Научная статья на тему 'Методико-процедурные аспекты эмпирического социологического исследования процесса социальной адаптации студенческой молодежи'

Методико-процедурные аспекты эмпирического социологического исследования процесса социальной адаптации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / SOCIOLOGICAL ANALYSIS / FACTORS OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS / EXPERT ESTIMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Татьяна Германовна

В статье рассмотрены основные факторы социальной адаптации студенческой молодежи, т.к. только целенаправленное управленческое воздействие на данные факторы позволит максимизировать эффективность процесса социальной адаптации молодых людей к дальнейшей жизнедеятельности. При этом доказано, что оперативное и эффективное решение методико-процедурных проблем эмпирического социологического исследования данного процесса способно служить целям прогрессивного развития российского общества, преодоления социальных противоречий, препятствующих успешной социальной адаптации студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL AND PROCEDURAL ASPECTS OF EMPIRICAL SOCIOLOGICAL RESEARCH OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS

The article discusses the main factors of social adaptation of students, since only purposeful managerial influence on these factors will maximize the effectiveness of the process of social adaptation of young people in their further life. Thus, it is proved that an operative and effective solution to methodological and procedural problems of empirical sociological research of this process is able to serve the purposes of the progressive development of the Russian society and to overcome social contradictions that hinder successful social adaptation of students.

Текст научной работы на тему «Методико-процедурные аспекты эмпирического социологического исследования процесса социальной адаптации студенческой молодежи»

Социология

АНИСИМОВА Татьяна Германовна — к.псих.н., доцент кафедры психологии, социологии, государственного и муниципального управления Гуманитарного института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) (127055, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 11, стр. 1; gimiit.ru)

методико-процедурные аспекты эмпирического социологического исследования процесса социальной адаптации студенческой молодежи

Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы социальной адаптации студенческой молодежи, т.к. только целенаправленное управленческое воздействие на данные факторы позволит максимизировать эффективность процесса социальной адаптации молодых людей к дальнейшей жизнедеятельности. При этом доказано, что оперативное и эффективное решение методико-процедурных проблем эмпирического социологического исследования данного процесса способно служить целям прогрессивного развития российского общества, преодоления социальных противоречий, препятствующих успешной социальной адаптации студенческой молодежи.

Ключевые слова: социологический анализ, факторы социальной адаптации студентов, экспертная оценка

Современная студенческая молодежь выступает в качестве особого объекта эмпирического социологического анализа. В этой связи становится очевидной проблема качества первичной социологической информации, характеризующей студенческую молодежь. Данную проблему целесообразно сформулировать в трех аспектах:

1) непосредственные контакты социолога-исследователя с представителями студенческой молодежи чреваты различными искажениями информации;

2) сложность «перевода» программных документов эмпирического и прикладного анализа на язык молодых респондентов детерминирует системную гносеологическую проблему, суть которой заключается в хроническом ненахождении оптимального баланса между рационально-логическим, социологическим мышлением исследователя и эмоционально-чувственной, аффективной, иррациональной природой его молодых «подопечных»;

3) обостряются методико-процедурные проблемы, связанные с допустимой глубиной использования математических и статических методов обработки и анализа первичной информации [Немировский 2004; Шуметов 2007].

Ускорение процесса социальной адаптации студенческой молодежи, исследование социальных, социокультурных, психологических особенностей эмоциональных состояний, возникающих у студентов в учебной деятельности, выявление педагогических, социальных и психологических условий активизации этого процесса - чрезвычайно важные задачи.

Анализ научных работ по методико-процедурным проблемам социологических исследований свидетельствует о том, что повышение качества сбора первичной информации должно осуществляться по четырем направлениям: 1) усовершенствование опросного инструментария; 2) модернизация процедур и методов сбора информации; 3) совершенствование методов работы с респондентами; 4) разработка и совершенствование процедур подготовки и методов контроля интервьюеров [Мягков 2001].

В современной социологической науке предпринимаются достаточно успешные попытки усовершенствования опросных методик. В частности, в ходе

настоящего исследования для глубокого анализа самых разнообразных данных использовались два программных продукта семейства Data Mining: 1) базовый пакет анализа данных общественных наук SPSS Base 8.0 для Windows; 2) нейросе-тевой пакет Neural Connection 2.1.

В свою очередь, для создания эффективной системы управления адаптацией студентов в социально-образовательном процессе необходимо, прежде всего, выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на успешность социальной адаптации. Многие исследователи отмечают многофакторную детерминированность процесса социальной адаптации. Эти факторы можно разделить на три условные группы: учеба, внеучебные занятия и микроклимат в вузе [Мягков 2002]. Согласно принятой нами исследовательской гипотезе, хорошая успеваемость студента, особенно по специальным дисциплинам, является важным условием его социальной адаптации, т.к. повышает самооценку, уверенность в правильности выбранной специальности и успешность дальнейшей жизнедеятельности. Интерес к содержанию гуманитарных дисциплин способствует более глубокому осознанию своего внутреннего мира, пониманию окружающих людей, умению общаться; тем самым повышаются адаптационные возможности личности. Участие в научно-исследовательской работе может значительно повысить интерес студента к изучаемым дисциплинам и, соответственно, оказать заметное влияние на процесс социально-общественной адаптации.

При оценке степени влияния различных факторов на адаптацию студентов нами был использован метод анализа иерархий (МАИ), разработанный американским математиком профессором Питтсбургского университета Т. Саати. При этом была установлена их иерархия и одновременно использованы методы, позволяющие получать количественные соотношения приоритетов множества факторов, которые, что вполне возможно, действуют в разных направлениях.

Оценки приоритетов факторов социальной адаптации студентов проводили две группы экспертов. Первую группу составили руководители факультетов вузов г. Орла, вторую - преподаватели различных дисциплин со стажем работы от 5 до 25 лет.

Факторы, оказывающие влияние на протекание адаптационного процесса, были представлены нами в виде древовидной иерархии, что отражено на рис. 1.

Данная иерархия факторов, оказывающих влияние на степень и скорость адаптации студентов, была предложена экспертам, в задачу которых входило проведение парного сравнения влияния факторов на адаптацию студентов по 9-балльной шкале отношений Т. Саати.

В результате анализа были получены следующие веса приоритетов факторов социальной адаптации студентов в вузе (см. табл. 1).

Как видно из табл. 1, обе группы экспертов отдали предпочтение фактору учебы: на эту группу факторов пришлось около 73% суммарного приоритета. По мнению экспертов, значимость данной группы факторов существенно определяет влияние остальных факторов.

Расстановка приоритетов в группе факторов «учеба» выполнена обеими экспертными группами одинаково: 1-е место занимает фактор успеваемости по специальным дисциплинам с приоритетом 0,514. 2-е место обе группы экспертов отдали фактору успеваемости по гуманитарным дисциплинам (приоритет 0,062), т.е. значимость данного фактора оказалась существенно ниже предыдущего. Именно успехи по специальным дисциплинам способствуют, по мнению экспертов, быстрейшей адаптации студентов в вузе. Хорошо разбирающийся в специальных дисциплинах студент чувствует себя на своем месте и пользуется большим уважением студентов и преподавателей. Успехи в изучении общественных дисциплин демонстрируют широкий кругозор, общую эрудицию и умение

172

ВЛАСТЬ

2016'06

Рисунок. 1. Древовидная иерархия факторов адаптации студентов

Таблица 1

Приоритеты факторов иерархии (среднее по суждениям экспертов)

группа факторов Фактор Удельный вес (компонента вектора приоритетов)

Учеба Успеваемость по специальным дисциплинам 0,514

Успеваемость по гуманитарным дисциплинам 0,162

Участие в научно-исследовательской работе студентов (НИРС) 0,055

Внеучебные занятия Участие в самодеятельности, кружках 0,057

Занятия спортом 0,060

Общественная работа 0,014

Микроклимат в вузе Индивидуально-социальный опыт студента 0,024

Микроклимат в группе 0,067

Отношения с преподавателями 0,038

Отношения с деканатом 0,010

Итого: 1,001

грамотно излагать свои мысли. Все это повышает статус студента, но не идет в сравнение с успехами в освоении будущей специальности.

Фактор участия в научно-исследовательской работе студентов обе группы экспертов поставили на 3-е, последнее место (приоритет 0,055). Низкая оценка возможности влиять на адаптацию студентов через вовлечение в научно-исследовательскую работу объясняется невысоким процентом вовлеченности в нее студентов.

Распределение приоритетов факторов адаптации, составивших группу «вне-учебные занятия» (суммарный приоритет около 13%), оказалось следующим. Эксперты высоко оценили занятия спортом как путь к скорейшей эффективной адаптации студентов в вузе (приоритет 0,060). Опыт показывает, что увлеченные спортом, выступающие на соревнованиях студенты (при этом нередко не отличающиеся хорошей успеваемостью) довольно легко адаптируются в новой для них студенческой среде.

Несколько ниже вес фактора участия в самодеятельности и кружках (приоритет 0,057). Увлечение студентов самодеятельностью, как и спорт, позволяет быстрее освоиться в новой среде, найти друзей, а выступления на концертах, в КВН и т.п. - даже приобрести определенную популярность. Общая низкая оценка фактора общественной работы (приоритет 0,014) объясняется тем, что в настоящее время студенческая общественная работа в вузе свелась к минимуму.

Среди факторов «микроклимат в вузе» (суммарный приоритет около 14%) самым значимым эксперты посчитали микроклимат в студенческой группе (приоритет 0,067). Именно студенческая группа является тем коллективом, с которым студент ежедневно тесно контактирует, в котором стремится утвердиться.

2-е место в иерархии факторов занимают отношения с преподавателями (приоритет 0,038). От компетентности, педагогического таланта, доброжелательности преподавателя зависит скорость и степень включения студента в процесс обучения.

3-е место с приоритетом 0,024 эксперты обеих групп отдали индивидуально-социальному опыту студента, рассматриваемому в качестве своеобразного фильтра, через который он воспринимает мир. Имея позитивный опыт, молодой человек легче социализируется в новой среде. Соответственно, негативный индивидуально-социальный опыт студента может стать определенным тормозом в процессе адаптации.

Возможности деканата повлиять на адаптацию студентов эксперты оценили невысоко, поставив данный фактор на 4-е место (приоритет 0,010). Большинство студентов в процессе учебы не вступают в какие-либо значимые отношения с деканатом.

В дальнейшем сопоставление данных, полученных с помощью метода анализа иерархий, с результатами массового опроса позволило определить адекватность оценки преподавателями и администрацией вуза процесса адаптации студентов. С учетом этого результаты эмпирического социологического исследования были сопоставлены с результатами выполненного нами в 2010-2012 гг. социологического исследования 1 110 студентов вузов Москвы и Орла. В ходе данного исследования степень взаимосвязи уровня адаптированности к условиям вуза и факторов-детерминантов социальной адаптации (таких, как удовлетворенность отношениями с одногруппниками, своим статусом в группе, ощущение включенности в деятельность группы и вуза) оценивалась с помощью меры Крамера. Эта оценка (величина меры Крамера - 0,308) подтвердила наибольшую степень взаимосвязи уровня адаптированности и данных факторов. Она статистически значима на уровне не хуже 0,0005, что позволяет принять гипотезу о наличии связи между рассматриваемыми признаками.

174

ВлАсть

2016'06

Таким образом, очевидно, что выявление факторов социальной адаптации студенческой молодежи имеет очень важное значение для эффективного управления данным процессом, поскольку целенаправленное управленческое воздействие на данные факторы позволит максимизировать эффективность процесса социальной адаптации молодых людей к дальнейшей жизнедеятельности. В целях осуществления научно обоснованного эмпирического социологического анализа факторов социальной адаптации студентов целесообразно применять различные вариации экспертного опроса. Экспертные опросные техники объединяет то обстоятельство, что они весьма результативно обращаются к глубинам сознания, менталитета, нейропсихологии людей. Достоинствами их является возможность непосредственного диалога с носителями проблемы, с теми, кто глубоко в нее погружен. Сильной стороной экспертного опроса также является неплохая возможность для исследователя «переключить» инициативу на самих опрашиваемых, обучаться и совершенствоваться по мере проведения эмпирического исследования. В этой связи метод опроса обладает весьма значимыми достоинствами именно в аспекте конкретно ориентированного исследования проблемы социальной адаптации студентов.

Однако метод экспертного опроса характеризуется и явными недостатками, способными значительно снизить его эвристическую и гносеологическую значимость, а в ряде случаев - в принципе поставить под сомнение достигнутые результаты. Особенного внимания заслуживают массовые опросы, характеризующиеся рядом потенциальных и/или реальных угроз, начиная с эффекта интервьюера, неискренности ответов респондентов и заканчивая фальсификациями анкет посредниками. Решению указанных проблем посвящено немало методиче -ских трудов отечественных и зарубежных социологов. Однако в настоящее время нельзя утверждать, что данная проблема сколько-нибудь успешно решена.

На наш взгляд, в целях повышения эффективности эмпирического и прикладного исследования социальной адаптации студентов целесообразно активно внедрять математические и статистические модели (на основе современного компьютерного программирования), позволяющие оптимизировать процесс верификации получаемых данных. Только оперативное и эффективное решение методико-процедурных проблем эмпирического социологического исследования способно служить целям прогрессивного развития российского общества, преодоления социальных противоречий, препятствующих успешной адаптации молодежи и затрудняющих ее социальное развитие.

Список литературы

Мягков А.Ю. 2001. «Запечатанный буклет»: Альтернативный метод сбора данных в опросах по сенситивной проблематике. - Социологический журнал. № 4. С. 16-31.

Мягков А.Ю. 2002. Использование экспертных оценок при диагностике неискренних ответов респондентов. - Социологический журнал. № 3. С. 98-111.

Немировский В.Г. 2004. Общая социология: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс. 218 с.

Шуметов В.Г. 2007. Анализ данных в задачах управления: информация, моделирование, принятие решений. — Повышение эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления: материалы международной науч.-практ. интернет-конференции. Орел: ОРАГС.

ANISIMOVA Tat'yana Germanovna, Cand.Sci.(Psych.), Associate Professor of the Chair of Psychology, Sociology, Public and Municipal Administration, Humanitarian Institute, Moscow State University of Railway Engineering (MIIT) (11, bld. 1, Obraztsova St, Moscow, Russia, 127055;gimiit.ru)

METHODOLOGICAL AND PROCEDURAL ASPECTS OF EMPIRICAL SOCIOLOGICAL RESEARCH OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS

Abstract. The article discusses the main factors of social adaptation of students, since only purposeful managerial influence on these factors will maximize the effectiveness of the process of social adaptation of young people in their further life. Thus, it is proved that an operative and effective solution to methodological and procedural problems of empirical sociological research of this process is able to serve the purposes of the progressive development of the Russian society and to overcome social contradictions that hinder successful social adaptation of students. Keywords: sociological analysis, factors of social adaptation of students, expert estimation

ЛАЗУКОВА Евгения Андреевна — старший преподаватель кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета (614990, Россия, г. Пермь, Комсомольский пр-кт, 29; [email protected])

социальный портрет ориентированных на карьеру чиновников

Аннотация. В статье автор приводит сравнение социально-демографических характеристик двух групп государственных (муниципальных) служащих: ориентированных и не ориентированных на карьеру. Статья опирается на результаты эмпирического социологического исследования, проведенного автором в Перми. Согласно исследованию, мотивацией к продолжению карьеры являются более молодой возраст, полученное дополнительно к первому высшее образование, более высокий по самоощущениям доход и наличие не более одного ребенка.

Ключевые слова: трудовая карьера, чиновники, государственные и муниципальные служащие, социальный портрет, социальный состав, социально-демографические характеристики

Обычно в социологической науке предпринимаются попытки создать социальный портрет чиновничества в целом [Бойков 1997] или описать его изме -нение в динамике [Чевтаева 2009]. Однако особенность социологического подхода к изучению личности заключается также в выявлении того, что характерно для определенных социальных групп [Антипьев 2013: 17] и типично для его подгрупп [Лазукова 2013б: 137]. Наличие или отсутствие желания продолжать карьеру существенно дифференцирует социально-профессиональную группу чиновников [Лазукова 2013а: 198]. Исследование трудовой карьеры чиновников проводилось автором в виде анкетного опроса в 2012-2013 гг. в г. Перми [Бекарев, Лазукова 2015: 161]. Опрошены 600 респондентов, половина из которых - государственные служащие, половина - муниципальные.

Социологическое исследование выявило слабую заинтересованность чиновников в трудовой карьере. На дальнейшее построение карьеры ориентированы 43% опрошенных; примерно 1/10 часть затруднились ответить на вопрос о своих предпочтениях относительно карьеры; остальные (более 46%) не готовы продолжать строить свою карьеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.