Научная статья на тему 'Методологическая культура как условие совершенствования профессиональной деятельности и личностных качеств преподавателя'

Методологическая культура как условие совершенствования профессиональной деятельности и личностных качеств преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / METHODOLOGY / CULTURE / METHODOLOGICAL CULTURE / PERSONALITY / ACTIVITIES / PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Раиса Викторовна

В статье рассматривается влияние методологической культуры и уровня её сформированности на качество реализации педагогом профессиональной деятельности и личностные качества преподавателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological culture as a condition for improving professional activities and personal qualities of the teachers

The article examines the impact of methodological culture and level of its development on the quality of teachers' implementation of their professional activities and teachers' personal qualities

Текст научной работы на тему «Методологическая культура как условие совершенствования профессиональной деятельности и личностных качеств преподавателя»

Р. В. Киселёва

(п. Мичуринское)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В статье рассматривается влияние методологической культуры и уровня её сформированно-сти на качество реализации педагогом своей профессиональной деятельности и личностные качества преподавателя.

Модернизация содержания современного образования, быстрый рост научных знаний, развитие способов познания повышают требования, предъявляемые к профессионально-личностным качествам преподавателей-практиков и их деятельности. Особенности образовательного процесса зависят от уровня методологической культуры педагога, которая является результатом диалектического развития личностного потенциала, позиции, системы ценностей, формирования методологических знаний, творческого опыта деятельности преподавателя. Современная педагогическая наука с различных позиций и достаточно обстоятельно рассматривает понятие «методологическая культура преподавателя» (труды Б. Г. Гершунского, П. Г. Кабанова, В. В. Краевского, А. А. Орлова, М. А. Петухова, В. А. Сластенина, Л. Б. Соколовой, А. Н. Ходусова и др.]. Вместе с тем, наряду с признанием значимости методологической культуры для самообразования, самоутверждения и самореализации преподавателя и обеспечения эффективности образования, исследователями недостаточно активно разрабатываются научно обоснованные концепции путей и средств ее практического формирования и совершенствования в процессе непосредственной деятельности педагога. Всё это делает чрезвычайно актуальным изучение педагогической деятельности как феномена культуры, исследование методологической культуры преподавателя как условия совершенствования его профессиональных и личностных качеств, а также влияния методологической культуры на характер педагогического труда, нравственноэтические и мотивационно-волевые особенности личности преподавателя.

В качестве теоретико-методологических основ профессионально-педагогической дея-

тельности преподавателя мы рассматриваем личностно-деятельностный, культурологический и герменевтический подходы.

В рамках личностно-деятельностного подхода исследуется опыт деятельности педагога, готовность к преодолению стереотипов в образовании.

Культурологический подход предусматривает решение задач по переосмыслению образовательного процесса с учетом диалектики исторических, общечеловеческих и национально-культурных целей и ценностей. В рамках этого подхода выявляются свойства личности педагога как обладателя культуры: его личностные ценности (долг, поведение, ответственность], мораль (обязанности, отношение к другим людям и своей профессии], духовность в контексте гуманитарной культуры.

Герменевтический подход непосредственно обращен к установлению личностных смыслов и ценностных аспектов педагогической деятельности. Методологическая культура рассматривается с позиций этого подхода как основа развития чувств, интуиции, интеллектуальных качеств педагога, преподаватель - как субъект творческого саморазвития, осознающий профессиональную значимость своего труда.

«Методологическая культура» - понятие сложное, многогранное, его компонеш^ -понятия «методология» и «культура».

Анализ определений, данных в педагогической науке понятию «методология», позволил сформулировать наше видение методологии как науки, изучающей средства, предпосылки, принципы и формы организации познавательной и практически преобразующей деятельности.

И. И. Соколова отмечает, что отличительной особенностью развития педагогической

науки и практики сегодня становится «ориентация на овладение методологическими знаниями и способами проективной преобразующей деятельности в процессе меж-субъектного взаимодействия, в процессе любых взаимодействий, а также в процессе профессиональной педагогической деятельности в целом» [5].

Культура как полифункциональное явление проанализирована в отечественной и зарубежной философии, социологии, культурологии, психологии и педагогике. Так, М. С. Каган подчеркивает, что в работах философов «культура предстает то как система ценностей, то как самоутверждение человека в мире, то как всеобщая технология человеческой деятельности, то как ее творческий потенциал. Сопоставляя все эти определения, нельзя не прийти к выводу, что они не столько опровергают, сколько дополняют друг друга, ибо все эти качества действительно присущи человеческой деятельности» [3].

В культурологической концепции содержание образования включает четыре компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Компонентом культуры в данном случае можно считать знания, которые в образовании значимы и с точки зрения самооценки личности. Культура в контексте нашего исследования трактуется прежде всего как уровень развития преподавателя, выраженный в типах и формах организации его деятельности, как интегративная характеристика педагогического процесса, включающего единство как деятельности педагога при передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков, передаваемых от одного поколения к другому.

Идеологической составляющей культуры является система ценностей как основной регулятив деятельности и поведения человека. Присвоение культуры и овладение культурой педагогом рассматривается, как овладение совокупностью средств, присущих определенным видам его деятельности (общения, поведения, интересов, организации труда и т.д.]. Проведенные Институтом педагогического образования РАО исследования деятельности преподавателей профессиональных лицеев и слушателей курсов повышения квалификации позволили выде-

лить те знания и умения, которые наиболее востребованы педагогами-практиками и недостаточная сформированность которых вызывает наибольшие затруднения в их практической деятельности [4, с. 36].

К таким знаниям и умениям относятся: а) знания по прогнозированию целей обучения, воспитания и развития учащихся (умение строить «дерево целей»]; б) умение конструировать учебный процесс, в том числе использовать новые педагогические и информационно-коммуникационные технологии; в) умение организовать свою деятельность и деятельность обучаемых в диалоговом, коллективно-групповом и индивидуальном режиме их взаимодействия; г) знания и умения строить различные формы индивидуальных образовательных траекторий для каждого учащегося на основе диагностики их личностных особенностей; д) умения осуществлять самоанализ и диагностику результатов своей деятельности и деятельности обучаемых.

Именно на формирование (совершенствование) этих знаний и умений, по мнению пе-дагогов-практиков, необходимо обратить особое внимание как при подготовке будущих преподавателей в вузах, при организации занятий на курсах повышения их квалификации и в самообразовании, так и при создании образовательной среды в самих учебных заведениях.

Ориентирование на высокий уровень методологической культуры педагога четко прослеживается в новых требованиях,

предъявляемых к работникам образования Единым квалификационным справочником (ЕКС), принятым в 2009 году. Программа определяет модель-образ педагога с высоким уровнем методологической культуры, способного не только организовывать собственную педагогическую деятельность, но и самостоятельно создавать необходимые условия для этой деятельности.

В образовательном процессе, при формировании методологической культуры педагога на первый план выходит его творческая сущность (Я-концепция), то есть познание себя в профессиональной деятельности как личности. Рассмотрим этот феномен со стороны ее структурных компонентов, функциональных связей и отношений. Структура методологической культуры педагога сложна. Так, А. Н. Ходусов предлагает выделять внешнеструктурные и внутреннеструктур-

ные компоненты, которые в совокупности обеспечивают целостное представление о методологической культуре педагога. К внешнеструктурным он относит социальную культуру, а к внутреннеструктурным - сознание. При этом «... базовым основанием сознания учителя (и в этом его особенность) является образ его педагогической философии, организующей это сознание особым способом» [6]. С одной стороны, это явление социально, с другой - индивидуально. Чтобы «выстроить» образовательный процесс, педагог должен четко осознавать свои возможности и личные качества, объективно оценивать уровень подготовленности к педагогической деятельности, знать особенности своих учеников, включаемых в этот процесс, и на основе этих знаний выдвигать реально достижимые цели, соответственно конструируя свою деятельность и познавательнопрактическую деятельность обучаемых, опираясь на их опыт. Это «Я-концепция» педагогических и общечеловеческих ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога, в качестве компонентов которой выделяются: а) педагогическая позиция и личностные качества; б) профессиональные знания и культура педагогического мышления; в) профессиональные умения, убеждения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляция преподавателя, культура общения и поведения. «Я - концепция», таким образом, тесно связана с методологической культурой преподавателя, под которой мы понимаем целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию (то есть убеждения), мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание), внутренний план сознания (самопознание), методологию личностно-профессионального изменения (деятельность).

Методологическая культура формируется в процессе непрерывного образования и самообразования преподавателя и содержит как культурологическую, так и собственнопедагогическую составляющие, взаимосвязанные между собой и выполняющие определенные функции:

- ценностно-смысловую - охватывающую область формирования ценностных ориентаций личности и раскрытие их роли в профессиональной деятельности, направленной на

личностно ориентированную гуманистическую образовательную парадигму;

- информационную - включающую отбор информации, дифференциацию и интеграцию учебного и научного материала, внедрение новых информационно- коммуникационных технологий;

- коммуникативную - обеспечивающую взаимодействие участников образовательного процесса и создающую партнерские отношения сотрудничества и сотворчества;

- рефлексивно-когнитивную - определяющую изменение культурного роста и профессионального становления преподавателя, признание ценности человека и создание условий для его развития, гуманизацию образовательного процесса;

- прогностическую - значимость данной функции заключается в определении перспектив непрерывного педагогического образования и профессионального самоопределения, способствующем развитию интеллектуальной активности, творчества и педагогической инновации в учебном процессе [2, с. 281].

Поэтому методологическую культуру можно рассматривать как механизм и условие профессионального и личностного совершенствования преподавателя, развития его мышления, формирования индивидуального стиля деятельности, ориентированного на проектируемую педагогическую цель.

Исключительно большое значение для формирования методологической культуры преподавателя имеют изучение им передового педагогического опыта, участие в конференциях, семинарах, посещения уроков «педагогического мастерства», уроков «мастер-класса» и т.д. Однако любой положительный опыт не может быть перенесен непосредственно в практику работы преподавателя. В свое время К. Д. Ушинский писал, что практика - факт - дело единичное. Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт. Различный стиль работы педагогов, разный уровень педагогического мастерства, разная изначальная подготовленность обучаемых и другие факторы могут не позволить сразу получить такой же положительный результат. В осмыслении передового опыта важно, чтобы преподаватель услышал, узнал, осознал то, чего не знал раньше, увидел, каких результатов можно добиться, если подходить к своей работе творчески.

Для того чтобы понять ту систему деятельности преподавателя, которая позволяет ему добиваться высоких результатов, необходимо уметь «видеть» урок (или любое другое занятие) и вести наблюдение в зависимости от поставленной цели: как преподаватель вводит учащихся в тему занятий, раскрывает ее значение, побуждая обучаемых к взаимному сотрудничеству, и как завершает урок, какими новыми технологиями (методами, приемами, средствами) преподаватель поддерживает внимание и активность всех учащихся на протяжении всего урока.

Например, знакомясь с опытом работы педагога по организации деятельности обучаемых, целесообразно обращать внимание на то, как преподаватель организует взаимодействие с обучаемыми на протяжении всего занятия с учетом уровня их обучаемости и подготовленности к восприятию данного материала, как учитываются личные взаимоотношения учащихся при организации их индивидуальной или коллективно-групповой (бригадной, диалоговой) работы, какие методы, средства и способы организации деятельности учащихся используются преподавателем для достижения поставленных целей на каждом этапе урока и т.д. Это и есть один из элементов требований по формированию и совершенствованию методологической культуры преподавателя - научить наблюдать, уметь видеть, чтобы уметь делать для себя выводы и соотносить то положительное, что познано, с возможностью совершенствования своей деятельности, направленной на овладение педагогическим опытом, представленным в самых разных формах, с целью самопознания, самосовершенствования и подготовки к формированию личности обучаемых в соответствии с современными идеалами.

При целенаправленном совершенствовании своей методологической культуры преподаватель формирует своё «педагогическое влияние» и самоопределение в деятельности. При этом происходит осмысление целей деятельности, рождается самостоятельный почерк, вырабатывается педагогическая «Я-концепция», закладываются основы творческой индивидуальности педагога (индивидуальный стиль педагогической деятельности).

Как показали исследования, уровень сформированности методологической культуры существенно влияет на становление таких личностных качеств педагога, как на-

стойчивость, самокритичность, наблюдательность, требовательность, способность понимать людей (в том числе своих воспитанников), педагогический такт и других.

В идеале преподавателю необходимо быть специалистом, обладающим глубокой теоретической подготовкой, высоким уровнем психолого-педагогической компетентности, владеющим исследовательскими методами, систематически анализирующим свою деятельность, педагогические ситуации и факты; умеющим диагностировать и проектировать индивидуальное развитие обучаемых; выдвигать новые идеи для совершенствования учебно-воспитательного процесса, продуктивно организовывать свое время и студентов.

Кроме того, проведенные нами исследования позволили выделить зависимость педагогической деятельности преподавателя от уровня сформированности его методологической культуры (см. табл.).

Как показала практика, для формирования и совершенствования методологической культуры преподавателей существенно важным является включение их в целенаправленно создаваемую образовательную среду учебного заведения, позволяющую педагогу выйти на качественно новый уровень своей деятельности, увидеть возможности профессионального роста, включиться в процесс непрерывного педагогического образования (самообразования), проявить интеллектуальную активность, творчество, приобрести опыт. Образовательная среда является целостным и системным образованием, аккумулирующим культурный и профессиональный потенциал и специфическую особенность учебного заведения.

Таким образом, методологическая культура, не являясь какой-либо компетенцией или компетентностью, по сути, определяет уровень и качество всей профессиональнопедагогической деятельности педагога, пронизывает все сферы его труда, становится источником творческого поиска и новатор ства, помогает ему самоопределиться как личности в изменяющихся условиях образовательной среды, поверить в свои силы и возможности, открывает перспективы профессионального роста и самореализации, совершенствования педагогического мастерства преподавателя, обеспечивает целостность, общность и единство педагогического процесса и образования в целом.

Таблица

Уровни сформированности методологической культуры педагога

Уровни методологической культуры и характер деятельности Уровни педагоги- ческой философии (мировоз- зрение) Мысле- деятельность педагога (понимание) Самопознание Характер деятельности Самостоятельность и ответственность

1. Начальный (Невысокий) репродуктивный. Предметный Законы педагогики, различные методы ведения уроков, механическое мировоззрение. Понимание значимости своей профессии. Установка на преобразование педагогической теории в методическую познавательную деятельность. Опора на базовые знания, полученные в вузе, следование имеющимся методическим рекомендациям. Выполнение своих функций, определённых поручений. Работа над методической темой. Осуществлять задания под непосредственным контролем.

2.Средний Адаптивный, частичнопоисковый. Педагогичес- кий Основополагающие установки в педагогике, принципы доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития. Критическое мышление. Аналитическая характеристика своей деятельности, стремление к самоанализу. Желание изучать передовой педагогический опыт и использовать его в своей деятельности. Умение видеть и решать ситуативные задачи. Изучение опыта. Ответственность за своё обучение и результаты трудовой деятельности.

3. Высокий Рефлексино- когнитивный, локально-мо- делирующий Общенаучный Приёмы идеализации, универсализации, использование противоположных идей в учебно-воспитательном процессе, стремление к истине, социально-научные изменения в обществе. Высокая степень понимания обучения, понимание гуманистических функций педагогики и психологии, интеграция знаний смежных наук , осознание роли гностических умений для своего профессионального роста. Выделение и творческое решение тактических задач, профессиональный рост, постоянное стремление к самообразованию. Владение диагностикой своей деятельности и деятельности учащихся, владение новыми интерактивными технологиями. Определение потребностей в обучении, умение выделять и творчески решать тактические задачи. Творческий подход. Разработка проектов, способности в области менеджмента, изучение социальных норм и взаимоотношений. Ответственность за деятельность обучающихся. Создание условий для обучения.

4. Наивысший Инновацион-но-творчес-кий. Философский Знание различных педагогических теорий, обусловленных различным мировоззрением, Исторические и логические приёмы изучения исследования в педагогической науке, понимание значения образования для современного общества, разработка экспериментов и проверка и претворение в жизнь новых идей. Формирование своего индиви-дуально-творческого стиля деятельности; стремление к самосовершенствованию и росту профессионального мастерства, желание, умение и готовность передавать свой опыт и стиль работы. Находить, анализировать, обобщать и отбирать полученную информацию; умение выделять и решать стратегические образовательные задачи; разрабатывать, экспериментально проверять и претворять в жизнь новые идеи, инновационные технологии. Лидерство. Инновационность, самостоятельность в решении проблем с множеством факторов. Стремление к деловому результату.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. -384 с.

2. Киселёва Р. В. Методологическая культура и профессиональная компетентность преподавателя как характеристики его деятельности // Педагогическое образование : сб. науч. ст. Меж-дународ. науч.-практич. конф. /под общ. ред. И. И. Соколовой. -СПб.: УРАО ИПО, 2009.

3. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

4. Маркелова В. А., Киселёва Р.В. Методологическая культура преподавателя // Педагогическое образование: современные концепции, теория и практика. - СПб.: УрАО ИПО, 2008.

5. Соколова И. И. Социально-профессиональный портрет педагога // Сб. науч. статей Всерос. науч.-практич. конф. (Санкт-Петербург, 22 октября 2009 г.) / под общ. ред. И. И. Соколовой. -СПб.: УРАО ИПО, 2009.

6. Ходусов А. Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. - Москва ; Курск, 1997.

-------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.