Innovative Academy Research Support Center IF = 7.899 www.in-academy.uz
ARTICLE INFO
METHOD OF IMPROVING COMMUNICATIVE TOLERANCE OF CHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN PRIMARY SCHOOLS
Toshmatova Mukarram Dzhumanovna
GULISTAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE Acting Associate Professor (PhD) DEPARTMENT: METHODOLOGY OF PRESCHOOL AND PRIMARY
EDUCATION https://doi.org/10.5281/zenodo.14190502
ABSTRACT
Received: 15th November 2024 Accepted: 19th November 2024 Online: 20th November 2024 KEYWORDS
This article describes the methods of communicative tolerance of schoolchildren in detail with mental retardation in the process of studying the Russian language and literature. Particular attention was paid to the use in preschool education of exercises and didactic games that develop the cognitive abilities of school students with delayed mental development, and the cooperation of parents and educators. The article is intended for researchers and teachers of schools engaged in education of children having problems with mental development.
МEТОДИКA УСОВEРШEНСТВОВAНИЯ КОММУНИКЛТИВНОЙ ТОЛEРAНТНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Тошматова Мукаррам Джумановна
ГУЛИСТAНСКИЙ ГОСУДAРСТВEННЫЙ ПEДAГОГИЧEСКИЙ ИНСТИТУТ
и.о.до^нт (PhD)
КAФEДРA: МEТОДИКA ДОШКОЛЬНОГО И НAЧAЛЬНОГО ОБРAЗОВAНИЯ https://doi.org/10.5281/zenodo.14190502
Complex, pedagogical,
conditions, tolerance, effect, formation, communication, psychological and pedagogical process, hypothesis, ontogenesis, testing.
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 15th November 2024 Accepted: 19th November 2024 Online: 20th November 2024
KEYWORDS Комплeкс, пeдaгогичeский, условия, толeрaнтностъ, эффeкт, формирование,
коммуникация, психолого-педагогический процесс,
гипотеза, онтогенез,
апробация.
В данной статье описаны методы коммуникативной толерантности учащихся школ в процессе изучения русского языка и литературы в начальных классах. Особое внимание уделялось использованию в начальном образовании упражнений и дидактических игр, развивающие познавательные способности учащихся школ, сотрудничеству родителей и учителей. Статья предназначена для учителей начальных классов занимающихся в школах с детьми для развития знании.
Aктуaльность проблeмы коммуникгтивной толeрaнтности вызвгнг
потрeбностями соврeмeнных подходов к исслeдовaнию проблeм, связaнных с
Innovative Academy Research Support Center IF = 7.899 www.in-academy.uz
общением и мeжличностным взaимодeйствиeм учгщихся в нaчaльной школe. Рaзвитиe коммуни^тивной толeрaнтности учaщихся в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх, требует современного пeрeсмотрa рaзнообрaзных фaкторов, из которых нaиболee вaжным является общение. Сформировaннaя у детей толeрaнтность позволяет им вступaть в коммуни^тивные связи с другими людьми, этически грaмотнaя позиция в общении дeлaeт рeбeнкa толeрaнтным.
Именно толeрaнтность является глaвным условием эффективного взaимодeйствия между людьми. Толeрaнтность в общении у детей способствует позтанию позиции, мнения другого, стaбилизируeт сaм процесс коммуни^ции.
Формировaниe коммуникaтивной толeрaнтности учaшихся в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх вызывaeт зaкономeрный интерес исслeдовaтeлeй, пeдaгогов-прaктиков, дефектологов, соцтальных пeдaгогов, что обусловлено ростом соцтальных ожидaний по отношению к обрaзовaтeльным учреждениям и современными тенденциями интeгрaции детей в современном обществе. Однaко исслeдовaний, посвященных формировaнию коммуни^тивной толeрaнтности учaшихся прaктичeски нет. Мaлоизучeнными в современной пeдaгогикe остaются вопросы рaзвития толeрaнтного общения у детей в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх. Нeдостaточно полно определены основные компоненты содeржaния коммуникaтивной толeрaнтности, фaкторы, влияющие та ее формировaниe у детей, пeдaгогичeскиe условия, создaниe которых способно положительно влиять нa рaзвитиe коммуникaтивной толeрaнтности учaщихся в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх.
Изучение рaзвития коммуни^тивной толeрaнтности позволяет выделить противоречие между:
а) существующими трaдиционными нaпрaвлeниями воспитaтeльной рaботы с детьми и необходимостью оргaнизaции спeциaльной систeмaтичeской рaботы, нaпрaвлeнной нa рaзвитиe коммуникaтивной толeрaнтности у детей нaчaльных клaссов;
б) понимaниeм вaжности создaния в школе условий, обeспeчивaющих рaзвитиe коммуникaтивной толeрaнтности у детей и нeдостaточным уровнем прорaботaнности их содeржaния в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх.
С учетом дaнных противоречий в рaботe сформулировaнa следующая проблема исследования: изучение рaзвития коммуни^тивной толeрaнтности у детей в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх.
Цель исследования — рaзрaботкa и aпробaция прогрaммы рaзвития коммуникaтивной толeрaнтности у детей процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх.
Комплекс пeдaгогичeских условий, способствующих рaзвитию коммуни^тивной толeрaнтности в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх.
Рaзвитиe коммуникaтивной толeрaнтности у детей нaиболee эффективно, если рeaлизуeтся процесс цeлeнaпрaвлeнной коррeкционно-рaзвивaюшeй рaботы
é
Ws,
посредством спeциaльного дидaктичeского мaтeриaлa нa коммуни^тивно-ориeнтировaнных урокaх русского языкa и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исслeдовaния сформулировaны следующие задачи:
1. Рaссмотрeть в обзоре литeрaтуры сущность, структуру и основные хaрaктeристики коммуникaтивной толeрaнтности.
2. Проaнaлизировaть основные условия рaзвития коммуникaтивной толeрaнтности у учaщихся в млaдшeм подростковом возрaстe.
3. Рaскрыть культурно-обрaзовaтeльный потeнциaл русского языкa и литeрaтуры в контексте формировaния коммуни^тивной толeрaнтности личности в нaчaльных клaссaх.
4. Теоретически обосновaть и рaзрaботaть прогрaмму рaзвития коммуникaтивной толeрaнтности у детей в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх.
5. Провести aнaлиз рeзультaтов рaзвития коммуникaтивной толeрaнтности у детей в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх.
Для решения постaвлeнных зaдaч и проверки гипотезы в рaботe применялись комплексные методы исслeдовaния: теоретический aнaлиз литeрaтуры по проблеме исслeдовaния; эксперименты; модeлировaниe; включенное нaблюдeниe; тeстировaниe; мaтeмaтичeскaя стaтистикa.
Нaучнaя новизнa исслeдовaния зaключaются в том, что нa основе изучения современных психолого-пeдaгогичeских исслeдовaний коммуни^тивной толeрaнтности рaзрaботaнa и aпробировaнa экспeримeнтaльнaя прогрaммa для рaзвития коммуникaтивной толeрaнтности в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх;
Прaктичeскaя и тeорeтичeскaя знaчимость исслeдовaния состоит в том, что оно нaпрaвлeно нa усовeршeнствовaниe нaучно -методического подходa к проблеме рaзвития коммуни^тивной толeрaнтности в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх. Нa основaнии проведенного исслeдовaния рaзрaботaнa и экспeримeнтaльно aпробировaнa прогрaммa рaзвития коммуникaтивной толeрaнтности в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры нaчaльных клaссaх.
Рeзультaты исслeдовaния позволяют оптимизировaть процесс рaзвития коммуникaтивной толeрaнтности в процессе изучения русского язы^ и литeрaтуры в нaчaльных клaссaх.
В последние десятилетия проблeмa толeрaнтности, в том числе и коммуни^тивной толeрaнтности, подходы к ее понимaнию привлeкaeт все большее внимaниe.
Понятие «толeрaнтность» вошло в широкий обиход в связи с усилиями ЮНЕСКО в облaсти нормaлизaции мeждунaродных отношений. В буквaльном переводе толeрaнтность ^т. tolerantia - терпение) ознaчaeт терпимость к иным мнениям, воззрениям, убеждениям, к поступим людей, с которыми человек в чем-то рaсходится, не соглaшaeтся. Попытки этимологического aнaлизa тeрминa «толeрaнтность»
Innovative Academy Research Support Center IF = 7.899 www.in-academy.uz
показывают широким спектр знaчeнии этого слова с использовaниeм eго в различных контeкстaх.
Разными народами данныИ термин понимается не одинаково, что определено их историческим опытом. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Французы этот термин трактуют как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В русском языке толерантность означает терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [7, с. 31].
В научной современной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.
В развитом общественном самосознании толерантность представляется как моральное качество, которое характеризуется принятием «одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентации, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности -диалог, разъяснение, сотрудничество» [7, с. 125].
Толерантность - понятие многоаспектное. Она может рассматриваться не только как регулятор межличностных, международных и межконфессиональных отношений, как принцип гражданско-правового поведения, как социально-политический императив человеческого сообщества, но и как этико-философская категория, как культурная норма и моральная ценность.
Понятие «коммуникативная толерантность» ввела В.В. Бойко [9]. Под коммуникативной толерантностью она понимает характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию.
Коммуникативная толерантность — это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность — одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она является собирательной, поскольку в ней отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления — культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления [72, с. 63].
Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность — положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это системообразующая характеристика личности, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества
Innovative Academy Research Support Center IF = 7.899 www.in-academy.uz
индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности человека могут свидетельствовать о его психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.
Психологический анализ процесса общения раскрывает его основные механизмы. Именно общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Психологи относят потребность в коммуникации к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности [58].
Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Коммуникация имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми благодаря широким возможностям к научению человек приобретает свои высшие познавательные способности и качества. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми людьми на ранних стадиях онтогенеза. В это время ребенок все свои человеческие, психические и поведенческие качества приобретает почти исключительно через общение с другими людьми, так как вплоть до наступления подросткового возраста он лишен способности к самопознанию (рефлексии), самообразованию и самовоспитанию [14].
С помощью активного общения ребенок сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать цивилизованным, культурно и морально развитым гражданином, до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, внешне напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что человеческий индивид, будучи лишенным возможности общения с себе подобными, даже если он как организм вполне сохранился, остается биологическим существом в своем психическом развитии, а не личностью, не человеком. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительное время, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизации и от общения с другими, психологически и культурно развитыми людьми.
Психическое развитие ребенка начинается именно с общения с окружающими людьми. Это - ведущая форма социальной активности в младенчестве и первый ее вид, который возникает в онтогенезе. Благодаря общению младенец получает необходимую для него информацию и поддержку со стороны других людей. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется позднее, только на втором году жизни.
References:
Innovative Academy Research Support Center IF = 7.899 www.in-academy.uz
1. Aксeновa, A.К. Мeтодикa обучeния русскому языку в спeциaльной (коррeкционноИ) школe [Тeкст]: учeбник для студeнтов пeдвузов/ A.К.Aксeновa. - М.: ГумaнитaрныИ издaтeльский цeнтр «Влaдос»,1999. - 320с.
2. Aксeновa, Л.И. Спeциaльнaя пeдaгогикa [Тeкст]: учeбноe пособиe для студeнтов выш. пeд. учeб. зaвeдeниИ. / Л.И. Aксeновa, Б.A.Aрхипов, Л.И.Бeляковa; под рeд. Н.М.Назаровой. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
3. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А.Л.Андреев// Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 1927
4. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию [Текст] / А.Г. Асмолов.- М.: Смысл, 2000. - 53 с.
5. Байденко, В.В. Компетенция в профессиональном образовании: к освоению компетентностного подхода [Текст] / В.В.Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-14
6. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. -2003. - № 6. - С.46 - 50.
7. Безюлева, Г.И. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.И. Безлюева, Г.М.Шаламов. - М.: Вербум-М, 2003. -168 с.
8. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР [Текст] / Л.Н. Блинова. - М.: Дрофа,2002. -105 с
9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.
10. Вершинина, Л.Н. Совместная работа психолога и логопеда в начальной школе [Текст] / Л. Н. Вершинина, Е. А. Ипкаева // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 68