Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 10 СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 10 СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ ПОЛЬЗА / ОБЩЕЕ БЛАГО / ПОСТСОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО / СТЕПЕНИ СВОБОДЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мясников Андрей Геннадьевич

Представлена оригинальная попытка философско-методологического осмысления и практического моделирования личностных компетенций учащихся средних специальных и высших учебных заведений России с помощью новой социально-антропологической теории 10 степеней свободы, которая была разработана автором статьи. Данная теория степеней свободы основана на эволюционном механизме постепенного восхождения человека и конкретного общества от базовых условий выживания к высшим степеням свободы - политической, нравственно-религиозной и творческой. Применяя эту теоретическую модель к моделированию личного будущего молодых людей в постсоветском обществе, мы можем утверждать, что без достижения социально-экономической самостоятельности стремление к высшим уровням свободы будет ограниченным и даже случайным. Прежде всего, речь идет о политической самостоятельности, которая во многом предназначена определять перспективу жизни конкретного человека и всего социума с помощью практического принципа «от личной пользы к общему благу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мясников Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMING STUDENTS’ PERSONAL COMPETENCES IN THE CONTEXT OF SOCIO-ANTHROPOLOGICAL THEORY OF 10 DEGREES OF FREEDOM

The article presents an original attempt at philosophical and methodological understanding and practical modeling of personal competencies of students of secondary and higher educational institutions of Russia with the help of a new socio-anthropological theory of 10 degrees of freedom, which was developed by the author. This theory of degrees of freedom is based on the evolutionary mechanism of the gradual ascent of an individual and a given society from basic survival conditions to the highest degrees of freedom-political, moral, religious, and creative. Applying this theoretical model to the modeling of the personal future of young people in post-Soviet society, we can argue that without achieving socio-economic independence, the pursuit of higher levels of freedom will be limited and even accidental. Above all, we are talking about political autonomy, which is largely intended to determine the perspective of the life of the individual and the entire society by means of the practical principle “from the personal benefit to the common good’’.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 10 СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ»

УДК 37.01

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 10 СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ

Мясников Андрей Геннадьевич1,

доктор философских наук, доцент, e-mail: myasnikov-g@mail.ru, 1Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Пензе, г. Пенза, Россия

Представлена оригинальная попытка философско-методологического осмысления и практического моделирования личностных компетенций учащихся средних специальных и высших учебных заведений России с помощью новой социально-антропологической теории 10 степеней свободы, которая была разработана автором статьи. Данная теория степеней свободы основана на эволюционном механизме постепенного восхождения человека и конкретного общества от базовых условий выживания к высшим степеням свободы - политической, нравственно-религиозной и творческой. Применяя эту теоретическую модель к моделированию личного будущего молодых людей в постсоветском обществе, мы можем утверждать, что без достижения социально-экономической самостоятельности стремление к высшим уровням свободы будет ограниченным и даже случайным. Прежде всего, речь идет о политической самостоятельности, которая во многом предназначена определять перспективу жизни конкретного человека и всего социума с помощью практического принципа «от личной пользы к общему благу».

Ключевые слова: личная польза, общее благо, постсоветское общество, степени свободы, моделирование будущего

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMING STUDENTS' PERSONAL COMPETENCES IN THE CONTEXT OF SOCIO-ANTHROPOLOGICAL THEORY OF 10 DEGREES OF FREEDOM

Myasnikov A.G.1,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, e-mail: myasnikov-g@mail.ru, 'Branch of Moscow Witte University in Penza, Penza, Russia

The article presents an original attempt at philosophical and methodological understanding and practical modeling ofpersonal competencies of students of secondary and higher educational institutions ofRussia with the help of a new socio-anthropological theory of 10 degrees of freedom, which was developed by the author. This theory of degrees offreedom is based on the evolutionary mechanism of the gradual ascent of an individual and a given society from basic survival conditions to the highest degrees offreedom-political, moral, religious, and creative. Applying this theoretical model to the modeling of the personal future of young people in post-Soviet society, we can argue that without achieving socio-economic independence, the pursuit of higher levels offreedom will be limited and even accidental. Above all, we are talking about political autonomy, which is largely intended to determine the perspective of the life of the individual and the entire society by means of the practical principle "from the personal benefit to the common good''.

Keywords: personal benefit, common good, post-Soviet society, degrees of freedom, modeling the future

DOI 10.21777/2500-2112-2022-1-54-60

Постановка проблемы

Перед современной социально-практической философией все чаще ставятся вопросы и задачи, связанные с разработкой новых методологических подходов в сфере образования и воспитания новых поколений россиян, которые принято называть «цифровыми поколениями». Эти поколения оказались в совершенно новой социально-технологической ситуации, которая требует своевременного системного осмысления и вместе с тем научного прогнозирования возможных последствий, а также целенаправленного социального программирования тех мировоззренческих проектов и моделей поведения, которые будут способствовать качественному развитию российского социума.

По мнению большинства исследователей, современный переход к цифровой цивилизации активизирует индивидуалистические ментальные и поведенческие установки молодых людей, приучая всех участников информационной среды к персональному образу потребления [1; 2]. Эта объективная тенденция, в свою очередь, будет оказывать существенное влияние на формирование представлений учащейся молодежи о будущем, которое также будет иметь преимущественно личную направленность.

Приведенную индивидуалистическую тенденцию принято выражать с помощью современного философского принципа «От личной пользы к общему благу» [3]. Применительно к перспективам развития личностных компетенций будущих специалистов и граждан России он приобретает вполне реалистическое и позитивное значение.

Во-первых, реалистичность приведенного принципа подтверждается современными социально-экономическими и социально-психологическими данными о том, что большинство россиян имеют преобладающую жизненную Я-ориентацию, рассчитывают, прежде всего, на самих себя и не доверяют другим людям, за исключением узкого круга родственников и очень близких друзей [2; 4]. Такого рода социальная атомизация является вполне закономерным результатом резкого перехода от коллективистской советской системы к дикому капитализму в начале 90-х гг. XX в. По всей видимости, для ее преодоления потребуется не один десяток лет.

Во-вторых, позитивное значение этого практического принципа обусловлено тем, что исходная личная польза необходимо предполагает выход за границы своего Я, своего естественного эгоизма, а также благоразумную заинтересованность в пользе многих других людей, от которых будет зависеть мое личное благополучие. Так, обычный здравый смысл может легко увидеть неразрывную взаимосвязь личной пользы с общим благом в долгосрочной перспективе. И в среднесрочной, и особенно в долгосрочной перспективе эта взаимосвязь является необходимой, т.к. общее благо невозможно представить без личной пользы каждого члена общества, как и личная польза может быть достигнута и гарантирована на длительную перспективу только в сообществе, в котором обеспечено общее благо [5].

В условиях современной глобализации под общим благом принято подразумевать национально-государственное благополучие и международное, общечеловеческое благо, которое определяется состоянием мировой экономики, политики и права. Уже И. Кант в конце ХУШ в. утверждал, что гарантировать права и самые разные жизненные блага (включая частную собственность) может только мирный договор между всеми странами, ибо без мирного и законопослушного сосуществования народов и государств будет оставаться опасность военного насилия и потери прав, свобод и благополучия [6; 7]. Кантовский проект Вечного мира приобретает новую актуальность в связи с необходимостью совместного решения глобальных экологических, экономических и военно-политических проблем, т.к. от этого зависит выживание человечества на нашей планете.

Итак, современное философское осмысление и применение принципа «От личной пользы к общему благу» подводят нас к возможности системного моделирования личного будущего молодых людей именно в контексте социально-антропологической теории 10 степеней свободы как самостоятельности [8].

Мы можем вполне научно рассмотреть процесс возрастания человеческой свободы как последовательный рост самореализации человека в конкретном обществе. Именно самостоятельность является тем интегративным показателем человеческой деятельности, предметно демонстрирующим человеческие возможности, прежде всего рост внутренней свободы самовыражения, который одновременно проявляется в увеличении внешней свободы человека и всего общества. Такое единство внутренней и

внешней свободы очень важно для понимания возможности политической свободы, которая, собственно, и заключается в этом единстве.

Перейдем к рассмотрению 10 степеней свободы как самостоятельности.

Социально-антропологическая теория 10 степеней свободы как самостоятельности

Итак, с чего начинается человеческая самостоятельность, т.е. способность ставить перед собой цели и достигать их собственными силами? Конечно, с раннего детства, когда ребенок еще только учится управлять своим телом.

Первая степень свободы - это физическая самостоятельность человека, которая обычно достигается ребенком к трем годам и проявляется в умении ходить, принимать пищу, говорить и элементарно проявлять себя.

Вторая степень свободы начинается с психоэмоциональной самостоятельности и связана с осознанием своего Я, своих желаний и внешних правил. Обычно она достигается ребенком к семи годам.

Третья степень свободы - это интеллектуально-волевая самостоятельность, которая формируется в подростковый период. На данном этапе развития человек начинает сознавать свое особенное бытие в мире, утверждать себя в качестве деятельного и вместе с тем ответственного субъекта. У подростка складываются мировоззренческие понятия и практические принципы поведения.

Четвертая степень - правовая самостоятельность или юридическое совершеннолетие - в нашей стране наступает в восемнадцать лет. На этом этапе человек получает полную формальную независимость от своих родителей-опекунов и вместе с тем приобретает полную личную ответственность за свои действия. Дети обычно хотят быстрее стать взрослыми, чтобы не зависеть от родителей, но став взрослыми, ностальгируют о беззаботном детстве.

Первые четыре степени, по сути, являются подготовительными этапами развития личности и самого человеческого социума, т.к. даже правовое совершеннолетие может быть лишь формальным, не имеющим реальных возможностей для использования своих гражданских прав и свобод.

Настоящая, зрелая самостоятельность человека начинается с пятой степени - экономической самостоятельности, которая в разных обществах достигается по-разному. В современных условиях молодые люди обычно обретают ее после получения профессионального образования и последующего трудоустройства. Когда они начинают себя материально обеспечивать, то становятся по-настоящему взрослыми людьми.

Шестая степень свободы - социальная самостоятельность - является сложной ступенью развития человеческой личности, которую можно рассмотреть в виде двух подуровней.

1. Начальный уровень социальной самостоятельности проявляется в личном самоопределении человека в своем ближайшем социуме: в семье, роде, трудовом коллективе. Этот уровень включает в себя принятие гетерономных моральных норм, бытовых правил и традиционных религиозных традиций как необходимых условий самостоятельной жизни в обществе, а главными являются самоутверждение в этом социуме, обретение своего статуса. Кроме того, формируется начальная заинтересованность политическими вопросами, вызванная интеллектуальной потребностью в политических идеях и проектах будущего, но не имеющая еще продуманных и выстраданных внутренних убеждений.

2. Создание своей семьи, воспитание детей, внуков и других родственников. Зрелая, благоразумная забота о новых и будущих поколениях предполагает планирование-проектирование будущего, т.е. движение к уровню политической свободы, т.к. именно с помощью политики может создаваться желаемое будущее.

Седьмая степень свободы - политическая самостоятельность - последовательно вытекает из предыдущей, т.к. забота о своем будущем и будущем своей семьи-рода-народа предполагает политическую зрелость и выражение своих частных интересов в политической сфере, т.е. в сфере распределения и планирования материальных благ. Наличие политических убеждений, интересов и активности свидетельствует о вдумчивом и серьезном отношении к земной жизни, настоящему и будущему своих потомков. Степень политической самостоятельности проявляется в осмысленном отношении к политике и сфере властных отношений, системе политических убеждений и ответственном отношении к

общему будущему. Политическая деятельность предполагает мужество, решимость отстаивать свои политические убеждения и ценности, за которыми стоят социально-экономические интересы. Такая политическая решимость укрепляет человеческое достоинство и подводит нас к 8-й степени свободы.

Восьмая степень свободы предстает как нравственно-религиозная самостоятельность человека и обычно достигается в зрелом возрасте, когда на основе жизненного опыта складывается собственная система нравственных ценностей и религиозных убеждений. Данный этап личностного развития предполагает духовную автономию и ориентирован на возможную перспективу неземного бытия. Осознание конечности земной жизни придает человеку большую уверенность в своих принципах, формирует веру в неискоренимость добра, укрепляет чувство собственного достоинства и надежду на бессмертие души. Эта степень свободы предполагает волевую, деятельную решимость человека защищать свои нравственно-религиозные убеждения.

Нравственно-религиозная самостоятельность способствует усилению социально-экономической мотивации поведения человека, осознанию важности честного и добросовестного труда, признанию высокой ценности здоровья, денег, частной собственности и в целом внешней свободы.

Девятая степень свободы проявляется в творческой самостоятельности человека, которая является показателем свободного самовыражения, оригинальным созданием различных материальных и нематериальных благ, ценностей, которые доставляют удовольствие и самому творцу, и другим людям. Творческая самостоятельность является важнейшим условием повышения производительности труда конкретного человека и всего общества. Эта креативность позволяет создавать новые идеи, проекты, т.е. товары и услуги, которые укрепляют социально-экономическую самостоятельность человека, его успешность, тем самым поддерживается и нравственно-религиозная свобода, что ведет к утверждению позитивных социальных отношений в семье, трудовом коллективе и других социальных институтах. Утверждая свою творческую самостоятельность, человек реализует свои способности и таланты, получает от этого большое удовольствие, становится счастливым и, соответственно, увеличивает общественное благополучие и счастье.

Десятая степень - наивысшая ступень человеческой самостоятельности - гениальность. Она предполагает, что творческая активность человека достигает общечеловеческого, мирового признания и нацелена на будущие поколения людей. Гениальные творения помогают жить потомкам и сохраняются как драгоценное наследие, дарующее истину, красоту и добро. Речь идет о творениях В. Шекспира, И. Канта, А.Пушкина, М. Лермонтова, П.Чайковского и многих других гениев. Эта высшая степень свободы для многих людей остается идеальным ориентиром и образцом, источником вдохновения и утешения, критерием правильности и совершенства.

Оригинальная теория 10 степеней свободы была недавно разработана автором в ходе реализации грантовского проекта РФФИ под названием «Эволюция свободы в постсоветском обществе: социально-философский анализ и практическое моделирование» (2019-2020). С помощью данной теоретической модели мы можем наметить перспективы продвижения личной человеческой свободы в российском и других современных обществах, которые станут существенными факторами реализации будущего у конкретных личностей и общества в целом. Кроме того, мы уже установили необходимую взаимосвязь между личным и общим благом, а возрастание степени свободы не только ведет к увеличению личного благополучия человека, но и повышает социально-экономический уровень всего общества. При этом важно отметить, что достижение социально-экономического благополучия большинством членов общества является необходимым основанием для дальнейшего продвижения к высшим степеням свободы/самостоятельности - политической (7), нравственно-религиозной (8) и творческой (9) [8].

Практические аспекты применения теории 10 степеней свободы к развитию личностных компетенций учащихся

Для многих постсоветских обществ, находящихся в переходном состоянии, продвижение к 7-й степени, т.е. к политической свободе, оказывается очень сложным и противоречивым процессом, потому что требует подлинной демократизации всей общественно-политической сферы, реального включения большинства граждан в систему принятия государственных решений и возможности самостоятельно

определять свое будущее и будущее своего общества. Как показывает новейший исторический опыт Казахстана, Украины, Армении, Беларуси и России, потребность в политической свободе имеется у меньшей части общества - у наиболее образованных, креативных, городских слоев общества, которые составляют 10-20 % всего населения [9]. Большинство же постсоветских людей пока довольствуются социально-экономической свободой и тем уровнем материального благополучия, которое она открывает.

При этом ключевая проблема устойчивого развития переходных обществ заключается в том, что именно эти креативные слои общества являются драйверами, двигателями социально-экономического прогресса, и если для них не будут созданы перспективные условия самореализации, т.е. реальные возможности для продвижения к высшим степеням свободы, то они начнут уезжать, саботировать или открыто протестовать против действующей власти, в результате чего вся общественная система начнет деградировать. Как отмечают многие исследователи, без привлечения креативной части общества будет затруднена модернизация ключевых сфер общественной жизни, следовательно, может остановиться рост благополучия. К сожалению, этот процесс мы можем наблюдать в белорусском и российском обществах.

Вместе с тем попытки искусственного сдерживания эволюции свободы в постсоветских обществах могут получить краткосрочное оправдание с точки зрения выживания и самосохранения социума и его системы управления в конкурентных геополитических условиях. Однако современное общество уже не может длительное время оставаться в ограниченных условиях выживания, т.к. за последние 20 лет резко выросла ценность жизненного времени и вместе с тем ослабли надежды и на «светлое коммунистическое будущее», и на потустороннее блаженство [10; 11].

Как показывает новейший исторический опыт, попытки резкой политической модернизации без соответствующих социально-экономических преобразований и улучшений жизни людей часто ведут к срыву реформ, опасному разрыву между ожиданиями и реальными (материальными) возможностями большинства граждан. Опыт многих постсоветских обществ наглядно демонстрирует девальвацию ценностей политической свободы-самостоятельности в массовом сознании из-за резкого и длительного экономического спада в 90-х гг. XX в. и медленного улучшения социально-экономического положения в последующие десятилетия XXI в.

Социально-антропологическая теория эволюционного развития человеческой свободы утверждает, что надежное продвижение человека и общества к высшим степеням свободы может быть обеспечено только на основе растущего социально-экономического благополучия большинства граждан. Так, новый 2022 год начался на постсоветском пространстве с массовых волнений в Казахстане в связи с ухудшением социально-экономического положения многих людей, и эта же причина может стать решающим дестабилизирующим фактором в России и Беларуси в условиях усиления международных экономических санкций.

Возвращаясь к проблематике личного будущего человека в современных информационно-технологических условиях, важно учитывать общую закономерную последовательность восхождения по степеням свободы, для которой резкие скачки (например, с 4-й на 7-ю степень) становятся очень тяжелым испытанием, которое в итоге может затормозить развитие человека и всего общества либо вовсе привести к личной деградации и разрушению всей социальной системы.

Заключение

Таким образом, моделирование личного будущего в контексте теории 10 степеней свободы предполагает обстоятельный анализ реального положения молодого человека, его желаний, возможностей и способностей, а также объективных условий для их реализации в данном социуме, чтобы определить наличный уровень свободы и наметить способы перехода к следующему этапу. Это особенно важно при моделировании продвижения к высшим степеням свободы (7-8-9), от которых непосредственно зависит личностная самореализация современного человека. Например, молодой человек, достигший совершеннолетия, т.е. 4-й степени свободы, должен быть нацелен, прежде всего, на приобретение профессиональных знаний, навыков и умений, которые позволят ему достичь экономической самостоятельности, стать социально-полезным членом общества и затем уже претендовать на политическое самоопределение [12].

Чем дольше молодые люди учатся и откладывают свою экономическую самостоятельность, тем позже они взрослеют социально, политически, нравственно-религиозно и творчески. Для российского общества, которое уже вошло в демографическую яму, это будет очень серьезный вызов, который потребует комплексных решений, например сокращения срока обучения в школе, совмещения обучения и работы в период получения средне-специального и вузовского образования и др. Скорее всего, потребуются отказ от двухуровневой болонской системы образования и возвращение к традиционному российскому специалитету, т.е. к подготовке специалистов для нашей отечественной экономики и социальной сферы.

Список литературы

1. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. - Москва: Изд-во Института Гайдара, 2019. - 808 с.

2. Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления / под ред. Н.В. Борисовой. - Москва: ИП РАН, 2020.

3. Мясников А.Г., Мешкова Л.Н., Константинов В.В., Чернецов М.А., Мясникова Т.А. Эволюция свободы: теория и практика социально-философского конструктивизма: монография / под науч. ред. А.Г. Мясникова. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020.

4. Юревич А.В. Психологическое состояние современного российского общества: новые тенденции // Разработка понятий в современной психологии: сб. ст. / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. - Москва: Институт психологии РАН, 2019. - С. 709-729.

5. Паниотова Т.С., Золотухина Е.В., Желтикова И.В. Позитивный образ будущего: теория, история, способы конструирования: монография / отв. ред. Т.С. Паниотова. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2021.

6. Кант И. К вечному миру // Сочинения на немецком и русском языках: в 4 т. - Москва: Ками, 1994. -Т. 1. - С. 353-477.

7. Deggau H.-G. Die Aporien der Rechtslehre Kant. - Stuttgart-Bad Cannstatt, 1983.

8. Мясников А.Г., Мясникова Т.А. Условия реализации политической свободы в постсоветском обществе: опыт социально-философского анализа и моделирования // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2020. - № 4. - С. 81-90.

9. Горшков М.К. Динамика массового сознания россиян в постсоветский период в контексте социологического анализа // И вновь на перепутье? Постсоветским трансформациям 30 лет: сб. науч. тр. - Москва: Новые печатные технологии, 2019. - С. 143-164.

10. Магун В.С., Руднев М.Г. За пределами «человека советского»: россияне в европейской ценностной типологии // Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя / под ред. К. Рогова. - Москва: Новое литературное обозрение, 2021.- С. 325-353.

11. Мясников А.Г., Константинов В.В., Чернецов М.А., Мясникова Т.А. Происхождение, структура и функции ловушек для свободы: социально-философский анализ // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2019. - Т. 8, № 2A. - С. 158-170.

12. УшаковД.В. Менталитет и социально-экономические достижения стран // Вестник Российской академии наук. - 2020. - Т. 90, № 3. - С. 224-231.

References

1. Dzhejmison F. Postmodernizm, ili Kul'turnaya logika pozdnego kapitalizma. - Moskva: Izd-vo Instituta Gajdara, 2019. - 808 s.

2. Individual'noe, nacional'noe i global'noe v soznanii sovremennogo cheloveka: novye idei, problemy, nauchnye napravleniya / pod red. N.V. Borisovoj. - Moskva: IP RAN, 2020.

3. Myasnikov A.G., Meshkova L.N., Konstantinov V.V., Chernecov M.A., Myasnikova T.A. Evolyuciya svobody: teoriya i praktika social'no-filosofskogo konstruktivizma: monografiya / pod nauch. red. A.G. Myasnikova. -Penza: Izd-vo PGU, 2020.

4. Yurevich A.V Psihologicheskoe sostoyanie sovremennogo rossijskogo obshchestva: novye tendencii // Razrabotka ponyatij v sovremennoj psihologii: sb. st. / otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko, G.A. Vilenskaya. - Moskva: Institut psihologii RAN, 2019. - S. 709-729.

5. Paniotova T.S., Zolotuhina E.V., Zheltikova I.V. Pozitivnyj obraz budushchego: teoriya, istoriya, sposoby konstruirovaniya: monografiya / otv. red. T.S. Paniotova. - Rostov-na-Donu; Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2021.

6. Kant I. K vechnomu miru // Sochineniya na nemeckom i russkom yazykah: v 4 t. - Moskva: Kami, 1994. -T. 1. - S. 353-477.

7. Deggau H.-G. Die Aporien der Rechtslehre Kant. - Stuttgart-Bad Cannstatt, 1983.

8.Myasnikov A.G., Myasnikova T.A. Usloviya realizacii politicheskoj svobody v postsovetskom obshchestve: opyt social'no-filosofskogo analiza i modelirovaniya // Intellekt. Innovacii. Investicii. - 2020. - N° 4. - S. 81-90.

9. Gorshkov M.K. Dinamika massovogo soznaniya rossiyan v postsovetskij period v kontekste sociologich-eskogo analiza // I vnov' na pereput'e? Postsovetskim transformaciyam 30 let: sb. nauch. tr. - Moskva: Novye pechatnye tekhnologii, 2019. - S. 143-164.

10.Magun VS., Rudnev M.G. Za predelami "cheloveka sovetskogo": rossiyane v evropejskoj cennostnoj tipologii // Demontazh kommunizma. Tridcat' let spustya / pod red. K. Rogova. - Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2021. - S. 325-353.

11.MyasnikovA.G., Konstantinov V.V., ChernecovM.A., Myasnikova T.A. Proiskhozhdenie, struktura i funkcii lovushek dlya svobody: social'no-filosofskij analiz // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. -2019. - T. 8, № 2A. - S. 158-170.

12. Ushakov D.V. Mentalitet i social'no-ekonomicheskie dostizheniya stran // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. - 2020. - T. 90, № 3. - S. 224-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.