Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ'

МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
347
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМЕТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА / ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ДЕРМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / МЕТОД ДРАЙЗА / COSMETIC PRODUCTS / CONSUMER PROPERTIES / ORGANOLEPTIC PARAMETERS / DERMATOLOGICAL PARAMETERS / PHYSIOLOGICAL PARAMETERS / DREIS METHOD / LEWIS METHOD

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Шапошникова Людмила Игоревна, Алфёрова Наталия Андреевна, Бегма Ксения Сергеевна, Графушин Роман Владимирович, Аверина Юлия Михайловна

Определение потребительских свойств косметической продукции является актуальной задачей. Определение органолептических, дерматологических и физиологических параметров позволяет подобрать оптимальное содержание биологически активных добавок. Позволяет произвести требуемый продукт без ухудшения функциональных свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Шапошникова Людмила Игоревна, Алфёрова Наталия Андреевна, Бегма Ксения Сергеевна, Графушин Роман Владимирович, Аверина Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR DETERMINING CONSUMER PROPERTIES OF COSMETIC PRODUCTS

Determination of consumer properties of cosmetic products is an urgent task. The definition of organoleptic, dermatological and physiological parameters allows you to choose the optimal content of dietary supplements. Allows you to produce the desired product without compromising functional properties.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ»

УДК 687.55

Шапошникова Л.И., Алфёрова Н.А., Бегма К.С., Графушин Р.В., Аверина Ю.М.

МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Шапошникова Людмила Игоревна, студентка 1 курса магистратуры РХТУ им. Д. И. Менделеева, Алфёрова Наталия Андреевна, студентка 1 курса магистратуры РХТУ им. Д. И. Менделеева, Бегма Ксения Сергеевна, студентка 1 курса магистратуры факультета Инженерной химии,

Графушин Роман Владимирович, старший преподаватель кафедры стандартизации и инженерно-компьютерной графики;

Аверина Юлия Михайловна кан. тех. наук, доцент кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, 125047, Москва, Миусская пл., д. 9

Определение потребительских свойств косметической продукции является актуальной задачей. Определение органолептических, дерматологических и физиологических параметров позволяет подобрать оптимальное содержание биологически активных добавок. Позволяет произвести требуемый продукт без ухудшения функциональных свойств.

Ключевые слова: косметическая продукция, потребительские свойства, органолептические параметры, дерматологические параметры, физиологические параметры, метод Драйза.

METHODS FOR DETERMINING CONSUMER PROPERTIES OF COSMETIC PRODUCTS

Shaposhnikovа L.I., Alferova N.A., Begma K.S., Grafushin R. V.; Averina Yu. M. Russian chemical-technological University. D. I. Mendeleev

Determination of consumer properties of cosmetic products is an urgent task. The definition of organoleptic, dermatological and physiological parameters allows you to choose the optimal content of dietary supplements. Allows you to produce the desired product without compromising functional properties.

Keywords: cosmetic products, consumer properties, organoleptic parameters, dermatological parameters, physiological parameters, Dreis method, Lewis method.

В современном мире каждый обязан следить за состоянием волос, кожи, ногтей, чтобы оставаться на высоте. Различные косметические средства помогают ухаживать за собой независимо от факторов жизни. Косметика способствует насыщению организма витаминами и микроэлементами, позволяет предупредить и отсрочить такие неприятные вещи, как морщины, преждевременное старение кожи, ломкость ногтей и волос. Сложно представить человека, который совсем не пользуется косметической продукцией.

Косметические товары предают красивый внешний вид и здоровое состояние волосам, коже. Декоративная косметика позволяет маскировать недостатки и выделить достоинства. Поэтому группа косметических товаров имеет большое значение в нашей повседневной жизни.

Цель любого производителя косметической продукции — подбор оптимального содержания и введение в рецептуру комплексов биологически активных добавок, улучшающих состояние обрабатываемой области, без ухудшения непосредственно функциональных свойств продукта. Для достижения лучшего результата производителю нужно оценивать потребительские свойства получаемого продукта по различным показателям: -органолептическим -дерматологическим -физиологическим.

В качестве органолептических показателей приняты внешний вид, цвет, запах, в некоторых случаях вкус. Жидкий препарат должен быть однородной консистенции, без осадка и посторонних включений. Текстура пастообразных или гелеобразных

образцов не должна быть комковатой, крупнозернистой, пористой или аэрированной (за исключением тех случаев, когда данные свойства обусловлены рецептурой и декларированы производителем), расслоение должно отсутствовать. Цвет образца должен соответствовать цвету данного наименования, краситель должен быть равномерно распределен по всей массе продукта. Запах и вкус продукции должны быть приятными, свойственными таковым у образцов данного наименования [1]. Органолептические методы исследования

представляют собой оценку качества продукции при помощи зрительных, обонятельных, осязательных органов чувств человека. Зачастую органолептические методы определения качества продукта называют дегустацией.

Для определения качества косметической продукции органолептические методы играют важную роль, потому что лабораторные исследования не позволяют определить такие важные для покупателя свойства, как, например, сенсорные ощущения, запах продукции после нанесения. Недостатком органолептического метода является субъективность, так как достоверность полученных результатов зависит от квалификации, способностей, а также индивидуальных особенностей людей, испытывающих продукцию.

Дерматологические характеристики сырьевых ингредиентов определяются в зависимости от функциональности косметического средства (аллергенность, токсичность, кумулятивность, кожно-раздражающее действие). Исторически сложилось так, что большая часть данных об опасных ингредиентах была сформирована в результате исследований

с помощью моделей на животных [2]. Например, метод Драйза позволяет определить степень раздражения слизистых оболочек кроликов при нанесении на них растворов индивидуальных веществ или готовой системы [3]. Метод запрещен в ЕС с 1997 года. Развитие альтернативных методов сводится к замене одного теста на животном к одному тесту в пробирке. Классические альтернативные методы in vivo экономически затратные и трудоемкие, а главное, не позволяют справиться с объемами

токсикологической экспертизы парфюмерно-косметической продукции, обращающейся

на территории Российской Федерации и других стран ТС [4].

Экономически выгодным с точки зрения сырьевых компонентов является экспресс-метод токсиколого-гигиенической оценки парфюмерно-косметической продукции с помощью люминесцентного бактериального теста. Методические рекомендации предназначены для скрининговой оценки вновь разрабатываемой и серийно выпускаемой ПК продукции с учетом общетоксического и раздражающего действия. Методика может быть применена в качестве самостоятельного экспресс-метода или в сочетании с другими токсиколого-гигиеническими методами [5]. Высокомолекулярные соединения, входящие с состав ПКП, обычно не вызывают аллергической реакции, но вспомогательные вещества (отдушки, красители, стабилизаторы), могут вызвать гиперчувствительность. Для оценки кожно-раздражающего действия привлекается группа волонтеров не менее 25 человек. Время воздействия испытуемого продукта составляет от 2 до 24 часов в зависимости от исследуемой группы ПКП [6].

Определение физиологических показателей косметической продукции заключается в оценке удобства дозировки, нанесения, упаковки продукта, его стойкости, влагоудерживающей способности, впитываемости, сухости, жирности. Существуют как физико-химические методы оценки свойств (определение стабильности эмульсии, размера частиц эмульсий и пигментов, определение рН конечного продукта, определение массовой доли воды и летучих веществ), так и социальные методы-опросы потребителей, дегустация продукта фокус-группой [79, 12, 13].

На некоторых предприятиях определение потребительских свойств продукта ограничивается органолептическим анализом. Другие производители разрабатывают свои, индивидуальные методики определения обобщенного коэффициента оценки потребительских свойств [10, 12]. В любом случае, определение вышеописанных параметров является очень важным в производстве косметических средств. Зачастую желаемые свойства прописывают маркетологи, основываясь на потребностях рынка, на предпочтениях покупателей, на тенденциях современного общества. Один и тот же продукт может обладать множеством различных свойств и быть пригодным для разных целей и способов использования. Продукт, обладающий только ему присущими свойствами, отличается от другого,

поэтому его выделяют из множества других товаров [11]. Технологи подбирают рецептуру, которая позволит создать продукт с химическими свойствами, отвечающими всем заявленным требованиям. Химический состав и внутренняя структура непосредственно влияют на технологический режим производства, срок хранения и реализации продукта.

Таким образом, потребительские свойства косметической продукции неразрывно связаны с химическим составом и технологией производства.

Литература

1. Гигиеническая оценка парфюмерно-косметической продукции и средств гигиены полости рта/ В.А. Филонюк//Методические рекомендации. 2007.-С.11.

2. Cosmeceutical. U.S. Food and Drug Administration. http://www.fda.gov/Cosmetics/Labeling/ Claims/ucm127064.htm available на 11.2015. 6. Carmichael P., Davies M., Dent M., Fentem J.

3. ГОСТ Р ИСО 10993.10-99 «Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 10. Исследование раздражающего и сенсибилизирующего действия

4. Резайкина А.В., Петрова Н.П., Ротанов С.В. Современные лабораторные методы определения безопасности парфюмерно-косметической продукции в системе контроля качества в Российской Федерации. Вестник дерматологии и венерологии. 2016;(2):41-46.

5. Экспресс метод токсиколого-гигиенической оценки парфюмерно-косметической продукции с помощью люминесцентного бактериального теста. Роспотребнадзор России, 2008

6. СанПиН 1.2.681-97 Гигиенические требования к производству и безопасности парфюмерно-косметической продукции

7. ГОСТ 29188.2-91 Изделия парфюмерно-косметические. Метод определения водородного показателя рН. — М. :Изд-во стандартов, 1992.—3 с.

8. ГОСТ 29188.3-91 Изделия косметические. Методы определения стабильности эмульсии— М. :Изд-во стандартов, 1992.

9. ГОСТ 21119.1-75 (ИСО 787-2-81) Общие методы испытаний пигментов и наполнителей. Определение массовой доли воды и летучих веществ (с Изменениями N 1, 2, 3). - 1975. - №211119.1-75

10. Тарасов В.Е., Коренева О.В., Данович Л.М. Методика оценки потребительских свойств средств по уходу за волосами на основе обобщенного коэффициента // Новые технологии. - 2012.

11. Малиновская И.Н., Березин С.В. Качество как один из показателей конкурентоспособной продукции // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2013. - №1. - С.126-131.

12. Меньшиков В.В., Аверина Ю.М., Зубарев А.М. Технологический маркетинг, коммерциализация и принципы реализации инноваций, Учеб. Пособие/ - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2017. - 140 с.

13. Ахметова В. Н., Барабанщикова Е. А., Аверина Ю. М. Контроллинг на малых инновационных предприятиях // Успехи в химии и химической технологии. — 2017. — Т. 31, № 15. — С. 76-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.