Научная статья на тему 'МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
машиностроительное предприятие / инновационная деятельность / управление / методика / machine-building enterprise / innovative activity / management / methodology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сюй Синь, А.А. Герасимова, В.В. Прохоров

Последовательное формирование и реализация методики управления зависит от специфики, формы собственности и системы управления предприятием. В статье представлены этапы методики управления инновационной деятельности машиностроительного предприятия и их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сюй Синь, А.А. Герасимова, В.В. Прохоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

The consistent formation and implementation of the management methodology depends on the specifics, form of ownership and management system of the enterprise. The article presents the stages of the innovation management methodology of a machine-building enterprise and their content.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338.244

МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Сюй Синь, А. А. Герасимова Научный руководитель - В. В. Прохоров

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: bar.bog@mail.ru

Последовательное формирование и реализация методики управления зависит от специфики, формы собственности и системы управления предприятием. В статье представлены этапы методики управления инновационной деятельности машиностроительного предприятия и их содержание.

Ключевые слова: машиностроительное предприятие, инновационная деятельность, управление, методика.

METHODS OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF A MACHINEBUILDING ENTERPRISE

Sui Xin, A. A. Gerasimova Scientific supervisor - V. V. Prohorov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: bar.bog@mail.ru

The consistent formation and implementation of the management methodology depends on the specifics, form of ownership and management system of the enterprise. The article presents the stages of the innovation management methodology of a machine-building enterprise and their content.

Key words: machine-building enterprise, innovative activity, management, methodology.

Переход на инновационный путь развития является сегодня безальтернативным решением для сохранения России в числе развитых государств, что декларируется на различных уровнях государственной власти и бизнеса. Справедливо подчеркивается, что смысл новой экономики должен заключаться в смене технологического уклада, в развитии наукоемкого производства и информатизации общества. Генеральной целью социально-экономических преобразований в нашей стране является технологическая модернизация России с переходом на качественно новый уровень социально-экономического развития.

Машиностроение является уникальной отраслью обрабатывающего промышленного производства, от которой зависит уровень развития других отраслей и экономики страны в целом. Государство управляет отраслью машиностроения не полностью, а только лишь косвенно регулирует деятельность отрасли, создает условия для ведения бизнеса и принимает нормативно-правовые акты. Поэтому машиностроительная отрасль России не является конкурентоспособной на мировом рынке. Лидирующие позиции занимают такие страны, как США, Япония, Германия, Великобритания и Швейцария [1].

Если результат управления инновационного развития машиностроительных предприятий - рост уровня их инновационной активности, то под механизмом управления инновационным развитием машиностроения понимается совокупность экономических и организационных методов, приемов, средств, способов, процедур принятия управленческих решений, рычагов и инструментов воздействия на инновационное развитие машиностроительных предприятий с целью роста их инновационной активности за счет эффективного использования инновационного потенциала.

При формировании методики управления необходимо выбрать направление управления инновационной деятельности с помощью анализа положения предприятия на рынке, влияния внешних и внутренних факторов, а также риска. Несомненно, для каждого конкретного предприятия формирование стратегии инновационного развития зависит от специфики его деятельности [2].

Последовательное формирование и реализация методики управления определяет целесообразность разработки алгоритма формирования методики управления инновационной деятельностью машиностроительного предприятия, которая зависит от специфики, формы собственности и системы управления. Представленная методика содержит 4 этапа. На 1-ом этапе формируются цели инновационного развития, определяющие конечный результат. При этом цель должна соответствовать миссии, общим целям развития предприятия. Второй этап включает в себя проведение стратегического анализа, включающего несколько стадий: анализ внешней среды и инновационного климата, анализ внутренней среды, оценку инновационного потенциала [3]. На третьем этапе проводим выбор инновационной стратегии, где определяется размер и формы необходимых инвестиций, а также расчет рисков. Заключительный этап - это реализация стратегии инновационного развития, включающего контроль реализации и оценку эффективности. Главным условием эффективности реализации стратегии является качественно разработанная тактика её реализации, которая представляет собой пошаговую инструкцию, включает инновационную политику промышленного предприятия и процедуру управления инновационными рисками.

В таблице представлено методическое обеспечение формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия.

Методическое обеспечение формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия

№ Этап Подэтапы Метод

1 Постановка цели Формирование цели развития организации Мозговой штурм, метод экспертных оценок

2 Стратегический анализ Оценка инновационного потенциала Метод экспертных оценок

Анализ внешней среды и инновационного климата SWOT-aнaлиз, РЕ8Т-анализ, «Пять сил конкуренции» М. Портера

Анализ внутренней среды

3 Выбор инновационной стратегии Выбор инновационной стратегии Метод экспертных оценок

Определение размера и формы необходимых инвестиций, расчет возможных рисков Метод экспертных оценок; метод корректировки нормы дисконта; анализ чувствительности показателей эффективности; метод сценариев

4 Реализация стратегии инновационного развития Контроль реализации и оценка эффективности

Реализация стратегии инновационного развития Метод показателей

Команда проекта отвечает за реализацию стратегии перехода промышленного предприятия на инновационный тип развития в соответствии с распределением роли внутри команды и отвечает за принятые решения. Для того, чтобы стратегия считалась успешно реализованной, достаточно: полномочия проектной группы для совершения всех необходимых действий и шагов; наличие необходимого административного ресурса внутри предприятия.

Контроль реализации и оценка эффективности являются логически завершающим процессом реализации стратегии. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией [4]. Контроль является заключительным этапом реализации стратегии. Степень эффективности контроля во многом определяет насколько успешно предприятие справится с решением задач.

Этот этап начинается с расчета рентабельности активов - финансового коэффициента, характеризующего отдачу от использования всех активов организации. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала, качество управления активами. В отличие от показателя «рентабельность собственного капитала», данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства, поэтому он менее интересен для инвесторов.

Осуществление методики управления инновационной деятельностью машиностроительного предприятия подразумевает разработку совокупности тактических и оперативных мероприятий по достижению целей, предустановленных в стратегии инновационного развития предприятия. Под практическим применением методики понимается система мероприятий по обеспечению ее выполнения, включающая распределение полномочий, ответственности, необходимую координацию работы подразделений предприятия и соответствующий контроль.

К главным методам реализации стратегии и оценки перспектив инновационного развития предприятия необходимо отнести, технологический аудит, бизнес-планирование, систему бюджетирования, систему управления, основанную на анализе экономической добавленной стоимости (EVA), анализ отклонений, сбалансированную систему показателей (BSC) и др.

По нашему мнению, сбалансированная система показателей является наиболее эффективным методом реализации стратегии инновационного развития машиностроительного предприятия, поскольку предприятие, внедрившее эту систему, получает в результате методику в соответствии со стратегией инновационного развития на всех уровнях управления, которая связывает различные функциональные направления. Сбалансированная система показателей дополняет финансовые показатели системой оценки перспектив и потенциальных возможностей предприятия [5].

Сбалансированная система показателей отчетливо отражает связь инновационных целей и методами их достижения, между долговременными и кратковременными целями. Сбалансированная система показателей представляет собой регулирующий механизм с целью наиболее четкого формирования стратегии инновационного развития, а также является результативным механизмом ее оценки и осуществления.

Сбалансированная система показателей как механизм реализации стратегии инновационного развития имеет следующие достоинства:

1. Представляет инновационную деятельность предприятия в целом, так как содержит ряд показателей, которые объединены с основными направлениями инновационной деятельности предприятий и стратегией.

2. Инновационная деятельность для достижения целей инновационного развития по каждой составляющей позволяет добиться улучшений на корпоративном уровне.

3. В сбалансированную систему показателей входят лишь показатели инновационной деятельности, связанные со стратегией.

4. Любой из образующих сбалансированную систему показатель количественно определяется, для него устанавливается оптимальное значение, которое необходимо достигнуть.

Главным экономическим результатом от осуществления стратегии инновационного развития предприятия на базе системы сбалансированных показателей считается снижение сроков принятия стратегических решений, а также увеличение их обоснованности и эффективности.

Значимым нюансом введения системы сбалансированных показателей считается проблема степени уникальности данной системы на каждом предприятии, поскольку количественные показатели для предприятий будет различаться. Уникальность инновационной стратегии гарантирует предприятию конкурентные преимущества, поэтому неповторимыми должны быть как стратегические цели, так и мероприятия для осуществления целей, то есть BSC. Также важно, чтобы система стратегического управления предприятием на базе сбалансированной системы показателей была способна существенно повысить эластичность реагирования на рыночные перемены, обеспечить условия для увеличения дохода за счет введения инноваций и увеличение производительности работы за счет улучшения процессов.

На сегодняшний день развитие общества связано с возрастанием роли конкуренции в деятельности предприятия, что предъявляет новые требования к управлению его деятельностью. Решающим фактором выживания предприятия в конкурентной борьбе и усиления его рыночных позиций становится рост инновационной активности, которая напрямую зависит от выбранной методики управления инновационной деятельностью предприятия.

Таким образом, предложенная методика формирования стратегии инновационного развития промышленного предприятия является целостным законченным инструментом, который можно использовать для осуществления серьезных изменений в работе промышленного предприятия при переходе на инновационный тип развития. Каждый из этапов имеет свою законченную структуру и систему взаимосвязей и предполагает серьезную проработку каждого вопроса, от глубины проработки которых и анализа каждого этапа будет зависеть качество разработанной стратегии и её реализуемость. Реализация стратегии инновационного развития, на основе предложенных методики формирования стратегии инновационного развития и рекомендаций по ее практическому применению, обеспечит устойчивое развитие предприятия и рост его конкурентоспособности на рынке посредством реализации активной инновационной политики.

Библиографические ссылки

1. Варламов Г. В. К вопросу о формировании инновационного потенциала исследовательского вуза / Г. В. Варламов // Труды Псковского государственного политехнического института. - 2010. - № 13. - С. 125-128.

2. Управление инновационными проектами : учеб. пособие / по ред. проф. В. Л. Попова. -Москва. : Инфра-М, 2007. - 150 с.

3. Сурин А. В. Инновационный менеджмент : учебник / А. В. Сурин, О. П. Молчанова. -Москва. : Инфра-М, 2008. - 359 с.

4. Голдякова Т. Понятие и классификация инноваций / Т. Голдякова // Инвестиции в России. - 2006. - № 6. - С. 43-47.

5. Федорова Е. А. Стратегическое управление машиностроительным предприятием в условиях нестабильной экономики. / Е. А Федорова. - Тула : ТГУ, 1999. - 266 с. - Текст : непосредственный.

© Синь Сюй, Герасимова А. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.