Научная статья на тему 'Методика внутреннего контроля формирования финансовых результатов'

Методика внутреннего контроля формирования финансовых результатов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
959
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТОДИКА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миганова Кристина Борисовна

Данная статья посвящена изучению методики внутреннего контроля формирования финансовых результатов. Основное внимание уделено задачам и проблемам внутреннего контроля финансовых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика внутреннего контроля формирования финансовых результатов»

МЕТОДИКА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Миганова К.Б.

Миганова Кристина Борисовна — магистрант, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, экономический факультет, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

Аннотация: данная статья посвящена изучению методики внутреннего контроля формирования финансовых результатов. Основное внимание уделено задачам и проблемам внутреннего контроля финансовых результатов.

Ключевые слова: внутренний контроль, финансовые результаты, методика внутреннего контроля, факторы формирования прибыли.

Данные о финансовом положении организации представляют собой важнейшую составную часть управления ее финансово-хозяйственной деятельностью. Финансовое состояние организации во многом определяется ее финансовыми результатами - прибылью или убытком. Прибыль относится к числу ключевых понятий рыночной экономики и является одним из основных источников внутреннего финансирования, индикатором успешности деятельности организации. Информация о прибыли представляет наибольший интерес для пользователей и используется ими для принятия любых управленческих решений.

В конкурентной среде рыночных отношений одним из важнейших инструментов управления финансовыми результатами деятельности организаций оптовой торговли становится внутренний контроль, функционирование которого имеет своей целью сохранение и эффективное использование активов, обеспечение финансовой устойчивости [3, с. 117].

Основные факторы, побуждающие организации применять и совершенствовать методику внутреннего контроля финансовых результатов, сводятся к желанию собственников и руководства упорядочить бизнес-процессы с целью их рационализации и экономии средств.

Вопросы, связанные с учетом и внутренним контролем формирования финансовых результатов в коммерческих организациях, исследованы в работах российских и зарубежных ученых: И.Ы. Богатой, Л.В. Булавко, МА. Вахрушшюй, А.И, Камалова, А.11. Кизилова, Н.В. Климовой, В.Я. Кожинова, Н.П. Кондракова, Э.И. Крылова, В.М. Власовой, А.Д. Ларионова, Н.В. Липчиу, Д. Миддатона, А.И. Нечшайло, Б. Нидлз, А. Смит, Л.В. Сотниковой, Д, Стоуна, В.Г.Х. Суйца, А.Д. Шеремета и других.

Опираясь на труды данных авторов, к задачам внутреннего контроля финансовых результатов следует отнести:

- формирование финансовых результатов в соответствии с правилами бухгалтерского учета;

- обеспечение достоверности показателей бухгалтерской отчетности;

- формирование финансовых результатов в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства;

- обеспечение точности и полноты информации, формирующей финансовый результат;

- обеспечение прозрачности, оптимальной детализации и классификации данных, формирующих финансовый результат.

- обеспечение возможности анализа показателей, формирующих финансовые результаты в целях повышения эффективности управленческого учета, прогнозирования и текущего управления финансовыми результатами;

- поиск резервов и возможностей увеличения прибыли организации [1, с. 368].

Методика внутреннего контроля финансовых результатов основывается на проведении проверок и использования контрольных процедур на этапе формирования доходов от основной и прочей деятельности; расходов от основных видов деятельности и прочих; правильности расчета налога на прибыль и чистой прибыли [1, с. 369].

При организации внутреннего контроля финансовых результатов важное значение имеет правильное установление последовательности включения в контрольный процесс взаимосвязанных этапов данной системы (наблюдения, проверки, сбора, систематизации, обобщения информации и др.).

Совокупность организационных аспектов, методических и технических приемов, осуществляемых с помощью определенных процедур, составляет процесс внутреннего

контроля, практическое осуществление аудита финансовых результатов экономического субъекта. Данный процесс включает организационную стадию, методико-технологическую стадию и завершающую стадии. Для успешной реализации разработаны модели содержания процесса аудита, сюда включены аспекты научной организации аудита и труда аудиторов, управленческие аспекты процессом аудита и контроля качества его проведения, аспекты оценки эффективности аудита финансовых результатов.

Важным элементом аудита является определение влияния отдельных факторов на величину финансовых результатов.

Во время внутреннего контроля прежде всего должно быть оценено влияние прогрессивных факторов формирования прибыли - снижение себестоимости продукции, повышение качества и улучшение ассортимента продукции. Выявляются также негативные факторы - завышение цен, тарифов, нарушение установленных стандартов и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что нерационально и неэффективно построенный внутренний контроль финансовых результатов организации, может привести к выявлению искривлений, фальсификаций, что в дальнейшем может негативно повлиять на принятие управленческих решений пользователями [2, с. 444].

Среди проблем внутреннего контроля финансовых результатов ученый выделяют и конкретизируют следующие элементы:

- нестабильность законодательной базы;

- формальный подход к проведению аудита;

- использование шаблонного подхода в процессе аудита объекта проверки;

- недостаточный уровень понимания аудитором деятельности организации.

Полнота и качество информации, содержащейся в системе отчетности, предоставляемой собственникам и руководству всех уровней управления организацией, оперативность и адресность ее представления в значительной степени, определяют не только качественный уровень осуществляемого в текущем периоде контрольного процесса формирования финансовых результатов деятельности организации, но и эффективность стратегического управления экономическим субъектом в течение длительного периода времени.

Список литературы

1 Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /

Л.В. Донцова. М.: Дело и Сервис, 2017. 368-370 с.

2 Соколов Б.Н. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика) /

Б.Н. Соколов, В.В. Рукин. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2017. 442-444 с.

3 Филиппова А.И. Финансовый аудит в России. / А.И. Филиппова // Современная наука:

актуальные проблемы и пути их решения, 2017. 117 с.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Мочалов М.А.

Мочалов Максим Анатольевич — студент магистратуры, кафедра экономики и управления предприятиями, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются подходы к определению понятия «экономическая безопасность предприятия» с точки зрения различных научных школ. Сопоставительный анализ даёт возможность с разных сторон раскрыть многоаспектный характер этого понятия и выявить наиболее существенные компоненты.

Ключевые слова: менеджмент, управление предприятием, экономическая безопасность предприятия, стратегический анализ.

Разные учёные несколько по-разному определяют понятие «экономическая безопасность предприятия». Так, Е.А. Олейников использует ресурсно-функциональный подход и видит её как состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для преодоления угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия сегодня и в будущем [1]. С этой же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.