Научная статья на тему 'Методика развития профессионально-педагогических умений будущих учителей черчения'

Методика развития профессионально-педагогических умений будущих учителей черчения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNICAL DRAWING / PROFESSIONAL SKILLS / MODEL OF METHODS IN TEACHING TECHNICAL DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанкова Тамара Сергеевна

В статье раскрывается методика обучения техническому рисованию студентов ИПФ в процессе графической подготовки. Выделены группы важных педагогических умений, успешно развиваемые у будущих учителей черчения на базе технического рисования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика развития профессионально-педагогических умений будущих учителей черчения»

УДК 372.8 К 142

Т. С. КАЗАН КО ВА

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЧЕНИЯ

В статье раскрывается методика обучения техническому рисованию студентов ИПФ в процессе графической подготовки. Выделены группы важных педагогических умений, успешно развиваемые у будущих учителей черчения на базе технического рисования.

Улучшение качества подготовки будущих учителей черчения в вузе предполагает решение ряда актуальных проблем профессионально-педагогического образования, одной из которых является недостаточный уровень развития профессионально-педагогических умений будущих учителей черчения. Развивать эти умения возможно на базе графических дисциплин, придавая им профессиональную направленность.

Анализируя графическую подготовку в вузе, мы пришли к выводу о том, что наиболее значимой базой развития профессионально-педагогических умений может стать техническое рисование.

Недостаточное развитие профессиональнопедагогических умений студентов является причиной многих проблем, возникающих у выпускников, работающих в школе. Это связано, прежде всего, с неумением лаконично и последовательно излагать свои мысли, профессионально выполнять педагогический и технический рисунок при изложении теоретического материала, с неумением работать мелом и другими материалами на классной доске. Молодые учителя зачастую не имеют должного представления о специфике технического рисования, предполагающего максимальную простоту изображения формы, смысловую точность и лаконичность. Техническое рисование по заложенным в нем возможностям выражения технической мысли является прекрасным средством развития пространственного представления и творческого воображения.

Использование технического рисунка в обучении черчению значительно облегчает изложение учебного материала. Рисунок на классной доске имеет преимущества перед готовыми таб-

лицами и схемами: иллюстрируя рассказ учителя, он становится подвижным — возникает, дополняется и завершается на глазах учащихся; здесь каждая деталь приобретает значение, каждый штрих и линия получают смысловую нагрузку.

Его значимость, как важнейшего метода изображения от руки для технических и производственных целей, как иллюстрации к чертежам, а также как первичной формы фиксации творческой идеи, как средства развивающего воображение, глазомер, чувство пропорций, тренирующего глаз и руку учащегося, признавалась издавна, со времени зарождения и первых шагов развития педагогической мысли. Однако в вузе на его изучение отводится всего 6 часов. К тому же отсутствует четкая методика преподавания технического рисования. Да и развитие профессионально-педагогических умений в процессе выполнения технического рисования не стало еще предметом современных методических исследований.

Указанные недостатки существенно снижают уровень профессиональной подготовки будущих учителей черчения, и как следствие не обеспечивается должный уровень развития графических способностей школьников.

Преподаватель черчения сам должен обладать комплексом профессионально-педагогических умений, который позволил бы ему развивать соответствующие знания и умения у студента на протяжении всего процесса обучения. Профессионально-педагогические умения определяются нами, как способность на высоком уровне выполнять графические работы, в том числе и технический рисунок, а также быть готовым к одновременному решению педагогических задач. К профессионально-педагогическим умениям,

чО Юрч. ..доил^чами uujBHn. || .virile- ■»■ Lt/л лшссииы 1>«С*.»ания, l и i t i

) I k>a(l>H4b^i( tt>- > iwcbr) i )мьппь ODillUjinn 11 c0»ic I i.d'-vtKMl It .Cl -■■t'ita- I n,i i ■'Пр. /лис tiM ho bnllK.jlHthrie dn i -1КШ1ЬН1 4 11- il !i I.Ulb-

Hb.A i apdj-лель i* atj^iieHiiwh^ mpHbix линий,

ЛРОВСЯСНИ! ОЮг«1"П"., jl |РчИР <1111- liOl

ill'Ямой piinnbh 4i- ( ■ lip S’u^MWt HfT-ii! НП-1

v'-.t* It b y< ria Hr liiBHhiC ЧаГ"Ч знание

1аКиЫ<М^рЬ< »it-i Пчстрчени? О- „г 1Мение ри-

-OBdTT- гишские теоретические рч] уры • т н pj i- -л ipard ip 1 vi пт -ре ( пьн! ка, < к .ужност! ОВЭЦОВ, ?ЛТТИГ..'ОР VMfiHH 11) WI.TIi itrYbRMvь.ете-ла умениевыпочнятг,{ ■ г«не•■>, i молелипонку, умения rt,-to4hhti технические ой

■,VH Ч технический pH^VHO' П Чертежа' ПЖ )

чо? ci (, |4 i pmcvh ik -ловес,.о; у описанию г> репгтазопянием умелое владение ра: шчны 'flr м ■’•рчалами (мелом, i лев: мл ру i i маркерамл т.д.); умение .очетать выполнение г' нического р icvi ка ка дослс г.л» од-

новременными КОММсНТаииямг r a и nOt. ( it-ЧИЮ,

11 КС ICTDVb HBhbw 1 rvifcbrl j i о ,й l .

му гадании цля учащихся, у i и.- определ,, .

)Ш1 f)KP 11 Pu JCT .1 иОЪЯСНЬ I J Ил nPOwCXl.,. /к Hi.. .

объективно оценивать d -1.ащилс*

4 i —атэчекие имение .ргани? „ „ч . i ю-шавательн * то деятельность > .оши.- умение КОНТРОЛИРОна ГЬ i ;леДиво4 ;льН0С1ь vJc- i I Ы Hail ,а. анис№ ко I lt.poBaib цеятельнои >учп1ш, ^ :я. ... анизоьывй! Ь *• KOUPtpn I 1*00.-.- И t lil( I ISeH

rf fR. ЮЯГедЬНиС! . Л I ивелеНИ1- VlticnU jprailH-Ю Бывать t UICK I Iiuhfiu. пНЛИЬИ^онбпЧ HHI -

ib i iibn-vh 1СЯ itjiBHUci v lauiki^ci ь ■ i-ика* ii" ■ivie. Mi [1ЧИНИ1 >

j I KOMMVHHICai нвнг»|1 v Ht'hHf 4bI ))IKTk

■ LiMV рисованииi^iicj yilhj ннт“рк<'

чк 'i a) nbMaiepHHii) умени*речевые v 1 ^ие 4ih--.a ^riM ripaBv>иьнп говорит н п^чие лик-^r ‘M i" rt.-'"4ini-iiK<(4 i n <>ca ii| i obvciie i «t №ч-

i p-’o7 ^ - LHH- пршильно выИрат.. инт >напии

(пц разъяснении пн»' и-г, т, | y*i^mif иат< т -и усганавлива!-, Mfnaipi '-летнь. cbsch м поразо чате.и—.iv р^винаютих ii в спиптваюпи ■'■теля*

.1К-;пнп » 1ТГ)6|111ЖелаТ-е/|г,^0 (HIT 1СНИП t I ■ ПИП

КИ [рамотно аю-чносдепят? ээм^чянир ппппа-умечие 1 1В-11Ь чги-рГ). Ы Ч ППШ ’ [а чи-о ru.pi. q п

Iin; I ..uv\ эпическому Р''горяии.о

Ifvw rp.vr, | ЧЧИН- ГкНЯ "ЧИЯТ1Ч' г . ЧРПЧеНИК> V>T'4

Г1.. ] I ) 1;-^ 1-1 1 ■ .ы |ип. 1 ЧЛ 1г--ТОДп.л.

преподаьаН! л г,и-Ь"1 НеоЬхоц*- Л п

I сльнь) 4 к »| леке Мы- Осмивампь^Й .10 I СЛОМ

М» Ш ......... 1^,лНИЧсским рисунком Я^ЛЯН<ЩИХ

••» нии1 >1 - и- I 11^ шящейбазой для разв* и ио>

ф^ССИОН 1 11>Ни-Ц| ТаЮГИчесКЙЛ -МСНп^ V Чк««ЫпО> р,У>-1 д^1 < ’ '1И П-1" I -I ■•-р-.спиЯ Л I* ^ Ь-1МН О«о

раПчтННСИ инильмаи I л. I* VI, УЛр-1Ж.НенИИ ПО-

гичн I интсфинчванчал I ■pv^llт )СН1 рвно иоразонап ьупй ючгр^м^ ы г. I черчению V- ое-нлш^ем^» 1* ' '< -им—>1 ^аи'т'* '|_’н|||' самсч‘1 >»!>" ной н>! 1ит*иуа.']Ь1 ой -4 ф г> ■ -р- рм1 х деягелы»

I"' I <

У пре; К Г ■ “Г5 П'1 чами метг-дмческой молвлю техническим I рм^оияни! I как р^дств* разр^ йи пр^фесси ‘нал! ч->-п? дагпгмчег^и> уме г!И1 1е^- I ;ел1, ■ ’ 10логия < Г‘^ -1ечи> жстем; аданий 1 у оал... дий. наце енны> 1 развити пелагп 1ческих умении зазр мотанные нам1 уровни развмтия -'тиу умений шори. 1 )р 1. нза

• ШЬ ШИл I к.И реализация даННОЙ МС I иДИЧссКОЙ

модели позволяет Сформировать у . .УлсНТЬ ЦС ЛОСгНОе пред )ение с системе ,Р^ф сСИо пальных И педа! О I чсслил -папин. V леньи >•. а 1.1.11' Д. I Х)ОХ- ци...ь.. ,01л ОС> Цc^-lDJleHИЯ + . чкии! 1.1] С ЧИ нерчс»! I I .' итлс-ни я 1 1ми ме I „ическш модел1 прелу ма’фциае! П уследовй 1 с.ЛЬНО< освоение

1ГрИ1|Щ||| II. ]1||И( Лиг. ^ , -осООО.- ^ХНИЧссКОГС;

рисииання

(кНОйНая ра< 3 ПОЛЖпа ПООВоЛ! г,с> I На

циавл ни» к

■ ) |;Ш и'л1ати есл.^ -1Ьl■•^JJlнeн^l^ ч » I- 1|^м.. ра НЮО^разНЫХ 1 1сИи|.иВОЧН1>1д I НОа/КЬ^пй!< Но

ц>41<‘- 11.1л на ')риоо1ч 1^ние тавьшив Оклал^ни. приемами И I 1исо6ам1- I ническо) о рисования .Юлруково^ ^цчм 1 реподанаи ля,

2'| '• Т-МгТИЧсСКОг выполнение лтчьшц-

т^’нт - —НИ*'.-в^~ф I --^че-4^11-<Н^ ” д*+ О-}Ц V

I Оа<нЧТИ<- П}'0фе< .Н5 -.,1 1-пеЛЯ1--"-чес

к?. у!ен^и рет---------и о г стулечта соч(-т ни^

навк.? 'I т*-ч чиче К1 Ю рисован? ^ со еппщпио-1 I 1 тепе).--^^-' ?нан? 1 1 УЧРнМЯ гипны | ^..унтн»-

уч^чч!

«казаю ь. направления ПЯЧПЫТИ- ^ нччр^-ко-

Г< Г ’^опяния и определяйч Г М'■!< юг.тппенИ' ЧЧЯТМ&

1 | стч тн» р-« I чрп лвижен-'* тук? п™пво ^чмой г 133ом ч развитие лянч^п!’

2 ) В! гполнечие технических ПИГЛЖКОЙ

Тсдагогика. Психология опиальная работа. Ювенология. -оциокинетика № 1

3) задания и упражнения, способствующие развитию профессионально-педагогических умений.

Результатом обучения должно явиться развитие профессионально-педагогических умений, а так же навыка технического рисования. В этом и состоит рациональность использования технического рисования как средства развития педагогических умений.

В основу методики развития профессионально-педагогических умений были положены система заданий и упражнений по техническому рисованию.

Задание 1. Упражнения в проведении вертикальных, горизонтальных, наклонных, параллельных линий и дуг окружностей.

Цель задания - развитие умений навыков в проведении различных линий от руки без чертежных инструментов.

Умения: умения работать от руки без инструментов (приемы проведения параллельных, горизонтальных и наклонных линий, окружностей, деление отрезков и углов на равные части).

Тренировка глаза и руки в проведении вертикальных, горизонтальных, параллельных, перпендикулярных линий, проведении дуг окружностей; делении отрезка прямой на равные части, проведение перпендикуляров, деления угла на равные части. Это задание направлено на выработку и закрепление навыков в проведении различных линий от руки.

Задание 2. Рисование плоскостных изображений.

Цель задания - закрепление навыков в проведении линий и упражнение в восприятии и передаче на рисунке пропорций фронтально расположенных плоских (линейных) фигур.

Умения: умение от руки без инструментов рисовать многоугольники, плоские фигуры.

После упражнений в проведении линий, «постановки руки» при рисовании, студенты переходят к рисованию плоских фигур. Это задание направлено на закрепление умений и навыков в проведении линий и упражнение в восприятии и передаче на рисунке пропорций фронтально располагающих плоских (линейных) фигур.

Задание 3. Рисование плоских фигур, расположенных в аксонометрических координатных плоскостях.

Цель задания - закрепление навыков рисовать плоские фигуры и упражнения в построении ак-

сонометрических осей о руки.

Умение правильно от руки изображать плоские фигуры поможет быстро строить их в аксонометрических координатных плоскостях.

Задание 4. Рисование гранных геометрических тел, цилиндра и конуса по правилам аксонометрии.

Усвоив рисование плоских фигур по правилам аксонометрии, легко перейти к изображению геометрических тел.

Задание 5. Аксонометрические рисунки группы геометрических тел с нанесением светотени.

Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; развитие педагогических умений - сочетать выполнение технического рисунка на доске или бумаге с одновременными комментариями к его построению.

Умения: умения рисовать от руки на бумаге или классной доске.

Основные задачи этих заданий - восприятие и передача на плоскости объемных форм, применение в рисовании правил построения аксонометрических изображений и развитие пространственных представлений.

В данном случае мы останавливались на задачах пространственного решения группы геометрических тел, рассматривали одновременно и композиционное решение формата.

Большое значение для успешного развития у студентов профессионально-педагогических умений и навыков имеет выполнение технического рисунка на классной доске с одновременным комментарием к его построению. Например, это могут быть упражнения, в которых студент выполняет технический рисунок (рисунок по чертежу или группы геометрических тел) на доске на основе указаний порядка выполнения. При этом и сами указания и действия по выполнению чертежа осмысливаются и контролируются всей группой студентов.

Осуществляя профессиональную направленность в обучении студентов педвуза по черчению, целесообразно на этом занятии дать некоторые сведения о работе мелом на классной доске. Нужно остановиться на вопросах глазомерного масштаба будущего изображения, верной компоновки. Следует отметить, что, мастерство работы учителя на классной доске вызывает восхищение у учащихся, повышает их интерес к черчению и активизирует графическую деятельность.

От студентов требуется педагогически грамотная демонстрация приемов работы на классной доске. Студенты должны хорошо овладеть теорией геометрических построений и практикой демонстрации приемов работы при проведении параллельных и перпендикулярных прямых, при построении и делении углов, делении отрезка на равные части от руки. Одним из требований такого вида работы является и одновременное комментирование последовательного ведения построений на доске. Четкость, быстрота и методическая грамотность графического изображения на классной доске зависит от многих умений в том числе: от умения верно компоновать на поле доски предполагаемый графический материал, от выбора его масштабности, от верного последовательного и поэтапного выполнения рисунка; от верно выбранного темпа ведения работы, от синхронного сопровождения речью каждого этапа построения. Задание для таких упражнений не должно быть слишком сложным, например, для этой цели на доске можно рисовать не группу геометрических тел, а взять одну какую-то фигуру. Содержание работы, выполняемой на классной доске, не должно расходиться с содержанием работы, выполняемой группой.

Наряду с графическими умениями студенты приобретают не менее важные педагогические умения профессиональной постановки голоса, владения интонацией, работой на классной доске, получает умения сочетать выполнение рисунка с одновременным объяснением его построения; развивает речевые умения, умение компоновать изображения на доске, умение правильно стоять относительно доски, не закрывая собой изображаемое.

Задание 6. Аксонометрические рисунки по чертежу.

Цель задания - установление связи между ортогональными и аксонометрическими чертежами, развитие пространственного представления, закрепление навыков рисовать от руки, развитие техники рисования.

Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; развитие педагогических умений - определять ошибки в работе учащихся и пояснять их происхождение, объективно оценивать работы учащихся и их исправлять.

Умения: умения рисовать от руки, умение тактично исправлять ошибки в работах товари-

щей.

Перед тем как студенты приступят к выполнению технического рисунка по чертежу, необходимо напомнить, о таком важном педагогическом умении учителя - оценивании работ учащихся. И предупредить, что эту работу им предстоит оценить самим, а также работу своего однокурсника.

После выполнения рисунка они сообщают оценку своей работы, пытаясь обосновать ее объективность, затем студенты обмениваются работами для проверки и оценивают работу своего однокурсника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученная установка перед выполнением практического задания оказывает влияние на качество работы. Предстоящее оценивание стимулирует студентов к аккуратности, точности графических построений.

Одновременное развитие педагогических и графических умений является процессом взаи-мообогащающим. Педагогическое умение развивается на базе графического умения. А графическое умение решается более успешно, т.к. мотивом является важное педагогическое умение -оценивание работы.

Приобретая графические умения в рисовании от руки, студенты развивают одновременно и педагогическое умение - умение оценивать графические работы.

Задание 7. Аксонометрические рисунки с натуры.

Цель задания - закрепление навыков рисовать от руки, развитие техники рисования.

Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; научиться выполнять рисунки различными графическими материалами.

Умения: умения рисовать от руки, умение выполнять рисунки различными графическими материалами.

Неотъемлемым умением в работе школьного учителя должно стать умение использовать различные графические материалы. Это относится к таким изобразительным материалам как белый и цветной мел, цветные карандаши, гелевые ручки, которые, в силу своих специфических свойств, наиболее применимы в быстрых, наглядных изображениях (особенно крупного размера), позволяющих работать оперативно, быстро, свободно и широко, на больших классных досках, малогабаритной доске, либо на больших листах бумаги

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

73

(или в тетрадях ученика).

Преподаватель говорит, что выполнение технического рисунка они сделают несколько иначе, чем выполняли раньше, заменив карандаш другим графическим материалом по их желанию.

Задание 8. Выполнение рисунка по памяти и представлению, по чертежу с мысленным поворотом предмета.

Цели: развитие умений и навыков быстро выполнять технические рисунки; научить студентов выполнять рисунки по памяти и представлению, преобразовывать форму объекта и выполнять по видоизмененному объекту рисунок.

Умения: умения рисовать от руки, умение оперировать пространственными образами, умение выполнять рисунки по памяти и представлению, умение мысленно преобразовывать форму объекта и выполнять по видоизмененному объекту рисунок.

Эти задания представляют собой решение творческой графической задачи. Оно требует напряжения пространственного мышления и активно влияет на его развитие. Задания, требующие преобразования формы предмета имеют занимательную и творческую основу их выполнения. Научившись этому, студенты обязательно будут использовать их в своей будущей деятельности.

На занятии, приведенном выше, успешно реализуются графические умения, развивается пространственное мышление.

Приобретенные графические знания, получают целенаправленное их использование и становятся для студента профессионально значимыми.

Выполнение программных заданий, направленных на развитие профессионально-педагогических умений, позволит студентам не только добиться более высоких результатов в техническом рисунке, но и повысит их профессионально-пе-дагогическое мастерство. При этом они будут развивать свое зрительное восприятие, пространственное мышление, усовершенствуют практические навыки в быстром выполнении рисунков, обогатят устную речь, выработают артикуляцию и дикцию, умение уверенно держаться у классной доски.

Таким образом, качество профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей черчения будет обеспечено в процессе овладения техническим рисованием, как средством развития профессионально-педагогических умений в контексте его профессиональной направленности.

В этом контексте овладение техническим рисунком для студента становится профессионально значимым, а развиваемые педагогические умения в процессе его выполнения органично включаются в педагогический процесс и становятся базой развития основ методического мастерства будущего учителя черчения.

УДК 372.8 3 913

А.Ю. ЗУБКО

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье раскрывается сущность композиционной культуры. Автор приводит основные этапы формирования композиционной культуры будущего учителя изобразительного искусства. В качестве примера приводится построение алгоритма разработки эскиза композиции на первом этапе.

Содержание обучения композиции определено Госстандартом и типовыми программами. Однако практическая реализация программных материалов показывает, что наименее разрабо-

танным звеном данной дисциплины является формирование композиционной культуры как одной из основных составляющих профессионально-художественной подготовки будущего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.