Научная статья на тему 'Методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка: Российский и зарубежный опыт'

Методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5488
806
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКИЙ / БАНК / МЕТОДИКА / ОЦЕНКА / COMPETITIVENESS / COMMERCIAL BANK / METHOD / EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеховская И. А., Ярова В. В.

Тема. Конкуренция в банковской сфере в силу специфичности изучена и описана менее подробно, чем конкуренция на традиционных рынках товаров и услуг. Еще менее затронуты в литературе практические методы изучения конкуренции в банковской сфере. Цели. Раскрыть особенности российских методик оценки конкурентоспособности коммерческих банков и сравнить с зарубежными аналогами. Методология. В статье использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации. Результаты. Даны комплексный обзор текущей ситуации на рынке банковских услуг в стране и способы применения методик оценки конкурентоспособности коммерческих банков. Выводы и значимость. Недостаточная научная разработанность проблем банковской конкуренции в России предопределила актуальность данной работы. В итоге сделан вывод о том, что многие отечественные методики не учитывают аспектов конкурентоспособности банковских продуктов и услуг. Не все изученные технологии могут применяться банками на рынке, потому что большинство методик основано на недоступной информации и пр. Предложены пути решения выявленных проблем большинства методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Techniques for evaluation of the commercial bank''s competitiveness: Russian and foreign practices

Importance Considering its specific nature, banking competition has been insufficiently described and examined as compared with conventional market competition. There is even a greater lack of information on practical methods for studying banking competition. Objectives The research pursues revealing the specifics of the Russian methods for evaluating the competitiveness of commercial banks and comparing them with foreign ones. Methods The research relies upon methods of comparative analysis, systematization, classification. Results The article provides a comprehensive overview of the current situation in the national banking market and instructs how methods for commercial banks' competitiveness evaluation can be applied. Conclusions and Relevance The research is of scientific relevance since the banking competition in Russia has been insufficiently studied. Many national methods fail to regard competitive aspects of banking products and services. Banks can use only some techniques, since they are based on unavailable information, etc. The article proposes solutions to challenging issues and aspects of most methods.

Текст научной работы на тему «Методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка: Российский и зарубежный опыт»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Риски, анализ и оценка

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Ирина Александровна ЧЕХОВСКАЯ3, Валерия Валерьевна ЯРОВА^

а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов предприятий, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]

ь магистр кафедры экономики и финансов предприятий,

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 14.03.2016 Принята в доработанном виде 18.04.2016

Одобрена 25.04.2016

УДК 336.719 JEL: G21

Ключевые слова:

конкурентоспособность, коммерческий, банк, методика, оценка

Аннотация

Тема. Конкуренция в банковской сфере в силу специфичности изучена и описана менее подробно, чем конкуренция на традиционных рынках товаров и услуг. Еще менее затронуты в литературе практические методы изучения конкуренции в банковской сфере. Цели. Раскрыть особенности российских методик оценки конкурентоспособности коммерческих банков и сравнить с зарубежными аналогами.

Методология. В статье использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации.

Результаты. Даны комплексный обзор текущей ситуации на рынке банковских услуг в стране и способы применения методик оценки конкурентоспособности коммерческих банков. Выводы и значимость. Недостаточная научная разработанность проблем банковской конкуренции в России предопределила актуальность данной работы. В итоге сделан вывод о том, что многие отечественные методики не учитывают аспектов конкурентоспособности банковских продуктов и услуг. Не все изученные технологии могут применяться банками на рынке, потому что большинство методик основано на недоступной информации и пр. Предложены пути решения выявленных проблем большинства методик.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Спектр проблем, связанных с повышением конкурентоспособности банка, нашел свое отражение практически во всех областях жизни общества, и поэтому он находится в центре внимания государства и деловых кругов в любой стране. Сегодня в России конкурентоспособность банков - одна из основных категорий в развитии финансового рынка, так как она показывает экономические, финансовые, организационно-управленческие, инновационные и другие возможности кредитного учреждения и всего финансового сектора.

Существуют способы оценки конкурентоспособности банка, которые включают в себя анализ определенного набора экономических показателей, но пока нет единой универсальной методики, которая подходила бы к любому коммерческому банку.

У каждой кредитной организации есть особенности, которые определяют ее облик и являются ведущими. И если создать методику, которая будет учитывать все возможные виды

банков и их услуг, она может получиться настолько громоздкой, что ни одно учреждение не станет ее применять, поскольку это приведет к увеличению издержек, потребует огромного количества времени и, что немаловажно, квалифицированных специалистов в этой области, а их в наше время не так много.

Тем не менее проблема оценки конкурентоспособности банков существует, и каждой кредитной организации необходимо знать свои сильные и слабые стороны в этой конкурентной борьбе.

Чтобы разработать собственную стратегию поддержания и укрепления своего преимущества на рынке, необходимо наличие объективной и оперативной методики оценки конкурентоспособности, которая базируется на системах, приведенных на рис. 1.

Система внутренней отчетности должна отображать текущую деловую информацию о

деятельности банка и об уровне работы внутри организации (рис. 2).

Анализ информации - это обработка имеющихся и вновь собранных данных. После этого в рамках изучаемого вопроса делаются соответствующие ситуации выводы, составляется план действий по разрешению проблемы. В систему анализа входят:

1) статистические способы обработки данных:

• методы относительных величин;

• методы средних величин;

• индексный метод;

• анализ временных изменений;

• методы измерения связей между явлениями и др.;

2) методы математических моделей, предназначенные для решения задач оптимизации деятельности банка.

Немаловажное значение имеет система сбора внешней информации, которая предполагает сбор данных о ситуации на всех рынках, а главное - на тех, где банк совершает операции, а также обо всех субъектах рынка (клиенты, контрагенты, конкуренты и др.), о текущем состоянии макросреды и ее факторах.

Источниками информации являются:

• средства массовой информации;

• Интернет;

• годовые отчеты организаций;

• справочники;

• личные контакты с клиентами;

• контакты с дирекцией и служащими других банков;

• специализированные организации и др.

Система сбора маркетинговой информации может предоставить данные о конкурентах, которые помогут сделать точные выводы о конкурентных преимуществах банка.

Для проведения маркетинговых исследований необходимо знать конкретную ситуацию, когда руководство банка не может принять решение в силу того, что информации недостаточно. Не многие банки в состоянии создать и содержать систему маркетинговых исследований, обычно обращаются в специальные организации, чтобы те провели исследование по интересующей проблеме (рис. 3).

Помимо приведенных организаций оценить деятельность банка можно по различным специально разработанным методикам.

Любая финансовая организация преследует свои цели: скажем, Банк России выполняет надзорную функцию, кредитные организации стремятся эффективно управлять рисками и т.д. А результат работы рейтинговых агентств по различным критериям оценки банков доступен широкому кругу заинтересованных лиц.

В ходе исследования автором выявлены существующие российские и зарубежные методики оценки конкурентоспособности коммерческих банков [1]. У каждой свои особенности в применении собранной информации и цели анализа.

Многие технологии строятся на определении финансового положения банков, после чего применяются другие - для определения степени надежности, устойчивости и платежеспособности организаций. Чаще всего итоговый показатель является односторонним, и он не может служить характеристикой работы банка, хотя имеет практическую значимость. Именно поэтому при оценке конкурентоспособности банков применять многие подобные методики целесообразно по частным поводам, предполагающим анализ самых важных сторон деятельности.

Существует система нормативов Центрального банка РФ, которая занимает особое место в решении подобных проблем. Ее используют многие отечественные методики в качестве базовой (табл. 1). Нарушение данных нормативов дает Банку России право отозвать лицензию на осуществление банковских операций.

Большое количество методик финансового анализа, разработанных в нашей стране, созданы

на базе американской системы CAMELS1, в основе которой лежит расчет нескольких показателей, по первым буквам названий которых и собрана названная аббревиатура:

С (capital adequacy) - показатель достаточности капитала, определяющий размер собственных средств банка, необходимых для гарантий кредиторам;

A (asset quality) - показатель качества активов, определяющий степень риска активов, а также финансовое воздействие проблемных займов;

М (management) - показатель качества управления, глубины и соблюдения законов и инструкций;

Е (eamings) - показатель прибыльности, то есть достаточность ее для будущего роста банка;

L (liquidity) - показатель ликвидности, определяющий достаточность средств, которые могут быть быстро обращены в деньги;

S (sensitivity) - показатель чувствительности к риску, устанавливающий, насколько может измениться финансовое состояние банка в результате изменения процентных ставок (введен с 1996 г.).

Большинство показателей определяется на основе поступающих в агентство банковского надзора документов отчетности. Банки представляют унифицированные отчеты о работе (в них содержатся данные за последние три-четыре года), которые включают в себя показатели учреждений на отчетную дату. Эти данные сопоставляются со сведениями других банков, в том числе и за предшествующие периоды.

Каждый показатель оценивается по пятибалльной шкале в порядке возрастания критического уровня деятельности, то есть один балл - банк финансово устойчив, но имеет по некоторым показателям незначительные отклонения, которые не могут привести к критическим последствиям; пять баллов - банк имеет критический уровень недостатков в деятельности, и требуется вмешательство надзорных органов руководства.

В результате оценки кредитная организация (банк) относится к одной из пяти категорий:

• strong - сильный;

• satisfactori - удовлетворительный;

• fair - посредственный;

• marginal - критический;

• unsatisfactory - неудовлетворительный.

Данная система субъективна, поскольку предполагает расчет более половины показателей по итогам проверок инспекции. Для оценки банка по этой методике недостаточно имеющейся у клиента информации. Кроме того, эту американизированную технологию необходимо адаптировать к условиям российского рынка.

Есть методика, которая разработана экспертами под руководством В. Кромонова2. Она представляет собой систему коэффициентов, которая оценивает размеры рисков. Рассчитываемые индикаторы предназначены для определения индекса надежности N коммерческого банка по следующей формуле:

N = 45 к 1+20 к 2+-у к 3 + 15 к 4+5 к5+1 к 6,

где к1 - генеральный коэффициент надежности,

равный отношению собственного капитала к сумме работающих активов;

к2 - коэффициент мгновенной ликвидности,

равный соотношению ликвидных активов и обязательств до востребования;

кз - кросс-коэффициент, равный отношению

совокупных обязательств банка к объему выданных кредитов;

к4 - генеральный коэффициент ликвидности,

равный отношению ликвидных активов и защищенного капитала к суммарным обязательствам банка;

к5 - коэффициент защищенности капитала, равный

отношению защищенного капитала банка к собственному капиталу;

1 CAMELS Rating System. URL: http://www.investopedia.com/terms/c/camelrating.asp

2 Методика В. Кромонова. URL: http://www.profile.ru/

forum.php?item=4414#msg

k6 - коэффициент фондовой капитализации

прибыли, равный соотношению собственного капитала и размера уставного фонда3.

Чем больше эти коэффициенты, тем лучше для банка.

Полученный индекс характеризует степень надежности банка. Оптимальным является значение, равное 100. Предполагается, что абсолютно надежным считается банк, у которого:

• объем всех выданных кредитов и других рискованных вложений не превышает величины его собственного капитала;

• средства вкладчиков на счетах до востребования полностью обеспечены ликвидными активами;

• риску подвергаются не более трети суммарных обязательств;

• ликвидными активами и защищенным капиталом обеспечены все совокупные обязательства банка;

• собственный капитал полностью инвестирован в ценности и недвижимость;

• собственный капитал банка более чем втрое превышает взносы учредителей .

Данная методика доступна, но все же носит субъективный характер. Помимо этого появляется вопрос обоснованности параметров «фильтра Кромонова» - необходимых условий для участия в рейтинге.

Чтобы оценить конкурентоспособность банка по методике И.О. Спицына и Я.О. Спицына [2, с. 266] необходимо сопоставить его положение с положением основных конкурентов по таким критериям:

1) абсолютная и относительная доли рынка;

2) тенденции этих долей рынка;

3) относительная доходность банка;

4) относительное качество и стоимость услуг;

5) появление новых услуг;

6) степень концентрации клиентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) относительная капиталоемкость деятельности банка.

В данной методике следует применять такие методы исследования, как опрос и анкетирование физических и юридических лиц, анализ вторичной информации (публикаций, сведений из официальных организаций и Интернета, данных бухгалтерской отчетности банка). С помощью экспертной оценки важности показателей и приведения всех к единой 50-балльной шкале рассчитывают степень конкурентоспособности банка.

Методика анализа финансового состояния банка А.В. Суворова5 предполагает расчет количественных показателей, которые сгруппированы по направлениям:

1) структурный анализ баланса;

2) структурный анализ отчета о финансовых результатах;

3) анализ достаточности капитала;

4) анализ кредитного риска;

5) анализ рыночного риска;

6) анализ риска ликвидности.

По этой методике рентабельность деятельности банка и его операций рассчитывается по отдельности. Чтобы проведенный анализ был более качественным, оценивать показатели необходимо в сравнении с параметрами основных конкурентов. После взвешивания и суммирования результатов проводят расчет итоговой оценки эффективности деятельности банков по отдельности и ранжирование.

Методика рейтингового агентства Banks-rate6 отличается от предыдущих простотой, потому что дает возможность всем заинтересованным лицам самостоятельно провести анализ финансового

3 Методика В. Кромонова. URL: https://clck.ru/9vSMY

4 Методика В. Кромонова.

URL: http://www.cfin.rU/fmanalysis/banks/bank_ratings.shtml#42

5 Суворов А.В. Сравнительный анализ показателей и оценка устойчивости и эффективности финансовой деятельности банка // Финансы и кредит. 2001. № 16. С. 2-9.

6 Рейтинг агентства Banks-rate. URL: http://www.banks-rate.ru

состояния любого банка. В основу берется баланс каждого учреждения за последние три года, и рассчитывается ряд сводных показателей, которые будут представлены в динамике за каждый месяц. Это позволяет оценить работу организации, направления ее деятельности и основные акценты, запас прочности и перспективы развития.

Система показателей данного метода включает в себя такие показатели:

• валюта баланса;

• чистые, ликвидные и работающие активы;

• кредиты, выданные коммерческим организациям;

• собственный капитал;

• суммарные обязательства и др.

Методика оценки деятельности коммерческого банка на основе уравнений баланса, которая описана Ю. Масленченковым и В. Комановым [3, с. 4], базируется на построении модифицированного балансового уравнения «Актив = Пассив». Эта схема предназначена для анализа эффективного использования оборотных средств банка.

Главная цель этой методики заключается в оценке квалифицированного использования имеющихся у банка пассивов (не величины прибыльности и уровня ликвидности), а также анализе разных сторон финансового состояния банка (имеется в виду сбалансированность между прибыльностью и ликвидностью). Данный способ оценки деятельности банка охватывает два периода и основывается на данных опубликованной отчетности, что является плюсом.

Методика Кредитимпэкс Банка [4, с. 9] строится на анализе параметров баланса, заключающегося в изучении структуры баланса (активов и пассивов), соотношения сроков привлечения и размещения средств. В процессе исследования проводится расчет коэффициентов, которые характеризуют качество активов и пассивов, уровень ликвидности, рентабельности, надежности, а также определение коэффициентов ресурсной базы банка.

Особое внимание уделяется динамике данных показателей, а не только их значениям. Данная система является основой для расчета синтетического коэффициента, который предназначен для всесторонней оценки финансового состояния коммерческого банка.

Методика, которую применяет рейтинговое агентство «Банкир.ру»7, представляет собой подробную интегральную краткосрочную оценку платежеспособности и финансовой устойчивости банков, основанную на результатах ежемесячно проводимого анализа количественных и качественных сторон деятельности банка. Данная оценка соответствует определенной группе надежности и отражает мнение группы экспертов относительно будущих намерений и способностей банка выполнять обязательства перед контрагентами в срок и в полном объеме.

Эта методика имеет главную отличительную особенность: каждый эксперт по своему желанию использует индивидуальные схемы анализа и любую доступную ему информацию, официальную и (или) неофициальную. Помимо этого существует показатель уровня компетентности, который представляет собой текущий вес оценки любого эксперта в группе по каждому банку. Этот показатель автоматически меняется в зависимости от величины отклонения выставленных специалистом оценок от итоговых. Такой подход нивелирует возможные намеренные или некомпетентные действия со стороны эксперта.

Свою методику анализа деятельности банка с применением экспертных оценок предложил С.Н. Капустин8. По этой техноогии имеющаяся информация подлежит количественной оценке разделением ее на две части:

1) для обучения;

2) для тестирования.

Для анализа берется информация до определенной временной базы. Исходными данными являются показатели, которые использует рейтинговое

7 Факторы оценивания кредитного рейтинга «Банкир.ру». URL: http://www.bankir.ru/bank/rating

8 Капустин С.Н. Анализ финансовых показателей банка. Надежен ли ваш банк? // Финансы и кредит. 2003. № 24. С. 18-23.

агентство Вanks-rate. Их обрабатывают с помощью специальной системы индикаторов банковской деятельности. После этого полученные данные сравниваются со значением каждого из индикаторов временной базы и делается вывод с отнесением банка в соответствующую категорию: стабильный или нестабильный. Эта методика отличается от других сложностью и длительными расчетами. Кроме того, автор предлагает использовать метод нелинейной оценки, содержащийся в программе Statictica.

Методику экспертной оценки устойчивости коммерческого банка предложил А.Г. Захарьян [5, с. 14]. Она основывается на оценке нескольких показателей, по видам устойчивости:

• капитала;

• финансовой;

• организационно-структурной;

• информационно-технологической;

• коммерческой;

• функциональной.

В эту схему включена оценка эффективности оказания услуг, их привлекательности и степени удовлетворения потребностей клиентов. Оценка всех показателей (кроме количественных) не предполагает расчета, а сводится к сбору мнений экспертов, степень согласованности которых определит общий результат работы банка.

Необходимо отметить высокую степень субъективности такого анализа, что не позволяет однозначно судить о достоверности и точности оценки устойчивости банка.

Проведенные исследования показывают, что не все методики целесообразно применять для оценки конкурентоспособности банка, потому что использование любого подхода определено спецификой расчета общего уровня конкурентоспособности, который предполагает далеко не всесторонний анализ деятельности банка.

Есть методика оценки конкурентоспособности банка, которая основывается на многокритериальном оценивании (автор - А.В. Буздалин [6]).

Критериями этой технологии выступают общие величины активов, обязательств, собственных средств, вкладов физических лиц и размер бюджетных счетов. Технология имеет выраженную статистическую зависимость перечисленных критериев: высокие значения одного или нескольких показателей должны сопровождаться ростом всех остальных значений. Но нельзя утверждать, что результат такой оценки может быть итоговым показателем банковской конкурентоспособности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА»9 проводит оценку банков по разработанной им методике, которая включает в себя финансовый анализ деятельности банка, определяющий

платежеспособность в текущий момент, и качественную оценку характеристик риска, которые отражают общую устойчивость.

В качестве определяющих факторов выступают:

• достаточность капитала;

• размер бизнеса;

• структура и качество активов;

• структура и диверсификация обязательств;

• расчетные коэффициенты и нормативы Банка России;

• оценка ликвидности;

• рентабельность и доходность банка.

Информационный центр «Рейтинг» в результате долгих лет работы сформировал методику оценки банков10, которая основана на анализе (по абсолютной и относительной шкале) и понимании реального состояния банков. Такой подход отличается от других своей закрытостью -результаты исследования не публикуются. По мнению составителей рейтинга, итоги оценки выступают в качестве характеристики уровня конкурентоспособности банка на текущий момент.

9 Методика оценки рейтинга кредитоспособности банка. URL: http://www.raexpert.ru/ratings/bankcredit/method

10 Некоторые особенности методики составления рейтинга надежности банков Московского региона.

URL: http ://multi2. rating .ru/rus/method. htm

Как отметили И.А. Никонова и Р.Н. Шамгунов [7, с. 16], оценку банковской конкурентоспособности определяют не только клиенты и конкуренты, но и инвесторы, в том числе иностранные. Конкурентоспособность банка, как считают многие исследователи, можно определить как экономическими, так и неэкономическими факторами. В связи с этим выделяют 20 наиболее важных критериев качества оценки банков физическими лицами и корпоративными клиентами. Среди наиболее важных названы:

• уровень доверия;

• квалификация персонала;

• уровень популярности;

• качество услуг;

• соответствие политики банка интересам региона;

• развитость филиальной сети и др.

Методика, разработанная И.Н. Рыковой и А.А. Чернышёвым11, позволяет изучить банковскую конкурентоспособность с помощью оценки двух групп показателей, которые, по мнению этих авторов, отражают устойчивость учреждения и потребительские предпочтения. Но это не все, еще необходимо учитывать внешний фактор, который влияет на банковскую конкурентоспособность, - паритет процентных ставок по основным видам услуг, которые предоставляет банк.

В группу устойчивости относят пять подгрупп коэффициентов (ликвидности, надежности, рентабельности и др.) после расчета, которым проводится перевод результатов в баллы. Но исследователи не указали вида балльной шкалы, принципов расстановки оценок, а также показателей, входящих в группу потребительских предпочтений. Результат такой оценки - доля конкурентов в банковском секторе по основным показателям. В итоге можно сказать, что данная методика является недоработанной и не может способствовать всесторонней оценке банковской конкурентоспособности.

11 Рыкова И.Н., Чернышёв А.А. Электоральные факторы, определяющие конкурентоспособность банковских услуг // Финансы и кредит. 2003. № 20. С. 63-69.

Большинство приведенных методик сводится к анализу количественной стороны деятельности банка, не затрагивая качественных характеристик. Хотя есть технологии [2, 5], которые учли это и старались ликвидировать данный недостаток. Помимо этого, у ряда исследователей нет четкого обозначения предложенных критериев оценки качества, большинство не учитывают главного качественного фактора деятельности банка -конкурентоспособности услуг, которая

складывается из их стоимости и качества.

По мнению автора, оценка конкурентоспособности услуг должна проводиться не обобщенно, а с учетом продуктового ряда, анализа целесообразности каждой из услуг банка и эффективности тарифной политики.

Далеко не многие методики, проводя оценку качества услуг, предполагают несколько подходов, учитывая желания различных групп клиентов.

Как считает В.С. Викулов [8, с. 131], в основе определения конкурентоспособности банковских услуг лежит комплексная модель работы учреждения с клиентами. Ученый предложил проводить оценку с учетом разделения клиентской базы: с одной стороны, предприниматели и юридические лица, с другой - физические лица. Подобное дробление при исследовании уровня предоставляемых банком услуг позволит получить более точные результаты.

Разработанная Н.Н. Павловой [9 с. 82] методика оценки конкурентоспособности услуги состоит из следующих этапов:

1) определение критериев запросов потребителей;

2) оценка ожидаемой конкурентоспособности услуги на основе критериев потребителей;

3) оценка конкурентоспособности маркетинговой деятельности банка в сравнении с конкурентами;

4) вывод о реальной конкурентоспособности услуг и определение слабых сторон для их устранения.

Данная методика предполагает использование на первом этапе опросных анкет, на втором -экспертных оценок по 10-балльной шкале, а на третьем - по 5-балльной. На четвертом этапе

проводится сравнение полученных результатов оценки услуги и маркетинговой деятельности банка с ожидаемыми показателями и параметрами конкурентов. Такой подход позволит оценить конкурентоспособность услуг, уровень маркетинга в банке и увидеть слабые места каждого из факторов.

Недостатками методики, по мнению автора, можно назвать объединение критериев качества и стоимости, а также различия в оценочной шкале в рамках одного исследования.

Современные теории организации и проведения оценки конкурентоспособности банков (табл. 2) не учитывают такого фактора развития кредитных организаций, как развитие филиальных сетей. Это приводит к снижению точности при оценке результатов реализации общей стратегии развития банка [10].

Наличие филиальной сети дает коммерческому банку дополнительный инструмент для освоения новых регионов, привлечения новых клиентов, совершенствования продуктового ряда банковских услуг, способствуя росту прибыли и росту капитала.

Проведенный анализ методик оценки конкурентоспособности коммерческих банков показывает, что:

1) большое количество методик оценивает количественную сторону внутрибанковской работы, не учитывая качественных показателей, и это не дает полноты результатов анализа деятельности учреждений;

2) почти все методики основываются на экспертных оценках, что говорит о субъективности анализа и его результатов;

3) большинство методик базируется на внутренней информации банка, не учитывая состояния внешней среды, которая играет значимую роль в определении степени конкурентоспособности организации;

4) не все предложенные методики оценки конкурентоспособности банки могут применять на рынке, потому что многие концепции основаны на использовании недоступной информации;

5) получаемые результаты оценки не могут быть показателем эффективности деятельности банка

в динамике, так как данные, на основе которых проводилась оценка, берутся за один период;

6) закрытость информации о применении и особенностях методик не дает возможности специалистам разобраться в ней и применить ее на практике;

7) при оценке конкурентоспособности банка обычно не проводится анализ предлагаемой продукции и услуг. Это явный недостаток, потому что важнейшим видом деятельности банков является обслуживание клиентов.

Анализ конкурентоспособности предлагаемой банком продукции и услуг может быть проведен поэтапно, и этот процесс отображен на рис. 4.

В итоге можно сделать вывод о том, что сегодня существует множество методик оценки конкурентоспособности коммерческого банка, но большее их количество основано на труднодоступной информации, вызывает сложности в расчетах показателей либо вообще недоступно для изучения. Эти факторы обусловливают важность создания методики, учитывающей все аспекты деятельности коммерческого банка.

Для подобной технологии автор предлагает выделить семь ключевых параметров оценки:

1) достаточность капитала Н1;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) ликвидность банка Н2, Н3, Н4;

3) качество активов: А1 - уровень доходных активов, А2 - коэффициент активов с повышенным риском, А3 - уровень сомнительной задолженности, А4 - уровень резервов, А5 - уровень дебиторской задолженности в активах, не приносящих доход, А6 - коэффициент иммобилизации активов, А7 - коэффициент «схлопывания» активов;

4) прибыльность банка Робщ - показатель рентабельности (доходности) коммерческого банка;

5) развитость филиальной сети;

6) качество обслуживания и услуг;

7) использование интернет-технологий в банковской деятельности.

Такой подход, на взгляд автора, поможет более взвешенно оценить уровень конкурентоспособности российских банков.

Таблица 1

Обязательные нормативы российских банков

Обозначение Название Допустимое значение, %

Н1 Достаточность собственных средств (капитала) Min 10

Н2 Мгновенная ликвидность Min 15

Н3 Текущая ликвидность Min 50

Н4 Долгосрочная ликвидность Max 120

Н6 Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Max 25

Н7 Максимальный размер крупных кредитных рисков Max 800

Н9.1 Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных акционерам (участникам) Max 50

Н10.1 Совокупная величина риска по инсайдерам Max 3

Н12 Использование собственных средств (капитала) для приобретения акций (долей) других юридических лиц Max 25

Источник: авторская разработка

Таблица 2

Основные подходы к оценке конкурентоспособности коммерческого банка

Конкурентные преимущества Основное содержание

По характеру идеи

Конкурентные преимущества, выделяемые корпоративными клиентами Надежность, гарантии, стабильность, уровень известности банка, репутация, наличие дистанционного обслуживания

Конкурентные преимущества, выделяемые частными клиентами Стоимость банковского обслуживания, развитость филиальной сети, график работы, внимательное отношение к клиенту, перечень предоставляемых банковских услуг, участие банка в системе страхования вкладов

По отношению к деятельности банка

Экономические Тарифы на банковские операции и услуги, затраты времени клиента, эффект от использования операции (услуги)

Неэкономические Оказание консультационных услуг клиенту, обеспечение безопасности и зашиты тайны вкладов

По первичным внешним признакам

Имидж банка Восприятие банка, позиция на рынке, статус банка в регионе, товарный знак, узнаваемость, репутация

Тарифная политика Размер комиссий, порядок оказания услуг в зависимости от различных критериев, системы скидок

Территориальная доступность банка Наличие отделений коммерческих банков по месту регистрации клиентов и их удобство расположения

Инвестиционная привлекательность Инвестиционные программы для частных и корпоративных клиентов, предложения по управлению капиталом и активами предприятия в целом, наличие собственных паевых инвестиционных фондов

По уровню компетенций

Внутренние компетенции Организационная структура, квалифицированный персонал, техническая оснащенность, наличие внутренних положений, регламентов и инструкций

Внешние компетенции Клиенты и их потребности, связь с акционерами, инвесторами, с государственными структурами и Банком России

Динамические компетенции Скорость внедрения инноваций и выполнения операций, темпы роста экономических показателей, быстрота принятия управленческих решений

Источник: по материалам работы [10]

Рисунок 1

Составляющие методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка

Система сбора внешней

А информации ь.

А

Система маркетинговых исследований

Источник: авторская разработка

Рисунок 2

Источники внутренней информации

Статистическая отчетность

Бухгалтерская отчетность

Отчеты региональных и отраслевых управляющих

Отчеты о кредитовании

Акты ревизий и проверок

Результаты в

овании

1—1 Справки 1

1 1

Источник: авторская разработка

Рисунок 3

Организации, осуществляющие маркетинговые исследования в РФ

Источник: авторская разработка

Рисунок 4

Процесс анализа и оценки конкурентоспособности банковских продуктов и услуг

Исследование запросов

и предпочтений потенциальных клиентов

Ф

Организация мониторинга рынка банковских продуктов и услуг

Ф

Разработка единой системы показателей качества банковских продуктов и услуг

Анализ динамики факторов, определяющих конкур енто сп о собн ость банковского пр одукта или услуги

Выбор модели количественной оценки конкур енто сп о собн ости банковских продуктов и услуг

Моделир ование пр оцесса

обеспечения конкур енто сп о собн ости

Определение уровня конкур енто сп о собн ости элементов продуктового портфеля банка

Источник: авторская разработка по материалам работы: Жиляков Д.И., Зарецкая В.Г. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания). М.: КноРус, 2012. 368 с.

Список литературы

1. Колесов П.Ф. Модель оценки конкурентоспособности коммерческого банка // Проблемы и перспективы экономики и управления: м-лы межд. науч. конф. Санкт-Петербург, апрель 2012 г. СПб: Реноме, 2012. С. 77-81.

2. Спицын И.О., Спицын Я.О. Маркетинг в банке. Тернополь: Тарнекс; Писпайп, 1993. 656 с.

3. Маслеченков Ю.С., Команов В.А. Оценка деятельности коммерческого банка на основе балансовых уравнений // Бизнес и банки. 1996. № 30. С 4-5.

4. Вержбицкая П.В., Маллабаев Н.Т. Анализ финансового состояния банков контрагентов // Банковское дело. 2000. № 7. С. 9-12.

5. Захарьян А.Г. Экспертная оценка комплексной устойчивости коммерческого банка // Финансовые исследования. 2004. № 9. С. 14-19.

6. Буздалин А.В. Рейтинги значимости банков. URL: http://www.buzdalin.ru/rating1.htm.

7. Никонова И.А., Шамгунов Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 304 с.

8. Викулов В.С. Инновационная деятельность кредитных организаций // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1. С. 131-137.

9. Павлова Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности магазина (сервиса) // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 1. С. 82-89.

10. Бойко В.В., Чеховская И.А. Управление конкурентоспособностью коммерческого банка / Наука и образование в жизни современного общества. Тамбов: Юком, 2014. Часть 2. С. 23-24.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Risk, Analysis and Evaluation

TECHNIQUES FOR EVALUATION OF THE COMMERCIAL BANK'S COMPETITIVENESS: RUSSIAN AND FOREIGN PRACTICES

Irina A. CHEKHOVSKAYAa, Valeriya V. YAROVA^

a Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation [email protected]

b Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history:

Received 14 March 2016 Received in revised form 18 April 2016 Accepted 25 April 2016

JEL classification: G21

Keywords: competitiveness, commercial bank, method, evaluation

Abstract

Importance Considering its specific nature, banking competition has been insufficiently described and examined as compared with conventional market competition. There is even a greater lack of information on practical methods for studying banking competition.

Objectives The research pursues revealing the specifics of the Russian methods for evaluating the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

competitiveness of commercial banks and comparing them with foreign ones.

Methods The research relies upon methods of comparative analysis, systematization, classification.

Results The article provides a comprehensive overview of the current situation in the national

banking market and instructs how methods for commercial banks' competitiveness evaluation can be

applied.

Conclusions and Relevance The research is of scientific relevance since the banking competition in Russia has been insufficiently studied. Many national methods fail to regard competitive aspects of banking products and services. Banks can use only some techniques, since they are based on unavailable information, etc. The article proposes solutions to challenging issues and aspects of most methods.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Kolesov P.F. [A model to evaluate the commercial bank's competitiveness]. Problemy i perspektivy ekonomiki i upravleniya: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Issues and Prospects of Economy and Management]. St. Petersburg, Renome Publ., 2012, pp. 77-81.

2. Spitsyn I.O., Spitsyn Ya.O. Marketing v banke [Marketing in bank]. Ternopol, Tarneks Publ., 1993, 656 p.

3. Maslechenkov Yu.S., Komanov V.A. [Evaluation of the commercial bank's operations through accounting equations]. Biznes i banki = Business and Banks, 1996, no. 30, pp. 4-5. (In Russ.)

4. Verzhbitskaya P.V., Mallabaev N.T. [Analyzing the financial position of bank counterparties]. Bankovskoe delo = Banking, 2000, no. 7, pp. 9-12. (In Russ.)

5. Zakhar'yan A.G. [Expert assessment of the overall standing of the commercial bank]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2004, no. 9, pp. 14-19. (In Russ.)

6. Buzdalin A.V. Reitingi znachimosti bankov [Bank ratings]. Available at: http://www.buzdalin.ru/rating1.htm.

7. Nikonova I.A., Shamgunov R.N. Strategiya i stoimost' kommercheskogo banka [The commercial bank's strategy and value]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2004, 304 p.

8. Vikulov V.S. [Innovative activity of credit institutions]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = The Management in Russia and Abroad, 2001, no. 1, pp. 131-137. (In Russ.)

9. Pavlova N.N. [A marketing approach to evaluate the competitiveness of a shop (service)].

Marketing v Rossii i za rubezhom = Journal of Marketing in Russia and Abroad, 2004, no. 1, pp. 82-89. (In Russ.)

10. Boiko V.V., Chekhovskaya I.A. [Managing the commercial bank's competitiveness]. Nauka i obrazovanie v zhizni sovremennogo obshchestva: materialy konferentsii [Proc. Sci. Conf. Science and Education in Life of Contemporary Society]. Tambov, Yukom Publ., 2014, part 2, pp.23-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.