Научная статья на тему 'Методика тренировочного процесса начинающих спортсменов-инвалидов с церебральным параличом в русском жиме'

Методика тренировочного процесса начинающих спортсменов-инвалидов с церебральным параличом в русском жиме Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
277
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHODOLOGY / СПОРТСМЕН-ИНВАЛИД С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ / ATHLETE WITH LOCOMOTIVE DISABILITIES / РУССКИЙ ЖИМ / RUSSIAN PRESS / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корнева М.А., Махов А.С.

В работе представлены мотивы и требования спортсменов-инвалидов с церебральным параличом к тренировочному процессу по русскому жиму, оценивался исходный уровень их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Полученные данные послужили ориентирами для создания методики спортивной тренировки в подготовительном периоде спортсменов с церебральным параличом в русском жиме. Структурными основаниями методики выступают научно обоснованные и адекватные характеристики контингента занимающихся, отдельные физические упражнения и тематические блоки физических упражнений с присущими им параметрами нагрузки и отдыха, структурные блоки одного занятия, целостные занятия, микроциклы тренировок по русскому жиму, а также их дидактическое сопровождение. В ходе проектирования и апробации экспериментальной методики тренировки нами были сформулированы методико-практические рекомендации, характеризующие специфику и обусловливающие эффективность тренировочного процесса в подготовительном периоде инвалидов с церебральным параличом. Представленный в статье анализ научно-методической литературы и данные собственных исследований позволяют уверенно говорить об эффективности методики тренировочного процесса по русскому жиму среди инвалидов с церебральным параличом и повышении их физической кондиции в подготовительном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корнева М.А., Махов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training methodology for beginner athletes with cerebral palsy in Russian press

The work contains motives and requirements of athletes with locomotive disabilities to their training process in Russian press. The level of their physical development, functional status and physical fitness were evaluated. The obtained data served as a reference point for elaborating the sports training methodology at the preparatory stage of Russian press training for athletes with locomotive disabilities. The structural basis of the methodology is formed by the science-based and adequate characteristics of the contingent of trainees, particular physical exercises and topical units of physical exercises with the load and rest parameters typical for them, structuring units of one training session, integral training sessions, macrocycles of Russian press training, and their didactic support. During the development and approbation of the experimental methodology of training we designed methodical and practical recommendations characterizing the specific nature and determining the effectiveness of training of athletes with cerebral palsy in the pre-season. The analysis of the scientific and methodical literature and the data obtained during the in-house study confirm the effectiveness of the methodology of Russian press training for athletes with cerebral palsy and improvement of their physical fitness in the pre-season.

Текст научной работы на тему «Методика тренировочного процесса начинающих спортсменов-инвалидов с церебральным параличом в русском жиме»

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ-ИНВАЛИДОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В РУССКОМ ЖИМЕ

УДК/UDC 796.077-056.266

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

Поступила в редакцию 20.07.2014 г.

Соискательница М.А. Корнева1

Доктор педагогических наук, профессор,

член Паралимпийского комитета России А.С. Махов2

1 Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя

2 Российский государственный социальный университет, Москва

TRAINING METHODOLOGY FOR BEGINNER ATHLETES WITH CEREBRAL PALSY IN RUSSIAN PRESS

Candidate M.A. Korneva1

Associate professor, Ph.D., member of Russian Paralympic committee of Russia A.S. Makhov2

1 Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya

2 Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo

Аннотация

В работе представлены мотивы и требования спортсменов-инвалидов с церебральным параличом к тренировочному процессу по русскому жиму, оценивался исходный уровень их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Полученные данные послужили ориентирами для создания методики спортивной тренировки в подготовительном периоде спортсменов с церебральным параличом в русском жиме. Структурными основаниями методики выступают научно обоснованные и адекватные характеристики контингента занимающихся, отдельные физические упражнения и тематические блоки физических упражнений с присущими им параметрами нагрузки и отдыха, структурные блоки одного занятия, целостные занятия, микроциклы тренировок по русскому жиму, а также их дидактическое сопровождение. В ходе проектирования и апробации экспериментальной методики тренировки нами были сформулированы методико-практические рекомендации, характеризующие специфику и обусловливающие эффективность тренировочного процесса в подготовительном периоде инвалидов с церебральным параличом. Представленный в статье анализ научно-методической литературы и данные собственных исследований позволяют уверенно говорить об эффективности методики тренировочного процесса по русскому жиму среди инвалидов с церебральным параличом и повышении их физической кондиции в подготовительном периоде.

Ключевые слова: методика, спортсмен-инвалид с церебральным параличом, русский жим, тренировочный процесс.

Annotation

The work contains motives and requirements of athletes with locomotive disabilities to their training process in Russian press. The level of their physical development, functional status and physical fitness were evaluated. The obtained data served as a reference point for elaborating the sports training methodology at the preparatory stage of Russian press training for athletes with locomotive disabilities.

The structural basis of the methodology is formed by the science-based and adequate characteristics of the contingent of trainees, particular physical exercises and topical units of physical exercises with the load and rest parameters typical for them, structuring units of one training session, integral training sessions, macrocycles of Russian press training, and their didactic support. During the development and approbation of the experimental methodology of training we designed methodical and practical recommendations characterizing the specific nature and determining the effectiveness of training of athletes with cerebral palsy in the pre-season.

The analysis of the scientific and methodical literature and the data obtained during the in-house study confirm the effectiveness of the methodology of Russian press training for athletes with cerebral palsy and improvement of their physical fitness in the pre-season.

Keywords: methodology, athlete with locomotive disabilities, Russian press, training process.

Введение. Согласно статистическим данным за 2013 г количество людей, которым присвоена инвалидность той или иной степени, в России составляет 12,8 млн человек. Это 9,2 % всего населения страны, насчитывающего более 143 млн человек. К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. Их численность растет примерно на 1 млн в год. В связи с ростом числа инвалидов возрастает роль государственных, общественных, социальных и других институтов, обеспечивающих условия жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из значимых факторов для социальной адаптации и интеграции инвалидов в различные сферы жизнедеятельности являются адаптивная физическая культура и спорт. Среди инвалидов проводятся чемпионаты Европы и мира

по различным видам спорта, Паралимпийские игры. Сегодня достижения спортсменов с ограниченными возможностями иногда приближаются к олимпийским рекордам [1]. Одной из новых форм вовлечения людей с ограниченными возможностями в занятия физическими упражнениями и спортом, их социальной адаптации и повышения спортивного мастерства стал набирающий обороты в стране в целом и в Ивановской области в частности, вид спорта - русский жим.

Русский жим - это поднятие штанги определенного веса в соответствии с установленными правилами, максимальное количество повторений и неиспользование различных «жи-мовых» рубашек [7]. Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата существует несколько вариантов соревновательных версий в русском жиме:

- «чертова дюжина» - участники поочередно выполняют по три зачетных подхода к весу, который определяют самостоятельно. В зачет идет результат не менее 8 и не более 13 повторений. Участник имеет право в каждом следующем подходе оставлять вес из предыдущего подхода или изменять его в любую (как в большую, так и в меньшую) сторону. Итоги подводятся по коэффициенту атлетизма, который вычисляется путем деления суммарного тоннажа всех трех подходов на собственный вес участника;

- «жимовой марафон» - участники выполняют по 3 зачетных подхода к фиксированному весу номинации, которую выбирают самостоятельно. В зачет идет результат не менее 8 повторений в каждом подходе. Итоги подводятся по коэффициенту атлетизма, который вычисляется путем деления суммарного тоннажа всех трех подходов на собственный вес участника. В случае равного коэффициента выигрывает спортсмен, поднявший больший тоннаж;

- «классический русский жим» - каждый из мужчин имеет право выбрать фиксированный вес штанги: 35, 55, 75 кг У женщин вес штанги 25 и 35 кг

Такой вид спорта, как русский жим, является доступным видом физических упражнений для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Однако в практике физической подготовки спортсменов-инвалидов использованию упражнения жима лёжа уделяется недостаточно внимания, отсутствуют методики тренировок по русскому жиму. Данная проблема в полной мере характерна и для системы тренировочного процесса инвалидов с церебральным параличом.

Методика и организация исследования. Для решения данной проблемы на первом этапе исследования нами были проведены: анализ специальной литературы, педагогические наблюдения, анкетирование 28 педагогов, работающих в системе адаптивного физического воспитания, опросы и обследования 34 инвалидов с заболеванием церебральным параличом в возрасте от 25 до 30 лет, осуществляющих спортивную деятельность в спортивных клубах инвалидов Ивановской области [5].

Исследовались мотивы и требования спортсменов-инвалидов с церебральным параличом к тренировочному процессу по русскому жиму. Оценивался исходный уровень их физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Полученные данные послужили ориентирами для создания методики спортивной тренировки в подготовительном периоде спортсменов с церебральным параличом в русском жиме.

На втором этапе проводилось построение указанной методики тренировок: подбирались адекватные характеристикам контингента испытуемых, физические упражнения, объём и интенсивность физических нагрузок, средства и методы обучения, обеспечения наглядности, общения и взаимодействия педагогов и занимающихся, разрабатывались планы-схемы отдельных тренировок и микроциклы.

Третий этап был посвящен педагогическому эксперименту, цель которого состояла в оценке эффективности предложенной методики тренировочного процесса, спортсменов с церебральным параличом в русском жиме.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенных исследований позволили нам:

- разработать методику спортивной тренировки в подготовительном периоде спортсменов-инвалидов с церебральным параличом, в основе которой лежат добровольные систематические занятия физическими упражнениями, обеспечивающие поддержание и повышение уровня здоровья, реальный путь к самоутверждению, социальной адаптации и интеграции в общество, получение новых впечатлений, коррекцию телосложения и ведение здорового образа жизни [3];

- утверждать, что методика тренировочного процесса по русскому жиму спортсменов с церебральным параличом становятся эффективной, если выполняются их требования к наличию: необходимой инфраструктуры, материально-техническому обеспечению, специальных программ (методик) при обязательном использовании индивидуального подхода к спортсменам с учётом их нозологии [2];

- утверждать, что тренировочный процесс инвалидов с церебральным параличом становится эффективной методикой, если он:

а) спроектирован с опорой на подходы: генетический, антропологический системный, личностно-деятельностный, прогностический, нормативно-ориентированный подход;

б) базируется на общих принципах физической культуры, принципах адаптивной физической культуры, общих (универсальных) и специальных принципах управления развитием адаптивного спорта: системности; оптимальности и эффективности; научной обоснованности и адекватности; сочетания в управлении общественных и государственных интересов и интересов и потребностей лиц с ограниченными возможностями; рациональной централизации; регламентации управленческой деятельности; обратной связи; гуманизации; государственной поддержки; основных положениях концепции управления развитием адаптивного спорта в России [4, 6];

в) реализуются через индивидуализацию содержания, форм, средств и методов достижения и повышения соматического и психического здоровья и физической дееспособности, строятся с учётом особенностей функционального состояния, физической подготовленности, телосложения, уровня здоровья (включая нозологию, степень патологии и характер иных заболеваний). Структурными основаниями методики выступают научно обоснованные и адекватные характеристики контингента занимающихся, отдельные физические упражнения и тематические блоки физических упражнений с присущими им параметрами нагрузки и отдыха, структурные блоки одного занятия, целостные занятия, микроциклы тренировок по русскому жиму, а также их дидактическое сопровождение.

Указанная тренировка состоит из 4 частей: подготовительной (25 мин), включающей общеразвивающие упражнения, разминочные упражнения, включая упражнения на тренажёрах; основной (75 мин), состоящей из 3 блоков силовых упражнений со штангой: 1) вес штанги, равный 65 % собственного веса, 2 подхода по 10 раз, 2) вес штанги, равный 67 % собственного веса, 3 подхода по 8 раз, 3) вес штанги, равный 68 %% собственного веса, 3 подхода по 6 раз, 4) заминка, включающая дожим (штанга не опускается до груди) с весом 70-80 %% от максимального веса на тренировке от 3 до 5 повторений; заключительной (20 мин), включающей дыхательные упражнения и упражнения на растяжку. Выбор процентного соотношения веса штанги к собственному весу объясняется максимальным весом соревновательной номинации для данной весовой категории спортсмена (75 кг).

В недельном микроцикле тренировки кроме представленного первого дня силовой тренировк, проводятся ещё две силовые тренировки. На второй тренировке вес штанги уменьшается до 45 кг (минимальный вес соревновательной номинации) и количество упражнений сокращается вплоть до отказа спортсмена от их выполнения. На третьей тренировке упражнения выполняются с весом штанги, меньшим собственного веса, в три этапа с тремя подходами и тремя повторениями. На первом этапе вес штанги равен 70 %% собственного веса, на втором - 72 %% собственного веса, на третьем - 73 %% собственного веса.

В конце педагогического эксперимента, посвященного оценке эффективности предложенной методики спортивной тренировки в подготовительном периоде, масса тела испытуемых увеличилась в среднем на 2,61 кг (р<0,05) за счёт уве-

48

http://www.teoriya.ru

№ 3 • 2015 Март | МагсИ

личения мышечной массы. У тренирующихся существенно улучшились показатели телосложения, что выразилось в уменьшении окружности талии на 3,6 см (р<0,05) и окружности груди на 2,7 см (р<0,05). У участников эксперимента на 149 мл (р<0,01) выросли показатели жизненной ёмкости лёгких, на 5 уд/мин (р>0,05) снизилась ЧСС в состоянии покоя. Существенно улучшились результаты функциональных тестов: в пробе Штанге - на 7,2 с (р<0,05), в пробе Генча - на 4,8 с (р<0,05). Спортсмены повысили свои результаты в тестовых упражнениях, позволяющих оценить их физическую подготовленность в сгибании и разгибании рук в упоре лёжа, - в 3,6 раза (р<0,05), поднимании туловища из положения лёжа на спине за 1 мин - в 5,36 раза (р<0,05), сгибании и разгибании рук в висе на низкой перекладине - в 2,86 раза (р<0,05), поднимании штанги с максимальным весом - в 2,16 раза (р<0,05), а также силы кисти (динамометрия) - 4,3 % (р<0,05).

В ходе проектирования и апробации экспериментальной методики тренировки нами были сформулированы методико-практические рекомендации, характеризующие специфику и обусловливающие эффективность тренировочного процесса в подготовительном периоде инвалидов с церебральным параличом. В их числе:

а) применение качественного специализированного тренажёрного оборудования, инвентаря (специальной скамьи), адаптированного к специфике нозологии спортсменов-инвалидов;

б) использование специальной экипировки (комбинезонов, ремней);

в) применение специальной методики подготовки спортсменов-инвалидов в подготовительном периоде с учётом индивидуальных особенностей их нозологии;

г) использование индивидуального подхода к спортсменам-инвалидам в процессе тренировки;

д) реализация процессов контроля и самоконтроля за ростом результатов, состоянием и уровнем удовлетворённости занимающихся;

е) формирование тренером определённой психологической обстановки, при которой у спортсменов-инвалидов возрастает мотивация к занятиям русским жимом;

ж) обязательное исправление ошибок, уточнение отдельных элементов при выполнении упражнения.

Вывод. Анализ научно-методической литературы и данные собственных исследований позволяют говорить об эффективности методики тренировочного процесса по русскому жиму среди инвалидов с церебральным параличом и повышении у них физической подготовленности в подготовительном периоде.

Литература

1. Евсеев С.П. Анализ единой всероссийской спортивной классификации по игровым спортивным дисциплинам адаптивного спорта / С.П. Евсеев, Н.Н. Аксёнова // Адаптивная физическая культура. - 2012. - Т. 51. - № 3. - С. 7-14.

2. Корнева, М.А. Анализ требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н. Степанова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 48-53.

3. Корнева, М.А. Особенности мотивации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к участию в тренировочном процессе по русскому жиму / М.А. Корнева, А.С. Махов, О.Н. Степанова // Теория и практика физ. культуры. - 2014.

- № 6. - С. 47-51.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 544 с.

5. Махов, А.С. Концепция управления развитием адаптивного спорта в России / А.С. Махов // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 96-101.

6. Махов, А.С. Принципы управления развитием адаптивного спорта в России / А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. -2013. - № 7. - С. 34-37.

7. Федерация русского жима [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rusgym.ru/ (дата обращения: 16.04.2014).

References

1. Evseev, S.P. Analiz edinoy vserossiyskoy sportivnoy klassifikatsii po igrovym sportivnym distsiplinam adaptivnogo sporta (Analysis of the unified all-Russian sports classification on game sports disciplines in adaptive sport) / S.P. Evseev, N.N. Aksenova. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. - 2012. - P. 51. - № 3. - P. 7-14.

2. Korneva, M.A. Analiztrebovaniysportsmenov-invalidovsporazheniem oporno-dvigatel'nogo apparata k organizatsii i provedeniyu trenirovochnogo protsessa v russkom zhime (Analysis of requirements of athletes with locomotive disabilities to organization and conduct of training process in Russian press) / M.A. Korneva, A.S. Makhov, O.N. Stepanova. Uchenyezapiskiuniversiteta imeniP.F. Lesgafta. - 2014.

- № 1 (107). - P. 48-53.

3. Korneva, M.A. Osobennosti motivatsii sportsmenov-invalidov s porazheniem oporno-dvigatel'nogo apparata k uchastiyu v trenirovochnom protsesse po russkomu zhimu (The features of motivation of athletes with locomotive disabilities to Russian press training) / M.A. Korneva, A.S. Makhov, O.N. Stepanova. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2014. - № 6. - P. 47-51. (In Russian)

4. Matveev, L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury (Theory and Methodology of Physical Culture): textbook. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1991. - 544 P.

5. Makhov, A.S. Kontseptsiya upravleniya razvitiem adaptivnogo sporta v Rossii (The concept of management of development of adaptive sport in Russia) Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. -2013. - № 2 (96). - P. 96-101.

6. Makhov, A.S. Printsipy upravleniya razvitiem adaptivnogo sporta v Rossii (The principles of management of development of adaptive sport in Russia) Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2013. - № 7. - P. 34-37. (In Russian)

7. Federatsiya Russkogo zhima (Federation of Russian Press) [Electronic resource]. - Available at: http:// rusgym.ru/ (Accessed: 16.04.2014).

ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

26 февраля 2015 года в Набережночелнинском филиале Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма состоялась защита диссертации Полевого Г.Г. на тему: «Развитие специфических координационных способностей футболистов 11-12 лет с учетом особенностей проявления свойств нервной системы» .

Официальными оппонентами выступили:

Сальников В.А. - доктор педагогических наук, профессор Омского автобронетанкового инженерного института (филиал) ФГКВОУ ВПО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва» Минобороны РФ), г. Омск.

Кожевников В.С. - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова».

Научная новизна исследования:

- выявлены и научно обоснованы виды специфических координационных способностей, имеющие существенное значение для эффективного овладения технико-тактическими приемами и повышения результативности соревновательной деятельности в футболе;

- установлены особенности взаимосвязей показателей координационных способностей с показателями кондиционных способностей и психических процессов у футболистов 11-12 лет, имеющих различные особенности проявления свойств нервной системы, и определены ведущие специфические координационные способности у разных групп футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.