Научная статья на тему 'Методика выполнения технического рисунка'

Методика выполнения технического рисунка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2408
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / НАГЛЯДНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замазий О. С.

Рассмотрены методика преподавания технического рисунка с помощью наглядных средств, а также основные понятия и тезис, связанные с выполнением данной работы студентами при изучении дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика выполнения технического рисунка»

2. Байденко В.И. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 214 с.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

4. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): vетодическое пособие. 3-е изд., стереотипное. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 114 с.

5. Болонский процесс: середина пути/ под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Российский Новый Университет, 2005. 379 с.

7. «TUNING» Educational Structures in Europe [Электронный ресурс]// Постоянной конференции ректоров, президентов и вице-канцлеров европейских университетов: [сайт] UPL:

http://www.cre.fr/ectn/tuning%20background.htm (дата обращения: 20.09.2009).

N.A. Zharkowa

Result of education in the context of training for designed methodical work

The content of the article is considered with concept «result of the education» in the methodology of competencional point of view. The methodical recommendations are offered for the tutors of university for his projection. The necessity of additional designed methodical training for tutors.

Получено 23.10.2009 г.

УДК 378.147.016:744

О.С. Замазий, ассистент, 89202701306,lelya211083@maiLru (Россия, Тула, ТулГУ),

Л.Д. Беляева, доцент, 89051168266, dtl567@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА

Рассмотрены методика преподавания технического рисунка с помощью наглядных средств, а также основные понятия и тезис, связанные с выполнением данной работы студентами при изучении дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».

Ключевые слова: методика обучения, наглядность, пространственное мышление, воображение, восприятие, технический рисунок.

Методика обучения учебному предмету - отрасль педагогической науки, представляющая частную теорию обучения, или частную дидактику. Так определяется методика обучения в педагогическом словаре. Это определение, да и само название, в настоящее время оспаривается многими методистами, и не без оснований. Дело в том, что дидактика, или теория обучения, рассматривает только процесс обучения, исследует закономерности обучения, разрабатывает методы и формы обучения. В содержание же методики обучения включается не только сам процесс обучения, но и многие вопросы воспитания, которые можно осуществить по данному учебному предмету. Следовательно, методика обучения скорее представляет не «частную дидактику», а частную педагогику. В содержание методики обучения не входит исследования общих вопросов воспитания и обучения.

Методы обучения - это способы, при помощи которых преподаватель решает основные задачи обучения и воспитания на занятиях. Любой процесс обучения можно представить в виде трех этапов: сообщение учащимся определенного материала, воспитание и переработка его в мышлении, применение полученных знаний на практике. Различными методами преподаватель сообщает студентам отобранный круг фактов, явлений, процессов. При этом он пользуется словом и средствами наглядности и практическими работами - это и есть процесс обучения. Применяя в работе один из методов, преподаватель одновременно пользуется различными вспомогательными средствами - методическими приемами. С помощью методических приемов преподаватель повышает интерес учащихся на отдельных этапах обучения, активизирует их мышление. К методическим приемам относятся раздаточные материалы, плакаты, пособия.

Наглядность как принцип обучения. В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Такой принцип обучения, как наглядность, был впервые сформулирован Я.А. Каменским и в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и др. педагогами. Особо следует отметить, что наглядность используемых учебных материалов является одним из важнейших элементов любого учебного процесса.

Основные геометрические построения изучаются при выполнении проекционных чертежей. Нужно показать на доске наиболее рациональные приемы проведения линий и деления углов, деление окружности на равные части, построение плавных переходов (сопряжения).

Функция преподавателя в этом случаи будет сводиться к тому, чтобы показать на доске простейший прием деления окружности на нужное число частей.

Такая система работы имеет не только познавательное, но и воспитательное значение, поскольку студенты встречаются с необходимостью применять данные построения на практике. Это формирует знания, уме-

ния, навыки, развитие у студентов пространственных представлений. Задача развития пространственных построений предполагает:

- развитие у студентов умения наиболее отчетливо воспроизводить мысленно геометрическую форму знакомых геометрических тел или реальных предметов при выполнении учебных заданий,

- расширение запаса пространственных представлений, их закрепление и приведение в систему.

По утверждению многих исследователей, практика обучения постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного мышления учащихся, начиная с начальной школы и кончая вузом. Кроме того, опыт работы преподавателей средних и высших учебных заведений, а также психологов и педагогов-исследователей показывает, что учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, требующих для решения сформированности специфического вида мыслительной деятельности, обеспечивающего анализ пространственных свойств. В настоящее время существует достаточно большое количество психолого-педагогических и научно-методических исследований, посвящённых проблеме формирования и развития пространственных представлений обучаемых.

Сущность понятия «пространственное мышление»

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятные) операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению. Пространственное мышление оперирует образами: в процессе этого оперирования происходит их воссоздание, перестройка, видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь являются и исходным материалом, и основной оперативной единицей, и результатом мыслительного процесса. Пространственное мышление формируется на всех этапах онтогенеза под влиянием различных обучающих воздействий, имеет ярко выраженную индивидуальную специфику, особенности ее проявления в разнообразных видах деятельности (игровой, учебной, профессиональной). Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами на основе их создания с использованием наглядной опоры (предметной или графической, разной меры общности и условности). Оперирование пространственными образами определяется их исходным содержанием (отражение в образе геометрической формы, величины, пространственной размещенности объектов); типом оперирования (изменение в ходе оперирования положения объекта, его структуры); полнотой, дина-

мичностью образа (наличием в нем различных характеристик, их системности, подвижности и т. п.). Все эти особенности пространственного мышления отражают процесс работы с образом, позволяют выявлять его качественное своеобразие, фиксировать возрастные и индивидуальные особенности проявления этого процесса, что весьма существенно в диагностических целях.

Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими образами являются для него зрительные образы. Переход от одних зрительных образов, отражающих пространственные свойства и отношения, к другим, постоянно наблюдается в решении тех задач, где используются разнотипные графические изображения. На их основе возникают не только отдельные образы, адекватные каждому изображению, но и их целостная система. Исходя из теоретических положений С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской был реализован подход к изучению пространственного мышления как динамического единства субъективного и объективного, их тесного и неразрывного взаимообогащения в процессе деятельности. Экспериментально показано, что формы и уровни пространственного мышления определяются, с одной стороны, объективным содержанием материала (характером его наглядности, условности, обобщенности), а с другой стороны- познавательной активностью субъекта, реализуемой в процессе решения задач, требующих создания пространственных образов и оперирования ими. Уровень этой активности зависит от овладения субъектом средствами деятельности, т.е. способами представления. Основу пространственного мышления как разновидности образного мышления составляет деятельность представления, протекающая в разнообразных формах, на разном уровне. Проблемой формирования пространственного мышления, пространственного воображения у студентов являются пространственные представления, без которых освоить данный предмет невозможно.

Развитие воображения - важнейшее условие овладения умением строить и читать чертеж и графической деятельностью в целом. Вместе с тем процесс обучения черчению служит одним из наиболее важных средств развития воображения.

Важнейшим условием, обеспечивающим формирование представлений о технических деталях, является обучение учащихся приемам рассмотрения и запоминания деталей, а также и приемам их воспроизведения по памяти. На занятиях учащиеся обучаются приемам анализа детали: мысленного ее расчленения на те геометрические тела, из которых она состоит, и выделения всех ее элементов (выступов, выемок, отверстий и т. д.). Это в свою очередь требует мысленного проведения границ каждого геометрического тела (там, где в детали эти тела не разграничены). Кроме того, нахождение геометрических тел предъявляет требования к приемам абстракции: студенты должны мысленно выделить в каждом геометриче-

ском теле его существенные признаки. Важное место в курсе начертательной геометрии занимает овладение приемами, которые нужны студентам для создания образов при чтении чертежа. Преподаватель объясняет студентам, что чтение чертежа включает:

- рассмотрение чертежа (включая все его детали и условные обозначения) и соотнесение его элементов по трем проекциям;

- создание образа предмета на основе этого чертежа. Указанный процесс является сложным и имеет две неразрывно связанные стороны. Во-первых, учащийся мысленно объединяет три проекции, т.е. синтезирует их, и, во-вторых, он мысленно наполняет проекции третьим измерением.

Восприятие - это сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Первым шагом на любом этапе познания, в том числе и при формировании представлений, является восприятие, «живое созерцание» определённой визуальной информации, например, чертежа, схемы, модели, рисунка и т.п. Для того чтобы сделать его действенным, необходимо не просто смотреть на предлагаемые для восприятия зрительные образы, а видеть заложенную в них информацию, то есть осуществлять анализ визуальной информации. Анализ визуальной информации начинается с создания общей структуры информационного сообщения, заложенного в данном зрительном образе (модели, рисунке, чертеже, схеме и пр.) и выделения его элементов.

Технический рисунок - изображение, выполненное от руки, по правилам аксонометрии с соблюдением пропорций на глаз. При этом придерживаются тех же правил, что и при построении аксонометрических проекций: под теми же углами располагают оси, размеры откладывают вдоль осей или параллельно им. Для упрощения работы по выполнению наглядных изображений часто пользуются техническими рисунками. Технические рисунки удобно выполнять на бумаге в клетку (тетрадный лист, миллиметровка).

Обучение рисованию развивает зрительную память и пространственное мышление, глазомер и профессиональную наблюдательность. Рисование учит точно и правильно оценивать соотношения размеров предмета и форму сложных пространственных конструкций. Основное требование, которое предъявляется к техническому рисунку,- наглядность. В некоторых случаях технический рисунок с нанесенными размерами может заменить чертеж и служить документом, по которому изготовляют несложные технические детали.

Технический рисунок отличается от аксонометрических изображений тем, что его выполняют на глаз, от руки и потому значительно быстрее. Кроме того, технический рисунок не требует использования чертежа, вместе с тем в законченном виде с нанесенной штриховкой и тенями он в не-

которых случаях оказывается более наглядным, чем аксонометрическое изображение.

Рисунок - это изображение объемных предметов в наглядном виде по правилам перспективы, т. е. такими, какими мы их видим в реальных условиях. В этом заключается основное отличие рисунка от чертежа, в котором единое отображение предмета расчленено на две-три его проекции. В рисунке с натуры изображают видимую форму предмета, которая передаёт и действительную его форму.

Приступая к рисованию с натуры, прежде всего необходимо уяснить форму предмета, мысленно расчленив его на составляющие элементы. Основная задача рисования с натуры, особенно на начальном этапе,-верная передача в рисунке геометрических признаков предмета. В дальнейшем в зависимости от поставленной задачи на рисунке передают и физические признаки предмета. Рисование с натуры начинают с несложных работ, выбирая для этого модели простой геометрической формы - куб, призму, цилиндр. При рисовании правильных геометрических тел легче обнаружить и исправить ошибки. Прежде чем приступить к работе, внимательно изучают форму модели и ее строение. Необходимо также рассмотреть модель с разных сторон и выбрать наиболее выразительный поворот и ракурс. Форма предмета воспринимается правильно, когда предмет освещен и на его поверхности образуется светотень. Различают следующие элементы светотени: свет, полутень, тень. Тени разделяют на собственные и падающие.

Собственная тень образуется на неосвещенной части предмета. Линия или узкая полоса, разделяющая освещенную и неосвещенную части предмета, называется границей собственной тени. На поверхностях многогранников она четко обозначена, на поверхностях вращения граница собственной тени не бывает резкой, а образует плавный переход от света к тени.

Падающей называют тень, которая отбрасывается предметом на какую-либо поверхность, расположенную за данным предметом, или на плоскость основания. Граница падающей тени имеет четкое очертание. На кривой поверхности наибольшая яркость получается при падении лучей света перпендикулярно поверхности. При этом если поверхность гладкая или блестящая, то на ней образуется блик. По мере отклонения участков поверхности от направления лучей света ее освещенность постепенно уменьшается и образуется полутень. Освещенность оказывается наименьшей там, где лучи света, скользят по поверхности, при этом образуется граница светотени - самое темное место на поверхности. Собственная и падающая тени предмета также имеют различную освещенность: собственная тень, как правило, светлее падающей. Это объясняется тем, что на неосвещенную часть предмета падают отраженные лучи, которые подсвечивают ее, создавая реф-

лекс. Падающая тень по мере удаления от предмета, бросающего тень, несколько высветляется.

Для того чтобы придать техническому рисунку большую наглядность и выразительность, лучше выявить форму изображаемого предмета, необходимо помимо контурных линий передать на рисунке освещенность предмета, или распределение светотени на его поверхности. При изображении светотени на техническом рисунке принято считать, что источник света находится слева сверху. Освещенные поверхности оставляют светлыми, а затемненные покрывают штриховкой, которая тем чаще, чем темнее поверхность предмета.

Штриховку выполняют тонкими прямыми или кривыми линиями, повторяющими форму предмета, линиями различной толщины и плотности; шраффировку - перекрестной штриховкой, т.е. пересекающимися штрихами; тушевку - частым, почти сплошным нанесением штрихов в различном направлении; отмывку - тушью или краской. В технической рисовании применяют обычно штриховку и шраффировку. При рисовании гранных предметов штрихи наносят линиями параллельно ребрам в двух направлениях (шраффировка), уплотняя штрихи у пограничных ребер. На освещенных гранях штриховку наносят легкими штрихами у внешних контуров предмета. На поверхностях вращения штриховку можно наносить прямыми линиями вдоль образующих, кривыми - по направлению изгиба поверхности или теми и другими вместе.

На основе представленных данных, необходимо с помощью различных методов преподавания развивать пространственное мышление, воображение в процессе изучения начертательной геометрии.

Таким образом, приобщение к графической культуре становится целью обучения начертательной геометрии, которая конкретизируется в основных задачах:

- изучении графического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правилах считывания;

- освоении правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;

- развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;

- развитии творческого мышления и формировании элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.

Библиографический список.

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 2004.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

3. Дружинин Н.С., Цылбов П.П. Курс черчения (геометрическое и проекционное черчение): учебник для техникумов. М.: Высш. школа, 1971. 296 с.

4. Зимняя А.И. Педагогическая психология. 2-е изд. М.: Логос,

2005.

5. Черчение для строителей: учеб. для проф. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М.: Высш. шк.;Изд. Центр «Академия», 2000. 256 с.

O. S. Zamazi, L. D. Belyaeva Methods of Technical Drawing

The article under consideration is devoted to the Methods of teaching technical drawing with the help of visual aids aiming in improving the students ’ knowledge and skill while studying Descriptive Geometry, Engineering and Computer Graphics.

Visual aids help students to develop their thinking, imagination and perception. Technical drawing helps to develop visual memory and measurement as well as observation.

The basic notions and ideas concerning this kind of students ’ work are also dealt with in this article.

According to the article it is necessary to use various methods of teaching to develop students’ thinking in the course of Descriptive Geometry.

Thus the main objective of the Descriptive Geometry Teaching is to accustom students to the graphic culture.

Получено 23.10.2009 г.

УДК 376.68

Н.Ю.Чибисова, аспирант, (4872) 33-16-93, Novicova21011@rambler.ru (Россия, Тула, ТГПУ им.Л.Н.Толстого)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Рассматриваются способы формирования лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки на базе художественных текстов. Обосновывается необходимость использования адаптированного изложения текстов с включенными в них наиболее культурно значимыми цитатами, высказываниями, отрывками.

Ключевые слова: лингвокультурологическая компетенция, художественный текст, адаптированное изложение, культуроведческий потенциал, базовые концепты, принцип концентризма.

Усилившийся в последнее время интерес к проблеме взаимодействия языка и культуры связан с общим развитием науки о языке, которая в значительной мере расширила свои границы и теперь не ограничивается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.