данные, показывающие специфику факторов в спортивных единоборствах, альпинизме, спортивных играх, тяжелой атлетике, плавании и в лыжных гонках.

Следует учитывать, что сила (величина) воздействия какого-либо фактора (суммы факторов) определяется сугубо индивидуальной реакцией на него каждого субъекта, зависящей не только от характеристик действующего фактора, но и от адаптационных возможностей данного субъекта и его функционального исходного состояния.

Условия спортивной деятельности относятся к числу объективных факторов, оказывающих влияние на качество адаптации спортсменов к соревнованиям. На данный момент не существует общепринятой классификации объективных условий соревновательной деятельности, так как в разных видах спорта они существенно различаются. В. Л. Марищук (1983) полагает, что существует два вида «внешних воздействий»: преимущественно физические (физические нагрузки, изменения погоды и условий и т. д.) и психогенные, связанные с отношениями, социальной средой (спортивного коллектива, публики и т. д.). Однако Д. В. Попов (2002) не соглашается с этим подходом, так как психогенными факторами можно считать все, что оказывает влияние на эмоции и поведение человека.

Объективные условия оказывают двойное воздействие на адаптацию человека: непосредственное и опосредованное (через субъективное отношение к ним). Если изучить объективные условия бывает очень трудно, так как не разработаны критерии их объективной оценки, то изучить отношение спортсмена к ним довольно легко, через субъективные оценки. Можно предположить, что оценка спортсменами условий соревнования более важна, чем сами условия.

Анализ научной литературы применительно к соревновательной деятельности в различных видах спорта позволяет выделить две группы объективных факторов: условия собственно деятельности и условия соревнований (представлены только наиболее часто упоминающиеся).

Условия соревнований: условия проживания, отношения в команде, знание соперников, организация свободного времени, качество инвентаря, качество и организация питания, присутствие-отсутствие родственников и знакомых.

Условия конкретной соревновательной деятельности состязания: организация соревнований, состояние места проведения, трудность, наличие-отсутствие

опасности, погодные и климатические условия, возможное влияние случайных, непрогнозируемых факторов на его исход.

Проблема изучения адаптированности и отношения спортсменов к объективным условиям соревнований остается открытой и весьма актуальной для дальнейших исследований.

Субъективные или психологические факторы адаптированности к деятельности - это прежде всего адаптивно важные качества и характеристики мотивации деятельности. Это положение согласуется с мнением Л. В. Куликова (2000), который отмечает, что факторами психического состояния являются как потребности, так и возможности человека.

Личностные качества выполняют роль ведущего регулятора адаптации (С.Г. Посохова, 2003). По степени их выраженности можно прогнозировать качество адаптации к деятельности. Психическая адаптация определяется также особенностями структуры их взаимосвязей между собой.

Особое место в структуре личностных факторов психической адаптации исследователи отводят мотивации как характеристике личности и как характеристике деятельности. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи способствует эффективной психической адаптации [2].

Выводы. Полученные как в теории спорта, так и в спортивной психологии данные не позволяют выявить какой-то общей картины, так как в каждом виде спорта обнаруживаются специфичные связи между свойствами личности и характеристиками адаптированности спортсменов.

Значение свойств личности для адаптации к соревнованиям практически не изучено в сравнительном плане по видам спорта. Таким образом, вопрос о составе адаптивно важных качеств личности спортсменов различных специализаций остается открытым.

Кроме того, практически нет исследований, посвященных установлению связи объективного и субъективного факторов адаптированности спортсменов.

Можно заключить, что как по специфике объективных факторов адаптации спортсменов к соревновательным условиям в зависимости от вида спорта, так и по специфике субъективных факторов в спортивной психологии данных очень мало. Наблюдается несоответствие большой практической значимости ускорения адаптации спортсменов к соревновательным условиям и малой изученностью ее факторов, которые могут являться основанием для разработки технологии ускорения.

Использованная литература

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта / Б.Г. Ананьев // Человек и общество / Под ред. Б.Г. Ананьева, Вып. 2. - Л., 1967. - С. 3-37.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.

3. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний / Психические состояния: Хрестоматия / Л. В. Куликов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: «Питер», 2000. - С. 11-44.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 443 с.

5. Марищук В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса / В.Л. Мари-

щук // Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. статей / Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 72-87.

6. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка / С.Е. Павлов // Теория и практика физ. культуры. -2003. - № 7. - С. 17.

7. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход / С. Т. Посохова // Матер. 3-го Всерос. съезда психологов, т. 6. - СПб.: СПб ГУ, 2003. - С. 405-409.

8. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПб ГУ, 1991. - 152 с.

References

1. Anan'ev, B.G. Psychological structure of man as a subject / B.G. Anan'ev // Man and society / Ed. by B.G. Anan'ev, Iss. 2. -Leningrad, 1967. - P. 3-37. (In Russian)

2. Berezin, F.B. Human mental and psychophysiological adaptation / F.B. Berezin. - Leningrad: Nauka, 1988. - 270 P. (In Russian)

3. Kulikov, L.V. The problem of description of mental states / Mental states: Reader / L.V. Kulikov / Comp. and ed. by L.V. Kulikov. -St.Petersburg: Piter, 2000. - P. 11-44. (In Russian)

4. Lomov, B.F. Methodological and theoretical problems of psychology / B.F. Lomov. - Moscow:Nauka, 1984. - 443 P. (In Russian)

5. Marishchuk, V.L. Redistribution of functional reserves in an athlete's body as a stress indicator / V.L. Marishchuk // Stress and anxiety in sport: Collected internat. scient. papers / Comp. by Yu.L. Khanin. -Moscow: Fizkultura i sport, 1983. - P. 72-87. (In Russian)

6. Pavlov, S.E. The basics of theory of adaptation and sports training / S.E. Pavlov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2003. - № 7. - P. 17. (In Russian)

7. Posokhova, S.T. Adaptive personality psychology: subjective approach / S.T. Posokhova // Proceedings of the 3rd congress of psychologists, P. 6. - St.Petersburg: SPbSU, 2003. - P. 405-409. (In Russian)

8. Psychological support of professional activity / Ed. by G.S. Nikiforov. - St.Petersburg: SPbSU, 1991. - 152 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 01.12.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.332

личиостио-деятельностныи подход в физической подготовке футболистов

Аспирант В.А. Смирнов

Кандидат педагогических наук, профессор А.М. Тихонов

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

Ключевые слова: физическая подготовленность, спортивная деятельность, личностно-деятельностный подход, способы действий, проблемные задачи.

Для реализации творческого потенциала человека, необходимо создание развивающих ситуаций. Анализ спортивно-педагогической литературы показал, что проблема развития креативного потенциала юных спортсменов освещается в спортивной науке недостаточно. Поэтому так важно находить инновационные пути и подходы для решения этой задачи [1, 2].

Цель исследования: выявить эффективность применения личност-но-деятельностного подхода в процессе физической подготовки юных футболистов.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие спортсмены 12-13 лет, занимающиеся в СДЮШОР. Экспериментальная группа - 20 человек, контрольная группа - 23 человека. Проверка выдвинутой гипотезы и оценка эффективности разработанной методики осуществлялись в серии педагогических экспериментов с сентября 2011 г. по май 2012 г.

Для оценки скоростных способностей использовались следующие тесты: 1) для оценки скорости бега: бег на 30 м с ходу и 60 м с места; 2) прыжок в длину с места; 3) сгибание и разгибание туловища из положения лежа с учетом количества повторений за 30 с.

В контрольной группе тренировочные занятия проводились традиционным методом: обучение начиналось с создания представления об изучаемом движении, далее следовало разучивание и потом - совершенствование. Тренировки велись по планам тренера. В экспериментальной группе проблемные задачи решались в следующей последовательности.

1. Постановка проблемы. На этом этапе необходимо было не просто поставить проблему перед спортсменами, а сделать так, чтобы она была принята ими и стала их задачей. В данный момент нужно найти средство для обоснования значимости для футболистов физической подготовки. Без этого этапа введение в субъектность деятельности невозможно.

2. Выполнение разных видов изучаемого двигательного действия. Необходимость строить новые действия, изменяя какие-либо его элементы, предполагает способность к анализу. Создание же новых действий предусматривает синтетическую работу, которая может включать процессы воображения (основа креативности).

3. Выявление эффективных элементов. Цели этого этапа обучения: а) способствовать формированию умения ставить проблему; б) научиться выявлять элементы, влияющие на эффективность выполнения двигательного действия.

4. Правильное выполнение эффективных элементов. Цели этапа:

1) формировать рефлексивное мышление (вербализацию ощущений);

2) научить оценивать правильность выполнения двигательного действия другого; 3) научить оценивать свои собственные действия (самооценка); 4) объяснять, почему так.

5. Отработка элементов (техническая подготовка). Цель - умение подбирать упражнения для отработки элементов, для исправления ошибок.

6. Физическая подготовка (развитие двигательных качеств).

На шестом этапе у спортсменов формируется умение подбирать упражнения для развития двигательных качеств, способствующих улучшению результата в изучаемом действии.

Результаты исследования и их обсуждение. При использовании методов педагогического тестирования и математико-статистического анализа экспериментальных данных были получены следующие показатели физической подготовленности.

В экспериментальной группе в процессе педагогических исследований достоверные изменения произошли в беге на 30 м с/х (с 4,21 до 3,96 с), что составило 6,3 % прироста, а также в беге на 60 м с высокого старта (с 8,6 до 8,49 с) - 1,3 %% прироста. В прыжке с места и упражнении на укрепление пресса также наблюдались положительные изменения, которые, как и предыдущие, оказались на достоверно значимом уровне.

В контрольной группе в процессе исследований и дальнейшей обработки данных изменения произошли во всех показателях, но на недостоверно значимом уровне.

Вывод. Включение проблемных задач в учебно-тренировочный процесс в группах 12-13-летних футболистов позволило достоверно повысить у них уровень физической подготовленности по сравнению со сверстниками, использовавшими общеразвивающие и специальные беговые упражнения, предложенные программным материалом для ДЮСШ по футболу.

Данные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования.

Использованная литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИН-ТОР, 1996. - 554 с.

2. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье / В.С. Ротенберг, С.М. Бонда-ренко. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

Информация для связи с автором: al_tihonov@mail.ru

Поступила в редакцию 09.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.