Научная статья на тему 'Методика выполнения живописных работ гуашью в условиях пленэра'

Методика выполнения живописных работ гуашью в условиях пленэра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1584
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ / СПОСОБЫ РАБОТЫ ГУАШЬЮ / ПЛЕНЭР / THE TECHNIQUE OF PAINTING / WAYS OF WORKING WITH GOUACHE PAINTS / PLAIN-AIR SESSIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Краснощекова T.B.

Представлены различные способы работы гуашевыми красками в условиях пленэра при подготовке студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиля «Изобразительное искусство»; показана методика работы гуашью способом «alia prima» и при выполнении длительного этюда. Выявлена специфика гуаши как художественного материала, которую необходимо учитывать при создании живописного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Краснощекова T.B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF PAINTING IN GOUACHE IN PLAIN-AIR SESSIONS CONDITIONS

The article presents different ways of using gouache paints in plain-air sessions when training students majoring in Pictorial Arts (44.03.01 Pedagogical Education); it demonstrates the technique of painting in gouache according to the method «alia prima» and when working at long-term etudes. The paper also reveals the specific character of gouache as artistic material that has to be taken into consideration when creating paintings.

Текст научной работы на тему «Методика выполнения живописных работ гуашью в условиях пленэра»

УДК 75.023.2

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ ГУАШЬЮ

В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРА

TECHNIQUE OF PAINTING IN GOUACHE IN PLAIN-AIR SESSIONS CONDITIONS

© Т.В. Краснощекова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© T.V. Krasnoshchyokova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

Представлены различные способы работы гуашевыми красками в условиях пленэра при подготовке студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиля «Изобразительное искусство»; показана методика работы гуашью способом «alla prima» и при выполнении длительного этюда. Выявлена специфика гуаши как художественного материала, которую необходимо учитывать при создании живописного произведения.

The article presents different ways of using gouache paints in plain-air sessions when training students majoring in Pictorial Arts (44.03.01 Pedagogical Education); it demonstrates the technique of painting in gouache according to the method «alla prima» and when working at long-term etudes. The paper also reveals the specific character of gouache as artistic material that has to be taken into consideration when creating paintings.

Ключевые слова: техника живописи; способы работы гуашью; пленэр.

Keywords: the technique of painting; ways of working with gouache paints; plain-air sessions.

Среди разнообразных техник живописи, которые используются в процессе обучения студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиля «Изобразительное искусство», наиболее простой и в то же время перспективной по пластическим возможностям является гуашь. Техника работы гуашью при создании живописных и декоративных работ имеет значительные отличия. Гуашь позволяет добиться великолепных живописных результатов, несмотря на традиционное использование этой краски как декоративной.

Работа гуашью на пленэре расширяет профессиональные навыки обучающихся, развивает креативные способности молодых художников. Кроме того, применение гуаши в условиях пленэра студентами первых курсов дает положительный результат при переходе в живописи с техники акварели на технику масляной живописи. Это связано с «укрывистыми» качествами гуа-

ши, ее плотностью. Многослойная техника письма гуашью очень близка к работе масляными красками. Студенты, овладевшие навыками работы гуашью в живописи, как правило, быстро осваивают и технику масляной живописи.

Существует множество способов работы гуашью в зависимости от поставленных задач. В условиях пленэра наиболее эффективны и результативны следующие: способ «alla prima», когда работа выполняется в один сеанс, и второй, многослойный способ, рассчитанный на длительное ведение работы в несколько сеансов.

Обратимся к особенностям выполнения такого рода работ.

Способ «alla prima» наиболее удачно применим в тех случаях, когда требуется написать этюд за короткий промежуток времени [1, с. 30]. Преподавателем могут быть поставлены задачи, требующие быстрого художественного отклика студента.

Выбор темы квалификационной работы бакалавра музыкального образования

Например, при выполнении этюда облаков, при переходном состоянии природы (время суток, неустойчивая погода) или в случае, когда требуется написать этюд на выявление тональных и цветовых отношений крупных масс. В таком случае формат листа должен быть небольшим, позволяющим эффективно освоить его за короткое время, а манера письма становится пастозной. Гуашь наносится на основу (лист) густо и по консистенции напоминает сметану. Цветовые и тональные отношения раскрываются сразу в полную силу без расчета на последующие корректирующие слои. При таком способе выполнения этюда важную роль играет не только раскрытие плоскостей, но и корпусный мазок, который помогает лепить форму и придает работе артистизм и определенную динамику.

Выполняя подобные этюды, нужно помнить, что плотный красочный слой в гуаши склонен к растрескиванию. Необходимо подобрать бумагу определенного качества, лучше шероховатую (например, листы для акварели различных по фактуре поверхностей: «скорлупа», «холст», «кожа»). Фактура обеспечит дополнительную сцепку красочного слоя с бумагой. Надо иметь в виду, что нельзя сворачивать этюды гуашью в подобной технике во избежание осыпания красочного слоя, работа гуашью хранится в расправленном виде в жесткой папке. Лучшим способом удобного письма и пригодного к дальнейшему экспонированию этюда остается предварительное натягивание бумаги на планшет заданного размера.

При выполнении живописной работы, смешивая цвета, нужно брать в расчет, что влажная гуашь более яркая. Когда она высыхает, то приобретает белесый оттенок благодаря присутствию в ней мела [2, с. 118]. Поэтому цвета всегда нужно выбирать более насыщенные и чуть более плотные по тону, чем те, которые ожидаются в конечной работе.

Второй способ создания этюда гуашью многослойный, как было сказано выше, пред-

назначен для выполнения длительных работ или одного, но протяженного по времени сеанса (3-4 часа). Эта манера работы удобнее, когда изучение натуры глубокое, предполагается нюансировка тональных и цветовых особенностей объекта. Первый слой в таком случае фактически напоминает подмалевок в живописи, наносится легко, акварельно, акцент делается на проработке теней. Мазки накладываются по всей рабочей поверхности, чтобы лист все время был в увлажненном состоянии. Если какая-то часть этюда просыхает, становится очевидным несовпадение в тоне с непросохшим слоем, поэтому, выполняя длительную по времени, но односеансную работу, лучше следить за степенью увлажненности листа. Эти навыки отрабатываются и становятся автоматическими при регулярной практике. Необходимо помнить, что техника гуаши не предполагает такого интенсивного контакта с водой, как акварель. Смена воды при письме гуашью не должна быть частой, так как может нарушиться тональное единство красочного слоя в листе. Смена палитры во время работы также не рекомендуется, так как палитра является своего рода камертоном и в ней уже сложено тональное и цветовое единство этюда. Новые тона и оттенки лучше добавлять и пробовать на палитре в пределах уже заложенного пятна.

Если этюд гуашью выполняется в несколько сеансов, необходимо помнить, что высохший красочный слой светлее того, что был в работе в процессе написания. Автор должен таким образом писать на предыдущих сеансах, чтобы толщина красочного слоя не была чрезмерной и не создавала затруднений в наложении следующих слоев. Лучше писать с минимальным количеством белил вплоть до последнего сеанса. Это позволит сохранить тональное единство и преемственность в наложении слоев краски. Именно этот способ письма напоминает технику работы масляными красками и поможет перейти к изучению новой живописной техники без затруднений.

Т.В. Краснощекова

Техника гуаши универсальна для выполнения этюдов самого различного назначения и тематики. Панорамные виды, детали крупным планом, портреты, городские пейзажи и камерные сельские виды, тематические композиции - все это может быть выполнено гуашью. Работы могут носить как декоративный, так и живописный характер. Все зависит от поставлен-

ных задач и индивидуальной манеры художника.

Экспонировать работы гуашью лучше в паспарту под стеклом. Гуашь не выгорает, поэтому допустим контакт с различными источниками освещения.

Таковы методические аспекты обучения студентов выполнению живописных работ гуашью в условиях пленэра.

Литература

1. Стэбин М. Этюд акварелью за один час // Художественный совет. 2005. № 2 (42). С.30-34.

2. ТютюноваЮ.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды : учеб. пособие для вузов. М. : Академический Проект, 2012. 176 с.

Сведения об авторе

Краснощекова Татьяна Владимировна, заведующий кафедрой изобразительного и декоративно-прикладного искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: tatjanakrasnoschekova@gmail.com.

Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

Телефон: 333-55-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.