ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ
УДК 528.44:351.862
МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Екатерина Алексеевна Гавриленко
ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области», 630007, Россия, г. Новосибирск, ул. Советская, 4а, специалист гражданской обороны отдела инженерно-технических мероприятий и медицинской защиты, тел. (833)231-11-86, e-mail: [email protected]; Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Пла-хотного, 10, аспирант кафедры кадастра и территориального планирования
Тема статьи рассматривается небольшим количеством авторов, проблема управления защитными сооружениями гражданской обороны остается открытой. Статья рассматривает методику ведения кадастра недвижимости земель промышленности и иного назначения на примере защитных сооружений гражданской обороны. Методика применима для работы специалистов, может послужить пособием для обучения молодых сотрудников.
Ключевые слова: земли промышленности и иного специального назначения, защитные сооружения гражданской обороны, кадастр недвижимости земель иного специального назначения.
TECHNIQUE FOR MAINTAINING CADASTRE
FOR STATE INDUSTRIAL- AND OTHER SPECIAL-PURPOSE
LANDS BY EXAMPLE OF CIVIL DEFENSE PROTECTIVE STRUCTURES
Ekaterina A. Gavrilenko
Centre for Civil Defense and Emergency, Novosibirsk region, 630007, Russia, Novosibirsk, 4a Sovetskaya St., specialist in Civil Defense, Department of Engineering and Medical Defense, tel. (833)231-11-86, e-mail: [email protected]; Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., post-graduate student, Department of Cadastre and Territorial Planning
The problem of civil defense protective structures management has not been solved as yet. The technique for maintaining cadaster for industrial- and other special-purpose lands is presented by the example of civil defense protective structures. It may serve as a manual for training young specialists.
86
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
Key words: industrial and other special-purpose lands, civil defense protective structures, cadaster of other special-purpose lands.
Объекты недвижимости - это земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, участки леса, а также здания, сооружения, инфраструктура, коммуникации или насаждения, все то, что прочно связано с землей и не может быть перемещено без несоразмерного ущерба их назначению [3]. К объектам недвижимости, согласно гражданскому законодательству, относятся также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и иное имущество, которые могут быть не связаны прочно с землей, но подлежат особой государственной регистрации [4]. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (гл. 16, ст. 87) землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений [5]. Следовательно, земли обороны и безопасности входят в состав земель промышленности и иного специального назначения.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения устанавливается:
1) правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности [10].
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях. Исполнительные органы государственной власти, согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из зе-
87
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
мель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования [5].
Характерной чертой данной категории земель является установление определенных условий использования земель. Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры. Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются [8]. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, не совместимые с целями установления зон. Зоны устанавливаются на основании соответствующих нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель [6, 9, 17]. То есть порядок использования данных земель подчинен режиму эксплуатации объектов недвижимости, прочно связанных с землей. Земли имеют строгое нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования их в несельскохозяйственных целях. Согласно ст. 33 Земельного кодекса, размеры земельных участков устанавливаются по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с правилами проектной документацией. Если таких норм не установлено, то площадь земельного участка, необходимого для обслуживания объекта, определяется в проекте его строительства [5].
Согласно государственному стандарту Российской Федерации, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» относит к объектам гражданской обороны убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне [9]. Законодательством, регулирующим гражданскую оборону, предусмотрена возможность различных форм собственности защитного сооружения: государственная, муниципальная, областная и частная [2]. В данном случае право собственности возникает согласно Федеральному закону о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.07.1997 № 122-ФЗ [13].
88
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
В настоящее время единственной методикой ведения кадастра защитных сооружений является проведение инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны. Инвентаризация земель в г. Новосибирске осуществляется с 1997 г. [1, 14, 15, 16, 19]. Данная процедура проводится в среднем один раз в пять лет, последние данные были получены в 2013-2014 гг. Для данных целей были разработаны Методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации, утвержденные заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А. П. Чуприяном 17 мая 2013 г. № 2-7-87-5-14 [7].
Инвентаризация затрагивает все организации, имеющие на балансе защитные сооружения гражданской обороны, расположенные на территории области, вне зависимости от их формы собственности. Данная процедура - ведение кадастра защитных сооружений - обеспечивает всех участников правоотношений с недвижимым имуществом достоверной информацией о земельных участках и иных объектах недвижимости, их правообладателях и правовом режиме с целью защиты публичных и частных интересов.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия [10]. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок [11, 12].
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Состояние защитного сооружения проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках.
89
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации [13].
Проверяется также наличие документов на земельные участки, находящиеся в собственности организации. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Приведем данную методику в виде схемы ниже (рисунок).
Инвентаризация затрагивает все организации, имеющие на балансе защитные сооружения гражданской обороны. Использование данной схемы упрощает процесс проведения инвентаризации специалистами. Таким образом, проведение инвентаризации является единственной методикой ведения кадастра защитных сооружений. Данный процесс необходим для получения полноценной и актуальной картины состояния всей базы защитных сооружений.
90
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
Создается комиссия (представители администрации, бухгалтерские службы, другие специалисты) при участии материально ответственных лиц
Сведения записываются в инвентарные описи и акты (указываются по наименованию в единицах, принятых в учете)
На каждой странице прописью указывается число материальных ценностей и общий итог
Ставится отметка о проверке цен, таксировке и подсчитываются итоги. Ставятся подписи ответственных лиц
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом
Результаты регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций * 1
До начала проверки надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, а также:
а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
Рис.
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аврунев Е. И., Жарников В. Б. Инвентаризация земель города Новосибирска // ГЕО-Сибирь-2006. Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 24-28 апреля 2006 г.). - Новосибирск: СГГА, 2006. Т. 2, ч. 2. - С. 3-5.
2. Веселкова Е. А., Соловьева Ю. Ю. Вопросы управления специализированными объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности // Г лобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность. - Новосибирск: СГГА, 2013.
91
Вестник СГУГиТ, вып. 2 (30), 2015
3. Гавриленко Е. А. Сущность понятия «объекты недвижимости» и их классификация
при преподавании дисциплин кадастрового профиля // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики : сб. материалов Международной научно-
методической конференции, 16-20 февраля 2015 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч. 2. - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. - С. 11-17.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы Консуль-тантПлюс.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (25 октября 2001 г.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
6. Современные технологии инвентаризации земель для целей кадастра / А. П. Карпик, И. В. Лесных, В. А. Середович, А. В. Горобцов // Вестник СГГА. - 1998. -Вып. 3. - С. 53-56.
7. Методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации, утвержденные заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.П. Чуприяном 17 мая 2013 г. № 2-7-87-5-14 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
8. Нецветаев А. Г. Земельное право. - М., 2008. - 386 с.
9. О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны: постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
10. Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003 № 4317): приказ МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 (ред. от 09.08.2010) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
11. Строительные нормы и правила инженерно-технические мероприятия гражданской обороны СНиП 2.01.51—90 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
12. Строительные нормы и правила нормы проектирования часть II Защитные сооружения гражданской обороны Глава 11, СНиП II-11 -77 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
13. Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.07.1997 №122-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
14. Аврунев Е. И., Жарников В. Б., Лесных И. В. К вопросу о геодезическом обеспечении работ по инвентаризации городских земель // Вестник СГГА. - 1999. - Вып. 4. -С. 48-53.
15. Жарников В. Б., Трофимов П. В., Фролов Ю. Г. К вопросу об инвентаризации крупных промышленных комплексов // Современные проблемы геодезии и оптики: научно-техн. конф. преподавателей СГГА: тез. докл., Новосибирск, 24-28 апр. 2000 г. - Новосибирск: СГГА, 2000. - С. 82.
16. Зверев Л. А. Инвентаризация земель, занятых промышленными объектами. - Новосибирск: СГГА, 2011.
17. Середович В. А., Тогузова М. М. К вопросу учета экологических факторов при разработке схем кадастрового зонирования территории промышленных городов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, ле-
92
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
соустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. - С. 140-144.
18. Юсупов Н. Р., Батраков В. В. Технологические аспекты выполнения инвентаризации земель города Новосибирска // Вестник СГГА. - 2000. - Вып. 5. - С. 35-38.
Получено 13.05.2015
© Е. А. Гавриленко, 2015
93