Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ РУКОПАШНОГО БОЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ РУКОПАШНОГО БОЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРИНЦИП / МЕТОДИКА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ОСОБЕННОСТИ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНОЛОГИИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СПОРТСМЕН / ТРЕНЕР / РУКОПАШНОЙ БОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славко Александр Лукич

В научной статье поднимается проблема индивидуализации тренировочного процесса с целью повышения результативности спортсменов рукопашного боя. Приведен теоретический анализ научной литературы по данной тематике и дано определение термина индивидуализации на основе современных педагогических концепций. Произведено выявление приоритетных направлений индивидуализации тренировочного процесса. Разработаны методические рекомендации по оптимизации тренировочного процесса на основе индивидуализации с целью повышения результативности спортсменов рукопашного боя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славко Александр Лукич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF INDIVIDUALIZATION OF THE TRAINING PROCESS AS AN EFFECTIVE MEANS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF HAND-TO-HAND COMBAT ATHLETES

The scientific article raises the problem of individualization of the training process in order to increase the effectiveness of athletes in hand-to-hand combat. The theoretical analysis of scientific literature on this topic is given and the definition of the term individualization is given on the basis of modern pedagogical concepts. The identification of the priority directions of the individualization of the training process. Methodological recommendations have been developed for the optimization of the training process based on individualization in order to increase the effectiveness of athletes in hand-to-hand combat.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ РУКОПАШНОГО БОЯ»

Научная статья УДК 37; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-165-168 NIION: NIION: 2018-0077-2/22-157 MOSURED: 77/27-024-2022-02-356

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Методологическая основа индивидуализации тренировочного процесса как эффективное средство повышения результативности

спортсменов рукопашного боя

Александр Лукич Славко

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, slavko-a@mail.ru

Аннотация. В научной статье поднимается проблема индивидуализации тренировочного процесса с целью повышения результативности спортсменов рукопашного боя. Приведен теоретический анализ научной литературы по данной тематике и дано определение термина индивидуализации на основе современных педагогических концепций. Произведено выявление приоритетных направлений индивидуализации тренировочного процесса. Разработаны методические рекомендации по оптимизации тренировочного процесса на основе индивидуализации с целью повышения результативности спортсменов рукопашного боя.

Ключевые слова: педагогика, индивидуализация, тренировочный процесс, принцип, методика, индивидуальность, морально-волевые качества, физические качества, особенности, спортивная деятельность, физические упражнения, физические нагрузки, технико-тактическая подготовка, технологии, результативность, спортсмен, тренер, рукопашной бой

Для цитирования: Славко А. Л. Методологическая основа индивидуализации тренировочного процесса как эффективное средство повышения результативности спортсменов рукопашного боя // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 165-168. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-165-168.

Original article

Methodological basis of individualization of the training process as an effective means of increasing the effectiveness of hand-to-hand combat athletes

Аlexander L. Slavko

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, slavko-a@mail.ru

Abstract. The scientific article raises the problem of individualization of the training process in order to increase the effectiveness of athletes in hand-to-hand combat. The theoretical analysis of scientific literature on this topic is given and the definition of the term individualization is given on the basis of modern pedagogical concepts. The identification of the priority directions of the individualization of the training process. Methodological recommendations have been developed for the optimization of the training process based on individualization in order to increase the effectiveness of athletes in hand-to-hand combat.

Keywords: pedagogy, individualization, training process, principle, methodology, individuality, moral and volitional qualities, physical qualities, features, sports activity, physical exercises, physical activity, technical and tactical training, technologies, performance, athlete, coach, hand-to-hand combat

For citation: Slavko A. L. Methodological basis of individualization of the training process as an effective means of increasing the effectiveness of hand-to-hand combat athletes // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):165-168. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-165-168. © Славко А. Л., 2022

В нашей статье мы проведем исследование проблемы индивидуализации с целью оптимизации учебно-тренировочного процесса спортсмена рукопашного боя и достижения высоких результатов.

Данная проблема является довольно актуальной в современное время. Появление довольно молодых видов спорта в сфере единоборств вызывают необходимость тренеров и ученых разрабатывать учебно-тренировочные технологии, направленные на достижение наивысших результатов.

Рукопашный бой довольно молодой вид спорта. В России в конце прошлого века на начальном этапе развития данного вида спорта использование при организации тренировочного процесса методик, основанных только на владении борцовской и боксерской или кикбоксерской подготовке, не давали желаемых результатов. Поэтому возникла необходимость в разработке методики для формирования технико-тактического мастерства спортсменов рукопашного боя.

В современной педагогике существуют следующие концептуальные определения понятия индивидуализация. Так, понятию термина индивидуализация в педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б. М. Бим-Бад дано определение: «Индивидуализация - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».

Общепринятого определения придерживаются ученые А. А. Бударный, И. Б. Закиров, Е. С. Рабун-ский и др.: «индивидуализация обучения - такая организация учебного процесса, при которой выбирают способы, приемы обучения, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, степень развития их способностей».

Основной принцип индивидуализации учебно-тренировочного процесса спортсменов рукопашного боя заключается не в поведении индивидуальных занятий, а в организации занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Как показывают исследования В. А. Таймазова [1; 2], достичь желаемого результата без учета индивидуальных особенностей спортсмена является довольно сложной задачей и требует довольно больших временных затрат и усилий.

В своих исследованиях Б. Горанов [3] отмечает, что индивидуализация не только тренировочной, но и спортивной деятельности является приобретенным направлением в совершенствовании тренировочного процесса, направленного на достижение высоких результатов.

Большому числу исследований индивидуализации тренировочного процесса были посвящены труды советских ученых, начиная с 60-х годов прошлого столетия. В основном за основу индивидуализации стали брать исследования психологических особенностей человека.

Но А. Н. Крестовников [4], в своих исследованиях влияния физических упражнений на организм человека, обратил внимание, что физические упражнения по-разному оказывают влияние, как и физические нагрузки по-разному воздействуют в зависимости от индивидуальных особенностей, хотя имеют одну направленность и объем. Поэтому многие ученые, а именно: В. А. Таймазов [2], С. Е. Бакулев [5], Р. А. Пилоян [6] считают оптимизацию соревновательно-тренировочного процесса, направленную на достижение высоких результатов, можно достичь только путем индивидуализации, начиная с первых этапов.

В первую очередь, ученые Н. В. Дорофеева [7] и др. предлагали проводить индивидуализацию процесса формирования морально-волевых качеств. С этой целью были разработаны учебно-тренировочные программы по формированию индивидуальных стилей деятельности спортсменов. Они включали в себя, в первую очередь, формирование мотиваци-онных установок и позитивного отношения к физ-культурно-спортивной деятельности.

Умение спортсмена рационально организовывать свою спортивно-тренировочную деятельность с учетом индивидуальных особенностей организма есть основа результативности. Далее реализовы-валось все в двух направлениях: первое - создание педагогических условий, направленных на формирование у спортсмена установок на активное участие в физкультурно-спортивной деятельности в роли участника, секунданта, судьи и второй - это способ выражения своей личности через данную деятельность. А именно выработке позитивного стиля общения спортсмена с товарищами по команде, с тренером, судьями и поведенческих установок, принципов поведения на спортивных соревнованиях в качестве и участника, и зрителя.

Врублевский Е. П. [8] и другие ученые считают принцип индивидуализации ведущим в учебно-тренировочных технологиях, основанный на единстве формирования профессионального мастерства и воспитания морально-нравственных качеств, способствующих личностному развитию, становлению высокоразвитой личности.

Пилоян Р. А. проводил исследования спортивной деятельности высококвалифицированных спортсменов, и еще раз доказал, что человек, добившийся успехов в спорте, является индивидуумом и личностью. Спортсмен с первых шагов в спортивной дея-

тельности проявляет личностные качества, по которым уже можно определить ее эффективность.

Ученые С. Е. Бакулев [5] и др. результативность в спорте в основном связывают с физическими возможностями занимающегося, качествами, способностями и качествами приоритетными для определенного вида спорта.

Современные виды единоборств, в том числе, и рукопашный бой, когда происходит поединок в определенном временном показателе, и по сравнению с боксом, борьбой имеет более широкий спектр технико-тактических действий. Исследователь

B. А. Таймазов [1] и др. свидетельствуют о необходимости индивидуальной технико-тактической подготовки и выработке индивидуального стиля ведения поединка с учетом своих особенностей и соперника.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что вопросы индивидуализации учебно-тренировочного процесса являются довольно актуальными в современном спорте, об этом свидетельствует большое количество исследований проводимых учеными. Методические рекомендации по индивидуализации учебно-тренировочного процесса спортсменов рукопашного боя с целью повышения результативности можно привести следующие: основной принцип индивидуализации учебно-тренировочного процесса заключается не в проведении индивидуальных занятий, а в организации занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся; формирование мотивационных установок и позитивного отношения к физкультурно-спортивной деятельности; выработка индивидуальной технико-тактической подготовки и индивидуального стиля ведения поединка; формирование профессионального мастерства и воспитание морально-нравственных качеств, способствующих личностному развитию, становлению высокоразвитой личности следует проводить в едином процессе. Достичь желаемого результата в спорте высших достижений без учета индивидуальных особенностей спортсмена довольно сложно и требует больших временных затрат и усилий.

Библиографический список

1. Таймазов В. А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб. : С.-Петерб. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 1997. 48 с.

2. Таймазов А. Б. Специфика соревновательной деятельности борцов тяжелой весовой категории в современной вольной борьбе // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134).

C. 277-282.

3. Горанов Б. Индивидуальный стиль соревновательной деятельности в греко-римской борьбе и пути

его формирования : автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.04. СПб. : Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2012. 25 с.

4. Крестовников А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений. - М. : Физкультура и спорт, 1951. 531 с.

5. Бакулев С. Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости : автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.04. СПб. : Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2012. 49 с.

6. Пилоян Р. А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М. : ГЦОЛИФК, 1985. 50 с.

7. Дорофеева Н. В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к спортивной деятельности с повышенными требованиями к нейромоторной сфере (на примере каратэ-до) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск : Новокузнецкий ГПИ, 2000. 23 с.

8. Врублевский Е. П. Методологические основы индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2007. № 1. С. 46.

Bibliographic list

1. Taymazov V. A. Individual training of boxers in the sport of the highest achievements : Ph.D. dis. ... Dr. ped. Sciences. St. Petersburg: St. Petersburg. acad. physical culture them. P. F. Lesgafta, 1997. 48 p.

2. Taymazov A. B. The specifics of the competitive activity of wrestlers of the heavy weight category in modern freestyle wrestling // Uchenye zapiski Univer-sitet im. P.F. Lesgaft. 2016. No. 4 (134). рр. 277-282.

3. Goranov B. Individual style of competitive activity in Greco-Roman wrestling and ways of its formation: author. dis. ...cand. ped. Sciences: 13.00.04. St. Petersburg : Nat. state University of Physics culture, sports and health. P.F. Lesgafta, 2012. 25 p.

4. Krestovnikov A. N. Essays on the physiology of physical exercises. M. : Fizkultura i sport, 1951. 531 p.

5. Bakulev S. E. Predicting the individual success of martial arts athletes, taking into account the genetic factors of trainability : abstract of the thesis. dis. ... dr. ped. sciences: 13.00.04. St. Petersburg: Nat. state University of Physics culture, sports and health. P.F. Les-gafta, 2012. 49 p.

6. Piloyan R. A. Individualization of the training of athletes in the types of martial arts : Ph.D. dis. . dr. ped. sciences. M. : GTSOLIFK, 1985. 50 p.

7. Dorofeeva N. V. The role of individual psycho-physiological characteristics in adaptation to sports activi-

ties with increased requirements for the neuromotor sphere 8. Vrublevsky E. P. Methodological bases of indi-

(on the example of karate-do) : author. dis. ... cand. ped. vidualization of qualified sportsmen training // Teoriya i sciences. Novosibirsk: Novokuznetsk GPI, 2000. 23 p. praktika fizicheskoy kul'tury. 2007. No. 1. P. 46.

Информация об авторе

А. Л. Славко - доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент.

Information about the author

A. L. Slavko - associate professor of the department of physical training of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of sociological sciences, associate professor.

Статья поступила в редакцию 22.03.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 22.03.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

Политология : учебник для студентов вузов / [В. Ю. Бельский и др.] ; под ред. В. Ю. Бельского, А. И. Сацуты, А. Б. Шатилова. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 463 с. ISBN 978-5-238-03452-2

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебник

Третье издание

Содержание учебника ориентировано на реализацию требований ФГОС высшего образования к компетенциям выпускников вузов Российской Федерации. Соответствует основным темам и отражает дидактические единицы рабочих программ учебной дисциплины «Политология», преподаваемой и изучаемой в вузах России.

Раскрываются методология и история политической науки, теория политики и политической власти, их социальные, институциональные и функциональные аспекты. Рассматриваются проблемы международных отношений и мировой политики, геополитики и национальной безопасности, особенности политической жизни современной России. В контексте тем глав учебника характеризуются правовая политика государства, деятельность правоохранительных органов, выделяются различные аспекты, относящиеся к личности и поведению сотрудника правоохранительных органов.

Для докторантов, аспирантов и студентов вузов, а также для использования в образовательном процессе вузов министерств и ведомств правоохранительной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.