Реконструкция историко-архитектурного наследия
DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2019-2-15 УДК 72.017.4; 712.36
Т.П. Шараева, Е.А. Лапшина
ШАРАЕВА ТАИС ПАВЛОВНА - магистрант, e-mail: 13shadowqueen@mail.ru ЛАПШИНА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - канд. архитектуры, профессор, e-mail: likhlap@mail.ru
Кафедра проектирования архитектурной среды и интерьера Инженерной школы Дальневосточный федеральный университет Суханова ул., 8, Владивосток, России, 690091
Методика цветопространственного моделирования сценария пешеходных туристических маршрутов
Аннотация: Рассматривается проблема сохранения и использования особенностей природного ландшафта при проектировании рекреационных туристических маршрутов, включающих объекты архитектурного наследия. Пешеходные пути в статусе туристических маршрутов позволят сделать доступными наиболее красивые и привлекательные виды, уникальные ландшафты, памятники архитектуры в черте города или недалеко от него. При проектировании и создании таких маршрутов в рамках проблемы сохранения и преобразования среды жизнедеятельности человека необходимо решить две актуальные задачи: интеграция новых объектов в природную среду и учет требований охраняемых объектов.
В данной работе представлена разработка методики реализации сценария маршрута через выбор приемов цветопространственного моделирования, который составляет ее основу. Такое многовариантное проектирование туристических маршрутов позволяет проектировщику выполнить требования охраны памятников архитектуры и природных объектов. На основе мирового опыта выявлена роль колористического потенциала природного ландшафта в выборе стратегии сценарной организации маршрута. Предложена систематизация приемов использования цветофактурных и пространственных характеристик разнообразных носителей цветности - ландшафта (растительность, геология) и благоустройства (материалы архитектурных конструкций, мощение, арт-объекты). Реализация сценария маршрута через выбор приемов цветопространственного моделирования составляет основу разрабатываемой нами методики многовариантного проектирования туристических маршрутов, позволяющей проектировщику выполнить требования охраны памятников архитектуры и природных объектов. Эта комплексная методика позволяет координировать требования создания комфортной среды пешеходного туристического маршрута, регламентов охраны уникальных объектов природы и архитектуры, а также выбирать наиболее эффектные приемы проектной «подачи» этих объектов. Ключевые слова: туристический маршрут, памятник архитектуры, ландшафт, колористика, сценарий, цветопространственное моделирование, сценарии туристических маршрутов.
Введение
Решение задачи повышения комфортности городской среды часто невозможно или осложняется из-за дефицита зеленых территорий в городской черте. При этом в городе или в пригороде могут находиться памятники истории и архитектуры, уникальные ландшафты, доступ к которым не организован. В этой связи одним из направлений решения проблемы не-
© Шараева Т.П., Лапшина Е.А., 2019
О статье: поступила: 27.12.2018; финансирование: бюджет ДВФУ.
достатка зеленых рекреаций в городах может стать обустройство пешеходных маршрутов в статусе туристических, что сделает доступными уникальные объекты природы и архитектуры для людей. При этом в процессе проектирования необходимо решить ряд актуальных задач: сохранение природного ландшафта, интеграция нового объекта в природную среду и выполнение требований охраны памятников архитектуры. В этой связи при проектировании необходимо координировать требования к благоустройству пешеходного туристического маршрута, регламенты охраны уникальных объектов природы и архитектуры, также уметь выбирать наиболее эффектные приемы проектной «подачи» особенностей природных ландшафтов.
Существующие нормативы для благоустройства туристических маршрутов носят общий рекомендательный характер, например, ГОСТ Р 50681-94 РФ «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» оговаривает, что разработка трасс походов должна осуществляться по территориям с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, установленным в действующей нормативной документации, а также с учетом реальных возможностей развития конкретного вида туризма [1]. Современные исследования развития рекреационной системы за счет организации туристических маршрутов, как правило, связаны с отдельными актуальными аспектами проектирования. Например, Л.Н. Семерикова рассматривает проектирование маршрутов лишь с экономической точки зрения (обеспечение эффективности инвестиций при реализации подобных проектов) [5], а В.С. Григорьев как базовый рассматривает историко-этнографический материал [2]. Е.Г. Кропинова и А.Ю. Анохина подробно исследуют технологию создания маршрута, его конкурентоспособность на основе транспортного обеспечения: выбор марки автобуса или круизного катера [3]. В отечественной практике встречаются случаи грамотного распределения нагрузки на природную территорию, учета местного менталитета и национальных традиций при проектировании туристического маршрута. Например, проект национального парка «Нижняя Кама» в Республике Марий Эл [4]. Удачные проекты такого рода опираются на предпроектные исследования, результаты которых связаны с особенностями природной и культурной ситуации конкретной территории и не могут быть применены где-либо еще. К сожалению, в архитектурной отечественной практике не так часто встречаются примеры глубокого изучения культурной и ландшафтной составляющей осваиваемой территории на предпроектной стадии. Даже знакомство с ландшафтом часто происходит дистанционно, т.е. без непосредственного контакта.
Памятники архитектуры, расположенные за городом или в пригороде, обычно находятся в лесопарковой зоне, которая является их неотъемлемой частью и должна быть объектом охраны в границах визуального бассейна. Регламенты по охранным мероприятиям природного ландшафта как естественного контекста памятников истории, архитектуры и культуры недостаточно четко прописаны. Причина в том, что эта область проектирования находится на стыке ответственности двух различных ведомств - природоохраны и охраны объектов культурного наследия. В этой связи необходим комплексный подход к проектированию туристических маршрутов, координирующий межотраслевые требования.
При всей важности рассмотренных выше исследований методическая основа для проектирования туристического маршрута отсутствует. Мы имеем в виду наличие методики, которая аккумулировала бы современные технологические возможности благоустройства, учитывала особенности психоэмоционального восприятия природного ландшафта, была бы направлена на охрану памятников архитектуры и максимальное использование эстетического потенциала ландшафта. Цель данной статьи - разработка методики цветопространственного моделирования сценария пешеходных туристических маршрутов на основе анализа мирового опыта проектирования ландшафтных объектов.
Для создания такой комплексной методики нам необходимо адаптировать ряд существующих проектных методов в области архитектуры и дизайна для архитектурно-ландшафтного проектирования. Мы имеем в виду прежде всего метод сценарного проектирования, в рамках которого природный ландшафт рассматривается как сценическое простран-
ство с исходной композиционной организацией. Именно в этом «заданном» природой ландшафтном цветопространстве будет разворачиваться сюжетная линия туристического пути.
Рассматривая цветофактурные характеристики ландшафта в сочетании с особенностями пространственной организации как особенности его композиции, можно дать эстетическую оценку территории. Концентрация-рассредоточение этих характеристик по территории природного ландшафта демонстрирует неравномерность их распределения. Метод сценирования, в свою очередь, позволяет учесть характер распределения эстетического потенциала по территории, а также условия восприятия памятников архитектуры и значимых природных объектов для наиболее эффективного использования особенностей природной ситуации при организации пути. Именно сценарный план станет основой для выбора приемов цветопространственно-го моделирования туристического маршрута с учетом охраны природного окружения памятников архитектуры, создания разнофункциональных мизансцен на участках пути с монотонным окружением.
Поэтому при проектировании маршрута в природной среде в первую очередь нужно изучить местность, провести оценку растительности, геологических характеристик, рельефа и других компонентов природной ситуации как факторов, формирующих ее эстетический потенциал. Такой подход можно встретить в зарубежной практике, где работа над проектом начинается чаще всего с обязательного выезда на место для непосредственного контакта с ландшафтом. Примеры - проектные материалы архитектурных бюро Маркса Барфилда (тропа в Кью), Карла Вигго-Хёльмебак (проект «Платформа точек зрения» и др.). Непосредственный контакт с природным ландшафтом необходим не только для того, чтобы проникнуться его духом, понять образ места, но и для составления целого ряда схем и карт, фиксирующих специфичные характеристики территории для дальнейшего использования в сценарном плане туристического пути.
Одна из существенных составляющих эстетического потенциала ландшафта - его колористика с учетом особенностей сезонной цветодинамики [6]. Поэтому необходимо включить как обязательную часть предпроектного анализа составление исходной цветофактурной карты, которая суммирует целый ряд особенностей природной ситуации - дендро-план и его сезонную цветодинамику, уникальные геологические объекты, ориентацию участка, экспозицию склонов и характер цветности их освещения. Наряду с особенностями пространственной организации ландшафта (расположения точек пейзажных панорам, локализация растительности, форм рельефа местности), цветофактурная карта является важным фактором прокладки туристического пути и его сценарной организации.
Проектная концепция благоустройства туристического маршрута, сформированная на основе предпроектного анализа, отвечает на вопросы: будет ли новый объект «растворяться» в окружении или же, наоборот, станет его цветовой доминантой - обогащая, дополняя исходную ситуацию; станет ли средством сглаживания, нивелировки непривлекательных фрагментов ситуации или же средством усиления впечатления от особо ценных объектов. Реализация любой из этих стратегий освоения ландшафта происходит с использованием приемов цветопростран-ственного моделирования.
Подходы и приемы организации туристических путей в мировом опыте
В различных проектах используют широкий спектр приемов сочетания исходной цве-топространственной организации природного ландшафта и их сценарной интерпретации в организации пути. Обзор этого опыта позволит продемонстрировать разнообразие приемов цветопространственного моделирования с использованием различных цветофактурных характеристик строительных материалов и конструкций для благоустройства туристической тропы.
Прогулочный маршрут вдоль реки Пайва в районе Арука, Португалия. Этот маршрут длиной 8 км разместился на сложном горно-холмистом рельефе. Он представляет собой «ползущую» вдоль скал лестницу из деревянных конструкций на опорах. Это помогло объекту органично вписаться в колорит ландшафта, приблизиться тоном к цветовой палитре деревьев и подчеркнуть пластику горных склонов [8] (рис. 1).
Рис. 1. Прогулочный маршрут вдоль реки Пайва в районе Арука, Португалия. Архитектор Марк Томас и инженер Генри Фаган. Фото Nelson Garrido [8].
Тему «растворения» в уникальном природном ландшафте продолжают стеклянные мосты и видовые площадки Китая.
Рис. 2. Тропы парка Чжанцзяцзе, Китай. (Здесь и далее, если не оговорено иначе,
источник иллюстраций: [9]).
Тропа парка Чжанцзяцзе (архитектор Хаим Дотан, мост через каньон в Национальном лесном парке Чжанцзяцзе, Китай) интересна тем, что предлагает своего рода аттракцион: стеклянный мост длинной 430 метров стал ее частью, он считается самым длинным и высоким стеклянным пешеходным мостом в мире. Стеклянные панели, из которых состоит покрытие моста, способствуют головокружительным впечатлениям посетителей, дают им возможность просмотра каньона прямо под ногами. Стальные балки поддерживают структурные стеклянные плиты, которые делают мост «невидимым», чем и достигается эффект дематериализации, максимально снижая вмешательство человека в уникальный пейзаж парка. Этот же прием использован в создании смотровой площадки «Шилинь» (каменный лес), для моста над каньоном Чжанцзяцзе и др. Для большего игрового эффекта на одном из участков моста Чжанцзяцзе
используются особые технологии: под стеклом установлен экран, который в определённый момент имитирует появление трещин [9, Jessica Mairs, 25 August 2016] (рис. 2).
Совершенно другой подход демонстрируют решения пешеходных мостов как цветовых акцентов, дополняющих природный ландшафт. Дорожка Boomslang ботанического сада Кирстенбош (архитекторы Марк Томас и Кристофер Биссет, Кейптаун, Южная Африка), волнообразно изгибающаяся над верхушками деревьев ботанического сада на восточных склонах Столовой горы, сделана из дерева, но благодаря настилу из окрашенных сосновых реек формирует контрастную линию пути. В двух местах путь расширяется, образуя смотровую площадку высоко над верхушками деревьев и одновременно - зону отдыха с деревянными скамейками. Чтобы помочь конструкции «слиться» с окружающей средой, специальная краска, которая способствует росту мха, была нанесена на оцинкованные стальные поверхности. Опоры окружены решеткой, которая обросла со временем горными растениями, сливаясь с окружающей растительностью. Таким образом создается эффект «парения» над кронами деревьев красной ленты дороги [9, Alyn Griffiths , 30 June 2014] (рис. 3).
Рис. 3. Дорожка Boomslang, архитекторы Марк Томас и Кристофер Биссет, Кейптаун,
Южная Африка. Фото Adam Harrower.
Пешеходный мост Та Пум (Tha Pom) в Краби, Таиланд, благодаря выбранному материалу - дереву и структурной конструкции выглядит легко, естественно вырастая из парка мангровых деревьев. Парящая аллея «ТриТопс» (Королевские ботанические сады Кью, близ Лондона, архитектурное бюро Маркс Барфилд) создана в качестве прогулочной и смотровой зоны под пологом деревьев. Пешеходная тропа представляет собой структуру на основе «сетки Фибоначчи», расположенной на конструкции в виде фермы. Большинство элементов конструкции выполнены из стали. Теплый тон конструкций, не столь контрастный, как в Кейптауне, тем не менее не позволяет затеряться тропе на фоне зеленых крон [9, Marcus Fairs, 27 May 2008].
Этот же прием - организация туристического пути над землей - можно наблюдать и в других ситуациях. Например, тропа-инсталляция «Путь в лесу» (от Tetsuo Kondo, Таллинн, Эстония) и Платформа точек зрения (Sohlbergplassen, Viewpoint, Стор-Эльвдал, Норвегия), которые выступают как оформление одной из мизансцен всей сценической организации пути. Платформа представляет собой монументальный арт-объект с активной пластической артикуляцией, но нейтральной ахроматической гаммы (материал - бетон). Прямоугольные отверстия в покрытии платформы позволяют дождю и солнечному свету проникать к поверхности земли, создавая игру света [8, 9, Rose Etherington, 10 October 2011] (рис. 4).
Рис. 4. Организации туристического пути над землей: а - пешеходный мост Та Пум; б - сады Кью; в - путь в лесу; г - Платформа точек зрения.
Парк приключений и спиралевидная башня (Копенгаген, Дания, архитектурная студия EFFEKT) представляют длинную пешеходную дорожку (600 м) со спиралевидной смотровой башней. Непрерывный деревянный пандус-башня (45 м) окружен решеткой из стали. Сетчатая конструкция, структурность и материал сливаются с окружающим естественным цветом леса. Дорожка разделена на части и включает место для отдыха; вольер; петлевые пути и мосты, которые обеспечивают разнообразие точек обзора [9, Lizzie Fison, 13 June 2017] (рис. 5).
Рис. 5. Парк приключений и спиралевидная башня, Копенгаген, Дания.
Прогулочный мост «Пружинка Слинки» (Оберхаузен, Германия, автор - художник-авангардист Тобиас Ребергер) создан по аналогии с детской шагающей пружинкой Слинки. Когда на пешеходную дорожку падает полупрозрачная тень от окружающей листвы, она становится еще ближе к природе, но при этом с природой никогда не сливается. Сама конструкция из светлой стали, а пружина по контрасту - чёрная. Среди ахроматической основы тянется полихромная тропинка пешеходного полотна, вызывая ассоциации с переливами знаменитой игрушки. В вечернее время работает цветная подсветка (рис. 6). Этот пример демонстрирует полихромное решение мизансцены - фрагмента туристической тропы.
Рис. 6. Прогулочный мост «Пружинка Слинки».
«Дикая прогулка» (Wild Walk, Нью-Йорк, США) совмещает несколько перечисленных выше приемов - пешеходный мост, парящий над верхушками деревьев, конусы башен как арт-объекты и аттракцион - веревочная паутина. Мосты опираются на остроконечные башни из предварительно состаренных, проржавевших стальных труб, которые образуют структуру, четко выделяющуюся на фоне зелени и одновременно связанную с темой леса. Цилиндрические элементы опор напоминают стволы окружающих белых сосен, тогда как ржавая сталь кортен была выбрана потому, что она гармонирует с тоном красных сосен. Дорожки ведут посетителей над лесом, среди конусов, обеспечивая различные способы обзора леса [9, Alyn Griffiths, 20 September 2015] (рис. 7).
Рис. 7. «Дикая прогулка» (Wild Walk) Нью-Йорк, США.
Комплекс экологии тропических лесов (Панама, архитектор Л.Б. Шмидт) -образовательное учреждение, но его расположение и решение генплана, связанное с организацией пешеходного пути вокруг озера, представляет интерес с точки зрения использования цветового контраста как приема, подчеркивающего своеобразие ландшафта. Посетители, проходя по тропе в форме круга, наслаждаются окружающим тропическим лесом, его звуками и запахами, панорамой реки [9, Alyn Griffiths, 3 July 2016] (рис. 8).
Рис. 8. Комплекс тропических лесов для экологической пропаганды, Панама.
Эта тропа сочетает функции коридора, моста, общественного пространства; в силу контраста к естественному окружению по геометрии и цвету она выступает в роли арт-объекта. Арки-перголы, по задумке автора, представляют стилизацию изгибов крон пальм, создавая «архитектуру леса» в необычном цветовом воплощении. Выбор активного красного колорита не случаен. История места, связанная со строительством Панамского канала: именно конструкции красного цвета послужили автору идеей использования пропиток для древесины и окраски стали - этот пример демонстрирует самый активный цветовой контраст с окружением.
Рассмотренный ряд примеров показывает многообразие цветопространственных интерпретаций туристической тропы в различных природных ландшафтах. Современная практика демонстрирует решения туристической тропы, продиктованные либо уникальностью ландшафта как экологической ниши, либо расположением вблизи нее памятников архитектуры.
Природный парк водно-болотных угодий в устье трех рек (Liupanshui, Wetland Liupanshui Minghu, провинция Чжэцзянь, Китай, пекинская ландшафтная студия Turenscape) представляет собой полихромное решение, в формировании которого используется колорит цветников, травяных покровов и материалов архитектурных конструкций. Красные и желтые ленты пешеходных мостов контрастны окружению. Выбор цвета не случаен, так как связан с местными традициями танца драконов во время праздника Весны [9, Jessica Mairs, 11 January 2015] (рис. 9).
Проект по регенерации был введен в эксплуатацию местным правительством в рамках кампании по улучшению окружающей среды города. Теперь здесь на месте экологически неблагоприятной территории возвышаются извилистые дорожки и пешеходные мосты, проходящие через водно-болотные угодья на бетонных основаниях, забитых в зоне русла реки. Илистые запруды появляются над поверхностью воды по краям террас - они «поддерживают» цветные пятна посадок, а узкие палубные дорожки и аллеи с деревьями расходятся развилками вокруг карманов воды.
Рис. 9. Природный парк водно-болотных угодий в устье трех рек в провинции Чжэцзянь в Китае.
Набирающий популярность прием рекультивации заболоченных территорий, использование их эстетики, характеризуется созданием полихромной среды с контрастом сезонных изменений колорита растительности. Помимо особенностей ландшафта влияние на цвето-пространственную организацию туристической тропы безусловно оказывают и традиции национальной культуры, но этот аспект остается за рамками нашего исследования (рис. 10).
Рис. 10. Парк, г. Тяньцзинь, Китай.
Рис. 11. Бамбуковый лес Сагано, парк Арасияма.
Рис. 12. Основные приёмы цветопространственного моделирования в сценарной организации пути. Рис. Т.П. Шараевой.
Бамбуковый лес Сагано, парк Арасияма (северо-западная часть префектуры Киото, Япония, XIV век) представляет узкое интерьерное пространство зеленого коридора из бамбука, завершающееся широким раскрытием тропы на акваторию озера (рис. 11). Прием контраста узкого и панорамного пространства при неизменной зеленой палитре окружения дополнен обрамлением тропы из сухого бамбука теплой, охристой палитры, подчеркивающей сочную зелень растительности [9].
Результаты и обсуждение практики организации туристических троп
Итак, в существующей мировой практике организации туристических троп мы можем выделить две принципиально разные стратегии освоения эстетического потенциала природной ситуации. В наиболее ценных ландшафтах, как правило, выбирается прием удаленного, визуального контакта с природой: сооружение видовых площадок-мостов для прогулок туристов. В ландшафтах, обладающих неравномерным, фрагментированным распределением эстетического потенциала, используются приемы привнесения цветового контраста в сценарной организации туристической тропы, особенно на длинных маршрутах.
Сценарная организация туристических троп направлена на корректировку эмоционального восприятия туристов: усиление впечатления от наиболее ценных природных объектов или панорам либо создание впечатлений на монотонных участках пути за счет организации мизансцен. На протяжении всего маршрута проектировщик может применять разнообразные приемы цветопространственного моделирования для создания новых акцентов и привлечения внимания к выбранным пейзажным панорамам и отдельным природным объектам (рис. 12).
Типология приемов цветопространственного моделирования
Изложенное выше позволяет нам предложить следующую типологию приемов цвето-пространственного моделирования для сценирования туристической тропы с учетом особенностей природного ландшафта.
1. Ритм - метр. Изменение рисунка ограждения или мощения за счет цвета и фактуры материалов привлекает внимание зрителя, ориентирует, указывая на выход или ответвление на основном маршруте (рис. 12).
2. Контраст - нюанс. Траектория пути может четко выделяться за счет цветового контраста материалов мощения по отношению к окружению или приближаться к нему на нюансе цвета (рис. 8). Можно усилить эффект «растворения» (рис. 7) или «противопоставления» (рис. 2) материалов благоустройства по отношению к природному окружению за счет сопутствующего контраста или нюанса фактур.
3. Акцент - ориентир. Создание акцентов как ориентиров пути с помощью контрастных к окружению по фактуре и цвету инсталляций, объектов лэнд-арта. Например, «озёра» геометрической формы с использованием зеркала воды или буквально зеркала, полированного камня и т.п. (рисунки 9, 10, 13). Акцентами могут служить природные объекты - отдельные деревья с контрастной к окружению колористикой, уникальные по цветофактуре геологические обнажения и т.п. Особо надо отметить создание арт-объектов («окон», арок), фокусирующих внимание зрителя на определённом направлении, создающих «обрамление» особо эстетически ценным панорамам ландшафта (рис. 8, 13).
4. Изменение условий восприятия. Изменение траектории пути создает разнообразие ракурсов восприятия при движении, фокусирует внимание на значимом объекте или участке пути (рис. 1 ). Смена уровня восприятия с помощью высоких башен, видовых площадок, конструкций с переменными отметками высоты делает представление о ландшафте более полным, вносит разнообразие в движение (рис. 7, 5).
5. Мобильный акцент. Сезонная цветодинамика растительности, а также возможности светового дизайна позволяют создавать систему мобильных (сезонных и вечерних) светоцвето-вых акцентов. Изменение цветности и расположения на территории цветовых акцентов определяет степень контраста сезонного и ночного цветообраза природного ландшафта (рис. 6).
6. Иллюзия множества. Использование зеркал, глади водоёма, светоотражающих материалов для создания иллюзии приумножения объектов (рис. 13).
7. Стирание границ. Создание отверстий для деревьев в полотне моста - как средство стирания границ между мощением и природным окружением. Прием не только сохраняет растительность, но создает впечатление о тропе как созданной самой природой (рис. 13).
Рис. 13. Насыщение тропы арт-объектами.
Включение в основной сценарий мизансцен разнофункционального содержания позволяет разнообразить путь с помощью игровой формы (антрактность), а также изменения ритма движения. Основные функции для создания мизансцен (рис. 14, 15):
1) памятники архитектуры и истории;
2) игровые комплексы;
3) предметные комплексы для отдыха (лавочки, навесы, амфитеатры);
4) площадки для пикников;
5) санитарные остановки;
6) экспозиции арт-объектов;
7) смотровые площадки.
Рис. 14. Функциональное наполнение мизансцен основного сценария туристической тропы.
Рис. Т.П. Шараевой.
Рис. 15. Объекты функционального наполнение мизансцен.
Фототаблица составлена Т.П. Шараевой.
Отдельно необходимо отметить возможности перечисленных приемов для организации подхода, восприятия и нивелировки дисгармонирующих объектов в охранных зонах памятников архитектуры. Например, за счёт регулирования высоты конструкции тропы меняется угол обзора памятника или создается возможность обзора с необычных ракурсов. Для выделения силуэта памятника можно создавать «живой» фон из растительности, контрастной по отношению к материалу архитектурных объектов, а используя цветодинамику растительности, «обновлять» (по сезонам) образ архитектурного объекта. Приём «окна» или «арки» позволяет фиксировать видовую точку (рис. 16), а использование технологий вертикального озеленения или лесополос создает условия для изоляции дисгармонирующих элементов в визуальном бассейне объекта охраны.
Рис. 16. Приемы архитектурно-ландшафтной организации охранной зоны памятников архитектуры. Рис. Т.П. Шараевой.
Изменяя сценарную организацию доступа к архитектурному объекту-памятнику, можно влиять на характер его восприятия в природном ландшафте. Эта организация включает:
- постепенное раскрытие по мере приближения;
- полное сокрытие от глаз пешехода до подхода;
- доминирование, поляризующее пространство природного ландшафта;
- мерцающее раскрытие сквозь крону деревьев то одной, то другой части объекта.
Владивостокская крепость:
приемы цветопространственного моделирования
Использование приемов цветопространственного моделирования в сценарной организации туристического маршрута можно рассмотреть на примере объектов Владивостокской крепости. В состав береговой батареи № 901 на острове Попова (фортификационные сооружения построены в 1932-1933 гг.) входит командно-дальномерный пункт, расположенный на вершине горы Попова, огневая точка дислокации, расположенная в глубокой лощине, и доты (рис. 17).
Рис. 17. Остров Попова, схема фортификационных сооружений.
Рис. Т.П. Шараевой.
На данный момент доступ к этим объектам затруднен. Кроме того, восприятие объектов крепостных сооружений имеет свою специфику: они спрятаны в формах ландшафта. Очевидна необходимость применения здесь специальных приемов для организации туристической тропы, учитывающих особенности охраняемых объектов. Например, поднятые конструкции - для преодоления оврагов или организации видовых точек, - зеленые туннели (при переходе из ин-терьерного пространства лесного массива на открытую местность) на выходе - для большего эффекта. Если объект находится на уступе скалы или через овраг, логично наряду с пешеходными мостами создавать различные формы преодоления препятствий, используемых в военно-спортивных играх. В зоне открытого ландшафта (поле), поднимая и опуская конструкции пути, получаем возможность менять точку обзора и видеть объект крепости издалека. С помощью насаждений канадского клёна, барбариса, форзиции, шиповника, рододендрона можно создать сезонные ориентиры для поиска места расположения объекта крепости. Сами же объекты крепости стоит благоустроить с использованием инсталляций, восстанавливающих исторические события (муляжи орудий, предметов быта и т.п.).
Заключение
Итак, в рамках разработанной нами методики цветопространственного моделирования сценария пешеходных туристических маршрутов мы адаптировали сценарную организацию к задачам архитектурно-ландшафтного проектирования туристической тропы, включающей уникальные объекты архитектуры и природы. Эта методика позволила использовать приемы цветопространственного моделирования для создания комфортной среды туристического маршрута, не противоречащие требованиям охраны памятников архитектуры и природы, что позволяет не только учесть особенности природной ситуации, неравномерность распределения эстетического потенциала по территории, но и предлагает приемы дематериализации, нивелировки дисгармонирующих объектов, которые нарушают визуальный бассейн охраняемых объектов. Сценирование обладает необходимой маневренностью для создания максимального эффекта при «подаче» наиболее ценных объектов ландшафта и архитектурных памятников, создания нужных ракурсов их восприятия, а также избавляет от монотонности, создавая мизансцены с элементами интерактивности, игры, чередуя активные и пассивные формы проведения досуга. Кроме организации основного движения по маршруту сценарный подход предполагает создание мизансцен с различной функцией, что обеспечивает комфорт и разнообразие туристического пути.
На основе обзора опыта архитектурно-ландшафтного проектирования мы продемонстрировали широкие возможности использования приемов цветопространственного моделирования для реализации различных сценариев туристического пути, связанных с особенностями охраняемых объектов природы и архитектуры. Мы предложили типологию приемов организации композиционного взаимодействия природного ландшафта, памятников архитектуры и проектируемого туристического маршрута с использованием их цветофактурных и пространственных характеристик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200010008 (дата обращения: 09.10.2018).
2. Григорьев В.С. Исторический дискурс в контексте международного туристического маршрута «Великий волжский путь» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 11. С. 53-55. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2013/11/ (дата обращения: 20.12.2018).
3. Кропинова Е.Г., Анохина А.Ю. Разработка новых трансграничных водных маршрутов в юго-восточной Балтике: методика и практика // Балтийский регион. 2014. № 3(21). С. 145-162. URL: https://journals.kantiana.ru/baltic_region/1819/5309/ (дата обращения: 18.11.2018).
4. Сахбиева Л.А. К методике проектирования экологических маршрутов в лесных экосистемах НП «Нижняя Кама»: проблемы, перспективы, практический подход // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2009. Т. 18, № 2. С. 78-82. URL: http:// www.ssc.smr.ru/media/joumals/samluka/2009/18_2_13.pdf (дата обращения: 04.11.2018).
5. Семеркова Л.Н. Проектирование туристических маршрутов как направление повышения конкурентоспособности национальной туристической индустрии // Известия вузов. Поволжский регион. 2016. № 3. С. 216-219. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-turistskih-marshrutov-kak-napravlenie-povysheniya-konkurentosposobnosti-natsionalnoy-turistskoy-industrii (дата обращения: 04.12.2018).
6. Цвет в пространстве города: сб. ст. / под ред. Ю.А. Грибер. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. 156 с.
7. Carl-Viggo Halmebakk. Sohlbergplassen Viewpoint. Archdaily. URL: https://www.archdaily.-com/485946/sohlbergplassen-viewpoint-carl-viggo-holmebakk - 30.11.2018.
8. Designboom. Nelson Garridodocumentes the dizzying paiva walkways in Portugal. URL: https://www.designboom.com/art/nelson-garrido-paiva-walkways-portugal-photography-04-24-2016. - 26.12.2018.
9. Dezeen. 2015-2019. URL: https://www.dezeen.com. - January-March, 2019.
FEFU: SCHOOL of ENGINEERING BULLETIN. 2019. N 2/3
Reconstruction of Historical and Architectural Heritage www.dvfu.ru/en/vestnikis
DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2019-2-15
Sharaeva T., Lapshina E.,
TAIS SHARAEVA, Master's Degree, e-mail: 13shadowqueen@mail.ru
EVGENIYA LAPSHINA, Candidate of Architecture, Professor, e-mail: likhlap@mail.ru
Department of Achitectural Environment and Interior Design
School of Engineering
Far Eastern Federal University
8 Sukhanova St., Vladivostok, 690091, Russia
Color-spatial modeling of hiking walkways scenario
Abstract: Improvement of tourist routes as pedestrian paths in the suburbs and urban forest park areas can be one of the directions for the development of the recreational system of cities. The article deals with the problem of preserving and using the peculiarities of the natural landscape when designing a recreational tourist route. The authors justify the necessity of creating a methodological base for designing a tourist route; accumulating modern technological capabilities and taking into account the peculiarities of the psycho-emotional perception of the natural landscape. To create such a methodology, a scenario method for architectural landscape design has been adapted. The choice of the method determined the view of the natural landscape as a stage space with the original compositional organization. A review of the practice of designing pedestrian routes revealed the role of the coloristic component of the aesthetic potential of the natural landscape in the choice of strategy for the scenario organization of the route. The authors proposed systematization of techniques for using color-textured and spatial characteristics of various carriers of chromaticity - landscape (vegetation, geology) and landscaping (materials of architectural structures, paving, and art objects). The use of color contrast-nuance allows standing out or dissolving in a natural environment, creating accents, reference points, setting the rhythm of movement, and changing the condition of perception in space diversifies. Keywords: tourist route, landscape, natural color, script, color-spatial modeling.
REFERENCES
1. GOST R 50681-94. URL: http://www.docload.ru/Basesdoc/4/4812/index.htm - 09.10.2018.
2. Grigoriev V.S. Historical discourse in the context of the international tourist route "The Great Volga Route". Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. 2013;11:53-55. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2013/11/ -20.12.2018.
3. Kropinova E.G., Anokhina A.Yu. Development of new transboundary water routes in the southeastern Baltic: methods and practices. Baltic Region. 2014;3:145-162. URL: https://journals.kantia-na.ru/baltic_region/1819/5309/ - 18.11.2018.
4. Sakhbiev L.A. On the methodology of designing ecological routes in forest ecosystems of NP "Nizh-nyaya Kama": problems, prospects, practical approach. Samara Luka: problems of regional and global ecology. Samara Luka. 2009(18);2:78-82. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/samluka/-2009/18_2_13.pdf - 04.11.2018.
5. Semerkov L.N. Designing tourist routes as a direction for increasing the competitiveness of the national tourism industry. News of Higher Educational Institutions. Volga Region. 2016;3:216-219. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-turistskih-marshrutov-kak-napravlenie-povys-heniya-konkurentosposobnosti-natsionalnoy-turistskoy-industrii - 04.12.2018.
6. Color in the city space: Sat. Art. Ed. Yu.A. Griber. Smolensk, Publishing House of Smolensk State University, 2015. 156 p.
7. Carl-Viggo H0lmebakk. Sohlbergplassen Viewpoint. Archdaily. URL: https://www.archdai-ly.com/485946/sohlbergplassen-viewpoint-carl-viggo-holmebakk - 30.11.2018.
8. Designboom. Nelson Garridodocumentes the dizzying paiva walkways in Portugal. URL: https://www.designboom.com/art/nelson-garrido-paiva-walkways-portugal-photography-04-24-2016.- 26.12.2018.
9. Dezeen. 2015-2019. URL: https://www.dezeen.com. - January-March, 2019.