Педагогические н ну ки
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЖИЗНЕННЫЙ СМЫСЛ ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Н. И. Гребенюк
METHODOLOGICAL ESSENCE AND LIFE SENSE OF SPIRITUAL RENOVATION OF EDUCATION IN CONTEMPORARY RUSSIA
Grebenjuk N. I.
The development of educational system In Russia at the beginning of the 21st century is going in the conditions of arising globally urgent world problems that objectively calls for methodological substantiation of spiritual renovation of education content.
Key words: methodology, spirituality, renovation, education, development, cognition, value, intellect.
Развитие образовательной системы России в начале XXI века происходит в условиях возникновения мировых глобально значимых проблем, что объективно требует методологического обоснования духовного обновления содержания образования.
Нлючевы/е слова: методология, духовность, обновление, образование, развитие, познание, ценность, интеллект.
УДК 130.2
«Возрождение российской образовательной системы», по мнению Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, требует глубинного, методологически выверенного понимания сущности и жизнеутверждающего смысла духовного обновления содержания знания в образовательном пространстве современной России. Глубинные социально-интеллектуальные преобразования, которые произошли в современном мире, свидетельствуют о диалектичном, реальном переходе человечества в исторически новое состояние, именуемое научным сообществом «цивилизационным сломом». Это, в свою очередь, не может не влиять на духовно-энергетический, интеллектуальный потенциал разумного человечества, способного обосновать содержание интеграционных процессов в образовательной сфере (Болонская декларация) на основе духовно-ценностных ориентиров развития. Методологический смысл содержания Болонской декларации заключается в том, что страны-участницы обязуются в течение 10 лет привести свои образовательные системы к "единому стандарту" с тем, чтобы решить задачу создания "европейского региона высшего образования", способного работать в рамках концепции непрерывного образования.
Образовательный смысл Болонской декларации предполагает весьма существенные изменения, как в организации учебного процесса, так и в методологическом обосновании духовно-ценностного содержания знания для образования. И в этом основопола-
гающем контексте особую значимость приобретает исследование проблемы духовно-ценностных основ развития личности и определяет стратегический характер, поскольку от того, какая интеллектуальная парадигма будет определять «дух народа» в ближайшие десятилетия, зависит самосохранение россиян как полиэтнической общности.
Чрезвычайная важность исследования определена тем, что методологическое обоснование содержания духовной аксио-сферы современного человека с перспективой ее целенаправленного образования должно стать актуальнейшей междисциплинарной исследовательской задачей исключительной социальной значимости.
Развитие образовательной системы России в начале XXI века происходит в условиях возникновения мировых глобально значимых проблем, стоящих перед человечеством. Они определяют цивилизационный подход к разработке содержания образования, методологически обосновывая развитие личности абсолютными общечеловеческими духовными ценностями.
Отсюда, смысл современного образования - в развивающемся человеке, в его духовном развитии, которое, по П. Ф. Капте-реву, должно быть национальным по содержанию, возрождающим российское самосознание на основе отечественной и мировой культуры.
Реализация основных направлений государственной политики России в области образования, представленных в нормативных документах (Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы») (1), предполагает углубление гуманитарной составляющей содержания образования. Методологически обоснованная государственная образовательная политика позволит преодолеть понимание человека как биосоциального существа и утвердить приоритетность его духовной составляющей («био-социо-дух»)
(11), что станет основанием интеграции в мировое образовательное пространство (5).
В ситуации мировой духовно-цивилизационной ответственности России за судьбу планеты и будущее человечества, методологической основой стратегии устойчивого развития образования в стране должно стать понимание того, что в процессе духовно-интеллектуального развития «... история России сформировала мощный культурно-духовный код нашего народа, который направляет жизнь отдельного человека и всего общества» (10).
И несмотря на то, что переходные эпохи, «эпохи концов и начал», по В. С. Соловьеву, сопровождаются разрушением прежней духовно-содержательной картины мира, «переоценкой» духовных образовательных ценностей прошлого, культурно-духовный код нашего народа как величайшая ценность неизменно являет собой основу «духовного единения» (3) российского общества и духовного развития личности.
Это понимание должно стать основанием устойчивого развития образования на фундаменте неразрушимого интеллектуального духовно-культурного кода нашего народа и обоснования модели развития, основанной на синтезе научно-технического прогресса и духовно-творческого взаимодействия культур народов России и мира. Следует особо подчеркнуть тот факт, что модернизация образования в России востребована строительством новой государственной идеологии, проходящей в условиях обострения общемировой проблемы энергетической безопасности, пересмотра итогов Второй мировой войны не в пользу России, утверждения образа будущего мирового порядка под эгидой США как античеловеческого, антидуховного. В этом контексте особо тревожным является то, что масштабы детской беспризорности в России по данным Минтруда, Генпрокуратуры, МВД, Совета Федераций, независимых экспертов колеблются от 1 до 4 миллионов малолетних бродяг, что сопоставимо с количеством беспризорников после Гражданской войны и значительно больше, чем их было после Великой Отечественной войны. Особо опасной является
тенденция, что обосновало государственную необходимость реализации национального проекта «Образование», снижения интеллектуального потенциала молодежи: по данным ЮНЕСКО Россия по интеллектуальному потенциалу молодежи с 3 места в мире в 1953 году вышла на 40. Это настораживает: духовный, при понимании духовности как познающей сущности человека, интеллектуальный капитал страны - это национальное достояние. Отсюда, сверхзадача современного образования в России: восстановить и приумножить духовно-интеллектуальный потенциал подрастающих поколений во имя процветания российского государства как гаранта международной стабильности.
Духовность как системообразующая основа развития личности в условиях цивили-зационных перемен, происходящих в стране, определяет содержание образования человека - высшую ценность, которая закреплена в Конституции (статья 2), что обосновывает необходимость взвешенно относиться к информатизации образовательного пространства в условиях современной техногенной цивилизации.
Методологически определяющим значимость этого процесса является понимание того, что эволюция образовательных ценностей, научно-технический прогресс в содержании образования, компьютеризация образования, не должны привести к выхолащиванию духовного начала в личности подрастающего человека. Наряду с этим, эволюция образовательных ценностей не должна привести к рационализации, без вселенской любви к человеку, отношений к другим людям, к разрыву между духовно-ценностным сознанием и вековечными императивами духовности «Нагорной проповеди», к появлению существа «гомутер» (гомо + компьютер). В этом контексте важно учитывать то, что разумное человечество давно пришло к гениальному выводу (история мировых войн тому свидетельство) о том, что наука, искусство и техника в отрыве от ценностно-духовного мировоззрения не способны направить все возрастающую мощь человеческой мысли на благо человека.
Это понимание стало основанием пара-дигмальных изменений в современной педагогической науке, отражающих проникновение идей аксиологии в сферу образования, что содержательно определило переход на третий этап развития научной рациональности в педагогике - от классического к неклассическому, и от него - к постнекласси-ческому.
Необходимость научного обоснования духовно ориентированной парадигмы образования, актуальность обращения к исследованию проблем духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в России, влияющей на содержание образования в целом, так как духовно ориентированная парадигма определяет основным ценностным источником развития человека его духовность. Главное в том, что, определяя содержание образования, важно исходить из того, что научные знания не сводятся только к истине, а включают фундаментальные духовные ценности, выработанные и выстраданные разумным человечеством, а потому являющиеся общечеловеческими, принадлежащими цивилизации в целом. Это понимание стало определяющим для Российской академии наук, включившей в перечень основных направлений фундаментальных исследований глобальную проблему: «Циви-лизационные перемены в современной России: духовные процессы, ценности, идеалы». Эта академическая установка стала определяющей в формулировании проблемы заявленной статьи. И связано это с методологически обоснованным пониманием того, что современное интеллектуальное образовательное пространство России должно быть объединено идеей духовного единения, стать основой социальной и экономической жизни страны. Духовное единение народов перед общей бедой было основой Великой Победы 1941-1945 годов, спасшей человечество от фашизма, и во все трудные времена в истории развития государства Российского было основанием его Возрождения. Идея духовного единения пассионарна по сути, содержательно раскрывается в познании духовной культуры народа и человечества. И в этом контексте источником, фило-
софией, методологией духовной жизни является «. историческая духовная жизнь человечества» (3). Этот исторический духовный опыт человечества является основой духовного опыта познающей «самосозидающейся» (9) личности и фундаментом современного образования.
Эволюционная картина мира XXI века методологически обоснована научным пониманием духовности как познающей сущности человека, что объективно актуализируется в условиях модернизации образования в России. Понимание научного познания как методологической основы духовного образования и развития интеллекта человечества, определяющего высшую ступень развития духовности, основано на том, что «. наука сама по себе есть неисчерпаемый источник животворной силы для всякого ума» (8).
И в этом основополагающем смысле понимание духовности как познающей сущности человека восходит к платоновскому обоснованию ума как высочайшего проявления души, к величайшему памятнику человечности «Евангелию от Марии», в котором на вопрос о понимании человеком познания как созерцания душой или духом, Спаситель дал ответ: «Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя.» (2).
В этом методологически определяющем духовную природу человеческого познания знании, духовное образование должно исходить из того, ум является инструментом самораскрытия мира. Благодаря человеческому уму развивающееся мыслесодержание природы мира доступно познанию. При этом следует особо подчеркнуть то, что мировая познаваемая истина осуществляется как внутри себя самой, так и в жизнедеятельности человеческого ума. Познание структурирует знания о мире благодаря субъективному участию человеческого ума, но такого интеллектуального участия в познании, как самораскрытии, требует Вселенная. Познаваемая истина обретает себя только при условии её зарождении в человеческом разуме. Подтверждением этому является вывод великого И. Гегеля о том, что эволюция чело-
веческого знания есть эволюция мирового самооткровения. Эволюция человеческого знания немыслима без величайшего научно-созидательного труда духовно-интеллектуальных элит, актуальность формирования которых в современных практико-познавательных и социально-политических условиях стала жизненно необходимой. И связано это с тем, что, познавая, духовно осмысливая свое место в мире, человек познающий представляет собой космическую силу, выполняющую функцию творческого развития природы мира. При этом, человек, будучи саморазвивающейся системой, представляет собой энергетическое образование, основанное познающими и познаваемыми сущностями. Познающая сущность человека связана с иерархией рефлексированных целей, потребностей, содержанием мышления, а познаваемая сущность являет собой систему и иерархию явлений внутреннего и внешнего мира. В этом контексте следует особо подчеркнуть то, что, познавая, осмысливая свое место в мире XXI века, человек стремится познать универсальные законы бытия, духовную сущность своего интеллекта. Познавательная, психическая структура человека повторяет структуру Вселенной, по К. Г. Юнгу, и все, что происходит в Космосе, повторяет себя в «. единственном пространстве человеческой души». Отсюда, духовность как человеческий образ познания, как знающая любовь и любящее знание, находя правильности и законности в окружающем мире, передает результаты интеллектуального труда тем, кто в них нуждается. Это понимание стало обоснованием необходимости духовного обновления содержания образования в едином образовательном пространстве России.
Современное образовательное пространство, отражающее «.реальное взаимодействие в сфере знаний, саморазвитие которых осуществляется по своим особым закономерностям, а в их развитии происходит рост потребности и намечаются тенденции формирования больших интеллектуальных пространств» (5), готово к духовному обновлению своего содержания. И в кризисные исторические периоды игнорирования
духовности как познающей сущности человека и цивилизационной ценности, имеющей для образовательной культуры России базовое значение, с духовностью происходит процесс, подобный анабиозу. Духовность, духовная интеллектуальная жизнь не гибнет, а гибнут отдельные материально-вещественные, физически-телесные, индивидуально-личностные носители. Духовность переходит в «очаговый» режим жизни, но она живет, будучи познающей сущностью человека, а потому сущностно являясь вечной и бесконечной. Это, в свою очередь, является методолого-цивилизационной основой создания больших духовно-интеллектуальных пространств. При формировании духовно-интеллектуальных образовательных пространств важно исходить из того, что процесс духовной познавательной самоорганизуемости роднит духовную сферу человека с органической сферой. Методологически это обоснованно Н. Гартманом в «законе силы» и «законе свободы». «Закон силы» и «закон свободы» образуют единство и закономерность взаимосвязи духовной и органической познавательных сфер человека: «низшие категории, хотя и более «сильны», зато высшие более «свободны» по отношению к ним» (7).
Современное осмысление духовности как высшей степени одухотворенности познавательного человеческого бытия приводит к пониманию того, что созидающая личность «...есть прежде всего качественно своеобразная духовная энергия и духовная активность - центр творческой энергии» (4), что является основой внедрения и духовного обновления содержания современного образования.
Духовно-интеллектуальное развитие личности, имея «. своим источником только силу ума и глубину вдохновения человеческой личности» (9), в современном интеллектуальном пространстве, в условиях духовного образования, проходит становление и формируется в процессе самообразования, самосовершенствования через альтруистическое служение человеку и миру. Необходимость духовного обновления содержания образования в России связана со стремлени-
ем интегрироваться в мировую цивилизацию. Это возможно при условии изучения и внедрения мирового опыта духовного обновления содержания образования.
Научные исследования духовного обновления содержания образования Италии, Великобритании, Греции, Испании, Бельгии, Германии, Швейцарии ... обосновали необходимость финансирования духовного образования государством. Духовное образование в этих странах финансируется государством. Методологически обосновывая объективную необходимость духовного обновления содержания образования в современной России, важно изучить и использовать опыт реформирования образовательной системы Франции. Французское общество, придя к парадоксальному для себя выводу о де-градационных тенденциях в развитии национальной системы образования, начало осознавать неполноценность преподавания в государственных образовательных учреждениях рафинированной культуры, полностью оторванной от жизненно значимых общечеловеческих духовных ценностей уже несколько десятилетий назад. Как только для большинства жителей Франции «Троица» стала лишь только названием парижской станции метро, а выходные и каникулы в дни Пятидесятницы стали календарным фактом, Богородица Боттичелли стала просто неизвестной женщиной, все стали осознавать степень деградации национального самосознания, потерю исторического сознания, потерю равновесия между пространством и временем. Понимая при этом, что равновесие между пространством и временем является «фундаментальным креплением любого цивилизованного государства». И методологически это восходит к пониманию: кто знает прошлое, тот контролирует будущее; кто сталкивает прошлое с настоящим, тот предает будущее.
Образовавшийся разрыв в передаче духовно-интеллектуального наследия стал прерогативой народного образования и социальным заказом научному сообществу Франции. Духовному обновлению содержания образования, необходимости реализации принципа культуросообразности образова-
ния в государственных образовательных учреждениях посредством преподавания гуманитарных предметов на основе духовных общечеловеческих ценностей посвящены исследования видных ученых Франции, прежде всего - президента Высшей школы практических исследований (Ecole Pratique des Hautes Etudes), профессора Сорбонны, доктора Жана Боберо. Исследования духовного обновления содержания образования Французской Республики стали основанием принятия преобразовательных решений при участии государственного советника Жан-Мишеля Белоржей, уполномоченного при Министерстве образования Франции Жака Симона. Исследования Режиса Дебре (Regis Debray «L enseignement du fait religieux dans l Ecole laique». - Paris, 2002) представляют философско-культурологический анализ и аргументацию ущербности концептуальных основ построения национальной системы образования на основе внерелигиозной парадигмы, отрицающей цивилизационный подход к религии, тогда как «религиозные традиции и будущее человечества оказались на одном корабле», что обосновывает необходимость духовного обновления содержания образования.
В российской науке необходимость духовного обновления содержания образования обосновывается в исследованиях Н. Д Никандрова, С. К. Бондыревой, Б. С. Гер-шунского, А. Г. Асмолова, И. А. Ильина, И. М. Ильичевой, Д. В. Колесова, З. И. Рав-кина, В. А. Тишкова, В. И. Додонова и др., но не исследовалась проблема методологического обоснования духовного обновления содержания образования в России.
Методологически определяющим духовное обновление содержания образования является понимание того, что союз науки и государства - путь инновационного развития страны. Развитие научного знания, что стало государственного политикой нашего правительства и государства в целом, более значимо для духовного процветания народа, чем материального. Особую значимость вновь, как и в начале XX века, приобретает пророчество великого В. И. Вернадского: «В настоящее время, в эпоху исключительного
расцвета научного мышления, эта тесная и глубокая связь науки с другими течениями духовной жизни человечества нередко забывается...» (6).
Научное знание он понимал как создание и выражение человеческого духа, работу человеческого мышления. И в этом смысле духовное обновление содержания образования методологически восходит к пониманию В. И. Вернадским науки как части истории мира, в которой основной движущей силой развития является духовная жизнь человечества в единстве с точным научным знанием, добытым разумным человечеством. Вместе с тем, современное научное знание, для обоснования консолидирующей общенациональной идеи, формулирует триединство: «Духовность. Народовластие. Держав-ность» (12). При этом сущностная связь духовности с народовластием и державностью определяется пониманием духовности как абсолютного добра, гуманности нравственных начал общественной жизни.
Современная практика духовного образования может, и в силу актуальной общественной значимости должна, опираясь на методологию педагогики, обосновать целостное видение образовательной реальности и её духовной сферы. Общественная значимость «взращивания» духовности в постиндустриальном, информационном обществе связана с необходимостью формирования гарантированного духовного минимума на основе богатейшей духовной культуры народов России.
Особое место в духовном образовании занимают ведущие научные школы России, в которых научные исследования переводятся в формат учебных дисциплин, что позволяет вести по пути познания и преобразования как собственно учебно-научного знания, так и формированию познающей творческой личности. И это возможно только на основе понимания того, что главной целью и содержанием духовного образования является умножение научного знания, а это возможно только при достоверном знании методов добывания его. Вместе с тем, важно подчеркнуть тот объективный факт развития современного образования, что формально путь в
духовное образование открыт, но последние десятилетия стал цениться уже не формальный уровень образования (информированности), а знания как основания развития способностей к созданию нового, научному творчеству. И в этих условиях образование становится непрерывным, что является основанием обоснования системы духовного обновления современного образования и создания единых интеллектуальных пространств, так как общество находится в состоянии постоянного самообразования. В этих условиях возрастает духовная и социальная значимость обновления содержания современного образования. Российская психолого-педагогическая наука должна, опираясь на методологию науки, противопоставить позитивистской парадигме знания целостное видение образовательной реальности и её духовной основы. Именно в целостном знании становится очевидной сущностная, необходимая связь знания ценностей, идеалов и целей со знанием фактов, структур и закономерностей, позволяющих создать оптимальные условия содержательно-
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3.09.2005 года № 1340-р. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. — М.: АП - КиПРО, 2002.
2. Апокрифы древних христиан. — М.: Мысль, 1989. — С. 326.
3. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — С. 312.
4. Бердяев Н. А. О назначении человека. О рабстве и свободе человека. — М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2006. — С. 20.
5. Бондырева С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — С. 352.
научного функционирования образовательного знания. Исторически это связано с тем, что современное экономическое развитие страны живет в состоянии необходимости не только производства товаров и услуг, но, в большей степени, производстве знаний, накоплении интеллектуального «человеческого потенциала» и «интеллектуального капитала» при возрастающей роли духовного преобразования общественной жизни страны. Именно духовность как познающая сущность человека способна сосредоточить в процессе модернизации страны консолидирующую энергию созидания, умножить живую силу народа, восстановить национальное самосознание, выраженное в формуле «Россия - великая держава».
Научная и социальная значимость методологии духовного обновления содержания образования определяется тем, что она научно обосновывает содержание процесса духовной консолидации российского общества и способствует реализации идеи духовного единения народа в интеллектуальном образовательном пространстве России.
6. Вернадский В. И. О науке. Том II. Научная деятельность. Научное образование. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. - С. 207.
7. Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология: XX век. —М.: Юрист, 1995. — С. 624.
8. Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. — М.:МПСН; «МОДЭК», 1999. — С. 88.
9. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1981. — С. 70.
10. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Богатство и бедность: исторические вызовы России: Стенограмма выступления на XI Всемирном Русском Народном Соборе. PRO суверенную демократию. — М.: Издательство «Европа», 2007. — С. 506.
11. Никандров Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Известия Российской Академии образования. — 2006. — №3. — С. 15.
12. Осипов Г. В. Парадигма нового мирового порядка и Россия (К вопросу о новом общественном и государственном обустройстве
России в условиях новых геополитических реалий). М.: ИСПИРАН, 1999. - С. 54.
Об авторе
Гребенюк Наталья Ивановна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и пси-
хологии высшей школы. Сфера научных интересов - развитие методологического научно-педагогического знания, познание как педагогическая проблема; методология духовного обновления содержания современного образования в России.