16 (367) - 2014
финансовый анализ
УДК 336.221.4-047.36
МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА, ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ ОРГАНИЗАЦИИ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
Т.П. ВИНОКУРОВА,
старший преподаватель кафедры банковского дела, анализа и аудита E-mail: [email protected] Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации
Автором предлагаются субъективные методики оценки и прогнозирования налогового риска на основе экспертных оценок и объективные методики мониторинга, оценки и прогнозирования налоговых рисков организации на основе расчета показателей финансового состояния организации по данным бухгалтерской отчетности и с использованием показателей математической статистики.
Ключевые слова: налоговый риск, мониторинг, оценка, прогнозирование
На основе изучения экономической литературы автором сделан вывод, что налоговый риск - это финансовые потери, т.е. потери, выраженные в стоимостном выражении, связанные с доначислением налогов или сборов по результатам налоговой проверки, начислению пеней, штрафов за нарушения налогового законодательства и, как следствие, к возрастанию налоговой нагрузки организации. Существуют критерии, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 16.10. 2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510), согласно которым субъекту хозяйствования присваивается высокая или средняя степень налогового риска. Методики мониторинга, оценки и прогнозирования налогового
риска организации разрабатывают самостоятельно. Для решения этой проблемы автором предлагаются объективные и субъективные методики оценки и прогнозирования налоговых рисков, приемлемые для субъектов хозяйствования любой организационно-правовой формы и собственности для принятия тактических и стратегических управленческих решений, связанных с налоговой политикой организации.
Вероятность наступления события - налогового риска - может быть определена субъективным или объективным методами. Субъективный метод основан на использовании экспертных заключений, а объективный - на расчете показателей финансово-хозяйственной деятельности организации с использованием математической статистики и данных бухгалтерской отчетности.
Например, Н.В. Бондарчук и З.М. Карпасова рассматривают налоговые риски по пяти классификационным группам на основе методики анализа налоговых рисков в целях принятия решения о выборе наиболее целесообразного варианта воздействия на параметры налогообложения [1, с. 43-50]. Методики анализа налоговых рисков рассматривает также Н.В. Климова [3, с. 34-36]. Следует отметить, что методики анализа налоговых рисков в большинстве экономических источников повторяются (табл. 1).
Таблица 1
Методики анализа налоговых рисков, рассматриваемые в отечественной и зарубежной экономической литературе
Показатель Формула расчета
Средняя доходность операции налоговой оптимизации Х„ = Ё [ Ь (N - о,)], 1=1 где 1 от 1 до п - число налогов, величина которых изменяется вследствие налоговой оптимизации; Ь. - вероятность благоприятного исхода (отсутствие штрафных санкций) по 1-му налогу; N - сумма 1-го налога до оптимизации; О. - сумма 1-го налога после оптимизации
Риск операции налоговой оптимизации = х. - Хср )2 Р,, при р = 1 - ц, где г от1 до п -количествооптимизи-руемыхналогов; Х - сумма снижения величины налога в результате оптимизации; Хср -средняядоходность операции налоговой оптимизации; Р1 - вероятность применения штрафных санкций по -му налогу
Соотношение риска и доходности - коэффициент вариации II
Критерий А.Н. Медведева (используется для оценки вариантов налоговой оптимизации) Ц + Н + Р < Н ^н.п опт об' где Цнп - стоимость мероприятий по налоговой оптимизации; Н - величина налоговых платежей опт после минимизации; Р - риски налоговой минимизации (стоимостное выражение) (применяется терминология автора критерия); Н - налоговые платежи в обычном об режиме
Анализ налоговых рисков по формулам, представленным в табл. 1, затруднен, так как преодоление методической проблемы оценки налоговых рисков возможно только тогда, когда будет существовать синтезированная информация о видах налоговых ошибок и правонарушений и примененных по ним санкциям. Вместе с тем предлагаются методики мониторинга, оценки и прогнозирования налоговых рисков, информационное обеспечение которых - данные бухгалтерской отчетности1, что
1 Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверж-
дении Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности: постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2011 № 111.
является основным достоинством предлагаемых объективных методик.
Предлагаемые субъективные и объективные методики мониторинга, оценки и прогнозирования налоговых рисков организации представлены на рис. 1.
В качестве объективной методики оценки налоговых рисков и для его мониторинга предлагается методика оценки налогового риска на основании данных бухгалтерской отчетности, включающей двенадцать критериев оценки на основе Указа № 510 с выделением высокого, среднего или низкого риска.
По мнению автора, оценку налогового риска субъекта хозяйствования следует проводить в несколько этапов. На первом этапе, согласно критериям Указа № 510, определяется высокая степень риска. В случае если хотя бы один из критериев отнесения организации к высокой степени риска имеет утвердительный ответ, то степень риска определяется как высока. Исследуемые субъекты хозяйствования, не отно сящиеся к высокой группе риска, аналогично оцениваются на принадлежность к средней группе риска (второй этап оценки налогового риска).
Налогоплательщик, подпадающий хотя бы под один из критериев, указанных в Указе № 510, становится кандидатом на проведение выездной налоговой проверки. Субъекты хозяйствования, не относящиеся к высокой или средней группе риска, относятся к низкой группе риска.
Третий этап оценки налогового риска применим к тем субъектам хозяйствования, которые согласно критериям Указа № 510 могут относиться к низкой группе налогового риска. Он также применим для мониторинга налогового риска и сведения его к минимуму у любого субъекта хозяйствования на основе данных бухгалтерской отчетности.
В качестве объективной методики оценки и мониторинга налогового риска субъекта хозяйствования предлагается использовать следующую систему показателей:
- соотношение доходов от реализации товаров (выручки) и расходов, связанных с реализацией товаров в исследуемом периоде. Суммы расходов максимально приближены к суммам доходов, полученным организацией за календарный год - вероятность сокрытия прибыли для минимизации налога на прибыль и возможные нарушения налогового законодательства;
- налоговая нагрузка организации (отношение уплаченных налогов и сборов к доходам от реализации/выручки). Необоснованное снижение уровня
Рис. 1. Предлагаемые объективные и субъективные методики мониторинга, оценки и прогнозирования налоговых рисков организации и ожидаемые результаты от их использования
налоговой нагрузки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при стабильной или увеличивающейся налоговой нагрузке по другим субъектам хозяйствования аналогичного вида деятельности и (или) наличие показателя налоговой нагрузки организации ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности (или отрасли экономики) указывает на возможные нарушения налогового законодательства, связанные с минимизацией налоговой нагрузки; - показатели финансового состояния, расчет которых указан в инструкции2, ниже нормативных
2 Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования: постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206.
значений, предусмотренных постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования». В частности, несоответствие нормативным значениям коэффициентов абсолютной ликвидности, текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами свидетельствует о вероятности снижения платежеспособности и просрочки платежей в бюджет, что влечет проведение в организации налоговой проверки и наложение штрафных санкций. А несоответствие нормативному значению коэффициента финансовой независимости (автономии) свидетельствует о высокой доле заемных и привлеченных средств (обязательств) в общей сумме источников фор-
мирования имущества организации, поэтому возникает риск неплатежеспособности и просрочки платежей в бюджет;
- доля задолженности по налогам и сборам в кредиторской задолженности организации (отношение суммы задолженности по налогам и сборам к общей сумме кредиторской задолженности, умноженное на 100%) - ее необоснованный рост свидетельствует о возможном риске неплатежеспособности организации и вероятности получения штрафных санкций за просрочку платежей по налогам и сборам;
- доля задолженности по налогам и сборам в дебиторской задолженности организации (отношение суммы дебиторской задолженности по налогам и сборам к общей сумме дебиторской задолженности, умноженное на 100%) - ее наличие может свидетельствовать о возможном отвлечении из оборота средств в дебиторскую задолженность из-за излишней осторожности работников, связанных с расчетами и уплатой налогов и сборов, и необходимости привлечения кредитов банка для пополнения собственных оборотных средств, уплаты по ним процентов. Существует риск нехватки средств для расчетов по налогам и сборам и экономических санкций за нарушения налогового законодательства;
- время погашения дебиторской задолженности (оборачиваемость дебиторской задолженности в днях - отношение средней суммы дебиторской задолженности в исследуемом периоде к выручке от реализации, умноженное на количество дней в исследуемом периоде) - риск нехватки денежных средств для расчетов с бюджетом. Возможны экономические санкции за нарушения налогового законодательства;
- доля экономических санкций за нарушения налогового законодательства в чистой прибыли организации (отношение суммы экономических санкций за нарушения налогового законодательства к сумме чистой прибыли, умноженное на 100%) - неэффективное использование прибыли, нарушения расчетно-платежной дисциплины по расчетам с бюджетом, необходимость повышения квалификации кадров, занимающихся расчетами по налогам и сборам;
- рентабельность продаж (отношение прибыли от реализации к выручке от реализации, умноженное на 100%). Если это значение ниже среднеотраслевого, то существует вероятность
сокрытия доходов и занижения расходов. Есть риск убыточной деятельности и возможных нарушений налогового законодательства по сокрытию доходов; - рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к средней сумме собственного капитала, умноженное на 100%) -. рост его свидетельствует об увеличении суммы чистой прибыли, эффективности использования собственных средств организации и ее инвестиционной привлекательности. Предлагаемая шкала оценки налогового риска приведена в табл. 2.
Также при анализе налоговых рисков следует оценить следующее неравенство:
НА < HO, где НА - налоговые активы;
НО - налоговые обязательства. Налоговые активы представляют собой сумму отложенных налоговых активов, налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам и дебиторской задолженности по налогам и сборам. А налоговые обязательства определяются как сумма отложенных налоговых активов и кредиторской задолженности по налогам и сборам.
Если неравенство HA < HO не выполняется и налоговые активы превышают налоговые обязательства, то часть активов организации, представленная отложенными налоговыми активами, НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, дебиторской задолженностью по налогам и сборам, относится к наименее ликвидной части активов. Это отрицательно влияет на платежеспособность организации, может привести к дефициту собственных оборотных средств и необходимости привлечения кредитов банка в текущую деятельность организации.
Субъективная методика оценки налоговых рисков заключается в их исследовании на основании критериев, представленных в Указе № 510, с использованием метода экспертных оценок. Результаты, полученные на основании экспертных оценок существующих в текущий период налоговых рисков, ранжируются для выделения наиболее существенных, т.е. выделяются налоговые риски, на снижение которых организация может повлиять.
При исследовании налоговых рисков методом экспертных оценок выделим девять видов налоговых рисков организации ^ г = 1,..., п, где п - общее число наиболее вероятных налоговых рисков субъекта хозяйствования). По степени воздействия
Таблица 2
Критерии оценки налогового риска организации
Показатель Низкий риск Средний риск Высокий риск
Соотношение (коэффициент) доходов от реализации Более 1,0 1,0 Менее 1,0
товаров (выручки) и расходов, связанных с реализацией
товаров
Уровень налоговой нагрузки, % Выше Равен Ниже
среднеотраслевого среднеотраслевому среднеотраслевого
Изменение налоговой нагрузки по сравнению Более 10 От 2 до 10 Менее 2
с прошлым аналогичным периодом, %
Коэффициент абсолютной ликвидности Более 0,2 0,2 Менее 0,2
Коэффициент текущей ликвидности Более 1,0-1,7 От 1,0 до 1,7 Менее 1,0-1,7
(в зависимости (в зависимости (в зависимости
от отрасли) от отрасли) от отрасли)
Коэффициент обеспеченности собственными Более 0,1-0,3 От 0 до 0,1-0,3 Менее 0
оборотными средствами (в зависимости от отрасли) (в зависимости от отрасли)
Коэффициент финансовой независимости (автономии) Более 0,6 От 0,4 до 0,6 Менее 0,4
Доля задолженности бюджету в кредиторской Менее 5 От 5 до 10 Более 10
задолженности организации, %
Доля задолженности бюджета в дебиторской От 0 до 5 От 5 до 10 Более 10
задолженности организации, %
Время погашения дебиторской задолженности, дни От 5 до 10 От 10 до 15 Более 15
Доля экономических санкций за нарушения налогового 0 От 0 до 2 Более 2
законодательства в чистой прибыли организации, %
Рентабельность продаж, % Более 5 От 0 до 5 Менее 0
Рентабельность собственного капитала, % Более 10 От 0 до 10 Менее 0
все анализируемые риски объединим в три группы приоритета Qj (табл. 3).
Рассмотрим последовательность расчетов при оценке относительного налогового риска [4, 5].
1. Принципиальным для расчетов является предположение о том, во сколько раз первый приоритет весомее последнего:
W
/ = —,
Wk
Таблица 3 Налоговые риски организации по группам приоритета
Окончание табл. 3
Группа приоритета
Qf 0 = 1, к)
Риски налогового контроля Ql
Налоговый риск ^ (1 = 1, п)
Риск нарушений в бухгалтерском и налоговом учете, расчетно-платеж-ной дисциплины по уплате налогов и сборов
Риск, связанный с неоднократным (два и более раза) снятием с учета и постановкой на учет в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами) в течение трех лет
Риск налоговых ошибок (арифметических ошибок при расчете налогов и сборов) - человеческий фактор 53
Группа приоритета Qf (}' = 1, к) Налоговый риск Я. (1 = 1, п)
Риски увеличения налоговой нагрузки Q2 Риск увеличения налоговых баз 54
Риск увеличения налоговых ставок
Риск отмены налоговых льгот 5, 6
Риски ухудшения финансово-хозяйственной деятельности (финансового состояния) организации Q3 Риск необеспечения финансовой устойчивости (показатели финансового состояния ниже нормативных значений) 57
Риск нерентабельной хозяйственной деятельности (наличие устойчивого убытка в течение календарного года (по итогам каждого отчетного/налогового периода)) 58
Риск, связанный с наличием суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода, полученного за календарный год 59
где / - соотношение весов первого (наибольшего) и последнего (наименьшего) приоритетов; Wl - вес группы с первым (наибольшим) приоритетом;
Wk - вес группы с последним (наименьшим) приоритетом.
2. Определяется вес группы с последним (наименьшим) приоритетом
Wk =-2-, (1)
к к а +1) ^ }
где к - число групп, к < п .
3. Определяются веса остальных групп приоритетов
Жк [(к - ]) / + ] -1]
k -1
(2)
где Ж - вес налоговых рисков по группам приоритета 2 > Ж. > 0, ЕЖ. = 1; Q. - группа приоритета, ] = 1, к. 1 1 1
4. Определяются веса каждого налогового риска, входящего в соответствующую приоритетную группу:
w = -*-
1 M
(3)
где М. - число рисков, входящих в приоритетную
группу .
Если приоритеты по налоговым рискам не устанавливаются, то все они имеют равные веса и рассчитываются по следующей формуле:
ж=1
п
Оценка вероятности налоговых рисков осуществляется методом экспертных оценок. Для проведения этой работы желательно иметь не менее трех экспертов, хорошо знакомых с существом вопроса. Экспертами могут быть главный бухгалтер, бухгалтеры, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов, квалифицированные специалисты по вопросам налогообложения и др. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень налоговых рисков и предлагается оценить вероятность их наступления по системе оценок: 0 - налоговый риск рассматривается как несущественный; 25 - налоговый риск скорее всего не реализуется; 50 - о наступлении события определенного вывода сделать нельзя; 75 - налоговый риск скорее всего проявится; 100 - налоговый риск наверняка реализуется. Оценки экспертов подвергаются анализу на непротиворечивость, который выполняется по двум правилам.
Правило 1: тах \А. - В.| < 50; 7 = 1,...,п (А. и В. - оценки двух экспертов в отношении 7-го риска). Это означает, что максимальная разница между оценками экспертов по любому фактору должна быть меньше 50. Сравнения проводятся по модулю (знаки «плюс» или «минус» не учитываются). Это правило направлено на устранение недопустимых
различии в оценке вероятности наступления отдельного риска.
Правило 2: - B.| - n < 25. Оно направлено на согласование оценок экспертов в среднем. Используется после выполнения правила 1. Для расчетов расхождения оценки суммируются по модулю, и полученныи результат делится на число налоговых рисков субъекта хозяйствования. Оценки экспертов можно признать не противоречащими друг другу, если полученная величина не превышает 25.
Всего должно быть сделано три (при трех экспертах Эр Э2, Э3) попарных сравнения мнений для первого и второго, первого и третьего, второго и третьего экспертов (табл. 4).
Если между мнениями экспертов обнаружены противоречия (невыполнение обоих правил), они совместно обсуждаются для выработки согласованной позиции по конкретному вопросу.
Расчет данных для анализа оценок экспертов на непротиворечивость приведен в табл. 5.
Из анализа данных, представленных в табл. 5, следует, что согласованность мнений экспертов является приемлемой, так как правила оценки непротиворечивости мнений выполняются (правило 1 : max 1Э - Э| < 50; правило 2: Щ - Э| - n = 16,7 < 25).
Таким образом, рассмотрены девять налоговых рисков, с которыми сопряжена хозяйственная деятельность организации. Они объединены в три группы приоритета. Сделано предположение, что первый приоритет в три раза весомее третьего.
Далее необходимо определить удельный вес каждого налогового риска во всей их совокупности. Для этого установим вес группы с наименьшим приоритетом, используя формулу (1): W3 = 2 ^ 3 (4 + 1) = 2 ^ 3 (3 + 1) = 0,167. Определим вес остальных групп приоритетов по формуле (2): W1 = 0,167
Таблица 4
Вероятность наступления налоговых рисков организации
Налоговый риск Экспертная оценка Средняя вероятность Pt
S1 50 55 40 48
S2 5 10 10 8
S3 35 40 45 40
S4 25 30 30 28
S5 40 45 40 42
S6 80 75 70 75
S7 55 60 50 55
S8 5 10 5 7
S9 20 25 30 25
Таблица 5
Расчет данных для оценки непротиворечивости мнений экспертов
1Э - Э2| 1Э - Эз| Э - Эз1 тах | Э; - Э;|
5 10 15 15
5 5 0 5
5 10 5 10
5 5 0 5
5 0 5 5
5 10 5 10
5 5 10 10
5 0 5 5
5 10 5 10
Е Д. - В1 + п 150 - 9 = 16,7
Таблица 6
Удельный вес и общая (итоговая) оценка налоговых рисков организации
Приоритет 0 Вес Ж 1 Налоговый риск S¡ Средняя вероятность Р 1 Баллы Н
& 0,167 Ъ 48 8,02
S2 8 1,34
^ 40 6,68
& 0,111 S4 28 3,11
¿5 42 4,66
75 8,33
е3 0,056 S7 50 2,80
S8 5 0,28
¿9 30 1,68
Итого по всем рискам 1,0 - - 36,9
[(3 - 1) 3 + 1 - 1] - (3 - 1) = 0,501; W2 = 0,167 [(3 - 2) 3 + 2 - 1] - (3 - 1) = 0,334. Произведем расчет удельного веса налоговых рисков, включенных в группы приоритетов, применяя формулу (3): W1 = = W1 = Ж, = 0,501 ч 3 = 0,167; Ж. = Ж, = =
2 3' ''45 6
= 0,334 - 3 = 0,111; Ж7 = Ж8 = Ж9 = 0,167 - 3 = 0,056.
Определение общей (итоговой) оценки по всем налоговым рискам производится по формуле
где Н - общая (итоговая) оценка налоговых рисков,
баллы;
Р{ - средняя вероятность наступления /-го
риска.
Результаты расчетов представлены в табл. 6.
Общая (итоговая) оценка налоговых рисков субъекта хозяйствования составила 36,9 балла, что свидетельствует о наличии потенциального среднего налогового риска.
Проведем ранжирование налоговых рисков субъекта хозяйствования на основании рассчитанных баллов, определим наиболее существенные (значимые) из них в текущий период (табл. 7).
Для наглядности эти же данные представлены на рис. 2.
Проанализировав ранжирование налоговых рисков, можно выделить наиболее существенные из них для исследуемой организации. Это S6 - риск отмены налоговых льгот; S1 - риск нарушений в бухгалтерском и налоговом учете, расчетно-платежной дисциплины по уплате налогов и сборов; S3 - риск налоговых ошибок (арифметических ошибок при расчете налогов и сборов) - человеческий фактор. Следовательно, S1 и S3 - это внутренние налоговые риски, на снижение которых организация может повлиять.
Для оперативного управления и в качестве субъективного метода прогнозирования налоговых рисков
Таблица 7
Ранжирование налоговых рисков организации
Налоговый риск Значение, баллы Ранг
¿1 8,02 8
1,34 2
6,68 7
¿4 3,11 5
4,66 6
8,33 9
¿7 2,80 4
0,28 1
¿9 1,68 3
предлагается составлять карту налоговых рисков организации. Данный метод основан на использовании экспертных оценок и позволяет достаточно оперативно оценить налоговые риски, возможные при реализации управленческого решения руководства организации.
Карту налоговых рисков составим на основании методики, предложенной в работе [6, с. 163-174].
Обобщенно, процесс построения карты налоговых рисков субъекта хозяйствования осуществляется в несколько этапов:
Первый этап. Границы анализа - они узкие, обозначенные только изучением налоговых рисков организации.
Второй этап. Состав команды - собственные работники организации - руководитель, его заместители, главный бухгалтер, начальник финансового отдела, бухгалтеры и специалисты, связанные с расчетом налогов, их учетом и владеющие специфическими знаниями налогового законодательства, или сторонние консультанты.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
51
52 5з 54 55
I I Значение, баллы
5б 57 58 59
Ранг
Третий этап. Сценарный анализ и ранжирование - непосредственное коллективное определение потенциальных налоговых рисков, связанных с хозяйственной деятельностью исследуемого субъекта хозяйствования. По достижении консенсуса по всем намеченным вопросам готовится письменное описание обозначенных налоговых рисков и сценариев их появления. В каждом сценарии важными являются три характеристики: объект риска, факторы риска (триггерный механизм) и величина возможных потерь (последствия).
Качественное ранжирование налогового риска при составлении карты налогового риска осуществляется с применением следующих категорий риска:
- по горизонтальной оси карты уровень риска (значимость потерь) определяется следующим образом: I - катастрофический; II - критический; III - существенный; IV - граничный;
- по вертикальной оси карты определяется вероятность потерь от возникновения налоговых рисков: А - точно произойдет; В - почти точно произойдет; С - не обязательно произойдет; D - возможно; Е - почти невозможно; ^ - невозможно. Карта налоговых рисков составляется на основании результатов сценарного анализа и ранжирования налоговых рисков организации на предстоящий год (табл. 8).
Четвертый этап. Составление карты налоговых рисков (картографирование данных, представленных в табл. 8), на которой прокладывается ломаная линия - граница терпимости (рис. 3).
Пятый этап. Риски, которые в данный момент являются терпимыми для организации, должны быть отделены ломаной линией - границей терпимости от тех, которые должны быть немедленно рассмотрены и по которым должны быть приняты меры по снижению. Выше и правее границы терпимости находятся те виды налоговых рисков, которые требуют постоянного контроля и особого внимания со стороны управления. Те виды налоговых рисков, которые находятся ниже и левее этой границы, являются в данный момент терпимыми, но это не означает, что ими можно пренебрегать. Необходимо принять все возможные меры, чтобы риски из верхней части карты (нетерпимые риски) перешли в нижнюю (терпимую) зону. Самое важное при этом - оценить и сопоставить затраты на это перемещение и выгоды от него.
В качестве объективных методов прогнозирования налоговых рисков предлагается использовать показатели математической статистики: математическое ожидание, дисперсию и коэффициент вариации [2, с. 72]. Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходит данное событие, следовательно, рассчитывается среднее ожидаемое значение по формуле:
Е = Ах + А2х2 +... + Ах ,
11 2 2 п п'
где А. - частота случаев, или число наблюдений; х. - ожидаемое значение для каждого случая наблюдения.
Решение задачи, связанной с оценкой и прогнозированием налоговых рисков, предполагает
Таблица 8
Результаты сценарного анализа и ранжирования налоговых рисков организации
Объект Триггерный механизм (факторы риска) Последствия (описания) Уровень риска (значимость потерь) Наступление риска (вероятность потерь)
Риски налогового контроля Соответствие критериям высокого и среднего налоговых рисков (согласно Указу № 510) Налоговая проверка, экономические санкции за нарушения налогового законодательства (штраф, пеня) Критический Точно произойдет
Риски увеличения налоговой нагрузки Изменения в налоговом законодательстве. Изменение или открытие нового более налогоемкого вида хозяйственной деятельности Увеличение сумм налогов к уплате. Увеличение расходов. Снижение прибыли Существенный Возможно
Риск нарушений в бухгалтерском и налоговом учете, расчетно-пла-тежной дисциплины по уплате налогов и сборов Ошибки в расчете налоговой базы и суммы налога. Несвоевременность расчетов с бюджетом Налоговая проверка, экономические санкции за нарушения налогового законодательства (штраф, пеня) Критический Почти точно произойдет
Риск налоговых ошибок (арифметических ошибок при расчете налогов и сборов) - человеческий фактор Недостаточная квалификация бухгалтера по учету и расчету налогов, расчетам с бюджетом. Невнимательность, рассеянность, плохое самочувствие и т.п. (человеческий фактор) Налоговая проверка, экономические санкции за нарушения налогового законодательства (штраф, пеня) Граничный Возможно
Риски ухудшения финансово-хозяйственной деятельности организации (финансового состояния организации) Показатели финансового состояния ниже нормативных значений. Несвоевременные расчеты с бюджетом. Наличие устойчивого убытка в течение календарного года. Наличие суммы расхода, максимально приближенной к сумме дохода, полученного за календарный год Налоговая проверка, экономические санкции за нарушения налогового законодательства (штраф, пеня) Существенный Не обязательно произойдет
£ ь
0
1
н
СЦ
о ^
си со
^ А
В С
Е
51
5 3
5 5
5 4 5 2
IV
I
Значимость
Рис. 3. Карта налоговых рисков организации
измерение изменчивости показателей, которая определяется как колеблемость возможного результата относительно средней величины, т.е. рассчитывается дисперсия о по формуле:
с =
V
I (х - х )2 Аг
IА
где х. - ожидаемое значение для каждого случая наблюдения;
х - среднеотраслевое, нормативное или плановое значение исследуемого показателя, характеризующего налоговый риск; А. - частота случаев.
Коэффициент вариации определяется по формуле
V = с 100 . Он показывает степень отклонения возмож-
х
ных значений от среднеотраслевого, нормативного или планового, характеризующих налоговый риск организации. Для оценки налогового риска установим следующую оценку коэффициентов вариации: до 10% - слабая колеблемость; 10-25% - умеренная колеблемость; свыше 25% - высокая колеблемость.
Прогнозирование налоговых рисков проводится на основе изучения данных за несколько периодов, например за пять лет. Если показатели, характеризующие налоговый риск, отвечали нормативным
значениям (плановым, среднеотраслевым) в четырех годах из пяти исследуемых лет, то вероятность составит 0,8 (4-5). Затем рассчитываются и оцениваются показатели средних квадратичных отклонений и коэффициенты вариации по каждому показателю, характеризующему налоговый риск исследуемой организации, определяются проблемные места в финансово-хозяйственной деятельности организации, влияющие на ее налоговый риск. Следовательно, прогнозировать налоговый риск возможно при воздействии на показатели, его характеризующие.
Достоинством рассмотренных методик является то, что результаты проведенного по ним исследования позволяют выделить наиболее существенные (значимые) для организации в текущий и прогнозный периоды налоговые риски, дать им обобщенную оценку и проанализировать те из них, которые оказывают влияние на принятие решения налоговым органом о проведении проверки субъекта хозяйствования. Недостатком методик является субъективность отдельных суждений о вероятности наступления налоговых рисков.
Список литературы
1. Бондарчук З.М., Карпасова Н.В. Финансовый анализ для целей налогового консультирования. М.: Вершина, 2006. 192 с.
2. Егоров С.А. Управление хозяйственными рисками. Минск: ТетраСистем, 2009. 128 с.
3. Климова Н.В. Методические основы анализа налоговых рисков // Финансы. 2011. № 3. С. 34-36.
4. Королева Л.П., Цуканова Н.Н. Проблемы организации анализа налоговых рисков на предприятии // Системное управление. URL: http://sisupr. mrsu.ru/2010-1/pdf/koroleva9.pdf.
5. Прибыткова Г.В. Анализ и оценка рисков предприятий производственной сферы в процессе инвестиционного проектирования // Вестник МГТУ. URL: http: //www. vestnik.mstu.edu. ru/v08_2_n2 0/ articles /18_priby.pdf.
6. СаркисоваЕ.А. Риски в торговле. Управление рисками. М.: Дашков и К, 2012. 244 с.
Financial analysis
METHODOLOGY FOR MONITORING, ASSESSMENT AND PREDICTION OF AN ORGANIZATION'S TAX RISKS: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES
Tat'iana P. VINOKUROVA Abstract
The author offers a subjective assessment and forecasting methodology for tax risk, based on expert judgment. The author also submits the objective methods of monitoring, assessment and prediction of tax risks on the basis of the organization's risks of calculating the financial condition of the organization according to the financial statements and indicators of mathematical statistics
Keywords: tax risk, monitoring, assessment, prediction
References
1. Bondarchuk Z.M, Karpasova N.V. Finansovyi analiz dlia tselei nalogovogo konsul'tirovaniia [Financial analysis for the tax consulting purposes]. Moscow, Vershina Publ., 2006, 192 p.
2 . Egorov S . A . Upravlenie khoziaistvennymi riskami [Management of economic risk]. Minsk, Tet-raSistem Publ., 2009, 128 p.
3. Klimova N.V. Metodicheskie osnovy analiza nal-ogovykh riskov [A methodological basis for the tax risks analysis]. Finansy - Finance, 2011, no. 3, pp. 34-36.
4. Koroleva L.P., Tsukanova N.N. Problems of organization of tax risks analysis in the enterprise . Sistemnoe upravlenie. Available at: http://sisupr.mrsu. ru/2010-1/pdf/koroleva9.pdf (In Russ.)
5. Pribytkova G.V. Analysis and risk assessment of industrial enterprises in the sphere of investment planning. Vestnik MGTU. Available at: http://www. vestnik.mstu.edu.ru/v08_2_n20/articles / 18_priby.pdf. (In Russ.)
6. Sarkisova E.A. Riski v torgovle. Upravlenie riskami [Risks in trading. Risk management]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2012, 244 p.
Tat'iana P. VINOKUROVA
Belarusian Trade and Economics University of Consumer Cooperatives, Gomel, Republic of Belarus [email protected]